Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область

О применении документа см. примечание в

Справке
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2009 г. № 172-п

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 673-п)

В целях совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области (приложение к постановлению).

2. Утвердить прилагаемый Порядок организации работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

3. В связи с ростом количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, главам администраций Гаврилов-Ямского, Борисоглебского, Брейтовского, Некоузского, Некрасовского, Тутаевского муниципальных районов, главе территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля принять дополнительные меры по устранению причин и условий их совершения.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области:
- проанализировать состояние работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования и принять меры по повышению ее эффективности;
- разработать муниципальные целевые программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних, предусмотрев в местном бюджете средства на их реализацию;
- принять меры по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- продолжить работу по созданию "горячих линий", "телефонов доверия", экстренной социальной помощи с целью оказания своевременной помощи детям и семьям, нуждающимся в поддержке государства;
- инициировать создание общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских и сельских поселениях;
- активизировать участие общественных организаций в профилактической работе с детьми и родителями (или иными законными представителями), привлечение населения к решению вопросов раннего выявления детского и семейного неблагополучия;
- совместно с органами занятости населения и по делам молодежи решить вопрос возможности участия безработных граждан в организации работы с детьми по месту жительства и формировании добровольных народных дружин по охране общественного порядка;
- обеспечить постоянное информирование населения о предоставлении услуг по оказанию различных видов помощи детям и родителям.

5. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области (Костин В.Г.):
- подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Ярославской области в части, касающейся профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проанализировать работу по взаимодействию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов (городских округов), органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения в выявлении и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, подготовить предложения по совершенствованию их совместной деятельности.

6. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Андреева Л.М.), департаменту образования Ярославской области (Степанова Т.А.), департаменту по делам молодежи Ярославской области (Аминов Д.В.), департаменту культуры Ярославской области (Сорокина Л.Ю.), департаменту по физкультуре и спорту Ярославской области (Карпов С.Т.) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований области принять меры по оптимизации и повышению эффективности деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

7. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области проанализировать возможность создания на базе существующей системы социальной защиты населения участковой социальной службы как формы социальной работы по раннему выявлению неблагополучия семей, имеющих детей.

8. Департаменту образования Ярославской области:
- содействовать сохранению и развитию сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на региональном и муниципальном уровнях;
- продолжить работу по предупреждению самовольных уходов воспитанников из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- продолжить работу по разработке и внедрению в практику работы образовательных учреждений инновационных программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

9. Департаменту государственной службы занятости населения Ярославской области (Бородин Ю.Н.), департаменту по делам молодежи Ярославской области, департаменту образования Ярославской области совместно с управлением по социальной и демографической политике Правительства области и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области определить оптимальный механизм временного трудоустройства несовершеннолетних, в том числе в свободное от обучения время, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел.

10. Департаменту образования Ярославской области, департаменту по физкультуре и спорту Ярославской области совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области содействовать в организации дополнительных занятий по физической культуре и спорту для детей на базе спортивных залов образовательных учреждений в вечернее время и выходные дни.

11. Рекомендовать Управлению внутренних дел по Ярославской области (Крупеня П.Н.) активизировать работу органов внутренних дел области по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, разобщению групп несовершеннолетних антиобщественной направленности, профилактике повторных преступлений, экстремизма в подростковой среде.

12. Управлению по социальной и демографической политике Правительства области (Бондарева Т.В.):
- разработать проект раздела "Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних" областной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2010 и 2011 годы;
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 673-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
- разработать проект порядка организации работы по профилактике раннего неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми в Ярославской области и внести его на утверждение Правительства области во 2 полугодии 2009 года;
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 673-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
- совместно с департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области, департаментом образования Ярославской области, департаментом по делам молодежи Ярославской области принять организационные меры по оказанию бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

13. Управлению коммуникаций и общественных связей Правительства области (Тутариков А.В.) публиковать в средствах массовой информации материалы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

14. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

15. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ





Приложение
к постановлению
Правительства области
от 25.02.2009 № 172-п

ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми является одной из актуальных задач органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области.
В Ярославской области сформирована законодательная база, направленная на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При разработке региональных нормативных правовых актов предусматриваются положения, касающиеся защиты прав детей. Так, в Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" включена норма об обеспечении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путевками в учреждения отдыха и оздоровления детей.
С 1996 года реализуется областная целевая программа "Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних". Вопросы профилактики детского и семейного неблагополучия нашли отражение и в других областных ведомственных программах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, молодежи, культуры и спорта.
Сформирована областная база данных о безнадзорных, самовольно ушедших из семей и различных учреждений, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей (или иных законных представителей), находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, учреждениях исполнения наказаний несовершеннолетних, а также детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
В соответствии с действующим законодательством координацию работы органов и учреждений системы профилактики осуществляют комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов. В области созданы 84 общественные комиссии при администрациях сельских поселений. Деятельность данных комиссий позволяет организовать работу по ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. С целью информационно-аналитического и методического обеспечения деятельности комиссий всех уровней создан областной методический совет специалистов отделов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В департаменте образования Ярославской области, департаменте труда и социальной поддержки населения Ярославской области работают межведомственные координационные советы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Приняты совместные приказы данных департаментов Ярославской области, Управления внутренних дел по Ярославской области по обеспечению межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.
Действующим законодательством государственные полномочия Ярославской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав переданы органам местного самоуправления муниципальных образований области. Успешно реализуются данные полномочия в г. Ярославле, г. Рыбинске, г. Переславле-Залесском, в Даниловском, Угличском, Ростовском, Пошехонском, Первомайском, Рыбинском муниципальных районах.
В настоящее время на постоянной основе работают 82 специалиста (при нормативе - 1 специалист на 3 тысячи человек детского населения), которые осуществляют указанные переданные полномочия и обеспечивают функционирование 26 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Защиту прав детей осуществляют органы опеки и попечительства. Количество специалистов по опеке и попечительству составляет 115 человек (при нормативе - 1 специалист на 2 тысячи человек детского населения). В органах внутренних дел введены 75 должностей "школьный инспектор" и 2 должности "социальный инспектор".
Основным звеном системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является функционирующая в области сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. В 2008 году в этих учреждениях оказана помощь 1577 детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно в области проводятся комплексные профилактические мероприятия "Дети", целью которых является выявление неорганизованных подростков, склонных к бродяжничеству, и родителей, допускающих безответственное отношение к воспитанию своих детей.
Одним из основных направлений деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является организация досуговой занятости. Департамент по делам молодежи Ярославской области проводит конкурсы вариативных программ профилактической направленности. В 2008 году на таком конкурсе были представлены 115 программ. Из средств бюджета области профинансированы 72 программы на сумму 850 тысяч рублей. Важное значение в профилактической работе имеет возможность трудовой занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время. Ежегодно с привлечением средств областного бюджета создаются рабочие места и трудоустраиваются более 23 тысяч подростков. Приоритетным правом пользуются подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и органах внутренних дел.
В области осуществляется системный подход в организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2008 г. прошли оздоровление 14945 детей. Проводятся областные и муниципальные оздоровительные, реабилитационные и профильные лагеря для подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и органах внутренних дел. С 1996 года работает лагерь "Викинги" для несовершеннолетних с проблемами зависимости от психоактивных веществ, организована работа 7 военно-патриотических лагерей на базе воинских частей, расположенных на территории области.
Принимаются меры по повышению позитивной направленности в работе средств массовой информации при создании телерадиопередач и публикаций для детей и их родителей. На областном телевидении выходит цикл телепередач "Понять, чтобы помочь", посвященных проблемам несовершеннолетних, издаются региональные журналы "Наши дети", "Теплый дом".
Реализация мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области позволили достичь определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в области.
В последние годы наблюдается снижение количества безнадзорных детей. На 01.01.2009 в областном банке данных зарегистрировано 173 несовершеннолетних (в 2007 году - 209). Уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении. В настоящее время в области таких семей 3917, в них проживает 6365 детей (в 2007 году - 4733 семьи, 7389 детей). Соответствующий анализ оперативной обстановки преступности несовершеннолетних на территории области по итогам 2008 года говорит о снижении ее уровня практически по всем показателям. С 2006 года в Ярославской области отмечается снижение уровня преступности несовершеннолетних и сокращение количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 10,1 процента (с 1394 до 1253) уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. На 20,5 процента (с 1325 до 1053) сократилось число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в общей структуре расследованных, снизился и составил 8,3 процента (в 2007 году - 9,1 процента). По Центральному федеральному округу он составляет 5,6 процента.
На 01.01.2009 в области создано 619 приемных семей, в которых воспитывается 869 детей. В 2008 году передано на воспитание в семьи 789 детей, в том числе 425 детей взяты под опеку, 247 - устроены в приемные семьи, 103 - усыновлены, 14 - взяты на воспитание в патронатные семьи. Уменьшилось количество детей, оставленных родителями в лечебных учреждениях: в 2007 году - 117 детей, в 2008 году - 110 детей. В 2008 году 49 детей, лишившихся родительского попечения, из вновь выявленных, возвращены в кровные семьи.
Вместе с тем принимаемые меры не приводят пока к существенным изменениям ситуации с социальным неблагополучием детей и семей в области. В 2008 году на 24,7 процента (с 287 до 358) увеличилось количество преступлений, совершенных подростками в общественных местах, на 13,7 процента (с 227 до 258) - совершенных на улице. На 4,4 процента по сравнению с 2007 годом (с 3974 до 4149) больше составлено протоколов об административной ответственности в отношении несовершеннолетних. В 2008 году произошел рост подростковой преступности в Борисоглебском, Брейтовском, Гаврилов-Ямском, Некоузском, Некрасовском, Тутаевском муниципальных районах, Дзержинском районе города Ярославля. Не уменьшается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на 01.01.2009 их число составляет 5285 человек, 90 процентов из них - социальные сироты. Остается высоким число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 844, в 2007 году - 983). Ежегодно около 800 родителей лишаются родительских прав. Количество лиц, восстановленных в родительских правах, не увеличивается (в 2008 году - 22, в 2007 году - 27).
Актуальными остаются вопросы совершенствования некоторых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, раннего семейного неблагополучия. Дополнительного правового регулирования требует решение проблем по обслуживанию семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также дальнейшее совершенствование деятельности и оснащение действующей в области сети учреждений системы профилактики. Необходимым является открытие кризисных центров для женщин и несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению.
В 2008 году наблюдается рост количества несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей (иных законных представителей) (в 2007 году - 111 детей, в 2008 году - 124). Не сокращается количество несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, психоактивные вещества, наркотические средства и состоящих под наблюдением в областной наркологической клинической больнице, где открыто отделение для подростков на 20 мест. Острой остается ситуация с пивным алкоголизмом среди несовершеннолетних. В учреждениях здравоохранения области только в 6 муниципальных образованиях работают детские психиатры-наркологи. Муниципальные учреждения здравоохранения недостаточно обеспечены тестами экспресс-диагностики на наркотики.
Деятельность учреждений дополнительного образования, спорта, культуры, молодежи, клубные, кружковые и творческие объединения для детей и подростков не соответствует современным требованиям. Не хватает технических кружков, клубов обучения компьютерной грамотности. В предыдущие годы в области имелся опыт по продлению работы спортивных залов образовательных учреждений в вечернее время. Но в 2009 г. финансирование данных мероприятий за счет средств областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2008 - 2009 годы прекращено.
Наблюдается тенденция увеличения числа неорганизованных несовершеннолетних, вовлекаемых в неформальные молодежные объединения асоциального характера. По данным Управления внутренних дел по Ярославской области, 746 лиц поддерживают идеологию различных неформальных молодежных объединений антиобщественной направленности, 244 из них - несовершеннолетние. В областном центре неформальные группы и объединения занимают значимое место в подростковой и молодежной субкультуре города: примерно каждый четвертый молодой житель Ярославля состоит в каком-либо неформальном объединении асоциального характера. Из них 66,4 процента - школьники и 33,6 процента - студенты. Большинство членов таких неформальных объединений - дети из благополучных и достаточно обеспеченных семей.
Решение проблем профилактики негативных явлений среди несовершеннолетних, их социальной адаптации, предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми по-прежнему остается одной из основных задач социальной политики области.
В целях совершенствования работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо:
- принять меры по сохранению и оптимизации структуры органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- разработать и внедрить государственные социальные стандарты и критерии оценки эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- развивать новые технологии и формы организации профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- разработать механизмы регулирования отношений в осуществлении органами и учреждениями системы профилактики деятельности, связанной с предупреждением раннего семейного неблагополучия, социального сиротства детей;
- обратить особое внимание на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- принять организационные и иные меры по реализации прав детей на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- совершенствовать партнерские отношения с негосударственными организациями, коммерческими структурами, общественными организациями, активно использовать их потенциал в реализации программ профилактики детского и семейного неблагополучия;
- обеспечить постоянное информирование населения области через средства массовой информации о принимаемых мерах в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- повысить роль населения в работе по выявлению детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, социально опасном положении.





Утвержден
постановлением
Правительства области
от 25.02.2009 № 172-п

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И
СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Порядок организации работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законами Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 17-з "Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области", от 3 ноября 2005 г. № 58-з "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав", в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организации индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
1.2. Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними.
Основными критериями при определении семьи этой категории являются:
- проживание несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие у родителей (иных законных представителей) постоянного заработка, жилья;
- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего);
- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (иных законных представителей) (злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
- вовлечение детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (иных законных представителей) (нанесение вреда физическому, психическому здоровью детей);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (неисполнение родителями (иными законными представителями) обязанностей по обучению детей);
- совершение правонарушения или преступления несовершеннолетними;
- семьи, где родители ограничены в родительских правах;
- прочие.
- Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
- Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) постоянного места пребывания.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушения или антиобщественные действия.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

2. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ И КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, И УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Координацию и контроль по проведению профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляют:
- на региональном уровне:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области;
управление по социальной и демографической политике Правительства области;
органы исполнительной власти (департамент образования Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент по делам молодежи Ярославской области, департамент государственной службы занятости населения Ярославской области), Управление внутренних дел по Ярославской области и иные органы и учреждения;
- на муниципальном уровне:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
органы управления образованием и образовательные учреждения;
органы опеки и попечительства;
органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
органы службы занятости;
органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
органы внутренних дел;
органы и учреждения культуры, досуга, спорта;
- на уровне городского, сельского поселения:
общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
На всех уровнях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних области индивидуальную профилактическую работу с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, координируют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают помощь в соответствии с уставами объединений.

]]>

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЯ И КООРДИНАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

3.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области:
- рассматривает на заседаниях вопросы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, защите прав детей;
- заслушивает отчеты руководителей органов исполнительной власти органов местного самоуправления муниципальных образований области по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- анализирует и координирует деятельность муниципальных и общественных комиссий;
- принимает постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области.
3.2. Управление по социальной и демографической политике Правительства области:
- организует и обеспечивает деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области;
- осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области;
- осуществляет контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления муниципальных образований области государственных полномочий Ярославской области по профилактике безнадзорности и правонарушений и защите прав несовершеннолетних;
- ежеквартально анализирует ситуацию в муниципальных районах и городских округах о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, и проведенной с ними реабилитационной работе;
- разрабатывает нормативные правовые акты по решению вопросов профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
3.3. Департамент образования Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент по делам молодежи Ярославской области, департамент государственной службы занятости населения Ярославской области, Управление внутренних дел по Ярославской области осуществляют свою деятельность по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

4.1. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется субъектами системы профилактики и населением в следующих формах:
- выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики,
- устные, письменные сообщения в произвольной форме от граждан, должностных лиц, руководителей органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций.
4.2. О выявленном факте неблагополучия в семье незамедлительно сообщается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав соответствующего муниципального образования, органы социальной защиты населения, опеки и попечительства. Специалисты указанных субъектов профилактики фиксируют в журнале поступления информации, полученные сведения и передают в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.3. Специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования ежедневно передает полученную информацию заместителю главы администрации муниципального района, городского округа.
Заместитель главы (председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) принимает решение и дает поручение о проведении срочного обследования семьи и оказании необходимой помощи выявленным несовершеннолетнему и семье, находящимся в социально опасном положении, или применении мер воздействия к выявленной семье в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, на основании акта обследования в течение трех суток.
Ежеквартально заместитель главы (председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) совместно с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводит мониторинг сложившейся ситуации с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, в муниципальном районе, городском округе, принимает решение в пределах своей компетенции.

5. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

5.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних и родителей (иных законных представителей) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ярославской области;
- разрабатывают и реализуют комплексные индивидуальные программы (планы) реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в комиссии;
- информируют органы социальной защиты населения и другие заинтересованные инстанции о выявленных и поставленных на учет в комиссии несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении.
5.2. Органы социальной защиты населения:
- ведут межведомственный муниципальный банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении;
- в пределах своей компетенции разрабатывают и реализуют индивидуальные программы (планы) комплексной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, и оказывают им необходимые виды социальной помощи;
- информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие заинтересованные органы о выявленных, поставленных на учет и снятых с учета несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении.
5.3. Учреждения социального обслуживания населения:
- реализуют программы в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- информируют органы социальной защиты населения о проводимой работе.
5.4. Органы образования:
- организуют работу с учреждениями по вопросам обучения и воспитания детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- информируют органы социальной защиты населения и другие заинтересованные инстанции о выявленных и поставленных на учет обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении.
5.5. Образовательные учреждения:
- разрабатывают и реализуют планы индивидуальной профилактической работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении в части обучения и воспитания;
- информируют органы образования о проводимой работе.
5.6. Органы опеки и попечительства:
- разрабатывают и реализуют индивидуальные программы в проведении профилактической работы с семьями, в которых родители ограничены в родительских правах, а также в которых существует возможность возникновения обстановки, представляющей угрозу жизни, здоровью несовершеннолетних или препятствующей их воспитанию;
- составляют акт об отобрании ребенка у родителей (иных законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
- информируют органы социальной защиты населения и другие заинтересованные инстанции о выявленных, поставленных на учет и снятых с учета детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
5.7. Органы внутренних дел:
- рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями (иными законными представителями) либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
- организуют и проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями (иными законными представителями), отрицательно влияющими на детей;
- информируют органы социальной защиты населения и заинтересованные инстанции о выявленных и поставленных на учет детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
5.8. Органы здравоохранения (учреждения здравоохранения):
- оказывают консультативную помощь родителям (иным законным представителям) по формированию санитарно-гигиенических знаний, пропаганде здорового образа жизни; оказывают несовершеннолетним, родителям (иным законным представителям), находящимся в социально опасном положении, диагностическую и лечебно-восстановительную помощь;
- информируют органы социальной защиты населения и заинтересованные инстанции о выявленных и поставленных на учет детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
5.9. Органы по делам молодежи и учреждения по делам молодежи:
- в пределах своей компетенции принимают участие в разработке и реализации индивидуальных программ (планов) реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, через организацию их отдыха, досуга и занятости;
- информируют органы социальной защиты населения и заинтересованные инстанции о выявленных детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
5.10. Органы службы занятости оказывают в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", содействие в трудовом устройстве и профессиональной ориентации несовершеннолетних и родителей (иных законных представителей), находящихся в социально опасном положении.
5.11. Органы и учреждения культуры и спорта привлекают родителей (иных законных представителей) и несовершеннолетних, семьи, находящиеся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, организуют их полезную занятость.
5.12. Общественные объединения:
- выявляют и информируют заинтересованные инстанции и учреждения о выявленных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;
- оказывают помощь детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, в соответствии с уставами объединений.
5.13. Общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях городского и сельского поселения:
- организуют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- выявляют и ведут учет детей и семей, относящихся к категории находящихся в социально опасном положении;
- участвуют в проведении рейдов по выявлению детей, склонных к бродяжничеству, попрошайничеству;
- информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района или городского округа о выявленных фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
- организуют индивидуально-профилактическую и реабилитационную работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- организуют обмен информацией с органами местного самоуправления муниципальных образований области и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, в которых проживают дети;
- рассматривают на своих заседаниях по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и принимают по ним решения.

6. РЕШЕНИЕ, ПРИНИМАЕМОЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

6.1. При ухудшении ситуации в семье, находящейся в социально опасном положении, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают решение или ходатайствуют перед соответствующими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и судом о принятии одного из следующих решений:
- о привлечении родителей (иных законных представителей несовершеннолетних) к административной ответственности;
- о возбуждении уголовного производства в отношении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних;
- об отобрании ребенка из семьи при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
- о помещении детей из семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной реабилитации или оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних;
- об ограничении или лишении родителей (иных законных представителей) родительских прав в отношении несовершеннолетних детей.
6.2. При улучшении ситуации в семье органы и учреждения системы профилактики принимают решения о:
- содействии восстановлению родителей (иных законных представителей) в родительских правах, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка;
- возвращении несовершеннолетнего в семью;
- снятии семьи с учета.

7. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ БАЗ И БАНКОВ ДАННЫХ О ДЕТЯХ И СЕМЬЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

7.1. Межведомственные базы и банки данных о семьях, находящихся в социально опасном положении, формируют:
- департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области - на областном уровне;
- органы управления (отделы) социальной защиты населения - на муниципальном уровне.
7.2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних формируют свои базы и банки данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
7.3. Отчетность по выявлению, постановке на учет; формирование баз и банков данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в соответствии с межведомственной системой учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в Ярославской области, утвержденной постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области от 12.12.2008 № 6.
7.4. Основным принципом в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является межведомственный подход в работе между субъектами профилактики по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляемый согласно схеме взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении (приложение к Порядку).





Приложение
к Порядку

СХЕМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И
СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

                                ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
        ┌───────────────────────┤Выявление несовершеннолетних и семей субъектами системы профилактики, населением.│
        │                       │           Информирование о выявленных несовершеннолетних и семьях,              │
        │                    ┌──┤               находящихся в социально опасном положении                         ├─────┐
        │                    │  └───────────────┬────────────────┬──────────────────┬────────────────┬────────────┘     │
        │                    │                  │                │                  │                │                  │
        V                    V                  V                V                  V                V                  V
┌───────────┐   ┌──────────────────┐   ┌────────────┐   ┌──────────────┐   ┌────────────────┐   ┌─────────────────┐   ┌──────────┐
│Прокуратура│   │ Комиссии по делам│   │   Органы   │   │Органы опеки и│   │     Органы     │   │Органы управления│   │  Органы  │
│           │<─>│несовершеннолетних│<─>│ управления │<─>│попечительства│<─>│   управления   │<─>│социальной защиты│<─>│внутренних│
│           │   │ и защите их прав │   │образованием│   │              │   │здравоохранением│   │    населения    │   │   дел    │
└───────────┘   └──────────────────┘   └────────────┘   └──────────────┘   └────────────────┘   └─────────────────┘   └──────────┘
                         /\                    /\               /\                 /\               /\                     /\
                          │                     │                │                  │                │                      │
                          └────────────────┐    └──────┐         │                  │           ┌────┘   ┌──────────────────┘
                                           V           V         V                  V           V        V
                                       ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
                                       │ Формирование межведомственного банка данных несовершеннолетних   │
                                       │    и семей, находящихся в социально опасном положении            │
                                       │         (органы управления социальной защиты населения)          │
                                       └─────────────────────────────────┬────────────────────────────────┘
                                                                         V
       ┌─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
       ┤             ┌───────────────┤                  Проведение профилактической и реабилитационной работы                ├────────────────┐
       │             │               ├──────────────┬──────────────┬───────────────┬───────────────┬─────────────┬───────────┤                │
       │             │               │              │              │               │               │             │           │                │
       V             V               V              V              V               V               V             V           V                V
┌─────────┐   ┌──────────────┐   ┌────────┐   ┌──────────┐   ┌────────────┐   ┌───────────┐   ┌──────────┐   ┌─────────┐   ┌──────────┐   ┌────────┐
│Комиссии │   │Органы управ- │   │Органы  │   │  Органы  │   │Органы      │   │Органы     │   │ Органы и │   │ Органы  │   │ Органы и │   │Общест- │
│по делам │   │ления социаль-│   │опеки и │   │внутренних│   │управления  │   │управления │   │учреждения│   │ службы  │   │учреждения│   │венные  │
│несовер- │   │ной защиты    │   │попечи- │   │    дел   │   │образованием│   │здравоохра-│   │ по делам │   │занятости│   │ культуры │   │объеди- │
│шеннолет-│<─>│населения и   │<─>│тельства│<─>│          │<─>│и образова- │<─>│нением и   │<─>│ молодежи │<─>│         │<─>│ и спорта │<─>│нения и │
│них и за-│   │учреждения    │   │        │   │          │   │тельные     │   │учреждения │   │          │   │         │   │          │   │др.     │
│щите их  │   │социального   │   │        │   │          │   │учреждения  │   │здравоохра-│   │          │   │         │   │          │   │        │
│прав     │   │обслуживания  │   │        │   │          │   │            │   │нения      │   │          │   │         │   │          │   │        │
└───┬─────┘   └──────┬───────┘   └───┬────┘   └─────┬────┘   └──────┬─────┘   └─────┬─────┘   └──────────┘   └─────────┘   └──────────┘   └────────┘
    │                │               │              │               │               │
    V                V               V              V               V               V
    ┌────────────────┬───────────────┬──────────────┬───────────────┬───────────────┐
    │                │               │              │               │               │
    V                V               V              V               V               V
┌──────────────────────────────────────────┐    ┌─────────────────────────────────────────┐
│       Ухудшение ситуации в семье         │    │       Улучшение ситуации в семье        │
└────────────────────┬─────────────────────┘    └───────────────────┬─────────────────────┘
                     │                                              │
                     V                                              V
┌──────────────────────────────────────────┐    ┌──────────────────────────────────────────┐
│- административное производство           │    │- восстановление в родительских правах    │
│- уголовное производство                  │    │- возвращение несовершеннолетнего в семью │
│- отобрание детей                         │    │- снятие с учета                          │
│- помещение в учреждения для              │    │                                          │
│несовершеннолетних                        │    │                                          │
│- ограничение или лишение родительских    │    └──────────────────────────────────────────┘
│прав                                      │
│- расторжение договора о приемной семье   │
│- отстранение опекуна от исполнения       │
│опекунских обязанностей                   │
└──────────────────────────────────────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru