Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2009 г. № 473-ПП/18

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

Рассмотрев представленный Министерством экономического развития прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, Правительство Мурманской области постановляет:
одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов и направить в Мурманскую областную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Губернатор
Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО





Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 9 октября 2009 г. № 473-ПП/18

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ - АВГУСТ 2009 ГОДА И ОЖИДАЕМЫЕ
ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗА 2009 ГОД

1.1. Валовой региональный продукт

В 2009 году ожидается снижение ВРП к уровню 2008 года на 3,8 %, что обусловлено в значительной степени снижением объемов в добывающих и обрабатывающих производствах, потребительском секторе.
Номинальный объем ВРП составит 219,9 млрд. рублей, более 40 % которого будет создано на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, в обрабатывающих производствах и рыболовстве.

1.2. Промышленность

В январе - августе 2009 года продолжилось падение промышленного производства относительно аналогичного периода 2008 года. Индекс промышленного производства составил 90,6 % (в среднем по России - 86 %), в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых - 85,5 %, обрабатывающие производства - 89,9 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 96,1 %.
Снижение обусловлено сокращением производства в развитых экономиках мира и экспортно ориентированных отраслях России, потребляющих сырьевую продукцию, производимую в области.
С начала года выпуск железорудного концентрата снизился на 7,1 %, апатитового концентрата - на 14,9 %, нерудных строительных материалов - на 54,1 %. Сократились объемы рыбопереработки, производства цветных металлов.
Выработка электроэнергии сократилась на 4 %, производство тепла - на 5,6 %. В результате снижения объемов производства на энергоемких промышленных предприятиях потребление электроэнергии сократилось на 6,7 %.
В сентябре - декабре т. г. ожидается увеличение выпуска основных видов продукции на предприятиях добывающей промышленности относительно предыдущего года (в аналогичном периоде 2008 года в результате резкого снижения спроса на продукцию под влиянием мирового кризиса было значительно сокращено производство горнодобывающих предприятий). В то же время в металлургии продолжится сокращение производства в результате снижения поставок давальческого сырья к уровню 2008 года.
Последствия негативных изменений в мировой экономике не позволят промышленным предприятиям региона достичь в текущем году результатов 2008 года.
Объемы промышленного производства в целом по области будут ниже прошлогодних на 6,5 %. В то же время темпы снижения промышленного производства в Мурманской области прогнозируются меньше, чем в среднем по России (11,4 %).
В добывающих производствах к концу года падение объемов производства постепенно замедлится и составит 95,8 % по сравнению с 2008 годом.
В целом за год производство железорудного концентрата будет не ниже уровня 2008 года. В то же время меньше прошлогоднего будет произведено апатитового, нефелинового и лопаритового концентратов, нерудных строительных материалов.
В результате снижения цен и физических объемов будет отгружено продукции на 11,6 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году.
В обрабатывающей промышленности снижение производства до 88,8 % обусловлено сокращением объемов производства практически по всем видам деятельности этого сектора, за исключением производства транспортных средств и оборудования, обработки древесины и производства изделий из дерева.
В связи со снижением мировых цен на цветные металлы и физических объемов производства объем отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности снизится по сравнению с 2008 годом на 4,5 млрд. рублей.
Снижение производства в энергетике по сравнению с 2008 годом (97,2 %) обусловлено сокращением потребления электроэнергии энергоемкими предприятиями области.
Рост тарифов обеспечит увеличение объема отгруженной продукции в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 5,7 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом.

1.3. Рыболовство

Положительные тенденции отмечаются в рыболовстве: индекс производства составил 111,4 % к январю - августу прошлого года.
Вылов рыбы и других морепродуктов вырос на 9,6 % и составил 436,2 тыс. тонн за счет увеличения объемов квот на треску, пикшу, сельдь, скумбрию и начала полномасштабного промысла мойвы.
Рыбодобывающие компании прибрежного промысла области работали эффективнее, чем в аналогичном периоде 2008 года. Всего за январь - август т. г. добыто 13,5 тыс. тонн водных биоресурсов прибрежного рыболовства. Существенно увеличилась добыча основных видов рыб: трески (113,7 %) и пикши (в 1,8 раза).
По оценке, за год индекс производства по рыболовству составит 104,4 % к уровню 2008 года.

1.4. Транспорт

Сокращение производства и отгрузки продукции на ведущих промышленных предприятиях области привело к снижению объемов перевозки грузов.
В январе - августе 2009 года предприятиями транспорта перевезено 23,5 млн. тонн грузов (90,3 % к соответствующему периоду 2008 года).
Снижение обусловлено сокращением объемов перевозок грузов железнодорожным (на 17,3 %) и автомобильным (на 4,1 %) транспортом. В то же время объем перевозок грузов морским транспортом вырос на 13,5 % к январю - августу 2008 года.
По оценке, в 2009 году объем перевозок грузов всеми видами транспорта составит 36,3 млн. тонн, что на 2,5 % ниже уровня 2008 года.
Ожидается снижение объемов перевозок железнодорожным транспортом на 6,3 % за счет сокращения отгрузки апатитового концентрата, нерудных строительных материалов. В то же время увеличатся перевозки грузов морским транспортом за счет роста экспортных поставок угля.
По оценке Министерства транспорта и связи Мурманской области, в портах и перегрузочных комплексах будет переработано 38,7 млн. тонн различных грузов, что на 27,7 % превышает уровень переработки 2008 года, в основном за счет наращивания объемов перегрузки угля, а также перевалки нефти и нефтепродуктов ООО "НК "Белокаменка".

1.5. Сельское хозяйство

Объемы сельскохозяйственного производства в январе - августе текущего года не достигли уровня аналогичного периода прошлого года: индекс производства составил 97,3 %, снижение обусловлено в основном уменьшением выращивания свиней (приплода, привеса).
В натуральном выражении произведено 20,1 тыс. тонн молока (99,7 % к соответствующему периоду 2008 года), скота и птицы на убой (в живом весе) - 6,6 тыс. тонн (96,2 %), яиц - 119,5 млн. штук (104,2 %).
По оценке, к концу 2009 года предполагается незначительный рост за счет увеличения выращивания свиней (приплода, привеса), индекс производства составит 101,7 % к уровню 2008 года (по России - 99,3 %).
Сохранится положительная динамика производства продукции в натуральном выражении: по молоку рост на 0,3 % (к уровню предыдущего года), яйцу - на 5,5 %, скоту и птице на убой (в живом весе) - на 2,1 %.
Валовой сбор овощей ожидается ниже уровня 2008 года на 14,3 % в связи с началом процедуры банкротства на ГОУСП "Тепличный комбинат "Мурманский".

1.6. Среднее и малое предпринимательство

В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства подразделяются на четыре категории в зависимости от численности сотрудников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без НДС). Предельные значения выручки для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". В соответствии с указанными нормативными правовыми актами к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
1) микропредприятия (численность - от 1 до 15 человек, выручка - до 60 млн. рублей);
2) малые предприятия (численность - от 16 до 100 человек, выручка - до 400 млн. рублей);
3) средние предприятия (численность - от 101 до 250 человек, выручка - до 1000 млн. рублей);
4) индивидуальные предприниматели.
В первом полугодии т. г. ситуация в сфере малого и среднего предпринимательства осложнилась. В полную силу проявились последствия мирового финансового кризиса: сократился спрос на товары и услуги, уменьшился объем государственных заказов, при этом большинство из них осуществляется без авансовых платежей. В результате у многих предприятий увеличивается кредиторская задолженность, растут затраты на текущую деятельность. Ситуация еще более усугубляется ужесточением требований к заемщикам при получении финансовых ресурсов. В то же время появление свободных рыночных ниш и высвобождение квалифицированной рабочей силы стимулируют рост деловой активности.
В связи с тем, что Мурманскстат предоставляет наиболее полную ежеквартальную информацию только по категории "малые предприятия" (по категории "микропредприятия" статистические данные предоставляются 1 раз в год, по категории "средние предприятия" - ежеквартально, начиная с 2009 года), проанализировать ситуацию в сравнении с 2008 годом возможно только по данной категории предприятий.
К концу I полугодия т. г. количество малых предприятий составило 1611 единиц против 1683 единиц в аналогичном периоде 2008 года. Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) незначительно увеличилась и составила 25,8 тыс. человек (25,7 тыс. человек в январе - июне 2008 года).
Произошло сокращение оборота малых предприятий на 14 % (34,9 млрд. рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (по сопоставимому кругу организаций). Объем проданных товаров несобственного производства снизился на 20 % (по сопоставимому кругу организаций), что является результатом падения спроса и ростом конкуренции со стороны крупных торговых сетей. При этом объем отгруженных товаров собственного производства увеличился на 0,8 % (по сопоставимому кругу организаций).
По итогам 2009 года ожидается увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства (без индивидуальных предпринимателей) до 5,9 тыс. единиц (рост на 4,7 % к уровню 2008 года), среднесписочная численность работников составит 48,3 тыс. человек (рост на 2,3 % к уровню 2008 года). Однако к увеличению оборота это не приведет, поскольку у большинства действующих предприятий сократятся объемы производства, часть из них прекратит существование, а вновь созданные не имеют достаточных оборотов на начальном этапе. В итоге ожидается, что оборот средних, малых и микропредприятий в 2009 году составит 102,3 млрд. рублей, что на 2 % ниже уровня 2008 года (по сопоставимому кругу организаций).
К концу текущего года прогнозируется сокращение количества индивидуальных предпринимателей до 20,6 тыс. человек против 21 тыс. человек в 2008 году.
В этих условиях крайне важна прямая государственная финансовая поддержка бизнеса, сокращающая негативное влияние последствий финансового кризиса.
Объем средств областного бюджета, предусмотренных в 2009 году на прямую поддержку бизнеса, составляет 20,5 млн. рублей, по итогам конкурса Минэкономразвития России Мурманская область получила субсидию на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в размере 67 млн. рублей, в том числе на прямую поддержку бизнеса - 63,5 млн. рублей. Планируется, что финансовую поддержку смогут получить 250 предпринимателей, из них 100 - начинающих.

1.7. Инвестиции и строительство

В январе - августе т. г. объем инвестиций в основной капитал по оценке составил 22,9 млрд. рублей, или 108,4 % к соответствующему периоду прошлого года.
Несмотря на положительную динамику, в целом за 2009 год ожидаемое освоение инвестиций в основной капитал составит 83,0 % к уровню 2008 года (41,0 млрд. рублей), что обусловлено снижением инвестиционной активности хозяйствующих субъектов вследствие снижения объемов кредитования реального сектора экономики и рентабельности производства. В значительной мере уменьшены расходы областного бюджета на инвестиционные цели. Приостановление и перенос ряда инвестиционных проектов на более поздние сроки вызвали снижение инвестиций в основной капитал на предприятиях базовых комплексов.
За счет собственных средств крупных и средних организаций предполагается освоить 15,6 млрд. рублей, что составит 41,8 % от общего объема инвестиций данного круга организаций (в 2008 году - 42,3 %).
Наибольший удельный вес инвестиций будет направлен на развитие основного капитала крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность в сфере добычи полезных ископаемых (35,6 %). Доля инвестиций, приходящихся на организации транспорта и связи, в общем объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций предположительно составит 29,7 %.
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций составит 15,2 %. Объем инвестиций из федерального бюджета достигнет 3,0 млрд. рублей. Рост доли средств федерального бюджета в общем объеме бюджетных инвестиций с 39,2 % в 2008 году до 52,8 % в 2009 году связан с увеличением финансирования в текущем году реализуемой на территории Мурманской области федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", в рамках которой осуществляются реконструкция аэродромных покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта "Мурманск" и проектные работы по комплексному развитию Мурманского транспортного узла. Также в текущем году в рамках федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" начались работы по развитию инфраструктуры объектов противопожарной службы области.
Вместе с тем в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и снижения налогооблагаемой прибыли значительно уменьшились инвестиционные возможности областного бюджета. Предполагается, что на долю консолидированного бюджета области в общем объеме инвестиций придется 7,2 %, или 2,68 млрд. рублей (в 2008 году - 11,1 %, или 4,63 млрд. рублей). В рамках областной адресной инвестиционной программы в 2009 году предусматривается освоить 1,19 млрд. рублей (46,7 % к уровню 2008 года в сопоставимых ценах). Продолжаются работы по строительству жилья (162,4 млн. рублей), коммунальных объектов (152,7 млн. рублей), объектов здравоохранения, физической культуры и спорта (499,4 млн. рублей), а также социальных объектов, объектов образования и культуры, дорожного хозяйства и экологии.
Поступление иностранных инвестиций в экономику области ожидается в размере 30,11 млн. долларов США (54,7 % к уровню 2008 года). Снижение обусловлено уменьшением ресурсов потенциальных иностранных инвесторов и увеличением рисков инвестиционных вложений вследствие кризисных явлений в мировой экономике.
В январе - августе объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", составил 62,3 % к соответствующему периоду прошлого года. Предполагается, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом объем строительных работ сократится на 29,1 % и составит 12,4 млрд. рублей, что прежде всего связано с уменьшением объемов на строительстве третьей очереди пункта длительного хранения радиоактивных отходов в Сайда-Губе и окончанием строительства первой очереди торгово-развлекательного комплекса "О'кей" в Мурманске.
В 2009 году намечается ввести в действие 35 тыс. кв. метров общей площади жилья, что в 3,7 раза выше уровня 2008 года. Впервые за последние годы будет введено в эксплуатацию жилье, построенное за счет средств областного бюджета (3,47 тыс. кв. метров).

1.8. Охрана окружающей среды

В 2009 году объем инвестиций на реализацию природоохранных мероприятий, по оценке комитета природопользования и экологии Мурманской области, ожидается в сумме 860,6 млн. рублей (90,9 % к уровню 2008 года). Снижение данного показателя связано с уменьшением объемов инвестиций в природоохранные мероприятия предприятиями области (93,8 % к предыдущему году), а также снижением бюджетного финансирования на осуществление экологически значимых проектов.
В ОАО "Кольская ГМК" продолжается реализация проектов по реконструкции цеха обжига, охране и рациональному использованию водных ресурсов на предприятии, проведению рекультивации нарушенных земель территории Печенгского и Мончегорского районов, подверженных аэрогенному загрязнению комбинатов. Планируемые затраты по данным объектам на 17 % превысят прошлогодние.
На Кольской АЭС завершается строительство хранилища отвержденных радиоактивных отходов.
ОАО "Олкон" продолжает осуществлять работы по реконструкции дамбы хвостохранилища и строительству пульповодов. Объем запланированных средств на выполнение работ снизится на 28 % по отношению к прошлому году.
В ОАО "Апатит" продолжатся работы по строительству очистных сооружений шахтных вод подземных рудников, установке системы очистки газов сталеплавильной печи в литейном производстве, строительству водопонизительных скважин на Восточном руднике. Затраты по данным мероприятиям снизятся по сравнению с прошлым годом в 2 раза.
За счет средств областного бюджета продолжают реализовываться проекты, направленные на обеспечение экологической безопасности населения в рамках адресной инвестиционной программы. Финансирование мероприятий, включенных в программу, снизится по сравнению с 2008 годом на 35 %.
В результате проводимых мероприятий сократятся объемы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (98,8 %), объемы сброса загрязненных сточных вод (99,7 %). Предотвращенный экологический ущерб составит 235 млн. рублей.

1.9. Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговый оборот Мурманской области в I полугодии т. г., по оценке Министерства экономического развития Мурманской области, составил 1097 млн. долларов, снизившись на 36,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Снижение обусловлено значительным сокращением экспорта товаров (56,7 % к январю - июню 2008 года), вызванным падением цен на основные товары экспорта (цветные металлы и апатитовый концентрат). Импорт товаров в I полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос на 26,5 %. На рост импорта в значительной степени повлияло приобретение ОАО "Мурманское морское пароходство" двух балкеров усиленного ледового класса.
По оценке, по итогам года внешнеторговый оборот сократится на 30 % к уровню 2008 года и составит 2,3 млрд. долл. США.
Экспорт товаров снизится на 33,2 % к уровню 2008 года. Снижение стоимости экспорта вызвано в основном падением цен на основные товары экспорта.
В товарной структуре экспорта по-прежнему основную долю будут занимать черные и цветные металлы (49,2 %), апатитовый концентрат (20,3 %), рыба и морепродукты (19,3 %).
По итогам года ожидается сокращение объема импортных поставок на 7 % к уровню 2008 года, в основном за счет снижения импорта сырья для производства алюминия. Наибольший удельный вес в структуре импорта будет приходиться на машины, оборудование и транспортные средства (63,2 %), продукцию химической промышленности, каучук (19,9 %), продовольственные товары и сырье для их производства (11,2 %).

1.10. Туризм

По оценке, в 2009 году Мурманскую область посетят 219 тыс. российских посетителей из других регионов (резидентов), что на 0,7 % меньше, чем в 2008 году.
Количество иностранных посетителей уменьшится на 5,8 % по сравнению с 2008 годом и составит 29,5 тыс. человек. Наибольшую долю посетителей составляют граждане, проживающие вне СНГ. Большинство из них - граждане Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Великобритании и Германии.
Примечательно, что процентное соотношение количества туристов смещается в сторону тех, кто приезжает в Мурманскую область с целью отдыха и туризма. В 2009 году более 50 % приедут с туристическими целями, остальные - с деловыми частными и коммерческими целями.

1.11. Демография

В январе - августе т. г. в области родилось 6017 человек, умерло 6772 человека (в аналогичном периоде прошлого года 6005 и 6807 человек соответственно). Коэффициент рождаемости увеличился с 10,6 до 10,7 родившихся на 1000 населения, коэффициент смертности составил 12,1 умерших на 1000 населения против 12 в аналогичном периоде прошлого года.
Наметилась тенденция снижения миграционной убыли населения, значительный рост которой в 2008 году (153 %) был связан с усилением государственных обязательств по переселению нетрудоспособных граждан в другие регионы страны и более благоприятными на тот момент условиями для трудоустройства граждан, а также сохранением выплаты северного коэффициента пенсионерам независимо от места проживания. За 8 месяцев т. г. миграционная убыль составила 3,6 тыс. человек, или 72,2 % к аналогичному периоду 2008 года.
По оценке, в 2009 году общий коэффициент рождаемости составит 10,9 родившихся на 1000 населения против 10,7 в 2008 году (по России - 12,1).
Общий коэффициент смертности оценивается на уровне прошлого года - 12 умерших на 1000 населения (по России - 14,6).
Ожидается, что в целом по году миграционная убыль составит 6,5 тыс. человек против 7,4 тыс. человек в предыдущем году.
Среднегодовая численность населения сократится по отношению к уровню 2008 года на 0,9 % и составит 838,8 тыс. человек.

1.12. Рынок труда, занятость населения

Негативные тенденции на рынке труда, проявившиеся в конце 2008 года и усилившиеся в начале текущего года, в апреле - августе замедлились. Этому способствовали меры, принятые Правительством Российской Федерации и региональным Правительством по оздоровлению ситуации на рынке труда, а также оказало влияние сезонное снижение уровня безработицы в связи с периодом летних отпусков.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, на конец августа уменьшилась до 15,7 тыс. человек против 17,6 тыс. человек в марте т. г., однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил почти 43 %.
Статус безработного имеют 13631 человек, тогда как в марте их было наибольшее количество - 15823 человека. Уровень зарегистрированной безработицы за этот период снизился с 3,1 % до 2,6 % (в августе 2008 года - 1,9 %).
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в августе составил 7,5 % против 7,9 % в марте т. г.
Растет потребность организаций в работниках, нагрузка на одну заявленную вакансию сократилась почти в 2 раза.
Однако уже в сентябре на рынке труда области ожидаются изменения: динамика численности выходящих на рынок труда граждан, в том числе работников, уволившихся по сокращению и собственному желанию, будет иметь тенденцию к увеличению. При этом ситуация будет осложняться несоответствием спроса и предложения рабочей силы как по количественному, так и по профессиональному составу.
Вследствие складывающейся ситуации численность зарегистрированных безработных к концу т. г. может возрасти до 16,5 тыс. человек, в среднегодовом исчислении составит около 15 тыс. человек.
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) оценивается в текущем году в 7,8 % против 7 % в предыдущем году.
Среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы составит 3 % (в 2008 году - 2,3 %).
По оценке, численность занятых в экономике сократится по сравнению с предыдущим годом на 0,3 % и составит 441,6 тыс. человек.

1.13. Индексы потребительских цен и тарифов

Начиная с мая т. г. наблюдается замедление темпов роста потребительских цен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В августе рост потребительских цен составил 108,9 % к декабрю 2008 года, что ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 1,2 процентного пункта.
Сдерживающее воздействие на инфляцию оказывает снижение мировых цен на зерно и продовольствие, а также низкий платежеспособный спрос, вызванный замедлением роста доходов.
В то же время рост инфляции обусловлен значительным подорожанием промышленных товаров (на 8,2 %) и платных услуг населению (на 10,9 %), в первую очередь услуг жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта.
По оценке, в 2009 году сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению составит 112 % против 114,1 % в прошлом году.
Вклад в уровень инфляции роста цен на промышленные товары оценивается на уровне 4,5 процентного пункта, на продовольственные товары - 3,7 п.п., роста тарифов на платные услуги - 3,8 п.п.
Рост цен на продовольственные товары и платные услуги населению ожидается ниже уровня прошлого года. В то же время цены на непродовольственные товары по-прежнему растут опережающими темпами по сравнению с предыдущим годом.

1.14. Денежные доходы и расходы населения

Среднемесячные денежные доходы на одного жителя в январе - августе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года выросли с 17,6 до 19,7 тыс. рублей, их реальное наполнение снизилось на 1,5 %.
Денежные расходы в расчете на одного жителя в январе - августе составили 18,1 тыс. рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,3 %, в реальном исчислении на 4 %.
Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций за 7 месяцев сложилась в размере 25559 рублей и увеличилась на 13,9 %.
По оценке, по итогам года денежные доходы сложатся в сумме 209 млрд. рублей, их рост составит 9,7 %, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения не достигнут уровня 2008 года на 4,6 %.
Ожидается замедление темпов роста заработной платы. Среднемесячная заработная плата вырастет на 11,8 % и составит 26570 рублей, ее реальное содержание уменьшится на 1,2 %.
Повышение оплаты труда и введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы в текущем году позволит приблизить заработную плату бюджетников к средней по области. Рост среднемесячной заработной платы в бюджетной сфере составит порядка 15 %.
С учетом индексации базовой и страховой частей пенсии (четыре раза в течение года, в том числе в декабре на 31,4 %) размер пенсии составит 7330 рублей, что выше уровня предыдущего года на 26,5 %, в реальном выражении - на 11,7 %.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения будет определяться общей динамикой потребительских цен и оценивается в текущем году в сумме 7757 рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 15 %).
Доля "бедных" жителей составит 15,3 % против 14,8 % в 2008 году.

1.15. Рынок товаров и услуг

Ухудшение экономической ситуации в условиях кризиса, существенное снижение покупательского спроса в связи с падением реальных денежных доходов населения и ростом потребительских цен приводят к сокращению объемов потребительского рынка.
В текущем году отмечается изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых товаров, сокращение покупок товаров длительного пользования, при этом малообеспеченные слои населения приобретают в основном продукты питания и предметы первой необходимости, в результате чего в структуре оборота розничной торговли снижается доля промышленных товаров и увеличивается доля продовольственных товаров.
В январе - августе т. г. населением области приобретено товаров на 57,7 млрд. рублей, индекс физического объема оборота розничной торговли составил 97,6 % к соответствующему периоду прошлого года.
Объемы продаж продовольственных товаров снизились на 1,6 % к соответствующему периоду прошлого года, непродовольственных товаров - на 3,3 %.
За 8 месяцев т. г. населению оказано платных услуг на сумму 25,7 млрд. рублей. Индекс физического объема услуг составил 96,2 % к аналогичному периоду прошлого года.
По итогам года физические объемы оборота розничной торговли сложатся ниже уровня предыдущего года на 3,2 %.
Снижение спроса населения на непродовольственные товары и при этом более высокие темпы роста цен на них по сравнению с продуктами питания обусловливают значительное снижение физических объемов продаж промышленных товаров - на 4,5 %.
Ожидается снижение объемов платных услуг населению на 5,1 % по сравнению с 2008 годом. Доля расходов населения на оплату услуг составит 20,8 %, на покупку товаров - 50,6 % (в 2008 году - 19 и 50,6 % соответственно).

1.16. Развитие отраслей социальной сферы

Образование

В области действуют все типы образовательных учреждений, позволяющие обеспечить реализацию прав граждан на образование в условиях дифференциации и вариативности системы образования, выбор образовательных программ, исходя из потребностей, интересов и состояния здоровья детей.
На начало 2009 года функционировали 308 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 40,7 тыс. человек. Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях оценивается на уровне 984 мест на 1000 детей против 992 мест в 2008 году. Снижение обеспеченности местами обусловлено приведением предельной наполняемости групп в соответствие с требованиями Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Принимаемые меры по увеличению мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях за счет открытия дополнительных групп для детей раннего возраста, на базе общеобразовательных учреждений для детей дошкольного возраста, строительства новых детских садов позволили сократить в текущем году очередность в ДОУ почти в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом.
В области действует 225 общеобразовательных учреждений, в которых в 2009/2010 учебном году будет обучаться 78 тыс. человек, что на 1,5 тыс. учащихся (на 1,9 %) меньше, чем в 2008/2009 учебном году. В связи с сокращением контингента обучающихся проводится работа по оптимизации сети дневных общеобразовательных учреждений.
В учреждениях начального профессионального образования численность учащихся уменьшится с 7,7 до 7,4 тыс. человек, в учреждениях среднего профессионального образования - с 11,2 до 10,6 тыс. человек, или на 4 % в указанных видах учреждений.
Для обеспечения непрерывности и доступности среднего профессионального образования продолжится работа по созданию двухуровневых учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, что позволит изменить структуру подготовки кадров и увеличить численность студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся на бюджетной основе.

Здравоохранение

В целом в системе здравоохранения области функционирует 40 больничных учреждений на 8,9 тыс. коек и 98 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений мощностью 21,8 тыс. посещений в смену. Численность врачей составляет 4040 человек, среднего медицинского персонала - 11259 человек.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ в регионе осуществляются структурные преобразования, направленные на оптимизацию сети лечебно-профилактических учреждений с целью повышения эффективности их клинической и экономической деятельности. Решению поставленных задач в сфере здравоохранения во многом способствует реализация национального проекта "Здоровье", в рамках которого осуществляется:
- дальнейшее развитие сети первичной медико-санитарной помощи, в том числе профилактического направления;
- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
По оценке, в 2009 году обеспеченность населения в расчете на 10 тыс. жителей составит: больничными койками - 105,4 места (в 2008 году - 105,8), амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 261,7 посещения в смену (259,2), врачами - 47,8 человек (48), средним медицинским персоналом - 134,9 человек (133,6).

Социальная защита населения

В области сохраняется сеть стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), осуществляется работа по оказанию социальной поддержки малоимущим слоям населения.
Обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей) в 2009 году составит 20,7 места на 10 тысяч населения, или 69 % от установленного норматива.
В связи с увеличением доли лиц старших возрастов в структуре населения области потребность в стационарном социальном обслуживании остается высокой, очередность составляет 524 человека. Особенно велика нуждаемость в получении социально-медицинской помощи в домах-интернатах психоневрологического профиля (410 человек).

Культура и искусство

Население области обслуживают 180 библиотек, действует 98 клубных учреждений. Кроме стационарной сети библиотек, читателей обслуживают 195 библиотечных пунктов в нестационарной сети муниципальных библиотек.
Показатели обеспеченности библиотеками и клубными учреждениями в 2009 году сохранятся практически на уровне 2008 года и составят 21,3 и 11,7 учреждения на 100 тыс. жителей соответственно.

1.17. Финансовые результаты

В январе - июле 2009 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года сохранилась тенденция снижения финансовых результатов деятельности крупных и средних организаций области, возросли количество убыточных организаций и сумма их убытка.
В целом по всем видам деятельности прибыль прибыльных организаций составила 17,84 млрд. рублей, что на 36,1 %, или на 10,07 млрд. рублей ниже соответствующего периода прошлого года.
Убытки убыточных организаций возросли на 20,5 %, или 746,5 млн. рублей, составив 4,38 млрд. рублей.
В результате сальдированный финансовый результат сформировался в сумме 13,46 млрд. рублей прибыли со снижением к аналогичному периоду 2008 года на 44,6 %, или 10,82 млрд. рублей.
Снижение прибыли рентабельных организаций отмечается по всем основным видам деятельности, за исключением производства и распределения электроэнергии, газа и воды (рост в 4 раза), транспорта и связи (рост на 6,6 %).

]]>
В связи с неблагоприятной ситуацией в экономике, сокращением доходов наемных работников и доходов от предпринимательской деятельности темпы роста показателей уровня жизни населения оцениваются ниже значений прогноза 2008 года. В целом доходы уменьшены на 36,2 млрд. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения оцениваются на уровне 95,4 % против ранее прогнозируемых 110,3 %, реальная среднемесячная заработная плата - 98,8 % против 108,8 %.
В связи со снижением темпов роста денежных доходов увеличится численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума: доля "бедных" составит 15,3 % против 12 %, прогнозируемых в 2008 году.
Значительный рост потребительских цен в начале текущего года, ослабление курса рубля и, как следствие, удорожание импорта, ухудшение кредитной политики обусловили увеличение оценки инфляции до 112,0 % против 110,5 %, заложенных в прогнозе октября 2008 года.
Снижение потребительского спроса в связи с замедлением роста доходов, продолжающийся рост цен привели к уменьшению оценочных параметров объемов потребительского рынка по отношению к ранее прогнозируемым значениям в 2008 году: объем оборота розничной торговли уменьшен на 8,6 %, объем платных услуг населению - на 9,4 %.
Индекс физического объема оборота розничной торговли оценивается ниже на 12,1 процентного пункта, платных услуг населению - на 7,1 п.п.

Уточнение параметров прогноза на 2010 - 2011 годы

Увеличение индекса производства в добыче полезных ископаемых в 2010 - 2011 годах по сравнению с ранее прогнозируемым объясняется постепенным выходом объемов производства на докризисный уровень к 2012 году (в прогнозе октября 2008 года не предполагалось падения производства в 2008 - 2009 годах).
В то же время объем отгруженной продукции в добыче полезных ископаемых уменьшен в результате пересмотра в сторону снижения объемов производства и цен на продукцию горнодобывающих предприятий по сравнению с ранее прогнозируемым.
На изменение объемов в обрабатывающих производствах основное влияние оказывает ситуация в металлургическом производстве и производстве пищевых продуктов.
На снижение индекса производства в обработке в большей степени повлияло снижение производства пищевых продуктов, что связано с падением объемов в 2009 году и прогнозируемыми невысокими темпами роста сельскохозяйственного производства в 2010 - 2011 годах (основными поставщиками сырья для пищевой промышленности).
Увеличение уровня цен на никель и медь в 2010 - 2011 годах по сравнению с предыдущим прогнозом сказалось на увеличении объема отгруженной продукции в металлургии в прогнозном периоде. При этом в производстве пищевых продуктов в результате снижения производства уменьшены объемы отгруженных товаров собственного производства.
В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды увеличение индекса производства в 2010 году объясняется прогнозируемым ростом производства и потребления электроэнергии на фоне падения в 2009 году.
Более низкий уровень тарифов на электроэнергию повлиял на снижение объемов отгруженной продукции по данному виду деятельности.
Изменение объемов и темпов роста перевозок грузов обусловлено в основном изменением параметров прогноза промышленного производства.
Наибольшее влияние на снижение темпа роста погрузо-разгрузочных работ на морском транспорте оказал перенос реализации инвестиционного проекта ЗАО "Синтез Петролеум" на более поздние сроки.
В 2010 году в рыболовстве прогнозируется уменьшение индекса производства на 1,2 п.п. и объема отгруженных товаров собственного производства в стоимостном выражении в 2010 - 2011 годах на 29,4 % - 30,9 %, что обусловлено снижением цен на рыбопродукцию (в структуре добываемой рыбы и морепродуктов с началом промысла мойвы преобладают недорогие виды рыб) и уменьшением вылова путассу и камчатского краба (за счет сокращения квот и запасов).
Начавшееся в 2009 году снижение выращивания свиней (приплода, привеса) и производства овощей обусловило в 2010 - 2011 годах уменьшение объемов в стоимостном выражении на 20,1 % - 24,4 % и темпов роста сельскохозяйственного производства на 2 п.п. - 3 п.п. по сравнению с прогнозом октября 2008 года.
По сравнению с прогнозными значениями октября 2008 года объем инвестиций в основной капитал в 2010 - 2011 годах уменьшен почти в 2 раза. Наибольшее влияние на отклонение от прогноза октября 2008 года оказало уменьшение предполагаемых темпов строительства транспортно-технологического комплекса в рамках начала освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал откорректирован в 2010 году в сторону снижения на 8,1 п.п., в то же время в 2011 году темп ожидается выше, чем оценивался ранее на 22,5 п.п., что обусловлено переносом активной фазы реализации крупнейших инвестиционных проектов (Штокмановский проект и проект комплексного развития Мурманского транспортного узла).
С учетом снижения инвестиций в основной капитал предполагаемые объемы работ, выполненных по виду деятельности "строительство", уменьшены более чем в 2 раза.
Прогноз на 2010 - 2011 годы финансовых результатов развития экономики области ниже прогнозных данных октября 2008 года.
Снижение финансовых показателей обусловлено изменениями внешних и внутренних условий функционирования предприятий по добыче полезных ископаемых, рыболовства, производства, передачи и распределения электроэнергии и теплоэнергии.
В 2010 - 2011 годах объемы производства и уровень цен на продукцию добывающих предприятий прогнозируются ниже, чем в октябре 2008 года, что в значительной степени повлияло на снижение прибыли.
Снижение объемов валового регионального продукта в 2010 - 2011 годах по сравнению с ранее прогнозируемым обусловлено в основном падением объемов оборота розничной и оптовой торговли.
Постепенное восстановление и оживление экономики будет способствовать сокращению в 2011 году уровня общей безработицы до 6,6 % и зарегистрированной безработицы до 2,4 %. Однако темпы снижения будут невысокими и не позволят достичь прогнозных значений октября 2008 года - 5,5 % и 1,5 % соответственно.
Параметры денежных доходов населения и заработной платы в прогнозном периоде снижены по результатам уменьшения оценки 2009 года и в соответствии с основными направлениями бюджетной политики в области.
Учитывая более высокие темпы роста потребительских цен, заложенные в параметрах прогноза Минэкономразвития России, уровень инфляции по области на 2010 - 2011 годы увеличен до 109,5 - 110,5 % и 107,5 - 108,5 % соответственно.
Уменьшение величины доходов населения, сохранение темпов роста цен и тарифов на товары и платные услуги обусловили снижение объемов потребительского рынка по сравнению с ранее прогнозируемыми значениями, вследствие чего объем оборота розничной торговли в 2010 - 2011 годах уменьшен на 13 - 15 %, объем платных услуг населению - на 13 - 16 %.
Индекс физического объема оборота розничной торговли ожидается ниже на 6 - 7 процентных пунктов, платных услуг населению - на 2 п.п.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru