Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2009 г. по делу № А29-2348/2009

(извлечение)

4 мая 2009 года
(дата объявления резолютивной части решения)
6 мая 2009 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ТСЖ "Пришкольная, 22"
к Отделу Государственного пожарного надзора г. Сыктывкара
о признании незаконным и об отмене постановления
при участии в заседании:
от заявителя: П. - председатель правления ТСЖ, Б. (по доверенности)
от административного органа: М.

установил:

Товарищество собственников жилья "Пришкольная, 22" (ТСЖ "Пришкольная, 22") обратилось с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления № 257 от 27.03.2009 года, вынесенного заместителем Главного Государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС РФ по Республике Коми.
Административный орган в отзыве заявленные требования не признал.
По делу объявлялся перерыв до 04.05.2009 до 09 ч.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы сторон, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Отделом Государственного пожарного надзора г. Сыктывкара Управления государственного пожарного надзора МЧС России по Республике Коми была проведена проверка противопожарного состояния сооружений и помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Пришкольная, 22.
В ходе проверки установлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: отсутствие крышного вентилятора для системы противодымной защиты в гаражах жилого дома (п. 34 ППБ-01-03, п. 6.12, 6.15 СНиП 21-02-99).
По результатам проверки составлены акт от 27.03.2009 г. № 251, протокол от 03.02.2009 г. № 21.
Постановлением от 27.03.2009 г. № 257 ТСЖ "Пришкольная, 22" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением ТСЖ "Пришкольная, 22" обжаловало его в судебном порядке.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 34 ППБ 01-03 противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
В соответствии с пунктом 6.12 СНиП 21-02-99 в автостоянках закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005.
В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.
В соответствии с пунктом 6.15 СНиП 21-02-99 в подземных автостоянках следует предусматривать системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения с этажа (яруса) пожара: а) из помещений хранения автомобилей; б) из изолированных рамп.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, электрические системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил содержание общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 12 Правил установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии п. 1 и п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности <*>, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Таким образом, на собственников помещений и на лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии противопожарных систем и установок (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов административного дела, ТСЖ "Пришкольная, 22" вменяется в вину то, что оно не обеспечило содержание в исправном состоянии системы противодымной защиты в гаражах жилого дома, поскольку отсутствует крышной вентилятор.
Как следует из материалов дела, в соответствии с проектом строительства была предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция; дымоудаление предусматривалось вентилятором марки ВКРМ - 12,5 Ду.
Вместо указанной системы вентиляции в доме № 22 по ул. Пришкольная имеется вытяжной зонд с естественной тягой.
Сыктывкарским городским судом при рассмотрении гражданского дела № 2-4/08 установлено, что замена предусмотренного проектом вытяжного крышного вентилятора на вытяжной зонд с естественной тягой была осуществлена при строительстве жилого дома. Указанный жилой дом при наличии положительного заключения ОУГПС МВД РК о соответствии объекта требования пожарной безопасности введен в эксплуатацию.
Таким образом, поскольку нарушения правил пожарной безопасности, касающихся соблюдения требований СНиП 1-02-99 имели место при строительстве, административным органом не доказано наличие вины товарищества собственников жилья во вменяемом ему административном правонарушении. Факт отсутствия крышного вентилятора не свидетельствует о том, что заявителем не обеспечено содержание в исправном состоянии системы противодымной защиты в гаражах жилого дома.
Решением Сыктывкарского городского суда от 26.05.2008 по делу № 2-4/08 собственнику квартиры в спорном доме отказано в удовлетворении иска об обязании ТСЖ "Пришкольная, 22" восстановить системы вытяжной противодымной вентиляции с искусственным побуждением тяги автоматической системы пожаротушения.
Как установлено в ходе рассмотрения гражданского дела, данные работы по установке вентилятора возможны только путем проведения капитального ремонта. В соответствии со статьей 158 ЖК РФ вопрос о проведении капитального ремонта должен был решаться общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, что, однако им не было решено. Данные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии вины заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 257 от 27.03.2009, вынесенное заместителем Главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору о назначении ТСЖ "Пришкольная, 22" административного штрафа в размере 10000 руб.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня принятия.

Судья
Арбитражного суда



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru