Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика

О применении документа см. примечание в

Справке
28 апреля 2004 годаN 2


ЗАКОН

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ И ГОЛОСОВАНИИ
ПО ВОПРОСАМ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА,
ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
16 апреля 2004 года

(в ред. Законов ЧР
от 12.04.2005 № 9, от 29.11.2005 № 57, от 02.06.2006 № 13,
от 04.06.2007 № 12, от 19.10.2009 № 57)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа проведения местного референдума в Чувашской Республике

Местный референдум в Чувашской Республике проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, а также с уставами соответствующих муниципальных образований.

Статья 2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются основные понятия и термины, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Статья 3. Принципы проведения местного референдума

1. Местный референдум может проводиться на всей территории соответствующего муниципального образования.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме за вынесенный на местный референдум вопрос или против него непосредственно.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении местного референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Право на участие в местном референдуме

1. Общие принципы участия граждан Российской Федерации в местном референдуме регламентируются Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в границах муниципального образования, имеет право голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в границах муниципального образования, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению местного референдума.

Статья 5. Вопросы местного референдума

1. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
3. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Чувашской Республики.
5. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.
6. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
7. В соответствии с Федеральным законом установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение местного референдума

1. Местный референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Чувашской Республики, либо на территории муниципального образования или на части его территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума, вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения местного референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.
3. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов местного референдума.
4. В соответствии с Федеральным законом установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение местного референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 7. Инициатива проведения местного референдума

1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме.

Часть вторая статьи 7 вступила в силу с 1 января 2006 года (пункт 2 статьи 50 данного документа).

2. Субъектом выдвижения инициативы проведения местного референдума может выступать представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.
Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации выдвинуть инициативу проведения местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на республиканском уровне или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению местного референдума.
4. Для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению местного референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме.
Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона Чувашской Республики об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, имеющих право на участие в местном референдуме, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и настоящим Законом. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, имеющих право на участие в местном референдуме, в количестве 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и настоящим Законом.
(абзац введен Законом ЧР от 12.04.2005 № 9, в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики формирует избирательную комиссию муниципального образования.
(абзац введен Законом ЧР от 02.06.2006 № 13)
5. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять 5 процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с Федеральным законом.
(в ред. Закона ЧР от 12.04.2005 № 9)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 8. Назначение местного референдума

1. Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае инициирования местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования назначение местного референдума осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики документов о выдвижении соответствующей инициативы группы избирателей вновь образованного муниципального образования. Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования осуществляет уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики орган исполнительной власти Чувашской Республики.
(абзац введен Законом ЧР от 12.04.2005 № 9, в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Назначение и проведение местного референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения местного референдума и ее реализации, установленные настоящим Законом, уставом муниципального образования.
3. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума по данному вопросу.
4. Голосование на местном референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.
5. Голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
6. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении дня голосования на местном референдуме в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
7. В пределах сроков, установленных федеральными законами, настоящим Законом, решением комиссии муниципального образования, а в случае проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования - Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики, могут быть предусмотрены минимально допустимые сроки выполнения действий по подготовке и проведению местного референдума, за исключением случаев, когда на местный референдум выносится проект нормативного правового акта. Комиссия муниципального образования (Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики) утверждает календарь мероприятий по подготовке и проведению местного референдума.
(часть седьмая введена Законом ЧР от 12.04.2005 № 9)

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума

1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Если инициатором проведения местного референдума выступает общественное объединение, указанное в части 3 статьи 7 настоящего Закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.
2. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы.
3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на местный референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории соответствующего муниципального образования, в том числе одного по финансовым вопросам. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума либо протокол заседания руководящего органа общественного объединения, его регионального отделения, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума и назначении уполномоченных представителей.
Если в качестве инициативной группы по проведению местного референдума действует руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения, то к ходатайству должны быть приложены документы, подтверждающие их право на выдвижение инициативы проведения местного референдума (выписка из устава, копия регистрационного свидетельства).
5. Комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, настоящего Закона и устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении местного референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
6. Представительный орган муниципального образования не позднее 20 дней со дня поступления от комиссии муниципального образования ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона.
7. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, отвечает требованиям статьи 5 настоящего Закона, комиссия муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям части 5 настоящей статьи.
8. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно до официального опубликования результатов местного референдума либо принятия решения об отказе в назначении местного референдума, отмене местного референдума, аннулирования решения о регистрации инициативной группы.
9. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 5 настоящего Закона, комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.
10. В случае отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации ей выдается решение комиссии муниципального образования, в котором указываются основания отказа.
11. Основанием отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Чувашской Республики, настоящего Закона, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума

1. В поддержку инициативы проведения местного референдума могут собираться подписи участников местного референдума, которые собираются со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 4 статьи 7 настоящего Закона, составляет 5 процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не может быть менее 25 подписей. Комиссия муниципального образования обязана проинформировать об общем числе участников местного референдума на территории муниципального образования инициативную группу по проведению местного референдума при ее регистрации, указав это число в регистрационном свидетельстве. Количество представляемых для назначения местного референдума подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
(в ред. законов ЧР от 12.04.2005 № 9, от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если для назначения местного референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников местного референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения местного референдума, не более чем на четыре подписи.
(абзац введен Законом ЧР от 02.06.2006 № 13)
Период сбора подписей участников местного референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума составляет 20 дней.
(абзац введен Законом ЧР от 04.06.2007 № 12)
2. Подписи в поддержку проведения местного референдума собираются посредством внесения их в подписные листы, которые изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
3. Сбор подписей в поддержку проведения местного референдума производится с соблюдением требований статьи 37 Федерального закона.

Статья 11. Порядок проверки достоверности подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума

1. Наличие необходимого количества подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, является основанием для назначения местного референдума представительным органом местного самоуправления, а в случае проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования - избирательной комиссией муниципального образования в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
(в ред. законов ЧР от 12.04.2005 № 9, от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Комиссия муниципального образования проверяет соблюдение инициативной группой требований федеральных законов и настоящего Закона при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку инициативы проведения местного референдума, в порядке, установленном настоящим Законом. По решению комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, работников аппарата комиссии, членов нижестоящих комиссий местного референдума с правом решающего голоса.
(в ред. законов ЧР от 12.04.2005 № 9, от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
К такой проверке могут привлекаться специалисты, эксперты органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, иных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными и недействительными данных в подписных листах.
3. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) участников местного референдума. Установление достоверности подписи участника местного референдума методом опроса запрещается.
4. Комиссия проводит проверку всех представленных подписей. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению местного референдума, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума. О времени проверки подписных листов комиссия обязана сообщить указанным лицам.
5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения местного референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
6. Недостоверными подписями считаются подписи участников местного референдума, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения местного референдума, учитывается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недействительными подписями также считаются:
1) подписи участников местного референдума, внесенные в подписной лист до регистрации инициативной группы по проведению местного референдума или после заверения подписного листа сборщиком подписей, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума, либо собранные с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 10 настоящего Закона;
2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в местном референдуме на день проставления подписи, а также подписи лиц, место жительства которых расположено за пределами муниципального образования;
3) подписи участников местного референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
4) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением участников местного референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников местного референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
5) подписи участников местного референдума без указания каких-либо сведений из требуемых в соответствии с настоящим Законом либо без собственноручного указания даты внесения подписи самим участником местного референдума, поставившим подпись;
6) подписи участников местного референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
7) подписи участников местного референдума с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист участником местного референдума и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не оговорены соответственно участником местного референдума, лицами, удостоверяющими подписные листы;
8) подписи участников местного референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках местного референдума, если эти исправления специально не оговорены участником референдума или лицами, удостоверяющими подписные листы;
9) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально ими не оговоренные;
10) все подписи участников местного референдума, внесенные в подписной лист, если в нем искажена формулировка вопроса местного референдума либо не указаны наименование комиссии местного референдума, зарегистрировавшей инициативную группу по проведению местного референдума, номер регистрационного свидетельства или дата регистрации инициативной группы;
11) подписи участников местного референдума в случае, если сведения об участниках местного референдума внесены в подписной лист не самими участниками местного референдума, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;
12) все подписи участников местного референдума в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных частью 2 статьи 10 настоящего Закона.
9. Не могут служить основанием для признания подписи участника местного референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
(в ред. Закона ЧР от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В ходе проверки подписных листов составляется ведомость, в которой фиксируются номера подписей, признанных недостоверными, недействительными, номера листов и папок, в которых такие подписи находятся, а также указываются основания (причины) признания подписей недостоверными, недействительными. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников местного референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению местного референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении местного референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 3 части 13 настоящей статьи, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению местного референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников местного референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения местного референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 38 Федерального закона.
(в ред. Законов ЧР от 02.06.2006 № 13, от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям закона комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению местного референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению местного референдума.
12. В случае наличия оснований, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, комиссия муниципального образования принимает решение об отказе в проведении местного референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума по аналогичному вопросу.
13. В случае отказа в проведении местного референдума комиссия муниципального образования обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в проведении местного референдума выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа. В соответствии с законодательством Российской Федерации основаниями отказа в проведении местного референдума могут быть:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, иным законом для назначения местного референдума;
(в ред. Закона ЧР от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) наличие среди подписей участников местного референдума, представленных для назначения местного референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
(п. 2 в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) недостаточное количество достоверных подписей участников местного референдума, представленных для назначения местного референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначении местного референдума в случае, когда для назначения местного референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения местного референдума;
(п. 3 в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) несоздание инициативной группой по проведению местного референдума фонда местного референдума (за исключением случаев, когда в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Закона создание фонда местного референдума необязательно);
5) использование инициативной группой по проведению местного референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, помимо средств собственного фонда местного референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума;
6) превышение инициативной группой по проведению местного референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, размера расходования из фонда местного референдума более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума;
7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению местного референдума ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;
(п. 7 в ред. Закона ЧР от 04.06.2007 № 12)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.
(п. 8 в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Перечень оснований отказа в проведении местного референдума, установленный частью 13 настоящей статьи, является исчерпывающим.

Глава 2. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА,
СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА,
ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 12. Регистрация (учет) участников местного референдума

]]>
3. Официальное опубликование (обнародование) общих результатов местного референдума, а также данных о числе голосов участников местного референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется комиссией муниципального образования не позднее чем через десять дней после определения результатов местного референдума. Если на местном референдуме был принят нормативный правовой акт, то его текст официально публикуется одновременно с результатами местного референдума.
(в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах всех комиссий, осуществляется комиссией муниципального образования в течение одного месяца со дня голосования.
(в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 46. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме

1. Решение, принятое на местном референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования результатов местного референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, тексте нормативного правового акта, принятого на местном референдуме.
2. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
3. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.
4. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
5. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке по основаниям и в порядке, предусмотренными федеральными законами. В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом.
6. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
(часть шестая в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 № 13)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 47. Хранение документации местного референдума

1. Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями участников местного референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки участников местного референдума, подлежит хранению в течение одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов местного референдума.
Протоколы об итогах голосования и сводные таблицы комиссий об итогах голосования хранятся не менее пяти лет со дня опубликования результатов местного референдума. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах местного референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с Законом).
2. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации местного референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

Статья 48. Использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении местного референдума

При подготовке и проведении местного референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации используется только государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", иными федеральными законами.

Глава 8. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 49. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.


Глава 8.1 вступила в силу с 1 января 2006 года (Закон ЧР от 12.04.2005 № 9).

Глава 8.1. ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ИЗМЕНЕНИЯ
ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(введена Законом ЧР от 12.04.2005 № 9)

Статья 49.1. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (далее - голосование), назначение и проведение которого являются обязательными в силу требований и в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 49.2. Вопросы, выносимые на голосование

1. На голосование могут быть вынесены следующие вопросы:
а) в случае выдвижения инициативы об изменении границ муниципальных районов, влекущем отнесение территорий входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, - о согласии населения поселения и (или) населенного пункта, входящего в состав муниципального района, на отнесение территории данного поселения и (или) населенного пункта к территории другого муниципального района;
б) в случае выдвижения инициативы об изменении границ поселений, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, - о согласии населения населенного пункта, входящего в состав поселения, на отнесение территории данного населенного пункта к территории другого поселения;
в) в случае выдвижения инициативы об объединении двух и более поселений, не влекущем изменения границ иных муниципальных образований, - о согласии населения каждого из поселений на объединение с другим поселением (другими поселениями);
г) в случае выдвижения инициативы о разделении поселения, влекущем образование двух и более поселений, - о согласии населения каждого из образуемых поселений на образование нового поселения на соответствующей территории;
д) в случае выдвижения инициативы об изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа:
- о согласии населения городского поселения на изменение статуса этого городского поселения и выделение его из состава муниципального района в связи с наделением его статусом городского округа;
- о согласии населения муниципального района на выделение из его состава городского поселения в связи с наделением этого поселения статусом городского округа;
е) в случае выдвижения инициативы об изменении статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа:
- о согласии населения городского поселения на изменение статуса этого городского поселения и включение его в состав муниципального района в связи с лишением его статуса городского округа;
- о согласии населения муниципального района на включение в его состав городского поселения в связи с лишением этого поселения статуса городского округа.
2. Вопрос голосования должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и на него можно было бы дать только один ответ, выражающий согласие либо несогласие участника голосования, и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на голосовании решения.

Статья 49.3. Порядок проведения голосования

Голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и настоящим Законом для проведения местного референдума.

Статья 49.4. Особенности инициирования голосования

1. Инициатива проведения голосования принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме, а также органам местного самоуправления, органам государственной власти Чувашской Республики, федеральным органам государственной власти, инициировавшим изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования.
2. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти оформляется актами соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти, которые направляются в представительный орган муниципального образования.
3. Инициатива населения реализуется в порядке, установленном настоящим Законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения голосования на всей территории муниципального образования или на части его территории, составляет 5 процентов от числа участников голосования, зарегистрированных на территории муниципального образования или на части его территории.
4. Подписи в поддержку проведения голосования собираются посредством внесения их в подписные листы, которые изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

Статья 49.5. Особенности образования участков голосования

1. Голосование проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в зависимости от вопроса, вынесенного на голосование в соответствии с частью 1 статьи 49.2 настоящего Закона.
2. При проведении голосования на части территории муниципального образования границы участков голосования не должны пересекать границы данной части территории муниципального образования.

Статья 49.6. Особенности определения результатов голосования

1. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанное изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом.
2. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 49.7. Особенности применения иных положений настоящего Закона при проведении голосования

При проведении голосования не применяются следующие положения настоящего Закона:
положения, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности;
положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на местном референдуме;
положения о голосовании по открепительным удостоверениям.

Глава 8.2. ГОЛОСОВАНИЕ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

(введена Законом ЧР от 29.11.2005 № 57)

Статья 49.8. Порядок проведения голосования

1. В голосовании по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления имеют право принимать участие граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования (избирательного округа).
2. Голосование назначается и проводится в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Законом для проведения местного референдума.

Статья 49.9. Особенности инициирования голосования

1. Инициатива проведения голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления принадлежит гражданам Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего муниципального образования (избирательного округа).
2. Инициатива населения реализуется в порядке, установленном настоящим Законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
3. Подписи в поддержку проведения голосования собираются посредством внесения их в подписные листы, которые изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

Статья 49.10. Особенности определения результатов голосования

1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
2. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 50. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон, за исключением части 2 статьи 7, вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
2. Часть 2 статьи 7 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2006 года.
3. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Чувашской Республики от 20 июня 2002 года № 17 "О местном референдуме в Чувашской Республике".

Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
28 апреля 2004 года
№ 2





Приложение
к Закону Чувашской Республики
"О местном референдуме в Чувашской Республике"
(в редакции Закона Чувашской Республики
"О внесении изменений в Закон Чувашской Республики
"О местном референдуме в Чувашской Республике")

(в ред. Закона ЧР от 12.04.2005 № 9)
(см. текст в предыдущей редакции)

                          ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

    Мы,  нижеподписавшиеся,  поддерживаем   инициативу  проведения
местного референдума (голосования) _______________________________
                                   (формулировка вопроса местного
__________________________________________________________________
                  референдума (голосования)

    Инициативная   группа   зарегистрирована   решением   комиссии
муниципального образования _______________________________________
                                   (наименование комиссии)
от "____"_____________ г., № ______, регистрационное свидетельство
№ _______, выдано "____"_______________ г.

┌───┬────────┬───────────┬─────────────┬──────────────┬──────────┬────────┐
│ № │Фамилия,│   Год     │ Адрес места │ Серия, номер │  Подпись │  Дата  │
│п/п│  имя,  │ рождения  │ жительства, │ паспорта или │избирателя│внесения│
│   │отчество│(в возрасте│ указанный в │ заменяющего  │          │ подписи│
│   │        │ 18 лет -  │ паспорте или│его документа,│          │        │
│   │        │  число,   │ заменяющем  │   дата его   │          │        │
│   │        │  месяц    │его документе│    выдачи    │          │        │
│   │        │ рождения) │             │              │          │        │
├───┼────────┼───────────┼─────────────┼──────────────┼──────────┼────────┤
│   │        │           │             │              │          │        │
├───┼────────┼───────────┼─────────────┼──────────────┼──────────┼────────┤
│   │        │           │             │              │          │        │
├───┼────────┼───────────┼─────────────┼──────────────┼──────────┼────────┤
│   │        │           │             │              │          │        │
├───┼────────┼───────────┼─────────────┼──────────────┼──────────┼────────┤
│   │        │           │             │              │          │        │
└───┴────────┴───────────┴─────────────┴──────────────┴──────────┴────────┘

Подписной лист удостоверяю _______________________________________

__________________________________________________________________
 (фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - число,
__________________________________________________________________
     месяц рождения), адрес места жительства, серия и номер,
__________________________________________________________________
    дата выдачи паспорта или заменяющего его документа лица,
__________________________________________________________________
                        собиравшего подписи)
__________________________________________________________________
                     (подпись и дата ее внесения)

Уполномоченный  представитель  инициативной  группы  по проведению
местного референдума (голосования) _______________________________
                                      (фамилия, имя, отчество,
__________________________________________________________________
                     подпись и дата ее внесения)
__________________________________________________________________



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru