ГЛАВА ТОТЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2008 г. № 739
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" и постановлением
Законодательного Собрания Вологодской области от 10 сентября 2003 года № 526 "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (с последующими изменениями и дополнениями):
1. Утвердить программу
"Социальное развитие села до 2012 года" (прилагается).
2. Финансовому управлению Тотемского муниципального района предусмотреть финансирование данной Программы
. Финансирование произвести в пределах выделенных средств в бюджете на каждый финансовый год. Размер финансирования уточняется ежегодно исходя из возможностей доходной базы бюджета района.
3. Поручить заместителю Главы района, председателю комитета по сельскому хозяйству и продовольствию района Шамаховой В.И. ежегодно информировать о ходе исполнения Программы
депутатов Муниципального Собрания района.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы района В.Н. Кузнецова.
Справку о выполнении постановления представлять ежегодно до 1 марта следующего за отчетным года.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Глава муниципального района
Н.Н.ТРОФИМОВ
Утверждена
Постановлением
Главы Тотемского
муниципального района
от 22 октября 2008 г. № 739
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА"
Паспорт Программы
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Наименование Программы¦Районная целевая программа "Социальное развитие ¦
¦ ¦села до 2012 года" ¦
¦ ¦ ¦
¦Основание для ¦Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 ¦
¦разработки Программы ¦года № 858 "О федеральной целевой программе ¦
¦ ¦"Социальное развитие села до 2012 года" (с ¦
¦ ¦изменениями и дополнениями) и постановление
¦
¦ ¦Законодательного Собрания Вологодской области от ¦
¦ ¦10.09.2003 № 526 "Об областной целевой программе ¦
¦ ¦"Социальное развитие села до 2010 года" (с ¦
¦ ¦изменениями и дополнениями) ¦
¦ ¦ ¦
¦Заказчик-координатор ¦Департамент сельского хозяйства Вологодской ¦
¦Программы ¦области ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные разработчики ¦Отдел строительства и дорожного хозяйства ¦
¦Программы ¦администрации Тотемского района ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные цели и задачи¦Основные цели Программы: ¦
¦Программы ¦- развитие социальной сферы и инженерной ¦
¦ ¦инфраструктуры сельских населенных пунктов и ¦
¦ ¦создание правовых, административных и ¦
¦ ¦экономических условий для перехода к устойчивому ¦
¦ ¦социально-экономическому развитию структурных ¦
¦ ¦подразделений муниципального района - ¦
¦ ¦муниципальных образований; ¦
¦ ¦- создание условий для завершения передачи ¦
¦ ¦объектов социальной сферы и инженерной ¦
¦ ¦инфраструктуры села в ведение органов ¦
¦ ¦муниципального района; ¦
¦ ¦- расширение рынка труда в сельской местности и ¦
¦ ¦обеспечение его привлекательности; ¦
¦ ¦- создание основ для повышения престижности ¦
¦ ¦проживания в сельской местности. ¦
¦ ¦Основные задачи Программы: ¦
¦ ¦- улучшение состояния здоровья сельского населения¦
¦ ¦путем повышения доступности и качества ¦
¦ ¦предоставления первичной медико-санитарной помощи,¦
¦ ¦занятий физической культурой и спортом; ¦
¦ ¦- повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения¦
¦ ¦сельских поселений; ¦
¦ ¦- расширение сети сельских автомобильных дорог; ¦
¦ ¦- привлечение и закрепление в сельской местности ¦
¦ ¦молодых семей и молодых специалистов ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки реализации ¦2007 - 2012 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Исполнители Программы ¦Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию ¦
¦ ¦администрации Тотемского района; отдел ¦
¦ ¦строительства и дорожного хозяйства администрации ¦
¦ ¦Тотемского района; комитет культуры, молодежной ¦
¦ ¦политики, физической культуры и спорта ¦
¦ ¦администрации Тотемского района; муниципальные ¦
¦ ¦образования; проектные и научные организации на ¦
¦ ¦конкурсной основе; общественные организации ¦
¦ ¦ ¦
Текст дан в соответствии с официальным текстом документа.
¦Объемы и источники ¦Общая сумма расходов на реализацию Программы - ¦
¦финансирования ¦412.41 млн. руб., в том числе средства ¦
¦ ¦федерального бюджета - 81.02 млн. руб., средства ¦
¦ ¦областного бюджета - 258.3 млн. руб., средства ¦
¦ ¦районного бюджета - 57.63 млн. руб., средства ¦
¦ ¦бюджета муниципальных образований - ¦
¦ ¦12.21 млн. руб., средства внебюджетных источников ¦
¦ ¦- ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемые результаты ¦Реализация Программы позволит: улучшить жилищные ¦
¦реализации Программы ¦условия более 30 сельских семей; ¦
¦ ¦повысить уровень газификации домов (квартир) ¦
¦ ¦природным газом до 30%; ¦
¦ ¦улучшить снабжение сельских потребителей ¦
¦ ¦электроэнергией; ¦
¦ ¦увеличить количество учащихся в благоустроенных ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждениях; ¦
¦ ¦довести уровень обеспеченности дошкольными ¦
¦ ¦учреждениями до 100%; ¦
¦ ¦повысить уровень обеспеченности больничными ¦
¦ ¦местами и амбулаториями; ¦
¦ ¦улучшить автомобильное сообщение между сельскими ¦
¦ ¦населенными пунктами и внутри них ¦
¦ ¦ ¦
¦Контроль за ходом ¦Контроль за ходом реализации Программы ¦
¦реализации Программы ¦осуществляется департаментом сельского хозяйства ¦
¦ ¦области; органами государственного финансового ¦
¦ ¦контроля области; заместителем Главы района, ¦
¦ ¦председателем комитета по сельскому хозяйству и ¦
¦ ¦продовольствию администрации района ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
Введение
Тотемский муниципальный район входит в Восточную зону Вологодской области. Территория района составляет 8.2 тыс. кв. м (5.6% территории Вологодской области). Население района составляет 25743 человека, из них сельское население составляет 15271 человек. В состав муниципального района входит 9 муниципальных образований, восемь из которых сельские. Основные отрасли района: сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность, лесная и деревоперерабатывающая, основным ресурсом района является лес.
Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения области образовательных, медицинских, культурных услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Большая часть сельского жилого фонда не имеет центрального отопления.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на протяжении последних лет на территории области практически не изменяется, их единовременная пропускная способность меньше норматива в 5 раз. Средняя величина показателя численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, составляет менее 10 процентов, среди учащейся молодежи - порядка 30 процентов, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 2000 годом увеличилась с 18 до 20. Количество школ в районе сократилось с 24 до 21 штуки.
В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки к ним детей обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.
Уровень газификации района природным сетевым газом составляет 20.07%, сжиженным - 61.84%. На территории района находится 10 ГРП, из них 7 в сельской местности, количество ШРП - 11 шт., из них 7 в сельской местности. Из 9-ти муниципальных образований разводящие сети природного газа имеются только в следующих сельских муниципальных образованиях: "Погореловское", "Калининское", "Вожбальское", "Медведевское", "Пятовское". Но развитие разводящих сетей в сельских муниципальных образованиях очень незначительное, и уровень газификации жилого фонда природным газом составляет в сельской местности 7.34%.
В целом по району уровень газификации природным и сжиженным газом составляет 81.91%, в том числе в сельской местности - 77.69%. Из общего объема реализации природного газа 27% использует население района на нужды отопления и пищеприготовления. В районе существует 32 котельных, из них 16 используют в качестве топлива природный газ, остальные работают на дровах. Котельные на дровах расположены в основном в сельских муниципальных образованиях.
На сегодняшний день сеть сельских автомобильных дорог составляет 183.6 км. Из них 167.9 км грунтовых и песчано-гравийных, что составляет 88.6% от общей протяженности сельских муниципальных дорог. В результате отсутствия хороших дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет (специалистов высшего и среднего звена) 12 человек, рабочих массовых профессий - 42 человека.
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2008 году среди руководителей предприятий агропромышленного комплекса высшее образование имели 67%, среднее профессиональное образование - 33%. Среди специалистов, занятых в сельском хозяйстве, высшее образование имеют только 17%, среднее профессиональное - 75%.
Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной Программы обусловлена:
- необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
- необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.
Основные цели и задачи Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
- создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
- повышение престижности проживания в сельской местности.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:
- улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом;
- повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;
- расширение сети сельских автомобильных дорог;
- привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов.
Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы представлено в приложениях 1 - 8 (не приводятся) к настоящей Программе.
Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляют заказчик-координатор Программы, а также по соответствующим мероприятиям Программы - ответственные органы муниципальной власти (исполнители Программы).
Заказчик-координатор Программы осуществляет:
координацию деятельности по реализации мероприятий Программы, рациональному использованию средств федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников;
нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления бюджету района средств федерального и областного бюджетов для реализации Программы.
Исполнители Программы осуществляют:
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
отбор на конкурсной основе исполнителей работ по каждому мероприятию Программы;
согласование с основными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансирования;
контроль за ходом выполнения мероприятий Программы;
подготовку ежегодного отчета о ходе реализации Программы.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется заказчиком-координатором Программы и заместителем Главы района, председателем комитета по сельскому хозяйству и продовольствию района.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы основные исполнители Программы осуществляют в установленные сроки подготовку и представление информации.
Оценка результатов реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается создание условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития села, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских муниципальных образований района, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышению уровня медицинского и культурного обслуживания сельского населения.
Порядка 30 сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Улучшится кадровое обеспечение организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы за счет привлечения и закрепления в сельском хозяйстве не менее 20 семей и молодых специалистов.
Основные целевые показатели и индикаторы Программы (с учетом долевого финансирования за счет бюджетов всех уровней) приведены в приложениях 1 - 8.