Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ
от 21 апреля 2009 г. № 385/1

Об утверждении регионального стандарта качества дошкольной
образовательной услуги в учреждениях Калининградской области,
реализующих основную общеобразовательную программу
дошкольного образования

В целях обеспечения единообразия в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса и требований, предъявляемых к выпускникам учреждений (организаций), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить региональный стандарт качества дошкольной образовательной услуги в учреждениях Калининградской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (приложение 1).
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием использовать региональный стандарт качества при организации предоставления дошкольной образовательной услуги.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра образования С.Н. Юрьеву.

Министр образования
Н.С. Шерри



Приложение № 1
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 21 апреля 2009 г. № 385/1

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
качества дошкольной образовательной услуги
в учреждениях Калининградской области, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования

1. Введение

Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" гарантируют общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Для реализации основной цели дошкольного образования - обеспечение детям старшего дошкольного возраста равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе дошкольное образование должно быть не только доступным, оно должно быть качественным.
Только в обществе сверстников через игру, конструирование, социальные практики, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование у ребенка дошкольного возраста формируются основные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.
С 1 сентября 2009 года в массовую школьную практику вводится новый образовательный стандарт начального общего образования.
Но введение нового образовательного стандарта будет усложнено, если в системе дошкольного образования не произойдут существенные перемены.
Сегодня дошкольная образовательная услуга должна быть направлена на разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 1,5 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования.
Разработка и введение регионального стандарта качества дошкольной образовательной услуги обусловлены следующими факторами:
- низкое качество дошкольного образования в отдельных дошкольных образовательных учреждениях и, как следствие, разный уровень подготовки первоклассников;
- завышенные требования к будущим первоклассникам отдельных лицеев и гимназий;
- снижение учебной мотивации у первоклассников вследствие физической и психологической перегрузки на стадии подготовки к школе;
- развитие новых, альтернативных форм предоставления дошкольной образовательной услуги (дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, группы кратковременного пребывания на базе учреждений дополнительного образования, различные центры дошкольного образования, а также семейные формы образования детей).
Предлагаемый региональный стандарт качества дошкольной образовательной услуги призван:
- обеспечить единообразие в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса;
- решить вопрос о единстве требований, предъявляемых к выпускникам учреждений (организаций), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- помочь родителям в подготовке детей к школе.
Региональный стандарт качества дошкольной образовательной услуги разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", проектом Концепции "Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях", проектом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Область применения

Настоящий региональный стандарт качества дошкольной образовательной услуги представляет собой совокупность требований к результатам и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основными пользователями регионального стандарта качества дошкольной образовательной услуги являются:
- руководители и педагогические коллективы учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- органы управления образованием всех уровней управления, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий;
- общественные организации, объединения и профессиональные сообщества, осуществляющие общественную экспертизу качества образования в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;
- руководители и педагогические коллективы общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования;
- организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного и начального общего образования в системе среднего и высшего профессионального образования;
- учредители негосударственных образовательных учреждений (дошкольных образовательных групп), индивидуальные и частные предприниматели, предоставляющие дошкольную образовательную услугу.

3. Основные понятия

Воспитание - создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.
Готовность к школе - необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Игра - ведущая форма деятельности дошкольника, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой личностные новообразования. Через ведущую деятельность опосредуется система отношений ребенка с окружающей действительностью, которая в данный период является источником его психического развития. Это основная форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от реальной жизненной) позиции.
Качество дошкольной образовательной услуги - 1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту; 2) объект оценки и интегральный результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Компетентность ребенка дошкольного возраста - это совокупность умений, позволяющих ребенку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.
Образовательный процесс - целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах предоставления дошкольной образовательной услуги.
Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.
Развитие - процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Совместная деятельность взрослых и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Социальная практика - организованное педагогом в форме игры взаимодействие ребенка с другими членами детского коллектива и взрослыми с целью оптимального развития социальной компетентности.

4. Основные функции регионального стандарта качества
дошкольной образовательной услуги

Основными функциями регионального стандарта качества дошкольной образовательной услуги являются:
- обеспечение права доступности на качественную дошкольную образовательную услугу;
- обеспечение единых требований к содержательной и организационной части дошкольной образовательной услуги;
- гуманизация дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
- защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности предоставления дошкольной образовательной услуги;
- повышение эффективности и качества дошкольной образовательной услуги;
- обеспечение критериально-оценочного механизма результатов предоставления дошкольной образовательной услуги;
- оказание помощи родителям в подготовке детей к обучению в школе.

5. Общие требования к предоставлению дошкольной
образовательной услуги

Дошкольная образовательная услуга независимо от вариативности форм ее предоставления должна:
- соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании", другим нормативным правовым документам, действующим в сфере дошкольного образования;
- обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра;
- способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе;
- создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей;
- быть направленной на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка;
- быть преемственной с основными общеобразовательными программами начального общего образования.

6. Общие требования к качеству предоставления дошкольной
образовательной услуги

Реализация дошкольной образовательной услуги должна:
6.1. Обеспечивать в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в российскую и мировую культуру;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
6.2. Основываться на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.), определяющих следующие основные подходы к образованию детей дошкольного возраста:
- культурно-исторический;
- деятельностный;
- личностный.
6.3. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
6.4. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
6.5. Базироваться на двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей.
6.6. Осуществляться в адекватных возрасту формах работы с детьми, преимущественно в виде социальных практик и игры. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослыми.

7. Основные условия качественной реализации дошкольной
образовательной услуги

7.1. Для качественной реализации дошкольной образовательной услуги необходимо учитывать следующее соотношение ежедневной образовательной нагрузки в блоке совместной деятельности взрослых и детей:

+---------------+----------------------------------------------------------+
¦ Направления   ¦                     Возрастные группы                    ¦
¦ развития детей+----------+------------+-----------+----------+-----------+
¦ дошкольного   ¦1,5-3 года¦  3-4 года  ¦  4-5 лет  ¦ 5-6 лет  ¦  6-7 лет  ¦
¦ возраста      +----------+------------+-----------+----------+-----------+
¦               ¦               Количество времени, в минутах              ¦
+---------------+----------+------------+-----------+----------+-----------+
¦ Физическое    ¦ 28-33    ¦   35-40    ¦   42-47   ¦  55-60   ¦   68-73   ¦
+---------------+----------+------------+-----------+----------+-----------+
¦ Познавательно-¦ 22-27    ¦   32-37    ¦   45-50   ¦  65-70   ¦   80-85   ¦
¦ речевое       ¦          ¦            ¦           ¦          ¦           ¦
+---------------+----------+------------+-----------+----------+-----------+
¦ Художественно-¦ 12-17    ¦   22-27    ¦   32-37   ¦  42-47   ¦   52-57   ¦
¦ эстетическое  ¦          ¦            ¦           ¦          ¦           ¦
+---------------+----------+------------+-----------+----------+-----------+
¦ Социально-    ¦ 5-10     ¦   12-17    ¦   20-25   ¦  27-33   ¦   35-40   ¦
¦ личностное    ¦          ¦            ¦           ¦          ¦           ¦
+---------------+----------+------------+-----------+----------+-----------+
¦ Всего         ¦ 67-87    ¦  101-121   ¦  139-159  ¦ 189-210  ¦  235-255  ¦
¦               ¦ (1 час   ¦ (1 час     ¦ (2 часа   ¦ (3 часа  ¦ (3 часа   ¦
¦               ¦ 7 минут -¦ 41 минута -¦ 19 минут -¦ 9 минут -¦ 55 минут -¦
¦               ¦ 1 час    ¦ 2 часа     ¦ 2 часа    ¦ 3 часа   ¦ 4 часа    ¦
¦               ¦ 27 минут)¦ 1 минута)  ¦ 39 минут) ¦ 30 минут)¦ 15 минут) ¦
+---------------+----------+------------+-----------+----------+-----------+

7.2. Объем ежедневной образовательной нагрузки по направлениям "физическое" и "художественно-эстетическое" развитие должен составлять не менее 50% общего объема ежедневной образовательной нагрузки.
7.3. Объем и место в режиме дня для самостоятельной деятельности детей устанавливается педагогом группы. Время самостоятельной деятельности детей не должно быть менее чем 25% от времени ежедневной образовательной нагрузки в блоке совместной деятельности взрослых и детей.
7.4. При выборе форм и методов проведения занятий необходимо учитывать, что ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Время стационарных занятий не должно превышать 10-15% от общего времени занятий.
7.5. Содержание самостоятельной деятельности детей определяется педагогом группы в части создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор детьми видов и форм деятельности по всем основным направлениям их развития, а также при выборе целей, определяющих организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленную на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

8. Основные требования к материальному обеспечению
реализации дошкольной образовательной услуги

8.1. Основное место для оказания дошкольной образовательной услуги - групповая ячейка - изолированное помещение, закрепленное за каждой детской группой. В групповой ячейке каждому ребенку должно обеспечиваться личное пространство.
8.2. Помимо групповой ячейки для занятий ребенку должны предоставляться специализированные зоны, предназначенные для музыкальных и физкультурных занятий.
8.3. Для прогулок предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой или навесом, песочником, малыми формами в соответствии с возрастом, за исключением альтернативных форм - групп кратковременного пребывания.
8.4. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования.
8.5. В соответствии с СанПиНами игровое и спортивное оборудование на участке и в помещениях, мебель, игрушки, издательская продукция, предметы гигиены и ухода за детьми, моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам.
8.6. Содержание всех помещений и подбор оборудования для организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с СанПиНами и правилами пожарной безопасности.
8.7. В помещении и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда (оборудованное играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями пространство для проявления свободной познавательной, речевой, двигательной, творческой активности детей). При организации предметно-пространственной среды необходимо предусмотреть место для эстетически оформленных выставок детских работ.

9. Основные требования к финансово-экономическим условиям
качественной реализации дошкольной образовательной услуги

9.1. Финансово-экономические условия качественной реализации дошкольной образовательной услуги должны обеспечивать государственные права граждан на получение доступного и качественного дошкольного образования и эффективное стимулирование повышения его уровня.
9.2. Финансовым механизмом обеспечения данных прав является нормативное подушевое финансирование дошкольной образовательной услуги независимо от форм ее организации.
9.3. Величина норматива в расчете на одного воспитанника выступает в качестве гарантированной стоимости бюджетной дошкольной образовательной услуги.

10. Основные требования к кадровому обеспечению качественной
реализации дошкольной образовательной услуги

Лица, непосредственно оказывающие дошкольную образовательную услугу, должны иметь высшее или среднее специальное педагогическое образование, личную медицинскую книжку с заключением о допуске к работе с детьми и отметкой о прохождении гигиенического обучения, а также умеющие оказывать первую доврачебную помощь.
При наличии высшего или среднего специального профессионального образования, не соответствующего профилю, требуется наличие документа о профессиональной переподготовке по должности "воспитатель".

11. Основные результаты качественной реализации
дошкольной образовательной услуги

В результате реализации дошкольной образовательной услуги к семи годам развитие личности ребенка должно выражаться в следующих характеристиках:
- социальной компетентности (понимание отношения к нему разных людей, умение понимать других людей и самого себя, способность устанавливать контакты, ориентироваться в мире человеческих отношений на основе усвоенных норм и правил, т.е. не теряться в новой обстановке, выбирать адекватную линию поведения, уважать желания других людей, включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, вести свободный диалог, умение оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения, уверенность в себе и чувство собственного достоинства, отстаивание своей позиции в совместной деятельности);
- интеллектуальной компетентности (практическое и умственное экспериментирование, установление причинно-следственных связей и речевое планирование, умение группировать предметы на основе их общих признаков, осведомленность в разных сферах жизни, умение производить операции в пределах десятка, первичные представления о величинах, представление о простейших геометрических фигурах, владение навыками конструирования, понятие о времени, соответствующая возрасту ориентация в пространстве - верх-низ, право-лево);
- речевой компетентности (хорошее владение родным языком - произношение всех звуков родного языка, умение выделять звуки в слове, высказываться простыми распространенными предложениями, грамматически правильно строить сложные предложения, составление связного рассказа по сюжетной картинке, использование обобщающих слов, антонимов, сравнений, иметь элементарное представление о звуке, слове, предложении, умение ставить вопросы, делить слова на слоги, выделять главное в тексте, адекватном возрасту);
- здоровья и физического развития (владение своим телом, основными видами движений, представление о своем здоровье, забота о нем, владение культурно-гигиеническими навыками и понимание их необходимости, владение элементами спортивных игр и упражнений);
- эмоциональности (богатство и глубина переживаний, разнообразие их проявлений, сопереживание и содействие другому человеку);
- произвольности поведения (способность к волевой регуляции своего поведения, преодоление своих желаний, противоречащих нормам, обещанному слову, проявление настойчивости, терпения, преодоление трудностей, сдерживание себя, высказывание просьб, несогласия в социально приемлемой форме);
- креативности (способность к созданию нового рисунка, образа фантазии, движения и т.д., отличающихся оригинальностью, гибкостью, подвижностью, активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, развитое воображение, поиск разных способов решения одной и той же задачи);
- инициативности (проявляется во всех видах деятельности, способность выбирать занятие по своему желанию, включаться в разговор, предложить интересное дело);
- самостоятельности и ответственности, обладать навыками самообслуживания в соответствии с возрастом (умение находить способы и средства для реализации своего замысла, проявление ответственности и умение исправлять допущенную ошибку, испытание чувства удовлетворения от выполненного поручения);
- самооценке (адекватное оценивание результатов своей деятельности по сравнению с другими детьми, наличие завышенной самооценки, которая влияет на его положительное отношение к себе "Я не очень хорошо рисую, но я хороший");
- свободе поведения (основана на его компетенции и воспитанности, проявление открытости и раскованности в общении, искренности чувств, правдивости, проявление разумной осторожности в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми, выполнение выработанных обществом правил поведения).

12. Критериально-оценочный механизм качества результатов
предоставления дошкольной образовательной услуги

12.1. Параметры качества услуги:
- соответствие места оказания дошкольной образовательной услуги требованиям безопасности: СанПин, СНип, требования пожарной безопасности;
- соответствие персонала, оказывающего дошкольную образовательную услугу, квалификационным требованиям;
- достижение заданных стандартом результатов качественной реализации дошкольной образовательной услуги;
- удовлетворенность родителей качеством реализации дошкольной образовательной услуги.
12.2. Оценочный механизм качества реализации дошкольной образовательной услуги:
- удовлетворенность родителей качеством реализации дошкольной образовательной услуги - проводится ежегодно в мае в виде мониторинга на основании материалов, разработанных Министерством образования Калининградской области;
- достижение заданных стандартом результатов качественной реализации дошкольной образовательной услуги - проводится ежегодно в сентябре в рамках мониторинга по изучению готовности к обучению в школе первоклассников общеобразовательных учреждений Калининградской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru