ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2009 г. № 473-ПП/18
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ
Рассмотрев представленный Министерством экономического развития прогноз
социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, Правительство Мурманской области постановляет:
одобрить прилагаемый прогноз
социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов и направить в Мурманскую областную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Губернатор
Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 9 октября 2009 г. № 473-ПП/18
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ - АВГУСТ 2009 ГОДА И ОЖИДАЕМЫЕ
ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗА 2009 ГОД
1.1. Валовой региональный продукт
В 2009 году ожидается снижение ВРП к уровню 2008 года на 3,8 %, что обусловлено в значительной степени снижением объемов в добывающих и обрабатывающих производствах, потребительском секторе.
Номинальный объем ВРП составит 219,9 млрд. рублей, более 40 % которого будет создано на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, в обрабатывающих производствах и рыболовстве.
1.2. Промышленность
В январе - августе 2009 года продолжилось падение промышленного производства относительно аналогичного периода 2008 года. Индекс промышленного производства составил 90,6 % (в среднем по России - 86 %), в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых - 85,5 %, обрабатывающие производства - 89,9 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 96,1 %.
Снижение обусловлено сокращением производства в развитых экономиках мира и экспортно ориентированных отраслях России, потребляющих сырьевую продукцию, производимую в области.
С начала года выпуск железорудного концентрата снизился на 7,1 %, апатитового концентрата - на 14,9 %, нерудных строительных материалов - на 54,1 %. Сократились объемы рыбопереработки, производства цветных металлов.
Выработка электроэнергии сократилась на 4 %, производство тепла - на 5,6 %. В результате снижения объемов производства на энергоемких промышленных предприятиях потребление электроэнергии сократилось на 6,7 %.
В сентябре - декабре т. г. ожидается увеличение выпуска основных видов продукции на предприятиях добывающей промышленности относительно предыдущего года (в аналогичном периоде 2008 года в результате резкого снижения спроса на продукцию под влиянием мирового кризиса было значительно сокращено производство горнодобывающих предприятий). В то же время в металлургии продолжится сокращение производства в результате снижения поставок давальческого сырья к уровню 2008 года.
Последствия негативных изменений в мировой экономике не позволят промышленным предприятиям региона достичь в текущем году результатов 2008 года.
Объемы промышленного производства в целом по области будут ниже прошлогодних на 6,5 %. В то же время темпы снижения промышленного производства в Мурманской области прогнозируются меньше, чем в среднем по России (11,4 %).
В добывающих производствах к концу года падение объемов производства постепенно замедлится и составит 95,8 % по сравнению с 2008 годом.
В целом за год производство железорудного концентрата будет не ниже уровня 2008 года. В то же время меньше прошлогоднего будет произведено апатитового, нефелинового и лопаритового концентратов, нерудных строительных материалов.
В результате снижения цен и физических объемов будет отгружено продукции на 11,6 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году.
В обрабатывающей промышленности снижение производства до 88,8 % обусловлено сокращением объемов производства практически по всем видам деятельности этого сектора, за исключением производства транспортных средств и оборудования, обработки древесины и производства изделий из дерева.
В связи со снижением мировых цен на цветные металлы и физических объемов производства объем отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности снизится по сравнению с 2008 годом на 4,5 млрд. рублей.
Снижение производства в энергетике по сравнению с 2008 годом (97,2 %) обусловлено сокращением потребления электроэнергии энергоемкими предприятиями области.
Рост тарифов обеспечит увеличение объема отгруженной продукции в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 5,7 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом.
1.3. Рыболовство
Положительные тенденции отмечаются в рыболовстве: индекс производства составил 111,4 % к январю - августу прошлого года.
Вылов рыбы и других морепродуктов вырос на 9,6 % и составил 436,2 тыс. тонн за счет увеличения объемов квот на треску, пикшу, сельдь, скумбрию и начала полномасштабного промысла мойвы.
Рыбодобывающие компании прибрежного промысла области работали эффективнее, чем в аналогичном периоде 2008 года. Всего за январь - август т. г. добыто 13,5 тыс. тонн водных биоресурсов прибрежного рыболовства. Существенно увеличилась добыча основных видов рыб: трески (113,7 %) и пикши (в 1,8 раза).
По оценке, за год индекс производства по рыболовству составит 104,4 % к уровню 2008 года.
1.4. Транспорт
Сокращение производства и отгрузки продукции на ведущих промышленных предприятиях области привело к снижению объемов перевозки грузов.
В январе - августе 2009 года предприятиями транспорта перевезено 23,5 млн. тонн грузов (90,3 % к соответствующему периоду 2008 года).
Снижение обусловлено сокращением объемов перевозок грузов железнодорожным (на 17,3 %) и автомобильным (на 4,1 %) транспортом. В то же время объем перевозок грузов морским транспортом вырос на 13,5 % к январю - августу 2008 года.
По оценке, в 2009 году объем перевозок грузов всеми видами транспорта составит 36,3 млн. тонн, что на 2,5 % ниже уровня 2008 года.
Ожидается снижение объемов перевозок железнодорожным транспортом на 6,3 % за счет сокращения отгрузки апатитового концентрата, нерудных строительных материалов. В то же время увеличатся перевозки грузов морским транспортом за счет роста экспортных поставок угля.
По оценке Министерства транспорта и связи Мурманской области, в портах и перегрузочных комплексах будет переработано 38,7 млн. тонн различных грузов, что на 27,7 % превышает уровень переработки 2008 года, в основном за счет наращивания объемов перегрузки угля, а также перевалки нефти и нефтепродуктов ООО "НК "Белокаменка".
1.5. Сельское хозяйство
Объемы сельскохозяйственного производства в январе - августе текущего года не достигли уровня аналогичного периода прошлого года: индекс производства составил 97,3 %, снижение обусловлено в основном уменьшением выращивания свиней (приплода, привеса).
В натуральном выражении произведено 20,1 тыс. тонн молока (99,7 % к соответствующему периоду 2008 года), скота и птицы на убой (в живом весе) - 6,6 тыс. тонн (96,2 %), яиц - 119,5 млн. штук (104,2 %).
По оценке, к концу 2009 года предполагается незначительный рост за счет увеличения выращивания свиней (приплода, привеса), индекс производства составит 101,7 % к уровню 2008 года (по России - 99,3 %).
Сохранится положительная динамика производства продукции в натуральном выражении: по молоку рост на 0,3 % (к уровню предыдущего года), яйцу - на 5,5 %, скоту и птице на убой (в живом весе) - на 2,1 %.
Валовой сбор овощей ожидается ниже уровня 2008 года на 14,3 % в связи с началом процедуры банкротства на ГОУСП "Тепличный комбинат "Мурманский".
1.6. Среднее и малое предпринимательство
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства подразделяются на четыре категории в зависимости от численности сотрудников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без НДС). Предельные значения выручки для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". В соответствии с указанными нормативными правовыми актами к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
1) микропредприятия (численность - от 1 до 15 человек, выручка - до 60 млн. рублей);
2) малые предприятия (численность - от 16 до 100 человек, выручка - до 400 млн. рублей);
3) средние предприятия (численность - от 101 до 250 человек, выручка - до 1000 млн. рублей);
4) индивидуальные предприниматели.
В первом полугодии т. г. ситуация в сфере малого и среднего предпринимательства осложнилась. В полную силу проявились последствия мирового финансового кризиса: сократился спрос на товары и услуги, уменьшился объем государственных заказов, при этом большинство из них осуществляется без авансовых платежей. В результате у многих предприятий увеличивается кредиторская задолженность, растут затраты на текущую деятельность. Ситуация еще более усугубляется ужесточением требований к заемщикам при получении финансовых ресурсов. В то же время появление свободных рыночных ниш и высвобождение квалифицированной рабочей силы стимулируют рост деловой активности.
В связи с тем, что Мурманскстат предоставляет наиболее полную ежеквартальную информацию только по категории "малые предприятия" (по категории "микропредприятия" статистические данные предоставляются 1 раз в год, по категории "средние предприятия" - ежеквартально, начиная с 2009 года), проанализировать ситуацию в сравнении с 2008 годом возможно только по данной категории предприятий.
К концу I полугодия т. г. количество малых предприятий составило 1611 единиц против 1683 единиц в аналогичном периоде 2008 года. Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) незначительно увеличилась и составила 25,8 тыс. человек (25,7 тыс. человек в январе - июне 2008 года).
Произошло сокращение оборота малых предприятий на 14 % (34,9 млрд. рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (по сопоставимому кругу организаций). Объем проданных товаров несобственного производства снизился на 20 % (по сопоставимому кругу организаций), что является результатом падения спроса и ростом конкуренции со стороны крупных торговых сетей. При этом объем отгруженных товаров собственного производства увеличился на 0,8 % (по сопоставимому кругу организаций).
По итогам 2009 года ожидается увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства (без индивидуальных предпринимателей) до 5,9 тыс. единиц (рост на 4,7 % к уровню 2008 года), среднесписочная численность работников составит 48,3 тыс. человек (рост на 2,3 % к уровню 2008 года). Однако к увеличению оборота это не приведет, поскольку у большинства действующих предприятий сократятся объемы производства, часть из них прекратит существование, а вновь созданные не имеют достаточных оборотов на начальном этапе. В итоге ожидается, что оборот средних, малых и микропредприятий в 2009 году составит 102,3 млрд. рублей, что на 2 % ниже уровня 2008 года (по сопоставимому кругу организаций).
К концу текущего года прогнозируется сокращение количества индивидуальных предпринимателей до 20,6 тыс. человек против 21 тыс. человек в 2008 году.
В этих условиях крайне важна прямая государственная финансовая поддержка бизнеса, сокращающая негативное влияние последствий финансового кризиса.
Объем средств областного бюджета, предусмотренных в 2009 году на прямую поддержку бизнеса, составляет 20,5 млн. рублей, по итогам конкурса Минэкономразвития России Мурманская область получила субсидию на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в размере 67 млн. рублей, в том числе на прямую поддержку бизнеса - 63,5 млн. рублей. Планируется, что финансовую поддержку смогут получить 250 предпринимателей, из них 100 - начинающих.
1.7. Инвестиции и строительство
В январе - августе т. г. объем инвестиций в основной капитал по оценке составил 22,9 млрд. рублей, или 108,4 % к соответствующему периоду прошлого года.
Несмотря на положительную динамику, в целом за 2009 год ожидаемое освоение инвестиций в основной капитал составит 83,0 % к уровню 2008 года (41,0 млрд. рублей), что обусловлено снижением инвестиционной активности хозяйствующих субъектов вследствие снижения объемов кредитования реального сектора экономики и рентабельности производства. В значительной мере уменьшены расходы областного бюджета на инвестиционные цели. Приостановление и перенос ряда инвестиционных проектов на более поздние сроки вызвали снижение инвестиций в основной капитал на предприятиях базовых комплексов.
За счет собственных средств крупных и средних организаций предполагается освоить 15,6 млрд. рублей, что составит 41,8 % от общего объема инвестиций данного круга организаций (в 2008 году - 42,3 %).
Наибольший удельный вес инвестиций будет направлен на развитие основного капитала крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность в сфере добычи полезных ископаемых (35,6 %). Доля инвестиций, приходящихся на организации транспорта и связи, в общем объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций предположительно составит 29,7 %.
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций составит 15,2 %. Объем инвестиций из федерального бюджета достигнет 3,0 млрд. рублей. Рост доли средств федерального бюджета в общем объеме бюджетных инвестиций с 39,2 % в 2008 году до 52,8 % в 2009 году связан с увеличением финансирования в текущем году реализуемой на территории Мурманской области федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", в рамках которой осуществляются реконструкция аэродромных покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта "Мурманск" и проектные работы по комплексному развитию Мурманского транспортного узла. Также в текущем году в рамках федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" начались работы по развитию инфраструктуры объектов противопожарной службы области.
Вместе с тем в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и снижения налогооблагаемой прибыли значительно уменьшились инвестиционные возможности областного бюджета. Предполагается, что на долю консолидированного бюджета области в общем объеме инвестиций придется 7,2 %, или 2,68 млрд. рублей (в 2008 году - 11,1 %, или 4,63 млрд. рублей). В рамках областной адресной инвестиционной программы в 2009 году предусматривается освоить 1,19 млрд. рублей (46,7 % к уровню 2008 года в сопоставимых ценах). Продолжаются работы по строительству жилья (162,4 млн. рублей), коммунальных объектов (152,7 млн. рублей), объектов здравоохранения, физической культуры и спорта (499,4 млн. рублей), а также социальных объектов, объектов образования и культуры, дорожного хозяйства и экологии.
Поступление иностранных инвестиций в экономику области ожидается в размере 30,11 млн. долларов США (54,7 % к уровню 2008 года). Снижение обусловлено уменьшением ресурсов потенциальных иностранных инвесторов и увеличением рисков инвестиционных вложений вследствие кризисных явлений в мировой экономике.
В январе - августе объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", составил 62,3 % к соответствующему периоду прошлого года. Предполагается, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом объем строительных работ сократится на 29,1 % и составит 12,4 млрд. рублей, что прежде всего связано с уменьшением объемов на строительстве третьей очереди пункта длительного хранения радиоактивных отходов в Сайда-Губе и окончанием строительства первой очереди торгово-развлекательного комплекса "О'кей" в Мурманске.
В 2009 году намечается ввести в действие 35 тыс. кв. метров общей площади жилья, что в 3,7 раза выше уровня 2008 года. Впервые за последние годы будет введено в эксплуатацию жилье, построенное за счет средств областного бюджета (3,47 тыс. кв. метров).
1.8. Охрана окружающей среды
В 2009 году объем инвестиций на реализацию природоохранных мероприятий, по оценке комитета природопользования и экологии Мурманской области, ожидается в сумме 860,6 млн. рублей (90,9 % к уровню 2008 года). Снижение данного показателя связано с уменьшением объемов инвестиций в природоохранные мероприятия предприятиями области (93,8 % к предыдущему году), а также снижением бюджетного финансирования на осуществление экологически значимых проектов.
В ОАО "Кольская ГМК" продолжается реализация проектов по реконструкции цеха обжига, охране и рациональному использованию водных ресурсов на предприятии, проведению рекультивации нарушенных земель территории Печенгского и Мончегорского районов, подверженных аэрогенному загрязнению комбинатов. Планируемые затраты по данным объектам на 17 % превысят прошлогодние.
На Кольской АЭС завершается строительство хранилища отвержденных радиоактивных отходов.
ОАО "Олкон" продолжает осуществлять работы по реконструкции дамбы хвостохранилища и строительству пульповодов. Объем запланированных средств на выполнение работ снизится на 28 % по отношению к прошлому году.
В ОАО "Апатит" продолжатся работы по строительству очистных сооружений шахтных вод подземных рудников, установке системы очистки газов сталеплавильной печи в литейном производстве, строительству водопонизительных скважин на Восточном руднике. Затраты по данным мероприятиям снизятся по сравнению с прошлым годом в 2 раза.
За счет средств областного бюджета продолжают реализовываться проекты, направленные на обеспечение экологической безопасности населения в рамках адресной инвестиционной программы. Финансирование мероприятий, включенных в программу, снизится по сравнению с 2008 годом на 35 %.
В результате проводимых мероприятий сократятся объемы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (98,8 %), объемы сброса загрязненных сточных вод (99,7 %). Предотвращенный экологический ущерб составит 235 млн. рублей.
1.9. Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговый оборот Мурманской области в I полугодии т. г., по оценке Министерства экономического развития Мурманской области, составил 1097 млн. долларов, снизившись на 36,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Снижение обусловлено значительным сокращением экспорта товаров (56,7 % к январю - июню 2008 года), вызванным падением цен на основные товары экспорта (цветные металлы и апатитовый концентрат). Импорт товаров в I полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос на 26,5 %. На рост импорта в значительной степени повлияло приобретение ОАО "Мурманское морское пароходство" двух балкеров усиленного ледового класса.
По оценке, по итогам года внешнеторговый оборот сократится на 30 % к уровню 2008 года и составит 2,3 млрд. долл. США.
Экспорт товаров снизится на 33,2 % к уровню 2008 года. Снижение стоимости экспорта вызвано в основном падением цен на основные товары экспорта.
В товарной структуре экспорта по-прежнему основную долю будут занимать черные и цветные металлы (49,2 %), апатитовый концентрат (20,3 %), рыба и морепродукты (19,3 %).
По итогам года ожидается сокращение объема импортных поставок на 7 % к уровню 2008 года, в основном за счет снижения импорта сырья для производства алюминия. Наибольший удельный вес в структуре импорта будет приходиться на машины, оборудование и транспортные средства (63,2 %), продукцию химической промышленности, каучук (19,9 %), продовольственные товары и сырье для их производства (11,2 %).
1.10. Туризм
По оценке, в 2009 году Мурманскую область посетят 219 тыс. российских посетителей из других регионов (резидентов), что на 0,7 % меньше, чем в 2008 году.
Количество иностранных посетителей уменьшится на 5,8 % по сравнению с 2008 годом и составит 29,5 тыс. человек. Наибольшую долю посетителей составляют граждане, проживающие вне СНГ. Большинство из них - граждане Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Великобритании и Германии.
Примечательно, что процентное соотношение количества туристов смещается в сторону тех, кто приезжает в Мурманскую область с целью отдыха и туризма. В 2009 году более 50 % приедут с туристическими целями, остальные - с деловыми частными и коммерческими целями.
1.11. Демография
В январе - августе т. г. в области родилось 6017 человек, умерло 6772 человека (в аналогичном периоде прошлого года 6005 и 6807 человек соответственно). Коэффициент рождаемости увеличился с 10,6 до 10,7 родившихся на 1000 населения, коэффициент смертности составил 12,1 умерших на 1000 населения против 12 в аналогичном периоде прошлого года.
Наметилась тенденция снижения миграционной убыли населения, значительный рост которой в 2008 году (153 %) был связан с усилением государственных обязательств по переселению нетрудоспособных граждан в другие регионы страны и более благоприятными на тот момент условиями для трудоустройства граждан, а также сохранением выплаты северного коэффициента пенсионерам независимо от места проживания. За 8 месяцев т. г. миграционная убыль составила 3,6 тыс. человек, или 72,2 % к аналогичному периоду 2008 года.
По оценке, в 2009 году общий коэффициент рождаемости составит 10,9 родившихся на 1000 населения против 10,7 в 2008 году (по России - 12,1).
Общий коэффициент смертности оценивается на уровне прошлого года - 12 умерших на 1000 населения (по России - 14,6).
Ожидается, что в целом по году миграционная убыль составит 6,5 тыс. человек против 7,4 тыс. человек в предыдущем году.
Среднегодовая численность населения сократится по отношению к уровню 2008 года на 0,9 % и составит 838,8 тыс. человек.
1.12. Рынок труда, занятость населения
Негативные тенденции на рынке труда, проявившиеся в конце 2008 года и усилившиеся в начале текущего года, в апреле - августе замедлились. Этому способствовали меры, принятые Правительством Российской Федерации и региональным Правительством по оздоровлению ситуации на рынке труда, а также оказало влияние сезонное снижение уровня безработицы в связи с периодом летних отпусков.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, на конец августа уменьшилась до 15,7 тыс. человек против 17,6 тыс. человек в марте т. г., однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил почти 43 %.
Статус безработного имеют 13631 человек, тогда как в марте их было наибольшее количество - 15823 человека. Уровень зарегистрированной безработицы за этот период снизился с 3,1 % до 2,6 % (в августе 2008 года - 1,9 %).
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в августе составил 7,5 % против 7,9 % в марте т. г.
Растет потребность организаций в работниках, нагрузка на одну заявленную вакансию сократилась почти в 2 раза.
Однако уже в сентябре на рынке труда области ожидаются изменения: динамика численности выходящих на рынок труда граждан, в том числе работников, уволившихся по сокращению и собственному желанию, будет иметь тенденцию к увеличению. При этом ситуация будет осложняться несоответствием спроса и предложения рабочей силы как по количественному, так и по профессиональному составу.
Вследствие складывающейся ситуации численность зарегистрированных безработных к концу т. г. может возрасти до 16,5 тыс. человек, в среднегодовом исчислении составит около 15 тыс. человек.
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) оценивается в текущем году в 7,8 % против 7 % в предыдущем году.
Среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы составит 3 % (в 2008 году - 2,3 %).
По оценке, численность занятых в экономике сократится по сравнению с предыдущим годом на 0,3 % и составит 441,6 тыс. человек.
1.13. Индексы потребительских цен и тарифов
Начиная с мая т. г. наблюдается замедление темпов роста потребительских цен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В августе рост потребительских цен составил 108,9 % к декабрю 2008 года, что ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 1,2 процентного пункта.
Сдерживающее воздействие на инфляцию оказывает снижение мировых цен на зерно и продовольствие, а также низкий платежеспособный спрос, вызванный замедлением роста доходов.
В то же время рост инфляции обусловлен значительным подорожанием промышленных товаров (на 8,2 %) и платных услуг населению (на 10,9 %), в первую очередь услуг жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта.
По оценке, в 2009 году сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению составит 112 % против 114,1 % в прошлом году.
Вклад в уровень инфляции роста цен на промышленные товары оценивается на уровне 4,5 процентного пункта, на продовольственные товары - 3,7 п.п., роста тарифов на платные услуги - 3,8 п.п.
Рост цен на продовольственные товары и платные услуги населению ожидается ниже уровня прошлого года. В то же время цены на непродовольственные товары по-прежнему растут опережающими темпами по сравнению с предыдущим годом.
1.14. Денежные доходы и расходы населения
Среднемесячные денежные доходы на одного жителя в январе - августе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года выросли с 17,6 до 19,7 тыс. рублей, их реальное наполнение снизилось на 1,5 %.
Денежные расходы в расчете на одного жителя в январе - августе составили 18,1 тыс. рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,3 %, в реальном исчислении на 4 %.
Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций за 7 месяцев сложилась в размере 25559 рублей и увеличилась на 13,9 %.
По оценке, по итогам года денежные доходы сложатся в сумме 209 млрд. рублей, их рост составит 9,7 %, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения не достигнут уровня 2008 года на 4,6 %.
Ожидается замедление темпов роста заработной платы. Среднемесячная заработная плата вырастет на 11,8 % и составит 26570 рублей, ее реальное содержание уменьшится на 1,2 %.
Повышение оплаты труда и введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы в текущем году позволит приблизить заработную плату бюджетников к средней по области. Рост среднемесячной заработной платы в бюджетной сфере составит порядка 15 %.
С учетом индексации базовой и страховой частей пенсии (четыре раза в течение года, в том числе в декабре на 31,4 %) размер пенсии составит 7330 рублей, что выше уровня предыдущего года на 26,5 %, в реальном выражении - на 11,7 %.
Величина прожиточного минимума
в среднем на душу населения будет определяться общей динамикой потребительских цен и оценивается в текущем году в сумме 7757 рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 15 %).
Доля "бедных" жителей составит 15,3 % против 14,8 % в 2008 году.
1.15. Рынок товаров и услуг
Ухудшение экономической ситуации в условиях кризиса, существенное снижение покупательского спроса в связи с падением реальных денежных доходов населения и ростом потребительских цен приводят к сокращению объемов потребительского рынка.
В текущем году отмечается изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых товаров, сокращение покупок товаров длительного пользования, при этом малообеспеченные слои населения приобретают в основном продукты питания и предметы первой необходимости, в результате чего в структуре оборота розничной торговли снижается доля промышленных товаров и увеличивается доля продовольственных товаров.
В январе - августе т. г. населением области приобретено товаров на 57,7 млрд. рублей, индекс физического объема оборота розничной торговли составил 97,6 % к соответствующему периоду прошлого года.
Объемы продаж продовольственных товаров снизились на 1,6 % к соответствующему периоду прошлого года, непродовольственных товаров - на 3,3 %.
За 8 месяцев т. г. населению оказано платных услуг на сумму 25,7 млрд. рублей. Индекс физического объема услуг составил 96,2 % к аналогичному периоду прошлого года.
По итогам года физические объемы оборота розничной торговли сложатся ниже уровня предыдущего года на 3,2 %.
Снижение спроса населения на непродовольственные товары и при этом более высокие темпы роста цен на них по сравнению с продуктами питания обусловливают значительное снижение физических объемов продаж промышленных товаров - на 4,5 %.
Ожидается снижение объемов платных услуг населению на 5,1 % по сравнению с 2008 годом. Доля расходов населения на оплату услуг составит 20,8 %, на покупку товаров - 50,6 % (в 2008 году - 19 и 50,6 % соответственно).
1.16. Развитие отраслей социальной сферы
Образование
В области действуют все типы образовательных учреждений, позволяющие обеспечить реализацию прав граждан на образование в условиях дифференциации и вариативности системы образования, выбор образовательных программ, исходя из потребностей, интересов и состояния здоровья детей.
На начало 2009 года функционировали 308 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 40,7 тыс. человек. Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях оценивается на уровне 984 мест на 1000 детей против 992 мест в 2008 году. Снижение обеспеченности местами обусловлено приведением предельной наполняемости групп в соответствие с требованиями Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Принимаемые меры по увеличению мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях за счет открытия дополнительных групп для детей раннего возраста, на базе общеобразовательных учреждений для детей дошкольного возраста, строительства новых детских садов позволили сократить в текущем году очередность в ДОУ почти в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом.
В области действует 225 общеобразовательных учреждений, в которых в 2009/2010 учебном году будет обучаться 78 тыс. человек, что на 1,5 тыс. учащихся (на 1,9 %) меньше, чем в 2008/2009 учебном году. В связи с сокращением контингента обучающихся проводится работа по оптимизации сети дневных общеобразовательных учреждений.
В учреждениях начального профессионального образования численность учащихся уменьшится с 7,7 до 7,4 тыс. человек, в учреждениях среднего профессионального образования - с 11,2 до 10,6 тыс. человек, или на 4 % в указанных видах учреждений.
Для обеспечения непрерывности и доступности среднего профессионального образования продолжится работа по созданию двухуровневых учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, что позволит изменить структуру подготовки кадров и увеличить численность студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся на бюджетной основе.
Здравоохранение
В целом в системе здравоохранения области функционирует 40 больничных учреждений на 8,9 тыс. коек и 98 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений мощностью 21,8 тыс. посещений в смену. Численность врачей составляет 4040 человек, среднего медицинского персонала - 11259 человек.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ в регионе осуществляются структурные преобразования, направленные на оптимизацию сети лечебно-профилактических учреждений с целью повышения эффективности их клинической и экономической деятельности. Решению поставленных задач в сфере здравоохранения во многом способствует реализация национального проекта "Здоровье", в рамках которого осуществляется:
- дальнейшее развитие сети первичной медико-санитарной помощи, в том числе профилактического направления;
- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
По оценке, в 2009 году обеспеченность населения в расчете на 10 тыс. жителей составит: больничными койками - 105,4 места (в 2008 году - 105,8), амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 261,7 посещения в смену (259,2), врачами - 47,8 человек (48), средним медицинским персоналом - 134,9 человек (133,6).
Социальная защита населения
В области сохраняется сеть стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), осуществляется работа по оказанию социальной поддержки малоимущим слоям населения.
Обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей) в 2009 году составит 20,7 места на 10 тысяч населения, или 69 % от установленного норматива.
В связи с увеличением доли лиц старших возрастов в структуре населения области потребность в стационарном социальном обслуживании остается высокой, очередность составляет 524 человека. Особенно велика нуждаемость в получении социально-медицинской помощи в домах-интернатах психоневрологического профиля (410 человек).
Культура и искусство
Население области обслуживают 180 библиотек, действует 98 клубных учреждений. Кроме стационарной сети библиотек, читателей обслуживают 195 библиотечных пунктов в нестационарной сети муниципальных библиотек.
Показатели обеспеченности библиотеками и клубными учреждениями в 2009 году сохранятся практически на уровне 2008 года и составят 21,3 и 11,7 учреждения на 100 тыс. жителей соответственно.
1.17. Финансовые результаты
В январе - июле 2009 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года сохранилась тенденция снижения финансовых результатов деятельности крупных и средних организаций области, возросли количество убыточных организаций и сумма их убытка.
В целом по всем видам деятельности прибыль прибыльных организаций составила 17,84 млрд. рублей, что на 36,1 %, или на 10,07 млрд. рублей ниже соответствующего периода прошлого года.
Убытки убыточных организаций возросли на 20,5 %, или 746,5 млн. рублей, составив 4,38 млрд. рублей.
В результате сальдированный финансовый результат сформировался в сумме 13,46 млрд. рублей прибыли со снижением к аналогичному периоду 2008 года на 44,6 %, или 10,82 млрд. рублей.
Снижение прибыли рентабельных организаций отмечается по всем основным видам деятельности, за исключением производства и распределения электроэнергии, газа и воды (рост в 4 раза), транспорта и связи (рост на 6,6 %).
]]>