Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2009 г. № 85

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

В целях осуществления единой культурной политики на территории Хабаровского края, урегулирования деятельности музейных учреждений на территории Верхнебуреинского муниципального района, Собрание депутатов решило:
1. Утвердить прилагаемый модельный стандарт деятельности муниципального музея Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по общим вопросам (А.В.Толкачев).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

Глава Верхнебуреинского
муниципального района
С.В.Салафонов





УТВЕРЖДЕН
Решением
Собрания депутатов
Верхнебуреинского
муниципального района
от 22 сентября 2009 г. № 85

МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

1. Общие положения

Деятельность муниципального музея Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - музей) регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 07.10.1993 № 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных правах", от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Хабаровского края от 26.07.2005 № 287 "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Хабаровского края, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства культуры Хабаровского края, правовыми актами органов местного самоуправления.
Музей обеспечивает конституционные права граждан на равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию демократии через различные социально-культурные инициативы.
Музей предоставляет услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Музей создается в форме учреждений.
Учреждение - форма некоммерческой организации, отличительными чертами которой являются:
- осуществление управленческих, социальных, научных и культурных задач;
- закрепление имущества собственником на праве оперативного управления, то есть с правом использовать это имущество в уставных целях, но без права распоряжения.
Целями создания музея является:
- хранение музейных предметов и музейных коллекций;
- выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
- изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной деятельности.
По преобладающему виду коллекций выделяются следующие типы музеев:
- комплексные;
- мемориальные;
- архитектурные;
- искусствоведческие;
- технические;
- естественнонаучные;
- отраслевые.
Музей является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством РФ, а также может быть филиалом, структурным подразделением комплексных социально-культурных, культурно-образовательных учреждений.

2. Услуги, предоставляемые музеем

Музей предоставляет следующие услуги:
- сохранение государственной части Музейного фонда РФ, находящейся в федеральной собственности и негосударственной (муниципальной) части Музейного фонда РФ;
- изучение государственной части Музейного фонда РФ, находящейся в федеральной собственности и негосударственной (муниципальной) части Музейного фонда РФ;
- публикацию государственной части Музейного фонда РФ, находящейся в федеральной собственности и негосударственной (муниципальной) части Музейного фонда РФ;
- формирование научного архива по истории муниципального образования;
- формирование научной библиотеки по тематике научно-исследовательской деятельности.
Музей предоставляет населению муниципального образования следующие услуги:
- организация экскурсионного обслуживания;
- организация стационарных и передвижных выставок;
- организация лекционного обслуживания;
- проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий: праздников, представлений, вечеров, концертов и др.;
- организация работы лекториев, школ и курсов по различным отраслям знаний, другие формы просветительской деятельности;
- оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых услуг;
- оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-просветительных мероприятий;
- предоставление других видов досуговых услуг в сфере культуры и смежных отраслях.
Услуги музея носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке с соблюдением условий, обеспечивающих безопасность и сохранность экспонируемых предметов (в выставочном зале, в учебном заведении и т.д.).
Заказчиками услуг музея могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- юридические лица;
- физические лица.
Данный перечень не является исчерпывающим. Музей по согласованию с Учредителем определяет и утверждает перечень своих услуг в соответствии с порядком действующих нормативных актов на территории субъекта (согласно своей миссии и решаемым задачам).
Услуги музея предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей).
Лица, не достигшие восемнадцати лет, имеют право на бесплатное посещение музея один раз в месяц в установленные администрацией музея дни.
На льготной основе могут осуществляться услуги, направленные на:
- проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, сельские (городские), отраслевые праздники и т.п.);
- культурное обслуживание наименее незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);
- патриотическое воспитание детей и молодежи;
- развитие национальных культур коренных малочисленных народностей Севера, проживающих на территории Верхнебуреинского муниципального района, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздники, обряды и пр.);
В соответствии с действующим законодательством при организации платных мероприятий музей может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, членов многодетных семей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов.

3. Обеспечение доступности музейных услуг

Доступность музейных услуг для населения обеспечивается следующими факторами:
1. Рациональным размещением сети музеев, учитывающим социальные нормы и нормативы обеспеченности населения учреждениями музейного типа, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2007 № 923-р изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р:

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│Административно-территориальные уровни│    Минимальная количественная    │
│          обеспечения услуг           │величина учреждений музейного типа│
├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│Муниципальные районы с числом жителей:│                                  │
│     - от 5 до 10 тыс. человек        │                1                 │
│     - от 10 до 20 тыс. человек       │                2                 │
│     - более 20 тыс. человек          │              2 - 3               │
├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│Сельские поселения с числом жителей:  │                                  │
│     - до 10 тыс. человек             │                1                 │
└──────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘

Показатели отнесения муниципального музея к группам по оплате труда руководителей и специалистов (приложение 2).
В муниципальном образовании может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объемов фондов, имеющие филиалы в населенных пунктах поселений.
В сельском поселении может быть организован музей с филиалами в населенных пунктах с числом жителей до 1 тыс. человек.
2. Использованием внестационарных (передвижных) форм обслуживания:
- внестационарное обслуживание музеи осуществляют посредством организации передвижных и выездных выставок, а также выездных культурно-просветительных мероприятий разных форм;
- при расчете потребностей во внестационарных формах музейного обслуживания учитывается необходимость ежегодного обслуживания 25% жителей муниципального образования в населенных пунктах, не имеющих стационарного музея.
3. Удобным месторасположением стационарного музейного учреждения (в центре села, города, жилого квартала, микрорайона, района города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений и т.д.).
4. Гибким и удобным для населения режимом работы музея, предусматривающим работу в выходные дни, а при необходимости - в вечернее время и праздничные дни.
5. Сбалансированным и экономически обоснованным соотношением бесплатных и платных услуг, обеспечивающим финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения.

4. Ресурсная база музея

4.1. Нормативный ресурс
Нормативный ресурс - массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в музее.
Учредительными документами музейного учреждения являются:
- решение собственника (учредителя) о создании учреждения;
- устав учреждения.
Обязательными для учреждения также являются: бюджетная смета и штатное расписание.
Локальными актами учреждения являются:
- коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- должностные инструкции;
- положения об оплате труда, в т.ч. надбавках, доплатах, премировании;
- положение о платных услугах;
- документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности;
- положение о коллегиальных совещательных органах (ученый совет, совет попечителей, методический и редакционный советы и т.д.);
- положение по обеспечению безопасности в музее или иной документ, определяющий порядок охраны объекта и действий в чрезвычайной ситуации.
Организационно-распорядительными документами являются:
- приказы, указания;
- планы и отчеты учреждения;
- протоколы, постановления, решения;
- аттестационные документы;
- бухгалтерские документы;
- кадровые документы;
- журнал учета работы учреждения;
- докладные, записки, справки, переписка и др. документы.

4.2. Фондовый ресурс
Музейный фонд - совокупность культурных ценностей, хранящихся в музее, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенные вместе в силу характера своего происхождения, либо видимого родства, либо по иным признакам и зарегистрированные в установленном порядке.
Финансирование музея в течение года должно обеспечить:
- пополнение музейного фонда в размере 0,1% от фонда;
- инвентаризацию музейных фондов в размере 5% от фонда.
Определение показателей эффективности деятельности муниципального музея (приложение 3).

4.3. Материально-технический ресурс
Материально-технический ресурс:
- недвижимый - здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и закрепленный земельный участок;
- движимый - специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения музейной деятельности.
Музей и его структурные подразделения должны размещаться в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения, должны быть оснащены телефонной связью, и включать зону приема посетителей, экспозиционно-выставочную зону и фондохранилище.
Обязательным для музейного учреждения является наличие охранно-пожарной сигнализации, металлических сейфов для хранения оружия и музейных предметов с содержанием драгметаллов, приборов измерения температурно-влажностного режима, электронной программы учета фондов.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических форм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда, безопасности коллекций и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на сохранность музейного фонда и качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, излишнего солнечного света, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
В учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности посетителей и персонала, защиты культурных ценностей и материальных ресурсов.
Учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием для экспозиционных залов и фондохранилищ, современной аппаратурой, техническими средствами и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими сохранность музейного фонда и надлежащее качество предоставляемых населению услуг. Специальное оборудование, аппаратуру, приборы следует использовать только по назначению, содержать в технически исправном состоянии.
Размеры площадей для экспозиционно-выставочной работы музея определяются в соответствии с нормативами экспонирования.
На один экспонируемый музейный предмет необходимо в среднем 0,4 кв. метров экспозиционных площадей.
Размеры площадей для хранения фондов музея определяются в соответствии с нормативом - 7 кв. метров на 1000 музейных предметов.
Размеры площадей основных производственных участков определяются в соответствии с нормативами:
- площадь 1 рабочего места научных сотрудников - 6 кв. метров;
- площадь для размещения архива - 20 кв. метров;
- площадь 1 рабочего места для административного персонала - до 10 кв. метров;
При планировании расходов на мероприятия по пожарной безопасности необходимо руководствоваться утвержденными Правилами пожарной безопасности.
Данные правила определяют необходимое количество первичных средств пожаротушения:
- нормы оснащения помещений ручными огнетушителями;
- нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями;
- нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами;
- нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем.

4.4. Финансовый ресурс
Финансовый ресурс - бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.
Финансирование муниципальных музеев осуществляется за счет средств местного бюджета, целевых грантов, пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
Расходы бюджета музея с учетом всех источников его формирования осуществляются на следующие цели:
- содержание персонала (оплата труда с начислениями, компенсационных и стимулирующих выплат);
- содержание имущества (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т.д.);
- содержание прилегающей территории, филиалов и объектов, относящихся к музею;
- материальное обеспечение сохранности музейного фонда;
- осуществление организационно-методической, научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности музея;
- оснащение музея современными техническими средствами и оборудованием;
- другие затраты, связанные с основной деятельностью музея.

4.5. Кадровый ресурс
Кадровый ресурс - руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление музейных услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие бесперебойную работу музея (технический состав).
Музей должен располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения (Приложение 1).
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Руководители и специалисты музея могут пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории.
Все руководители и специалисты музея не реже 1 раза в 5 лет или 1 раза в 3 года (по усмотрению администрации) должны пройти повышение квалификации по любой из установленных форм (стажировка - от 72 часов, мастер-класс - от 36 часов, курсы повышения квалификации - от 72 часов) с получением удостоверения установленного образца.
Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.

Нормы экскурсионной и лекционной нагрузки для научных сотрудников и заведующих отделом музеев
Проведение экскурсии и чтение лекций, как в музее, так и вне музея является основной формой научно-просветительной работой и входит в экскурсионную и лекционную нагрузку научных сотрудников и заведующих отделами.
В экскурсионную и лекционную нагрузку, кроме непосредственного проведения экскурсий и чтения лекций, входит разработка и освоение новых тем, составление методической документации к экскурсиям и лекциям, участие во взаимном прослушивании и обобщении опыта проведения экскурсий и чтения лекций.
При исчислении месячной нормы экскурсионной нагрузки за экскурсионную единицу принимается экскурсионный (академический) час - 45 минут.
Нормы экскурсионной и лекционной нагрузки являются обязательными для всех научных сотрудников и заведующих отделами музея и устанавливаются директором музея с учетом необходимости обслуживания в течение года с охватом не менее 50% жителей, проживающих в данном муниципальном образовании. В их числе не менее 30% посетителей должно быть обслужено экскурсионно.
Норма лекционной нагрузки для всех научных сотрудников музея устанавливается 11 лекций в год, для заведующих отделами - 8 лекций в год, причем учитываются только лекции, сопровождаемые показом музейных экспонатов.
Выполняемая научными сотрудниками и заведующими отделами музеев экскурсионная работа входит в их служебные обязанности.

5. Организационно-методическое
обеспечение деятельности музеев

Организационно-методическое обеспечение деятельности музеев осуществляют методические службы различных видов:
- краевые и районные организационно (информационно, координационно) - методические центры;
- организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культуры.
Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах:
- как учреждение является самостоятельным юридическим лицом;
- как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) музея или органа управления культуры.
На уровне края функции организационно-творческого и информационно-методического обеспечения функционирования музеев осуществляет государственное учреждение культуры "Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И.Гродекова".
Основными задачами методической службы являются: организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение музеев и других организаций, различных организационно-правовых форм, ведущих работу по выявлению, хранению, изучению и публикации музейных предметов и музейных коллекций и осуществлению культурно-просветительной и культурно-образовательной деятельности.
Основными функциями методической службы являются:
- повышение квалификации руководителей и специалистов музейной сферы;
- мониторинг и анализ деятельности музеев;
- разработка и издание методических материалов по различным аспектам музейной деятельности, обеспечение ими музейных учреждений;
- сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе музеев.

6. Музей и местное сообщество

]]>
Музей должен строить свою деятельность на основе анализа потребностей населения.
Опора на местных жителей, привлечение их внимания к достижениям и проблемам музея является обязанностью музея. Музей должен стремиться к активному участию населения в делах музея через общества друзей музея, попечительские советы, музейные клубы и т.д.
Музей должен регулярно информировать общественность о своих целях и задачах, ресурсах, возможностях, текущей и перспективной деятельности. Информация о предоставляемых услугах должна включать перечень услуг, правила и условия их предоставления.
Музей, являясь местным информационно-историческим центром муниципального образования, должен сотрудничать с органами местного самоуправления, местными организациями и предприятиями, участвовать в реализации краевых и муниципальных программ социально-экономического и культурного развития.





Приложение 1
к Модельному стандарту
деятельности муниципального музея
Верхнебуреинского муниципального района

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТИПОВЫХ ШТАТАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО МУЗЕЯ

Данное Положение определяет минимальное количество штатных единиц музея муниципального образования и не ограничивает их количество.
К специалистам учреждений культуры музейного типа относятся:
- директор;
- заместитель директора;
- главный хранитель;
- ученый секретарь;
- заведующий отделом;
- научный сотрудник;
- экскурсовод;
- методист;
- художник-оформитель;
- бухгалтер;
- заведующий хозяйством.
Нормативная потребность музея в штатных работниках может определяться:
- на основе основных показателей деятельности музея, объема предоставляемых услуг, количества структурных подразделений, филиалов, использования внестационарных форм обслуживания и т.д.;
- на основе расчетов норм времени на выполнение основных видов работ, таких как организация и проведение различных форм музейной работы, основных видов методической работы, работы вспомогательных служб. Единица времени, умноженная на содержание работы, даст объем затраченного времени в часах и, следовательно, количество необходимых работников.
Нормативная потребность в штатных технических работниках определяется исходя из технических характеристик здания (помещения), которое занимает музей.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуется следующая методика расчета минимального штатного расписания:

┌───┬───────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┐
│   │   Наименование    │ С числом  │ С числом  │ С числом  │ С числом  │ С числом  │
│   │    должностей     │посетителей│посетителей│посетителей│посетителей│посетителей│
│   │                   │ до 1 тыс. │   более   │   более   │   более   │   более   │
│   │                   │  чел. и   │1 тыс. чел.│3 тыс. чел.│5 тыс. чел.│  10 тыс.  │
│   │                   │ музейным  │и музейным │и музейным │и музейным │  чел. и   │
│   │                   │ фондом до │  фондом   │  фондом   │  фондом   │ музейным  │
│   │                   │3 тыс. ед. │   свыше   │   свыше   │   свыше   │  фондом   │
│   │                   │    хр.    │3 тыс. ед. │7 тыс. ед. │12 тыс. ед.│   свыше   │
│   │                   │           │    хр.    │    хр.    │    хр.    │25 тыс. ед.│
├───┼───────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤
│   │Руководители:                                                                  │
├───┼───────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤
│ 1.│Директор           │     1     │     1     │     1     │     1     │     1     │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.│Заместитель        │           │           │           │           │     1     │
│   │директора по       │           │           │           │           │           │
│   │научной работе     │           │           │           │           │           │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

    
    Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

│ 2.│Заместитель        │           │           │           │           │     1     │
│   │директора по       │           │           │           │           │           │
│   │административно-   │           │           │           │           │           │
│   │хозяйственной части│           │           │           │           │           │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 4.│Ученый секретарь   │           │           │           │     1     │     1     │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 5.│Главный бухгалтер  │     1     │     1     │     1     │     1     │     1     │
│   │музея              │           │           │           │           │           │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 6.│Главный хранитель  │           │     1     │     1     │     1     │     1     │
│   │фондов             │           │           │           │           │           │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 7.│Заведующий сектором│           │           │     1     │     1     │     1     │
│   │учета              │           │           │           │           │           │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 8.│Заведующий отделом │           │     1     │     2     │     2     │     3     │
│   │музея              │           │           │           │           │           │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 9.│Научный сотрудник  │           │     1     │     2     │     4     │     6     │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│10.│Заведующий         │           │           │           │     1     │           │
│   │хозяйством         │           │           │           │           │           │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│11.│Библиотекарь       │           │           │           │           │     1     │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│12.│Художник-оформитель│           │           │           │           │     1     │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│13.│Методист           │           │           │           │     1     │           │
├───┼───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│14.│Музейный смотритель│           │           │           │     2     │           │
└───┴───────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┘

Характер и наименование должностей вводится в учреждение в соответствии с действующими ЕТКС, ЕКС и КС.
Примечания:
1. Главный хранитель осуществляет общее руководство отделом хранения и имеет на ответственном хранении музейные предметы и коллекции.
2. В штаты музеев могут вводиться дополнительные должности:
- одна единица научного сотрудника (хранителя) на 5 тыс. единиц основного фонда, но не менее одного хранителя на музей;
- одна единица смотрителя на один экспозиционный зал музея;
- одна единица кассира на каждое удаленно стоящее здание, имеющее экспозиционные площади;
- одна единица программиста при наличии Интернет-сайта или программ, используемых для создания электронного каталога;
- одна единица инженера по технической эксплуатации зданий и сооружений в музеях, расположенных в памятниках истории и архитектуры;
- при наличии филиала вводится должность заведующего филиалом.

Количество штата обслуживающего и технического персонала определяется следующим образом:
1. Уборщик:
- 0,5 штатной единицы - при наличии убираемой площади до 300 кв. метров с центральным водоснабжением;
- 1 штатная единица - при наличии убираемой площади от 300 до 500 кв. метров с центральным водоснабжением, либо до 300 кв. метров без центрального водоснабжения;
- свыше 1 штатной единицы - при наличии убираемой площади от 500 кв. метров, 0,5 штатной единицы на каждые 150 кв. метров с центральным водоснабжением;
2. Истопник:
- 1 штатная единица - при наличии свыше 8 печей.
3. Гардеробщик:
- 0,5 штатной единицы на каждые 100 мест в гардеробе при работе в 1 смену (8 часов).
4. Кочегар:
- в музеях, имеющее самостоятельное центральное (водяное, газовое, паровое) отопление, на отопительный сезон устанавливаются должности кочегаров из расчета 1 штатная единица на смену;
- из общего числа кочегаров 1 штатная единица устанавливается на круглый год.
5. Электрик
- 1 штатная единица - на каждые 500 осветительных точек и розеток.
6. Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания:
- 1 штатная единица - на каждые 500 кв. метров площади учреждения при централизованном теплоснабжении и водоснабжении и круглосуточном дежурстве.
7. Норматив численности сторожей (вахтеров), включая старшего.
Норматив численности сторожей (вахтеров), включая старшего, устанавливается в зависимости от количества постов: 1,0 единица в смену на 1 пост.
Для определения численности сторожей (вахтеров, охранников), включая старшего, следует установить необходимое и рациональное количество постов в здании, которое зависит от количества корпусов (зданий), изолированных входов и т.п.; а также графика работы каждого поста.
По установленному количеству постов и смен их работы определяется явочная численность сторожей (вахтеров), включая старшего, на всех постах во все смены их работы.
Должность старшего сторожа устанавливается при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему другими работниками в течение одной смены, а также при отсутствии работников в подчинении, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Исходя из характера, объема и конкретных условий работы и при наличии средств, в штат музеев с разрешения учредителя могут быть введены дополнительные должности специалистов, рабочих, младшего обслуживающего персонала в соответствии с действующими ЕТКС, ЕКС, КС и утвержденными должностными обязанностями.
Руководитель музея самостоятельно распределяет количество и тип необходимых специалистов, исходя из характера и объема работы внутри фонда заработной платы учреждения.

Глава Верхнебуреинского
муниципального района
С.В.Салафонов





Приложение 2
к Модельному стандарту
деятельности муниципального музея
Верхнебуреинского муниципального района

ПОКАЗАТЕЛИ
ОТНЕСЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО МУЗЕЯ К ГРУППАМ
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

Показатели и порядок отнесения музеев к группам по оплате труда руководителей и специалистов утверждается соответствующим муниципальным правовым актом.
Отнесение музеев к группам по оплате труда определяется ежегодно комиссией, утвержденной соответствующим приказом сектора культуры, на основании статистических и других официальных документов, подтверждающих наличие указанных объемов и качества работы.
Для вновь открываемых музеев группы по оплате труда устанавливаются исходя из проектных показателей, но не более чем на три года.
Музеи при достижении высоких результатов по основным направлениям деятельности могут быть переведены учредителем на одну группу выше по сравнению с установленной по показателям.
Основные направления деятельности музеям устанавливаются учредителям исходя из местных условий, специфики работы и использования материально-технической базы музея (отдаленные, малочисленные населенные пункты и др.).
Музеи могут быть отнесены на одну группу ниже по оплате труда по сравнению с группой, определенной по установленным показателям, в тех случаях, когда содержание их работы не отвечает предъявленным к ним требованиям.
При определении группы по оплате труда рекомендуется использовать предлагаемую шкалу показателей, отражающую сложившуюся практику работы муниципальных музеев.
Группа по оплате труда руководителей и специалистов музея определяется по количеству посетителей и количеству экспонатов музейного фонда.

┌────────────────┬────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│Группа по оплате│ Количество посетителей │     Количество экспонатов     │
│     труда      │   в год (тыс. чел.)    │основного фонда (тыс. ед. хр.) │
├────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│       1        │       свыше 25,0       │          свыше 20,0           │
├────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│       2        │    от 20,0 до 25,0     │        от 10,0 до 20,0        │
├────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│       3        │     от 5,0 до 15,0     │        от 5,0 до 10,0         │
├────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│       4        │         до 5,0         │            до 5,0             │
└────────────────┴────────────────────────┴───────────────────────────────┘

Нормативный минимум эффективности музейной деятельности:
- охват посетителей экскурсионным обслуживанием за год - 30%;
- пополнение музейных фондов за год - 3%;
- научная инвентаризация фондов за год - 30%.
Примечание:
В случае, когда один из показателей ниже установленного минимального уровня, соответствующая группа по оплате труда работников устанавливается с учетом достижений высоких результатов по основным направлениям деятельности: научно-исследовательская и научно-просветительская работа, экспозиционная и выставочная деятельность, комплектование фондов, издательская деятельность и т.д.
При отнесении к группам оплаты труда руководителей и специалистов музеев, имеющих филиалы, учитывается общее число посетителей и количество экспонатов основного фонда в целом, включая показатели филиалов.
Для музеев с уровнем эффективности музейной деятельности ниже нормативного минимума группа по оплате труда может быть снижена.

Глава Верхнебуреинского
муниципального района
С.В.Салафонов





Приложение 3
к Модельному стандарту
деятельности муниципального музея
Верхнебуреинского муниципального района

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО МУЗЕЯ

Разработка показателей эффективности деятельности музеев обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств.
При выборе критериев, отражающих социально значимые результаты деятельности музеев, следует использовать показатели, характеризующие активность работы учреждения культуры с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим.
Оценка уровня эффективности предполагает выбор базы сравнения. В условиях, когда социальные стандарты по сфере культуры еще не разработаны, в качестве такой базы могут выступать:
а) лучшие или средние значения показателей для музея соответствующего типа;
б) значения показателей деятельности этого же музея в предыдущий период.
С учетом перечня отчетных показателей музея и общероссийского классификатора услуг населению, в качестве измеряемых показателей социальной эффективности музеев предлагается использовать:
- количество посетителей музея (чел.) и динамика изменения их количества по сравнению с прошлым годом, %;
- охват населения услугами музея, % посетителей от общей численности жителей обслуживаемой территории;
- число выставок, организованных музеем за год (ед.), и количество экскурсантов (чел.);
- число экскурсий, организованных музеем за год (ед.), и их средняя посещаемость (чел.);
- доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание менее социально защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т.п., в % от общего числа проводимых мероприятий.
В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности музеев предлагается использовать следующие:
- динамика доходов от уставной, предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности;
- удельный вес бюджетного финансирования в общих доходах и поступлениях за год;
- динамика средней зарплаты работника музея, руб./месяц и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в муниципальном образовании (регионе), %.
В качестве основных показателей производственной эффективности деятельности музеев предлагается использовать следующее:
- количество посетителей из расчета музейного обслуживания не менее 50% от общего числа жителей района (городского округа, поселения), (чел.);
- количество экскурсий из расчета не менее 30% от общего числа посетителей музея (ед.);
- количество выставок из расчета на одного специалиста (ед.);
- количество музейных предметов, внесенных в электронный каталог (ед.);
- количество лекций из расчета на одного специалиста (ед.);
- участие в грантоведческой деятельности, в конкурсах и различных проектах (краевых, региональных, федеральных) в области культуры.
Примечание:
Важной стороной оценки эффективности деятельности музея является учет мнений потребителей культурных услуг. Для решения этой задачи можно использовать такой механизм, как проведение исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания населения, опросов мнений. Внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения обеспечит установление постоянной обратной связи между учредителями музея, музеем и населением. Это позволит повысить эффективность управления, адресность и качество предоставляемых услуг.

Глава Верхнебуреинского
муниципального района
С.В.Салафонов



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru