АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2009 г. № 85
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
НА 2009 - 2012 ГОДЫ
(в ред. Постановления
Администрации Алтайского края
от 24.08.2009 № 365)
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, в соответствии с постановлением
Администрации края от 11 марта 2007 года № 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу
"Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Неудахина Б.А.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
Утверждена
Постановлением
Администрации края
от 12 марта 2009 г. № 85
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
НА 2009 - 2012 ГОДЫ
(в ред. Постановления
Администрации Алтайского края
от 24.08.2009 № 365)
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае"
на 2009 - 2012 годы
Наименование программы ведомственная целевая программа "Развитие молочного
скотоводства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы
(далее - "Программа")
Субъект бюджетного Главное управление сельского хозяйства Алтайского
планирования края
Цель Программы создание экономических и технологических условий
устойчивого развития молочного скотоводства и
увеличения объемов производства молока
Задачи Программы укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное
развитие молочного скотоводства
Целевые индикаторы и удельный вес племенного поголовья в общей
показатели Программы численности крупного рогатого скота;
количество приобретенного племенного молодняка;
объем производства молока;
средний удой на 1 корову в год;
выход телят на 100 коров;
количество созданных центров по оказанию сервисных
услуг
Программные поддержка развития племенного молочного
мероприятия скотоводства;
мероприятия по стимулированию увеличения
производства молока;
поддержка развития кормопроизводства;
поддержка технического перевооружения
кормопроизводства и молочного скотоводства;
поддержка животноводства в отдаленных горных и
острозасушливых районах;
развитие кадрового потенциала молочного
скотоводства
Срок реализации 2009 - 2012 годы
мероприятий Программы
Объемы и источники объем финансирования Программы в период 2009 - 2012
финансирования гг. составляет 3859120 тыс. рублей, в том числе: за
Программы по годам счет средств краевого бюджета - 777750 тыс. рублей,
из них:
в 2009 году - 186100 тыс. руб.;
в 2010 году - 191200 тыс. руб.;
в 2011 году - 197100 тыс. руб.;
в 2012 году - 203350 тыс. руб.;
за счет внебюджетных источников - 3081370 тыс.
рублей, из них:
в 2009 году - 662856 тыс. руб.;
в 2010 году - 772998 тыс. руб.;
в 2011 году - 803193 тыс. руб.;
в 2012 году - 842323 тыс. руб.
Финансирование мероприятий Программы из краевого
бюджета осуществляется в пределах сумм,
утвержденных законом Алтайского края о краевом
бюджете на очередной финансовый год
Ожидаемые конечные увеличение удельного веса племенного скота в общей
результаты реализации численности крупного рогатого скота до 13,5%;
Программы приобретение в период реализации Программы не менее
16610 голов племенного молодняка;
увеличение среднего удоя на 1 корову до 4273 кг,
валового производства молока - до 1488 тыс. тонн,
поголовья коров - до 416,8 тыс. голов;
доведение производства молока на душу населения до
580 кг в год;
увеличение количества центров по оказанию сервисных
услуг до 580
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Молочное скотоводство - одна из ведущих подотраслей сельского хозяйства Алтайского края. По ряду показателей край занимает в Российской Федерации лидирующие места: по поголовью крупного рогатого скота, в том числе коров (соответственно 899,5 и 385,1 тыс. голов) - 4-е место, по валовому производству молока (1375,1 тыс. тонн) - 4-е место, по производству молока на душу населения (550 кг) - 1-место, по выходу телят на 100 коров (85 голов) - 2-е место.
На долю Алтайского края приходится около 25% молока, произведенного в Сибирском федеральном округе, и пятая часть реализованного скота. Регион обладает высокоразвитой перерабатывающей промышленностью, является лидером в Российской Федерации по производству сыров (68,5 тыс. тонн - 1-е место), входит в первую пятерку регионов по производству сухого молока и животного масла.
Край полностью обеспечивает потребности своего населения в молочных продуктах и вывозит более 45% производимых сухих молочных продуктов, 30% животного масла, 70% твердых сыров. Таким образом, развитие молочного скотоводства в Алтайском крае имеет важнейшее значение для обеспечения продуктами питания отечественного производства населения не только края, но и Сибирского федерального округа, и Российской Федерации в целом.
В последние годы наблюдается положительная динамика в развитии молочного скотоводства Алтайского края.
Таблица 1
Анализ
состояния молочного скотоводства в Алтайском крае
┌───────────────────────────────┬─────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│ Показатели │ Единица │2006 г.│2007 г.│2008 г.│2008 г.│
│ │измерения│ │ │ │к 2006 │
│ │ │ │ │ │г., % │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Поголовье молочных коров, всего│ тыс. │ 381,1│ 385,1│ 385,1│ 101 │
│ │ голов │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Удой на корову в год во всех│ кг │ 3066 │ 3188 │ 3322 │ 108,3│
│категориях хозяйств │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Валовое производство молока │тыс. тонн│ 1333,4│ 1350,1│ 1375,1│ 103,1│
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Производство на душу населения │ кг │ 533 │ 540 │ 550 │ 103,2│
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Покупка племенного молодняка│ голов │ 5578 │ 5089 │ 4113 │ 74 │
│крупного рогатого скота│ │ │ │ │ │
│молочных пород │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Выход телят на 100 маток │ голов │ 86 │ 86 │ 85 │ 99 │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Удельный вес племенных коров в│ % │ 7,0│ 7,1│ 9,3│ │
│общей численности коров│ │ │ │ │ │
│молочных пород │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Рентабельность производства│ │ │ │ │ │
│молока │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ с господдержкой │ % │ 22,5│ 27,9│ 32,1│ │
├───────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ без господдержки │ % │ 20,4│ 24,5│ 29,4│ │
└───────────────────────────────┴─────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
Благодаря реализации в 2006 - 2007 годах приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлению "Ускоренное развитие животноводства", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в крае удалось стабилизировать поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров. Наблюдается ежегодный рост продуктивности сельскохозяйственных животных.
За период с 2006 года производство молока в крае возросло на 3,1%, а рентабельность его производства увеличилась с 20 до 29,4 процента. Продуктивность коров за этот период выросла на 259 килограммов молока (8,3%) и составила в 2008 году 3322 кг. В целом по краю продуктивность коров свыше 3,5 тыс. кг молока получена в 101 хозяйстве, а свыше 5 тыс. килограммов - в 10 хозяйствах. Впервые появились сельхозпредприятия, достигшие продуктивности дойного стада более 6000 кг молока на корову. Эффективность молочного скотоводства во многом обусловлена повышением генетического потенциала сельскохозяйственных животных, чему способствует развитие племенного животноводства.
В настоящее время на территории края районированы 4 молочные и молочно-мясная породы крупного рогатого скота: черно-пестрая, красно-пестрая, красная степная, айрширская и симментальская. Поголовье скота в племенных хозяйствах обеспечивает поддержку генетического потенциала товарного животноводства на достаточно высоком уровне, на что указывает селекционный дифференциал, который достигает 1300 кг молока на корову. Племенное маточное поголовье молочного скота увеличилось с 2005 по 2007 год на 3 тыс. голов и составляет 21 тыс. коров.
Особая роль в структуре племенного животноводства принадлежит ОАО "Племпредприятие "Барнаульское", которое является ведущим в Сибирском федеральном округе производителем биопродукции. Ежегодно реализуется около 800 тыс. доз. Это позволяет в товарных хозяйствах края осеменять 200 тыс. коров и телок, что составляет до 70% от общего маточного поголовья сельхозпредприятий края. Стабильно высоким является выход телят в расчете на 100 коров - 82 - 86 голов.
Алтайский край имеет необходимые ресурсы и условия для дальнейшего интенсивного развития молочного скотоводства и значительного увеличения производства молока, в частности:
природно-климатические условия, позволяющие разводить молочный скот различных районированных пород;
значительные площади зерновых культур и кормовых угодий (1131 тыс. га сенокосов, 2612 тыс. га пастбищ, 652 тыс. га посевов многолетних трав);
развитую комбикормовую промышленность (производственная мощность - 1270 тыс. тонн комбикорма в год);
необходимые трудовые ресурсы (более 46% населения края проживает в сельской местности; в молочном скотоводстве трудится 25 тыс. человек или 18,6% от занятых в сельском хозяйстве края);
традиционность отрасли для региона (молочным скотоводством в Алтайском крае во всех 60 районах занимаются 536 сельскохозяйственных предприятий, 290 крестьянских (фермерских) хозяйств и личные подсобные хозяйства населения. В структуре реализации товарной продукции молочное скотоводство составляет 28% (с 2001 по 2007 год прирост - 6,7%));
научный и кадровый потенциал (в Алтайском крае функционируют Алтайский НИИ сельского хозяйства, Сибирский НИИ сыроделия, высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для молочного скотоводства и молокоперерабатывающей промышленности);
развитая молокоперерабатывающая промышленность (производственная мощность молокоперерабатывающих предприятий - 1770 тыс. тонн молока; полностью обеспечена глубокая переработка молока-сырья, осуществляется производство молочной продукции длительного срока хранения (твердые сыры, сухое молоко и др.)).
Несмотря на позитивные тенденции последних трех лет существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие молочного скотоводства края:
1. Сокращение посевных площадей, занятых кормовыми культурами, недостаточное обновление многолетних трав, сокращение площадей орошаемых земель; недостаточное обеспечение кормопроизводства современной высокопроизводительной кормоуборочной техникой.
Слабая техническая оснащенность предприятий является одной из основных причин несвоевременного и некачественного выполнения мероприятий по внедрению прогрессивных технологий заготовки кормов, что приводит к потерям 25 - 30% выращенного урожая и снижению его кормовой ценности. Основная масса грубых и сочных кормов заготавливается по традиционным технологиям с применением машин преимущественно устаревших конструкций. По краю в среднем за 2000 - 2007 годы на 1 условную голову заготавливалось по 21,7 центнеров кормовых единиц грубых и сочных кормов. В производимых в последние годы кормах дефицит белка составляет 18 - 20%, сахара - 20 - 50%. Использование концентрированных кормов в молочном животноводстве составляет не более 60% от потребности. Дефицит фуражного зерна, жмыха, шротов в рационах не позволяет обеспечить животных необходимым количеством энергии и протеина. Не в полной мере применяются при кормлении скота премиксы, белково-витаминные, минеральные и другие добавки.
Недостаточно высокая обеспеченность современными мобильными кормоцехами и комбикормовыми установками, а также другим оборудованием для организации полноценного сбалансированного кормления в соответствии с зоотехническими нормами в значительной степени влияет на интенсификацию животноводства, рост продуктивности и качество получаемой продукции. Грубые и сочные корма в виде однородной смеси используются в объеме не более 16 - 18% от общего потребления, что ведет к перерасходу кормов при производстве молока на 30 - 35% и низкой молочной продуктивности коров. В последние годы в крае проводится активная работа, направленная на развитие кормопроизводства. Меры государственной поддержки способствуют улучшению состояния кормовой базы. Реализация краевых целевых программ в 2006 - 2008 годах позволила сельхозтоваропроизводителям приобрести более 300 новых кормоуборочных комбайнов, 160 мобильных кормоцехов типа ИСРК. Как следствие, в 2007 году кормов заготовлено на 18% больше, чем в 2005 году.
За счет применения ИСРК товаропроизводителями сэкономлено до 20% кормов за счет более высокой их поедаемости. Площади, занятые зерновыми смесями, увеличены до 200 тыс. гектаров, что составляет 75% в структуре севооборота однолетних культур. Это позволило увеличить содержание протеина в кормах до 89 - 95 граммов в кормовой единице.
Однако без дальнейшей государственной поддержки невозможно обеспечить интенсивное развитие кормопроизводства и повышение эффективности молочного скотоводства.
2. Относительно слабая механизация производственных процессов в животноводстве; низкий удельный вес ферм с современным оборудованием и технологией производства продукции, что ведет к снижению продуктивности скота и качества продукции, увеличению ее себестоимости.
За период с 1990 по 2005 годы постоянный рост издержек производства не позволял большинству сельхозпроизводителей обновлять основные фонды. Изношенность технологического оборудования, отработавшего в ряде хозяйств по 20 - 30 лет, достигла 80 и более процентов. На многих фермах не применялись молокопроводы, кормоцеха и кормокухни, механизированная транспортировка и раздача кормов. Практически не велось строительство новых комплексов и ферм, не обновлялось оборудование. Частично или полностью перестали работать многие крупные промышленные молочные комплексы.
Последние три года благодаря краевым целевым программам ведется приобретение доильного и холодильного оборудования для молочного скотоводства. Хозяйствами края куплены 164 новые линейные доильные установки на 42 тысячи коров, смонтировано 9 современных доильных залов, приобретено 179 танков-охладителей молока. Тем не менее темпы технического переоснащения животноводческих ферм недостаточны для решения задачи повышения эффективности и объемов производства молока.
3. Недостаточное развитие племенной базы молочного скотоводства и системы искусственного осеменения скота.
Опыт лучших предприятий края и страны свидетельствует, что возможно значительное повышение продуктивности молочного скота. В настоящее время уровень реализации созданного генетического потенциала составляет 33 - 60%, и только в отдельных хозяйствах достигает 75 - 80%. Поэтому существует необходимость замены части поголовья в товарных хозяйствах на высокопродуктивный племенной скот и постоянного обновления генофонда в дальнейшем за счет искусственного осеменения скота биопродукцией производителей, получивших высокую оценку по качеству потомства.
В настоящее время в крае внедряются передовые технологии воспроизводства крупного рогатого скота, в том числе использование биопродукции в пайеттах, что даст возможность увеличить выход телят на 100 коров на 3 - 4%. Современная племенная база молочного скотоводства позволяет поддерживать генетический потенциал товарного стада на достаточно высоком уровне благодаря реализации не только биопродукции высокопродуктивных быков, но и племенных ремонтных телок и нетелей. В настоящее время край продает до 3,5 тыс. племенных телок, увеличив за три года объем продаж на 60%.
Однако рост поголовья скота в товарных хозяйствах края, улучшение его качества обусловливают дальнейшее увеличение спроса на племенной скот. В связи с осуществлением национального проекта "Развитие АПК" в крае ведется активное строительство современных животноводческих комплексов и ферм. За 2006 - 2007 гг. было построено и реконструировано животноводческих помещений на 33,3 тыс. скотомест, в том числе шесть современных мегаферм. В 2008 году в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов молочного скотоводства на 25 тыс. скотомест привлечено 1,87 млрд. рублей кредитных ресурсов. До 2012 года планируется ежегодно вводить не менее 2 современных животноводческих комплексов и 8 - 10 ферм с общим поголовьем от 3 до 5 тыс. коров.
Размещение в строящихся животноводческих помещениях скота с высоким потенциалом продуктивности для их последующего эффективного использования является острой необходимостью. Потребность Алтайского края и других регионов Сибирского федерального округа в племенной продукции в связи со строительство новых комплексов составляет 8 - 10 тыс. нетелей в год.
Следует отметить, что в настоящее время более 44% поголовья крупного рогатого скота и 55% производства продукции молочного животноводства приходится на личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ). В ЛПХ также активно ведется работа по улучшению породных качеств крупного рогатого скота путем расширения системы искусственного осеменения. За счет средств краевого бюджета в 2006 - 2008 годах закуплено и передано в муниципальные образования 130 комплектов оборудования для пунктов искусственного осеменения животных на сумму 4,5 млн. рублей. В настоящее время в крае работает 455 пунктов искусственного осеменения скота в ЛПХ населения. За 2008 год осеменено более 35 тыс. коров и телок - это один из лучших показателей в стране.
Таким образом, государственная поддержка развития племенного животноводства доказывает свою эффективность и целесообразность и является необходимым условием дальнейшего развития молочного скотоводства в крае.
4. Недостаток специалистов высшего и среднего звена, вследствие чего невозможно внедрение в молочное животноводство современных ресурсосберегающих технологий.
В настоящее время только 70% из 536 сельхозпредприятий края, занимающихся животноводством, имеют в своем штате главных зоотехников, лишь половина из которых - с высшим образованием.
5. Недостаточное развитие интеграционных процессов в отношениях между производителями молока и предприятиями молочной промышленности, что не позволяет совместно решать важнейшие вопросы формирования взаимовыгодных цен, модернизации производства и т.д.
Негативное влияние на экономическую эффективность производства молока оказывает неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю молочных ферм приходится 35 - 40% от розничной цены на молоко вместо 50 - 55%, как это принято в западных странах, а также недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства, которая в целом по краю составляет около 5% от производственных издержек. Наличие сдерживающих факторов оказывает существенное влияние на экономическую эффективность молочного скотоводства и заинтересованность в реализации имеющихся в регионе возможностей его ускоренного развития.
В современных условиях решение изложенных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программно-целевого метода. Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
социальной значимостью молока как необходимого для здоровья нации продукта питания, доступного по цене;
биологическими особенностями разведения крупного рогатого скота по сравнению с птицеводством и свиноводством, в силу которых производственный цикл выращивания особи до взрослого животного составляет 24 - 28 месяцев;
необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства.
3. Целевые индикаторы Программы
Основные целевые индикаторы Программы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Целевые индикаторы Программы
┌──────────────────────┬─────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┐
│ Целевой индикатор │ Единица │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │2012 │
│ │измерения│ год │ год │ год │ год │ год │г. к │
│ │ │ │ │ │ │ │2008 │
│ │ │ │ │ │ │ │г., %│
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Объем производства│тыс. тонн│1375 │1402 │1430 │1459 │1488 │108,2│
│молока │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Средний удой молока на│ кг │3322 │3554 │3803 │4069 │4273 │128 │
│корову в год │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Объем производства│ кг │ 550 │ 557 │ 567 │ 576 │ 580 │105,5│
│молока на душу│ │ │ │ │ │ │ │
│населения │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Количество │ голов │4113 │4000 │4000 │4200 │4410 │107 │
│приобретенного │ │ │ │ │ │ │ │
│племенного молодняка│ │ │ │ │ │ │ │
│крупного рогатого│ │ │ │ │ │ │ │
│скота молочных пород │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Выход телят на 100│ голов │ 85 │ 85 │ 85 │ 86 │ 86 │101 │
│коров │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Удельный вес│ % │ 9,6│ 11,0│ 11,9│ 12,5│ 13,5│ │
│племенного поголовья в│ │ │ │ │ │ │ │
│общей численности│ │ │ │ │ │ │ │
│крупного рогатого│ │ │ │ │ │ │ │
│скота │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Удельный вес племенных│ % │ 9,3│ 10,0│ 10,8│ 11,6│ 12,4│ │
│коров в общем│ │ │ │ │ │ │ │
│поголовье коров │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Количество │ голов │3626 │3810 │4000 │4200 │4410 │125 │
│реализованного ├─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│племенного молодняка │в т.ч. в│ │ 105 │ 105 │ 105 │ 105 │ │
│ │% к пре-│ │ │ │ │ │ │
│ │дыдущему │ │ │ │ │ │ │
│ │году │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┤
│Количество созданных│единиц │ 455 │ 490 │ 525 │ 555 │ 580 │127 │
│центров по оказанию│ │ │ │ │ │ │ │
│сервисных услуг │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────┴─────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┘
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей - из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура в части товаров и услуг для села (рост цен на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках данной Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за недостижения прогнозируемых показателей среднего удоя на корову в год и высоких темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критерия недостижения плановых показателей принят уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров.
Расчеты показали, что риски недостижения плановых показателей удоя на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Таблица 3
Оценка рисков недополучения ожидаемого
экономического эффекта от реализации Программы
┌─────────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│ Виды рисков │2009 г.│2010 г.│2011 г.│2012 г.│
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Недостижение плановой продуктивности (кг│ 209 │ 247 │ 264 │ 283 │
│молока на корову) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Недостижение планового поголовья коров,│ 16,3│ 16,6│ 17 │ 17,3│
│тыс. голов │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Общая оценка рисков, тыс. тонн │ 139,4│ 161,7│ 176,3│ 192,4│
├─────────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│млн. руб. (для расчета принята цена 1│ 1463,7│ 1697,8│ 1851,2│ 2020,2│
│тонны молока - 10,5 тыс. руб.) │ │ │ │ │
└─────────────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. Система программных мероприятий
Достижение определенной в программе цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие племенного животноводства, кормопроизводства, техническое перевооружения отрасли.
Предусматривается следующая система программных мероприятий:
3.1. Поддержка развития племенного молочного скотоводства
Мероприятие позволит обеспечить сохранение и развитие племенной базы молочного скотоводства, увеличить производство и реализацию племенного материала, улучшить качество выращиваемого и реализуемого племенного молодняка, повысить генетический потенциал сельскохозяйственных животных в товарных хозяйствах.
Поддержка развития племенного животноводства осуществляется путем субсидирования части затрат на создание сервисных центров искусственного осеменения коров и телок в личных подсобных хозяйствах населения.
]]>