Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(июль - сентябрь 2009 г.):

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Срок проведения камеральной проверки

Федеральный закон от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2009 года, помимо изменений, направленных на внедрение антикризисных мер, внес существенные поправки и в порядок проведения камеральных проверок налоговыми органами.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок начала проведения камеральной проверки теперь равен трем месяцам со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или авансового расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Напомним, что в ранней редакции п. 2 ст. 88 НК РФ, действовавшей до 1 января 2009 года, камеральная налоговая проверка могла проводиться в течение трех месяцев со дня представления декларации и документов, которые должны к ней прилагаться. Данная формулировка не позволяла однозначно определить, с какого момента отсчитывается срок начала проверки - со дня подачи декларации (расчета) или с момента представления прилагаемых к ней документов. Пункт, привязывающий начало срока проведения проверки к обязанности представлять документы, прилагаемые к налоговой декларации в соответствии с Налоговым кодексом, исключен.
Необходимо отметить, что НК РФ не содержит такого понятия, как "повторная камеральная проверка".
Вместе с тем, проведение камеральной налоговой проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
Многих налогоплательщиков волнует вопрос, прекращается ли камеральная налоговая проверка первичной декларации, скажем, по НДС после подачи уточненной декларации за тот же период до окончания срока проверки первичной декларации, и должен ли налоговый орган при этом принять решение по результатам проверки первичной декларации.
Сообщаем, что если в ходе проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию, то проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Таким образом, в данной ситуации трехмесячный срок, установленный для проведения камеральной проверки, начинает отсчитываться с момента подачи уточненной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Прекращение камеральной налоговой проверки означает, что налоговая инспекция прекращает все контрольные мероприятия в отношении ранее поданной декларации. Вместе с тем, полученные сведения при проведении прекращенной проверки могут быть использованы для мероприятий налогового контроля в рамках новой проверки.
В случае, если уточненная налоговая декларация представлена в налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации в момент или после обнаружения налоговым органом нарушений законодательства о налогах и сборах налоговый орган должен завершить такую проверку и принять по ее результатам решение в соответствии со ст. 101 НК РФ.
Пунктами 3 и 4 ст. 81 НК РФ установлено, что если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
После того, как срок проведения камеральной проверки истек, налоговая инспекция не вправе требовать документы, которые были необходимы для проведения проверки. В том случае, если по результатам камеральной проверки у налоговой инспекции возникли основания полагать, что налогоплательщик допустил нарушения налогового законодательства, проверяющие вправе в течение месяца после истечения общего срока камеральной проверки запросить дополнительные документы (п. 6 ст. 101 НК РФ). Основанием для этого должно служить решение налоговой инспекции о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по форме, утвержденной приказом ФНС от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Порядок рассмотрения представленных для проведения
камеральной проверки документов

Камеральная проверка имеет счетно-аналитический характер, основной этап проверки - изучение самой отчетности. Речь идет о документах, которые налогоплательщик обязан представлять налоговым органам в силу закона, без всякого специального истребования (отчеты, расчеты по налогам, бухгалтерская отчетность и т.п.).
В первую очередь налоговики проверяют арифметику и взаимоувязку различных форм. Затем смотрят, обоснованно ли применены ставки налогов и льготы. Далее сопоставляют отчетные данные с прошлогодними показателями, с информацией о вас из других источников и с данными по аналогичным фирмам. Это делается для того, чтобы выявить "подозрительных" налогоплательщиков - кандидатов на выездную проверку.
Проверяя отчетность, налоговики не вправе требовать у налогоплательщика предъявления дополнительных документов. Но из этого правила есть исключения.
Например, если вы просите возместить налог на добавленную стоимость, инспекторы потребуют от вас дополнительные документы, подтверждающие право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщики, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить документы, подтверждающие право на эти льготы. А организациям, которые платят налоги, связанные с использованием природных ресурсов, нужно подать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налогов.
Срок внесения исправлений в налоговые декларации (расчеты) и представления пояснений в налоговые органы составляет 5 дней. Таким образом, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Налогоплательщик, представивший в налоговый орган пояснения относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Пояснения составляют в произвольной форме, отразив информацию, запрошенную налоговым инспектором. Если налоговая база определена правильно, но при заполнении формы декларации допущена ошибка, тогда в пояснении налогоплательщик сообщает об этом и указывает те строки, в которых следовало отразить показатели. Необходимо отметить, что налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган "уточненку", при этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.
В целях предупреждения возникающих вопросов необходимо самостоятельно приложить пояснения по убыткам к декларации по налогу на прибыль. Прежде всего в пояснениях надо привести максимально достоверные конкретные причины возникновения убытков в отчетности.
Налоговый орган часто отказывает в вычетах по НДС в связи с претензиями к "сомнительному", "проблемному" контрагенту налогоплательщика - не состоит на учете, не отчитывается, не находится по юридическому адресу и др. Между тем налогоплательщик обязан проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента (постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде), в связи с чем рекомендуем налогоплательщикам в отдельных случаях до заключения договора направить в инспекцию контрагента запрос на предоставление сведений о налоговой благонадежности контрагента: состоит ли организация на налоговом учете, своевременно ли представляет налоговую отчетность и уплачивает налоги. Инспекцию контрагента можно определить по первым четырем цифрам КПП с помощью официальных сайтов ФНС России и УФНС России по субъектам РФ.

Оформление результатов камеральной проверки

В п. 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт налоговой проверки должен быть составлен по установленной форме в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений не выявлено, никаких документов при завершении камеральной проверки инспекторы не составляют.
Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть подписан лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (или его представителя), подписать акт, делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
НК РФ устанавливает перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в акте камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).
Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ № САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (Приложения 4, 5 к Приказу № САЭ-3-06/892@), а также Требования к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6 к Приказу № САЭ-3-06/892@).
В п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Акт камеральной проверки должен быть вручен под расписку в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения. Если организация уклоняется от получения акта, налоговики сделают в нем соответствующую отметку и отправят его по почте заказным письмом. В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Данные правила применяются при оформлении результатов как выездной, так и камеральной проверки. Пятидневный срок (со дня вынесения) установлен также для вручения решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности (соответствующее изменение внесено в п. 9 ст. 101 НК РФ).
В п. 6 ст. 100 НК РФ закреплено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.
Начальник (заместитель начальника) налогового органа, рассмотрев акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения в течение 10 рабочих дней принимает решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения (указанный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц) и извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого проводилась эта проверка.
Статьями 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ установлен порядок рассмотрения материалов налоговой проверки.
С 1 января 2009 года в НК РФ изменен порядок обжалования решения налоговых органов. Теперь решение о привлечении или отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения обжалуется в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. При этом срок обжалования в суде исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Срок подачи апелляционной жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав. Если налогоплательщик обжалует решение налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности, подать апелляционную жалобу нужно в течение 10 рабочих дней с момента, когда это решение было получено. Если решение о привлечении к налоговой ответственности уже вступило в силу, подать апелляционную жалобу организация может в течение года с того момента, когда это решение было вынесено (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru