Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В связи с многочисленными обращениями физических лиц и проведением налоговыми органами перерасчета налога на имущество физических лиц за 2008 год Управление разъясняет порядок исчисления налога на имущество физических лиц.
Обращаем внимание на то, что перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год производится физическим лицам, имеющим в собственности на территории одного муниципального образования несколько объектов недвижимого имущества, в связи с тем, что органами местного самоуправления установлены ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.
В этой связи необходимо отметить, что не всеми органами местного самоуправления установлены ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Так решением Думы муниципального образования Усольского городского поселения от 01.11.2007 № 213 ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Налог на имущество физических лиц на территории Российской Федерации введен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).
Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.
Для расчета налоговой базы используется инвентаризационная стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений и сооружений.
Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта (т.е. всего дома, всей квартиры или всех объектов недвижимости, находящихся в собственности физического лица) с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Информацию об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января каждого года в налоговые органы представляют органы технической инвентаризации (ОТИ/БТИ).
В настоящее время налогоплательщиками получены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц, в которых сумма налога, подлежащая уплате, значительно превышает показатели предыдущих лет. Во многих случаях это связано с увеличением инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д. согласно сведениям, представленным в налоговые органы органами технической инвентаризации.
Обращаем внимание, что Законом установлены предельные ставки налога в следующих размерах в зависимости от стоимости имущества:
до 300 тыс. рублей - не выше 0,1%;
от 300 до 500 тыс. рублей - от 0,1% до 0,3%;
свыше 500 тыс. рублей - от 0,3% до 2,0%.
При этом представительным органам местного самоуправления дано право изменять ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д.), типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.) и по иным критериям.
Зачастую в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования недвижимости и/или по иным критериям не предусмотрена. Вместе с тем представительные органы повсеместно ввели ставку налога, дифференцированную в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.
Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма всех инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Например, у физического лица в городе Красновишерске имеется в собственности квартира, инвентаризационная стоимость которой составляет 370000 руб., и гараж с инвентаризационной стоимостью 140000 рублей.
Решением Красновишерской городской Думы от 18.10.2006 № 67 на территории города Красновишерска определены ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов в следующих размерах:
до 300 тыс. рублей - 0,1%;
от 300 до 500 тыс. рублей - 0,21%;
свыше 500 тыс. рублей - 0,5%;
Для выбора ставки определяется суммарная (т.е. общая) инвентаризационная стоимость всего имеющегося в городе Красновишерске на праве собственности имущества: 510000 руб. (370000 + 140000).
Исходя из объема полученной суммарной инвентаризационной стоимости определяется ставка налога - 0,5%.
Сумма налога к уплате составит 2550 руб. (510000 x 0,5%).
Таким образом, особенность исчисления налога на имущество физических лиц состоит в том, что определение ставки налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования, и его инвентаризационной стоимости.
В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает у каждого собственника имущества. При этом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, определяется исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.
Учитывая изложенное, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта налогообложения (всего жилого дома, всей квартиры и т.д.) и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости всего объекта.
Например, у физического лица на территории муниципального образования Частинского поселения имеется на праве общей долевой собственности квартира (доля в праве 1/3) с инвентаризационной стоимостью 450000 руб. Решением Совета депутатов Частинского сельского поселения от 23.11.2006 № 74 ставки налога установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов в следующих размерах:
до 300 тыс. рублей - 0,1%;
от 300 до 500 тыс. рублей - 0,3%;
от 500 тыс. рублей до 1 миллиона рублей - 1,0%;
свыше 1 миллиона рублей - 2,0%.
Исходя из инвентаризационной стоимости имущества (в рассматриваемой ситуации - всей квартиры) в размере 450000 руб., определяется ставка налога, подлежащая применению, - 0,3%.
Сумма налога к уплате составит 450,00 руб. (450000 x 0,3% x 1/3).
Имеются ситуации, когда на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности.
В таком случае налоговыми органами исчисляется сумма налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Например, у физического лица в городе Чердыни Пермского края в общей долевой собственности находится квартира (доля в праве 1/3), инвентаризационная стоимость которой составила 430000 руб., и квартира в общей совместной собственности (на 2 человек) с инвентаризационной стоимостью 360000 рублей.
Решением Думы Чердынского городского поселения от 30.11.2007 № 87 на территории города Чердыни установлены ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов в следующих размерах:
до 300 тыс. рублей - 0,1%;
от 300 до 500 тыс. рублей - 0,2%;
свыше 500 тыс. рублей - 0,7%.
Для выбора ставки определяется общая инвентаризационная стоимость имущества: 790000 руб. (430000 + 360000).
Следовательно, ставка налога, подлежащая применению, равна 0,7%.
Сумма налога к уплате составит:
(430000 x 0,7% x 1/3) + (360000 x 0,7% x 1/2) = 1003,33 + 1260 = 2263,33 рубля.
Обязанность территориальных налоговых органов Российской Федерации заключается в правильности исчисления налога на имущество физических лиц и направлении уведомлений налогоплательщикам в сроки, установленные Кодексом, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока уплаты.
Согласно разъяснению Минфина России (письмо от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19) вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применяется с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за более ранние налоговые периоды не производятся.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России и обязана руководствоваться его разъяснениями.
Поэтому налоговые органы были обязаны произвести расчеты за 2009 год и пересчитать налог за 2008 год, основываясь на данном разъяснении Минфина России.
Одновременно Управление обращает внимание на следующее.
1. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
- пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
- гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
- родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
- с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
3. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Пресс-служба Управления



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru