
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2009 г. № 3821
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРАВОВЫХ АКТОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ПРИНИМАЕМЫХ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ,
И ИХ ПРОЕКТОВ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ
ОБЛАСТИ ПРАВООТНОШЕНИЙ (ЭКСПЕРТОВ)
(в ред. Постановления
Курганской областной Думы от 29.09.2009 № 4020)
В соответствии со статьей 95
Устава Курганской области, Курганская областная Дума постановляет:
1. Утвердить Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной Думой, и их проектов и привлечения лиц, имеющих специальные познания в определенной области правоотношений (экспертов), согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Председателя Курганской областной Думы М.Н.Исламова.
Председатель
Курганской областной Думы
М.Н.ИСЛАМОВ
Приложение
к Постановлению
Курганской областной Думы
от 24 марта 2009 г. № 3821
"О Порядке проведения
антикоррупционной экспертизы
правовых актов Курганской области,
принимаемых Курганской областной Думой,
и их проектов и привлечения лиц, имеющих
специальные познания в определенной
области правоотношений (экспертов)"
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ПРИНИМАЕМЫХ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ, И ИХ ПРОЕКТОВ
И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ В
ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ ПРАВООТНОШЕНИЙ (ЭКСПЕРТОВ)
(в ред. Постановления
Курганской областной Думы от 29.09.2009 № 4020)
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком устанавливается процедура проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной Думой (далее - правовые акты), и их проектов в целях выявления коррупциогенных факторов в текстах правовых актов и их проектов, оформления соответствующего заключения, а также порядок привлечения лиц, имеющих специальные познания в определенной области правоотношений (экспертов).
1.2. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в правовых актах и их проектах правовых норм, которые создают предпосылки и (или) повышают вероятность совершения коррупционных действий.
(п. 1.2 в ред. Постановления
Курганской областной Думы от 29.09.2009 № 4020)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.3. Задачами антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупциогенных факторов в правовых актах и их проектах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
2. Виды антикоррупционной экспертизы
правовых актов Курганской области, принимаемых
Курганской областной Думой, и их проектов
2.1. В соответствии с настоящим Порядком проводится антикоррупционная экспертиза законов Курганской области и их проектов, постановлений Курганской областной Думы нормативного характера и их проектов, постановлений Курганской областной Думы ненормативного характера.
2.2. К видам антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов относятся:
1) антикоррупционная экспертиза, осуществляемая при проведении правовой (юридической) экспертизы внесенных в Курганскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проектов правовых актов;
2) антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов.
2.3. При подготовке (разработке) проектов правовых актов проводится анализ на коррупциогенность разрабатываемых норм проектов правовых актов.
3. Процедура проведения антикоррупционной
экспертизы правовых актов и их проектов
3.1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов проводится Правовым управлением Курганской областной Думы в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом
Курганской области от 8 октября 2004 года № 444 "О нормативных правовых актах Курганской области", Регламентом
Курганской областной Думы, Административным регламентом Курганской областной Думы и настоящим Порядком согласно Методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 № 196 "Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции".
(п. 3.1 в ред. Постановления
Курганской областной Думы от 29.09.2009 № 4020)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3.2. При проведении правовой (юридической) экспертизы внесенных в Курганскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проектов правовых актов одновременно проводится антикоррупционная экспертиза.
3.3. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится при мониторинге их применения по указанию Председателя Курганской областной Думы или по решению комитета, комиссии Курганской областной Думы.
(п. 3.3 в ред. Постановления
Курганской областной Думы от 29.09.2009 № 4020)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3.4. По указанию Председателя Курганской областной Думы может проводиться антикоррупционная экспертиза постановлений Курганской областной Думы ненормативного характера.
3.5. При проведении антикоррупционной экспертизы проводится анализ на наличие в правовых актах и их проектах следующих типичных коррупциогенных факторов:
3.5.1. связанных с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, их должностных лиц, которые выражаются в:
- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
- заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
3.5.2. связанных с правовыми пробелами, которые свидетельствуют об отсутствии правового регулирования и выражаются в:
- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
- отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
- отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;
3.5.3. системного характера - то есть факторов, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативных коллизий.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
(п. 3.5 в ред. Постановления
Курганской областной Думы от 29.09.2009 № 4020)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3.6. Каждая норма правового акта или проекта правового акта должна быть проверена на наличие каждого типичного коррупциогенного фактора.
В случае выявления в ходе антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов следует внести предложения и рекомендации по устранению или ограничению их действия.
3.7. При подготовке заключения по результатам антикоррупционной экспертизы необходимо проверить соблюдение порядка принятия (утверждения) правового акта, его проекта. Нарушения порядка принятия могут выражаться в таких действиях, как:
принятие (утверждение) правового акта без обязательного согласования (визы) другого органа государственной власти, когда оно необходимо по закону;
принятие (утверждение) правового акта без обязательной государственной экологической экспертизы в случаях, когда она необходима по закону;
принятие (утверждение) правового акта без учета мнения профсоюза в случаях, когда оно необходимо по закону;
нарушение сроков принятия (утверждения);
нарушение порядка вступления в силу принятого (утвержденного) правового акта;
принятие (утверждение) правового акта неуполномоченным органом (должностным лицом).
4. Составление заключений
по результатам антикоррупционной
экспертизы правовых актов и их проектов
4.1. При проведении правовой (юридической) экспертизы в случае выявления коррупциогенных факторов текст заключения по результатам антикоррупционной экспертизы, как правило, включается отдельным разделом и является составной частью заключения правовой (юридической) экспертизы, которое оформляется Правовым управлением Курганской областной Думы и подписывается заместителем руководителя аппарата - начальником Правового управления в соответствии с Административным регламентом Курганской областной Думы.
4.2. В заключении по результатам антикоррупционной экспертизы указываются следующие сведения:
- реквизиты правовых актов и их проектов, проходящих антикоррупционную экспертизу;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов, частей) правовых актов и их проектов, в которых эти факторы выявлены;
- предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действия коррупциогенных факторов (по доработке проекта правового акта, внесению изменений в правовой акт, по изменению формулировок, исключению отдельных норм).
4.3. В случае выявления в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов заключение по результатам антикоррупционной экспертизы, как правило, рассматривается комитетом Курганской областной Думы.
4.4. Срок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, их проектов составляет 10 дней. Указанный срок может быть продлен по решению Председателя Курганской областной Думы.
5. Порядок привлечения лиц, имеющих
специальные познания в определенной
области правоотношений (экспертов)
5.1. В случае необходимости по решению Председателя Курганской областной Думы к проведению антикоррупционной экспертизы могут привлекаться лица, имеющие специальные познания в определенной области правоотношений (эксперты).
5.2. Привлечение экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов может осуществляться на договорной основе. Финансирование мероприятий по привлечению экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Курганской областной Думы.
5.3. В случае привлечения экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам) и устанавливается срок проведения экспертизы.
5.4. Экспертное заключение дается в письменной форме, подписывается экспертом (экспертами) и представляется в Курганскую областную Думу.
5.5. В экспертном заключении должны быть указаны:
а) дата и место подготовки экспертного заключения;
б) фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность эксперта и стаж работы по специальности;
в) основание проведения экспертизы;
г) информация о проведенных экспертных исследованиях;
д) вопросы, поставленные перед экспертом (экспертами), мотивированные ответы и выводы.