ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД БАЛАКОВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2009 г. № 527
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД БАЛАКОВО И ОРГАНИЗАЦИЙ, ДОЛИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
В КОТОРЫХ ПРИНАДЛЕЖАТ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ГОРОД БАЛАКОВО
В целях реализации исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования город Балаково полномочий по осуществлению прав собственника имущества путем мониторинга финансово-экономического положения муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию, руководствуясь Федеральными законами от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положением
"О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений муниципального образования город Балаково", утвержденным решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 27.10.2006 № 72, Уставом
муниципального образования город Балаково, постановляю:
1. Утвердить Порядок
предоставления отчетности о деятельности и долговых обязательствах муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Балаково и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию город Балаково (далее - Порядок) согласно приложению.
2. Управлению имущественных отношений (Щербаков М.А.) обеспечить мониторинг финансово-экономического положения муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Балаково и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию город Балаково, в соответствии с утвержденным Порядком
.
3. Отделу делопроизводства (Иванова Е.В.) довести настоящий Порядок до сведения руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Балаково и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежит муниципальному образованию город Балаково.
4. Ответственность за предоставление отчетности возложить на руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Балаково и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию город Балаково.
5. Исполняющему обязанности первого заместителя главы администрации по вопросам имущественных отношений, экономике и финансам (Николаев В.К.) в случае выявления несвоевременности, неполноты предоставленной информации руководителями муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Балаково и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежит муниципальному образованию в установленные настоящим положением сроки, давать предложения в срок до 20 числа отчетного месяца главе администрации города Балаково по вопросу снижения размера премии по итогам работы за месяц.
6. Информационно-аналитическому отделу (Сорокина О.В.) опубликовать постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации по вопросам имущественных отношений, экономике и финансам В.К. Николаева.
И.о. главы
администрации МО город Балаково
В.К.НИКОЛАЕВ
Приложение
к постановлению
главы администрации МО город Балаково
от 15 июля 2009 г. № 527
ПОРЯДОК
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОЛГОВЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД БАЛАКОВО И ОРГАНИЗАЦИЙ,
ДОЛИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА В КОТОРЫХ ПРИНАДЛЕЖАТ
МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОД БАЛАКОВО
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральными законами от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положением
"О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений муниципального образования город Балаково", утвержденным решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 27.10.2006 № 72, Уставом
муниципального образования город Балаково, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Саратовской области и органов местного самоуправления муниципального образования город Балаково (далее - организации).
2. Целями настоящего Порядка являются:
2.1. Создание системы регулярного мониторинга финансово-экономического положения предприятий и организаций.
2.2. Создание системы предоставления своевременной и качественной информации для:
а) составления обзора социально-экономического развития города;
б) проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
в) оперативного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов в деятельности предприятий;
г) своевременного выявления низко рентабельных предприятий и предприятий, имеющих признаки банкротства;
д) оценки социальной и бюджетной эффективности деятельности муниципальных предприятий.
2.3. Принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности управления собственностью муниципального образования.
3. При проведении регулярного мониторинга эффективности деятельности предприятий и организаций муниципальные предприятия в обязательном порядке предоставляют в управление имущественных отношений муниципального образования город Балаково (далее - Управление) следующую отчетность: отчет о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99", с отметкой налоговой инспекции и отметкой отдела имущественных отношений администрации города Балаково по сверке муниципального имущества, полученного по договорам хозяйственного ведения, безвозмездного пользования или аренды, с данными Реестра муниципального имущества города Балаково.
В состав ежеквартального отчета о финансово-хозяйственной деятельности предприятий включаются: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) с расшифровкой прочих доходов и расходов, форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (по месяцам); реестр учета заимствования средств предприятиями у третьих лиц.
В состав годового отчета о финансово-хозяйственной деятельности предприятий включаются следующие формы, характеризующие основные финансово-экономические показатели деятельности муниципального предприятия:
а) бухгалтерский баланс (форма № 1);
б) отчет о прибылях и убытках (форма № 2) с расшифровкой прочих доходов и расходов;
в) отчет об изменениях капитала (форма № 3);
г) отчет о движении денежных средств (форма № 4);
д) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
е) форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (по месяцам);
ж) реестр учета заимствования средств предприятиями у третьих лиц;
з) пояснительную записку, в составе которой должны быть раскрыты следующие вопросы:
1) Существенная информация об организации (размер уставного капитала, органы управления, структура организации, информация об аффилированных лицах, аудиторах, оценщиках, регистраторах, р/с, лицензиях), ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему год (квартал), методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности;
2) Краткий информационный обзор и информация, касающаяся основной деятельности.
2.1) в информационные обзор обязательно включаются разделы об истории организации, сведения о видах деятельности, участие в ФПГ, холдингах и ассоциациях, а также планах на будущее;
2.2) информация об основной деятельности предприятия должна содержать оценку рынка сбыта продукции (работ, услуг), основные виды продукции (работ, услуг), структуру затрат себестоимости в стоимостном выражении, перечень контрагентов осуществляющих поставку сырья (материалов) с адресной базой, среднесписочную численность и среднемесячную заработную плату работников предприятия, учреждения;
3) Должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующими обоснованиями.
В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
4) Динамика стоимости основных фондов по сравнению с соответствующим периодом года (квартала), следующего за отчетным и причины их изменения, сведения о наличии неиспользуемых основных средств;
5) Доля непрофильных активов предприятия в общей величине активов;
6) Информация о наличии просроченных долговых обязательств, включая объем и состав дебиторской и кредиторской задолженности, ее динамика.
7) Наличие задолженности по уплате налогов, сборов и неналоговых платежей в бюджеты разных уровней;
8) Размер имеющихся кредитов, займов, гарантий, отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, сборов и неналоговых платежей, а также соблюдение условий исполнения взятых долговых обязательств;
9) Информация об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
10) Информация по всем обстоятельствам, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению.
и) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, предоставляется в случае, когда проведение ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности обязательно и по решению собственника.
Решение о проведении аудиторских проверок принимает собственник имущества унитарного предприятия в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", который утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
4. Сроки представления отчетности муниципальными унитарными предприятиями:
1) не позднее 35 дней после отчетного квартала;
2) не позднее 95 дней после отчетного года.
5. Руководитель унитарного предприятия несет дисциплинарную ответственность за несвоевременное предоставление отчетности в установленном порядке.
6. Проверка и анализ представляемых в соответствии с настоящим Порядком показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий осуществляется Управлением в течение 30 рабочих дней с момента предоставления отчетности.
7. Результаты анализа деятельности муниципальных унитарных предприятий рассматриваются на заседаниях балансовой комиссии, созданной Управлением.
Особое внимание на балансовых комиссиях уделяется вопросам:
а) выявления неэффективных и необоснованных затрат,
б) определению путей снижения производственной себестоимости, долговых обязательств,
в) выявлению внутренних резервов предприятия в целях повышения эффективности производства.
В ходе работы балансовой комиссии могут вырабатываться следующие рекомендации и предложения по:
а) повышению эффективности работы данных хозяйствующих субъектов;
б) смене руководителя Предприятия;
в) перепрофилированию или изменению организационно-правовой формы;
г) приватизации или ликвидации предприятия.
8. В целях повышения эффективности управления собственностью муниципального образования Управление обеспечивает мониторинг деятельности организаций, доли, в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию.
9. В целях получения информации о деятельности и долговых обязательствах открытых акционерных обществ, в том случае если в собственности муниципального образования находится не менее 25% голосующих акций общества, Управлением готовится запрос в исполнительный орган соответствующего акционерного общества о предоставлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
При этом допускается оплата за предоставление копий данных документов, которая не может превышать затраты на их изготовление.
10. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерской отчетности" годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня года следующего за отчетным.
В целях получения информации о деятельности и долговых обязательствах открытых акционерных обществ, в том случае если в собственности муниципального образования находится менее 25% голосующих акций общества, Управлением ведется постоянный мониторинг публикаций в средствах массовой информации бухгалтерских отчетов акционерных обществ. При этом наименование средства массовой информации и дата публикации бухгалтерской отчетности должны быть уточнены в исполнительном органе акционерного общества на основании запроса Управления.
11. Организации, деятельность которых согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" подлежит обязательному аудиту, после проведения ежегодной аудиторской проверки предоставляют в Управление копию акта аудиторской проверки и аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности.
12. В течение 30 рабочих дней Управление осуществляет анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию.
13. По результатам анализа полученной отчетности финансово-хозяйственной деятельности организаций начальником Управления, по согласованию с курирующим заместителем главы администрации города Балаково, на имя главы администрации города Балаково готовится предложение о целесообразности сохранения пакета акций акционерных обществ в собственности муниципального образования или включении указанных долей в план приватизации муниципального имущества в случае неэффективной работы данных хозяйствующих субъектов или отсутствия информации об их финансово-хозяйственной деятельности.
14. Выработка предложений о целесообразности сохранения или приватизации предприятий (организаций) осуществляется Управлением на основании системы критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих муниципальному образованию города Балаково, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности (приложение к Порядку).
15. Предоставляемая в соответствии с настоящим Порядком отчетность о деятельности и долговых обязательствах муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию, используется для решения следующих задач:
а) оценки эффективности управления муниципальной собственностью;
б) уточнения перечня и оценке сохранения или приватизации муниципальных объектов недвижимого имущества в сроки составления и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества;
в) сохранения пакета акций акционерных обществ в собственности муниципального образования или включении указанных долей в план приватизации муниципального имущества;
г) выработки рекомендаций и предложений по повышению эффективности работы данных хозяйствующих субъектов или их перепрофилированию, смене руководителя предприятия;
д) планировании и осуществлении заимствований, управлении дефицитом бюджета города;
е) предоставлении информации о составе муниципальной собственности главе города и Совету города Балаково.
16. Предоставляемая в соответствии с настоящим Порядком отчетность о деятельности и долговых обязательствах муниципальных унитарных предприятий города Балаково подлежит опубликованию в сети Интернет в течение 10 рабочих дней после проведения оценки результатов деятельности предприятии на заседании балансовой комиссии по результатам года.
Опубликование указанной информации осуществляется информационно-аналитическим отделом, пресс-службой администрации города совместно с Управлением.
17. Раскрытие информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Приложение
к Порядку
предоставления отчетности о деятельности и долгов
обязательствах муниципальных унитарных предприятий
города Балаково и организаций, доли уставного капитала
в которых принадлежат муниципальному образованию
город Балаково
]]>
I. СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АКЦИЙ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ГОРОД БАЛАКОВО, НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Система критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий муниципального образования города Балаково (далее - предприятий) и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих муниципальному образованию города Балаково (далее - организаций), на основе оценки бюджетной и социальной эффективности является необходимым условием для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности и сохранения вышеуказанных объектов в составе муниципальной собственности города.
Основной задачей системы критериев является формирование оптимального состава муниципальной собственности максимальным образом соответствующей компетенции муниципального образования
2. Оценка социальной и бюджетной эффективности предприятий проводится балансовой комиссией, созданной Управлением по вопросам имущественных отношений администрации города Балаково (далее - Комиссия), поданным отчетности о деятельности и долговых обязательствах предприятий в случае необходимости принятия решения об их сохранении в муниципальной собственности согласно прилагаемой Методике
оценки социальной и бюджетной эффективности (далее - Методика).
3. Порядок и сроки предоставления отчетности о деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий установлены пунктами 3
, 4
Порядка.
4. Оценка социальной и бюджетной эффективности организаций в случае необходимости принятия решения о сохранении акций организаций в муниципальной собственности проводится согласно Методике
управлением по данным бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности организаций, опубликованных в средствах массовой информации.
5. Под критериями понимаются показатели, характеризующие финансово-экономическое положение муниципального предприятия или открытого акционерного общества, акции которых принадлежат муниципальному образованию, являющиеся основанием для принятия решения о сохранении прав собственности города на эти объекты.
6. Критериями принятия решения о сохранении муниципальных предприятий и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих городу (далее - критерии оценки), являются любые из ниже перечисленных:
а) социальная эффективность - общественная значимость и полезность товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых) муниципальными предприятиями и открытыми акционерными обществами, акции которых принадлежат городу;
б) бюджетная эффективность предприятий и организаций - положительное влияние результатов деятельности предприятия на доходы и/или расходы местного бюджета;
в) отсутствие альтернативного предложения аналогичных товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями и открытыми акционерными обществами, акции которых принадлежат городу со стороны частных предприятий;
г) отсутствие возможности производства товаров, работ и услуг частными предприятиями на договорной основе, на основе субсидий и дотаций из местного бюджета;
д) присутствие риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями и открытыми акционерными обществами, акции которых принадлежат городу в случае прекращения их деятельности или в случае замены акционеров;
е) стабильность и величина выплаты дивидендов открытыми акционерными обществами, акции которых принадлежат городу;
ж) доля акций открытых акционерных обществ, принадлежащих городу, превышает 20%;
з) стабильная положительная динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, включая:
1) показатели рентабельности,
2) высокий процент использования основных средств,
3) положительное состояние расчетов с контрагентами,
4) показатели дебиторской и кредиторской задолженности.
7. Если деятельность муниципальных предприятий и открытых акционерных обществ, доля акций которых принадлежит городу, не соответствует вышеназванным критериям, то она может быть признана эффективной в случае удовлетворения нижеприведенным критериям экономической эффективности:
а) положительная динамика экономической эффективности и показателя чистой прибыли муниципальных предприятий и открытых акционерных обществ;
б) обеспечение достаточного уровня заработной платы работников (только для муниципальных предприятий).
8. Оценка показателей бюджетной и социальной эффективности предприятий и организаций осуществляется в соответствии с прилагаемой Методикой
оценки.
9. Критерий по оценке наличия альтернативного предложения аналогичных товаров и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) предприятием или организацией, соблюдается в том случае, если в распоряжении Управления есть информация о производстве таких товаров (работ, услуг) со стороны частных предприятий.
Управление при этом также обеспечивает проведение мониторинга предложений товаров, работ и услуг, аналогичных производимым (оказываемым) муниципальными предприятиями или открытыми акционерными обществами.
Управление в рамках проведения мониторинга вправе обращаться с запросами в отраслевые (функциональные) органы администрации.
При отсутствии в Управлении документального подтверждения фактов альтернативного предложения товаров, работ, услуг, устанавливается отсутствие данного предложения на рынке города Балаково.
12. Критерий по отсутствию возможности производства товаров, работ и услуг частными предприятиями на основе субсидий и дотаций из местного бюджета оценивается на основании заключений соответствующих отраслевых (функциональных) органов администрации о законодательной возможности применения схем финансирования выпадающих доходов частных предприятий.
13. Факт присутствия риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями, в случае прекращения их деятельности определяется Комиссией.
При этом Комиссия вправе сделать запрос по поводу присутствия риска повышения цен в соответствующие функциональные (отраслевые) органы администрации города.
14. В целях проведения оценки под социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются:
а) медицинские товары, медикаменты, медицинская техника и протезно-ортопедические изделия, а также медицинские услуги;
б) технические средства и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
в) услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
г) услуги по перевозке пассажиров;
д) ритуальные услуги;
е) услуги в сфере образования, услуги в сфере культуры и искусства;
ж) ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры;
з) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджета;
и) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха;
к) иные услуги по предложениям отраслевых (функциональных) органов администрации с приложением обоснований такого включения.
15. Под достаточным уровнем заработной платы работников муниципального предприятия подразумевается размер, в 2 раза превышающий установленную на момент оценки величину прожиточного минимума
в среднесписочных показателях.
16. Критерии оценки используются Управлением для:
а) анализа деятельности муниципальных предприятий и управления находящимися в муниципальной собственности города Балаково акциями открытых акционерных обществ;
б) оценки эффективности сохранения прав собственности на муниципальные предприятия и акции открытых акционерных обществ, принадлежащих городу, на основании оценки бюджетной и социальной эффективности;
в) уточнения перечня для сохранения или приватизации муниципальных объектов недвижимого имущества (включая пакеты акций акционерных обществ);
г) получения аналитической информации для принятия управленческих решений и определения мер, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности.
17. В случае, если муниципальные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых принадлежат городу, не соответствуют критериям, указанным в настоящем Приложении, Комиссия:
1) выдвигает предложения об изменении организационно-правовой формы муниципальных предприятий; о целесообразности смены руководства;
2) выдвигает предложения об отчуждении акций открытых акционерных обществ, принадлежащих муниципальному образованию города Балаково;
3) выдвигает предложения о включении объекта в прогнозный план (программу) приватизации.
4) вырабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности работы данных хозяйствующих субъектов или их перепрофилированию.
18. Результаты оценки эффективности деятельности предприятий и организаций, а также результатов оценки сохранения прав собственности на муниципальные предприятия и акции открытых акционерных обществ, принадлежащих городу, предоставляются Управлением главе администрации города Балаково, а также публикуются в печатных средствах информации и на Интернет - сайте администрации города в течение 10 рабочих дней после завершения оценки Комиссией.
19. Решение о сохранении прав собственности на муниципальные предприятия и акции открытых акционерных обществ, принадлежащих городу принимается главой администрации города Балаково на основании предложений Управления.
II. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика расчета социально-бюджетной эффективности разработана с целью оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятий) и организаций, доли уставного капитала (акции) которых находятся в муниципальной собственности (далее организаций) при необходимости принятия решения о сохранении прав собственности на указанные объекты.
1.2 Оценка социальной и бюджетной эффективности деятельности предприятий и организаций проводится по данным отчетности об их деятельности и долговых обязательствах.
2. Основные понятия Методики
2.1. Бюджетная эффективность деятельности предприятия (организации) - влияние результатов деятельности предприятия или организаций на доходы и расходы бюджета города.
2.2. Социальная эффективность деятельности предприятия (организации) - социальные последствия деятельности предприятия или организации для населения в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения. Социальная эффективность включает в себя общественную значимость и общественную полезность деятельности предприятия (организации).
2.3. Общественная значимость деятельности предприятия (организации) - социально-экономические последствия деятельности предприятия или организации для населения в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) данного предприятия или организации.
2.4. Общественная полезность деятельности предприятия (организации) - степень желания населения получать выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия или организации, которая выражается в создании новых или повышении эффективности, предоставляемых населению товаров, работ, услуг, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности товаров, работ, услуг понимается снижение их себестоимости, повышение их качества, обеспечение бесперебойности их предоставления, расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
3. Общая схема оценки эффективности
Перед проведением оценки эффективности деятельности предприятия (организации) определяются общественная значимость и общественная полезность деятельности предприятия или организации.
Далее определяется эффективность деятельности предприятия (организации) с точки зрения влияния на основные параметры бюджета - бюджетная эффективность.
4. Оценка общественной значимости и общественной полезности
Оценка общественной значимости деятельности предприятия (организации) осуществляется с использованием следующих инструментов:
1) методом экспертных оценок (рекомендуется привлечение специалистов не из числа сотрудников администрации города);
2) путем изучения общественного мнения населения по вопросам товаров, работ, услуг, связанных с деятельностью предприятия, включая проведение социологических опросов и отдельных исследований потребностей независимыми экспертами;
3) анализ содержания и частоты обращений в администрацию города населения по вопросам, связанным со сферой деятельности предприятия;
4) оценка интенсивности использования результатов деятельности предприятия со стороны населения (косвенно свидетельствует о востребованности и общественной значимости).
Общественная значимость деятельности предприятия (организации) определятся долей населения, являющейся потребителем производимых данным предприятием (организацией) товаров, работ, услуг.
Общественная полезность деятельности предприятия, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей деятельности предприятия (организации) могут применяться следующие показатели:
а) социальные последствия деятельности предприятия (организации), в том числе создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, индекс реального роста заработной платы;
б) влияния деятельности предприятия (организации) на экономическое развитие города Балаково (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков, развитие отдельных отраслей экономики и др.);
в) создание новых товаров, работ, услуг;
г) снижение себестоимости товаров, работ, услуг;
д) повышение качества товаров, работ, услуг;
е) обеспечение бесперебойности их предоставления;
ж) расширение потенциальных потребителей результатов деятельности предприятия - расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
Если количественная оценка общественной полезности деятельности предприятия (организации) по отдельным показателям не представляется возможной, то достаточно будет провести качественную оценку и описание степени выполнения указанных выше показателей.
5. Оценка бюджетной эффективности
Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения величины и направления потока бюджетных средств, который образуется в результате деятельности предприятия (организации).
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
а) притоки от налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, особенно в части поступлений, формирующих доходную часть бюджета;
б) доходы от аукционов, конкурсов и тендеров на приобретение товаров (работ, услуг) и эксплуатацию объектов, предусмотренных деятельностью предприятия (организации);
в) платежи в погашение кредитов;
г) платежи в погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов;
д) дивиденды по принадлежащим муниципальному образованию города Балаково акциям общества.
К оттокам бюджетных средств относятся:
а) предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в муниципальной собственности города Балаково части акций акционерного общества;
б) предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
в) предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
г) бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно учитываются:
а) налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доходы бюджета;
б) муниципальные гарантии. Оттоки при этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед кредитором по муниципальной гарантии уменьшает бюджетную эффективность.
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, если предприятие (организация) участвует в реализации каких-либо инвестиционных проектов, и проект оказывает на них влияние, в том числе:
а) прямое финансирование предприятия (организации), участвующего в реализации инвестиционного проекта;
б) изменение налоговых поступлений от предприятия (организации), деятельность которого улучшается или ухудшается в результате реализации инвестиционного проекта;
в) выделение из бюджета средств, для трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных инвестиционным проектом.
Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий.
Основным показателем бюджетной эффективности является чистый доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств.