Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика

О применении документа см. примечание в

Справке
29 декабря 2003 годаN 46


ЗАКОН

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О РЕФЕРЕНДУМЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
23 декабря 2003 года

(в ред. Законов ЧР
от 14.07.2006 № 34, от 04.06.2007 № 12, от 19.10.2009 № 57)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа проведения референдума Чувашской Республики

Референдум Чувашской Республики проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики и законами Чувашской Республики.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются основные понятия и термины, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Статья 3. Принципы проведения референдума

1. Референдум Чувашской Республики проводится на всей территории Чувашской Республики.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме Чувашской Республики на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме Чувашской Республики на равных основаниях.
4. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме Чувашской Республики за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме Чувашской Республики является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме Чувашской Республики либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
6. Деятельность комиссий референдума Чувашской Республики при подготовке и проведении референдума Чувашской Республики, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума Чувашской Республики осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Право на участие в референдуме Чувашской Республики

1. Общие принципы участия граждан Российской Федерации в референдуме Чувашской Республики регламентируются Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме Чувашской Республики. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума Чувашской Республики.

Статья 5. Вопросы референдума Чувашской Республики

1. На референдум Чувашской Республики могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Чувашской Республики или в совместном ведении Российской Федерации и Чувашской Республики, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. Федеральным законом, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум Чувашской Республики.
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. На референдум Чувашской Республики не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Чувашской Республики, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Чувашской Республики либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти Чувашской Республики;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении республиканского бюджета Чувашской Республики, исполнении и изменении финансовых обязательств Чувашской Республики;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. В соответствии с Федеральным законом установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум Чувашской Республики, не допускается.
4. Вопросы референдума Чувашской Республики не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
5. Вопрос референдума Чувашской Республики должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме Чувашской Республики решения.
6. Вопросы референдума Чувашской Республики не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума Чувашской Республики

1. Референдум Чувашской Республики не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Чувашской Республики, или на части территории Чувашской Республики, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Государственный Совет Чувашской Республики вправе отказать в назначении референдума Чувашской Республики только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума Чувашской Республики.
3. Повторный референдум Чувашской Республики с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума Чувашской Республики.
4. В соответствии с Федеральным законом не допускается установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума Чувашской Республики.
5. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум Чувашской Республики, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 7. Инициатива проведения референдума Чувашской Республики

1. Инициатива проведения референдума Чувашской Республики принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме Чувашской Республики.
2. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума Чувашской Республики. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. В соответствии с законодательством Российской Федерации выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Для назначения референдума Чувашской Республики инициативная группа по проведению референдума должна представить в Государственный Совет Чувашской Республики подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статья 8. Назначение референдума Чувашской Республики

1. Назначение и проведение референдума Чувашской Республики обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, Конституцией Чувашской Республики и настоящим Законом.
2. Референдум Чувашской Республики назначается Государственным Советом Чувашской Республики в соответствии с федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики и настоящим Законом. В решении о назначении референдума Чувашской Республики указываются дата его проведения, вопрос (вопросы) референдума или проект закона Чувашской Республики или иного нормативного правового акта, выносимого на референдум Чувашской Республики. Государственный Совет Чувашской Республики принимает решение о назначении референдума Чувашской Республики не позднее 14 дней после представления документов, необходимых для назначения референдума Чувашской Республики, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Решение о проведении референдума Чувашской Республики принимается Государственным Советом Чувашской Республики большинством голосов от числа избранных депутатов.
3. Голосование на референдуме Чувашской Республики может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Чувашской Республики подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования.
4. Голосование на референдуме Чувашской Республики не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Государственным Советом Чувашской Республики на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
5. Решение о назначении референдума Чувашской Республики, а также о перенесении дня голосования подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения референдума Чувашской Республики

1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме Чувашской Республики, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума Чувашской Республики в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума Чувашской Республики.
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Инициативная группа по проведению референдума Чувашской Республики обращается в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики с ходатайством о регистрации.
3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум Чувашской Республики, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Чувашской Республики. Ходатайство должно быть подписано всеми членами указанной группы.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума Чувашской Республики, либо протокол заседания руководящего органа общественного объединения, его регионального отделения, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума и назначении уполномоченных представителей.
Если в качестве инициативной группы по проведению референдума действует руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения, то к ходатайству должны быть приложены документы, подтверждающие их право на выдвижение инициативы проведения референдума (выписка из устава, копия регистрационного свидетельства).
5. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Конституции Чувашской Республики, настоящего Закона - о направлении их в Государственный Совет Чувашской Республики;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
6. Государственный Совет Чувашской Республики обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального закона, статьи 5 настоящего Закона в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики и приложенных к нему документов.
7. Государственный Совет Чувашской Республики не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
8. Если Государственный Совет Чувашской Республики признает, что вопрос, выносимый на референдум Чувашской Республики, отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона, статьи 5 настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Государственным Советом Чувашской Республики соответствия вопроса, выносимого на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального закона, статьи 5 настоящего Закона.
9. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики и которое выдается инициативной группе по проведению референдума Чувашской Республики, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи.
10. Если Государственный Совет Чувашской Республики признает, что вопрос, выносимый на референдум Чувашской Республики, не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона и статьи 5 настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики отказывает инициативной группе по проведению референдума Чувашской Республики в регистрации. В этом случае инициативной группе по проведению референдума Чувашской Республики выдается решение Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через два дня со дня его принятия.
11. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума Чувашской Республики в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Чувашской Республики, настоящего Закона и иных законов Чувашской Республики. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в суд.

Статья 10. Порядок сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума Чувашской Республики

1. Со дня оплаты изготовления подписных листов инициативная группа по проведению референдума Чувашской Республики вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума Чувашской Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются за счет средств фонда референдума Чувашской Республики.
(в ред. Закона ЧР от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума Чувашской Республики, составляет 2 процента от общего числа участников референдума Чувашской Республики, зарегистрированных на территории Чувашской Республики в соответствии со статьей 12 настоящего Закона. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики обязана проинформировать об общем числе участников референдума инициативную группу по проведению референдума при ее регистрации, указав это число в регистрационном свидетельстве. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума Чувашской Республики составляет 30 дней. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, дальнейший сбор подписей прекращается.
3. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме Чувашской Республики. Установление квоты на сбор подписей участников референдума Чувашской Республики на части территории Чувашской Республики не допускается. В соответствии с Федеральным законом участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума Чувашской Республики в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
(в ред. Законов ЧР от 14.07.2006 № 34, от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Право сбора подписей участников референдума Чувашской Республики принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный данной инициативной группой.
5. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
6. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме Чувашской Республики, и составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
7. Количество представляемых для назначения референдума Чувашской Республики подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума Чувашской Республики, не может превышать количество подписей, установленное в пункте 2 настоящей статьи, более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики передаются уполномоченными представителями инициативной группы в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики.
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики проверяет соблюдение инициативной группой требований законодательства Российской Федерации и настоящего Закона при сборе подписей, оформлении подписных листов, в том числе проверяет достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, и в течение 10 дней со дня последнего поступления подписных листов принимает по результатам проверки соответствующее постановление.
9. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о результатах выдвижения инициативы проведения референдума Чувашской Республики. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 38 Федерального закона.
(в ред. Закона ЧР от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае отказа в проведении референдума Чувашской Республики Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении референдума обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
В соответствии с Федеральным законом основаниями отказа в проведении референдума Чувашской Республики являются:
а) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума Чувашской Республики, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для назначения референдума;
б) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума Чувашской Республики, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
в) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума Чувашской Республики, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
г) несоздание инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума Чувашской Республики;
д) использование инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме Чувашской Республики, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
е) превышение инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;
(пп. "ж" в ред. Закона ЧР от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики преимуществ своего должностного или служебного положения.
В случае принятия Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики решения об отказе в проведении референдума Чувашской Республики по предложенному вопросу члены инициативной группы по проведению референдума не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума Чувашской Республики по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.
(п. 9 в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума Чувашской Республики требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Закона Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в Государственный Совет Чувашской Республики. Копия постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики направляется также инициативной группе по проведению референдума Чувашской Республики.

Статья 11. Порядок проверки достоверности подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума Чувашской Республики

1. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики проверяет достоверность собранных подписей в поддержку инициативы проведения референдума Чувашской Республики. По решению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, работников аппарата комиссии, членов нижестоящих комиссий референдума Чувашской Республики с правом решающего голоса, привлеченных специалистов, экспертов-специалистов соответствующих органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными собранных подписей.
2. Проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения референдума количества подписей участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики извещает уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
(п. 2 в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума Чувашской Республики до представления подписей в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
4. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
(в ред. Законов ЧР от 14.07.2006 № 34, от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Если при выборочной проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума Чувашской Республики, учитывается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
6. Недействительными считаются:
а) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов или после заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы;
(в ред. Законов ЧР от 14.07.2006 № 34, от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме на день проставления подписи, а также подписи участников референдума, место жительства которых расположено за пределами Чувашской Республики;
в) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
г) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) подписи участников референдума без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;
е) подписи участников референдума, сведения которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
ж) подписи участников референдума с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист участником референдума и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не оговорены соответственно участником референдума, лицами, удостоверяющими подписные листы;
з) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участником референдума или лицами, удостоверяющими подписные листы;
и) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально ими не оговоренные;
к) все подписи участников референдума, внесенные в подписной лист, если в нем искажена формулировка вопроса референдума либо не указаны наименование комиссии референдума, зарегистрировавшей инициативную группу по проведению референдума, номер регистрационного свидетельства или дата регистрации инициативной группы;
л) подписи участников референдума в случае, если сведения об участниках референдума внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;
м) все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложении к настоящему Закону.
7. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему правом участвовать в референдуме Чувашской Республики.
8. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 15 процентов от числа проверенных подписей производится проверка еще 20 процентов отобранных методом случайной выборки подписей. В случае обнаружения при повторной проверке более 10 процентов недостоверных подписей, дальнейшая проверка подписей не проводится.
9. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики вправе использовать государственную систему регистрации (учета) участников референдума Чувашской Республики.

Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТЕ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ
РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИИ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 12. Регистрация (учет) участников референдума Чувашской Республики

1. Регистрация (учет) участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа. Основанием для регистрации (учета) участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)

]]>
строка 9: число действительных бюллетеней;
строка 9а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
строка 9б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума до дня голосования;
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
строка 9в: число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума;
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
строка 9г: число погашенных на участке референдума открепительных удостоверений.
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:
(абзац введен Законом ЧР от 14.07.2006 № 34)
строка 9д: число утраченных бюллетеней;
(абзац введен Законом ЧР от 14.07.2006 № 34)
строка 9е: число бюллетеней, не учтенных при получении;
(абзац введен Законом ЧР от 14.07.2006 № 34)
строка 10 и последующие строки: число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме;
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию референдума в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и их подписи;
з) дата и время подписания протокола;
и) печать участковой комиссии референдума Чувашской Республики.
4. Числа в строках протокола участковой комиссии референдума заносятся цифрами и прописью.

Статья 42. Порядок подсчета голосов участников референдума Чувашской Республики и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией. Обработка итогов голосования в территориальных комиссиях

Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией, обработки итогов голосования в территориальных комиссиях референдума осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные статьями 68 - 69 Федерального закона.

Статья 43. Порядок определения результатов референдума Чувашской Республики

1. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики на основании первых экземпляров всех протоколов об итогах голосования, полученных от нижестоящих комиссий референдума, путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через три дня со дня голосования определяет результаты референдума Чувашской Республики. Суммирование данных и определение результатов референдума Чувашской Республики осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом решающего голоса.
2. По данным протоколов территориальных комиссий Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики составляет сводную таблицу и протокол о результатах референдума, в который заносятся данные о количестве территориальных комиссий на территории Чувашской Республики, количестве поступивших протоколов территориальных комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также устанавливает результаты референдума. Протокол о результатах референдума составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
3. К протоколу о результатах референдума приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики протоколов территориальных комиссий референдума об итогах голосования. Член Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
4. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, а также поступившие в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
5. Второй экземпляр протокола о результатах референдума вместе со вторым экземпляром сводной таблицы, списками членов Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, присутствовавших при определении результатов референдума и составлении протокола, и с другой документацией хранится секретарем Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики в охраняемом помещении.
6. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы предоставляются для ознакомления членам Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Референдум Чувашской Республики признается несостоявшимся, если в нем приняло участие не более половины участников референдума Чувашской Республики, внесенных в списки участников референдума Чувашской Республики. Если референдум Чувашской Республики признан несостоявшимся, то по тому же вопросу он может быть проведен не ранее чем через два года.
8. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики признает решение, закон Чувашской Республики, иной нормативный правовой акт Чувашской Республики не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума Чувашской Республики, принявших участие в голосовании. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Если по вопросу, вынесенному на референдум Чувашской Республики, решение не было принято, указанный вопрос считается отклоненным.
9. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики признает итоги голосования, результаты референдума Чувашской Республики недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
б) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в целом по Чувашской Республике;
в) по решению суда.
10. Если результаты референдума признаны недействительными, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики назначает повторное голосование.

Статья 44. Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов референдума Чувашской Республики

1. Итоги голосования по каждому участку референдума Чувашской Республики, территории, на которую распространяется деятельность территориальной комиссии референдума Чувашской Республики, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии и непосредственно нижестоящих комиссий референдума, предоставляются для ознакомления участникам референдума, уполномоченным представителям инициативных групп по проведению референдума, общественных объединений, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет соответствующая комиссия референдума Чувашской Республики.
2. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики направляет общие данные о результатах референдума Чувашской Республики в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.
3. Официальное опубликование результатов референдума Чувашской Республики, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется в средствах массовой информации Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики не позднее чем через 10 дней со дня голосования. Если на референдуме был принят закон Чувашской Республики, иной нормативный правовой акт Чувашской Республики, текст данного закона, иного нормативного правового акта официально публикуется одновременно с результатами референдума.
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики, территориальные комиссии референдума Чувашской Республики публикуют данные, которые содержатся в протоколах комиссии референдума соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, на основании которых определялись результаты референдума, в течение двух месяцев со дня голосования.

Статья 45. Юридическая сила решения, принятого на референдуме Чувашской Республики

1. Принятое на референдуме Чувашской Республики решение, закон Чувашской Республики, иной нормативный правовой акт вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, тексте закона Чувашской Республики, иного нормативного правового акта, принятого на референдуме.
2. Решение, принятое на референдуме Чувашской Республики, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
3. Решение, принятое на референдуме Чувашской Республики, действует на всей территории Чувашской Республики и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия иного решения на референдуме Чувашской Республики, но не ранее чем через два года после его принятия, либо отменено в судебном порядке по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральными законами.
4. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, орган государственной власти Чувашской Республики, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
(в ред. Закона ЧР от 14.07.2006 № 34)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Решение, принятое на референдуме Чувашской Республики, подлежит регистрации в соответствующем органе государственной власти Чувашской Республики в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.
6. Если после проведения референдума по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и Чувашской Республики, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.

Статья 46. Использование государственной автоматизированной информационной системы

При подготовке и проведении референдума Чувашской Республики, а также для осуществления иных полномочий комиссий референдума по обеспечению права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", иными федеральными законами.

Статья 47. Хранение документации референдума Чувашской Республики

Документация комиссий референдума всех уровней, включая подписные листы с подписями участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки участников референдума, подлежит хранению в течение одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов референдума Чувашской Республики. Протоколы об итогах голосования и сводные таблицы комиссий референдума об итогах голосования хранятся не менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования референдума Чувашской Республики. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии референдума о результатах референдума Чувашской Республики, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии референдума до передачи документации в вышестоящую комиссию референдума либо в архив.
Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума Чувашской Республики утверждается Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

Глава VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 48. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Чувашской Республики от 21 июня 2001 года № 31 "О референдуме Чувашской Республики" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2001, № 41).

Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
29 декабря 2003 года
№ 46





Приложение
к Закону Чувашской Республики
"О референдуме Чувашской Республики"

                          ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

    Мы, нижеподписавшиеся,   поддерживаем   инициативную   группу,
выступившую  с  инициативой   проведения   референдума   Чувашской
Республики с вопросом (вопросами)" _______________________________
___________________________________________ " и зарегистрированную
__________________________________________________________________
 (наименование органа, выдавшего регистрационное свидетельство)
__________________________________________________________________

    Регистрационное свидетельство № ____, выданное "__"___________
200_ года.

┌───┬────────────┬────────┬────────────┬────────┬────────┬───────┐
│ № │  Фамилия,  │Год     │Адрес места │Серия и │  Дата  │Подпись│
│п/п│    имя,    │рождения│жительства, │номер   │внесения│       │
│   │  отчество  │(в воз- │указанный в │паспорта│ подписи│       │
│   │            │расте 18│паспорте или│или     │        │       │
│   │            │лет на  │заменяющем  │заменяю-│        │       │
│   │            │день го-│его доку-   │щего его│        │       │
│   │            │лосова- │менте       │докумен-│        │       │
│   │            │ния -   │            │та      │        │       │
│   │            │дополни-│            │        │        │       │
│   │            │тельно  │            │        │        │       │
│   │            │день и  │            │        │        │       │
│   │            │месяц   │            │        │        │       │
│   │            │рожде-  │            │        │        │       │
│   │            │ния)    │            │        │        │       │
├───┼────────────┼────────┼────────────┼────────┼────────┼───────┤
│   │            │        │            │        │        │       │
├───┼────────────┼────────┼────────────┼────────┼────────┼───────┤
│   │            │        │            │        │        │       │
├───┼────────────┼────────┼────────────┼────────┼────────┼───────┤
│   │            │        │            │        │        │       │
└───┴────────────┴────────┴────────────┴────────┴────────┴───────┘

    Подписной лист удостоверяю: __________________________________
                                  (фамилия, имя, отчество, адрес
__________________________________________________________________
     места жительства, дата рождения, серия и номер паспорта
__________________________________________________________________
     или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)

     _______________________________
      (подпись и дата ее внесения)

    Уполномоченный представитель инициативной группы: ____________
__________________________________________________________________
 (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения,
__________________________________________________________________
       серия и номер паспорта или заменяющего его документа
__________________________________________________________________
 уполномоченного представителя инициативной группы по проведению
                референдума Чувашской Республики)

    ________________________________
      (подпись и дата ее внесения)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru