Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика

О применении документа см. примечание в

Справке
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА
СОВЕТ АДЫГЕ-ХАБЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 01 марта 2006 г. № 31

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА
АДЫГЕ-ХАБЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(в ред. Решения Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)

В соответствии с п. 10 ст. 35 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и внесенными дополнениями и изменениями к проекту Устава Адыге-Хабльского муниципального района, Совет Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики решил:
1. Внести изменения и дополнения в проект Устава Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (протокол публичных слушаний от 27.02.06 г.).
2. Утвердить Устав Адыге-Хабльского муниципального района в новой редакции и передать на регистрацию в Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Южному Федеральному округу.
3. Опубликовать Устав Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в районной газете "Вести района".
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета
Адыге-Хабльского муниципального района
Б.М.КУМУКОВ





УСТАВ
АДЫГЕ-ХАБЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава I. Общие положения

Статья 1. Наименование, правовой статус муниципального района

Адыге-Хабльский муниципальный район Карачаево-Черкесской Республики (далее также муниципальный район) - муниципальное образование, состоящее из 11 сельских поселений, объединенных общей территорией, наделенный статусом муниципального района в соответствии с законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.03.2005 № 37-РЗ "О наделении муниципальных образований на территории Адыге-Хабльского района соответствующим статусом".

Статья 2. Границы муниципального района и порядок их изменения

1. Территория муниципального района определена границами, установленными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.03.2005 № 36 "Об утверждении границ муниципальных образований в Карачаево-Черкесской Республике".
2. Изменение границ муниципального района осуществляется законом Карачаево-Черкесской Республики по инициативе населения муниципального района, органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Инициатива населения муниципального района об изменении границ муниципального района реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Карачаево-Черкесской Республики для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики об изменении границ муниципального района оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
3. Изменение границ муниципального района, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Статья 3. Преобразование муниципального района

1. Преобразованием муниципального района в соответствии с федеральным и республиканским законодательством является объединение его с другим муниципальным районом или разделение муниципального района.
2. Преобразование муниципального района осуществляется законом Карачаево-Черкесской Республики по инициативе населения муниципального района, органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом.
Инициатива населения муниципального района о преобразовании муниципального района реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Карачаево-Черкесской Республики для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики о преобразовании муниципального района оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
3. Объединение муниципального района с другим муниципальным районом (другими муниципальными районами), не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
4. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного Советом Адыге-Хабльского муниципального района (далее Совет муниципального района).

Статья 4. Территория и состав территории муниципального района

1. Территорию муниципального района составляют земли сельских поселений, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
2. Территорию муниципального района образуют территории следующих сельских поселений: Адыге-Хабльское, Адиль-Халкское, Икон-Халкское, Садовское, Эркин-Шахарское, Эркин-Халкское, Эркин-Юртское, Эрсаконское, Апсуанское, Грушкинское, Старо-Кувинское.
В состав территорий сельских поселений входят исторически сложившиеся земли 22 населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные зоны, земли для развития поселений и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
3. Административным центром муниципального района является аул Адыге-Хабль.

Статья 5. Официальные символы муниципального района и порядок их официального использования

Муниципальный район имеет эмблему и флаг, а также вправе иметь иные официальные символы муниципального района, подлежащие государственной регистрации, в порядке установленном федеральным законодательством.
Описание и порядок официального использования официальных символов муниципального района устанавливаются решением Совета муниципального района.

Глава II. Правовые основы организации и осуществления
местного самоуправления в муниципальном районе

Статья 6. Местное самоуправление муниципального района

Местное самоуправление в муниципальном районе - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, законами Карачаево-Черкесской Республики, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения муниципального района, исходя из интересов населения муниципального района, с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 7. Муниципальные правовые акты муниципального района

1. Систему муниципальных правовых актов муниципального района образуют:
Устав муниципального района;
решения, принимаемые на местном референдуме;
решения Совета муниципального района;
постановления и распоряжения Главы муниципального района.
2. Устав муниципального района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Никакие иные правовые акты муниципального района не должны противоречить им. Правовые акты органов местного самоуправления муниципального района обязательны для исполнения на всей территории муниципального района.
3. Решения Совета муниципального района принимаются большинством голосов от числа депутатов, участвующих в заседании Совета муниципального района (если иное не установлено настоящим Уставом) и подписываются Председателем Совета муниципального района.
Решения Совета муниципального района, устанавливающего правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета муниципального района, если иное не установлено Федеральным законом.
Решение Совета муниципального района имеющее нормативный правовой характер направляется Главе муниципального района для подписания и обнародования. Глава муниципального района вправе отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом муниципального района. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет муниципального района с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Отклоненный Главой муниципального района нормативный правовой акт вновь рассматривается Советом муниципального района. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен Советом муниципального района в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета муниципального района, он подлежит подписанию Главой муниципального района в течение семи дней.
4. Устав муниципального района, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района, принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Совета муниципального района.
Инициатива по внесению на рассмотрение Совета муниципального района проекта нового Устава муниципального района, а также проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района может исходить от Главы муниципального района или от депутатов Совета муниципального района численностью не менее одной трети от установленной численности депутатов Совета муниципального района, а также от инициативных групп граждан.
(в ред. Решения Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Инициатива по внесению на рассмотрение Совета муниципального района проектов муниципальных правовых актов может исходить от Главы муниципального района, от депутатов Совета муниципального района, инициативных групп граждан.
6. Проекты нормативных правовых актов Совета муниципального района, предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета муниципального района, могут быть внесены на рассмотрение Совета муниципального района Главой муниципального района либо при наличии его заключения.
7. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
7.1 Муниципальные правовые акты Адыге-Хабльского муниципального района вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом или самим правовым актом.
(п. 7.1 введен Решением Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
8. Устав муниципального района, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решения Совета муниципального района носящие нормативный правовой характер вступают в силу с момента их подписания Главой муниципального района, если иной порядок не установлен действующим законодательством или самим решением.
Решения Совета муниципального района, предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
9. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
10. Муниципальные правовые акты муниципального района публикуются в уполномоченном Советом муниципального района средстве массовой информации, если иное не установлено действующим законодательством, настоящим Уставом или самим решением, в течение 14 дней со дня подписания.

Статья 8. Вопросы местного значения муниципального района

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
(пп. 7.1 введен Решением Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
10) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
11) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
(пп. 11 в ред. Решения Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) опека и попечительство;
13) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
14) утверждение схемы территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
14.1) выдача разрешений на установку рекламной конструкции на территории муниципального района, аннулирование этих разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе";
(пп. 14.1 введен Решением Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
15) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
16) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
17) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
18) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;
19) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
20) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
21) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
22) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
23) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
24.1) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд;
(пп. 24.1 введен Решением Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
27) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;
28) иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения муниципального района федеральным законом.
2. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района.
3. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики).
4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Статья 9. Осуществление органами местного самоуправления муниципального района отдельных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления муниципального района, в случае наделения их федеральными законами и (или) законами Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями, осуществляют переданные им государственные полномочия в соответствии с установленными для их исполнения требованиями и несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
2. Органы местного самоуправления муниципального района и должностные лица муниципального района обязаны в соответствии с требованиями Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
3. Исполнение государственных полномочий органами и должностными лицами муниципального района осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств соответствующих бюджетов.
Глава муниципального района может принять решение об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального района для осуществления переданных органам местного самоуправления муниципального района отдельных государственных полномочий. Такое решение должно предусматривать допустимый предел использования указанных средств и ресурсов.

Глава III. Участие населения в осуществлении
местного самоуправления

Статья 10. Права граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района, осуществляют свое право на местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления муниципального района.
Наряду с предусмотренными Федеральным законом и настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением муниципального района местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Карачаево-Черкесской Республики.
(абзац введен Решением Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
2. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района, обладают правами на участие в осуществлении местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
3. Граждане, проживающие на территории муниципального района, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 11. Местный референдум

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального района.
3. В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
4. Местный референдум проводится по инициативе, выдвинутой:
1) гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством;
3) совместно Советом муниципального района и Главой муниципального района посредством принятия соответствующих правовых актов.
5. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Карачаево-Черкесской Республики и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального района в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и принятым в соответствии с ним Законом Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. Решения Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Решение о назначении местного референдума принимается Советом муниципального района в течение 30 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае если местный референдум не назначен Советом муниципального района в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, Главы муниципального района, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики или прокурора.
В случае если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального района, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется Правительством Карачаево-Черкесской Республики или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
7. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального района.
Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
8. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального района и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
9. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным Уставом муниципального образования.
10. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
11. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а так же порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принятым в соответствии с ним Законом Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. Решения Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 12. Правотворческая инициатива граждан

Инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, имеет право выступить с правотворческой инициативой в порядке, предусмотренном Советом муниципального района.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается решением Совета муниципального района и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального района, обладающих избирательным правом.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления муниципального района или должностным лицом местного самоуправления муниципального района, к компетенции которых относится принятие такого акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Совет муниципального района рассматривает указанный проект на открытом заседании.
Представителям инициативной группы граждан должна быть предоставлена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
Принятое по результатам рассмотрения такого проекта муниципального правового акта муниципального района мотивированное решение, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его группы граждан.

Статья 13. Публичные слушания

1. Советом муниципального района, Главой муниципального района для обсуждения с участием населения проектов муниципальных правовых актов муниципального района по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.
2. Инициатива по проведению таких слушаний может принадлежать населению, Совету муниципального района или Главе муниципального района.
Решение о назначении публичных слушаний, инициированных населением или Советом муниципального района, принимает Совет муниципального района, а о назначении публичных слушаний, инициированных Главой муниципального района - Глава муниципального района.
3. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
проект Устава муниципального района, а также проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района;
проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
проекты планов и программ развития муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
вопросы о преобразовании муниципального района;
иные вопросы, вынесение которых на публичные слушания является обязательным в соответствии с федеральным законом.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета муниципального района и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального района о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального района, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Статья 14. Голосование по отзыву депутата Совета муниципального района, Главы муниципального района, голосований по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района

1. Голосование по отзыву депутата Совета муниципального района, Главы муниципального района (далее - депутат, Глава) проводится по инициативе населения муниципального района в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Карачаево-Черкесской Республики для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Основаниями для отзыва депутата, Главы могут служить его противоправные решения или действия (бездействия), в случае их подтверждения в судебном порядке.
3. Депутат, Глава может быть отозван на основании нарушения законодательства Российской Федерации, законодательства Карачаево-Черкесской Республики, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.
4. Отзыв по основаниям указанным в пунктах 2, 3 настоящей статьи не освобождает депутата, Главу от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
5. С инициативой проведения голосования по отзыву депутата, Главы могут выступить граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом и проживающие на территории муниципального района (избирательного округа).
По вопросу инициирования процедуры отзыва депутата, Главы проводится собрание граждан (далее - собрание).
В собрании имеют право участвовать граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме.
6. Граждане (инициаторы проведения собрания) не позднее, чем за 10 дней до даты проведения собрания письменно информируют Совет муниципального района, Главу о дате, времени и месте проведения собрания.
7. Граждане (инициаторы проведения собрания) не позднее, чем за 7 дней до даты проведения собрания обязаны письменно уведомить депутата, Главу, в отношении которого проводится собрание, о предстоящем собрании с указанием даты, времени и места его проведения.
Депутат, Глава в отношении которого проводится собрание, вправе представлять на собрании свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о его отзыве с одновременным обеспечением права выступать и давать личные объяснения по существу дела.
8. Совет муниципального района публикует (обнародует) объявление о дате, времени и месте проведения собрания не позднее, чем за 7 дней до даты его проведения.
9. В случае если на собрании принято решение об инициировании процедуры отзыва депутата, Главы собрание открытым, либо тайным голосованием избирает из своего числа инициативную группу по организации процедуры отзыва депутата, Главы (далее инициативная группа), лиц, уполномоченных представлять интересы инициативной группы, и поручает ей организацию сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по вопросу отзыва депутата, Главы (далее подписей).
Инициативная группа не может состоять менее чем из 10 человек имеющих право на участии в голосовании по вопросу отзыва депутата, Главы.
10. По итогам собрания составляется протокол. К протоколу собрания прилагается список граждан, присутствовавших на собрании, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и паспортных данных. Каждый участник собрания собственноручно проставляет свою подпись в данном списке.
11. Инициативная группа в течение трех дней с момента проведения собрания представляет в соответствующую избирательную комиссию заявление на регистрацию инициативной группы, протокол собрания и список избранной инициативной группы.

]]>
1. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются решениями Совета муниципального района в соответствии с федеральными законами.
2. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в бюджет муниципального района.

Статья 37. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности муниципального района

1. Органы местного самоуправления муниципального района могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
2. Решения о создании, преобразовании и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений принимаются Главой муниципального района.
3. Совет муниципального района может инициировать вопрос о ликвидации муниципального предприятия или учреждения.
4. Учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени муниципального района выступает администрация муниципального района. Глава муниципального района своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, не реже одного раза в год заслушивает отчеты об их деятельности.
5. Совет муниципального района вправе заслушивать отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений по мере необходимости.
6. Администрация муниципального района от имени муниципального района несет субсидиарную ответственность по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 38. Хозяйственные общества и некоммерческие организации

1. Органы местного самоуправления муниципального района могут участвовать в создании хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
2. Порядок участия муниципального района в создании и участии в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, в том числе межмуниципальных, определяется решением Совета муниципального района в соответствии с действующим законодательством.
3. Совет муниципального района принимает решения:
об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

Статья 39. Консолидированный бюджет муниципального района

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Статья 40. Местный бюджет муниципального района

1. Муниципальный район имеет собственный бюджет - бюджет муниципального района (далее - местный бюджет).
2. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района.
3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Карачаево-Черкесской Республики.
Органы местного самоуправления муниципального района в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики отчеты об исполнении местных бюджетов.
4. В местном бюджете раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местного бюджета.
5. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Статья 41. Доходы и расходы местного бюджета

1. К собственным доходам местного бюджета относятся:
средства самообложения граждан в соответствии со статьей 45 настоящего Устава;
доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 Федерального закона;
доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 Федерального закона;
доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 Федерального закона;
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района, предоставляемые в соответствии со статьей 60, 61 Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района;
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решениями Совета муниципального района, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
добровольные пожертвования;
иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики и решениями органов местного самоуправления муниципального района.
2. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии со статьей 63 Федерального закона.
3. Расходы местного бюджета муниципального района осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Администрация муниципального района ведет реестр расходных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением Совета муниципального района.
4. Органы местного самоуправления муниципального района самостоятельно определяют своими решениями сметы расходов.
Муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения устанавливает Совет муниципального района.
5. Глава муниципального района самостоятельно, в пределах доходной части местного бюджета и соответствии с законодательством об оплате труда устанавливает своими нормативными правовыми актами условия оплаты труда муниципальных служащих, работников администрации муниципального района, работников муниципальных учреждений.
6. В случае если уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального района, размер оплаты труда депутатов муниципального района, Главы муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом Карачаево-Черкесской Республики.
7. Расходы местного бюджета муниципального района на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляются в соответствии со статьей 43 настоящего Устава.
8. Осуществление расходов местного бюджета муниципального района на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 42. Местные налоги и сборы

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления муниципального района по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 43. Районный фонд финансовой поддержки поселений, входящих в состав муниципального района

1. Районный фонд финансовой поддержки поселений образуется, и дотации из него предоставляются в порядке, установленном законом Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.
Дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений распределяются между поселениями, которые входят в состав муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в соответствии с методикой, утверждаемой законом Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или показателей прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных сельских поселений не допускается.
3. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением Совета муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Статья 44. Муниципальный заказ муниципального района

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Муниципальный заказ оплачивается за счет средств бюджета муниципального района.
3. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, положением о муниципальном заказе, утверждаемом Советом муниципального района.

Статья 45. Средства самообложение граждан

1. Для решения конкретных вопросов местного значения муниципального района могут привлекаться разовые платежи граждан - средства самообложения граждан. Размер таких платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального района и для которых размер платежей может быть уменьшен.
2. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме.

Статья 46. Порядок финансирования отдельных государственных полномочий

1. Органам местного самоуправления муниципального района на осуществление отдельных государственных полномочий из регионального фонда компенсаций предоставляются субвенции.
2. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае принятия Главой муниципального района соответствующего решения.

Статья 47. Муниципальные заимствования

Совет муниципального района вправе принять решение о привлечении заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг. Порядок привлечения заемных средств устанавливается Советом муниципального района, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

Глава VII. Гарантии и ответственность

Статья 48. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления

Права граждан на осуществление местного самоуправления гарантированы правом на судебную защиту. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Уставом не допускается.

Статья 49. Гарантии прав поселений, входящих в состав муниципального района

Население поселений, органы и должностные лица местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, участвуют в формировании районных органов местного самоуправления на равных началах, независимо от численности населения поселений. Органы и должностные лица местного самоуправления поселений могут обращаться в суд и арбитражный суд за защитой своих прав.

Статья 50. Ответственность органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района перед государством

1. Совет муниципального района может быть распущен законом Карачаево-Черкесской Республики, если соответствующим судом установлено, что Советом муниципального района принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законам Карачаево-Черкесской Республики, настоящему Уставу, а Совет муниципального района в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.
2. Глава муниципального района может быть отрешен от должности Президентом Карачаево-Черкесской Республики в случае:
издания указанным должностным лицом нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законам Карачаево-Черкесской Республики, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а указанное должностное лицо в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного, предусмотренного решением срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
совершения указанным должностным лицом действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущего нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета Карачаево-Черкесской Республики, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Статья 51. Ответственность органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления муниципального района перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Статья 52. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района

Совет муниципального района осуществляет контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района настоящему Уставу и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам Совета муниципального района.

Глава VIII. Заключительные положения

Статья 53. Принятие Устава муниципального района, решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района

1. Инициатива по внесению на рассмотрение Совета муниципального района проекта нового Устава муниципального района, а также проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района может исходить от Главы муниципального района или от депутатов Совета муниципального района, численностью не менее одной трети от установленного числа, а также от инициативных групп граждан.
(в ред. Решения Совета Адыге-Хабльского МР КЧР от 27.02.2007 № 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проект Устава муниципального района, проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в уполномоченном Советом муниципального района средстве массовой информации не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом муниципального района порядка учета предложений по проекту указанного Устава, проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
3. По проекту Устава муниципального района и по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района проводятся публичные слушания в порядке, установленном решением Совета муниципального района.
4. Решение Совета муниципального района о принятии Устава и решение о внесении изменений и дополнений в него, принимается большинством в две трети голосов от установленной численности Совета муниципального района.
5. Устав муниципального района, решение о внесении в Устав изменений и дополнений подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
6. Устав муниципального района, решение о внесении в Устав изменений и дополнений подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в средстве массовой информации, уполномоченном Советом муниципального района в течение 30 дней после государственной регистрации.

Статья 54. Вступление в силу настоящего Устава муниципального района

Настоящий Устав после государственной регистрации, осуществляемой в установленном порядке, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) за исключением:
подпункта 8 пункта 1 статьи 8 настоящего Устава, который вступает в силу в сроки установленные Федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции;
пункта 13 статьи 20 настоящего Устава в части установления срока полномочий Совета муниципального района, который вступает в силу со дня истечения срока полномочий Совета муниципального района первого созыва;
пункта 2 статьи 28 настоящего Устава в части установления срока полномочий Главы муниципального района, который вступает в силу со дня истечения срока полномочий Главы вновь образованного муниципального района.

Статья 55. Прекращение действия настоящего Устава муниципального района

Настоящий Устав прекращает свое действие после вступления в силу нового Устава муниципального района.

Статья 56. Переходные положения

В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 04.10.2005 № 81-РЗ "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления на территориях муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики" срок полномочий Совета муниципального района первого созыва и Главы вновь образованного муниципального района составляет три года.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru