АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2008 г. по делу № А79-1315/2008
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Арматон", 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Вурнарское шоссе, 17
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании недействительным постановления № 24 от 20.02.2008
при участии:
от заявителя - директора Г.А., К. по доверенности от 19.03.2008
от Инспекции - М. по доверенности от 09.01.2008 года № 05-22/009
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арматон" обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления № 24 от 20.02.2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.03.2008 года до 15 час. 00 мин. 19.03.2008 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменном отзыве. Пояснил суду, что налоговым органом 28.01.2008 года проведена проверка соблюдения ООО "Арматон" условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. При этом были выявлены нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Инспекцией установлено, что в бухгалтерии Общества приняты наличные денежные средства:
1) от предпринимателя Г.В. за аренду помещения по приходным кассовым ордерам:
№ 32 от 05.12.2007 года в сумме 40000 руб.,
№ 33 от 07.12.2007 года в сумме 10000 руб.,
№ 34 от 14.12.2007 года в сумме 10000 руб.,
№ 36 от 29.12.2007 года в сумме 47500 руб.,
№ 1 от 09.01.2008 года в сумме 36000 руб.
2) от предпринимателя Л. за электроэнергию по приходному кассовому ордеру № 35 от 19.12.2007 года в сумме 840,64 руб.
По этому факту 18.02.2008 года составлен протокол № 087 об административном правонарушении, постановлением от 20.02.2008 года № 24 ООО "Арматон" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
20.02.2008 года ООО "Арматон" обратилось в Управление ФНС по ЧР с жалобой на постановление от 20.02.2008 года № 24.
07.03.2008 года Управлением ФНС по ЧР принято решение № 18-12/32 об оставлении указанного постановления без изменения, жалобы без удовлетворения.
Представители ООО "Арматон" указали, что организацией при получении наличных денежных средств был оформлен бланк строгой отчетности - приходный кассовый ордер КО-1.
Считают, что в действиях ООО "Арматон" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, просили суд отменить постановление от 20.02.2008 года № 24.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары представил суду письменные пояснения; документы, имеющие значение для дела; требования Общества не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Пояснил суду, что 28.01.2008 года в 15 час. 20 мин. В ходе проверки Инспекцией ООО "Арматон", расположенного по адресу: г. Чебоксары, Вурнарское шоссе, 17, установлено осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно - кассовой техники. Так, 06.12.207 года, 07.12.2007 года, 14.12.2007 года, 29.12.2007 года, 09.01.2008 года приняты наличные денежные средства за аренду помещения от предпринимателя Г.В. в общей сумме 143500 руб. по приходным кассовым ордерам № 32, 33, 34, 36, 1.
19.12.2007 года приняты наличные денежные средства за электроэнергию от предпринимателя Л. в сумме 840 руб. по приходному кассовому ордеру № 35. На указанные суммы не были пробиты чеки контрольно-кассовой техники ввиду ее отсутствия на предприятии. На этом основании налоговым органом составлен акт № 002281 проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ.
18.02.2008 года в присутствии директора ООО "Арматон" составлен протокол об административном правонарушении № 087.
20.02.2008 года вынесено постановление о привлечении ООО "Арматон" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб. Указал, что факты получения наличных денежных средств без применения контрольно-кассовой техники подтверждаются материалами дела, признаются Обществом. Приходно-кассовый ордер не является документом строгой отчетности, идентичным кассовому чеку.
Данное правонарушение не может быть признано малозначительным. Оно посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов.
Учитывая наличие в действиях организации состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары просит суд в удовлетворении исковых требований ООО "Арматон" отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела 28.01.2008 года в бухгалтерии ООО "Арматон", расположенного по адресу: г. Чебоксары, Вурнарское шоссе, 17, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары проведена проверка соблюдения Обществом условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. При этом было установлено, что денежные расчеты с индивидуальными предпринимателями по договорам аренды осуществляются без применения контрольно-кассовой техники. Так, в бухгалтерии Общества приняты наличные денежные средства:
1) от предпринимателя Г.В. за аренду помещения по приходным кассовым ордерам:
№ 32 от 05.12.2007 года в сумме 40000 руб.,
№ 33 от 07.12.2007 года в сумме 10000 руб.
№ 34 от 14.12.2007 года в сумме 10000 руб.
№ 36 от 29.12.2007 года в сумме 47500 руб.
№ 1 от 09.01.2008 года в сумме 36000 руб.
2) от предпринимателя Л. за реализацию со склада по приходному кассовому ордеру № 35 от 19.12.2007 года в сумме 840,64 руб. При этом, чеки посредством контрольно-кассовой техники не пробиты и на руки предпринимателям не выданы.
По результатам проверки налоговым органом 18.02.2008 года составлен протокол № 087 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.02.2008 года постановлением № 24 предприятие привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Суд находит, что нарушений норм процессуального законодательства при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и принятии постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары допущено не было.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 861 Гражданского кодекса РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 06.08.1993 № 17, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой отнесена к услугам.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин является основанием для применения мер ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае ООО "Арматон" произвело прием арендных платежей от предпринимателя Г.В., платежей за реализацию со склада от предпринимателя Л., оформив приходные кассовые ордера № 32 от 06.12.2007 года, № 33 от 07.12.2007 года, № 34 от 14.12.2007 года, № 35 от 19.12.2007 года, № 36 от 29.12.2007 года, № 1 от 09.01.2008 года. Факт неприменения контрольно-кассовой техники Общество не отрицает.
Между тем приходный кассовый ордер не может быть приравнен к кассовым чекам и, соответственно, не может рассматриваться в качестве надлежащего документа, предназначенного в соответствии с действующим законодательством к выдаче покупателям (клиентам) в момент оплаты при осуществлении денежных расчетов с применением контрольно-кассовой техники, равно как приходный кассовый ордер не является документом строгой отчетности. Приходный кассовый ордер формы КО-1 является документом первичной бухгалтерской отчетности, который применяется всеми организациями для оформления кассовых операций по приему наличных денежных средств и не является бланком строгой отчетности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 года № 171.
Ссылка заявителя на Письмо Минфина РФ от 24.02.1994 года № 16-39 "Об утверждении бланков строгой отчетности" необоснованна по следующим основаниям. Во-первых, бланки строгой отчетности утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации. Во-вторых, данное письмо Минфина РФ касается форм документов строгой отчетности, используемых при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. В рассматриваем случае субъектами правоотношений являются индивидуальные предприниматели и юридическое лицо. При этом, из анализа судебной практики следует вывод о том, что индивидуального предпринимателя можно отнести к "населению" только тогда, когда он приобретает услуги для личных нужд, а не для предпринимательского использования. Таким образом, данное письмо Минфина РФ не применимо к рассматриваемым отношениям.
Кроме того, по приходному кассовому ордеру № 35 обществом были получены денежные средства в сумме 840,64 руб. за реализацию со склада предпринимателю Л. При этом, в документе не указан предмет реализации со склада, однако фактически возможно осуществлять реализацию только товаров. Согласно действующего законодательства все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Факт неприменения ООО "Арматон" контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов установлен и подтвержден материалами дела, заявителем не оспаривается.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
На основании изложенного в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления от 20.02.2008 года № 24 и его отмены следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
обществу с ограниченной ответственностью "Арматон", г. Чебоксары, Вурнарское шоссе, 17, зарегистрированному 23.04.1999 Администрацией Ленинского района г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления № 24 от 20.02.2008 о назначении административного наказания, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.