Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область

title>Постановление главы администрации Вичугского муниципального района от 11.06.2009 № 391-п "О проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (вместе с "Временным порядком проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", "Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции")


ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВИЧУГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2009 г. № 391-п

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

На основании постановления Правительства Ивановской области от 07.05.2009 № 134-п "О проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", в целях организации деятельности по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений постановляю:

1. Утвердить Временный порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Приложение 1).

2. Утвердить Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Приложение 2).

3. Рекомендовать главам администраций поселений Вичугского муниципального района принять муниципальные правовые акты о проведении экспертизы (включая независимую экспертизу) проектов муниципальных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по правовой работе и профилактике правонарушений, начальника отдела юридического обеспечения и защиты населения Григорского А.Г.

Глава администрации
Вичугского муниципального района
В.К.ВОЛКОВ





Приложение № 1
к постановлению
главы администрации
Вичугского муниципального района
от 11.06.2009 № 391-п

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность), проводится в отношении проектов постановлений главы администрации Вичугского муниципального района и проектов Решений Вичугского районного Совета депутатов, подготавливаемых администрацией.
1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат:
1.2.1. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, законные интересы организаций (юридических лиц).
1.2.2. Проекты нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации прав и обязанностей граждан, определяющих функции, обязанности, права и ответственность муниципальных служащих.
1.3. Экспертиза на коррупциогенность проводится отделом юридического обеспечения администрации Вичугского муниципального района, органами прокуратуры, юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении, в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Методика).

2. Независимая экспертиза на коррупциогенность

2.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими лицами и физическими лицами, прошедшими в Министерстве юстиции Российской Федерации аккредитацию в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно - независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).
2.2. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
2.3. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении администрации Вичугского муниципального района - разработчика проекта документа.
2.4. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность разработчик проекта документа через организационный отдел администрации размещает его на официальном сайте Вичугского муниципального района в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование с заинтересованными органами и должностными лицами в порядке подготовки проектов правовых актов администрации Вичугского муниципального района.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность устанавливается разработчиком проекта документа и не может быть менее 3 и более 10 дней.
2.5. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
Экспертное заключение направляется в администрацию Вичугского муниципального района - разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
2.6. Разработчик проектов документов при направлении проекта документа в отдел юридического обеспечения в сопроводительной записке приводит информацию о независимой экспертизе на коррупциогенность проекта документа с указанием:
- организации (организаций), проводившей(их) экспертизу;
- выводов экспертизы (каждой из проведенных экспертиз, если в независимой экспертизе участвовали две и более организации);
- своей позиции как разработчика документа в отношении каждого из указанных в заключениях по результатам независимой экспертизы положений, предположительно создающих условия для проявлений коррупции,
либо об отсутствии представленных в установленные сроки заключений независимой экспертизы на коррупциогенность.
К проекту документа прилагаются все поступившие экспертные заключения с сопроводительными письмами организаций, физических лиц, проводивших независимую экспертизу на коррупциогенность.

3. Экспертиза на коррупциогенность, проводимая отделом
юридического обеспечения администрации
Вичугского муниципального района

3.1. Экспертиза на коррупциогенность осуществляется отделом юридического обеспечения при проведении юридической экспертизы проектов постановлений главы администрации Вичугского муниципального района и Решений Вичугского районного Совета депутатов, подготавливаемых администрацией, при подготовке заключений на проекты.
3.2. Результаты экспертизы на коррупциогенность, проводимой отделом юридического обеспечения, оформляются в соответствии с Методикой и отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам юридической и правовой экспертизы проектов документов.
3.3. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, а также экспертизы на коррупциогенность, проводимой отделом юридического обеспечения, устраняются на стадии доработки проекта документа разработчиком проекта документа.

4. Экспертиза на коррупциогенность действующих
нормативных правовых актов

4.1. Экспертиза на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов организуется и проводится уполномоченной главой администрации Вичугского муниципального района комиссией по графику, органами прокуратуры, а также независимыми экспертами в инициативном порядке за счет собственных средств.
4.2. Состав комиссии и график экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов раз в полгода утверждается главой администрации Вичугского муниципального района по представлению координационного совета при главе администрации по противодействию коррупции (далее - Совет).
Проект графика экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов разрабатывается и вносится в Совет ответственным секретарем Совета.
Нормативные правовые акты включаются в указанный график с учетом:
- информации об их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций;
- предложений заинтересованных организаций о проведении экспертизы на коррупциогенность.
4.3. Результатом проведенной экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов являются выявленные в нормативном правовом акте типичные и иные коррупционные факторы и проявления коррупциогенности или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной экспертизы на коррупциогенность оформляются в соответствии с Методикой в виде подготавливаемого по ее итогам заключения.
4.4. Заключения по результатам экспертизы на коррупциогенность, проведенной уполномоченной главой администрации комиссией и независимыми экспертами, действующего нормативного правового акта рассматриваются разработчиком проекта документа.
Разработчик готовит в установленном порядке предложения о внесении в нормативный правовой акт, прошедший экспертизу на коррупциогенность, изменений, обеспечивающих устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, о чем справкой (Прилагается) докладывает через ответственного секретаря в координационный Совет при главе администрации по противодействию коррупции.





Приложение
к временному порядку
проведения экспертизы проектов
нормативных правовых актов и иных документов
в целях выявления в них положений,
способствующих созданию
условий для проявления коррупции

                                  СПРАВКА
         об учете замечаний по проекту нормативного правового акта

В процессе проведения экспертизы проекта __________________________________
                                     наименование нормативно-правового акта
Получены экспертные заключения от _________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Замечания, изложенные в экспертных заключениях ____________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Полученные  замечания  полностью  (частично)  учтены (не учтены) в процессе
доработки документа _______________________________________________________
                          (детальная характеристика учета замечаний
                         или обоснование нецелесообразности их учета)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

_________________          _______________            ___________________
   (должность)               (подпись)                (фамилия, инициалы)

"______" ______________ 20___ г.





Приложение № 2
к постановлению
главы администрации
Вичугского муниципального района
от 11.06.2009 № 391-п

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов (далее - документы) в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).
1.2. В настоящей Методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

2. Основные правила проведения
экспертизы на коррупциогенность

2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

3. Коррупционные факторы

3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).

4. Экспертное заключение

4.1. Экспертное заключение о коррупциогенности нормативного правового акта составляется при выявлении в нем коррупциогенных факторов.
4.2. В экспертном заключении о коррупциогенности отражаются следующие сведения:
а) дата и место подготовки заключения;
б) данные об Эксперте, проводившем экспертизу;
в) сведения о проекте нормативного правового акта, представленного на экспертизу;
г) перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих частей (пунктов, подпунктов, абзацев) проекта нормативного правового акта, в которых эти факторы выявлены;
д) оценка степени коррупциогенности каждого фактора в отдельности и проекта нормативного правового акта в целом.
4.3. Выводы экспертного заключения о коррупциогенности должны соответствовать его исследовательской части.
4.4. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, устранение которых из текста проекта нормативного правового акта невозможно, Эксперт должен это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупциогенных рисков.
4.5. При обосновании коррупциогенности отдельных норм проекта нормативного правового акта допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.
4.6. Экспертное заключение о коррупциогенности оформляется на бланке уполномоченного органа за подписью руководителя уполномоченного органа.
4.7. Экспертное заключение о коррупциогенности проекта нормативного правового акта направляется в администрацию Вичугского муниципального района.
4.8. Глава администрации Вичугского муниципального района оригинал экспертного заключения коррупциогенности проекта нормативного правового акта направляет разработчику проекта нормативного правового акта и копию ответственному секретарю координационного Совета при главе администрации по противодействию коррупции.
4.9. Разработчик проекта нормативного правового акта в течение 10 дней со дня получения экспертного заключения обязан принять меры по устранению коррупциогенных факторов и повторно внести проект нормативного правового акта на экспертизу.
4.10. Каждое экспертное заключение о коррупциогенности проекта нормативного правового акта подлежит рассмотрению на координационном Совете при главе администрации по противодействию коррупции.





Приложение
к Методике
проведения экспертизы проектов
нормативных правовых актов
и иных документов в целях
выявления в них положений,
способствующих созданию условий
для проявления коррупции

                           ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                            (примерный образец)

г. Вичуга                                       "_____" ___________ 20__ г.

    Я, ___________________________________________________________________,
         (занимаемая должность, наименование организации, Ф.И.О.)
___________________________________________________________________________
рассмотрев проект постановления ___________________________________________
                                (наименование проекта постановления)
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
выявил в проекте постановления следующие коррупциогенные факторы: _________
___________________________________________________________________________
             (коррупциогенные факторы с указанием их признаков
___________________________________________________________________________
     и соответствующих частей (пунктов, подпунктов, абзацев) проекта)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Оценка степени коррупционности каждого фактора в отдельности: _____________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Оценка проекта постановления в целом: _____________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Предложения   о   способах  ликвидации  или  нейтрализации  коррупциогенных
факторов:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Выводы экспертного заключения: ____________________________________________
                           (должны соответствовать исследовательской части)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

_____________________                                 _________________
     (подпись)
печать



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru