Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


СОВЕТ БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ
десятой сессии 1 созыва
от 16 декабря 2006 г. № 1

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2006 - 2010 ГГ.

Заслушав информацию начальника отдела экономики Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района и руководствуясь ст. 30 Устава района, Совет Бугульминского муниципального района РЕШИЛ:

1. Утвердить Программу социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2006 - 2010 гг. (приложение 1).
2. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию Совета Бугульминского муниципального района по бюджету, налогам, финансам и экономике (Харисов Р.Г.)

Глава Бугульминского
муниципального района
Н.Г.МАГДЕЕВ





Приложение
к решению сессии
Совета Бугульминского
муниципального района
от 16 декабря 2006 г. № 1

ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУГУЛЬМИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2006 - 2010 ГОДЫ

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование       │Программа социально-экономического развития             │
│Программы          │Бугульминского муниципального района на 2006 - 2010 годы│
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Муниципальный      │Совет Бугульминского муниципального района              │
│заказчик Программы │                                                        │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные           │Отдел экономики Исполнительного комитета Бугульминского │
│разработчики       │муниципального района;                                  │
│Программы          │отделы Исполнительного комитета Бугульминского          │
│                   │муниципального района;                                  │
│                   │предприятия и организации Бугульминского муниципального │
│                   │района Республики Татарстан                             │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цели и задачи      │Обеспечение качества жизни населения Бугульминского     │
│Программы          │муниципального района на уровне не ниже нормативного    │
│                   │на основе устойчивого развития экономики и социальной   │
│                   │сферы;                                                  │
│                   │Увеличение объемов ВТП;                                 │
│                   │Снижение уровня бедности                                │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Срок реализации    │2006 - 2010 годы                                        │
│Программы          │                                                        │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень разделов  │I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ│
│Программы          │БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА                    │
│                   │II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА                                 │
│                   │2.1. Политика в сфере образования                       │
│                   │2.2. Политика в сфере здравоохранения                   │
│                   │2.3. Политика в сфере культуры                          │
│                   │2.4. Молодежная политика, политика в сфере физической   │
│                   │культуры, спорта и туризма                              │
│                   │2.5. Трудовые отношения и занятость населения           │
│                   │2.6. Социальная защита населения                        │
│                   │2.7. Жилищная политика и развитие жилищно-коммунального │
│                   │хозяйства                                               │
│                   │III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА                             │
│                   │3.1. Создание благоприятного предпринимательского       │
│                   │климата                                                 │
│                   │3.2. Межбюджетные отношения                             │
│                   │3.3. Развитие инфраструктуры непроизводственных отраслей│
│                   │3.4. Развитие инфотелекоммуникационной инфраструктуры   │
│                   │3.5. Развитие транспортной инфраструктуры               │
│                   │3.6. Развитие промышленности                            │
│                   │3.7. Развитие аграрно-промышленного комплекса           │
│                   │3.8. Развитие архитектуры и градостроительства          │
│                   │3.9. Развитие строительного комплекса                   │
│                   │3.10. Охрана окружающей среды и рациональное            │
│                   │природопользование                                      │
│                   │IV. РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУКИ             │
│                   │V. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ            │
│                   │VI. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГРАММЫ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ И ВНОВЬ        │
│                   │РАЗРАБОТАННЫМИ ПРОГРАММАМИ И СТРАТЕГИЯМИ                │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Источник           │Средства федерального бюджета, бюджета Республики       │
│финансирования     │Татарстан, бюджета Бугульминского муниципального района,│
│Программы          │внебюджетных фондов, предприятий и организаций          │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители        │Исполнительный комитет Бугульминского муниципального    │
│Программы          │района                                                  │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные результаты│К 2010 году будут достигнуты показатели:                │
│реализации         ├──────────────────────────────────────────┬─────────────┤
│Программы          │Качество жизни                            │      1      │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Средняя заработная плата, руб.            │   14850     │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Денежные доходы на душу населения (в      │    8540     │
│                   │среднем за месяц), руб.                   │             │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Продолжительность жизни, лет              │    69,1     │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Обеспеченность жильем (кв. м общей        │     23      │
│                   │площади)                                  │             │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Обеспеченность социальной инфраструктурой │ нормативная │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Ежегодный ввод жилья                      │    40,4     │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Обеспеченность населения проводной        │     21      │
│                   │телефонной связью (количество аппаратов на│             │
│                   │100 человек)                              │             │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Валовой территориальный продукт, млрд руб.│     6,7     │
│                   ├──────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│                   │Рост ВТП, в % к 2005 году                 │     146     │
└───────────────────┴──────────────────────────────────────────┴─────────────┘

ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУГУЛЬМИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Бугульминский муниципальный район
2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Политика в сфере образования
2.2. Политика в сфере здравоохранения
2.3. Политика в сфере культуры
2.4. Молодежная политика, политика в сфере физической культуры, спорта и туризма
2.5. Трудовые отношения и занятость населения
2.6. Социальная защита населения
2.7. Жилищная политика
III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Создание благоприятного предпринимательского климата
3.2. Межбюджетные отношения
3.3. Развитие инфраструктуры непроизводственных отраслей
3.4. Развитие инфотелекоммуникационной инфраструктуры
3.5. Развитие транспортной инфраструктуры
3.6. Развитие промышленности
3.7. Развитие аграрно-промышленного комплекса
3.8. Развитие архитектуры и градостроительства
3.9. Развитие строительного комплекса
3.10. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование
IV. РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУКИ
V. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
VI. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Введение

Способы жизнеобеспечения и экономического баланса каждой конкретной территории, в том числе и Бугульминского муниципального района, являются важнейшими факторами стабильности как Республики Татарстан, так и Российской Федерации в целом. Однако процессам экономического функционирования регионов и их основных экономических структур при разработке и реализации различных аспектов экономической реформы до настоящего времени практически не уделялось должного внимания.
Территориальные структуры до последнего времени в основном рассматривались только в административно-политическом плане как управляемые структуры, не способные влиять на основные направления реформ, и только в последнее время эти вопросы начали получать должную оценку.
2006 год - юбилейный, мы отмечали 225-летие со дня основания нашего любимого города. Мы сумели за эти годы заявить о себе, найти путь, отвечающий интересам каждого бугульминца, как представителя единого и многонационального народа Татарстана. Прошедшие годы убедили нас, что есть специфика республики в целом и нашего Бугульминского муниципального района в частности, которая требует особых подходов к межнациональным и межрелигиозным отношениям, экономике, социальной сфере. Мы ушли от крайностей в политике и идеологии, сумев объединить горожан и сельчан вокруг общих ценностей, сформировав терпимое, толерантное отношение друг к другу.
Все это было достигнуто на фоне благоприятной экономической ситуации. В течение последних лет экономика города и района предъявила темпы роста. В отдельных отраслях промышленности рост сохранился и сегодня. Был зафиксирован подъем инвестиционной активности.
Однако названные успехи никак нельзя считать достаточными. Они вряд ли могут нас удовлетворить исходя из качества и уровня жизни граждан.
В соответствии с существующими подходами качество жизни характеризуется в отличие от уровня жизни не только доходами и стоимостью жизни, но и состоянием здоровья, уровнем комфортности жилья, уровнем инфраструктурной обеспеченности (объектами здравоохранения, образования, культуры, спорта, связи, транспорта, дорогами), уровнем экологической безопасности, состоянием системы правоохранения, доверием к власти. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо мобилизовать все возможные ресурсы для стабилизации экономической ситуации, социальной сферы и улучшения уровня жизни населения города и района.
В условиях нынешней социально-экономической ситуации наиболее приемлемым и целесообразным представляется проект Программы социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на 2006 - 2010 годы.

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1.1. Цель и задачи Программы социально-экономического
развития Бугульминского муниципального района

1.1.1. Цель Программы социально-экономического развития

Стратегии социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позиционировании роли государства как регулятора социально-экономических процессов. Необходимо, чтобы была сформирована стратегия объединения целей и ресурсов развития как потенциал долговременного роста. Этот тезис и был положен в основу разработки Программы социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).
Главной целью Программы является обеспечение качества жизни населения Бугульминского муниципального района на уровне не ниже нормативного к 2010 году.
Индикатор качества жизни определяется совокупностью параметров, характеризующих доходы граждан, продолжительность жизни, обеспеченность жильем, уровень образования, обеспеченность социальной инфраструктурой. Сегодня значение этого параметра составляет 0,705. К 2010 году будет достигнут нормативный уровень "1". Для этого к 2010 году должны быть достигнуты следующие параметры:
- число малообеспеченных граждан не более 7%;
- инфраструктурная обеспеченность социальной сферы - на уровне нормативной;
- обеспеченность жильем (кв. м общей площади) - 23 кв. м;
- средняя продолжительность жизни составит в 2010 году 69,1 лет.

1.1.2. Основные задачи Программы

Основными направлениями деятельности Бугульминского муниципального района в области социально-экономического развития города и района на 2006 - 2010 годы будут:
- обеспечение уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, муниципального района;
- снижение коррупции;
- обеспечение экономической безопасности;
- обеспечение энергетической безопасности.
По разделам Программы приведены основные задачи, которые необходимо будет решить для достижения поставленной цели на основе увеличения валового регионального продукта до уровня, достаточного для решения поставленных задач.
В области муниципального управления в экономике будут усилены акценты на создание рабочих комиссий с участием Исполнительного комитета муниципального района.
Государство, как собственник, до 2007 года "уйдет" из хозяйственной деятельности отрасли жилищно-коммунального хозяйства; до 2010 года не менее половины сельскохозяйственной продукции будет производиться в частном секторе. Число государственных предприятий к 2007 году составит не более 1%. Число убыточных предприятий составит не более 5% (без учета предприятий, находящихся в процессе банкротства).
Для государства как власти основными задачами будут:
- развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей прогнозные темпы роста валового территориального продукта (ВТП), увеличение доли ВТП от предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса (не менее 30% в 2010 году);
- оптимизация бюджетных расходов;
- создание системных основ взаимоотношений общества и органов государственной власти, направленных на предупреждение всех форм проявления коррупции;
- государственная поддержка товаропроизводителей в виде кредитов, лизинга, государственного заказа на поставку товаров и услуг для государственных нужд;
- разработка и введение в действие административных регламентов.
Успех преобразований, проводимых в Бугульминском муниципальном районе, будет зависеть от поддержки этих преобразований населением, бизнес-классом, крупными предприятиями. Поэтому очень важно обеспечить баланс интересов между тремя основными субъектами - государством, бизнесом и населением.

1.2. Анализ ситуации, характеристика проблем

Бугульминский муниципальный район расположен на юго-востоке Республики Татарстан, занимает территорию 1433,07 кв. м и граничит с Самарской и Оренбургской областями, Бавлинским, Альметьевским, Азнакаевским и Лениногорским районами республики.
Бугульма - крупная железнодорожная станция федерального значения. Бугульминское авиапредприятие обслуживает воздушные линии и соединяет Бугульму со многими городами России. Автомобильные дороги соединяют город и район с такими крупными городами, как Казань, Оренбург, Самара, Уфа, Челябинск.
Численность населения, проживающего на территории Бугульминского муниципального района, на 01.01.2006 составила 113 тыс. чел. (3% общей численности населения Республики Татарстан).
Основная часть населения Бугульминского муниципального района сосредоточена в городе Бугульма.
Промышленность Бугульминского муниципального района представлена широким спектром крупных и средних предприятий, осуществляющих различные виды деятельности в рамках отрасли, ведущими и наиболее динамично развивающимися из которых являются предприятия и машиностроения (механический завод, электронасосный завод, ООО "БОЗНА", НПО НТЭС). Вместе с тем на фоне промышленного комплекса необходимо отметить предприятие в отрасли геологии. ООО "ТНГ-ГРУПП", выполняющее геологоразведочные и промыслово-геофизические работы. По ряду социально-экономических показателей вышеназванные предприятия являются градо- и бюджетообразующими.
Разработка и реализация крупномасштабных экономических и социальных республиканских программ, в том числе не имеющих аналогов в Российской Федерации (ликвидация ветхого жилья, газификация, энергосбережение, адресная социальная защита населения и др.), позволили органам местной власти Бугульминского муниципального района сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях.
Значительные усилия и средства были направлены на поддержку местных товаропроизводителей с использованием различных мер: предоставление налоговых льгот и кредитов, реструктуризация долгов. Была введена система индикативного управления, благодаря которой стало возможным с необходимой точностью оценивать экономическое состояние территории, хозяйствующих субъектов и эффективность менеджмента.

1.3. Основные тенденции социально-экономического развития
Бугульминского муниципального района

Одним из важнейших показателей, характеризующих развитие экономики Бугульминского муниципального района, является валовой территориальный продукт (ВТП). Прирост ВТП за 2005 год составил 7,8% в действующих ценах, за 2006 год (прогноз) - 2,3%, на последующие годы предусматривается - 2,5 - 3% ежегодно.
Наибольший удельный вес (18,8%) в структуре ВТП в 2005 году занимает промышленность (18,8%). На долю науки приходится 3,4%, транспорта и связи - 6,9%, строительства - 6,8%, торговли и общественного питания - 5,5%, сельского хозяйства - 3,5%. В 2005 году объем отгруженной промышленной продукции возрос на 22% по сравнению с 2004 годом.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2005 году составил 1,4 млрд руб., что составляет 106,1% к уровню 2004 года.
Продолжается рост доходов населения. В 2005 году денежные доходы населения увеличились на 17,6% по сравнению с уровнем 2004 года.
Среднемесячная заработная плата одного работающего за 2005 год составила 7 778,1 рубля и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 23,4%.

1.4. Основные проблемы в области социально-экономического
развития Бугульминского муниципального района

Несмотря на стабильный рост основных показателей работы производственного сектора в районе имеются серьезные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие Бугульминского муниципального района, а значит, стабильность экономики, уровень жизни населения. Основными из них можно назвать следующие:
1. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве.
2. С введением на территории Республики Татарстан в полном объеме Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2006 года разграничены доходные источники и расходные полномочия между республиканским уровнем власти и органами местного самоуправления. Возникает определенная проблема с финансированием сложившейся на сегодня социальной инфраструктуры. В отдельных населенных пунктах социальная инфраструктура избыточна и муниципальные образования будут не в состоянии полностью обеспечить их содержание. В связи с оптимизацией сети бюджетных учреждений важнейшей задачей является определение механизмов бюджетного выравнивания муниципальных образований.
3. Определив стратегическую цель социально-экономической политики Бугульминского муниципального района как повышение качества жизни населения, необходимо реализовать меры по повышению уровня заработной платы. От решения этой проблемы зависит реформирование отраслей социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и др. Налицо отраслевые диспропорции в уровне оплаты труда.
Серьезную озабоченность вызывает уровень заработной платы работников бюджетной сферы и отрасли сельского хозяйства.
4. В 2005 году на рынке труда Бугульминского муниципального района сохраняются тенденции роста регистрируемой безработицы. Численность зарегистрированных безработных в целом по Бугульминскому муниципальному району составила на конец 2003 года 900 человек, на конец 2004 года - 1200 человек, на конец 2005 года - 1258 человек.
5. Медленно развивается процесс внедрения инновационной деятельности во все сферы экономики и социальной сферы, что не позволяет необходимыми темпами развивать производство высокотехнологичной продукции.
6. Невысока доходность муниципального имущества и земли, в связи с чем требуются изменения в области управления муниципальной собственностью.
7. Особого внимания требуют проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, такие как: низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, убыточность отрасли в условиях рыночного функционирования, высокий уровень износа жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых затратных отраслей экономики, что вызвано не только недостатком финансовых средств, но и неудовлетворительной организацией работы отрасли, устаревшей структурой управления.
8. Повышение эффективности производства промышленной продукции связано с решением таких проблем как низкая рентабельность производства в ряде отраслей, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая ресурсоемкость продукции и др.
9. В рамках решения вопросов повышения качества бытового обслуживания сельского населения, повышения заработной платы сельскохозяйственным производителям, повышения качества и объемов производства сельскохозяйственной продукции необходимо решить комплекс проблем развития потребительской кооперации, развития системы "сквозных заказов" на продукцию сельхозназначения крупными торговыми комплексами.
10. Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал, сложившиеся темпы явно недостаточны для широкомасштабного обновления и модернизации основных производственных фондов на базе современных технологий. Создание стабильного инвестиционного климата в Бугульминском муниципальном районе связано с решением следующих проблем:
- низкой инвестиционной привлекательности предприятий;
- отсутствия обязательных международных стандартов отчетности из-за отсутствия бизнес-планов инвестиционных проектов, представляющих интерес для стратегических инвесторов;
- отсутствия программ и проектов, направленных на повышение самодостаточности предприятий, эффективного использования амортизационных отчислений и прибыли на развитие и реконструкцию производства и других.

II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Цели социальной политики

Целью социальной политики является обеспечение баланса социально-экономических интересов различных групп населения.

2.1. Политика в сфере образования

2.1.1. Цели и задачи

Цели:
- обеспечение потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах;
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования;
- обеспечение взаимовыгодной и тесной интеграции образования, производства и науки на основе создания эффективной системы мотивации научных кадров;
- усиление языковой подготовки в системе дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
- создание условий, способствующих духовно-нравственному, физическому и интеллектуальному развитию обучающихся.
Задачи:
а) формирование эффективной многоуровневой системы дошкольного, общего и профессионального образования, в том числе:
- создание необходимой кадровой, материально-технической и нормативно-правовой базы для введения предшкольной подготовки детей дошкольного возраста;
- обеспечение интеграции всех видов и уровней образования на основе принципов преемственности и непрерывности образовательных программ;
- модернизация образовательных технологий на основе дальнейшей информатизации и профилизации процесса обучения;
- сохранение, укрепление и развитие инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей;
б) внедрение независимой общественно-государственной системы оценки качества образовательного процесса;
в) формирование эффективной кадровой политики, предусматривающей систему отбора одаренной молодежи, подготовки их в педагогических учебных заведениях и их профессиональной адаптации;
г) совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования.

2.1.2. Анализ ситуации в системе образования

В Бугульминском районе и г. Бугульме функционирует сеть общеобразовательных учреждений: 50 школ, в т.ч. 9 начальных, 2 основные, 35 средних, из них 2 гимназии, 2 лицея, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов, кадетская школа-интернат, а также 3 учреждения коррекционного профиля и вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.
В Бугульминском муниципальном районе проведена работа по оптимизации сети образовательных и коррекционных учреждений и укреплению их материально-технической базы.
В сфере образования требуется акцентировать внимание на таких проблемах как:
- повышение качества образования в малокомплектной сельской школе;
- постепенный и прогнозируемый на ближайшую перспективу в связи с введением профильного образования рост затрат на образование в целом;
- укрепление материально-технических ресурсов учреждений дополнительного образования с целью более полного удовлетворения интересов и потребностей населения в качественных образовательных услугах;
- повышение уровня социализации детей и подростков.
В этой ситуации предлагается комплекс мер, направленных на решение актуальных задач развития образования.

2.1.3. Основные мероприятия по совершенствованию системы
образования

2.1.3.1. Формирование многоуровневой системы общего и
профессионального образования

В Бугульминском муниципальном районе разработана Программа развития системы образования на 2006 - 2010 гг., в рамках которой планируется:
а) интегрировать все виды и уровни образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса, в том числе:
- провести структурные преобразования в сфере общего образования с учетом необходимости введения предшкольного, предпрофильного и профильного образования;
- укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений;
- повысить качество профессиональной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по интеграции профессионального образования с учетом тенденций развития рынка труда;
б) совершенствовать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов;
в) совершенствовать систему повышения культуры межнациональных и межэтнических отношений, воспитания детей на национальных традициях, культуре и обычаях народов в соответствии с Законом РТ "О государственных языках народов Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан";
г) развивать систему научно-методической поддержки руководителей и педагогов для работы в новых условиях.

2.1.3.2. Оптимизация системы дошкольного, общего,
профессионального образования

Развитие общеобразовательных учреждений

В целях дальнейшего развития системы общего образования города и района предполагается выполнить ряд организационно-педагогических мер, направленных на:
- оптимизацию и реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений Бугульминского муниципального района;
- разработку гибкой системы профильного обучения на основе кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждениями дополнительного образования;
- развитие системы дистанционного обучения;
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на:
- поддержку образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- реализацию программы поддержки лучших учителей;
- информатизацию образования;
- поддержку талантливой молодежи;
- поддержку системы воспитания школьников;
- разработку мероприятий по совершенствованию системы стимулирования семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- приобретение школьных автобусов.
Развитие системы воспитания и дополнительного образования включает в себя:
- осуществление модернизации сети, укрепление материальной базы, компьютеризацию учреждений дополнительного образования детей;
- разработку комплекса мер по совершенствованию летнего и зимнего отдыха, оздоровлению и занятости учащейся молодежи, в том числе нуждающихся в особой заботе государства.
Реформирование системы подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образования предполагает:
- модернизировать систему дополнительного образования педагогических и управленческих кадров;
- обеспечить эффективное взаимодействие общеобразовательных учреждений с вузами в подготовке педагогических кадров;
- разработать комплекс мер, направленных на совершенствование подготовки кадров для учреждений образования.

2.1.3.3. Совершенствование организационно-экономического
механизма развития системы образования

В рамках направления планируется:
а) реформировать механизм бюджетного финансирования учреждений общего образования;
б) развивать внебюджетную составляющую в деятельности образовательных учреждений.

Динамика показателей и прогноз развития образования
Бугульминского муниципального района

┌───────────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┬─────────┬─────────┐
│               │2004 - 05│2005 - 06 │2006 - 07 │2007 - 08 │2008 - 09│2009 - 10│
│               │ уч. г.  │  уч. г.  │  уч. г.  │  уч. г.  │ уч. г.  │ уч. г.  │
├───────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│Сеть школ,     │   52    │    53    │    50    │    50    │   50    │   50    │
│всего школ     │         │          │          │          │         │         │
├───────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│в т.ч. средних │   34    │    35    │    35    │    33    │   26    │   24    │
├───────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│основных       │    2    │    2     │    2     │    4     │    9    │   11    │
├───────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│начальных      │   12    │    12    │    9     │    9     │   11    │   11    │
├───────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│вспомогательных│    3    │    3     │    3     │    3     │    3    │    3    │
├───────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│ВСОШ           │    1    │    1     │    1     │    1     │    1    │    1    │

]]>
6. Увеличение налогооблагаемой базы организаций и предприятий не менее чем в 1,2 раза к 2010 году.
7. Рост средней заработной платы до 12500 руб.

3.10. Охрана окружающей среды и рациональное
природопользование

3.10.1. Цели и задачи оптимизации государственного
управления в сфере охраны окружающей среды и
природопользования

Целями разработки комплекса программных мероприятий являются: сохранение и восстановление природных систем и их биологического разнообразия; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения Бугульминского муниципального района.
Задачами являются: реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования с учетом политических, экономических, технологических, правовых, социальных, медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности; минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых; предотвращение негативных экологических последствий от хозяйственной деятельности.

3.10.2. Анализ ситуации

Состояние и охрана атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является одним из жизненно важных элементов окружающей среды, необходимых для существования, характеризуется сложным и многокомпонентным составом с учетом множества различных привносимых в данную среду веществ. Попадающие в воздух примеси переносятся, рассеиваются, вымываются и в конечном итоге концентрируются в почве, биоте, поверхностных и подземных водах.
Основными веществами, загрязняющими воздушную среду Бугульминского муниципального района, являются летучие органические соединения (ЛОС - предельные и непредельные углеводороды, бутилацетат, этилацетат, бутанол, этанол, бутадион, изобутилен, изопрен, метанол, ацетон, ксилол и др.), а также диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды и взвешенные вещества. Основными веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются: ЛОС - 2,4 тыс. т; оксид углерода - 1,8 тыс. т.
Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками в 2005 г. составил 5,648 тыс. т, (в 2004 г. - 6,236 тыс. т), или 4,1% от всех выбросов в г. Бугульма.
В 2005 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферу осуществляли предприятия отраслей: теплоэнергетики - 40,5%; легкой - 21,8%, машиностроения - 11,5%.
Большой вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт. Выбросы от автотранспорта по Бугульминскому муниципальному району в 2005 г. составили 8,3 тыс. т или 59,7% от общих выбросов по району. Суммарные выбросы загрязняющих веществ, промышленных предприятий и автомобильного транспорта в 2005 г. составили 13,9 тыс. т.
В Бугульминском муниципальном районе проводится немало мероприятий по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду. На очистку загрязняющих веществ поступило 1,79 тыс. т, из них 1,72 тыс. т уловлено и обезврежено, что составляет 23,4% от общего количества выделяющихся веществ, без очистки выброшено 5,58 тыс. т, что позволило уменьшить количество выбросов на 0,588 тыс. т. Произошло за счет выполнения технических и природоохранных мероприятий, так, например, в ООО "Промышленная экология" с 2003 года был осуществлен переход с использования попутного сырого нефтяного газа на сухой природный газ при нагреве нефтешлама в печи, в связи с чем снизилось количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, были введены в эксплуатацию установки очистки газа.
Состояние, охрана и использование водных ресурсов. Бугульминский муниципальный район относится в основном к бассейнам рек Степной Зай, Дымка, Бугульминский Зай. Наиболее крупной рекой является Степной Зай (240 км). Кроме этого свыше 50 км - Дымка, Бугульминский Зай, Лесной Зай.
Кроме естественных водотоков и водоемов на описываемой территории расположены антропогенные водные объекты - водохранилища, пруды. Среди водохранилищ наиболее крупными являются Карабашское, построенное в 1957 году на р. Бугульминский Зай, с зеркалом пруда 7,3 кв. км, полным объемом 52,4 млн куб. м, полезным 51,1 млн куб. м.
В 2004 г. Юго-Восточной СИАК осуществлялся контроль гидрохимического состояния рек и Карабашского водохранилища. Практически все обследованные водоемы имеют превышение нормативов ПДК. Причиной такого состояния является сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком и неэффективная работа БОС (перегрузка по гидравлике, физический износ оборудования БОС ОАО "Бугульма-Водоканал").
По результатам анализов Юго-Восточной СИАК максимальные превышения ПДК загрязняющих веществ в реках: р. Ст. Зай - аммония 3,3 ПДК, нитритов - 13,13 ПДК, фосфатов - 15,5 ПДК, БПК5 - 1,5 ПДК, сульфатов - 1,4 ПДК, нефтепродуктов - 6,2 ПДК, железа - 6,9 ПДК.
В целом качество поверхностных вод в 2005 г. не изменилось по сравнению с предыдущим годом.
В 2005 году в Бугульминском муниципальном районе было использовано 14,36 тыс. куб. м водных ресурсов. На хозяйственно-питьевые нужды населения и работающих на предприятиях - 7,84 тыс. куб. м воды, на производственные нужды промышленности - 3,5 тыс. куб. м.
Общий объем сброса загрязненных сточных вод составил в 2005 г. - 13,698 тыс. куб. м.
ОАО "Бугульма-Водоканал" эксплуатируются две станции очистки сточных вод. Для принятия сточных вод г. Бугульма действуют биологические очистные сооружения проектной производительностью 22,0 тыс. куб. м/сут. Очистные сооружения эксплуатируются с 1980 г. Фактическое среднесуточное поступление сточных вод около 38 тыс. куб. м/сут, дефицит мощности БОС 73%. Сброс производится в р. Бугульминский Зай. Для достижения эффективной очистки сточных вод необходимо расширение ОСК.
Разработан проект "Расширение 1-й очереди ОСК в г. Бугульма" на 25 тыс. куб. м/сут. Строительство начато в 1992 году. В 2003 году выделено и освоено 5 млн руб. Освоено - 9,0% от стоимости. С 2004 г. финансирование отсутствовало, строительство не велось.
Для принятия сточных вод р.п. Карабаш действуют биологические очистные сооружения проектной производительностью 0,6 тыс. куб. м/сут. Очистные сооружения эксплуатируются с 1957 г. Фактическое среднесуточное поступление сточных вод - 1,25 тыс. куб. м/сут, дефицит мощности БОС около 200%. Сброс производится в р. Степной Зай. Эффективность очистных сооружений недостаточна из-за физического износа, перегрузки по гидравлическим показателям.
Разработан проект "Реконструкция и расширение ОС в р.п. Карабаш", производительностью на 7 тыс. куб. м/сут. Строительство не начато из-за отсутствия финансирования.
В 1996 году начата Программа "Чистая вода", в рамках которой проведены работы по реконструкции действующих и строительство новых водозаборных сооружений общей мощностью 36000 куб. м/сут. В связи с пуском водозаборов "Коногоровка" и "Вязовка" первой очереди, объем подачи родниковой воды уже увеличился на 7 тыс. куб. м/сутки. К концу 2006 года завершится строительство и обустройство второй очереди указанных водозаборов. Таким образом, в 2007 году город и район будут обеспечены полностью чистой родниковой водой.
Лесное хозяйство является важной составляющей ресурсного потенциала города и района. Общая площадь лесхоза 43,8 тысячи гектаров. Лес - восстанавливаемый ресурс, однако в силу целого ряда природных, биологических и антропогенных факторов он восстанавливается медленно. Нередко естественное возобновление лесных площадей затягивается на многие годы. Поэтому на значительных площадях требуется искусственное восстановление леса - посадка или посев основных лесообразующих древесных пород.
В 2005 году произведены работы по лесовосстановлению в лесном фонде на площади 150 гектаров. Созданы придорожные лесные полосы на площади 42 гектара.
Выращивание посадочного материала производится в питомнике лесхоза, носящем звание "Лесной питомник высокой культуры". Здесь выращивается посадочный материал в количестве 2,2 - 2,5 млн штук, в основном - сосна, ель, лиственница, тополь гибрид 38 (без пуха). А в 13 теплицах - около 150 тысяч штук сеянцев березы. Для озеленения имеются саженцы туи западной, ели голубой, липы, шиповника, спиреи.
Лесхоз также производит заготовку и переработку древесины - по сплошным рубкам около 20 тыс. куб. м и выборочно - 13 тыс. куб. м. Вырубка производится спелого леса и выборочно - больного, отставшего в росте.
Земельные ресурсы (почвы) находятся в депрессивном состоянии. В Бугульминском муниципальном районе сельхозугодия подвержены эрозии, общая площадь эрозированных земель за 2005 г. - 27,2 тыс. га. Это связано, главным образом, с малой облесенностью пашни и значительными уклонами, а также распашкой значительной части сельхозугодий и несоблюдением агротехнических приемов.
Отходы производства и потребления. В Юго-Восточном регионе преобладает нефтегазодобывающая промышленность, основными видами отходов которой являются нефтешламы, отработанные нефтепродукты, отходы, образующиеся при эксплуатации автотранспорта и нефтяного оборудования, обтирочные материалы, отходы черных и цветных металлов. Количество отходов, образовавшихся в течение 2005 года составляет 61,97 тыс. т: бытовые - 54 тыс. т; промышленные - 7,97 тыс. т.
Для складирования и захоронения твердых бытовых отходов в Бугульминском муниципальном районе действует ООО "Полигон ТБО", отвечающее строительным нормам и правилам. Количество принятых отходов в 2004 г. от жилого сектора - 158,8 тыс. куб. м, от предприятий и организаций - 49,92 тыс. куб. м.
Для вывоза ТБО задействован 21 мусоровоз. В г. Бугульма расположено 69 контейнерных площадок, 534 контейнера.
С целью снижения нагрузки на городскую свалку и улучшения санитарно-экологического состояния в городе ведется работа по селективному сбору отходов. На территории Бугульминского муниципального района действуют 6 фирм, осуществляющих селективный сбор ТБО. За 2005 год собрано 5,9 т макулатуры. В Бугульминском муниципальном районе действуют 23 санкционированные свалки ТБО.
Одним из важных в городе и районе является вопрос утилизации биологических отходов.
За 2005 г. на территории Бугульминского муниципального района образовалось 22 т биологических отходов захоронения. В Бугульминском муниципальном районе насчитывается 17 мест утилизации биологических отходов.
Все санкционированных биотермические ямы не имеют ограждения. Территория приспособленных биотермических ям не имеет траншеи по периметру с обваловкой, отсутствуют навесы над ямами, помещения для хранения дезосредств и инвентаря.
Учитывая вышеизложенное, требуется разработка Комплексной программы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, с применением новейших технологий сортировки и переработки ТБО.

3.10.3. Основные направления

- обеспечение благоприятной среды обитания для населения;
- создание условий и механизмов обеспечения населения экологически чистой продукцией;
- внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров.

3.10.4. Основные мероприятия

Основная организационная мера по воспроизводству минерально-сырьевой базы - это использование местного минерального сырья в отраслях охраны окружающей среды (очистка питьевых и промышленных вод, изоляция и поглощение радиоактивных отходов).
Для существенного улучшения качества поверхностных вод необходимо обеспечить:
- модернизацию сооружений полной биологической очистки сточных и ливневых вод; цехов обезвреживания осадков сточных вод; канализационных сетей и сооружений;
- обеспечение удовлетворительного технического состояния гидротехнических сооружений;
- осуществление противоэрозионных мероприятий.
С целью улучшения качества атмосферного воздуха необходимо реализовать мероприятия по:
- замене устаревшего технологического оборудования на современное;
- переводу автотранспорта на экологически чистые виды моторного топлива;
- созданию газозаправочных станций автомашин и станций по их ремонту и техобслуживанию.
С целью охраны почв от истощения, разрушения, загрязнения, предотвращения деградации природных комплексов, повышение плодородия почв планируется решение следующих задач:
- улучшение качества природной среды посредством достижения оптимальных показателей элементов агроландшафта (защитные лесные насаждения, снижение распаханности земель сельхозназначения) посредством перехода на экологически сбалансированную адаптивно-ландшафтную систему земледелия;
- предотвращение опустынивания и восстановление хозяйственного потенциала деградированных земель сельскохозяйственных угодий (защитные лесные насаждения, противоэрозионные мероприятия);
- предотвращение загрязнения почв нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими супертоксикантами;
- совершенствование системы нормирования в области охраны и рационального использования почв;
- восстановление нарушенных земель (лесовосстановление, залужение).
Реализация мероприятий позволит остановить деградацию и загрязнение почв, перейти на прогрессивные методы ведения адаптивного сельскохозяйственного производства, что приведет к повышению плодородия почв.

3.10.5. Ожидаемые результаты

В области обеспечения экономики Бугульминского муниципального района основными видами природных ресурсов:
- по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы:
- обеспечение населения Бугульминского муниципального района качественной питьевой водой из защищенных подземных источников, что позволит улучшить санитарно-эпидемиологическое благополучие района;
- по лесным ресурсам:
- увеличение лесистости территории Бугульминского муниципального района на 0,3% за счет создания лесных насаждений;
- поддержание и сохранение защитных функций лесов за счет увеличения лесов до 15%;
- по охране и рациональному использованию водных ресурсов:
- строительство, реконструкция и модернизация сооружений полной биологической очистки сточных вод, сооружений для очистки поверхностного стока в городе и районе; канализационных сетей и сооружений с целью предотвращения загрязнения, истощения водных ресурсов, что позволит:
- улучшить качество поверхностных водных объектов и перевести их из категории "Загрязненные" в категорию "Умеренно загрязненные" и "Чистые";
- по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов:
- создание защитных лесных насаждений (противоэрозионных, полезащитных), что позволит увеличить показатель облесенности пашни до 1,1% в 2010 г.;
- восстановление нарушенных земель с созданием на этих территориях луговых и лесных биоценозов;
- утилизация пестицидов с истекшим сроком годности и запрещенных к применению до 2010 г.

IV. РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУКИ

4.1. Цели, задачи

Целью развития науки является обеспечение потребностей общества в новых знаниях на основе выполнения актуальных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, наращивания научного потенциала и его реализации для социально-экономического, интеллектуально-духовного и культурного развития города и района.
Специфика научной деятельности Бугульминского муниципального в том, что она, так или иначе, организационно и финансово привязана к сфере обеспечения нефтедобычи (в основном - к АО "Татнефть"). Таким образом, основными задачами в процессе достижения главной цели науки в Бугульминском муниципальном районе будут:
- непрерывное и качественное пополнение научной базы, с использованием как собственных достижений, так и результатов исследований сторонних научных организаций;
- диверсификация научных исследований и разработок в смежные отрасли народного хозяйства;
- активизация кадровой политики, направленная на привлечение научных работников различных направлений фундаментальной науки.
Основной задачей в перспективе является организация научно-исследовательских работ в области разработки и обустройства месторождений природных нефтебитумов и каменного угля.

4.2. Анализ ситуации

Научную деятельность в Бугульминском муниципальном районе осуществляют два научных учреждения - региональный научно-технологический центр Урало-Поволжья, филиал ОАО "ВНИИнефть" (РНТЦ "ВНИИнефть"), и Татарский научно-исследовательский институт нефти (ТатНИПИнефть). Всего в 2005 году этими учреждениями было выполнено научно-исследовательских и проектных работ на общую сумму свыше 640 млн руб.; в 2006 году, при сохранении тенденции роста, выявленной в 2005 году, ожидается увеличение объема выполненных научных работ на 10%.
В научных учреждениях города и района работают 50 кандидатов наук и 10 докторов наук.
ТатНИПИнефть, являясь структурным подразделением АО "Татнефть", выполняет научно-исследовательские работы в области геологии и разработки нефтегазовых месторождений, технологии разработки нефтегазовых месторождений, строительства, эксплуатации и ремонта скважин, повышения нефтеотдачи пластов и защиты нефтепромыслового оборудования от коррозии; проектно-изыскательские работы в области обустройства нефтегазовых месторождений, промышленного и гражданского строительства. Основным заказчиком работ является АО "Татнефть" и предприятия АО "Татнефть".
РНТЦ "ВНИИнефть" создан в районе для решения проблем вовлечения в активную разработку ресурсов природных битумов Республики Татарстан. Это одно из немногих (практически единственное) в России предприятие, занимающееся всем комплексом вопросов, связанных с добычей природных битумов скважинным способом.
Основными направлениями научно-исследовательских и опытно-промышленных работ РНТЦ "ВНИИнефть" являются:
- проведение геологоразведочных работ и подсчет запасов;
- бурение скважин, в том числе с горизонтальным стволом;
- создание методов увеличения битумоотдачи и обработки призабойной зоны эксплуатируемых скважин;
- разработка и выпуск опытных партий нестандартного оборудования для добычи, освоения и ремонта скважин;
- создание технологий переработки природных битумов для получения нетрадиционных нефтепродуктов.
С учетом специфики залежей разработан ряд оригинальных технологий и технических средств для освоения скважин и подъема продукции.
За период деятельности РНТЦ "ВНИИнефть" обоснованы принципы рентабельной разработки природных нефтебитумов, опубликовано более 100 научных статей, создано 68 изобретений, из которых 25 запатентованы.
Технологии и технические средства, разработанные РНТЦ "ВНИИнефть", используются в Западной Сибири, Пермской, Ульяновской, Оренбургской областях, Республике Башкортостан и других регионах России.

4.3. Проблемы и пути развития

Существующие проблемы в научной сфере носят не экономический, а, скорее, организационный характер. Главной из них является структурная и финансовая зависимость от ОАО "Татнефть". Жизненно необходимо интенсивное использование и дальнейшее развитие существующих разработок в области освоения запасов природных нефтебитумов и каменного угля, а также внедрение технических, технологических и теоретических инноваций во все стадии процесса развития народного хозяйства. Желательным также было бы объединение научных коллективов предприятий и организаций на базе существующих НИИ в консорциум для совместной разработки и внедрения инновационных продуктов и технологий для всех отраслей народного хозяйства региона.

V. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Учитывая комплексный характер Программы, сложные взаимосвязи между отдельными направлениями ее реализации, предусматривается следующий механизм управления реализацией Программы.
Отдел экономики Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района на основании мониторинга выполнения Программы ежегодно составляет отчеты по реализации разделов Программы и предоставляет их Главе Бугульминского муниципального района.
Одновременно с отчетом, при необходимости, готовится обоснование корректировки перечня индикаторов оценки эффективности Программы и их значений. При этом материал готовится во взаимоувязке всех разделов. Мониторинг хода выполнения Программы осуществляется ежеквартально.
Центры ответственности за реализацию разделов Программы направляют ежеквартально в отдел экономики отчеты о ходе реализации Программы.
Отдел экономики Бугульминского муниципального района ежегодно формирует перечень программ, планируемых для разработки, а также предложения по приостановке или отмене действующих программ.
Реестр всех программ ведется отделом экономики Бугульминского муниципального района.

VI. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате реализации Программы предполагается достичь результатов, основные параметры по которым приведены в таблице.
Прогнозные значения основных параметров социально-экономического развития Бугульминского муниципального района до 2010 года.

┌────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│             Наименование параметра             │   Значение параметра по   │
│                                                │           годам           │
│                                                ├──────────────┬────────────┤
│                                                │    2005 г.   │    2010 г. │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Валовой территориальный продукт, млн руб.       │    4589,9    │    6702,2  │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Рост ВТП, %                                     │              │     146    │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│ВТП в т.ч. по отраслям (млн руб.):              │              │            │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│- промышленность;                               │    861,6     │    1312,1  │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│- капитальное строительство;                    │    320,0     │    452,8   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│- транспорт и связь;                            │    315,8     │    492,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│- сельское хозяйство;                           │    158,8     │    224,5   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│- торговля и общепит.                           │    253,3     │    370,5   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Прибыль прибыльных предприятий, млн руб.        │    656,9     │    560,6   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Численность населения на конец периода, всего   │    113,4     │    112,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Численность занятых в экономике, в т.ч.:        │     51,8     │     50,2   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│В материальном производстве                     │     26,5     │     24,7   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│В непроизводственной сфере                      │     25,3     │     25,5   │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Уровень безработицы (удельный вес численности   │     2,15     │     1,8    │
│безработных в численности экономически активного│              │            │
│населения)                                      │              │            │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Средняя заработная плата по крупным и средним   │    7778,1    │    14850   │
│предприятиям, руб.                              │              │            │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Денежные доходы на душу населения (в среднем за │    5424,3    │    8540,0  │
│месяц), руб.                                    │              │            │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Уровень жизни (отношение среднедушевого дохода к│     1,03     │     1,07   │
│минимальному потребительскому бюджету), ед.     │              │            │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Ввод в действие жилья, тыс. кв. м               │     40,1     │     40,4   │
└────────────────────────────────────────────────┴──────────────┴────────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru