title>Протест Прокуратуры Ленинского района г. Пензы от 15.05.2007 № 03-07-07 "На пункты 1, 2, 3, 4, 5 Постановления Главы администрации г. Пензы от 18.04.2007 № 437 "Об определении мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, на территории г. Пензы"
ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕНЗЫ
ПРОТЕСТ
от 15 мая 2007 г. № 03-07-07
НА ПУНКТЫ 1, 2, 3, 4, 5 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
Г. ПЕНЗЫ ОТ 18.04.2007 № 437 "ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, В КОТОРЫХ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ РОЗНИЧНАЯ
ПРОДАЖА, В ТОМ ЧИСЛЕ В РОЗЛИВ, И ПОТРЕБЛЕНИЕ (РАСПИТИЕ)
ПИВА И НАПИТКОВ, ИЗГОТОВЛЯЕМЫХ НА ЕГО ОСНОВЕ, НА
ТЕРРИТОРИИ Г. ПЕНЗЫ"
Главе администрации г. Пензы
Чернову Р.Б.
Пунктом 1 Постановления Главы администрации г. Пензы № 437 от 18.04.2007 "Об определении мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, на территории г. Пензы" определено, что в местах общественного питания типа закусочных (рюмочных) не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе.
Пунктом 2 данного Постановления определено, что на период проведения культурно-массовых, спортивных, развлекательных мероприятий запрет на розничную продажу, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах общественного питания, устанавливается отдельными постановлениями (распоряжениями) Администрации города Пензы.
Данные положения
Постановления являются незаконными и подлежат отмене по следующим основаниям.
Правоотношения в сфере ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, регулируются Федеральным законом от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потреблений (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", в соответствии с п. 2 ст. 3 которого органы местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ, определяют места общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории соответствующих муниципальных образований.
Порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, утвержден Постановлением Правительства Пензенской области № 212-пП 20.04.2005.
В соответствии с
п. 1 данного Порядка места общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, индивидуально по каждому объекту определяются органами местного самоуправления муниципальных образований исходя из определенных критериев, а именно:
- сохранение сети предприятий общественного питания вблизи детских, образовательных, медицинских, физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений при условии, что наличие сложившейся сети общественного питания не оказывает негативного воздействия на нравственность и здоровье людей, прежде всего несовершеннолетних;
- установление оптимально допустимого режима работы объекта общественного питания, в котором разрешена розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с учетом режима работы организаций и учреждений, указанных в статье 2 Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе";
- определение категории объекта общественного питания в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по соблюдению обязательных требований в области государственного санитарного надзора и оказания услуг, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей.
То есть, исходя из смысла, заложенного законодателем, запрет на продажу и распитие пива и напитков на его основе должен быть произведен индивидуально по конкретному объекту общественного питания, а не только в определенном их виде.
В решении органа местного самоуправления, согласно,
п. 2 Порядка..., указываются наименование и место расположения каждого объекта, в котором не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Эти требования при принятии оспариваемого
Постановления не соблюдены.
Вопреки указанным выше нормам,
п. 1 и
п. 2 Постановления Главы администрации г. Пензы от 18.04.2007 № 437 фактически устанавливаются дополнительные запреты и ограничения, не предусмотренные ст. 2 Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Вместе с тем статьей 2 Федерального закона № 11-ФЗ установлены ограничения, которые касаются только:
1) детских, образовательных и медицинских организаций;
2) всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
3) организаций культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
4) несовершеннолетних.
Таким образом,
пункты 1 и
2 указанного Постановления Главы администрации г. Пензы устанавливают не предусмотренные ст. 2 Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ ограничения, которые, в том числе при их реализации, будут ущемлять права других субъектов, а также препятствовать развитию торговли, общественного питания, сферы услуг и потребительского рынка.
Установление Главой администрации города Пензы в
Постановлении от 18.04.2007 № 437 запрета на продажу, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе только в местах общественного питания типа закусочных (рюмочных) не отвечает главной цели принятия Федерального закона РФ от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" - защите нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних, поскольку в городе Пензе вблизи детских, образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений расположены не только закусочные (рюмочные), но иные виды объектов общественного питания, которые продолжают реализовывать пиво и напитки на его основе.
Кроме того,
пунктом 2 вышеуказанного Постановления Главы администрации г. Пензы органы местного самоуправления фактически устанавливают порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, что относится согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 11-ФЗ к компетенции субъекта Российской Федерации, а также создаются предпосылки для коррупционных проявлений должностных лиц, которым данной нормой предоставляются широкие дискреционные полномочия по лоббированию чьих-либо интересов, позволяющие действовать по усмотрению в зависимости от определенных обстоятельств.
Изложенное свидетельствует о том, что
Постановление Главы администрации г. Пензы от 18.04.2007 № 437, кроме прочего, не соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В связи с тем, что
пункты 1 и
2 Постановления Главы администрации г. Пензы от 18.04.2007 № 437 являются незаконным, соответственно
пункты 3,
4,
5 данного Постановления также не соответствуют законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
пункты 1 -
5 Постановления Главы администрации г. Пензы от 18.04.2007 № 437 "Об определении мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготовляемых на его основе, на территории г. Пензы" отменить;
Постановление привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления с сообщением о результатах рассмотрения в прокуратуру района в письменной форме.
И.о. прокурора района
старший советник юстиции
В.В.ВАСИЛЬЧИКОВ