Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2008 г. по делу № А79-1315/2008

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Арматон", 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Вурнарское шоссе, 17
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании недействительным постановления № 24 от 20.02.2008
при участии:
от заявителя - директора Г.А., К. по доверенности от 19.03.2008
от Инспекции - М. по доверенности от 09.01.2008 года № 05-22/009

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Арматон" обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления № 24 от 20.02.2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.03.2008 года до 15 час. 00 мин. 19.03.2008 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменном отзыве. Пояснил суду, что налоговым органом 28.01.2008 года проведена проверка соблюдения ООО "Арматон" условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. При этом были выявлены нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Инспекцией установлено, что в бухгалтерии Общества приняты наличные денежные средства:
1) от предпринимателя Г.В. за аренду помещения по приходным кассовым ордерам:
№ 32 от 05.12.2007 года в сумме 40000 руб.,
№ 33 от 07.12.2007 года в сумме 10000 руб.,
№ 34 от 14.12.2007 года в сумме 10000 руб.,
№ 36 от 29.12.2007 года в сумме 47500 руб.,
№ 1 от 09.01.2008 года в сумме 36000 руб.
2) от предпринимателя Л. за электроэнергию по приходному кассовому ордеру № 35 от 19.12.2007 года в сумме 840,64 руб.
По этому факту 18.02.2008 года составлен протокол № 087 об административном правонарушении, постановлением от 20.02.2008 года № 24 ООО "Арматон" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
20.02.2008 года ООО "Арматон" обратилось в Управление ФНС по ЧР с жалобой на постановление от 20.02.2008 года № 24.
07.03.2008 года Управлением ФНС по ЧР принято решение № 18-12/32 об оставлении указанного постановления без изменения, жалобы без удовлетворения.
Представители ООО "Арматон" указали, что организацией при получении наличных денежных средств был оформлен бланк строгой отчетности - приходный кассовый ордер КО-1.
Считают, что в действиях ООО "Арматон" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, просили суд отменить постановление от 20.02.2008 года № 24.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары представил суду письменные пояснения; документы, имеющие значение для дела; требования Общества не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Пояснил суду, что 28.01.2008 года в 15 час. 20 мин. В ходе проверки Инспекцией ООО "Арматон", расположенного по адресу: г. Чебоксары, Вурнарское шоссе, 17, установлено осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно - кассовой техники. Так, 06.12.207 года, 07.12.2007 года, 14.12.2007 года, 29.12.2007 года, 09.01.2008 года приняты наличные денежные средства за аренду помещения от предпринимателя Г.В. в общей сумме 143500 руб. по приходным кассовым ордерам № 32, 33, 34, 36, 1.
19.12.2007 года приняты наличные денежные средства за электроэнергию от предпринимателя Л. в сумме 840 руб. по приходному кассовому ордеру № 35. На указанные суммы не были пробиты чеки контрольно-кассовой техники ввиду ее отсутствия на предприятии. На этом основании налоговым органом составлен акт № 002281 проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ.
18.02.2008 года в присутствии директора ООО "Арматон" составлен протокол об административном правонарушении № 087.
20.02.2008 года вынесено постановление о привлечении ООО "Арматон" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб. Указал, что факты получения наличных денежных средств без применения контрольно-кассовой техники подтверждаются материалами дела, признаются Обществом. Приходно-кассовый ордер не является документом строгой отчетности, идентичным кассовому чеку.
Данное правонарушение не может быть признано малозначительным. Оно посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов.
Учитывая наличие в действиях организации состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары просит суд в удовлетворении исковых требований ООО "Арматон" отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела 28.01.2008 года в бухгалтерии ООО "Арматон", расположенного по адресу: г. Чебоксары, Вурнарское шоссе, 17, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары проведена проверка соблюдения Обществом условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. При этом было установлено, что денежные расчеты с индивидуальными предпринимателями по договорам аренды осуществляются без применения контрольно-кассовой техники. Так, в бухгалтерии Общества приняты наличные денежные средства:
1) от предпринимателя Г.В. за аренду помещения по приходным кассовым ордерам:
№ 32 от 05.12.2007 года в сумме 40000 руб.,
№ 33 от 07.12.2007 года в сумме 10000 руб.
№ 34 от 14.12.2007 года в сумме 10000 руб.
№ 36 от 29.12.2007 года в сумме 47500 руб.
№ 1 от 09.01.2008 года в сумме 36000 руб.
2) от предпринимателя Л. за реализацию со склада по приходному кассовому ордеру № 35 от 19.12.2007 года в сумме 840,64 руб. При этом, чеки посредством контрольно-кассовой техники не пробиты и на руки предпринимателям не выданы.
По результатам проверки налоговым органом 18.02.2008 года составлен протокол № 087 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.02.2008 года постановлением № 24 предприятие привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Суд находит, что нарушений норм процессуального законодательства при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и принятии постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары допущено не было.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 861 Гражданского кодекса РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 06.08.1993 № 17, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой отнесена к услугам.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин является основанием для применения мер ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае ООО "Арматон" произвело прием арендных платежей от предпринимателя Г.В., платежей за реализацию со склада от предпринимателя Л., оформив приходные кассовые ордера № 32 от 06.12.2007 года, № 33 от 07.12.2007 года, № 34 от 14.12.2007 года, № 35 от 19.12.2007 года, № 36 от 29.12.2007 года, № 1 от 09.01.2008 года. Факт неприменения контрольно-кассовой техники Общество не отрицает.
Между тем приходный кассовый ордер не может быть приравнен к кассовым чекам и, соответственно, не может рассматриваться в качестве надлежащего документа, предназначенного в соответствии с действующим законодательством к выдаче покупателям (клиентам) в момент оплаты при осуществлении денежных расчетов с применением контрольно-кассовой техники, равно как приходный кассовый ордер не является документом строгой отчетности. Приходный кассовый ордер формы КО-1 является документом первичной бухгалтерской отчетности, который применяется всеми организациями для оформления кассовых операций по приему наличных денежных средств и не является бланком строгой отчетности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 года № 171.
Ссылка заявителя на Письмо Минфина РФ от 24.02.1994 года № 16-39 "Об утверждении бланков строгой отчетности" необоснованна по следующим основаниям. Во-первых, бланки строгой отчетности утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации. Во-вторых, данное письмо Минфина РФ касается форм документов строгой отчетности, используемых при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. В рассматриваем случае субъектами правоотношений являются индивидуальные предприниматели и юридическое лицо. При этом, из анализа судебной практики следует вывод о том, что индивидуального предпринимателя можно отнести к "населению" только тогда, когда он приобретает услуги для личных нужд, а не для предпринимательского использования. Таким образом, данное письмо Минфина РФ не применимо к рассматриваемым отношениям.
Кроме того, по приходному кассовому ордеру № 35 обществом были получены денежные средства в сумме 840,64 руб. за реализацию со склада предпринимателю Л. При этом, в документе не указан предмет реализации со склада, однако фактически возможно осуществлять реализацию только товаров. Согласно действующего законодательства все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Факт неприменения ООО "Арматон" контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов установлен и подтвержден материалами дела, заявителем не оспаривается.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
На основании изложенного в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления от 20.02.2008 года № 24 и его отмены следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "Арматон", г. Чебоксары, Вурнарское шоссе, 17, зарегистрированному 23.04.1999 Администрацией Ленинского района г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления № 24 от 20.02.2008 о назначении административного наказания, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru