ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2009 г. по делу № 3-28/09
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Ивановой М.Г.
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим в части положения
о комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2008 года № 114,
установил:
постановлением
правительства Ленинградской области от 14 мая 2008 года № 114 "Об образовании комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области" утверждено положение о комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Положение). Постановление
официально опубликовано в бюллетене "Вестник правительства Ленинградской области", № 21 от 18 июня 2008 года.
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия подпункта 25 пункта 4
Положения, которым к функциям комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области отнесено обеспечение своевременного поступления налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в областной бюджет Ленинградской области, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положение
принято правительством области в нарушение положений статей 2
, 9
, пункта 1 статьи 30
, пункта 1 статьи 45
, статей 46-47
Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1
, 4
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", статьи 160.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым государственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченные ими органы участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не являются. Полномочиями контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов наделены налоговые органы, систему которых составляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В. требования заявления поддержала и просила их удовлетворить.
Представители правительства Ленинградской области Скопинов Д.А. и Васильева Т.В. просили в удовлетворении заявления отказать. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно указали, что при реализации функции по обеспечению своевременного поступления налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в бюджет области комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре не вторгается в сферу деятельности налоговых органов, поскольку проводит иные мероприятия, не отнесенные к их компетенции. В частности, ведет учет предприятий и организаций транспортного комплекса, проводит с ними консультативные работы, различные совещания, доводит до их сведения изменения в законодательстве о налогах и сборах. Полагают, что функция комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре не связана с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, а потому к оспариваемому прокурором положению
часть 1 Налогового кодекса
Российской Федерации применению не подлежит.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора Гавриловой Е.В., представителей правительства Ленинградской области Скопинова Д.А. и Васильевой Т.В., исследовав материалы дела, суд находит заявление заместителя прокурора Ленинградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1
Положения о комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства области от 14 мая 2008 года № 114, комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и структурным элементом администрации Ленинградской области, осуществляющим в соответствии с настоящим Положением
полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере транспорта.
Из подпункта 25 пункта 4
Положения следует, что Комитет во исполнение задач, возложенных на него пунктом 2
Положения, и при реализации полномочий, предоставленных пунктом 3
Положения, обеспечивает своевременное поступление налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в областной бюджет Ленинградской области.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 75
Конституции Российской Федерации установлено, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В силу положений частей 2
и 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно части 2 статьи 1
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) настоящий Кодекс
устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля.
В статье 9
НК РФ приведен исчерпывающий перечень лиц, которые являются участниками налоговых правоотношений. К ним относятся: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом
налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом
налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Статьей 30
НК РФ предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1
, 2
, 8
, 9 части 1 статьи 31
НК РФ налоговым органам предоставлено право требования от налогоплательщика документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проведения налоговых проверок; требования от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контроля за выполнением указанных требований; взыскания недоимок, а также пеней и штрафов.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 2-4, 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ.
При осуществлении возложенных функций по контролю и надзору в области налогов и сборов налоговые органы в силу пунктов 2-4
, 9 статьи 32
НК РФ обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков; направлять налогоплательщику требование об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1
, 4
Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 1 части 1 статьи 23
НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
В силу части 1 статьи 45
НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику-организации требования об уплате налога и в последующем применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 46
, 47
69
НК РФ).
Согласно статье 82
НК РФ налоговый контроль означает контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом
.
Таким образом, из приведенных норм следует, что полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, контролю за исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога и принятию принудительных мер вследствие ее неисполнения или ненадлежащего исполнения обладают налоговые органы.
В соответствии с частью 1 статьи 26.13
, частью 1 статьи 26.15
Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, налоговые доходы которого формируются за счет доходов как от региональных налогов и сборов, так и доходов от федеральных налогов и сборов.
Федеральным законом
от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" пункт 5 статьи 9
НК РФ, в соответствии с которым государственные органы исполнительной власти и уполномоченные ими органы признавались участниками участникам отношений, регулируемых законодательством и налогах и сборах, с 1 января 2007 года признан утратившим силу.
Исходя из названия данного Федерального закона
, он принят в целях совершенствования налогового администрирования, а сами изменения направлены на исключение государственных органов исполнительной власти и уполномоченных ими органов из числа администраторов налогов.
Следовательно, действующее федеральное законодательство не относит к компетенции государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченного им органа налоговое администрирование.
Статьей 4
закона Ленинградской области от 27 декабря 2008 года № 152 "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" утвержден перечень главных администраторов дохода бюджета Ленинградской области, который изложен в приложении 8
к данному областному закону. Названный Перечень
предусматривает наименование главного администратора доходов областного бюджета, код его бюджетной классификации, а также код доходов областного бюджета, администратором которых он является.
Из указанного Перечня
следует, что Комитет является главным администратором доходов областного бюджета, которому присвоен код 984.
Между тем, графа
, которая должна содержать информацию о доходах областного бюджета, администратором которых он является, не заполнена.
В том же Перечне
перечислены иные доходы бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов областного бюджета в пределах их компетенции, но в их состав доходы от налогов не включены.
В судебном заседании представитель правительства области Скопинов Д.А. подтвердил, что Комитет налоги не администрирует.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 26.22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, а не часть 2.
В соответствии с частью 2 статьи 26.22
Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке
, установленном Правительством Российской Федерации. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков, начисления и уплаты налогов и сборов в бюджет субъекта Российской Федерации и предоставляют в финансовый орган субъекта Российской Федерации соответствующие данные по форме и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2
Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года № 410, следует, что взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации информацией, необходимой для формирования и исполнения бюджета в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 3.3 в Правилах взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов отсутствует. Вероятно, имеется в виду пункт 3.2 Правил.
Информация, направляемая налоговыми органами в финансовые органы субъекта Российской Федерации, содержит сведения: о начислениях и об уплаченных суммах, о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы представляют сведения о налоговой базе и структуре начислении по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации доход бюджета субъекта Российской Федерации (пункты 3
, 3.3
Правил).
Таким образом, из приведенных норм следует, что организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации в части налогов осуществляется во взаимодействии с налоговыми органами, к компетенции которых относится сбор налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе, и бюджет субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что правительство области не могло возложить на Комитет как отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий регулирование в сфере транспорта, обязанность по обеспечению своевременного поступления налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в областной бюджет Ленинградской области, поскольку в нарушение положений федерального законодательства фактически отнесло его к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и наделило полномочиями, присущими налоговым органам.
Доводы правительства области о том, что при реализации возложенной на Комитет функции он не вторгается в сферу деятельности налоговых органов, так как ведет учет предприятий и организаций транспортного комплекса, проводит с ними консультативные работы, различные совещания, доводит до их сведения изменения в законодательстве о налогах и сборах, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются положениями пунктов 3
, 4 части 1 статьи 32
НК РФ.
Суд не может согласиться с доводами и о том, что к оспариваемому прокурором нормативному положению
часть 1 НК
РФ применению не подлежит.
В соответствии со статьей 2
НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникшие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Положением
о Комитете разрешены вопросы его правового статуса, установлены основные задачи, полномочия, функции, порядок организации, реорганизации и ликвидации Комитета, то есть Положение
не регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Ленинградской области.
В то же время, предусмотрев оспариваемой нормой
обязанность Комитета обеспечивать своевременное поступление налоговых платежей от предприятий транспортного комплекса в бюджет Ленинградской области, правительство области осуществило регулирования вопроса, связанного с налоговым контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с частью 2 статьи 253
ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что подпункт 25 пункта 4
Положения вступил в противоречие с федеральным законодательством со дня его принятия, суд считает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
Руководствуясь статьями 194-198
, 251-253
ГПК РФ, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующим подпункт 25 пункта 4
положения о комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 14 мая 2008 года № 114, со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья
Е.В.ШАДРИНА
Решение принято в окончательной форме 25 марта 2009 года