Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2009 г. № 3-11/2009

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик
при секретаре судебного заседания Е.В.Федосейкиной
с участием прокурора В.М.Родиной
с участием в деле:
заявителя - С.,
органа, принявшего оспариваемый нормативный акт - Правительства Республики Мордовия, его представителя Зиновьева Олега Михайловича, представившего в подтверждение своих полномочий доверенность от 3 июня 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске дело по заявлению С. об оспаривании в части Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года № 20,

установил:

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года № 20 утверждено Положение о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения (л.д. 4 - 6).
Первоначальный текст постановления опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 2 февраля 2005 года № 14 (л.д. 18 - 19), последующие изменения в том же печатном издании.
С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующими пункта 2 в части слов "лица, сопровождающие инвалидов 1 группы" и абзаца второго пункта 6 указанного Положения в последней редакции (л.д. 57 - 61). В обоснование заявленных требований указал, что нормативный акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, поскольку ухудшает его положение в части ранее предоставляемой льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте лица, сопровождающего инвалида 1 группы.
В судебном заседании С. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и дополнительно объяснил следующее. В соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2005 года, он, как инвалид 1 группы, пользовался льготой в виде бесплатного проезда в общественном транспорте лица, его сопровождающего. Считает, что замена натуральных льгот денежной компенсацией не означает их отмену, поэтому указанная льгота в виде бесплатного проезда лица, сопровождающего инвалида 1 группы, должна быть ему сохранена в силу пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Однако оспариваемые положения нормативного акта республики предусматривают приобретение социальной проездной карты не самим инвалидом, а лицом, его сопровождающим, что нарушает права инвалида.
Кроме того, решением Верховного Суда Республики Мордовия от 2 сентября 2005 года уже проверялась законность этого же Положения в той части, в какой оно ограничивало право бесплатного проезда в общественном транспорте лица, сопровождающего инвалида 1 группы. Внося в Положение оспариваемые изменения, Правительство Республики Мордовия в нарушение требований части 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ преодолело указанное решение повторным принятием такого же акта. Просил удовлетворить заявление.
Представитель Правительства Республики Мордовия Зиновьев О.М. заявленные требования не признал и объяснил следующее.
Предоставление предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мер социальной поддержки, связанных с оплатой проезда инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации. Предоставляемые в соответствии со статьей 28.1 указанного закона инвалидам ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) включают в себя расходы на транспортное обслуживание инвалидов. Оспариваемое С. постановление представляет собой дополнительную меру социальной поддержки. Внесение в него изменений в части приобретения проездной карты для лиц, сопровождающих инвалида группы, было произведено во исполнение решения Верховного Суда Республики Мордовия от 2 сентября 2005 года. Формулировка пункта 6 Положения о единой социальной проездной карте не исключает ее приобретение самим инвалидом и за его средства. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Родиной В.М., полагавшей заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, изучив письменные материалы, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что заявитель С. является инвалидом 1 группы, установленной ему бессрочно, что подтверждается копией заключения ВТЭК от 21 мая 1991 года (л.д. 3).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной защитой инвалидов, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" в Российской Федерации" (с последующими изменениями). Согласно преамбуле предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 30 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривалось право лица, сопровождающего инвалида 1 группы, на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Указанная норма признана утратившей силу, а льготы в натуральной форме заменены на денежную компенсацию в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Размеры выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалидам установлены статьей 28.1 Федеральной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 14.07.2008 № 110-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 5 того же Закона закреплено право субъектов Российской Федерации на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
С указанной нормой согласуется предусмотренное подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) положение, согласно которому решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В пункте 4 статьи 14 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями), принятого во исполнение названного Федерального закона (л.д. 28 - 44), указано, что порядок предоставления мер социальной поддержки по проезду на всех видах городского и пригородного автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси) в пределах Республики Мордовия устанавливается Правительством Республики Мордовия, в частности, для инвалидов и лиц, сопровождающих инвалидов 1 группы или 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности (подпункты 7 и 8).
В соответствии с приведенным Законом Республики Мордовия Правительством республики принято постановление от 31 января 2005 года № 20, которым утверждено Положение о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения (с последующими изменениями). Указанная карта является документом, предоставляющим право бесплатного проезда отдельным категориям населения республики (пункт 1), в том числе инвалидам и лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы или 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности (пункт 2).
Абзац второй пункта 6 Положения предусматривает порядок реализации проездной карты лицам, сопровождающим указанных инвалидов.
Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами и вышеназванным Законом Республики Мордовия приводит к выводу о том, что оспариваемые нормы Положения приняты Правительством Республики Мордовия в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, и последнему не противоречат.
Обосновывая нарушение своих прав, С. ссылается на то обстоятельство, что в соответствии с оспариваемыми нормами сопровождающее лицо обязано приобретать проездной билет самостоятельно и за свой счет, поскольку предусмотренный порядок реализации проездных карт исключает возможность приобретения карты на сопровождающее лицо самим инвалидом и за свой счет.
Изложенный довод заявителя основан на неправильном толковании положений нормативного правового акта. Согласно абзацу второму пункта 6 Положения при реализации проездной карты инвалидам 1 группы или 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам при предъявлении соответствующих документов инвалида может осуществляться продажа проездной карты лицу, сопровождающему указанные категории граждан. В этом случае в проездной карте в строке "Ф.И.О." делается запись "лицо, сопровождающее", в строке "категория" указывается категория инвалида, в строке "Документ, подтверждающий категорию" - соответствующие реквизиты документа сопровождаемого инвалида. Указанная карта действительна только при сопровождении инвалидов данных категорий.
Содержание оспариваемой нормы с очевидностью свидетельствует о том, что приобретение проездной карты для сопровождающего лица самим инвалидом и за его счет не исключается. В этой части каких-либо запретов или обязанности приобретать карту самим сопровождающим лицом и за свой счет Положение не содержит. Кроме того, предусмотренный порядок оформления карты без указания в ней фамилии, имени и отчества сопровождающего лица предполагает возможность ее использования в течение срока действия разными сопровождающими лицами. Иной порядок реализации проездных карт на практике, если он имеет место, является основанием для оспаривания действий соответствующих органов или должностных лиц, а не для оспаривания положений нормативного правового акта.
Ссылка С. на ранее принятое решение по вопросу соответствия федеральному законодательству этих же норм также отклоняется по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 2 сентября 2005 года был признан недействующим в том числе пункт 2 Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года № 20 в той части, в какой он предоставляет право на приобретение единой социальной проездной карты инвалиду 1 группы без сопровождающего его лица (л.д. 51 - 53).
Во исполнение указанного решения постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2005 года № 486 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года № 20 "О единой социальной проездной карте" (л.д. 54 - 56) были внесены изменения в Положение о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения в той части, в какой оно оспаривается в настоящее время заявителем, то есть в части реализации проездной карты лицу, сопровождающему инвалида 1 группы.
Указанные изменения соответствуют содержанию резолютивной части решения, поскольку недействительной была признана норма в части приобретения единой социальной проездной карты инвалидом 1 группы без сопровождающего его лица.
Таким образом, внесенные изменения направлены не на преодоление принятого судебного решения, а, напротив, в рамках его исполнения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных законом для удовлетворения заявленного С. требования.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление С. о признании недействующими пункта 2 в части слов "лица, сопровождающие инвалидов 1 группы" и абзаца второго пункта 6 Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года № 20, оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru