Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2007 г. № 3-16/2007

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Старинновой Л.Д.
при секретаре Тростиной О.В.
с участием прокурора Бредихиной Т.Н.
с участием в деле:
заявителя - С.,
заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия, его представителя:
Шамониной Натальи Владимировны, начальника юридического отдела Министерства труда и социальной защиты населения Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность от 22 ноября 2006 г. № 1-13-28/1232, выданную председателем Правительства Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске дело по заявлению С. о признании недействующим с момента его подписания приложения к постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. № 14 в части слов "(за исключением сельскохозяйственных кооперативов)",

установил:

21 января 2005 г. Правительством Республики Мордовия было принято постановление "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" № 14, которым утверждено приложение.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Известия Мордовии" 1 февраля 2005 г. № 13.
13 июня 2007 г. С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующим с момента его подписания приложения к постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. № 14 в части слов "(за исключением сельскохозяйственных кооперативов)". В обоснование требований заявил, что он является инвалидом первой группы. С 10 июля 2007 г. его специальное рабочее место ликвидируется. Согласно части 1 статьи 21 и статье 22 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Приложением к постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. № 14 "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для организаций, за исключением сельскохозяйственных кооперативов.
Считал, что федеральным законодательством сельскохозяйственные кооперативы численностью более 100 человек не освобождены от обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов и создания в пределах этой квоты минимального количества специальных рабочих мест. К ведению исполнительных органов субъектов РФ переданы функции лишь по установлению минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной им квоты для приема на работу инвалидов.
Полагал, что обжалуемое им постановление Правительства Республики Мордовия противоречит федеральному законодательству, чем нарушаются его права как инвалида.
В судебном заседании С. поддержал заявление по тем же основаниям.
Представитель Правительства Республики Мордовия Шамонина Н.В. просила заявление отклонить, пояснив, что оспариваемые положения не противоречат действующему законодательству.
Заслушав объяснения заявителя С. и представителя Правительства Республики Мордовия Шамониной Н.В., изучив письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Республики Мордовия Бредихиной Т.Н., полагавшей заявление С. удовлетворить, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что С. является инвалидом первой группы с детства, инвалидность установлена бессрочно, С. нетрудоспособен, нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждается справкой ВТЭК от 21 мая 1991 г. (л.д. 3).
Письмом от 7 мая 2007 г. № 2-03/101 Мордовская республиканская организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" довела до сведения председателя Правительства Республики Мордовия, министра труда и социальной защиты населения Республики Мордовия, главы Администрации городского округа Саранск и С. о том, что 10 июля 2007 г. будет ликвидировано специальное рабочее место юрисконсульта Организации С., образованное по договору о совместной деятельности по созданию специального рабочего места от 28 июня 2005 г., заключенному между Министерством труда и социальной защиты населения Республики Мордовия и Мордовской республиканской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". Инвалид С. будет уволен с работы в связи с ликвидацией специального рабочего места (л.д. 4).
С. обратился в суд с заявлением об оспаривании положений приложения к постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. № 14 "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" (с изменениями от 10 марта 2005 г.) в части указания слов "(за исключением сельскохозяйственных кооперативов)", как несоответствующих федеральному законодательству.
Удовлетворяя заявленные требования С., суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право, в том числе, принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов предусмотрен статьей 21 вышеназванного закона.
В соответствии с данной статьей организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Статьей 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регламентировано создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которыми являются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Во исполнение данных норм Правительством Республики Мордовия, в пределах полномочий предоставленных федеральным законом, издано постановление от 21 января 2005 г. № 14 "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов", которым в приложении к данному постановлению установило минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов для организаций, за исключением сельскохозяйственных кооперативов.
Оспариваемое заявителем в указанной части Приложение к постановлению Правительства Республики Мордовия не соответствует требованиям федерального законодательства.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил для инвалидов гарантии трудовой деятельности и, в частности, установлении в организациях независимо от организационно-правовых норм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
При этом, законодатель не освободил сельскохозяйственные кооперативы (численностью более 100 человек) от квотирования рабочих мест и созданию специальных рабочих мест в пределах данной квоты, к ведению же органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено лишь установление минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите" от 07.02.2005 г. (в редакции от 28.11.2005 г. № 86-З) квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Согласно части 2 статьи 11 Закона Республики Мордовия "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите" минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Правительством Республики Мордовия для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, субъектам Российской Федерации дано право только на установление конкретного размера квоты к среднесписочной численности работников организаций от 2 до 4%. и установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, а работодатели обязаны создавать или выделять места для инвалидов в соответствии с установленной в субъекте квотой, при этом право на освобождение сельскохозяйственных кооперативов от создания минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной для каждой организации квоты для приема на работу инвалидов, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено.
Суд считает, что оспариваемые положения нормативного правового акта затрагивают права заявителя С. как инвалида и препятствуют реализации его прав на трудовую деятельность, гарантии которой установлены Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с этим отклоняется довод представителя Правительства Республики Мордовия Шамониной Н.В. о том, что установление минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов в сельскохозяйственных кооперативах будет рассматриваться как вмешательство в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, что прямо запрещено Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", поскольку сельскохозяйственный кооператив - это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 40 вышеназванного федерального закона для осуществления своей деятельности кооперативы вправе нанимать работников.
Исходя из данных положений закона в сельскохозяйственных кооперативах допускается осуществление трудовой деятельности инвалидов на условиях найма.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из изложенного, поскольку оспариваемое в указанной части приложение к постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. № 14 с изменениями от 10 марта 2005 г. № 73 "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" в части слов "(за исключением сельскохозяйственных кооперативов)" противоречит федеральному законодательству, суд признает его недействующим в этой части.
Учитывая, что нормативный правовой акт в течение длительного времени действовал, на его основании были реализованы права граждан (инвалидов) и организаций, суд в целях стабильности правоотношений, признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Правительства Республика Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 руб.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

Заявление С. удовлетворить.
Признать приложение к постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. № 14 (с изменениями от 10 марта 2005 г. № 73) "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" в части слов "(за исключением сельскохозяйственных кооперативов)" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб. (сто руб.)
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовия".
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
Л.Д.СТАРИННОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru