Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. № 85

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
НА 2009 - 2012 ГОДЫ

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края
от 24.08.2009 № 365)

В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года № 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Неудахина Б.А.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН





Утверждена
Постановлением
Администрации края
от 12 марта 2009 г. № 85

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
НА 2009 - 2012 ГОДЫ

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края
от 24.08.2009 № 365)

Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае"
на 2009 - 2012 годы

Наименование программы  ведомственная целевая программа "Развитие молочного
                        скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012  годы
                        (далее - "Программа")

Субъект     бюджетного  Главное управление сельского  хозяйства  Алтайского
планирования            края

Цель Программы          создание экономических  и  технологических  условий
                        устойчивого  развития  молочного   скотоводства   и
                        увеличения объемов производства молока

Задачи Программы        укрепление племенной базы молочного скотоводства;
                        увеличение   производства   молока   и   ускоренное
                        развитие молочного скотоводства

Целевые  индикаторы  и  удельный  вес  племенного   поголовья    в    общей
показатели Программы    численности крупного рогатого скота;
                        количество приобретенного племенного молодняка;
                        объем производства молока;
                        средний удой на 1 корову в год;
                        выход телят на 100 коров;
                        количество созданных центров по оказанию  сервисных
                        услуг

Программные             поддержка    развития     племенного      молочного
мероприятия             скотоводства;
                        мероприятия    по    стимулированию      увеличения
                        производства молока;
                        поддержка развития кормопроизводства;
                        поддержка        технического        перевооружения
                        кормопроизводства и молочного скотоводства;
                        поддержка  животноводства  в  отдаленных  горных  и
                        острозасушливых районах;
                        развитие     кадрового     потенциала     молочного
                        скотоводства

Срок        реализации  2009 - 2012 годы
мероприятий Программы

Объемы   и   источники  объем финансирования Программы в период 2009 - 2012
финансирования          гг. составляет 3859120 тыс. рублей, в том числе: за
Программы по годам      счет средств краевого бюджета - 777750 тыс. рублей,
                        из них:
                        в 2009 году - 186100 тыс. руб.;
                        в 2010 году - 191200 тыс. руб.;
                        в 2011 году - 197100 тыс. руб.;
                        в 2012 году - 203350 тыс. руб.;
                        за счет  внебюджетных  источников  -  3081370  тыс.
                        рублей, из них:
                        в 2009 году - 662856 тыс. руб.;
                        в 2010 году - 772998 тыс. руб.;
                        в 2011 году - 803193 тыс. руб.;
                        в 2012 году - 842323 тыс. руб.
                        Финансирование мероприятий  Программы  из  краевого
                        бюджета    осуществляется    в    пределах    сумм,
                        утвержденных  законом  Алтайского  края  о  краевом
                        бюджете на очередной финансовый год

Ожидаемые     конечные  увеличение удельного веса племенного скота в  общей
результаты  реализации  численности крупного рогатого скота до 13,5%;
Программы               приобретение в период реализации Программы не менее
                        16610 голов племенного молодняка;
                        увеличение среднего удоя на 1 корову  до  4273  кг,
                        валового производства молока - до 1488  тыс.  тонн,
                        поголовья коров - до 416,8 тыс. голов;
                        доведение производства молока на душу населения  до
                        580 кг в год;
                        увеличение количества центров по оказанию сервисных
                        услуг до 580

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Молочное скотоводство - одна из ведущих подотраслей сельского хозяйства Алтайского края. По ряду показателей край занимает в Российской Федерации лидирующие места: по поголовью крупного рогатого скота, в том числе коров (соответственно 899,5 и 385,1 тыс. голов) - 4-е место, по валовому производству молока (1375,1 тыс. тонн) - 4-е место, по производству молока на душу населения (550 кг) - 1-место, по выходу телят на 100 коров (85 голов) - 2-е место.
На долю Алтайского края приходится около 25% молока, произведенного в Сибирском федеральном округе, и пятая часть реализованного скота. Регион обладает высокоразвитой перерабатывающей промышленностью, является лидером в Российской Федерации по производству сыров (68,5 тыс. тонн - 1-е место), входит в первую пятерку регионов по производству сухого молока и животного масла.
Край полностью обеспечивает потребности своего населения в молочных продуктах и вывозит более 45% производимых сухих молочных продуктов, 30% животного масла, 70% твердых сыров. Таким образом, развитие молочного скотоводства в Алтайском крае имеет важнейшее значение для обеспечения продуктами питания отечественного производства населения не только края, но и Сибирского федерального округа, и Российской Федерации в целом.
В последние годы наблюдается положительная динамика в развитии молочного скотоводства Алтайского края.

Таблица 1

Анализ
состояния молочного скотоводства в Алтайском крае

┌───────────────────────────────┬─────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│          Показатели           │ Единица │2006 г.│2007 г.│2008 г.│2008 г.│
│                               │измерения│       │       │       │к 2006 │
│                               │         │       │       │       │г., %  │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│               1               │    2    │   3   │   4   │   5   │   6   │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Поголовье молочных коров, всего│   тыс.  │  381,1│  385,1│  385,1│  101  │
│                               │  голов  │       │       │       │       │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Удой на корову в  год  во  всех│   кг    │ 3066  │ 3188  │ 3322  │  108,3│
│категориях хозяйств            │         │       │       │       │       │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Валовое производство молока    │тыс. тонн│ 1333,4│ 1350,1│ 1375,1│  103,1│
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Производство на душу населения │   кг    │  533  │  540  │  550  │  103,2│
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Покупка  племенного   молодняка│ голов   │ 5578  │ 5089  │ 4113  │   74  │
│крупного     рогатого     скота│         │       │       │       │       │
│молочных пород                 │         │       │       │       │       │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Выход телят на 100 маток       │ голов   │   86  │   86  │   85  │   99  │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Удельный вес племенных коров  в│   %     │    7,0│    7,1│    9,3│       │
│общей     численности     коров│         │       │       │       │       │
│молочных пород                 │         │       │       │       │       │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Рентабельность     производства│         │       │       │       │       │
│молока                         │         │       │       │       │       │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│     с господдержкой           │   %     │   22,5│   27,9│   32,1│       │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│     без господдержки          │   %     │   20,4│   24,5│   29,4│       │
└───────────────────────────────┴─────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

Благодаря реализации в 2006 - 2007 годах приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлению "Ускоренное развитие животноводства", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в крае удалось стабилизировать поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров. Наблюдается ежегодный рост продуктивности сельскохозяйственных животных.
За период с 2006 года производство молока в крае возросло на 3,1%, а рентабельность его производства увеличилась с 20 до 29,4 процента. Продуктивность коров за этот период выросла на 259 килограммов молока (8,3%) и составила в 2008 году 3322 кг. В целом по краю продуктивность коров свыше 3,5 тыс. кг молока получена в 101 хозяйстве, а свыше 5 тыс. килограммов - в 10 хозяйствах. Впервые появились сельхозпредприятия, достигшие продуктивности дойного стада более 6000 кг молока на корову. Эффективность молочного скотоводства во многом обусловлена повышением генетического потенциала сельскохозяйственных животных, чему способствует развитие племенного животноводства.
В настоящее время на территории края районированы 4 молочные и молочно-мясная породы крупного рогатого скота: черно-пестрая, красно-пестрая, красная степная, айрширская и симментальская. Поголовье скота в племенных хозяйствах обеспечивает поддержку генетического потенциала товарного животноводства на достаточно высоком уровне, на что указывает селекционный дифференциал, который достигает 1300 кг молока на корову. Племенное маточное поголовье молочного скота увеличилось с 2005 по 2007 год на 3 тыс. голов и составляет 21 тыс. коров.
Особая роль в структуре племенного животноводства принадлежит ОАО "Племпредприятие "Барнаульское", которое является ведущим в Сибирском федеральном округе производителем биопродукции. Ежегодно реализуется около 800 тыс. доз. Это позволяет в товарных хозяйствах края осеменять 200 тыс. коров и телок, что составляет до 70% от общего маточного поголовья сельхозпредприятий края. Стабильно высоким является выход телят в расчете на 100 коров - 82 - 86 голов.
Алтайский край имеет необходимые ресурсы и условия для дальнейшего интенсивного развития молочного скотоводства и значительного увеличения производства молока, в частности:
природно-климатические условия, позволяющие разводить молочный скот различных районированных пород;
значительные площади зерновых культур и кормовых угодий (1131 тыс. га сенокосов, 2612 тыс. га пастбищ, 652 тыс. га посевов многолетних трав);
развитую комбикормовую промышленность (производственная мощность - 1270 тыс. тонн комбикорма в год);
необходимые трудовые ресурсы (более 46% населения края проживает в сельской местности; в молочном скотоводстве трудится 25 тыс. человек или 18,6% от занятых в сельском хозяйстве края);
традиционность отрасли для региона (молочным скотоводством в Алтайском крае во всех 60 районах занимаются 536 сельскохозяйственных предприятий, 290 крестьянских (фермерских) хозяйств и личные подсобные хозяйства населения. В структуре реализации товарной продукции молочное скотоводство составляет 28% (с 2001 по 2007 год прирост - 6,7%));
научный и кадровый потенциал (в Алтайском крае функционируют Алтайский НИИ сельского хозяйства, Сибирский НИИ сыроделия, высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для молочного скотоводства и молокоперерабатывающей промышленности);
развитая молокоперерабатывающая промышленность (производственная мощность молокоперерабатывающих предприятий - 1770 тыс. тонн молока; полностью обеспечена глубокая переработка молока-сырья, осуществляется производство молочной продукции длительного срока хранения (твердые сыры, сухое молоко и др.)).
Несмотря на позитивные тенденции последних трех лет существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие молочного скотоводства края:
1. Сокращение посевных площадей, занятых кормовыми культурами, недостаточное обновление многолетних трав, сокращение площадей орошаемых земель; недостаточное обеспечение кормопроизводства современной высокопроизводительной кормоуборочной техникой.
Слабая техническая оснащенность предприятий является одной из основных причин несвоевременного и некачественного выполнения мероприятий по внедрению прогрессивных технологий заготовки кормов, что приводит к потерям 25 - 30% выращенного урожая и снижению его кормовой ценности. Основная масса грубых и сочных кормов заготавливается по традиционным технологиям с применением машин преимущественно устаревших конструкций. По краю в среднем за 2000 - 2007 годы на 1 условную голову заготавливалось по 21,7 центнеров кормовых единиц грубых и сочных кормов. В производимых в последние годы кормах дефицит белка составляет 18 - 20%, сахара - 20 - 50%. Использование концентрированных кормов в молочном животноводстве составляет не более 60% от потребности. Дефицит фуражного зерна, жмыха, шротов в рационах не позволяет обеспечить животных необходимым количеством энергии и протеина. Не в полной мере применяются при кормлении скота премиксы, белково-витаминные, минеральные и другие добавки.
Недостаточно высокая обеспеченность современными мобильными кормоцехами и комбикормовыми установками, а также другим оборудованием для организации полноценного сбалансированного кормления в соответствии с зоотехническими нормами в значительной степени влияет на интенсификацию животноводства, рост продуктивности и качество получаемой продукции. Грубые и сочные корма в виде однородной смеси используются в объеме не более 16 - 18% от общего потребления, что ведет к перерасходу кормов при производстве молока на 30 - 35% и низкой молочной продуктивности коров. В последние годы в крае проводится активная работа, направленная на развитие кормопроизводства. Меры государственной поддержки способствуют улучшению состояния кормовой базы. Реализация краевых целевых программ в 2006 - 2008 годах позволила сельхозтоваропроизводителям приобрести более 300 новых кормоуборочных комбайнов, 160 мобильных кормоцехов типа ИСРК. Как следствие, в 2007 году кормов заготовлено на 18% больше, чем в 2005 году.
За счет применения ИСРК товаропроизводителями сэкономлено до 20% кормов за счет более высокой их поедаемости. Площади, занятые зерновыми смесями, увеличены до 200 тыс. гектаров, что составляет 75% в структуре севооборота однолетних культур. Это позволило увеличить содержание протеина в кормах до 89 - 95 граммов в кормовой единице.
Однако без дальнейшей государственной поддержки невозможно обеспечить интенсивное развитие кормопроизводства и повышение эффективности молочного скотоводства.
2. Относительно слабая механизация производственных процессов в животноводстве; низкий удельный вес ферм с современным оборудованием и технологией производства продукции, что ведет к снижению продуктивности скота и качества продукции, увеличению ее себестоимости.
За период с 1990 по 2005 годы постоянный рост издержек производства не позволял большинству сельхозпроизводителей обновлять основные фонды. Изношенность технологического оборудования, отработавшего в ряде хозяйств по 20 - 30 лет, достигла 80 и более процентов. На многих фермах не применялись молокопроводы, кормоцеха и кормокухни, механизированная транспортировка и раздача кормов. Практически не велось строительство новых комплексов и ферм, не обновлялось оборудование. Частично или полностью перестали работать многие крупные промышленные молочные комплексы.
Последние три года благодаря краевым целевым программам ведется приобретение доильного и холодильного оборудования для молочного скотоводства. Хозяйствами края куплены 164 новые линейные доильные установки на 42 тысячи коров, смонтировано 9 современных доильных залов, приобретено 179 танков-охладителей молока. Тем не менее темпы технического переоснащения животноводческих ферм недостаточны для решения задачи повышения эффективности и объемов производства молока.
3. Недостаточное развитие племенной базы молочного скотоводства и системы искусственного осеменения скота.
Опыт лучших предприятий края и страны свидетельствует, что возможно значительное повышение продуктивности молочного скота. В настоящее время уровень реализации созданного генетического потенциала составляет 33 - 60%, и только в отдельных хозяйствах достигает 75 - 80%. Поэтому существует необходимость замены части поголовья в товарных хозяйствах на высокопродуктивный племенной скот и постоянного обновления генофонда в дальнейшем за счет искусственного осеменения скота биопродукцией производителей, получивших высокую оценку по качеству потомства.
В настоящее время в крае внедряются передовые технологии воспроизводства крупного рогатого скота, в том числе использование биопродукции в пайеттах, что даст возможность увеличить выход телят на 100 коров на 3 - 4%. Современная племенная база молочного скотоводства позволяет поддерживать генетический потенциал товарного стада на достаточно высоком уровне благодаря реализации не только биопродукции высокопродуктивных быков, но и племенных ремонтных телок и нетелей. В настоящее время край продает до 3,5 тыс. племенных телок, увеличив за три года объем продаж на 60%.
Однако рост поголовья скота в товарных хозяйствах края, улучшение его качества обусловливают дальнейшее увеличение спроса на племенной скот. В связи с осуществлением национального проекта "Развитие АПК" в крае ведется активное строительство современных животноводческих комплексов и ферм. За 2006 - 2007 гг. было построено и реконструировано животноводческих помещений на 33,3 тыс. скотомест, в том числе шесть современных мегаферм. В 2008 году в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов молочного скотоводства на 25 тыс. скотомест привлечено 1,87 млрд. рублей кредитных ресурсов. До 2012 года планируется ежегодно вводить не менее 2 современных животноводческих комплексов и 8 - 10 ферм с общим поголовьем от 3 до 5 тыс. коров.
Размещение в строящихся животноводческих помещениях скота с высоким потенциалом продуктивности для их последующего эффективного использования является острой необходимостью. Потребность Алтайского края и других регионов Сибирского федерального округа в племенной продукции в связи со строительство новых комплексов составляет 8 - 10 тыс. нетелей в год.
Следует отметить, что в настоящее время более 44% поголовья крупного рогатого скота и 55% производства продукции молочного животноводства приходится на личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ). В ЛПХ также активно ведется работа по улучшению породных качеств крупного рогатого скота путем расширения системы искусственного осеменения. За счет средств краевого бюджета в 2006 - 2008 годах закуплено и передано в муниципальные образования 130 комплектов оборудования для пунктов искусственного осеменения животных на сумму 4,5 млн. рублей. В настоящее время в крае работает 455 пунктов искусственного осеменения скота в ЛПХ населения. За 2008 год осеменено более 35 тыс. коров и телок - это один из лучших показателей в стране.
Таким образом, государственная поддержка развития племенного животноводства доказывает свою эффективность и целесообразность и является необходимым условием дальнейшего развития молочного скотоводства в крае.
4. Недостаток специалистов высшего и среднего звена, вследствие чего невозможно внедрение в молочное животноводство современных ресурсосберегающих технологий.
В настоящее время только 70% из 536 сельхозпредприятий края, занимающихся животноводством, имеют в своем штате главных зоотехников, лишь половина из которых - с высшим образованием.
5. Недостаточное развитие интеграционных процессов в отношениях между производителями молока и предприятиями молочной промышленности, что не позволяет совместно решать важнейшие вопросы формирования взаимовыгодных цен, модернизации производства и т.д.
Негативное влияние на экономическую эффективность производства молока оказывает неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю молочных ферм приходится 35 - 40% от розничной цены на молоко вместо 50 - 55%, как это принято в западных странах, а также недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства, которая в целом по краю составляет около 5% от производственных издержек. Наличие сдерживающих факторов оказывает существенное влияние на экономическую эффективность молочного скотоводства и заинтересованность в реализации имеющихся в регионе возможностей его ускоренного развития.
В современных условиях решение изложенных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программно-целевого метода. Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
социальной значимостью молока как необходимого для здоровья нации продукта питания, доступного по цене;
биологическими особенностями разведения крупного рогатого скота по сравнению с птицеводством и свиноводством, в силу которых производственный цикл выращивания особи до взрослого животного составляет 24 - 28 месяцев;
необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.

2. Цели и задачи Программы

Целью Программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства.

3. Целевые индикаторы Программы

Основные целевые индикаторы Программы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Целевые индикаторы Программы

┌──────────────────────┬─────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┐
│   Целевой индикатор  │ Единица │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │2012 │
│                      │измерения│ год  │ год  │ год  │ год  │ год  │г. к │
│                      │         │      │      │      │      │      │2008 │
│                      │         │      │      │      │      │      │г., %│
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│          1           │    2    │  3   │  4   │  5   │  6   │  7   │  8  │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Объем     производства│тыс. тонн│1375  │1402  │1430  │1459  │1488  │108,2│
│молока                │         │      │      │      │      │      │     │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Средний удой молока на│   кг    │3322  │3554  │3803  │4069  │4273  │128  │
│корову в год          │         │      │      │      │      │      │     │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Объем     производства│   кг    │ 550  │ 557  │ 567  │ 576  │ 580  │105,5│
│молока     на     душу│         │      │      │      │      │      │     │
│населения             │         │      │      │      │      │      │     │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Количество            │  голов  │4113  │4000  │4000  │4200  │4410  │107  │
│приобретенного        │         │      │      │      │      │      │     │
│племенного   молодняка│         │      │      │      │      │      │     │
│крупного      рогатого│         │      │      │      │      │      │     │
│скота молочных пород  │         │      │      │      │      │      │     │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Выход  телят   на  100│  голов  │  85  │  85  │  85  │  86  │  86  │101  │
│коров                 │         │      │      │      │      │      │     │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Удельный           вес│    %    │   9,6│  11,0│  11,9│  12,5│  13,5│     │
│племенного поголовья в│         │      │      │      │      │      │     │
│общей      численности│         │      │      │      │      │      │     │
│крупного      рогатого│         │      │      │      │      │      │     │
│скота                 │         │      │      │      │      │      │     │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Удельный вес племенных│    %    │   9,3│  10,0│  10,8│  11,6│  12,4│     │
│коров     в      общем│         │      │      │      │      │      │     │
│поголовье коров       │         │      │      │      │      │      │     │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Количество            │  голов  │3626  │3810  │4000  │4200  │4410  │125  │
│реализованного        ├─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│племенного молодняка  │в т.ч.  в│      │ 105  │ 105  │ 105  │ 105  │     │
│                      │% к  пре-│      │      │      │      │      │     │
│                      │дыдущему │      │      │      │      │      │     │
│                      │году     │      │      │      │      │      │     │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Количество   созданных│единиц   │ 455  │ 490  │ 525  │ 555  │ 580  │127  │
│центров  по   оказанию│         │      │      │      │      │      │     │
│сервисных услуг       │         │      │      │      │      │      │     │
└──────────────────────┴─────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┘

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей - из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура в части товаров и услуг для села (рост цен на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках данной Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за недостижения прогнозируемых показателей среднего удоя на корову в год и высоких темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критерия недостижения плановых показателей принят уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров.
Расчеты показали, что риски недостижения плановых показателей удоя на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.

Таблица 3

Оценка рисков недополучения ожидаемого
экономического эффекта от реализации Программы

┌─────────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│               Виды рисков               │2009 г.│2010 г.│2011 г.│2012 г.│
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│                    1                    │   2   │   3   │   4   │   5   │
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Недостижение плановой продуктивности  (кг│  209  │  247  │  264  │  283  │
│молока на корову)                        │       │       │       │       │
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Недостижение планового  поголовья  коров,│   16,3│   16,6│   17  │   17,3│
│тыс. голов                               │       │       │       │       │
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Общая оценка рисков, тыс. тонн           │  139,4│  161,7│  176,3│  192,4│
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│млн. руб. (для  расчета  принята  цена  1│ 1463,7│ 1697,8│ 1851,2│ 2020,2│
│тонны молока - 10,5  тыс. руб.)          │       │       │       │       │
└─────────────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.


Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. Система программных мероприятий

Достижение определенной в программе цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие племенного животноводства, кормопроизводства, техническое перевооружения отрасли.
Предусматривается следующая система программных мероприятий:

3.1. Поддержка развития племенного молочного скотоводства

Мероприятие позволит обеспечить сохранение и развитие племенной базы молочного скотоводства, увеличить производство и реализацию племенного материала, улучшить качество выращиваемого и реализуемого племенного молодняка, повысить генетический потенциал сельскохозяйственных животных в товарных хозяйствах.
Поддержка развития племенного животноводства осуществляется путем субсидирования части затрат на создание сервисных центров искусственного осеменения коров и телок в личных подсобных хозяйствах населения.

]]>
│                  │         │           ├──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤      │      │      │      │      │
│                  │         │           │кормосме- │         │   50  │   50  │   50  │   50  │   50  │      │      │      │      │      │
│                  │         │           │сители    │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│                  │         │           ├──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤      │      │      │      │      │
│                  │         │           │доильное  │         │   70  │   70  │   70  │   70  │   70  │      │      │      │      │      │
│                  │         │           │оборудо-  │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│                  │         │           │вание     │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│                  │         │           ├──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤      │      │      │      │      │
│                  │         │           │танки-    │         │  140  │  140  │  140  │  140  │  140  │      │      │      │      │      │
│                  │         │           │охладители│         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│                  │         │           │молока    │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
├──────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│2.9.              │2009 -   │ГУСХ, сель-│количество│человек  │  100  │  100  │  100  │  100  │  100  │   500│   500│   500│   500│  2000│
│Переподготовка,   │2012 гг. │скохозяйст-│специали- │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│повышение         │         │венные  то-│стов,     │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│квалификации,     │         │варопроиз- │прошедших │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│стажировка  кадров│         │водители,  │повышение │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│АПК по современной│         │образова-  │квалифика-│         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│технологии        │         │тельные ор-│ции,      │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│ведения  молочного│         │ганизации  │стажировку│         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
│скотоводства      │         │           │          │         │       │       │       │       │       │      │      │      │      │      │
└──────────────────┴─────────┴───────────┴──────────┴─────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru