Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2009 г. по делу № 3-28/09

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Ивановой М.Г.
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим в части положения о комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2008 года № 114,

установил:

постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2008 года № 114 "Об образовании комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области" утверждено положение о комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Положение). Постановление официально опубликовано в бюллетене "Вестник правительства Ленинградской области", № 21 от 18 июня 2008 года.
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия подпункта 25 пункта 4 Положения, которым к функциям комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области отнесено обеспечение своевременного поступления налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в областной бюджет Ленинградской области, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положение принято правительством области в нарушение положений статей 2, 9, пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 45, статей 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым государственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченные ими органы участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не являются. Полномочиями контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов наделены налоговые органы, систему которых составляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В. требования заявления поддержала и просила их удовлетворить.
Представители правительства Ленинградской области Скопинов Д.А. и Васильева Т.В. просили в удовлетворении заявления отказать. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно указали, что при реализации функции по обеспечению своевременного поступления налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в бюджет области комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре не вторгается в сферу деятельности налоговых органов, поскольку проводит иные мероприятия, не отнесенные к их компетенции. В частности, ведет учет предприятий и организаций транспортного комплекса, проводит с ними консультативные работы, различные совещания, доводит до их сведения изменения в законодательстве о налогах и сборах. Полагают, что функция комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре не связана с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, а потому к оспариваемому прокурором положению часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежит.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора Гавриловой Е.В., представителей правительства Ленинградской области Скопинова Д.А. и Васильевой Т.В., исследовав материалы дела, суд находит заявление заместителя прокурора Ленинградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства области от 14 мая 2008 года № 114, комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и структурным элементом администрации Ленинградской области, осуществляющим в соответствии с настоящим Положением полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере транспорта.
Из подпункта 25 пункта 4 Положения следует, что Комитет во исполнение задач, возложенных на него пунктом 2 Положения, и при реализации полномочий, предоставленных пунктом 3 Положения, обеспечивает своевременное поступление налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в областной бюджет Ленинградской области.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации установлено, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В силу положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно части 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля.
В статье 9 НК РФ приведен исчерпывающий перечень лиц, которые являются участниками налоговых правоотношений. К ним относятся: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Статьей 30 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 8, 9 части 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право требования от налогоплательщика документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проведения налоговых проверок; требования от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контроля за выполнением указанных требований; взыскания недоимок, а также пеней и штрафов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 2-4, 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

При осуществлении возложенных функций по контролю и надзору в области налогов и сборов налоговые органы в силу пунктов 2-4, 9 статьи 32 НК РФ обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков; направлять налогоплательщику требование об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 1 части 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
В силу части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику-организации требования об уплате налога и в последующем применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 46, 47 69 НК РФ).
Согласно статье 82 НК РФ налоговый контроль означает контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, из приведенных норм следует, что полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, контролю за исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога и принятию принудительных мер вследствие ее неисполнения или ненадлежащего исполнения обладают налоговые органы.
В соответствии с частью 1 статьи 26.13, частью 1 статьи 26.15 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, налоговые доходы которого формируются за счет доходов как от региональных налогов и сборов, так и доходов от федеральных налогов и сборов.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" пункт 5 статьи 9 НК РФ, в соответствии с которым государственные органы исполнительной власти и уполномоченные ими органы признавались участниками участникам отношений, регулируемых законодательством и налогах и сборах, с 1 января 2007 года признан утратившим силу.
Исходя из названия данного Федерального закона, он принят в целях совершенствования налогового администрирования, а сами изменения направлены на исключение государственных органов исполнительной власти и уполномоченных ими органов из числа администраторов налогов.
Следовательно, действующее федеральное законодательство не относит к компетенции государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченного им органа налоговое администрирование.
Статьей 4 закона Ленинградской области от 27 декабря 2008 года № 152 "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" утвержден перечень главных администраторов дохода бюджета Ленинградской области, который изложен в приложении 8 к данному областному закону. Названный Перечень предусматривает наименование главного администратора доходов областного бюджета, код его бюджетной классификации, а также код доходов областного бюджета, администратором которых он является.
Из указанного Перечня следует, что Комитет является главным администратором доходов областного бюджета, которому присвоен код 984.
Между тем, графа, которая должна содержать информацию о доходах областного бюджета, администратором которых он является, не заполнена.
В том же Перечне перечислены иные доходы бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов областного бюджета в пределах их компетенции, но в их состав доходы от налогов не включены.
В судебном заседании представитель правительства области Скопинов Д.А. подтвердил, что Комитет налоги не администрирует.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 26.22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, а не часть 2.

В соответствии с частью 2 статьи 26.22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков, начисления и уплаты налогов и сборов в бюджет субъекта Российской Федерации и предоставляют в финансовый орган субъекта Российской Федерации соответствующие данные по форме и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года № 410, следует, что взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации информацией, необходимой для формирования и исполнения бюджета в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 3.3 в Правилах взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов отсутствует. Вероятно, имеется в виду пункт 3.2 Правил.

Информация, направляемая налоговыми органами в финансовые органы субъекта Российской Федерации, содержит сведения: о начислениях и об уплаченных суммах, о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы представляют сведения о налоговой базе и структуре начислении по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доход бюджета субъекта Российской Федерации (пункты 3, 3.3 Правил).
Таким образом, из приведенных норм следует, что организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации в части налогов осуществляется во взаимодействии с налоговыми органами, к компетенции которых относится сбор налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе, и бюджет субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что правительство области не могло возложить на Комитет как отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий регулирование в сфере транспорта, обязанность по обеспечению своевременного поступления налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в областной бюджет Ленинградской области, поскольку в нарушение положений федерального законодательства фактически отнесло его к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и наделило полномочиями, присущими налоговым органам.
Доводы правительства области о том, что при реализации возложенной на Комитет функции он не вторгается в сферу деятельности налоговых органов, так как ведет учет предприятий и организаций транспортного комплекса, проводит с ними консультативные работы, различные совещания, доводит до их сведения изменения в законодательстве о налогах и сборах, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются положениями пунктов 3, 4 части 1 статьи 32 НК РФ.
Суд не может согласиться с доводами и о том, что к оспариваемому прокурором нормативному положению часть 1 НК РФ применению не подлежит.
В соответствии со статьей 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникшие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Положением о Комитете разрешены вопросы его правового статуса, установлены основные задачи, полномочия, функции, порядок организации, реорганизации и ликвидации Комитета, то есть Положение не регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Ленинградской области.
В то же время, предусмотрев оспариваемой нормой обязанность Комитета обеспечивать своевременное поступление налоговых платежей от предприятий транспортного комплекса в бюджет Ленинградской области, правительство области осуществило регулирования вопроса, связанного с налоговым контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что подпункт 25 пункта 4 Положения вступил в противоречие с федеральным законодательством со дня его принятия, суд считает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующим подпункт 25 пункта 4 положения о комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2008 года № 114, со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.

Судья
Е.В.ШАДРИНА

Решение принято в окончательной форме 25 марта 2009 года



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru