Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2009 г. № 1545-П

О ХОДЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
"О ПЛЕМЕННОМ ЖИВОТНОВОДСТВЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"

С целью изучения вопроса о ходе реализации Закона Краснодарского края от 15 июля 2005 года № 884-КЗ "О племенном животноводстве в Краснодарском крае" комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка совместно со специалистами департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - Департамент), государственного научного учреждения "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства" Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственного учреждения по воспроизводству и племенной работе в Краснодарском крае (далее - Крайгосплемучреждение) был осуществлен контроль за исполнением указанного Закона и проведен анализ состояния дел в области племенного животноводства.
В области племенного животноводства Департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края. Деятельность по научно-методическому, технологическому, сервисному и информационному обеспечению селекционно-племенной работы в животноводстве на территории Краснодарского края осуществляет Крайгосплемучреждение, которое проводит работу по интенсификации воспроизводства в скотоводстве, свиноводстве и овцеводстве.
По данным на 1 июня 2009 года, в Краснодарском крае количество племенных организаций и предприятий составляет 85 единиц, из них племзаводы - 31 единица, племрепродукторы - 41 единица, генофондное хозяйство - 1 единица, племпредприятия - 8 единиц, лаборатории - 3 единицы, региональный информационно-селекционный центр - 1 единица.
В структуре краевой племенной службы до 1 июля 2009 года действовало государственное унитарное предприятие "Крайплемсервис" с лабораториями по иммунногенетическому контролю и определению физико-химических свойств молока, которые в настоящее время вошли в состав открытого акционерного общества "Краснодарское". Результаты экспертиз этих лабораторий используются Крайгосплемучреждением для подтверждения происхождения племенных животных, наличия генетических аномалий и селекции по важнейшим селекционным признакам животных.
На поддержку племенного животноводства в 2007 году было выделено 74,6 миллиона рублей, в том числе из краевого бюджета - 8,7 миллиона рублей, в 2008 году было выделено 164,6 миллиона рублей, в том числе из краевого бюджета - 42,8 миллиона рублей, с начала 2009 года было выделено 169,5 миллиона рублей, в том числе из краевого бюджета - 58,9 миллиона рублей. По состоянию на 22 сентября 2009 года выделенные лимиты на 2009 год освоены на 57,8 процента.
В молочном скотоводстве особо важными являются уровень молочной продуктивности и физико-химические свойства молока (содержание жира и белка). В крае имеются две лаборатории селекционного контроля физико-химических свойств молока: первая - в открытом акционерном обществе "Краснодарское" (бывшая лаборатория государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Крайплемсервис"), вторая - в государственном научном учреждении "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства" Российской академии сельскохозяйственных наук. Лаборатория открытого акционерного общества "Краснодарское" является одной из крупнейших в России и осуществляет исследования иммунногенетических свойств крови на достоверность происхождения племенного поголовья. За 2008 год проведено тестирование на достоверность происхождения с определением группы крови 8662 голов крупного рогатого скота. Стоимость указанных исследований составляет: лошади - 350 рублей, крупный рогатый скот и свиньи - 150 рублей.
В системе искусственного осеменения используются быки-улучшители, что позволяет целенаправленно совершенствовать породные и продуктивные качества в племенном и товарном скотоводстве. За шесть лет средний удой от одной коровы в племенных хозяйствах составил 5718 килограммов молока, что на 10 процентов выше среднекраевого показателя.
В настоящее время в 27 районах края работают 86 пунктов искусственного осеменения животных, находящихся в личных подсобных хозяйствах.
Для улучшения племенных и продуктивных качеств маточного поголовья крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах используется биопродукция, поставляемая племенными предприятиями края, от высокоценных быков-производителей молочных и мясных пород: англерской, айрширской, красной датской, голштинской черно-пестрой, голштинской красно-пестрой, швицкой, красной степной породы (кубанский тип), абердин-ангусской, герефордской и лимузинской.
Вместе с тем следует отметить, что еще не все маточное поголовье, находящееся в личных подсобных хозяйствах, осеменяется искусственно. Зачастую владельцы животных используют для осеменения быков, выращенных в домашних условиях.
По состоянию на 1 июня 2009 года в крае работают пять племенных предприятий по искусственному осеменению свиноматок: общество с ограниченной ответственностью "Восход", открытое акционерное общество "Курганинское", открытое акционерное общество "Ленинградское", открытое акционерное общество "Приазовское", открытое акционерное общество "Тихорецкое". Племенное поголовье основных и ремонтных хряков насчитывает 468 голов. Породный состав представлен мясными породами отечественной селекции (дюрок, пьетрен, Р1С 337, ландрас, йоркшир), которые составляют 61 процент от всего поголовья хряков. Скороспелая мясная порода (СМ-1) отечественной селекции насчитывает 75 голов (16 процентов), универсальная крупная белая порода - 109 голов (23 процента).
Зональное расположение племенных предприятий позволяет обеспечить семенем хряков товарные свиноводческие предприятия практически всех районов края. Охват составляет 75 процентов маточного стада свиней.
Работа по искусственному осеменению овец и коз проводится в четырех районах края: Усть-Лабинском, Новопокровском, Тихорецком и Ленинградском. При осеменении коз используется семя козлов зааненской породы (самой высокопродуктивной в мире). Овцы осеменяются семенем баранов мясного направления продуктивности пород тексель и полл-дорсет.
Во всех племенных хозяйствах внедрены компьютерные программы по учету и анализу племенного поголовья. В базе данных Крайгосплемучреждения имеется информация о более чем 150 тысячах племенных животных.
Ежегодно проводится работа по комплексной оценке сельскохозяйственных животных, ею охвачено около 70 процентов от общего поголовья скота.
Проведенный анализ состояния дел в области племенного животноводства выявил ряд проблемных вопросов в работе племенных хозяйств.
В области племенного свиноводства в результате проведенной в крае работы по переаттестации племенных хозяйств и племенных предприятий не аттестованы по причинам низкого уровня племенной работы и снижения численности маточного поголовья свиней Ейское, Кущевское и Кореновское племенные предприятия, специализирующиеся на искусственном осеменении свиней. По инициативе руководителей хозяйств прекратили свою деятельность племзаводы по разведению свиней крупной белой породы учебных хозяйств "Краснодарское", "Кубань" города Краснодара, а также племзавод "Заря" Курганинского района.
Племенные хозяйства общества с ограниченной ответственностью "Фанагория-Агро" Темрюкского района и закрытого акционерного общества агрофирма "Кухаревская" Ейского района, занимающиеся молочным скотоводством, не прошли переаттестацию.
Производственная деятельность племенных предприятий осложняется низкой платежеспособностью ряда товарных хозяйств. Дебиторская задолженность животноводческих предприятий края на 1 июня 2009 года составляет 2472 тысячи рублей.
В последние годы происходит снижение численности племенных животных в животноводческих хозяйствах края. Динамика численности племенных животных в сельхозпредприятиях края представлена в таблице 1.

Таблица 1

+------------+-------+---------+---------+--------+---------+---------+------+---------+---------+
¦    Годы    ¦ Всего ¦  в том  ¦    в    ¦ Всего  ¦  в том  ¦    в    ¦Всего ¦  в том  ¦    в    ¦
¦            ¦крупный¦  числе  ¦процентах¦свиньи, ¦  числе  ¦процентах¦овцы, ¦  числе  ¦процентах¦
¦            ¦рогатый¦племенные¦         ¦ тысяч  ¦племенные¦         ¦тысяч ¦племенные¦         ¦
¦            ¦ скот, ¦         ¦         ¦ голов  ¦         ¦         ¦голов ¦         ¦         ¦
¦            ¦ тысяч ¦         ¦         ¦        ¦         ¦         ¦      ¦         ¦         ¦
¦            ¦ голов ¦         ¦         ¦        ¦         ¦         ¦      ¦         ¦         ¦
+------------+-------+---------+---------+--------+---------+---------+------+---------+---------+
¦2004        ¦673    ¦120,7    ¦17,9     ¦1141    ¦51,0     ¦4,5      ¦41,0  ¦6,9      ¦17,1     ¦
+------------+-------+---------+---------+--------+---------+---------+------+---------+---------+
¦2005        ¦582    ¦95,9     ¦16,4     ¦878     ¦55,7     ¦6,4      ¦27,0  ¦5,6      ¦20,7     ¦
+------------+-------+---------+---------+--------+---------+---------+------+---------+---------+
¦2006        ¦520    ¦94,5     ¦18,1     ¦972     ¦59,1     ¦6,1      ¦21,0  ¦5,2      ¦24,8     ¦
+------------+-------+---------+---------+--------+---------+---------+------+---------+---------+
¦2007        ¦491    ¦91,5     ¦18,6     ¦1075    ¦53,6     ¦5,0      ¦24,0  ¦4,0      ¦16,7     ¦
+------------+-------+---------+---------+--------+---------+---------+------+---------+---------+
¦2008        ¦478    ¦111,9    ¦23,4     ¦932     ¦34,2     ¦3,7      ¦23,0  ¦4,7      ¦20,9     ¦
+------------+-------+---------+---------+--------+---------+---------+------+---------+---------+
¦по состоянию¦467    ¦103,1    ¦22,1     ¦600     ¦34,3     ¦5,7      ¦20,4  ¦6,6      ¦32,4     ¦
¦на 1 июня   ¦       ¦         ¦         ¦        ¦         ¦         ¦      ¦         ¦         ¦
¦2009 года   ¦       ¦         ¦         ¦        ¦         ¦         ¦      ¦         ¦         ¦
+------------+-------+---------+---------+--------+---------+---------+------+---------+---------+

Существующие в крае предприятия по разведению племенного скота в большинстве своем являются федеральной собственностью и функционируют на материально-технической базе, созданной в период до 90-х годов прошлого века. Ввиду недостаточного финансирования племенные предприятия находятся в тяжелом финансово-экономическом положении, что обуславливает их низкую инвестиционную привлекательность. Современные научные разработки не находят практического применения. Выращиванием и реализацией племенных животных практически не занимаются малые формы хозяйствования.
Следствием обозначенных проблем является снижение в последние годы в крае реализации племенными хозяйствами племенного скота (таблица 2).

Таблица 2

+--------------------------------+----------------------------------------+
¦     Наименование животных      ¦    Продано племенного скота, голов     ¦
¦                                +--------+----------+--------------------+
¦                                ¦2007 год¦ 2008 год ¦на 1 июля 2009 года ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦               1                ¦   2    ¦    3     ¦         4          ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦Крупный рогатый скот, всего     ¦1017    ¦600       ¦560                 ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦в том числе                     ¦        ¦          ¦                    ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦бычки                           ¦40      ¦17        ¦19                  ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦телки                           ¦252     ¦123       ¦453                 ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦нетели                          ¦725     ¦460       ¦88                  ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦Свиньи, всего                   ¦4398    ¦2166      ¦754                 ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦в том числе                     ¦        ¦          ¦                    ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦хряки                           ¦1022    ¦726       ¦406                 ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦свинки                          ¦3376    ¦1440      ¦348                 ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦Овцы, всего                     ¦236     ¦254       ¦0                   ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦в том числе                     ¦        ¦          ¦                    ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦баранчики                       ¦36      ¦52        ¦0                   ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+
¦ярочки                          ¦200     ¦202       ¦0                   ¦
+--------------------------------+--------+----------+--------------------+

На основании проведенного анализа состояния дел в области племенного животноводства и в соответствии с Законом Краснодарского края "О племенном животноводстве в Краснодарском крае" Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Рекомендовать департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края:
активизировать работу по организации новых племенных хозяйств и предприятий и проведению переаттестации существующих племенных предприятий;
усилить контроль за соблюдением технического регламента по производству, использованию, реализации племенной продукции (материала) и ее сертификации на территории Краснодарского края;
разработать эффективные меры адресной государственной поддержки юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства по приобретению и содержанию племенного скота;
оказывать всестороннюю поддержку и помощь племенным предприятиям, внедряющим перспективные технологии и осуществляющим научно-исследовательские работы, направленные на развитие племенного животноводства;
обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) по вопросу улучшения финансирования производственно-хозяйственной деятельности племенных предприятий, находящихся в федеральной собственности;
провести семинары-совещания с руководителями животноводческих хозяйств по вопросам обновления стада за счет высокопродуктивного племенного скота.
2. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края:
оказывать содействие юридическим и физическим лицам по организации новых пунктов искусственного осеменения животных на территории муниципального образования;
совместно с главами сельских поселений провести разъяснительную работу с владельцами личных подсобных хозяйств по вопросам применения современных методов осеменения скота.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru