Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика

О применении документа см. примечание в

Справке
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШИРИНСКИЙ РАЙОН

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2008 г. № 163

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНОЕ УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШИРИНСКИЙ РАЙОН
НА 2009 - 2010 ГГ."

(в ред. решения Совета депутатов муниципального образования
Ширинский район от 03.10.2008 № 180)

В соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 1270-р; Постановлением Правительства Республики Хакасия № 395 от 30.11.2007 "Об утверждении комплексной программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы", во исполнение Постановления Главы муниципального образования Ширинский район от 10.06.2008 № 999 "О разработке районной целевой программы "Комплексное улучшение демографической ситуации в муниципальном образовании Ширинский район на 2009 - 2010 гг.", руководствуясь статьей 16 Устава муниципального образования Ширинский район, Совет депутатов муниципального образования Ширинский район решил:

1. Утвердить районную целевую программу "Комплексное улучшение демографической ситуации в муниципальном образовании Ширинский район на 2009 - 2010 гг." согласно приложению.
2. Администрации муниципального образования Ширинский район при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год предусмотреть средства для реализации указанной Программы.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований поселений разработать и принять целевые программы по улучшению демографической ситуации.
4. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава
муниципального образования
Ширинский район
С.Н.ЗАЙЦЕВ





Приложение
к решению Совета депутатов
муниципального образования
Ширинский район
от 25.06.2008 № 163

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНОЕ УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШИРИНСКИЙ РАЙОН
НА 2009 - 2010 ГГ."

(в ред. решения Совета депутатов муниципального образования
Ширинский район от 03.10.2008 № 180)

ПАСПОРТ
районной целевой программы "Комплексное улучшение
демографической ситуации в муниципальном образовании
Ширинский район на 2009 - 2010 гг."

+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Наименование       ¦Районная целевая программа "Комплексное улучшение    ¦
¦Программы          ¦демографической ситуации в муниципальном образовании ¦
¦                   ¦Ширинский район на 2009 - 2010 гг." (далее -         ¦
¦                   ¦Программа)                                           ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Нормативно-правовая¦Концепция демографического развития Российской       ¦
¦база разработки    ¦Федерации на период до 2015 года, одобренная         ¦
¦Программы          ¦распоряжением Правительства Российской Федерации от  ¦
¦                   ¦24 сентября 2001 года № 1270-р; Постановление        ¦
¦                   ¦Правительства Республики Хакасия № 395 от 30.11.2007 ¦
¦                   ¦"Об утверждении комплексной программы "Улучшение     ¦
¦                   ¦демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008¦
¦                   ¦- 2010 годы"; Постановление Главы муниципального     ¦
¦                   ¦образования Ширинский район от 10.06.2008 № 999 "О   ¦
¦                   ¦разработке районной целевой программы "Комплексное   ¦
¦                   ¦улучшение демографической ситуации в муниципальном   ¦
¦                   ¦образовании Ширинский район на 2009 - 2010 гг."      ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация муниципального образования Ширинский   ¦
¦                   ¦район                                                ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Разработчики       ¦Отдел экономики и прогнозирования Администрации      ¦
¦Программы          ¦муниципального образования Ширинский район,          ¦
¦                   ¦управление здравоохранения, управление образования,  ¦
¦                   ¦управление культуры, молодежной политики и спорта    ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Основные цели и    ¦Целью Программы являются постепенная стабилизация    ¦
¦задачи Программы   ¦численности населения муниципального образования     ¦
¦                   ¦Ширинский район и формирование предпосылок к         ¦
¦                   ¦последующему демографическому росту.                 ¦
¦                   ¦Достижение поставленной цели Программы будет         ¦
¦                   ¦осуществляться путем решения следующих основных      ¦
¦                   ¦задач:                                               ¦
¦                   ¦- улучшение состояния здоровья и медицинского        ¦
¦                   ¦обслуживания населения;                              ¦
¦                   ¦- увеличение продолжительности жизни населения;      ¦
¦                   ¦- повышение уровня рождаемости;                      ¦
¦                   ¦- развитие и укрепление семьи;                       ¦
¦                   ¦- развитие социальной инфраструктуры района;         ¦
¦                   ¦- повышение качества и доступности социальных услуг  ¦
¦                   ¦для населения;                                       ¦
¦                   ¦- обеспечение роста реальных денежных доходов        ¦
¦                   ¦населения района;                                    ¦
¦                   ¦- поддержка социально уязвимых групп населения;      ¦
¦                   ¦- решение жилищных проблем населения района,         ¦
¦                   ¦обеспечение доступности приобретения жилья;          ¦
¦                   ¦- обеспечение доступности медицинских услуг для детей¦
¦                   ¦из малообеспеченных семей, детей-инвалидов и         ¦
¦                   ¦детей-сирот;                                         ¦
¦                   ¦- создание дополнительных рабочих мест на условиях   ¦
¦                   ¦постоянной занятости, обеспечивающих заработную плату¦
¦                   ¦выше величин прожиточного минимума.                  ¦
¦                   ¦- Одной из основных задач Программы является         ¦
¦                   ¦реализация на территории муниципального образования  ¦
¦                   ¦Ширинский район приоритетных национальных проектов   ¦
¦                   ¦"Здоровье", "Образование", "Развитие АПК", "Жилище"  ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Сроки реализации   ¦2009 - 2010 годы                                     ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Общий объем финансирования из средств бюджета        ¦
¦финансирования     ¦муниципального образования Ширинский район на 2009 - ¦
¦                   ¦2010 гг. составляет 15787,0 тыс. руб., в т.ч.:       ¦
¦                   ¦2009 г. - 8659,0 тыс. руб.;                          ¦
¦                   ¦2010 г. - 7128,0 тыс. руб.                           ¦
¦(в  ред.  решения  Совета  депутатов муниципального образования Ширинский¦
¦район от 03.10.2008 № 180)                                               ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                        ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦- стабилизация численности населения за счет         ¦
¦результаты         ¦увеличения показателя продолжительности жизни до 65,5¦
¦реализации         ¦лет;                                                 ¦
¦Программы          ¦- достижение уровня рождаемости не ниже 16,2 чел. на ¦
¦                   ¦1000 населения;                                      ¦
¦                   ¦- снижение общей смертности до 16 чел. на 1000       ¦
¦                   ¦населения;                                           ¦
¦                   ¦- снижение уровня младенческой смертности до 13,5    ¦
¦                   ¦чел. на 1000 родившихся живыми;                      ¦
¦                   ¦- охват детей дошкольным образованием не менее 80%;  ¦
¦                   ¦- улучшение качества услуг дошкольного образования;  ¦
¦                   ¦- поддержка социально уязвимых групп населения;      ¦
¦                   ¦- улучшение жилищных условий населения района;       ¦
¦                   ¦- укрепление семьи                                   ¦
¦(в  ред.  решения  Совета  депутатов муниципального образования Ширинский¦
¦район от 03.10.2008 № 180)                                               ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                        ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+

1. Демографическая ситуация в муниципальном образовании Ширинский район

Демографическая ситуация, сложившаяся в районе, отражает общие тенденции ее развития в муниципальном образовании Ширинский район. По данным статистической службы, с 1994 года отмечается снижение численности постоянного населения, проживающего на территории района, с 40302 человек до 29100 человек в 2007 году, плотность - 4,3 чел./кв. км.
В составе муниципального образования находится 15 поселений, имеющих статус муниципальных образований: 4 - поселковых и 11 - сельских. В районе всего 38 населенных пунктов, в том числе 4 поселка городского типа, 7 поселков, 9 сел, 12 деревень и 6 аалов. Оценка численности населения показывает, что наиболее значительными по численности являются муниципальные поселения: Ширинский поссовет - 34%, Туимский поссовет - 14,3%, Коммунаровский поссовет - 8,8%, Жемчужненский поссовет - 7,5%. Наиболее малочисленные: Беренжакский сельсовет - 1%, Воротский сельсовет - 2%, Ефремкинский сельсовет - 2,6%, Соленоозерный сельсовет - 2,4%. Всего по району численность городского населения составляет 16,6 тыс. чел., сельского - 12,5 тыс. чел.
На протяжении периода с 2003 по 2007 годы численность постоянного населения района характеризовалась некоторой нестабильностью. За данный период численность населения сократилась на 7,3%: с 31,2 тыс. человек до 29,1 тыс. человек. Демографическая ситуация характеризуется низкими параметрами естественного воспроизводства населения. Главной причиной сокращения численности населения является высокий уровень естественной убыли населения. За 2003 - 2006 годы уровень рождаемости увеличился на 2%, уровень смертности увеличился на 19,5%. В период с 2003 года по 2007 год смертность превысила рождаемость на 54,3%. Естественная убыль населения с 2003 года по 2007 год составила 1208 человек.
Складываются неблагоприятные демографические тенденции и в возрастно-половой структуре населения. Доля женщин фертильного возраста недостаточна для воспроизводства и составляет 25,4% (7413 чел.), на одну женщину фертильного возраста приходится 1,2 - 1,3 рождения ребенка, а для нормального воспроизводства населения и увеличения его численности необходимо рождение 2 - 3 детей каждой женщиной фертильного возраста.
Рождаемость на 1000 родившими живыми по муниципальному образованию Ширинский район составила за 2006 год 11,9, за 2007 год - 13,5. Смертность на 1000 населения за 2006 год - 18,8, за 2007 год - 17,5.
Учитывая, что в районе отсутствуют условия для оказания реанимационной помощи новорожденным детям, нет аппарата искусственной вентиляции легких, нет отделения патологии беременных, нет четкого зонирования отделений, нет обсервационного отделения, нет возможности цикличного заполнения палат, имеется только один родильный зал, в результате этого часть беременных направляется для лечения или родовспоможения в другие акушерские стационары республики.
Одним из факторов ухудшения демографической ситуации является высокий показатель заболеваемости населения, рост детской и взрослой инвалидности.
На динамику смертности населения оказывает влияние высокая заболеваемость среди населения района. Уровень заболеваемости в 2006 году составил 1264 на 1000 населения, в 2007 году - 1883,5 на 1000 населения. Основными причинами смертности населения района являются болезни сердечно-сосудистой системы - 60%, травмы и отравления - 16%, новообразования - 9%, болезни органов пищеварения - 5%. Очень высокая смертность трудоспособного населения, доля которого составляет в 2006 году 42,4%, в 2007 году - 34,3% от общего числа умерших в год. Основными причинами смертности трудоспособных граждан являются травмы и отравления: в 2006 году - 25,4%, в 2007 году - 29,8%.
Доля смертности от дорожно-транспортных травм составляет 2,6% от всех травм и отравлений. Ежегодно в районе в дорожно-транспортных происшествиях погибает: в 2005 году при общем количестве ДТП 263 погибло 12 человек, в том числе детей - 1; в 2006 году при общем количестве ДТП 290 погибло 9 человек, в том числе детей - 1; в 2007 году при общем количестве ДТП 318 погибло 16 человек, в том числе 2 ребенка. Примерно 50% от общего числа погибших составляют граждане трудоспособного возраста (до 40 лет).
В целях уменьшения смертности от дорожно-транспортных происшествий на территории муниципального образования Ширинский район реализуется районная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании Ширинский район в 2008 - 2010 годах".
Основной причиной повышения заболеваемости и смертности является снижение духовных ценностей людей, разложение населения, и в первую очередь - молодежи, отсутствие духовных ориентиров в воспитании детей и молодежи. Для преодоления негативных тенденций и регулирования демографических процессов, а также снижения социальной напряженности необходимо реализовать мероприятия в области здравоохранения, защиты социально уязвимых слоев населения, поддержание семьи, детства, молодежи, инвалидов, пожилых людей. Эти мероприятия будут способствовать снижению уровня смертности, повышению уровня рождаемости и показателей средней продолжительности жизни.
В структуре смертности от сердечно-сосудистых заболеваний наибольшее значение имеют церебро-васкулярные болезни в сочетании с артериальной гипертонией и ишемические болезни сердца.
(абзац введен решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 03.10.2008 № 180)
Приоритетным направлением в борьбе со смертностью населения является:
- профилактика, ранее выявление и своевременно начатое лечение больных с данными заболеваниями.
(абзац введен решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 03.10.2008 № 180)
С этой целью запланированы следующие мероприятия:
а) организация кардиологического приема со специализацией врача по кардиологии;
б) приобретение диагностической аппаратуры для суточного мониторирования сердечно-сосудистой системы;
в) организация при поликлиниках школы больных "Артериальная гипертония".
(абзац введен решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 03.10.2008 № 180)
Сокращение смертности населения от предотвратимых причин достигается путем усиления профилактических мер по охране труда, раннего выявления заболеваний, снижения числа ДТП, своевременностью и качественностью лечения, сокращением смертности от инфекционных заболеваний благодаря профилактической привитости населения.
Реализация мероприятий может позволить уменьшить число случаев смерти на 10% в год.

Таблица 1

Основные показатели демографического развития
муниципального образования Ширинский район
в 2005 - 2007 годах

+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Показатель                   ¦на        ¦на        ¦на        ¦на        ¦
¦                             ¦01.01.2005¦01.01.2006¦01.01.2007¦01.01.2008¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦              1              ¦    3     ¦    4     ¦    5     ¦    6     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Население, всего, чел.       ¦30355     ¦29592     ¦29100     ¦28700     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦в том числе по возрасту:     ¦ 5976     ¦ 5591     ¦ 5383     ¦ 5309     ¦
¦моложе трудоспособного       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦возраста                     ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦трудоспособного возраста     ¦18182     ¦17985     ¦17757     ¦17513     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦старше трудоспособного       ¦ 6197     ¦ 6016     ¦ 5960     ¦ 5878     ¦
¦возраста                     ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Родилось, чел.               ¦  368     ¦  340     ¦  373     ¦  408     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Умерло, чел.                 ¦  665     ¦  704     ¦  559     ¦  515     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Естественный прирост         ¦ -297     ¦ -364     ¦ -186     ¦ -107     ¦
¦(+ прирост/- убыль)          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Общий коэффициент            ¦   12     ¦   11,3   ¦   12,7   ¦   14,1   ¦
¦рождаемости, промилле        ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Общий коэффициент смертности,¦   21,7   ¦   23,5   ¦   19,1   ¦   17,8   ¦
¦промилле                     ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Общий коэффициент            ¦   -9,7   ¦  -12,2   ¦   -6,4   ¦   -3,7   ¦
¦естественного прироста       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Умершие в возрасте до 1 года,¦    8     ¦    8     ¦    5     ¦   12     ¦
¦чел.                         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Прибыло в район              ¦  716     ¦  521     ¦  522     ¦  593     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Выбыло из района             ¦  927     ¦  920     ¦  847     ¦  893     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Миграционный прирост, человек¦ -211     ¦ -399     ¦ -325     ¦ -300     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Количество браков            ¦  206     ¦  211     ¦  216     ¦  272     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Количество разводов          ¦  116     ¦   93     ¦   91     ¦  120     ¦
+-----------------------------+----------+----------+----------+----------+

Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокое количество абортов, патология беременности и родов обуславливают повышение заболеваемости, повышение уровня риска женщин фертильного возраста, что может привести к смертности материнской, перинатальной.
Уровень младенческой смертности в 2006 г. составил 13,8%, в 2007 году - 29,4% на 1000 родившихся живыми. Материнская смертность отсутствует.
Основные причины младенческой смертности:
1. Отдельные состояния плода - 33,3% (4 случая);
2. Врожденная патология - 33,3% (4 случая);
3. Несчастных случаев - 25% (3 случая);
4. Заболевания органов дыхания - 1/8,3%.
За последние годы наметилась тенденция увеличения рождаемости.
На 1 января 2008 года в районе проживает 3821 семья с несовершеннолетними детьми. Число детей в этих семьях - 7229.
В 2006 году число многодетных семей составило 267, в них детей - 867, в 2008 году число многодетных семей составило 242, в них детей - 798. Большая часть многодетных семей относится к малообеспеченной категории.
Необходимо отметить уменьшение числа женщин со статусом матерей-одиночек. В 2006 году в районе проживало 633 одиноких матери, имеющих 766 детей, в 2007 году число одиноких матерей составило 532, имеющие 640 детей.
С 2007 года в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" производится ежемесячная выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. Количество получателей данного пособия в 2007 году составило 442 человека. Многодетные семьи пользуются льготами согласно ведомственной целевой программе "Социальная поддержка многодетных семей в Республике Хакасия" в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
За последние два года наметилась тенденция повышения рождаемости. Положительная динамика числа родившихся требует капитальных вложений в развитие материально-технической базы и совершенствование системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в настоящее время - одна из приоритетных задач в системе образования. В районе работают 10 детских садов, функционируют 8 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Работа двух ДОУ в с. Фыркал и с. Джирим приостановлена из-за аварийности зданий. В условиях школы действуют 20 предшкольных групп, в них 279 детей. Общая численность детей, охваченных дошкольным образованием, - 621 человек, это 35% от общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет. В сравнении с прошлым годом показатель охвата детей дошкольным образованием вырос на 2%.
Сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет потребности населения в дошкольных образовательных услугах. Несмотря на принимаемые меры (открытие дополнительных групп в детском саду № 5 п. Шира, открытие предшкольных групп в районе), сохраняется высокая очередность в детские сады (465 детей от рождения до 6 лет) при общем охвате дошкольным образованием 56% детей в возрасте от 1 года до 6 лет (38% - в ДОУ и 18% детей охвачены в предшкольных группах).
В муниципальной системе образования слабо работают механизмы государственно-общественного управления образованием с реальными полномочиями. Слабо идет развитие дополнительного образования детей. Прежде всего, это связано со слабой материально-технической базой учреждений дополнительного образования детей и недостаточным бюджетным финансированием.
Решение вышеперечисленных проблем возможно исключительно через реализацию целевых программ.
Повышение рождаемости последних двух лет создает напряженность в обеспечении детей дошкольным образованием. Особая напряженность наблюдается в детских садах п. Шира, п. Туим, п. Коммунар, п. Колодезный. В 2007 году открыты 2 новые группы в МДОУ детский сад № 5 "Теремок", на открытие которых выделено 523,0 тыс. рублей из средств районного бюджета.
В системе образования сохраняются негативные тенденции, без решения которых невозможно дальнейшее развитие:
- сохраняется старение педагогических кадров. Число педагогов пенсионного возраста ежегодно увеличивается и составляет 72% от общей численности педагогических кадров.
- Сохраняется большое количество малокомплектных и малочисленных школ (52%), которое приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. При общем уменьшении количества школьников в условиях демографического спада в районе сохраняется тенденция увеличения классов-комплектов.
Показатель числа учеников, приходящихся на одного учителя, по городу: в начальных классах - 19 человек, в 5 - 9 классах - 11 человек, в 10 - 11 классах - 11 человек; по селу: в начальных классах - 10 человек, в 5 - 9 классах - 6 человек.
Вопросы опеки и попечительства решаются путем принятия постановления Главой муниципального образования Ширинский район. Основной задачей отдела является реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства. За 2007 год выявлено 76 детей. Число семей, в которых родители систематически употребляют спиртные напитки и не в состоянии воспитывать своих детей, в районе практически не уменьшается. В связи с этим все больше детей становятся социальными сиротами, так как лишены нормальных жизненных условий в семье, родительской заботы и поддержки. Из-за этого увеличивается количество исковых заявлений в суд, поданных на лишение родительских прав. На учете под опекой и в приемных семьях находится 433 сироты. Все они получают опекунское и попечительское пособие.
В районе введена такая форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. На сегодняшний день зарегистрировано 30 приемных семей, в них воспитывается 110 детей. Эта форма устройства позволила безработному слою населения найти работу, хотя и с минимальной оплатой, но с большой долей ответственности. Приемному родителю идет трудовой стаж, а дети обрели семью. Каждому ребенку назначено пособие. Согласно Положению о приемной семье специалистами опеки и попечительства проводится патронаж таких семей, даются индивидуальные консультации и рекомендации по воспитанию детей. Необходимо обеспечить сохранение и увеличение охвата семейной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что позволит организовать воспитание детей-сирот в благоприятных социальных условиях, будет способствовать лучшей социализации детей в обществе, формированию активной гражданской позиции.
Увеличилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в приемные семьи. В 2006 году в муниципальном образовании под опекой состояло в возрасте от 0 до 18 лет 389 человек; в 2007 году - 433 человека, в период на 01.05.2008 - 424 человека.
В 2007 году из республиканского бюджета было выделено 1653,0 тысячи рублей на приобретение жилья детям-сиротам, было приобретено 7 единиц жилья (5 домов и 2 квартиры) для 7 лиц из числа детей-сирот, в 2006 году выделено 944,0 тыс. рублей - приобретено 5 жилых помещений. На 2008 год выделено 7043,0 тысячи рублей.
Существующая система государственных гарантий в области поддержки семей с детьми не в полной мере решает вопросы снижения уровня бедности и социальной поддержки семей с детьми.
В районе семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, официально зарегистрировавшихся получателями пособия на детей, 2678 семей, в них детей - 3834. Данная категория населения требует социальной и материальной поддержки. В целях укрепления института семьи, повышения качества жизни семей с детьми необходимо продолжение и совершенствование системы мер по выплатам пособий гражданам, имеющим детей, развитию социального обслуживания семей с детьми, повышению занятости женщин, их профессиональной подготовке и переподготовке.
Совместно с обществом Красного Креста, управлением образования, муниципальными образованиями сельских и поселковых Советов ежегодно проводятся благотворительные акции: "Дорога в школу", "Помоги детям", благодаря которым детям из малообеспеченных семей предоставляется помощь в приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей. Ежегодно в районе проводятся мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей, имеющие своей целью подать положительный пример семьям, имеющим детей.
Жилищная проблема для молодых семей является одной из наиболее острых в районе. Из-за ее нерешенности у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, и, как следствие, снижается потребность в создании семьи. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Неимение собственного жилья, вынужденное проживание с родителями привело к снижению уровня рождаемости и увеличению количества разводов среди молодых семей.
В большинстве случаев основными причинами, по которым молодые семьи не желают заводить детей, являются отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Решение жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для молодых семей с детьми и позволит создать мотивацию для рождения второго и последующих детей.
В целях решения жилищной проблемы на территории муниципального образования Ширинский район реализуются следующие целевые программы:
- "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Ширинский район на 2007 - 2010 гг.";
- "Социальное развитие села до 2012 г." по направлению "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, а также улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности".
Особое внимание в демографической политике Российской Федерации уделяется эффективному использованию возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении детей, подростков и молодежи.
Уровень жизни и благосостояния населения напрямую зависят от уровня занятости, возможности трудоустройства. За последние годы в районе происходит уменьшение численности занятых в экономике, так, в 2006 г. было занято 7,3 тыс. человек, в 2007 г. численность занятых составила 6,9 тыс. человек. На последующие годы значительного увеличения численности занятых в экономике не прогнозируется. В структуре занятости по формам собственности намечается тенденция дальнейшего увеличения рабочей силы только на предприятиях частной собственности на 10 - 15%.
В среднем в службу занятости ежегодно обращается около 400 женщин, 90% признаны безработными, 3% женщин имеют детей в возрасте до 3-х лет. Центром занятости принята Программа "Содействие занятости населения муниципального образования Ширинский район на 2008 - 2010 гг.", которая предусматривает трудоустройство из многодетных, малообеспеченных, неполных семей. В 2007 году было трудоустроено из числа неполных семей 3 человека; из многодетных - 6 человек; родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, - 15 человек. За 5 месяцев 2008 трудоустроено из числа многодетных 2 человека; одиноких мам - 1; из малообеспеченных семей временно трудоустроено 127 подростков.
Безработица на территории района носит преимущественно системный, обусловленный спадом производства, характер. В 2007 году на 1270 граждан, ищущих работу, приходилось 977 вакансий. Рынок труда в районе не сбалансирован. Причинами этого являются расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.
Анализ показал, что демографическая ситуация в районе имеет те же неблагополучные тенденции, что и целом по Республике Хакасия. Вместе с тем, выявились ее особенности, требующие обеспечения приоритета в социально-экономическом развитии муниципального образования Ширинский район на период с 2008 по 2010 годы:
- в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи путем обеспечения социальной и материальной поддержки семей с детьми, особенно молодых семей, устройства на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышения занятости женщин, имеющих малолетних детей, обеспечения жильем молодых семей, улучшения медицинской помощи женщинам во время беременности и родов;
- в области снижения смертности от предотвратимых причин путем развития учреждений здравоохранения, совершенствования медицинской помощи работающим гражданам при травмах, болезнях сердечно-сосудистой системы и социально значимых заболеваниях, развития системы физической культуры и спорта, внедрения здорового образа жизни.

2. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является стабилизация демографической ситуации, создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и поддержки семьи, снижение смертности трудоспособного населения от предотвратимых причин.
Задачи Программы:
- улучшение здоровья населения и медицинского обслуживания, увеличение продолжительности жизни населения;
- улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и повышение уровня рождаемости;
- стимулирование устройства на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- решение жилищных проблем населения района;
- снижение смертности от предотвратимых причин и профилактика заболеваний;
- поддержка социально уязвимых групп населения;
- повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей.

3. Перечень основных мероприятий Программы

3.1. Социальная и материальная поддержка семей при воспитании детей:
- сохранение и развитие сети дошкольных учреждений;
- выплата компенсации родителям в части оплаты за содержание ребенка в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- развитие физкультуры и спорта среди детей, подростков и молодежи;
- выплата ежемесячного государственного пособия на ребенка семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума;
- реконструкции, кап. ремонты и строительство детских садов;
- предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям;
- улучшение жилищных условий молодым семьям (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств.
3.2. Развитие учреждений детства и родовспоможения и улучшение медико-социальной помощи женщинам и детям:
- строительство акушерского корпуса на 30 коек в Ширинской ЦРБ в объеме 179,65 млн. рублей;
- реализация Программы "Родовой сертификат";
- оснащение подразделений муниципальных учреждений, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям, современным мед. оборудованием, качественной мебелью;
- обеспечение детей до 3-х лет спец. продуктами детского питания;
- профессиональная подготовка кадров врачами;
- оснащение санитарных машин достаточным набором средств для оказания экстренной медицинской помощи - кислородными подушками, шинами, носилками и т.д.;
- капитальный ремонт поликлиники (детской и кабинета общей врачебной практики, детского отделения);
- диспансеризация детей-сирот;
- организация и проведение иммунопрофилактики детских инфекционных заболеваний;
- внедрение обследований на онкомаркеры.
3.3. Содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- организация и проведение денежных выплат единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью;
- содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунских и приемных семьях;
- оплата труда приемным семьям;
- приобретение жилья для детей-сирот.
3.4. Повышение занятости молодежи и женщин, имеющих детей, их профессиональная подготовка и переподготовка:
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- содействие в поиске подходящей работы;
- организация временного трудоустройства молодежи.
3.5. Улучшение жилищных условий населения:
- реализация муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Ширинский район в 2007 - 2010 гг.", в рамках которой планируется предоставление молодым семьям субсидий на оплату части стоимости жилого помещения при его приобретении или строительстве, в том числе на оплату первоначального взноса при оформлении ипотечного жилищного кредита на приобретение или строительство жилого помещения, погашение части ипотечного жилищного кредита или займа, полученного на приобретение или строительство жилого помещения;
- реализация республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" по направлению "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, а также улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности".

4. Ожидаемые результаты Программы

(в ред. решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 03.10.2008 № 180)
(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с Концепцией демографической политики в Российской Федерации на первом этапе ее реализации (2008 - 2010 годы) Программой предусмотрены мероприятия по созданию благоприятных условий для увеличения рождаемости и поддержке семьи, снижению смертности трудоспособного населения от предотвратимых причин в муниципальном образовании Ширинский район.
Главными критериями достижения поставленной цели являются:
- достижение показателя рождаемости не ниже 16,2 чел. на 1000 населения;
- снижение общей смертности на 25% от уровня 2005 года.
Достижение этих показателей позволит преодолеть естественную убыль населения и создать условия для роста численности постоянного населения на втором и третьем этапах реализации Концепции демографической политики Российской Федерации в муниципальном образовании Ширинский район.
Эффективность выполнения мероприятий "Развитие учреждений детства и родовспоможения и улучшение медико-социальной помощи женщинам и детям" определяется по следующим показателям:
- снижение уровня младенческой смертности с 20,9 чел. в 2005 году до 13,5 чел. на 1000 родившихся живыми на конец 2010 года.
Эффективность выполнение мероприятий "Социальная и материальная поддержка семей при воспитании детей" определяется по следующим показателям:
- охват детей дошкольным образованием не менее 80% к концу 2010 года;
- улучшение качества услуг дошкольного образования.
Эффективность выполнения мероприятий "Развитие физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи" определяется по следующим показателям:
- увеличение охвата населения систематическими занятиями по физической культуре и спорту с 14,2% в 2007 году до 25% к 2010 году.
Эффективность выполнения мероприятий "Развитие культуры и искусства среди детей, подростков и молодежи" определяется по следующим показателям:
- увеличение охвата населения культурными мероприятиями с 55% в 2007 году до 65% в 2010 году.
Эффективность выполнения мероприятий "Социальная поддержка несовершеннолетних, находящихся в сложной жизненной ситуации" определяется по следующим показателям:
- обеспечение социальной поддержкой детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Эффективность выполнения мероприятий "Содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяется по следующим показателям:
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи,...
Выполнение мероприятий "Социальная поддержка многодетных семей" определяется следующими показателями:
- обеспечение социальной поддержкой многодетных семей.

5. Управление Программой и механизм ее реализации

(введен решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 03.10.2008 № 180)

]]>
¦   ¦многодетных семей в части¦           ¦       ¦       ¦МО Ширинский   ¦
¦   ¦предоставления льгот по  ¦           ¦       ¦       ¦район          ¦
¦   ¦коммунальным услугам     ¦           ¦       ¦       ¦               ¦
+---+-------------------------+-----------+-------+-------+---------------+
¦   ¦Итого по разделу 7       ¦    1070   ¦  500  ¦  570  ¦               ¦
+---+-------------------------+-----------+-------+-------+---------------+
¦   ¦ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ       ¦   15787   ¦ 8659  ¦ 7128  ¦               ¦
+---+-------------------------+-----------+-------+-------+---------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru