Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2009 г. № 3-50/09

Именем Российской Федерации

    Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи:                                Мишаниной И.Н.,
при секретаре                                               Шаталовой А.В.,
с участием прокурора                                            Заика О.В.,
заявителя                                                      Баенко И.Е.,
его представителя                                            Ширяевой Т.Б.,
представителя Администрации Приморского края              Мещаниновой Н.В.,
представителей Законодательного Собрания Приморского края    Ивановича С.И.
                                                           и Ефименко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баенко Ивана Ерофеевича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" и постановления Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, потребляемую электроэнергию, телефон и радиоточку",

установил:

Баенко И.Е. является инвалидом по общему заболеванию, до 1 января 2005 г. пользовался льготами, предусмотренными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". С 1 января 2005 г. введен в действие Федеральный закон № 122-ФЗ, согласно которому натуральные льготы, которыми он пользовался ранее, были заменены денежной компенсацией, соответствующей натуральной льготе. Полномочия по исполнению данного закона переданы субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Он обратился в суд с данным заявлением, т.к. считает, что оспариваемые нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации противоречат ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Постановление Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, потребляемую электроэнергию, телефон и радиоточку" устанавливает нормативы по предоставляемым льготам, что сокращает и понижает размер денежного эквивалента ранее получаемых им социальных выплат.
Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ в редакции закона от 22 декабря 2008 г. № 366-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" отменена натуральная льгота по бесплатному проезду за пределами г. Владивостока на внутригородском и пригородном транспорте во время кратковременного пребывания в любой точке Российской Федерации без замены на денежную компенсацию, а натуральная льгота на бесплатный проезд на внутригородском и пригородном транспорте г. Владивостока для инвалидов заменена компенсацией в размере 60 руб. в месяц при цене билета в 22 руб. за поездку туда и обратно, что по существу позволяет пользоваться этой льготой менее, чем три раза в месяц, фактически этой льготы инвалиды лишены.
Он считает, что обжалуемые постановление Губернатора Приморского края и Закон Приморского края нарушают его права как инвалида на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании заявитель Баенко И.Е. и его представитель адвокат Ширяева Т.Б. заявление поддержали по указанным основаниям, при этом не смогли указать конкретные нормы обжалуемых актов, которые, по их мнению, противоречат федеральному законодательству.
Представитель Администрации Приморского края Мещанинова Н.В. не согласилась с заявлением, пояснила, что 16 июля 2008 г. Губернатором Приморского края было принято постановление № 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края". Этим постановлением не устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг.
Решением Приморского краевого суда от 18 декабря 2008 г. отказано в удовлетворении заявления прокурора Приморского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 11 и 12 раздела 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края.
Оспариваемое постановление не регулирует вопросы компенсации стоимости проезда отдельным категориям граждан.
Представители Законодательного Собрания Приморского края Иванович С.И. и Ефименко Е.А. с заявлением Баенко И.Е. не согласились, указали, что до 31 декабря 2004 г. статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривала право инвалидов на бесплатный проезд всеми видами транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
С 1 января 2005 г. в силу вступили изменения, внесенные в ряд законодательных актов Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем изменился и порядок социальной поддержки отдельных категорий граждан.
С введением в действие указанного Федерального закона статья 30 Федерального закона № 181-ФЗ признана утратившей силу. Вместе с тем Федеральный закон № 181-ФЗ был дополнен новой статьей 28.1, в которой в качестве одной из мер социальной поддержки инвалидов предусмотрена ежемесячная денежная компенсация. Указанная выплата не является компенсацией льгот, право на которые заявитель имел до 1 января 2005 г., а предоставляет собой самостоятельную меру социальной поддержки, введенную федеральным законодателем.
Действующее федеральное законодательство не предусматривает предоставление инвалидам меры социальной поддержки в виде права на бесплатный проезд соответствующими видами транспорта. Реализация подобных мер социальной поддержки субъектами Российской Федерации за счет собственных бюджетных средств также не предусмотрена.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 5 Федерального закона № 181-ФЗ введено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализуя такое право, Законодательное Собрание Приморского края предусмотрело в части 2 статьи 8.2 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" компенсационные выплаты в размере 50 процентов от действующего тарифа по проезду на автомобильном (водном) транспорте общего пользования междугородних маршрутов Приморского края для ряда категорий граждан, включенных в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и инвалидов.
Частью 4 ст. 8(2) Закона Приморского края № 206-КЗ введено положение, согласно которому предоставление мер социальной поддержки, ранее установленных законодательством Приморского края по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных маршрутов на территории Приморского края в виде льгот в размере 50 процентов от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный регистр, с 1 января 2009 г. осуществляется в форме социальной выплаты, размер и порядок предоставления которой определяются Администрацией Приморского края. Указанная норма закона является отсылочной.
Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации оказывать лицам, включенным в федеральный регистр льготников, такие меры социальной поддержки, как предоставление льготного проезда в транспорте общего пользования.
Выслушав заявителя, его представителя, представителей Администрации Приморского края, Законодательного Собрания Приморского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Меры социальной защиты инвалидов регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 30 указанного Закона в редакции от 23 октября 2003 г. инвалиды пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Также инвалидам предоставлялась 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставлялось право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ статья 30 признана утратившей силу.
Таким образом, в настоящее время федеральным законодательством не предусмотрено предоставление инвалидам льгот по проезду в общественном транспорте.
Между тем, этим же Федеральным законом введена статья 28.1, которая предусматривает ежемесячную денежную выплату инвалидам в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Получаемые денежные средства могут быть потрачены инвалидом на любые цели, в том числе и на проезд в транспорте общего пользования.
Согласно преамбуле к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 5 Федерального закона № 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 8(2) Закона Приморского края № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (введенная Законом Приморского края от 22.12.2008 № 366-КЗ) устанавливает компенсационные выплаты в размере 50 процентов от действующего тарифа по проезду на автомобильном (водном) транспорте общего пользования междугородных маршрутов Приморского края для категорий граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и инвалидов.
Порядок предоставления мер социальной поддержки устанавливается Администрацией Приморского края.
Предоставление мер социальной поддержки, ранее установленных законодательством Приморского края по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных маршрутов на территории Приморского края в виде льгот в размере не менее 50 процентов от действующего тарифа, с 1 января 2009 года осуществляется в форме социальной выплаты, размер и порядок предоставления которой определяется Администрацией Приморского края, - для граждан, включенных в федеральный регистр (часть 4 ст. 8(2) Закона Приморского края № 206-КЗ).
Суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки в области обеспечения равной транспортной доступности, предусмотренные Законом Приморского края № 206-КЗ, являются дополнительной мерой социальной поддержки инвалидов, предоставляемой им помимо мер, предусмотренных федеральным законодательством. Установление данных мер не противоречит федеральному законодательству и свидетельствует о сохранении права инвалидов на аналогичную льготу, предоставлявшуюся им до 1 января 2005 г.
Постановление Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категория граждан, проживающим на территории Приморского края" не регулирует вопросы предоставления социальной поддержки в виде компенсации стоимости проезда на автомобильном (водном) транспорте общего пользования междугородних маршрутов и пригородном железнодорожном транспорте, а также в транспорте общего пользования городских и пригородных маршрутов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
На основании ст. 28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются в форме денежной выплаты.
Указанным постановлением утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, пункты 11 и 12 которого устанавливают порядок определения размера денежной выплаты гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Данными нормами установлено, что при определении размера денежной выплаты используются нормативы потребления коммунальных услуг.
Пункты 11 и 12 Порядка признаны соответствующими федеральному законодательству решением Приморского краевого суда от 18 декабря 2008 г., вступившим в законную силу 11 марта 2009 г.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Закон Приморского края № 206-КЗ не содержит норм, регулирующих предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг инвалидам.
В связи с тем, что заявителем оспариваются положения Закона Приморского края № 206-КЗ и постановления Губернатора Приморского края № 63-пг только в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, а также проезда на транспорте общего пользования инвалидам, судом проверялись данные нормативные акты только в этой части.
В соответствии со ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 965-О-П, положения Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Анализ оспариваемых нормативных правовых актов позволяет суду сделать вывод, что они не противоречат статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, поскольку не предусматривают снижения уровня социальной защиты инвалидов, в том числе и заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Баенко Ивана Ерофеевича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" и постановления Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, потребляемую электроэнергию, телефон и радиоточку" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.

Председательствующий
И.Н.МИШАНИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru