СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
МИЛОСЛАВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2007 г. № 81
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Рассмотрев предложение администрации Милославского муниципального района, Совет депутатов муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области решил:
1. Утвердить муниципальную целевую программу
"Развитие физической культуры и спорта в Милославском муниципальном районе на 2008 - 2011 годы" (согласно приложению).
2. Направить настоящее решение главе муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области для подписания.
Председатель Совета депутатов
Н.А.КРИВОБОКОВА
Глава муниципального образования -
Милославский муниципальный район
С.И.КУЗНЕЦОВ
Приложение
к решению
Совета депутатов муниципального
образования - Милославский
муниципальный район
Рязанской области
от 27 декабря 2007 г. № 81
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В МИЛОСЛАВСКОМ РАЙОНЕ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"
Паспорт
муниципальной целевой программы "Развитие физической
культуры и спорта в Милославском районе на 2008 - 2011 годы"
Наименование Программы:
Муниципальная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Милославском районе на 2008 - 2011 годы".
Заказчик Программы:
Администрация муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области.
Основные разработчики Программы:
- отдел по делам молодежи и спорта администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области;
- финансовый отдел муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области;
- отдел образования муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области;
- МУЗ "Милославская ЦРБ";
- отдел социальной защиты населения муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области;
- отдел культуры муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области.
Основание для разработки:
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" № 80-ФЗ от 29.04.1999;
- областная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта в Рязанской области на 2005 - 2008 годы".
Цели и задачи Программы:
Основная цель Программы - выработка долгосрочной стратегии действий, объединяющих усилия государственных, муниципальных и общественных спортивных организаций региона, направленных на развитие спорта, сохранение и укрепление здоровья населения Милославского муниципального района.
Важнейшими задачами Программы являются:
- укрепление нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта на основании Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- обеспечение приоритетного развития физической культуры и спорта, утверждение принципов здорового образа жизни населения;
- принципиальное обновление с учетом современных требований программно-методического обеспечения процесса физического воспитания, оздоровительной и спортивной деятельности;
- внедрение наиболее эффективных форм и методов, передового опыта физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными категориями населения;
- дальнейшее развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных центров и клубов;
- создание детско-юношеских школ и отделений по различным видам спорта, увеличение количества занимающихся в них детей и подростков;
- активное использование возможностей информационно-образовательной и пропагандистской деятельности с целью формирования определенного стиля здорового образа жизни, имиджа здоровья среди населения, особенно молодежи;
- переориентация систем подготовки и повышения квалификации кадров в сфере физической культуры и спорта в соответствии с потребностями Милославского муниципального района в специалистах;
- развитие материальной базы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Сроки и этапы реализации Программы:
2008 - 2011 годы;
подготовительный этап: 2008 год,
основной этап: 2009 - 2010 годы,
заключительный этап: 2011 год.
Основные мероприятия Программы:
- формирование потребности людей в физическом совершенстве;
- научно-исследовательская и пропагандистская деятельность;
- совершенствование управления физической культурой и спортом в Милославском муниципальном районе;
- развитие детско-юношеского и студенческого спорта;
- спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа, физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия среди трудящихся, ветеранов и инвалидов;
- спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва;
- спортивные мероприятия;
- медицинское обеспечение физической культуры и спорта.
Объемы и источники финансирования:
Общий объем финансирования Программы составляет 9070 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 6100,0 тыс. рублей;
- средства бюджета Милославского муниципального района - 870,0 тыс. рублей;
- внебюджетные средства - 2100,0 тыс. рублей.
Исполнители основных мероприятий Программы:
- отдел по делам молодежи и спорта администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области;
- отдел образования муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области и подведомственные ему организации;
- отдел социальной защиты населения муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области;
- отдел культуры муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области и подведомственные ему организации;
- физкультурно-спортивные организации и учреждения (коллективы физической культуры, клубы);
- учреждения здравоохранения;
- научно-педагогический коллектив ПУ-31.
Ожидаемые конечные результаты:
- увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом;
- увеличение числа молодежи, подготовленной к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и к профессиональной деятельности;
- снижение уровня заболеваемости среди населения Рязанской области;
- сокращение числа правонарушений, случаев асоциального поведения в молодежной среде;
- расширение и качественное улучшение сферы услуг физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, более полное удовлетворение потребностей населения в содержательном спортивном досуге;
- укрепление материально-технической базы, строительство и введение в эксплуатацию новых физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
- увеличение количества рабочих мест в физкультурно-оздоровительной и спортивной сфере;
- увеличение числа занимающихся в системе подготовки спортивного резерва;
- создание устойчивой современной научно-практической и методической базы для подготовки спортивного резерва;
- выступления спортсменов на соревнованиях различного уровня.
Контроль за использованием средств:
Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Совет депутатов муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области.
1. Содержание проблемы, основания для разработки Программы
Разработка Программы обусловлена сложившейся ситуацией ухудшения здоровья населения.
На протяжении последних лет эта тревожная тенденция наблюдается в целом по Российской Федерации, что обусловлено целым рядом причин, но прежде всего - колоссальными социально-экономическими и политическими переменами в жизни нашего общества.
Сегодня проблема укрепления и сохранения здоровья становится одной из острейших проблем социальной сферы. В Милославском муниципальном районе, как и во всей Рязанской области, в настоящий период отмечается высокий уровень заболеваемости населения.
За последние годы в области увеличился уровень первичного выхода на инвалидность. Не доживают до пенсионного возраста 34% мужчин и 7% женщин.
Одной из ключевых проблем социальной сферы сегодня становится проблема здоровья молодежи. За годы обучения в общеобразовательных школах уровень здоровья учащихся области снизился в 4 - 5 раз. С каждым годом увеличивается число юношей, непригодных по состоянию здоровья к военной службе.
На фоне бездуховности подростков растут преступность, алкоголизм, наркомания. Многолетняя динамика ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение уровня здоровья во всех возрастных группах, составляющих основные трудовые ресурсы области.
Нуждается в существенном обновлении процесс физического воспитания в учебных заведениях, начиная с общеобразовательных школ и заканчивая ВУЗами. Дать учащимся понятие о здоровом образе жизни, сделать их образованными в области основ здорового образа жизни учитель, преподаватель при существующем уровне подготовки не может.
Большие трудности испытывает сегодня физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди всех слоев населения.
Раньше основную долю физкультурно-спортивной работы с трудящимися брали на себя профсоюзы. Физкультурные организации профсоюзов имели в общей сложности 80 - 85% спортивных сооружений области.
Известно, что средства физической культуры и спорта являются достаточно эффективными, а в некоторых случаях и единственными для полного или частичного возвращения людей с разной степенью инвалидности к нормальной социальной жизни. При организации и осуществлении физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами всех категорий остро стоят те же проблемы: кадры, методическое обеспечение, финансирование и обеспечение специальным инвентарем и оборудованием, нормативно-правовое регулирование деятельности.
Дня успешного развития физкультуры, широкого вовлечения населения в сферу физкультурно-спортивной деятельности необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение.
2. Краткая характеристика и ресурсы физической культуры и
спорта в Милославском муниципальном районе Рязанской области
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики администрации Милославского муниципального района. По состоянию на 01.11.2007 в Милославском муниципальном районе имеются спортивные сооружения с единовременной пропускной способностью 1350 человек.
В том числе:
- плоскостных спортсооружений - 42;
- спортивных залов - 8.
В районе работает одно учреждение дополнительного образования, работающее по принципу детско-юношеских спортивных школ. Общий охват занимающихся - 12 человек.
Общая численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, в секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности - 1356 человек, из них:
- в образовательных школах с учетом клубов - 1138;
- в учреждениях профессионального начального образования - 52;
- на предприятиях - 166.
В Милославском муниципальном районе работает 28 штатных физкультурных работников, из них:
- работников дошкольных учреждений - 1;
- учителей физкультуры школ - 17;
- преподавателей учреждений профессионального начального образования - 1;
- тренеров-преподавателей по видам спорта - 6;
- работников спортивных сооружений - 1.
Органами управления физической культурой и спортом всех уровней уделяется большое внимание развитию массовой физической культуры.
В районе ежегодно проходят областные спартакиады среди:
- учащихся учебных заведений;
- трудящихся;
- спортивные соревнования разного уровня по 10 видам спорта, развивающимся в Милославском муниципальном районе;
- фестивали и физкультурно-спортивные массовые праздники для детей, взрослых.
В муниципальном образовании стали традиционными спортивные праздники, посвященные Дню молодежи, знаменательным датам, профессиональному празднику - День физкультурника, легкоатлетические и лыжные эстафеты, пробеги и соревнования.
Вместе с тем существуют проблемы, имеющие прямое отношение к качеству жизни населения. При этом особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Все больше обостряются проблемы курения, пьянства, употребления наркотических средств. Остаются высокими масштабы детской беспризорности и социального сиротства. Высокий уровень смертности населения, в том числе людей трудоспособного возраста, создает резкий дисбаланс трудоспособного и пенсионного населения, негативно отражается на социально-экономических факторах развития общества. В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию популяции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности, патриотизма и неприятие вредных привычек.
Программируемые преобразования как система последовательных и взаимосвязанных действий предусматривают осуществление в 2008 - 2011 гг. мероприятий, качественным образом меняющих ситуацию по отношению к здоровью. Эти преобразования связаны, прежде всего, с целенаправленным изменением общественного сознания по отношению к здоровью как ценности личности и общества.
Реализация настоящей Программы позволит увеличить число занимающихся физкультурой и спортом до 1500 человек.
Дальнейшее развитие получит сеть спортивных детско-юношеских учреждений. Планируется открыть в с. Чернава отделение КСЦ п. Милославское, что позволит увеличить число занимающихся в нем детей и подростков на 150 человек с доведением их общего количества до 480 человек.
За счет увеличения перечня и количества проводимых спортивных массовых мероприятий значительно расширится возможность участия в них жителей района всех возрастов и социальных групп.
3. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы - выработка долгосрочной стратегии действий, объединяющих усилия государственных и общественных спортивных организаций региона, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения Милославского муниципального района.
Основными задачами Программы являются:
- создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с трудящимися и инвалидами (раздел 4 Приложения), с детьми всех возрастных групп, обучающимися в образовательных учреждениях (раздел 5 Приложения), и с другими категориями населения на территории Милославского муниципального района;
- использование физической культуры и спорта как одного из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
- создание условий для спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва на территории Милославского муниципального района (раздел 5 Приложения).
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Милославского муниципального района, а также средств областного бюджета, внебюджетных средств и других не запрещенных законом источников.
Затраты на реализацию Программы составят 9070,0 тыс. руб.:
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ Источники финансирования ¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦2011 г.¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Средства областного бюджета ¦ 325 ¦ 4900 ¦ 425 ¦ 450 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Средства бюджета муниципального¦ 150 ¦ 225 ¦ 240 ¦ 255 ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Внебюджетные средства ¦ 450 ¦ 500 ¦ 550 ¦ 600 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджета Милославского муниципального района на соответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач:
- создание необходимых условий для оздоровления, физического и духовно-нравственного развития личности в процессе занятий физической культурой и спортом;
- совершенствование учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения деятельности органов управления физической культурой и спортом;
- активное использование возможностей информационно-образовательной и пропагандистской деятельности с целью формирования популярности здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи;
- создание системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
- расширение оздоровительной и профилактической работы с детьми, подростками и молодежью;
- внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп населения;
- внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, в том числе смотров-конкурсов;
- создание сети спортивных сооружений, предназначенных для обеспечения учебно-тренировочного процесса и выступлений сборных команд области, а также для проведения физкультурно-массовых мероприятий;
- разработка и создание финансовых механизмов привлечения внебюджетных средств как в спортивные общественные организации, так и в органы муниципального управления по физической культуре и спорту;
- активная пропагандистская и практическая деятельность по физической культуре и спорту с детьми-инвалидами, детьми и подростками, попавшими в тяжелые социальные условия.
6. Основные направления деятельности по развитию физической
культуры и спорта на период 2008 - 2011 годы
В основу настоящей Программы заложена стратегия активных, согласованных действий всех органов управления физической культурой и спортом, обществ и ведомств Милославского муниципального района по основным направлениям развития массовой физической культуры и спорта.
6.1. Формирование потребности людей в физическом совершенствовании:
- повышение информированности населения об оздоровительных возможностях физической культуры спорта;
- формирование престижного имиджа спортивного стиля жизни.
6.2. Совершенствование управления физкультурно-спортивным движением, кадровое обеспечение:
- обеспечение слаженной и скоординированной работы государственных муниципальных и общественных органов управления физической культурой и спортом;
- привлечение в органы управления физической культурой и спортом лучших специалистов отрасли;
- создание условий для подготовки и переподготовки специалистов применительно к новым требованиям массового спорта;
- повышение престижа специалиста физической культуры.
6.3. Физическое воспитание в образовательных учреждениях:
- повышение эффективности физического развития детей в учреждениях дошкольного образования;
- формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенстве на этапе обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- активизация физкультурно-спортивной работы в учреждениях начального профессионального образования.
6.4. Физическая культура в системе производства, по месту жительства и отдыха населения, в семье:
- упрочение личностной установки работающих на производстве на здоровый образ жизни и внедрение в быт семьи физической культуры;
- обеспечение средствами физической культуры профилактики заболеваний, сохранения здоровья и выполнения трудовых функций;
- содействие повышению профессионально-прикладной физической подготовленности;
- пополнение и углубление знаний, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями в режиме труда и отдыха;
- признание приоритетности действий органов местного самоуправления в организации физкультурно-спортивных занятий по месту жительства и отдыха населения;
- создание сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объединений различных форм собственности для реализации потребности и интереса населения в области физической культуры;
- создание мотивов для занятий физической культурой и спортом в семье;
- выделение мест для физкультурно-спортивных занятий семьей;
- создание системы спортивно-массовых мероприятий для спортивных семей.
6.5. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов:
- обеспечение условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом, объединение действий всех общественных организаций инвалидов на развитие массовости физической культуры и спорта среди инвалидов;
- содействие участию сильнейших спортсменов-инвалидов в российских и международных соревнованиях.
6.6. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия:
- обеспечение наглядности проведения, оформления, информации, подведения итогов физкультурно-спортивных мероприятий;
- стимулирование работы субъектов спортивного движения и определение лучших по массовости и качеству работы.
6.7. Спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва:
- создание условий и возможностей для раскрытия спортивных талантов среди детей, подростков и молодежи области;
- создание оптимальных условий для спортивного совершенствования и подготовки ведущих спортсменов области к российским и международным соревнованиям;
- поддержка команд мастеров по игровым видам спорта;
- стимулирование работы ведущих спортсменов и тренеров области.
6.8. Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов:
- эффективное использование имеющихся физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом всех групп населения;
- выделение средств, в том числе из внебюджетных источников, на реконструкцию и строительство приоритетных физкультурно-оздоровительных комплексов.
6.9. Медицинское обеспечение и врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом.
6.10. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта:
- использование средств бюджетов различных уровней;
- привлечение внебюджетных средств.
6.11. Организация контроля реализации Программы:
- непосредственный контроль;
- плановый контроль.