Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2007 г. по делу № А71-2278/2007-А25

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2007 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи Е.А. Бушуевой,
при ведении судьей протокола судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике, г. Ижевск,
к открытому акционерному обществу "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта", г. Ижевск,
о привлечении к административной ответственности,
с участием представителей сторон по доверенностям:
от заявителя - Рейх В.А.,
от лица, привлекаемого к ответственности, - Каргин А.В.
Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (далее - ОАО "ИПОПАТ") к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование требования заявитель указал, что ОАО "ИПОПАТ" при организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом не соблюдаются требования законодательства о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, то есть обществом нарушены условия лицензии, выданной на перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Осуществление ОАО "ИПОПАТ" предпринимательской деятельности (перевозки пассажиров автомобильным транспортом) с нарушением условий лицензии является основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Ответчик факт правонарушения не признал, указав в отзыве, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, так как проверкой установлены совершенные в феврале 2007 года нарушения условий лицензии № АСС-18-028790, выданной 19 марта 2007 г.; в протоколе об административном правонарушении от 04.04.2007 г. № 008059 в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ отсутствуют объяснения представителя лица, привлекаемого к ответственности, либо запись лица, составившего протокол, об отказе представителя лица, привлекаемого к ответственности, от дачи объяснений. Кроме того, форма акта проверки от 04.04.2007 г. № 702038 и предписания от 04.04.2007 г. № 702038 не соответствуют требованиям, которые установлены приказом Минтранса от 18.12.2006 г. № 153 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек".
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
На основании приказа руководителя Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике от 21.03.2007 г. № 216 в период с 27 марта 2007 года по 4 апреля 2007 года проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий открытым акционерным обществом "ИПОПАТ" по адресу: г. Ижевск, ул. Буммашевская, д. 5.
В ходе проверки установлено, что ОАО "ИПОПАТ" при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в нарушение подп. "б", "в" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, не соблюдается режим труда и отдыха водителей.
Водителями автобусов при работе за февраль 2007 года нормальное число рабочих часов превышено в общем на 152 часа. Так, водитель первой бригады первой колонны Семакин А.Ф. работал в феврале 193,5 часа. Водитель первой бригады первой колонны Лихачев С.Ю. работал в феврале 181,8 часа.
Водители автобусов при работе превышают продолжительность ежедневной работы (смены), которая ограничена 12 часами. За февраль 2007 года водитель первой бригады первой колонны Соловьев В.Г. работал 5 смен с превышением продолжительности ежедневной смены (1, 8, 13, 14, 15 февраля 2007 года продолжительность рабочих смен составила соответственно 13,7; 13,7; 13,1; 12,7; 12,6 часа), водитель третьей колонны Соколов А.В. работал 4 смены с превышением продолжительности ежедневной смены (1, 10, 16, 14 февраля 2007 года продолжительность рабочих смен составила по 14,1 часа в смену).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 04.04.2007 г. № 702038.
Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике выдано ответчику предписание от 04.04.2007 г. № 702038 об устранении указанных нарушений в срок до 5 мая 2007 года.
4 апреля 2007 г. инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике составлен протокол об административном правонарушении № 008059 по факту осуществления ОАО "ИПОПАТ" предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО "ИПОПАТ", направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является основанием для привлечения к административной ответственности в виде взыскания штрафа.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие лицензионных требований и условий как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а также лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637.
В соответствии с подпунктами "б", "в" пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в частности, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 г. № 15 утверждены "Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", пунктами 2.3.5, 2.3.6, 2.6.2 которых предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения условий для соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; ведут учет рабочего времени водителей; показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей (п. 3 Положения).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (п. 7 Положения).
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (п. 8 Положения).
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (п. 9 Положения).
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работника.
ОАО "ИПОПАТ" на основании лицензии от 19.03.2007 г. № АСС-18-028790 сроком действия до 18.03.2012 г. осуществляется перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Как следует из материалов дела, ОАО "ИПОПАТ" в феврале 2007 года осуществляло учет рабочего времени водителей путем суммированного исчисления рабочего времени продолжительностью учетного периода один месяц. Проверкой правомерно установлено, что за февраль 2007 года ОАО "ИПОПАТ" не соблюдался режим труда и отдыха водителей, так как часы работы водителей Семакина А.Ф., Лихачева С.Ю. составили соответственно 193,5 и 181,8 часа в месяц и превысили нормальное число рабочих часов за месяц; продолжительность рабочих смен водителей Соловьева В.Г., Соколова А.В. составила более 12 часов и превысила нормальную продолжительность ежедневной смены.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что при осуществлении ОАО "ИПОПАТ" предпринимательской деятельности (перевозки пассажиров автомобильным транспортом) нарушены условия, предусмотренные выданной на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом лицензией.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ является основанием для привлечения к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а не статья 14.16.

Таким образом, ОАО "ИПОПАТ" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Учитывая, что правонарушение совершено впервые, ОАО "ИПОПАТ" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 30000 руб.
Не принят судом довод ответчика о том, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, так как проверкой установлены нарушения условий лицензии № АСС-18-028790, выданной ответчику только 19 марта 2007 г., а совершены нарушения в феврале 2007 года, т.е. до даты выдачи лицензии.
Согласно п.п. 1.1, 1.7 Устава открытое акционерное общество "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" создано в процессе приватизации путем преобразования государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта". ОАО "ИПОПАТ" является правопреемником ГУП "ИПОПАТ".
Свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 02.03.2007 г. внесена запись о создании открытого акционерного общества "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" путем реорганизации в форме преобразования. В силу ст. 57 Гражданского кодекса РФ с 02.03.2007 г. деятельность реорганизованного ГУП "ИПОПАТ" прекращена.
Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике в период с 27.03.2007 года по 04.04.2007 года проводилась проверка соблюдения лицензионных требований и условий ОАО "ИПОПАТ". Выявленные при проверке нарушения лицензионных требований за февраль 2007 года совершены ГУП "ИПОПАТ", правопреемником которого является ОАО "ИПОПАТ".
В соответствии с п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Таким образом, к вновь созданному ОАО "ИПОПАТ" перешли права и обязанности реорганизованного ГУП "ИПОПАТ".
Государственным унитарным предприятием Удмуртской Республики "ИПОПАТ" осуществлялась перевозка пассажиров автомобильным транспортом на основании выданной 26.12.2003 года лицензии № АСС-18-027570 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 04.01.2009 года.
При осуществлении лицензируемой деятельности за проверяемый период - за февраль 2007 года, ГУП "ИПОПАТ" обязано было соблюдать лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, установленные Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637. В том числе предприятие в силу подп. "б", "в" пункта 4 указанного Положения обязано соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров; установленные ст. 20 Федерального закона о безопасности дорожного движения основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
За несоблюдение указанных лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ГУП "ИПОПАТ" должно нести ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. На момент вынесения арбитражным судом решения правопреемником ГУП "ИПОПАТ" является ОАО "ИПОПАТ". В силу ст. 57 Гражданского кодекса РФ ОАО "ИПОПАТ" несет предусмотренные законом обязанности реорганизованного лица - ГУП "ИПОПАТ". Поэтому ОАО "ИПОПАТ" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Не принят судом и довод ответчика о том, что в протоколе об административном правонарушении от 04.04.2007 г. № 008059 в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ отсутствуют объяснения представителя лица, привлекаемого к ответственности, либо запись лица, составившего протокол, об отказе представителя лица от дачи объяснений.
Пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В протоколе об административном правонарушении от 04.04.2007 г. № 008059 имеется запись о том, что законному представителю ОАО "ИПОПАТ" Егорову А.В. разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, с указанием подписи данного представителя.
Представителю ОАО "ИПОПАТ" при составлении протокола об административном правонарушении было разъяснено, в частности, его вправо давать объяснения по совершенному правонарушению. Однако представитель не воспользовался указанным правом и таких объяснений не представил.
Кодексом не предусмотрена обязанность лица, уполномоченного составлять протокол, делать запись об отказе от дачи объяснений представителя лица, привлекаемого к ответственности, при составлении протокола.
Судом принимается довод заявителя о том, что формы акта проверки от 04.04.2007 г. № 702038 и предписания от 04.04.2007 г. № 702038 не соответствуют требованиям, установленным приказом Минтранса от 18.12.2006 г. № 153 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек".
Между тем в соответствии с п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленный КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Установив при рассмотрении дела несоответствие между формами вынесенных заявителем акта проверки от 04.04.2007 г. № 702038, предписания от 04.04.2007 г. № 702038 и формами таких документов, установленными приказом Минтранса от 18.12.2006 г. № 153, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
При вынесении акта проверки и предписания, форма которых не соответствует требованиям законодательства, не нарушены предоставленные ст. 28.2 КоАП РФ права привлекаемого к ответственности ОАО "ИПОПАТ", поэтому указанное нарушение суд не признает в качестве существенного.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а не статья 14.16.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 14.16 ч. 2, 29.9 - 29.11, 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Признать открытое акционерное общество "Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта", расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 5, свидетельство о государственной регистрации от 02.03.2007 г. 18 002568514 Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Удмуртской Республики, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить открытому акционерному обществу "Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта", расположенному по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 5, свидетельство о государственной регистрации от 02.03.2007 г. 18 002568514 Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Удмуртской Республики, административное наказание в виде штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 руб.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу на расчетный счет 40101810200000010001 УФК по Удмуртской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике) в ГРКЦ НБ УР г. Ижевска, ИНН 1835018088, БИК 049401001, ОКАТО 944010000000, код бюджетной классификации 10611690040040000140.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, через Арбитражный суд Удмуртской Республики, г. Ижевск.

Судья
Е.А.БУШУЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru