Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2009 г. по делу № А44-2457/2009

(извлечение)

14 октября 2009 года - дата объявления резолютивной части решения.
19 октября 2009 года - дата вынесения решения.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" к Администрации Старорусского муниципального района (при участии третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом Старорусского муниципального района) о признании частично недействующим решения Думы Старорусского муниципального района от 29.05.2009 № 314,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Арсенал" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействующим решения Думы Старорусского муниципального района (далее - Дума) от 29.05.2009 года № 314.
В процессе рассмотрения дела Общество уточнило требования и просит признать недействующим Решение Думы Старорусского муниципального района от 25.12.2008 года № 278 в редакции Решения Думы Старорусского муниципального района от 29 мая 2009 года № 314 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за землю на территории Старорусского муниципального района на 2009 год и Методики определения арендной платы за земельные участки" (далее - Решение) в части определения коэффициента в размере 648 % в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов в г. Старая Русса как несоответствующее статьям 8 и 57 Конституции Российской Федерации, пунктам 10, 11 статьи 1, статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 17 сентября 2009 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Старорусского муниципального района (далее - Комитет). У Комитета запрошено экономическое обоснование коэффициента для земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов.
В судебном заседании заявитель требование поддержал и пояснил, что оспариваемым решением установлен порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Порядок определения арендной платы установлен постановлением Администрации Новгородской области от 20 декабря 2007 года № 301, согласно которому размер арендной платы определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, устанавливаемого в процентах от кадастровой стоимости и определяемого для различных видов функционального использования земельных участков. В то же время целевое назначение земельного участка и вид функционального использования уже учтены в кадастровой стоимости, поскольку государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Между Обществом и Администрацией заключен договор аренды земель в г. Старая Русса от 7 июля 2008 года № 505. В 2009 году Администрация представила Обществу дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым арендная плата за землю возросла в несколько раз. Дополнительное соглашение подготовлено в соответствии с оспариваемым решением Думы.
По мнению Общества, установлением коэффициента в размере 648 % от кадастровой стоимости для земельных участков, используемых для размещения рекламных щитов в г. Старая Русса, нарушается принцип экономической обоснованности ставок арендной платы, принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и ведет к чрезмерному изъятию доходов арендатора, что делает его хозяйственную деятельность значительно менее выгодной по сравнению с тем, на что он рассчитывал при заключении договора аренды земельного участка. В обоснование этого заявитель сослался на определение Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 209-О, статьи 1 и 3 Земельного кодекса Российской Федерации.
При установлении коэффициента Думой не приняты во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление № 582).
Думой нарушены установленные Постановлением № 582 принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя и принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей.
Заявитель также полагает, что реализация арендодателем своего права по изменению в одностороннем порядке размера арендной платы с учетом применения повышенных коэффициентов не должна приводить к существенному изменению обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, изменять их настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы заключен или заключен на значительно отличающихся условиях.
Несоразмерное, экономически необоснованное увеличение размера ежегодной арендной платы за землю для объектов рекламы с учетом использования коэффициентов, установленных оспариваемым решением, является недопустимым, существенным образом меняет обстоятельства, из которых исходили стороны при заключении договора аренды.
В подтверждение своих доводов Общество сослалось также на положения статей 41, 42, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Установление Думой коэффициента для расчета арендной платы за земельные участки, предоставляемые для размещения рекламных щитов в г. Старая Русса, относится к сфере экономической деятельности и затрагивает права и законные интересы Общества.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют. Согласно статьям 41, 42, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации арендная плата за государственное или муниципальное имущество, переданное в возмездное пользование, относится к неналоговым доходам бюджетов и установление коэффициента 648 % непосредственно влияет на размер арендной платы и обязателен для всех участников арендных отношений, в связи с чем заявитель полагает, что Решением установлен размер обязательных платежей в бюджет, на которые распространяются положения статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Представитель Думы и Комитета заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и письменных объяснениях Комитета в юридический отдел Администрации, представленных суду представителем Думы и Комитета для приобщения к материалам дела (л. д. 43 - 44, 56 - 57), пояснил, что экономическое обоснование коэффициента и размера арендной платы Думе не было представлено. Проект Решения в части коэффициентов готовил Комитет. При определении размера коэффициента Комитет руководствовался плановыми показателями доходной части бюджета Старорусского муниципального района.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В судебном заседании установлено следующее.
Общество осуществляет рекламную деятельность, связанную с размещением рекламных щитов.
В целях установки рекламных щитов в городе Старая Русса между Обществом и Комитетом заключен договор аренды земель в г. Старая Русса от 7 июля 2008 года № 505 (л. д. 17 - 18).
По условиям договора (п. 2.1) сумма годовой арендной платы с использованием коэффициента 138 % от кадастровой стоимости составляет 2 019,74 рубля.
Согласно п. 2.2 договора размер арендной платы может быть изменен арендодателем в соответствии с изменениями, установленными законодательными актами, или по соглашению сторон.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Кодекса размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 областного закона Новгородской области от 29.04.2002 № 39-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа, за исключением земельных участков в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 5 статьи 9 указанного областного закона порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Администрацией области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 № 301 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение).
Согласно Положению (пункт 1.2) размер арендной платы определяется по формуле:

АП = КС x К, где:

АП - годовой размер арендной платы (руб.);
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент) (далее - коэффициент).
В соответствии с пунктом 1.3 Положения для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.
Решением Думы Старорусского муниципального района от 25.12.2008 № 278 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за землю на территории Старорусского муниципального района на 2009 год и Методики определения арендной платы за земельные участки" утверждены коэффициенты в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов функционального использования земельных участков (далее - коэффициент), используемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (Приложение № 1) и методика определения арендной платы за земельные участки (Приложение № 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Приложения № 1 для вида функционального использования - земельные участки, предназначенные для размещения рекламных щитов, установлены коэффициенты 1000 % для г. Старая Русса.
Решением Думы Старорусского муниципального района от 29.05.2009 № 314 "О внесении изменений в приложение 1 к решению Думы Старорусского муниципального района от 25.12.2008 № 278 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за землю на территории Старорусского муниципального района на 2009 год и Методики определения арендной платы за земельные участки" абзац 2 пункта 4 изменен, коэффициент для земельных участков, предназначенных для размещения рекламных щитов, установлен в размере 648 % в г. Старая Русса.
Администрация Новгородской области установила в Положении порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, предоставив органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области полномочия по установлению коэффициентов. Критерии установления коэффициента, ограничения его размера ни Положением, ни Законом № 39-ОЗ не установлены.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, а не пункт 3 статьи 10 Закона № 137-ФЗ.

Таким образом, оспариваемое решение принято Думой Старорусского муниципального района в пределах полномочий, установленных пунктом 1.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 № 301 и в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 10 Закона № 137-ФЗ и Положения.
Доводы заявителя судом не принимаются.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление № 582), принятым в соответствии со статьями 22 и 65 Кодекса, установлены принципы и правила определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Законом № 137-ФЗ предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое решение и изменение Решения приняты до принятия Постановления № 582. По общему правилу, установленному Постановлением № 582, арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, увеличенной на ставку рефинансирования ЦБ РФ действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Статья 1 Кодекса определяет основные принципы земельного законодательства и не применима к рассматриваемому спору.
Арендная плата за землю не относится к налогам и к ней не применимы положения статьи 57 Конституции Российской Федерации и налогового законодательства.
Ссылка заявителя на определение Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 209-О несостоятельна.
Названное определение Конституционного суда Российской Федерации принято по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю". В определении изложена позиция Конституционного суда в отношении средней ставки земельного налога применительно к требованиям определенности норм законодательства о налогах и сборах.
Заявитель не пояснил, какие права и охраняемые законом интересы Общества нарушены Решением. Судом также не установлено нарушение прав и охраняемых законом интересов Общества в области предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение не ограничивает установленное законодательством право юридических лиц приобретать земельные участки во владение и пользование по договору аренды.
Величина арендной платы и условия ее определения, установленные договором аренды земель, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, нарушающих права и интересы Общества, поскольку не ограничивают права на аренду земельных участков и не возлагают дополнительных, не предусмотренных законодательством обязанностей. Платность использования земли установлена Земельным кодексом Российской Федерации.
Условия договора от 7 июля 2008 г. № 505 в части установления размера арендной платы и права арендодателя на ее изменение не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Эти условия не могут рассматриваться как нарушение прав и законных интересов Общества оспариваемым решением.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Отношения по заключению гражданско-правового договора не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд,

решил:

1. Признать Решение Думы Старорусского муниципального района от 25.12.2008 года № 278 в редакции Решения Думы Старорусского муниципального района от 29.05. 2009 года № 314 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за землю на территории Старорусского муниципального района на 2009 год и Методики определения арендной платы за земельные участки" в части определения коэффициента в размере 648 % в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов в г. Старая Русса соответствующим требованиям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 3 областного закона от 29.04.2002 г. № 39-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области", Постановлению Администрации Новгородской области от 20.12.2007 № 301 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена". В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Копию решения в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направить лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Новгородской области.

Председательствующий судья
Н.В.БОЧАРОВА

Судьи
Л.А.КУРОПОВА
А.А.РАЗЖИВИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru