КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА
ГЛАВА УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2006 г. № 203
О ПОДГОТОВКЕ И ПОДДЕРЖАНИИ В ГОТОВНОСТИ
НЕОБХОДИМЫХ СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во исполнение Федерального Закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера", Федерального Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", в соответствии с методическими указаниями Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России (методические указания введены в действие директивой МЧС России от 03.04.2000 г. № 33-860-14) и в целях подготовки и содержания в постоянной готовности необходимых сил и средств для защиты населения от ЧС и в военное время постановляю:
1. Утвердить Положение
о силах и средствах Усть-Джегутинского муниципального районного звена подсистемы РСЧС согласно приложению 1.
2. Утвердить Положение
о поддержании сил и органов управления гражданской обороны Усть-Джегутинского муниципального района в готовности к действию согласно приложению 2.
3. Руководителям организаций, предприятий, учреждений, на базе которых созданы силы и средства для защиты населения и территории Усть-Джегутинского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить их подготовку и поддержание в готовности к применению по предназначению.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации Усть-Джегутинского муниципального района, курирующего данные вопросы.
Исполняющий обязанности
Главы Администрации
Усть-Джегутинского муниципального района
Л.Н.СКЛЯРЕВСКАЯ
Приложение 1
к постановлению Главы
Усть-Джегутинского муниципального района
от 15.08.2006 № 203
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИЛАХ И СРЕДСТВАХ УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОННОГО ЗВЕНА ПОДСИСТЕМЫ РСЧС
Довольно частые в последние годы явления повышенного риска (в основном наводнения), постоянное насыщение экономики Усть-Джегутинского муниципального района новыми предприятиями экономики разных форм собственности, прошедшие и возможные теракты на территории Усть-Джегутинского муниципального района усиливают возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и общественно значимого характера.
В соответствии с Федеральным Законом № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" одной из основных задач звена РСЧС является: разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств к действиям по предназначению. Для выполнения этой и других сопутствующих задач в звене республиканской территориальной подсистемы РСЧС созданы силы и средства для предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Основными целями сил и средств звена Республиканской подсистемы РСЧС являются:
- создание многопрофильной высокоэффективной функционально единой группировки спасательных сил оптимального состава;
- повышение мобильности нештатных спасательных формирований и их возможностей по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
- повышение эффективности управления силами при выполнении возложенных на них задач;
- повышение оперативности реагирования сил постоянной готовности при возникновении ЧС;
- совершенствование материально-технического обеспечения сил районного звена РСЧС.
Для решения локальных задач по предупреждению и ликвидации ЧС на территории Усть-Джегутинского муниципального района используются силы и средства постоянной готовности организаций, учреждений, предприятий разных форм собственности.
Давно практикуются новые подходы в широком использовании сил и средств гражданской обороны не только для военных целей, но и в мирное время при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф (наводнений, терактов), последствия которых соизмеримы с применением современного оружия.
Муниципальный уровень РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Силы и средства звена подсистемы РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие контроль, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей.
В состав сил наблюдения и контроля звена подсистемы РСЧС входят организации, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях.
Силы и средства ликвидации ЧС состоят из нештатных аварийно-спасательных формирований организаций Усть-Джегутинского муниципального района. Из состава сил и средств ликвидации ЧС выделяются НАСФ, укомплектованные с учетом работы в автономном режиме не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются на базе людских, материальных и технических возможностей объектов экономики, независимо от принадлежности и форм собственности. Заблаговременно укомплектовываются личным составом, оснащаются транспортом, специальной техникой, имуществом и приборами, обучаются по соответствующим программам.
Их организационная структура и техническое оснащение определены, прежде всего, исходя из их назначения и специфики производственной деятельности объектов, на базе которых они создаются.
При подготовке территориальных формирований следует знать, какие стихийные бедствия наиболее угрожают, какие последствия могут быть в случае аварии на том или ином предприятии. В зависимости от этого комплектуются и оснащаются формирования с таким расчетом, чтобы их привлечение к спасательным и другим неотложным работам не нарушало производственной деятельности предприятия, учреждения, организации. Немаловажное значение имеет и тот факт, что формирования всегда должны собираться и приводиться в готовность в кратчайшие сроки.
Ответственность за создание и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований несут руководители предприятий, организаций, учреждений разных форм собственности. Их основными обязанностями по ГО и ЧС являются: поддержание НАСФ в постоянной готовности к действиям в любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени, освоение личным составом формирований, имеющихся на их оснащении техники и приборов, приемов и способов ведения спасательных и других неотложных работ в районах стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Особое внимание при комплектовании формирований личным составом обращается на тщательный подбор командно-начальствующего состава. Они должны обладать не только хорошими организаторскими способностями и высокими волевыми качествами, но иметь также специальные знания, а по возможности и опыт работы в районах стихийных бедствий и производственных аварий.
Обучение личного состава формирований постоянной готовности и ГО осуществляется:
- в учебно-методических центрах и на курсах ГО (руководители территориальных и объектовых формирований);
- в процессе проведения занятий с личным составом формирований по его месту работы в соответствии с "Примерной программой обучения", утвержденной МЧС России 09.06.2001 года;
- в проводимых учениях и тренировках.
Приложение 2
к постановлению Главы
Усть-Джегутинского муниципального района
от 15.08.2006 № 203
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДДЕРЖАНИИ СИЛ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЮ
Настоящее Положение определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на поддержание сил и органов управления ГО в готовности к действиям.
1. Общие положения
1.1. Поддержание сил и органов управления ГО в готовности к действию достигается осуществлением в мирное время комплекса мероприятий:
- разработка и принятие нормативно-правовых актов в области ГО;
- разработка и ежегодная корректировка оперативных планов ГО;
- разработка перспективных и годовых планов развития и совершенствование ГО;
- накопление фонда защитных сооружений (строительство убежищ, противорадиационных укрытий) и контроль за их содержанием и эксплуатацией;
- строительство и поддержание в готовности к применению пунктов управления, систем связи и оповещения;
- накопление индивидуальных средств защиты, средств связи, медицинского, химического и других видов имущества;
- создание формирований ГО и поддержание их в постоянной готовности к действиям;
- подготовка к организованному проведению рассредоточения и эвакуации населения;
- разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов экономики;
- подготовка руководящего состава органов управления, служб ГО, формирований и обучение населения по ГО;
- подготовка и осуществление мероприятий по защите продуктов питания, пищевого сырья, фуража и водоисточников;
- реализация мероприятий ГО в соответствии с мобилизационными планами;
- разработка и представление в установленном порядке проектов планов мероприятий ГО, требующих капитальных вложений и материально-технических средств;
- создание системы разведки обстановки, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды;
- организация пропаганды по вопросам ГО.
2. Подготовка сил и органов управления ГО
2.1. Подготовка сил и органов управления гражданской обороны к выполнению возложенных на нее задач осуществляется заблаговременно:
- в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- в особый период в соответствии с утвержденными программами и планами.
2.2. Подготовка гражданской обороны включает:
- планирование мероприятий;
- создание и поддержание в готовности материально-технических средств ГО;
- подготовку эвакомероприятий;
- подготовку мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- создание группировки сил гражданской обороны;
- подготовка системы управления ГО на военное время.
2.3. Организация и порядок выполнения мероприятий ГО при приведении ее в готовность и в военное время на всех уровнях определяются планами гражданской обороны, разрабатываемыми соответствующими начальниками ГО и начальниками служб гражданской обороны, в которых предусмотрены все мероприятия, как при планомерном переводе с мирного на военное время, так и в условиях внезапного нападения противника.
2.4. Создание и поддержание в готовности материально-технического фонда ГО предполагает:
- строительство и содержание в готовности защитных сооружений в соответствии с установленным порядком и нормами инженерно-технических мероприятий ГО;
- создание, хранение и освежение резервного фонда средств жизнеобеспечения для пострадавшего населения технических средств управления, связи и оповещения в порядке, определяемом Правительством РФ;
- накопление и хранение резерва специальной техники и приборов для нештатных формирований ГО;
- создание, совершенствование и поддержание в готовности систем централизованного оповещения населения.
2.5. Подготовка эвакомероприятий включает:
- разработку планов эвакомероприятий, создание и подготовку необходимых эвакоорганов;
- подготовку и планирование работы эвакоорганов;
- подготовку и развертывание сборных эвакуационных пунктов;
- заблаговременную подготовку загородной зоны для размещения эвакуируемого населения.
2.6. Подготовка мер, направленных на сохранение объектов необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время имеет цель:
- подготовку мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- проведение инженерно-технических мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования и повышению живучести объектов в военное время;
- создание запасов сырья и энергоресурсов;
- строительство защитных сооружений для укрытия персонала;
- подготовка мероприятий, направленных на восстановление в короткие сроки разрушенных производств.
2.7. В целях подготовки к эффективному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, заблаговременно создается группировка сил ГО, которая включает соединения и воинские части ГО, нештатные формирования ГО, аварийно-спасательные формирования и другие силы, привлекаемые по планам взаимодействия.
2.8. Подготовка руководящего состава ГО объектов экономики, организаций и учреждений, нештатных формирований ГО проводится в УМЦ.
Подготовка по ГО командно-начальствующего состава вышеназванных организаций проводится на курсах гражданской обороны.
Подготовка по ГО работников предприятий, учреждений и организаций в составе нештатных формирований ГО проводится непосредственно по месту работы граждан.
2.9. Подготовка сил, средств и органов управления ГО, повышение их готовности к решению стоящих перед ними задач осуществляется в ходе проводимых командно-штабных учений, штабных тренировок и тактико-специальных учений по гражданской обороне.
Учения в городском звене РСЧС, а также на объектах экономики, организациях и учреждениях проводятся согласно планов основных мероприятий на год.
Учения определяют степень готовности органов управления, сил и средств ГО, дают практику в организации перевода гражданской обороны с мирного на военное время и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) в очагах поражения.
2.10. Тренировки, проверки, в том числе и внезапные, по вопросам гражданской обороны проводят руководители органов управления ГО всех уровней.
2.11. Подготовка систем управления ГО предполагает:
- поддержание в готовности основного и запасного пунктов управления;
- создание и поддержание в готовности систем связи ГО;
- разработку необходимой оперативной документации.
3. Проверка готовности сил и органов управления ГО
3.1. Проверка готовности к выполнению задач осуществляется:
- администрацией Усть-Джегутинского городского поселения и другими лицами по их поручению во всех организациях, находящихся на территории города;
- начальником ОУ, лицами по его указанию - во всех организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, находящихся на территории города;
- руководителями служб гражданской обороны, а также должностными лицами по их указанию - в организациях находящихся в их оперативном подчинении;
- начальниками ГО всех организаций, находящихся на территории Усть-Джегутинского поселения.
3.2. Для проверки готовности сил и органов управления ГО к действиям по предназначению проводится проверка комиссией согласно разработанного и утвержденного плана, в котором определяются:
- цели, задачи и вопросы проверки;
- сроки, продолжительность и последовательность проверки;
- привлекаемые к проверке органы управления, организации, силы и средства;
- перечень и сроки проведения практических мероприятий, осуществляемых в ходе проверки.
Программа проверки согласовывается с руководителем проверяемого объекта экономики, состав комиссии утверждается начальником гражданской обороны города. Проверка, как правило, проводится комплексно. В ходе проверки могут проводиться командно-штабные и тактико-специальные учения, штабные и. специальные тренировки. Итоги проверки оформляются актом, в котором отражается состояние дел по проверенным вопросам, излагаются общие выводы и предложения.
а) Готовность сил и средств к действиям оценивается:
- "Готовы к выполнению задач".
- "Ограниченно готовы к выполнению задач".
- "Не готовы к выполнению задач".
б) Готовность органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени оценивается:
- "Соответствует предъявляемым требованиям".
- "Ограниченно соответствует предъявляемым требованиям".
- "Не соответствует предъявляемым требованиям".
3.3. Готовность проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях гражданской обороны.
В ходе проверки определяется:
- реальность расчетов по созданию формирований;
- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;
- соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач;
- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения и готовность их к использованию;
- время сбора формирований и выхода их в район сосредоточения и к объектам работ.
3.4. Проверка формирований с приведением их в готовность проводится в два этапа.
Первый этап - приведение формирований в готовность согласно плану.
Проверяется:
- время приведения в готовность в месте сбора;
- укомплектованность личным составом, техникой, имуществом, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- знание личным составом своих функциональных обязанностей.
Второй этап - практические действия по вводным.
Проверяется:
- умение командира формирования принимать решения и ставить задачу личному составу;
- умение командира руководить личным составом в процессе выполнения работ;
- умение личного состава практически решать поставленные задачи в установленные сроки.
3.5. Начальники ГО всех уровней в мирное время один раз в год представляют вышестоящим начальникам ГО доклад о состоянии ГО за подведомственную территорию, организацию по состоянию на 1 января планируемого года.
В военное время сроки представления докладов определяются табелем срочных донесений по гражданской обороне на военное время.
4. Ответственность должностных лиц
4.1. Ответственность за поддержание сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям по предназначению, укомплектованность их личным составом, специальным имуществом и техникой несут руководители объектов экономики, учреждений, организаций, на базе которых они создаются.