Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 г. № 236

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА И О КОНЦЕПЦИИ
СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО
ТИПА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), в целях создания устойчивого развития туристской индустрии Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить Концепцию создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия) согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.
3. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Кормилицына Е.И.) в срок до 1 июля 2009 года завершить разработку технико-экономических обоснований создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия).
4. Руководителям министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) руководствоваться Стратегией развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года при разработке прогнозов и планов социально-экономического развития республики, целевых программ, нормативно-правовых актов.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 мая 2009 г. № 236
(приложение № 1)

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА

Введение

Стратегия <1> развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) рассматривается в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития этой отрасли в Российской Федерации. Процессы, происходящие в мировой и отечественной практике туристической деятельности, будут оказывать существенное влияние на характер развития отрасли на территории республики. Именно они формируют общественное представление о туризме как таковом, стремление человека к познанию окружающего мира, приоритеты человеческих ценностей на современном этапе развития общества.
--------------------------------
<1> Стратегия развития туристической индустрии в Республике Саха (Якутия) разработана во исполнение поручения Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова, Протокола совещания при Президенте РС(Я) от 15 апреля 2008 года № 296, п. 3.6.8.
Разработчик Концепции - ООО "Центр инвестиционных исследований".

Стратегия развития туристской индустрии исходит из перспектив социально-экономического развития, определенных Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), прогнозируемого роста численности населения и его благосостояния. В результате реализации Схемы республика уверенно выйдет на траекторию устойчивого развития, валовый региональный продукт вырастет в 2,8 раза по отношению к 2005 году, реальные доходы населения - в 3,6 раза <2>.
--------------------------------
<2> Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, одобрена Правительством Российской Федерации (протокол № 5 от 07.02.2007)

Важным фактором развития индустрии туризма во всем мире является уровень государственной поддержки этой отрасли национальной экономики. Она связана как непосредственно с государственными вложениями в создание материальной базы и инфраструктуры туризма, объектов туристического интереса, системы подготовки кадров, с организацией межотраслевого взаимодействия, так и с созданием средствами государственного регулирования благоприятных условий для становления и успешного развития отрасли, продвижения туристического имиджа региона средствами некоммерческой рекламы.
В федеральном законе о туризме понятие "туристская индустрия" определено как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников <3>. Таким образом, под туристской индустрией в целях данного документа понимается взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристические услуги, работы и товары.
--------------------------------
<3> Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ

В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) туризму придается значение одной из структурообразующих отраслей хозяйства республики. Оптимизм во взглядах на успешное развитие туризма в Республике Саха (Якутия) имеет вполне реальные основания и предпосылки:
1. Северный вектор туристских интересов с каждым годом становится в мире все более привлекательным. Хотя на этом направлении уже имеются признанные туристические центры в Западной Европе и в странах Северной Америки, но даже среди них Якутия выделяется сохранностью первозданной природной среды.
2. Для значительной части населения мира в странах, где туристическая активность все более набирает силу: Китай, Япония, Республика Корея и другие страны АТР, северо-восток России территориально более доступен, чем северные территории Европы и Америки.
3. Богатая история человеческой цивилизации, уникальность территории как среды обитания и полноценной жизни человека в предельно экстремальных природно-климатических условиях.
4. За последние годы республика значительно продвинулась в решении проблем инфраструктурного комплекса, который будет использоваться в обеспечение туристской деятельности: магистрального наземного и воздушного транспорта, сети аэропортов и дорожного строительства, развития гостиничного комплекса, средств связи и телекоммуникаций. В ближайшие годы эти направления будут развиваться более интенсивно.
5. Создана сеть предприятий и фирм, занятых туристской деятельностью, которые приобрели опыт туристской деятельности. В 2008 году создана Национальная туристическая компания "Якутия", призванная выполнять функции компании-лидера на рынке туристских услуг в республике и в развитии въездного и внутреннего туризма.
Вместе с тем современный уровень туризма, состояние материальной базы сопутствующих и инфраструктурных отраслей, сферы услуг, призванных обеспечить поступательное развитие туристской деятельности, не соответствуют мировому уровню и требованиям как индустрии туризма. Стратегия строится с учетом того факта, что многие элементы, составляющие туристскую индустрию, придется создавать впервые. Безусловно, следует учитывать и то, что развивать туризм придется в конкурентной среде ближних и отдаленных регионов России, других северных районов, которые делают акцент именно на северную тематику.
Созданные в стране механизмы государственной поддержки становления и развития туризма предусматривают то, что существенная помощь из федерального бюджета может быть оказана региональным проектам, имеющим значительный общегосударственный приоритет и обеспеченным надежным экономическим обоснованием. При этом расчет на участие федеральных бюджетных вложений и механизмов федеральной поддержки туристской индустрии возможен только при активном участии субъекта Федерации в принятии организационных мер и финансировании проектов.
Предназначение Стратегии состоит в том, что она:
является основой для выработки государственной политики, определяет основные направления развития туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) до 2025 года, формирует единое видение содержания и перспектив развития туристской индустрии органами государственной власти, бизнесом и обществом;
создает принципиальную основу для разработки целевых программ в области создания материальной базы туризма, согласованного развития сопутствующих отраслей и производств;
рассматривается как база создания механизмов государственного управления и регулирования в данной отрасли, скоординированного формирования планов работы Правительства и законотворческой деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

1. Тенденции развития туризма в мире
и в Российской Федерации

Стратегия развития туристской индустрии в республике рассматривается в русле и тенденциях мировой практики и опыта. В большинстве стран туризм занимает место в числе базовых отраслей, играющих весьма значительную роль в экономике этих стран. Современная туристская индустрия - одна из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. За счет туризма живут как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Италия и др.). Туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран и приносит до 10% валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики.
Согласно исследованию ЮНВТО <4> "Туризм-панорама 2020" увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020 г. г. прогнозируется более чем вдвое (табл. 1).
--------------------------------
<4> Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) - межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, 153 страны-участницы. Устав Всемирной туристской организации принят на внеочередной сессии Генеральной ассамблеи МСОТО (Мехико, 17 - 28 сентября 1970 года).

Таблица 1

--------------------------------------------------------------------------
                       Прибытия            Среднегодовой         Доля, %
    Регионы  
   ------------------------   прирост, % за 
   --------------
                 1995     2010     2020     1995 - 2020      1995    2020

--------------------------------------------------------------------------
Всего           565.4  1 006.4  10 561.1       4.1          100     100
--------------------------------------------------------------------------
Африка           20.2     47.0      77.3       5.5            3.6     5.0
--------------------------------------------------------------------------
Америка         108.9    190.4     282.3       3.9           19.3    18.1
--------------------------------------------------------------------------
Восточная Азия
и АТР            81.4    195.2     397.2       6.5           14.4    25.4
--------------------------------------------------------------------------
Европа          338.4    527.3     717.0       3.0           59.8    45.9
--------------------------------------------------------------------------
Ближний Восток   12.4     35.9      68.5       7.1            2.2     4.4
--------------------------------------------------------------------------
Южная Азия        4.2     10.6      18.8       6.2            0.7     1.2
--------------------------------------------------------------------------
Межрегиональные 464.1    790.9   1 183.3       3.8           82.1    75.8
--------------------------------------------------------------------------
Дальние поездки 101.3    215.5     377.9       5.4           17.9    24.2
--------------------------------------------------------------------------
World Tourism Organization (U№ WTO)

В 2010 году основной показатель - число международных туристских прибытий должен превысить 1,0 млрд. человек, а к 2020 году составить 1,56 млрд. человек.
Другой важной тенденцией туристской деятельности отмечается та, что 1,18 млрд. туристов (76%) будут путешествовать в пределах своих макрорегионов, а 377 млн. человек будут совершать путешествия в другие регионы мира. Эти прогнозы национальные туристские администрации большинства стран используют и учитывают при определении и проведении государственной политики в сфере туризма.
Тем не менее характерным признаком прогнозного периода является то, что дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов, и соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями изменится от 82:18 в 1995 году до 76:24 в 2020 году. При этом ожидается, что Азиатско-Тихоокеанский регион займет второе место (397 млн. туристов) после Европы (717 млн. туристов), существенно опередив при этом Америку - 282 млн. туристов. Вместе взятые эти три региона будут обслуживать 89,4% мирового туристского рынка. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.
Эти прогнозные оценки мировых тенденций развития туризма указывают на важные предпосылки, которые могут способствовать развитию туризма на территории республики. Предпосылки увеличения международных туристских прибытий, которые следует учесть при построении Стратегии развития туристской индустрии в Якутии, ЮНВТО называет следующие:
повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
повышение роли государственной политики в сфере туризма;
усиление роли государственно-частных партнерств;
необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.
Ростуризм на основании данных <5> и прогноза развития туризма в мире, составленного ЮНВТО <6>, выделяет следующие тенденции:
--------------------------------
<5> Tourism Highlights. Edition 2007. World Tourism Organization, Madrid, 2007.
<6> Tourism 2020 Vision. A new forecast from the WTO, Madrid, 2000

1. Рост количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов.
При планировании государственной политики, направленной на развитие въездного туризма Республики Саха (Якутия), необходимо учитывать сложившуюся в последние годы в мире тенденцию превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Туристское предложение Якутии должно учитывать тенденции спроса туристов из соседних стран, преимущественно из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом данная тенденция в ближайшие годы будет усилена из-за влияния мирового финансового кризиса.
2. Усиление конкуренции, как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения.
В сложившихся условиях для повышения туристической привлекательности республики необходимо определить свою рекреационную нишу, предпринимать меры по подготовке оригинальных туристских продуктов и активному их продвижению на внешних рынках. Рекламная кампания Якутии должна отвечать тенденции увеличения спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт и предлагать продукт, отличный от насыщенных на мировом туристическом рынке форм и видов туризма.
3. Усиление внимания к охране окружающей среды.
Для развитых стран, которые являются лидерами по числу международных прибытий, характерно повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. Повышенное внимание к данному направлению развития туризма в мире создает предпосылки и условия для появления новых туристских продуктов в экологически чистых районах Якутии.
4. Усиление тенденции к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места среди жителей урбанизированных районов.
Большинство европейцев, а также жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона живут в густонаселенных городах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается усиление тенденции к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места. С этой точки зрения Якутия также имеет благоприятные предпосылки с позиции предоставления уникальных возможностей побывать в районах, не имеющих аналогов природных условий, самобытной культуры проживающих здесь народов и особенностей развития человеческой цивилизации.
5. Сохранение в ближайшем будущем у зарубежных туристов предпочтений поездок в туристские центры с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества.
Это требует от туристских организаций, государственных и муниципальных органов власти постоянных активных действий, направленных на создание приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качеств, задает уровень развития сервиса в Якутии.
6. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, общественное питание, строительство, способствует созданию значительного количества рабочих мест, поддерживает высокий уровень жизни населения, увеличивает налогооблагаемую базу и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. С этой точки зрения важен масштаб мультипликативного эффекта, который создаст развитие туристской индустрии в республике.
7. Значительная часть государственных вложений в продвижение своего туристского продукта.
Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. К примеру, в Великобритании и Испании только на продвижение своего национального туристского продукта направляет соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро за один год <7>.
--------------------------------
<7> Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года

Таким образом, тенденция увеличения доли дальних поездок и удаленность республики от густонаселенных центров, рост интереса к азиатскому региону и представительство здесь республики, повышение интереса к России позволяют говорить о благоприятном сочетании тенденций и возможностей, об обоснованности намерений развивать туризм в Якутии. Мировые тенденции развития туристской деятельности, безусловно, будут сказываться на формирование спроса на туристские продукты на территории России, а также будут определяющими для развития сферы туризма в Якутии. Часть этих тенденций будет непосредственно согласовываться с намерениями по развитию туризма в Якутии, способствовать успешному расширению туристской деятельности. В этой связи долгосрочный план действий по становлению и развитию туристской индустрии на территории Республики Саха (Якутия) строится с опорой на эти тенденции и максимально использует их позитивные стороны с адаптацией к условиям Якутии.

2. Современное состояние туризма в Российской Федерации

Президент России Д.А. Медведев <8> указал, что в экономике Российской Федерации "одной из "точек роста", безусловно, является туризм. Мы понимаем, что наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма, но и проблем здесь предостаточно... мы должны думать и о том, каким образом туристическую отрасль поставить на ноги в экономическом плане".
--------------------------------
<8> Совещание с главами городов Золотого кольца России по вопросам развития внутреннего туризма и проблемам местного самоуправления, 1 августа 2008 года, г. Углич

На сегодняшний день в туристической отрасли занято более миллиона человек. Суммарный доход от туризма составил 833 миллиарда рублей. По данным Ростуризма, за последние годы сфера туризма в России в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов с основным назначением для туристического бизнеса.
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, туризм предоставляет около 1% рабочих мест от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%. Инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России достигли 12,1% от общих инвестиций при годовом приросте 8,2%. Эти данные наглядно демонстрируют динамизм развития отрасли как одной из самых перспективных сфер коммерческой деятельности.
Наиболее перспективными видами туризма в России с учетом тенденций туристического спроса на мировом рынке являются:
культурно-познавательный туризм;
активный (горнолыжный, экстремальный, этнический). На территории России, к примеру, функционируют около 150 горнолыжных комплексов;
специализированный туризм (экологический, сельский, охота, рыбалка, этнический, научный и др.);
круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов. Перспективными для развития речных круизов рассматриваются реки Лена, Енисей, Обь, Амур;
деловой туризм (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, интенсив-поездки).
В районах Дальнего Востока и Забайкалья за последние годы туризм развивается весьма динамично: объем реализации туристских услуг с 2001 по 2006 годы увеличился в 3 раза, превысив 2,8 млрд. рублей. Численность занятых в туристской отрасли увеличилась на 1 тыс. человек и достигла 7,3 тыс. человек, количество туристских компаний возросло в 1,4 раза. По объему полученных доходов в регионе лидирует Республика Бурятия с объемом доходов 547,7 млн. рублей, или 20% от суммы по региону. Хабаровский край, Приморский край и Камчатская область занимают 12 - 15%, Республика Саха (Якутия) - 5% (135 млн. руб.) (рис. 1 - не приводится).
Туристская деятельность приносит в сумме более 330 млн. рублей доходов в бюджеты районов Дальнего Востока и Забайкалья. В 2006 году на территорию региона въехало более 190 тыс. туристов, из них 74% приходится на туристов из Китая и Японии.

Рис. 1. Доли регионов в суммарном объеме туристских услуг
Дальнего Востока и Забайкалья

Рисунок не приводится.

Для современного этапа развития туристской деятельности востока России также характерно преобладание выездного потока. В 2006 году число выехавших туристов составило 1 295 тысяч, в том числе 95% туристов выезжали в Китай. Эти данные указывают на то, что сложившийся баланс туристского обмена будет определять характер туристских связей и в предстоящем временном периоде.
В настоящее время большое внимание в России уделяется разработке механизмов нормативно-правового регулирования в сфере туризма. Основные усилия направлены на повышение гарантий и эффективности защиты прав и интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма. Упрощен механизм "входа" в рынок туристических услуг, но одновременно приняты меры ответственности туроператора перед клиентами за предоставляемые услуги - обязательное страхование рисков. В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма разрабатываются стандарты и классификаторы объектов туристской индустрии.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъектам РФ предоставлено право формирования правовых основ саморегулирования на туристском рынке и в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие отношения в сфере туризма.
Совершенствование туристской статистики на уровне регионов напрямую зависит от шагов и действий, предпринятых на федеральном уровне, в первую очередь, Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по туризму. Главными изданиями по туристской статистике в Российской Федерации являются статистические сборники "Туризм и туристские ресурсы в России" и "Туризм в цифрах". Тем не менее статистический учет в Российской Федерации продолжает совершенствоваться.
Большую роль для эффективного развития туризма в регионах сыграло изменение законодательства о свободных экономических зонах в Российской Федерации, разрешающее ряд проблем развития туризма в регионах. В 2007 году создано 7 туристско-рекреационных особых экономических зон в Краснодарском крае, Ставропольском крае, Иркутской области, в Республике Бурятия, в Республике Алтай, Алтайском крае и Калининградской области, которые делают успешные шаги по формированию зон и развитию туристской деятельности.
Настоятельная необходимость законодательной и нормотворческой деятельности в области туризма на региональном уровне признается всеми субъектами Российской Федерации. Законы и другие нормативно-правовые акты в области туристской деятельности приняты в большинстве субъектов России. В России есть прецеденты развития законодательства для локальных туристических зон. В Санкт-Петербурге принят Закон "О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге", в Карачаево-Черкесии - Законы "О развитии туристско-рекреационного комплекса "Домбай-Архыз", "О безопасности туристской деятельности и личной безопасности туристов в Кабардино-Балкарской Республике", в Липецкой области - Закон "Об особых экономических зонах регионального уровня" <9>. Законодательство о туризме субъектов Российской Федерации предусматривает определенные льготы и стимулирование инвестиций. Цель принятия законов на региональном уровне - развитие правовых норм, существующих на федеральном уровне.
--------------------------------
<9> Областной закон Липецкой области "Об особых экономических зонах регионального уровня", № 316-ОЗ принят 18 августа 2006 года

В большинстве субъектов Российской Федерации приняты Стратегии, Концепции и Комплексные целевые программы развития туризма.
О масштабах бюджетного финансирования региональных программ развития туризма можно судить по следующим данным: в Красноярском крае выделено 3 903 млн. руб. В Нижегородской области на цели развития въездного и внутреннего туризма до 2011 года будут направлены не менее 2,9 млрд. рублей, в том числе на возмещение части процентной ставки по кредитам, направляемым на развитие субъектов туристской индустрии, - 15%, на создание музейно-туристских комплексов и развитие инженерной инфраструктуры - 75,5%, на подготовку кадров и научное обеспечение развития туризма - 0,5%, маркетинг и PR-турпродукта - 9%. В районах Дальневосточного федерального округа приняты программы развития туризма до 2010, 2012 года: в Приморском крае с бюджетом 40 млн. рублей, в Амурской области - 73,3 млн. рублей, на Камчатке - 11 млн. рублей, в Республике Саха (Якутия) - 32 млн. рублей (см. приложение).
Показательна системность действий, которые предпринимаются в Карелии, где туризм как самостоятельная отрасль имеет продолжительную историю. Правительство Республики Карелия сосредоточило усилия на решении ключевых задач, связанных с повышением эффективности государственного регулирования в сфере туризма. В 2007 году разработана первая среди регионов России Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в составе Схемы территориального планирования Республики Карелия. 58 туристских организаций из Карелии включены в Единый федеральный реестр туроператоров, действуют 10 муниципальных целевых программ по туризму.
Карелия остается одним из наиболее активных членов Координационного совета по развитию индустрии туризма "Регионы России - Московское Соглашение". Важным событием в сфере международного сотрудничества явилось проведение в Петрозаводске Второго международного туристского форума "Северное гостеприимство". В республике активно ведется некоммерческая рекламная деятельность: организуются туристские российские и международные выставки и ярмарки. При поддержке Правительства Карелии издается журнал "Карелия туристская", создана система туристского непрерывного образования, включающая 8 образовательных учреждений.
Государственная поддержка инвесторов в сфере туризма имеет два направления. Первое - поддержка по вопросам бизнес-планирования, землепользования, продвижения на конкурсной основе значимых для республики проектов в сфере туризма на крупнейших международных и российских инвестиционных форумах. Второе направление - предоставление льготных бюджетных кредитов, субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам. Результатом является то, что в общем объеме инвестиций в основной капитал Карелии туризм занимает 2,7%. Это существенно превышает среднероссийский уровень - 0,39%. В дальнейшем Правительство Карелии планирует направить усилия на укрепление материально-технической базы туризма, увеличение туристских потоков в республику, повышение вклада туризма в экономику Карелии.
Во многих регионах России туризм рассматривается как структурообразующая отрасль в составе региональных хозяйственных комплексов. Например, Стратегия развития туризма Сахалинской области на период до 2020 года выделяет развитие туристско-рекреационного комплекса в числе приоритетного направления развития наряду с ТЭКом, рыбопромышленным комплексом и транспортной инфраструктурой.
Анализ состояния туристской деятельности в регионах показывает идентичность проблем и стартовых условий практически на всей территории Российской Федерации, свойственных этапу становления отрасли. В перечне проблемных вопросов практически во всех регионах называются:
отсутствие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма;
низкий уровень региональной туристской инфраструктуры и недостаток экономических и финансовых возможностей для ее создания у предприятий малого и среднего бизнеса;
сложная и дорогостоящая транспортная доступность;
отсутствие системы позиционирования и продвижения туристских возможностей в регионе;
малая эффективность межотраслевого взаимодействия и межотраслевой подход в сфере государственного управления туристским комплексом.
Опыт регионов России в организации и развитии туристской деятельности дает хорошее представление о наиболее реальных, эффективных путях и схеме действий по развитию туризма и туристской индустрии в Республике Саха (Якутия). Современное состояние и тенденции развития туризма в Российской Федерации достаточно хорошо ориентируют в стратегических направлениях предстоящего развития и формирования рынка туристских услуг на территории России. Эти направления развития туристской деятельности: во-первых, в значительной мере соответствуют наиболее вероятным и предпочтительным сферам развития туризма на территории республики; во-вторых, отражают основные интересы и предпочтения российского и зарубежного туриста, на которые они будут ориентироваться при выборе туристского продукта.

3. Современное состояние, тенденции и проблемы развития
туризма в Республике Саха (Якутия)

На территории Якутии туристской деятельностью занимается 51 предприятие, в том числе 24 туроператора, вошедших в Единый федеральный реестр туроператоров. Из них 8 наиболее активно работают на въездной туризм (НТК "Якутия", "АЛРОСА-Круизы", ОАО "ГАВС", ООО "Турсервисцентр", ООО "Сахатур", ООО "Мир путешествий" и др). В современной экономике республики туризм пока не играет существенной роли. Общий объем услуг, предоставленных туристическими организациями, в 2007 году, по данным официальной статистики, составил 154,5 млн. рублей. В туристической отрасли работают 176 человек.
Вклад туристической отрасли в валовый региональный продукт (ВРП), произведенный на территории республики, - 185 млрд. рублей, в настоящее время также не велик - менее 0,1%. Однако в расчете на одного работника производство ВРП составляет: в сфере туризма более 340 тыс. рублей, средний показатель по республике - 411 тыс. рублей. В среднем на каждого работника сферы туризма приходится 878 тыс. рублей выручки, что соответствует российским показателям <10>. В 2007 году туристская деятельность на территории республики принесла более 18 млн. рублей прибыли <11>.
--------------------------------
<10> Рассчитано по данным официальной статистики.

Об уровне привлекательности туризма как сферы приложения труда можно судить по среднему уровню оплаты труда: в туризме около 11 тыс. рублей в месяц при среднем по республике - 16 тыс. рублей <11>. Привлекательность туризма как сферы бизнеса характеризует средний показатель прибыли, приходящийся на одного работника, - более 100 тыс. рублей за год. Аналогичный показатель по сумме всех отраслей материального производства составляет 120 тыс. рублей 10 на 1 занятого в данной сфере. Устойчивость этих отраслевых параметров за последние годы и позитивная динамика благоприятных факторов в будущем указывают на то, что туризм представляет собой перспективную область коммерческой деятельности.
--------------------------------
<11> По данным Республиканского управления статистики

За последние годы в динамике туристических потоков устойчивую тенденцию роста имеет выездной туризм, который в 2007 году достиг отметки 14,4 тыс. туристов <12> (рис. 2 - не приводится), выехавших за пределы республики. В целях осуществления управления и выполнения на территории Республики Саха (Якутия) положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года в 2008 году подписано Соглашение между Федеральным агентством по туризму и Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) о сотрудничестве в области реализации данного Соглашения. Согласно данному Соглашению обе стороны могут осуществлять безвизовые групповые туристические поездки в рамках установленных правил. Преобладание выездного туризма, по сути, означает импорт услуг и вывоз ВРП. Для республики в плане поступательного социально-экономического развития приоритет должен отдаваться въездному туризму, иначе говоря, туристская деятельность должна быть ориентирована на ввоз ВРП. В данном случае въездной туризм понимается как посещение республики туристами из других регионов России и зарубежных стран. Наряду с этим большое значение имеет и развитие внутреннего туризма, понимая под этим туристические поездки жителей республики в пределах ее территории.
--------------------------------
<12> По данным Республиканского управления статистики

Рис. 2. Туристские потоки Республики Саха (Якутия)

]]>
Парк Ледникового периода - инвестиционный научно-туристический проект, предусматривающий обустройство площадки "Табагинский мыс" в стиле Ледникового периода с другими объектами, демонстрирующими уникальное природное явление, - вечную мерзлоту. Парк Ледникового периода представляет комплекс нескольких объектов:
1. Всемирный центр мамонта. Подземный комплекс "Мир вечной мерзлоты" включает:
Международный институт научных исследований в области климатологии, мерзлотоведения, археологии, палеонтологии, хранилище уникальных экспонатов;
Центр для посетителей;
Выставки мамонтов и других ископаемых, представителей животного мира;
Интерактивную палеозону для всех возрастов;
Палеобиблиотеку и конференц-залы;
Наглядные палеонтологические и археологические раскопки для зрителей;
Сопровождаемые туры по палео- и археологическим достопримечательностям;
Зоны наблюдения и изучения исчезающих видов растений.
Центр должен установить и развивать научные связи с национальными парками зарубежных стран. На базе этого института должна действовать Международная научная конференция (симпозиум). Как другие мировые аналоги, Центр предоставляет площадку для изучения ископаемых экспонатов мирового уровня, сочетающую в себе новейшие исследования и "ископаемый туризм".
Центральной экспозицией Всемирного центра мамонта предполагается создание геодинамического полигона: муляжи первобытных мамонтов, носорогов, других представителей ледниковой фауны натуральной величины, имитация сценок из жизни кроманьонцев, воспроизвести их стоянки, чтобы отобразить ситуацию палеогеографии 42 - 10 тысяч лет назад.
Общая строительная стоимость проекта - 297 млн. рублей.
Стоимость проектирования - 45, 6 млн. рублей.
2. Этнографический парк "Северная мозаика"
На первом этапе развития тематического парка в состав экспозиции предполагается включить 10 экспозиций - национальных этнографических комплексов народов Севера: якуты, чукчи, эвенки, юкагиры, эвены, долганы, коряки, ненцы, эскимосы (инуиты), саамы (лапландцы).
Основные разделы парка:
оленеводы тундры: ненцы, чукчи, коряки, долганы;
кочевники и скотоводы Сибири: якуты;
таежные охотники, рыболовы и оленеводы: эвенки, эвены, юкагиры, саамы (лапландцы);
охотники за морскими животными и рыболовы: эскимосы, чукчи.
Содержание национальных этнографических объектов: язык, мифы и сказания, национальная одежда и утварь, национальная кухня, музыка, танцы и песни, спортивные состязания и игры, ремесла и кустарное производство, эксклюзивные сувениры.
Большую роль в повышении привлекательности тематического парка должны сыграть технологии виртуальной реальности, которые открывают возможность более углубленного изучения жизни и культуры народов Севера.
Для успешного развития парка в последующие годы можно использовать возможности неправительственной организации "Северный Форум" для приглашения к участию в создании своих национальных экспозиций в парке "Северная мозаика". Все объекты размещения, сфера услуг и аттракционы строятся за счет привлеченных средств или средств из национальных бюджетов.
3. Горные лыжи на вечной мерзлоте (Круглогодовая горнолыжная трасса. Спорткомплекс на вечной мерзлоте). Крытый горнолыжный спуск (аналог проекта). Длина склона - 250 - 300 м, ширина - 40 - 50 м, перепад высот - 60 - 70 м. Стоимость проекта-аналога с искусственным холодом - 43 - 44 млн. евро.
Горные лыжи - один из наиболее популярных видов спорта и отдыха, привлекающий большие массы людей разных возрастов и лыжной квалификации. Крытые горнолыжные склоны - новое направление в массовом горнолыжном спорте. На территории Якутии лишь в Алданском районе горнолыжный сезон может продолжаться 4 - 5 месяцев. В других районах, где оборудованы горнолыжные трассы, сезон длится 30 - 45 дней. Основной замысел - сделать доступным горнолыжный спорт круглогодично. Уникальностью и отличием данного проекта от всех других является использование естественного холода вечномерзлых грунтов, не прибегая к применению систем искусственного холода.
4. Городские усадьбы. Казачье подворье. Ямская станция (таверна, гостевой домик, экспозиция "История и быт ямщиков").
Целью является создание туристского объекта в виде историко-архитектурного комплекса, как памятника якутской старины, связанного с освоением Севера. Объект создается путем переноса и реставрации деревянных построек, в том числе являющихся архитектурными памятниками, что является весьма привлекательными для туристов и экскурсантов при соответствующем информационно - анимационном наполнении.
Важное значение имеет расположение комплекса в районе Табагинского мыса, так, именно здесь в XVIII веке располагалась Табагинская ямщицкая станция - одна из первых построенных по царскому проекту. Это создает возможности для создания ряда маршрутов исторической реконструкции по линии: Якутск - Табага - Еланка. В сочетании с другими объектами зоны комплекс наиболее полно отразит исторический путь развития современной республики.
Для успешного функционирования историко-архитектурного комплекса "Городские усадьбы" определяется резидент, а также привлекаются семьи и отдельные предприниматели для ведения традиционных форм хозяйства и ремесел.
В разделенных на сектора группах старинных усадеб (таких, например, как усадьба купца Мигалкина), отдельных домов, амбаров и других хозяйственных построек предполагается создать и разместить постоянно действующие, сочетающие в себе музейное дело, хозяйства:
мастерские и лавки ремесленников (кузнецов, гончаров, шорников и др.);
сельскую школу;
семейные гостиницы, называемые в прошлом "доходными домами";
трактиры со своеобразной кухней народов Сибири и Севера;
сектор для традиционных народных гуляний и проведения ярмарок;
ямщицкую станцию с подсобным крестьянским хозяйством, частично обеспечивающие нужды комплекса;
казачье подворье, которое является центральной усадьбой конезавода, с конно-спортивным клубом, обеспечивающее конной тягой все объекты ОЭЗ ТРТ.
На территории комплекса предусматривается и строительство гостиниц малой вместимости за счет средств предпринимателей и местных жителей.
5. Оздоровительный комплекс. Грязевые и минераловодные ванны. Русская баня, сауны.
Действующий в настоящее время профилакторий "Ленские зори" по проведению реконструкции может предоставить широкий выбор лечебных и оздоровительных процедур. Профилакторий как юридическое лицо в качестве предприятия-резидента также может войти в состав ОЭЗ.
Как показывает мировая практика, большое значение для роста туристского потока в аналогичных парках, кроме познавательной роли, имеет значение парка как места для активного отдыха и развлечений. В этой связи в ОЭЗ ТРТ предусматривается широкий спектр развлекательных возможностей и объектов показа и оздоровительного комплекса в течение всего года.
6. Парк развлечений:
"Зеленый Мир": походы, прогулки, фототуры и наблюдение животных в дикой природе.
Лыжи, сноуборд на открытом воздухе (осень - весна). Дороги и склоны для снежных развлечений и снежного транспорта открыты с середины октября и до середины апреля.
Летняя и зимняя рыбалка на островах (лето - зима).
Горные лыжи, сноуборд, спортивные мероприятия (круглый год) - спорткомплекс на вечной мерзлоте.
Каток под открытым небом.
Оленные переходы с ночевками в юртовых, снежных и палаточных кемпингах.
Гонки на собаках, на тройках лошадей.
Верховая езда на лошадях, катание и походы на ямских тройках, на собачьих упряжках.
Снегоходство (на "теннисных ракетках").
Сплав для начинающих.
Прогулки по реке, пляжный отдых (лето).
Альпинизм.
Ориентирование на местности.
Школа экстремального туризма.

6.3. Город Якутск - центр развития туризма
в Республике Саха (Якутия)

В идеологии создания ОЭЗ ТРТ как на начальном, так и на последующих этапах ее развития, а также развития туристской индустрии республики в целом центральное значение и главную роль будет играть г. Якутск.
Столица республики уже и сегодня является центральным пунктом туристской деятельности. Здесь сосредоточены главные центры истории, культуры, музеи и экспозиционные объекты республики, дающие представление о Якутии как объекте туристического интереса. Здесь сосредоточены необходимые объекты внешней инфраструктуры: международный аэропорт, размещены пограничная и таможенные службы, обеспечена гарантированная телефонная и Интернет-связь, учреждения здравоохранения с передовыми технологиями диагностики и лечебного процесса, республиканские службы спасения и медицины катастроф.

                       +----------------+
                       ¦     Центр      ¦
                       ¦республиканского¦
                       ¦  и отраслевого ¦
    +-----------------+¦   управления   ¦+----------------+
    ¦Система объектов+++----------------+++   Система     ¦
    ¦     истории,   ¦¦+----------------+¦¦  туристских   ¦
    ¦    культуры и  ¦¦                  ¦¦  объектов и   ¦
    ¦    духовности  ¦¦    г. Якутск     ¦¦   продуктов   ¦
    +----------------++                  ++---------------+
             +-------+--------+  +--------+-------+
             ¦       +--------+--+--------+       ¦
             ¦  Основные силы ¦  ¦     Комплекс   ¦
             ¦ туристического ¦  ¦  внутренней и  ¦
             ¦     бизнеса    ¦  ¦     внешней    ¦
             ¦                ¦  ¦ инфраструктуры ¦
             +----------------+  +----------------+

Город Якутск является узловым пунктом сети автомобильных дорог федерального и республиканского уровня. В ближайшие годы в г. Якутске будет построен новый аэровокзальный комплекс международного класса. С приходом железной дороги на правый берег р. Лены и в город Якутск значительно улучшится транспортная доступность значительной части территории республики, что создаст благоприятные условия для роста туристского потока и повышения доступности более отдаленных туристско-рекреационных зон республики.

                    +-+ Тикси +-+ Верхоянск
                    +++       +++ - Киhилэх
                     ¦         ¦
                     ¦         ¦
                   +-+---------+-----------+
            +-+    ¦        ОЭЗ ТРТ        ¦    +-+ Томтор
            ¦ +----+     "Северный Мир"    +----+ ¦ - Полюс холода
            +-+    ¦                       ¦    +-+
     Мирный        ++---+----------------+-+
     - Алмазный тур ¦   ¦                ¦
                    ¦  +++               ¦
                    ¦  +-+               ¦
                    ¦   Алдан            ¦
                   +++  - Лыжный центр  +++ Еланка
                   +-+                  +-+ - Станция ямщиков
                    Нерюнгри                - Ленские столбы
                    - Нахот                 - Диринг Юрях
                                            - Буотама
                                            - Зеленые туры

В системе объектов, маршрутов и мероприятий по развитию индустрии туризма г. Якутск и в дальнейшем будет играть ключевую роль. В схеме создания ОЭЗ ТРТ, как отмечено выше, городу отводится роль главного туристического центра, представляющего своим экспозиционным потенциалом целостную картину республики, северных регионов России и всего мира. Совокупность объектов, размещенных в городе, должна дать туристам полное представление о туристско-рекреационном потенциале Якутии, познакомить с конкретными туристскими продуктами, которые республика может предоставить туристам в различных районах своей территории.
Для создания целостной схемы действий необходима увязка различных продуктов, проектов и мероприятий в единый комплекс, в котором достигаются:
Палеонтологическая. Предметы и объекты природы являются историей человечества, они несут в себе огромный познавательный и образовательный потенциал;
Историко-культурологическая, посвященная истории, этнографии, культуре и мифологии коренных народов циркумполярного Севера;
Художественная - представление изобразительного, этномузыкального, литературно-поэтического видов творчества и народных ремесел;
Экомузей или природно-ландшафтный парк с разветвленной инфраструктурой.
Дальнейшее развитие развития туризма предполагает использовать как существующие, так вновь создаваемые туристские объекты и продукты. В связи с этим ОЭЗ ТРТ по мере подготовки условий и туристских продуктов и проектов должна быть расширена по территории республики. Туристскими продуктами и комплексами "Полюс Холода", "Алмазный Мир Якутии" <5>, туристический комплекс "Верхоянье", туристический комплекс "Южная Якутия", включая действующие объекты: горнолыжная база Нерюнгри, источники "Нахот" и перспективные горнолыжные базы Алдана, курорты Абалах и Кемпендяй и другие.
--------------------------------
<5> Названия отдельных туристических комплексов пока даны условно.

6.4. Создание инвестиционных площадок
туристско-рекреационного типа на примере муниципального
района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия)

Приоритетным проектом первого этапа формирования ОЭЗ ТРТ рассматривается создание туристского комплекса "Деревня ямщиков Еланка". Относительно самостоятельный проект он тесно связан тематически и организационно с туристской деятельностью центрального туристического комплекса ОЭЗ ТРТ в г. Якутске.
Большой потенциал туристского комплекса "Деревня ямщиков Еланка" определяет его роль в качестве одного из экономических кластеров, который должен являться исходной точкой развития не только Хангаласского улуса, но и прилегающих муниципальных образований. Эта особенность определяется рядом близких либо совпадающих экономических, природных, социально-культурных и иных условий, существующих в соседних улусах.
Развитие с. Еланка как туристского центра предусматривает использование нескольких потенциальных направлений туризма, объединенных единым замыслом:
1. Сельский туризм - основное направление туризма, тематически связано с историческими традициями русских ямщиков. Суть проекта - создание небольшой деревни в 10 - 15 домов, построенной по традициям ямщиков 18 - 19 веков. Здесь на постоянной круглогодичной основе будут проживать семьи, ведущие сельский образ жизни с натуральным хозяйством. При посещении и проживании в таких семьях турист имеет возможность получить полное погружение в образ и быт русских ямщиков, принять участие в сельских работах, ловле рыбы и охоте, уходе за домашними животными и скотом, ознакомиться с особенностями ямщицкой работы.
2. Культурно-познавательный туризм основан на интересе к огромному культурно-рекреационному потенциалу Хангаласского улуса, включающему многочисленные памятники природы, архитектуры, истории, литературы, археологии. Это почтовые тракты и старые соляные поварни, заброшенные железорудные копи, деревни первопоселенцев, первые ямщицкие станции, археологические раскопки древних и доисторических стоянок человека, наскальные рисунки и т.д. Эти объекты в ближайшем будущем должны занять особое место в системе объектов туристско-экскурсионного показа всего Хангаласского улуса.
3. Этнографический туризм тесно увязывается с сельским туризмом и основан на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Данные территории относятся к землям, на которых оставили след российские первопроходцы, начавшие их изучение и освоение, а в дальнейшем кардинально повлиявшие на изменение культуры и верований коренных народов. Поскольку основной интерес туристов стимулируется потребностью в отдыхе, то у этой категории туристов наибольшей популярностью будут пользоваться фольклорно-песенный, танцевальный элементы, предметы народных промыслов в качестве сувениров. Наиболее перспективно в этом плане использование исторических построек в качестве живых декораций для проведения мероприятий, основанных на элементах народной культуры и быта.
4. Событийный туризм будет опираться на привлечение массового контингента туристов, используя какое-либо событие культурной или спортивной жизни. Это могут быть фестивали, конкурсы, праздники и т.д., связанные с культурой русского народа - ямщиков, казаков. Например: песенные фестивали, праздники и торжества русского казачества и т.д.
Перечисленные направления туризма: сельский, этнографический, культурно-познавательный и событийный должны составить основу и специализацию туристского центра "Еланка".
5. Приключенческий, экстремальный и активный туризм - это новый вид историко-приключенческого туризма, уникальное специальное предложение на рынке - "Кочевые дороги ямщиков", "Ямщицкая верста" и др. Эти направления будут дополняться маршрутами на оленьих упряжках к кочевым эвенкам на р. Буотаму, маршрутами на снегоходах, лыжными переходами к зимним Ленским Столбам и т.д. К летним активным и приключенческим программам можно отнести конные маршруты, сплавы по р. Буотама и Синяя, пешеходные и велосипедные туры.
6. Экологический туризм двух видов: для туристов, профессионально интересующихся флорой и фауной нетронутой природы, и пребывание туристов в условиях проживания этнографических групп (эвенков-кочевников, якутов-коневодов и т.д.). Данный вид туризма активно развивается в отдаленных деревнях, располагаемых в пределах экологически чистых территорий. Привлекают туристов: пашни, покосы, пастбища, охотничьи угодья, места рыбалки, отдыха и развлечений. Эти объекты в ближайшем будущем должны занять особое место в системе объектов туристско-экскурсионного показа.
Проблемные вопросы.
Инфраструктура туризма включает в себя совокупность объектов тепло- и электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Значительная часть данных инфраструктурных единиц относится к инфраструктуре общего пользования и используется для целей туризма параллельно с использованием в других целях. Вместе с тем сфера туризма создает и свою внутреннюю специальную инфраструктуру, к которой относятся подъездные пути на территориях объектов туризма, а также пешеходные тропы и дорожки, автономные системы канализации и утилизации, отдельные сети и объекты энергетики, телекоммуникации.
В настоящее время в селе Еланка отсутствуют современные системы тепло- и электроснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации, недостаточно развиты системы телекоммуникаций.
Основным препятствием в развитии является отсутствие круглогодичной дороги с твердым покрытием, соединяющей с. Еланка с г. Якутском. Данное обстоятельство наряду с неразвитостью придорожного сервиса является серьезным препятствием для развития автомобильного туризма и доставки туристов к местам отдыха. Поэтому отсутствие дороги является проблемой, требующей быстрого разрешения. В настоящее время нет специализированных пассажирских водных перевозчиков, выполняющих рейсы до сел Улахан-Ан и Еланка.
Дальнейшее развитие проекта требует разработки в 2009 году ТЭО туристического комплекса в целом, включающего пакет высокоэффективных туристских продуктов, гостиничное хозяйство, внутреннюю и внешнюю инфраструктуру, а также подготовку туристических объектов на Ленских Столбах, на реках Буотама и Синяя, на стоянке Диринг Юрях и организацию транспортного обслуживания.

7. Создание особой экономической зоны ТРТ как механизма
реализации государственно-частного партнерства
и "полигона" привлечения инвестиций

ОЭЗ ТРТ "Северный Мир" в контексте Стратегии развития индустрии туризма на территории Якутии рассматривается как совокупность туристских объектов общероссийского значения, как форма государственного участия в развитии туризма, как средство привлечения федеральных источников финансирования для софинансирования инфраструктуры туризма.
Идеология государственно-частного партнерства находит в России все больше сфер для эффективного сотрудничества государства и частного капитала в целях ускорения экономического развития на основе взаимовыгодного сотрудничества. В плане взаимодействия органов власти и предпринимателей в процессе создания и функционирования ОЭЗ ТРТ также акцентируется внимание на принципах государственно-частного партнерства, которые заложены и в нормативно-правовую базу ОЭЗ. Официальные представители МЭРТ и Алтая признают, что ситуация в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в Республике Алтай и Алтайском крае свидетельствует о том, что ОЭЗ являются хорошим примером государственно-частного партнерства.
Взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям: от создания совместных предприятий и совместного участия в инвестировании проектов до предоставления государственных гарантий по развитию бизнеса и режима благоприятствования по налогообложению. Принятый Правительством Республики Саха (Якутия) курс на оказание поддержки в формировании материальной базы туризма: строительство туристических объектов, приобретение в свое время круизных теплоходов, транспортное строительство практически на всех видах транспорта, создание надежных современных средств и систем связи и информатизации, гостиничных комплексов реально содействует и создает базу для развития туризма. Сегодня гостиничный бизнес начинает приобретать коммерческую самостоятельность. Многие задачи транспортного обслуживания решаются частными предприятиями.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года".

Технология ОЭЗ ТРТ представляет собой механизм государственной поддержки становления и развития туристской индустрии и реализации государственно-частного партнерства. Общепринятой нормой в современной экономике развитых стран стало государственное участие в создании инфраструктурных объектов общего назначения и инвестирование тех сфер экономической деятельности, где отдача вложений не столько близка. При создании ОЭЗ ТРТ на территории республики государственное участие как федеральное, так и региональное в финансировании строительства туристических комплексов должно быть сосредоточено преимущественно на объектах внешней инфраструктуры. К примеру, в Республике Алтай государственное участие проявляется в софинансировании работ из государственного бюджета по реконструкции аэропорта в Горно-Алтайске. Сегодня аэропорт уже находится в частной собственности, тем не менее в федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиации" предусматривается выделение более 1 млрд. рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, светосигнального и навигационного оборудования. Местные органы власти также считают, что для оптимального функционирования ОЭЗ ТРТ необходима реконструкция федеральной дороги М-52 ("Чуйский тракт"), строительство железнодорожной ветки Бийск - Горно-Алтайск.
Совокупность программных мероприятий в сфере транспортного строительства, вошедших в федеральные и республиканские программы: завершение строительства железной дороги до Якутска, реконструкция аэропорта "Якутск", реконструкция и строительство федеральных и республиканских автодорог и другие проекты открывают доступ к объектам туристического назначения.
Государственно-частное партнерство затрагивает и такие сферы, где коммерческая деятельность не имеет высокой эффективности или несет значительные риски. Государственно-частное сотрудничество присутствует и при создании новых предприятий, в определении их организационно-правовой формы. В Алтайском крае создан орган управления развития зоны ОАО "Особая экономическая зона туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь". В уставном капитале этой компании Алтайскому краю принадлежит блокирующий пакет акций с целью прямого влияния на эффективность деятельности общества.
Разделение сфер участия государственных и частных структур в инвестировании определено так, что администрация края направляет бюджетные инвестиции на развитие внешней инфраструктуры ОЭЗ: строительство и реконструкцию наружных сетей и сооружений энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, аэропорта и автодорог. Однако администрация намерена участвовать и в строительстве внутренней инфраструктуры ОЭЗ в сумме около 30 млрд. рублей государственных средств. Для выполнения обязательств по софинансированию объектов инфраструктуры администрация в 2007 году выделила средства в размере 230 млн. рублей. На частные инвестиции будут построены туристские объекты общей стоимостью 100 млрд. рублей. В настоящее время официальный статус резидентов ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" получили 6 инвесторов, которые выразили намерение инвестировать 3 миллиарда рублей.
Для предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ ТРТ законами субъектов Российской Федерации устанавливается пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Кроме того, льготы по налогу на имущество предоставляются резидентам в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества, также льготы по налогу за землю организации в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Схема инвестиционных вложений в ОЭЗ туристско-рекреационного типа определена Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации <6> для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение (региональные инвестиционные проекты) и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.
--------------------------------
<6> Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 года № 134

В соответствии с Законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <7> и Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ возможно использование трех вариантов государственной поддержки из федерального бюджета. Государственное участие в реализации инвестиционных проектов может быть осуществлено в трех вариантах. Долевое участие в каждом из вариантов определяется правилами инвестирования и определением прав собственности на создаваемые объекты. При реализации схемы ОЭЗ федеральное участие в схеме государственно-частного партнерства сводится в основном к финансированию объектов внешней и частично внутренней инфраструктуры. В суммарной стоимости комплекса инфраструктурные объекты занимают 19% (вариант I) <8>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
<8> На данной стадии разработки проекта в оценке стоимости использовались данные о стоимости объектов, указанные в конкурсных документах, в предыдущем проекте ОЭЗ, аналоги строительной стоимости объектов из отечественной и мировой практики создания туристических объектов и продуктов.

---------+------------------------+-----------+--------------------------
         ¦                        ¦Минимальная¦     Долевое участие
 Варианты¦         Форма          ¦ стоимость +-------+-------+----------
         ¦                        ¦  проекта  ¦  РФ   ¦ РС(Я) ¦Инвесторы
---------+------------------------+-----------+-------+-------+----------
    I    ¦ОЭЗ туристско-          ¦   5 000   ¦  19%  ¦  32%  ¦   49%
         ¦рекреационного типа     ¦ млн. руб. ¦       ¦       ¦
---------+------------------------+-----------+-------+-------+----------
   II    ¦Региональный            ¦    500    ¦  28%  ¦  21%  ¦   51%
         ¦инвестиционный проект   ¦ млн. руб. ¦       ¦       ¦
---------+------------------------+-----------+-------+-------+----------
   III   ¦Комплексный             ¦   5 000   ¦  37%  ¦  21%  ¦   42%
         ¦инвестиционный проект   ¦ млн. руб. ¦       ¦       ¦
---------+------------------------+-----------+-------+-------+----------

При реализации схемы "Региональный инвестиционный проект" по установленным Правилам ассигнований инвестиционного фонда в состав государственного финансирования включаются объекты федеральной собственности. Объект "Всемирный центр мамонта" в комплексе с подземным объектом "Мир вечной мерзлоты" в силу своей уникальности и научной значимости могут претендовать на статус объектов федерального значения. В совокупности с инфраструктурными объектами их доля составит 28% от стоимости комплекса.

--------------------------+--------------+-----------------------------
         Объекты          ¦  Стоимость,  ¦        Собственность
                          ¦ тыс. рублей  ¦
--------------------------+--------------+-----------------------------
 Всемирный центр мамонта  ¦       800 000¦Государственная РФ
--------------------------+--------------+-----------------------------
 Мир вечной мерзлоты      ¦       250 000¦Государственная РФ
--------------------------+--------------+-----------------------------
 Парк "Северная мозаика"  ¦     1 250 000¦Государственная РС(Я)
--------------------------+--------------+-----------------------------
 Крытый горнолыжный спуск ¦     1 505 000¦Частная
--------------------------+--------------+-----------------------------
 Городские усадьбы        ¦       168 500¦МО, частная
--------------------------+--------------+-----------------------------
 Парк развлечений         ¦       850 000¦МО, частная
--------------------------+--------------+-----------------------------
 Инфраструктура           ¦     1 143 800¦Государственная РФ, РС(Я)
--------------------------+--------------+-----------------------------
 Всего по ОЭЗ ТРТ         ¦     5 967 300¦
--------------------------+--------------+-----------------------------

Соответственно приведенному распределению прав собственности определено долевое участие местных органов власти и частных инвестиций. Долевое участие частного капитала составит не ниже 42%.

8. Создание особой экономической зоны ТРТ как инструмента
в развитии имиджевой политики региона

Туризм и имиджевая политика - две взаимосвязанные сферы деятельности. С одной стороны, имидж региона - одна из наиболее важных предпосылок успешного развития туристской деятельности. Привлекательность региона как объекта реализации познавательных, культурно-развлекательных, рекреационных и других интересов людей, региона, имеющего высокий международный рейтинг надежного, безопасного с точки зрения пребывания и реализации интересов туристов, - основа для постановки вопроса о развитии туризма. С другой стороны, высокий рейтинг туристской деятельности, возможность быть привлекательным для огромной массы отечественных и зарубежных туристов. Активность туристской деятельности в целом является индикатором для инвесторов, которым важны такие характеристики региона, как открытость, безопасность бизнеса и инвестиций, лояльность местных органов власти и населения, устойчивые и благоприятные режимы налогообложения и государственной политики в сфере экономики и инвестиций. С этой точки зрения туризм во всех цивилизованных странах выполняет функции инструмента имиджевой политики.
Цели имиджевой политики и туристской деятельности по созданию особой экономической зоны отчасти совпадают. И тот и другой виды деятельности направлены на укрепление политических и экономических позиций, на повышение инвестиционной привлекательности, на развитие равноправного и взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества. Безусловно, туризм способствует формированию наиболее полного и реалистичного представления о республике, о народах, ее населяющих, о государственной экономической и социальной политике. Туристические поездки позволяют непосредственно познакомиться с глубокими традициями, свойственными народу республики и России в целом, и наиболее верно спрогнозировать свои ожидания на отдаленную перспективу, степень безопасности и надежности отношений и бизнеса. Укреплению этих представлений в значительной мере будут способствовать различного рода межрегиональные и международные форумы, научные конференции и симпозиумы, для проведения которых должна быть использована площадка ОЭЗ ТРТ.

9. Заключение

Концепция является основанием для выработки единого согласованного взгляда с позиций государственных и муниципальных органов власти, коммерческих структур, заинтересованных в создании на территории республики особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, понимания сути проекта. Концепция необходима для разработки состава проекта и экономического обоснования ОЭЗ ТРТ, для подготовки и представления пакета документов на включение в число проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Концепция предназначена для последующего использования при текущем и перспективном социально-экономическом и бюджетном планировании.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru