Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. № 502-П

ОБ ОБЛАСТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить областную инновационную научно-техническую программу "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010 - 2014 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Стрелюхина А.М.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ





Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 14 октября 2009 г. № 502-П

ОБЛАСТНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

Паспорт программы

┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование   │областная  инновационная   научно-техническая   программа│
│Программы      │"Развитие высоких технологий  в  Саратовской  области  на│
│               │2010 - 2014 годы" (далее - Программа)                    │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основания      │решения Совета при Губернаторе области по науке          │
│для разработки │и инновациям Саратовской области и Совета  экономического│
│Программы      │развития при Губернаторе области от 5 декабря 2006 года  │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный│министерство промышленности и энергетики области         │
│заказчик       │                                                         │
│Программы      │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные       │министерство   промышленности   и   энергетики   области,│
│разработчики   │Саратовский   государственный   университет   им.    Н.Г.│
│Программы      │Чернышевского     (по     согласованию),      Саратовский│
│               │государственный     технический      университет      (по│
│               │согласованию),  Саратовский  государственный  медицинский│
│               │университет  им.  В.И.  Разумовского  (по  согласованию),│
│               │Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.│
│               │Вавилова (по согласованию)                               │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цели Программы │   1.       Содействие        ускоренному        развитию│
│               │конкурентоспособного сектора исследований и разработок.  │
│               │   2.  Увеличение  вклада  науки  и  техники  в  развитие│
│               │экономики области, в решение важнейших социальных  задач,│
│               │в том числе упрочение взаимосвязи  науки,  образования  и│
│               │реального сектора экономики.                             │
│               │   3. Формирование и модернизация материально-технической│
│               │базы  научно-исследовательских  предприятий   и   научных│
│               │учреждений с целью  повышения  уровня  фундаментальных  и│
│               │прикладных  исследований  по  приоритетным   направлениям│
│               │науки и техники, а также развития в  Саратовской  области│
│               │новых    высокотехнологичных    отраслей    промышленного│
│               │производства   и    их    позиционирование    на    рынке│
│               │высокотехнологичной продукции                            │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи         │   1.      Развитие      региональной      инфраструктуры│
│Программы      │научно-технической    и    инновационной    деятельности,│
│               │обеспечивающей   формирование   "цепочки"    потребителей│
│               │результатов  инновационной  деятельности  на  каждом   ее│
│               │этапе.                                                   │
│               │   2. Создание организационных  структур  -  региональных│
│               │инновационных     кластеров,     осуществляющих      весь│
│               │инновационный цикл, начиная от идеи и заканчивая выпуском│
│               │востребованной на рынке конкурентоспособной  продукции  с│
│               │высокой добавленной стоимостью.                          │
│               │   3. Создание  образовательно-инновационного  комплекса,│
│               │состоящего из трех элементов:                            │
│               │   обучение;                                             │
│               │   инкубирование высокотехнологичных фирм;               │
│               │   предоставление инновационных образовательных услуг  по│
│               │заказам компаний                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки          │2010 - 2014 годы                                         │
│реализации     │                                                         │
│Программы      │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Система        │система программных мероприятий включает в себя:         │
│программных    │   1. Создание новых организационных форм  инфраструктуры│
│мероприятий    │взаимодействия науки и промышленности  с  целью  развития│
│               │научно-технической и инновационной деятельности.         │
│               │   2. Содействие  развитию  важнейших  фундаментальных  и│
│               │прикладных  исследований  и  разработок  по  приоритетным│
│               │направлениям  развития  науки,   техники   и   технологий│
│               │региона.                                                 │
│               │   3.  Развитие  эффективно  действующих   управленческих│
│               │структур,  направленных   на   совершенствование   модели│
│               │развития инновационной деятельности.                     │
│               │   4. Содействие совершенствованию и  развитию  кадрового│
│               │потенциала  научно-технической  и   инновационной   сфер,│
│               │интеграции науки и образования                           │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные       │министерство   промышленности   и   энергетики   области,│
│исполнители    │научно-исследовательские    и     научно-производственные│
│Программы      │организации  области   (по   согласованию),   Саратовский│
│               │государственный университет им.  Н.Г.  Чернышевского  (по│
│               │согласованию),  Саратовский  государственный  технический│
│               │университет      (по      согласованию),      Саратовский│
│               │государственный   медицинский   университет   им.    В.И.│
│               │Разумовского     (по      согласованию),      Саратовский│
│               │государственный аграрный университет  им.  Н.И.  Вавилова│
│               │(по согласованию), Саратовский научный  центр  Российской│
│               │академии наук (по согласованию)                          │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы         │   общий объем финансового обеспечения, необходимого  для│
│и источники    │реализации Программы, составляет 10404 млн. руб.,        │
│финансирования │   в том числе:                                          │
│Программы      │   за счет средств областного бюджета 1004 млн. руб.:    │
│               │   2010 год - 203,6 млн. руб.;                           │
│               │   2011 год - 240,4 млн. руб.;                           │
│               │   2012 год - 258,0 млн. руб.;                           │
│               │   2013 год - 302,0 млн. руб.;                           │
│               │   за счет средств федерального бюджета (прогнозно):     │
│               │   2010 - 2013 годы - 2100 млн. руб.;                    │
│               │   за счет внебюджетных средств (прогнозно):             │
│               │   2010 - 2013 годы - 7300 млн. руб.                     │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые      │основным результатом  реализации  Программы  станет  рост│
│конечные       │научно-технического  уровня  промышленного  производства,│
│результаты     │решение важных социально-экономических задач области:    │
│реализации     │   увеличение    числа    организаций,     осуществляющих│
│Программы      │инновационную деятельность, в 1,5 - 2 раза;              │
│               │   увеличение удельного веса  инновационной  продукции  в│
│               │общем    объеме    отгруженной     инновационно-активными│
│               │предприятиями продукции с 10 до 20 процентов;            │
│               │   увеличение объема инновационных товаров, работ,  услуг│
│               │организаций в 3 раза;                                    │
│               │   создание 4 кластеров по прорывным направлениям        │
│               │   развития науки и техники;                             │
│               │   создание   в   Саратовской   области   парка   высоких│
│               │технологий;                                              │
│               │   создание до 3000 высокооплачиваемых рабочих мест;     │
│               │   создание       инновационных       высокотехнологичных│
│               │производств,    обеспечивающих    импортозамещение     на│
│               │территории Российской Федерации;                         │
│               │   укрепление      материально-технологической       базы│
│               │исследований   научных   организаций,   высших    учебных│
│               │заведений с целью дальнейшего повышения  результативности│
│               │и качества новых разработок                              │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Система        │контроль   за   исполнением   Программы    осуществляется│
│организации    │министерством промышленности и энергетики области        │
│контроля за    │                                                         │
│исполнением    │                                                         │
│Программы      │                                                         │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

1.1. Нормативно-правовая база для формирования приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники региона

Нормативно-правовая база на федеральном уровне

Президентом Российской Федерации в письме от 30 марта 2002 г. № Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" впервые в Российской Федерации была поставлена задача по формированию национальной инновационной системы, которая должна была обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
Развитие национальной инновационной системы является определяющим направлением такого базового документа, как Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п-П7. В указанном документе определено, что целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации:
повышение качества жизни населения;
достижение экономического роста;
развитие фундаментальной науки, образования, культуры;
обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
Государственная политика в области развития инновационной системы изложена в основополагающем базисном документе "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" и направлена на:
создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран;
технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.
Для реализации государственной политики в части развития инновационной деятельности и коммерциализации разработок в сфере высоких технологий принят ряд федеральных программ, направленных на поддержку научно-технического развития страны.
Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р, направлена на обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики (в том числе информационных технологий) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Для этого предусматривается создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий; развитие российских высокотехнологичных производств; увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.
Также действует ряд программ, которые направлены на поддержку и развитие инновационной инфраструктуры, например:
"Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", основной целью которой является создание научно-технической и технологической базы наноиндустрии, техническое переоснащение приборно-инструментальной базы научно-исследовательских и производственных организаций. Реализация комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по разработке технологий, материалов и инновационных продуктов с топологическими элементами в нанометровом диапазоне;
"Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 - 2015 годы", которая нацелена на:
обеспечение радиоэлектронных средств и систем, в первую очередь средств и систем, имеющих стратегическое значение для страны, российской электронной компонентной базой необходимого технического уровня;
разработку базовых промышленных технологий и конструкций радиоэлектронных компонентов и приборов;
техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе передовых технологий;
создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения российской продукции и стратегически значимых систем;
опережающее развитие вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования сложных электронных компонентов, аппаратуры и систем для достижения мирового уровня;
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы". В ее рамках предусмотрена возможность получения финансовой поддержки проектов по развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием, а также проектов по выполнению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
"Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы нацелена на обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной, наукоемкой продукции и другие программы.

Нормативно-правовая база на областном уровне

Для регулирования правовых основ инновационной деятельности в Саратовской области частично создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной и инвестиционной активности предприятий, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий:
в 1997 году впервые среди субъектов Российской Федерации принят Закон Саратовской области "Об инновациях и инновационной деятельности", в котором введены понятия "инновации", "инновационная деятельность", "инновационная инфраструктура";
в 2003 году Закон был изложен в новой редакции, в которой были учтены происшедшие изменения во всех сферах экономики;
в июле 2004 года был принят Закон Саратовской области "О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области", который стал правовой основой создания условий для повышения влияния инноваций на промышленный рост, социально-экономическое развитие и увеличение инновационного потенциала Саратовской области.

1.2. Научно-технический и инновационный потенциал
Саратовской области

В Саратовской области имеются все необходимые условия для развития научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции. В первую очередь, к ним относятся высокий научно-технический потенциал региона, наличие высоко-квалифицированных научных и инженерных кадров.
Основой научно-инновационного потенциала Саратовской области является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В регионе работают научные организации, включая организации Российской академии наук (далее - РАН) и отраслевых академий, отраслевые научно-исследовательские институты, научно-исследовательские институты (далее - НИИ) при высших учебных заведениях, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации.
Исследования в области фундаментальных наук координирует Саратовский научный центр Российской академии наук, объединяющий научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, Саратовские филиалы:
учреждения Российской академии наук Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН;
учреждения Российской академии наук Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН;
учреждения Российской академии наук Института проблем точной механики и управления РАН.
В области работают отделения отраслевых академий: Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ НИИСХ Юго-Востока), "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы" (далее - РосНИИСК "Россорго") и др.
Саратовская область является также крупнейшим образовательным центром Поволжья, на ее территории по состоянию на 1 января 2007 года работали 27 самостоятельных государственных высших учебных заведений с учетом филиалов, а также филиалы 6 российских государственных университетов. Негосударственные высшие учебные заведения (далее - вузы) насчитывали 4 самостоятельных и 4 филиала московских негосударственных вузов.
В 11 вузах, 8 институтах и филиалах институтов Российской академии наук, 43 отраслевых научно-исследовательских институтах и организациях, 140 малых предприятиях научно-технической сферы Саратовской области сосредоточен научно-технический потенциал нашего региона. По результатам статистического обследования в 2008 году (из числа обследованных предприятий) научно-технической деятельностью занимались 5414 человек, в том числе 182 доктора наук и 532 кандидата наук, причем численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, снизилась с 2000 по 2008 годы почти на 44 процента.
При этом эффективность работы аспирантуры и докторантуры Саратовской области в настоящее время имеет высокие показатели. По числу аспирантов и докторантов, защитивших диссертации по окончании учебы, Саратовская область находится на первом месте в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).
О том, что в области сохранен научный потенциал, свидетельствует и количество предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки, число которых остается примерно одинаковым на протяжении ряда лет. В 2008 году научные исследования и разработки выполняли 53 организации и предприятия области из общего числа обследованных предприятий. Из них 30 организаций занимались научными исследованиями и разработками (далее - НИР) в области естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, 1 - в области лесного хозяйства, 7 - в области образования, 1 - в области производства машин и оборудования, 1 - в области химического производства, 9 - в области производства электрооборудования и 4 - в предоставлении прочих видов услуг.
Основной кадровый научный потенциал сосредоточен в области технических (45,4 процента) и естественных наук (27,7 процента). В естественных науках работает наибольшее число докторов (39,6 процента) и кандидатов наук (39,8 процента).
Исследования в сфере фундаментальных и прикладных наук в области ведутся по различным направлениям, которые определяются потребностями организаций региона.
Несмотря на отрицательную динамику численности научно-технического персонала, затраты на фундаментальные исследования с 2000 года выросли в 9 раз, а на прикладные - более чем в 4 раза, внутренние затраты на разработки и исследования за 7 лет возросли почти в 3 раза.
В 2007 году внутренние затраты на научно-исследовательские работы составили 1506,4 млн. руб., что на 43,8 процента больше, чем в 2006 году, в 2008 году динамика роста продолжилась, рост внутренних текущих затрат на исследования и разработки составил примерно 12 процентов к уровню прошлого года.
Финансирование затрат на исследования и разработки в последние два года осуществляется, в основном, за счет средств организаций и бюджетных средств, о чем свидетельствует их структура:
около 5 процентов от общей суммы внутренних затрат на исследования и разработки составляют собственные средства;
бюджетные средства на финансирование НИР составляют 49,1 процента;
средства организаций предпринимательского сектора - 34,9 процента от общей суммы затрат;
средства организаций государственного сектора 10,3 процента;
иностранные источники - около 1 процента.
Следует отметить, что при общей отрицательной динамике темпов роста, сопровождающей весь процесс научно-исследовательской деятельности в ПФО, в области повысилось качество разработок, что можно оценить через количество поданных заявок на выдачу патентов. Здесь область поднялась с 7 на 6 место, а по количеству заявок на полезные модели на 4 место в ПФО.
По сопряженному с научными исследованиями виду деятельности - инновационной деятельности - в регионе на фоне роста абсолютных показателей также наблюдается снижение темпов роста по сравнению с другими регионами ПФО при увеличении абсолютных показателей.
В 2008 году инновационную деятельность в Саратовской области осуществляли 55 организаций из числа обследованных.
Объем отгруженных товаров собственного производства инновационно-активными организациями области в 2008 году составил 85,9 млрд. руб. Этот показатель более чем в 1,3 раза превышает аналогичный показатель за 2007 год.
В общем объеме отгруженной инновационно-активными предприятиями продукции доля инновационной составила в 2008 году - 10,1 процента против 8,6 процента в 2007 году.
Так, несмотря на то, что объем отгруженной инновационной продукции по сравнению с 2000 годом вырос почти в 23 раза, Саратовская область переместилась с 3 на 7 место в ПФО по этому показателю. А по числу предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность, которое увеличилось, Саратовская область сместилась с 6 на 8 место.
Затраты на технологические инновации за 7 лет выросли почти в 4 раза, но по данным Федеральной службы статистики Саратовская область переместилась с 5 на 6 место (за исследуемый период с 2000 по 2008 годы). В целом, по затратам на технологические инновации Саратовская область в 2007 году отставала от Татарстана в 5,8 раза, от Самарской области в 3,6 раза, от Пермского края в 2,9 раза.
По числу созданных и используемых передовых технологий наша область поднялась с 5 на 3 место в ПФО, а рост по абсолютному показателю составил более чем в 2 раза.
Инновационный потенциал региона во многом определяется уровнем применяемых в производстве технологий, темпом их обновления. По числу созданных передовых производственных технологий Саратовская область по итогам 2008 года занимает 3 место в ПФО. Доля продукции вновь внедренной или подвергавшейся усовершенствованию в течение последних трех лет в объеме отгруженной продукции инновационно-активными предприятиями в 2008 году составила 99,2 процента.
Одной из насущных проблем развития научно-технического потенциала области остается обеспечение материально-технической базы науки. Около половины внутренних затрат на исследования и разработки в настоящее время уходит на оплату труда научно-исследовательскому персоналу, на приобретение оборудования - около 7 процентов.
И если по удельному весу затрат на приобретение оборудования в общей величине научно-исследовательских затрат Саратовская область еще находится на уровне развитых регионов, то по абсолютной величине научно-исследовательских затрат в расчете на одного работника, занятого исследованиями и разработками, область существенно отстает.
В то же время показатель удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, имеет неустойчивую динамику и находится на уровне ниже среднероссийского.
Развитие инновационной сферы деятельности приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в конкурентоспособный товар с высокими потребительскими свойствами.
Интенсивность инновационной деятельности характеризует показатель удельного веса затрат на осуществляемые технологические инновации в объеме валового регионального продукта. В Саратовской области указанный показатель имеет тенденцию к снижению, и его значение ниже, чем в соседних инновационно-активных регионах.

]]>
│    │отобранных          на│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │конкурсной      основе│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │(затраты            на│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │государственную       │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │регистрацию           │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │юридического     лица,│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │приобретение  основных│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │средств              и│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │производственного     │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │оборудования,         │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │обеспечение           │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │приобретение права  по│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │договору  коммерческой│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │концессии  (франшизу),│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │на   НИОКР   и   др.);│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │возмещения       части│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │процентной  ставки  по│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │банковским кредитам на│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │приобретение          │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │(создание)    основных│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │средств    и     части│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │лизинговых платежей по│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │договорам   финансовой│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │аренды (лизинга)      │      │        │       │       │       │              │                 │
├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│1.3.│Патентно-лицензионные │ 2010 │    6,0 │       │   6,0 │       │министерство  │                 │
│    │работы,   сертификация│ 2011 │    6,0 │       │   6,0 │       │промышленности│                 │
│    │по       международным│ 2012 │    6,0 │       │   6,0 │       │и энергетики  │                 │
│    │стандартам    качества│ 2013 │    6,0 │       │   6,0 │       │области во    │                 │
│    │(ISO, GMP, CMM и др.),│      │        │       │       │       │взаимодействии│                 │
│    │брендинг   и    защита│      │        │       │       │       │с Региональным│                 │
│    │интеллектуальной      │      │        │       │       │       │фондом        │                 │
│    │собственности         │      │        │       │       │       │поддержки     │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │научно-       │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │технической   │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │деятельности  │                 │
├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│1.4.│Участие              в│ 2010 │    5,0 │       │   5,0 │       │министерство  │                 │
│    │специализированных    │ 2011 │    7,0 │       │   7,0 │       │промышленности│                 │
│    │мероприятиях        по│ 2012 │    7,0 │       │   7,0 │       │и энергетики  │                 │
│    │продвижению  продукции│ 2013 │   10,0 │       │  10,0 │       │области во    │                 │
│    │(выставки,    ярмарки,│      │        │       │       │       │взаимодействии│                 │
│    │конференции)          │      │        │       │       │       │с Региональным│                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │фондом        │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │поддержки     │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │научно-       │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │технической   │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │деятельности  │                 │
├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│1.5.│Возмещение  затрат  на│ 2010 │    5,0 │       │   5,0 │       │министерство  │подготовка кадров│
│    │создание              │ 2011 │    7,0 │       │   7,0 │       │промышленности│для развивающихся│
│    │специализированных    │ 2012 │    7,0 │       │   7,0 │       │и энергетики  │производств      │
│    │образовательных       │ 2013 │   12,0 │       │  12,0 │       │области       │                 │
│    │программ  и   программ│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │повышения             │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │квалификации, а  также│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │подготовку            │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │инновационных         │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │управленческих   групп│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │для      инновационных│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │предприятий-резидентов│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │кластеров   и    парка│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │высоких технологий    │      │        │       │       │       │              │                 │
├────┴──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│   Итого по разделу:       │      │ 8415,0 │ 600,0 │ 515,0 │7300,0 │              │                 │
├───────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│   Всего:                  │      │10404,0 │2100,0 │1004,0 │7300,0 │              │                 │
├───────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│   в том числе:            │ 2010 │  833,6 │ 130,0 │ 203,6 │ 500,0 │              │                 │
│                           │ 2011 │ 1880,4 │ 140,0 │ 240,4 │1500,0 │              │                 │
│                           │ 2012 │ 3668,0 │ 910,0 │ 258,0 │2500,0 │              │                 │
│                           │ 2013 │ 4022,0 │ 920,0 │ 302,0 │2800,0 │              │                 │
├───────────────────────────┴──────┴────────┴───────┴───────┴───────┴──────────────┴─────────────────┤
│   Итого по программе: 10404,0                                                                      │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

V. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы финансируются за счет средств областного бюджета, федерального бюджета (прогнозно) и внебюджетных источников (прогнозно). Предполагаемый объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 10404 млн. рублей.
Суммарные расходы на реализацию мероприятий содержатся в следующей таблице:

┌───┬─────────────────────────┬──────┬────────┬───────────────────────────┐
│ № │  Название мероприятия   │Срок  │Объем   │В том числе за счет средств│
│п/п│                         │испол-│финанси-├───────┬───────────┬───────┤
│   │                         │нения │рования │област-│феде-      │внебюд-│
│   │                         │      │всего,  │ного   │рального   │жетных │
│   │                         │      │тыс.    │бюджета│бюджета    │источ- │
│   │                         │      │руб.    │       │(прогнозно)│ников  │
│   │                         │      │        │       │           │(прог- │
│   │                         │      │        │       │           │нозно) │
├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│1. │Развитие                 │ 2010 │  600   │  600  │     -     │   -   │
│   │нормативно-правовой базы │      │        │       │           │       │
│   │в научно-технической     │      │        │       │           │       │
│   │и инновационной сфере    │      │        │       │           │       │
├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│2. │Развитие инновационной   │2010 -│1946000 │446000 │  1500000  │   -   │
│   │инфраструктуры и         │ 2013 │        │       │           │       │
│   │имущественной поддержки  │      │        │       │           │       │
│   │субъектов инновационного │      │        │       │           │       │
│   │предпринимательства      │      │        │       │           │       │
│   │региональных кластеров и │      │        │       │           │       │
│   │парка высоких технологий │      │        │       │           │       │
├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│3. │Правовая, информационная │2010 -│ 42400  │ 42400 │     -     │   -   │
│   │и аналитическая поддержка│ 2013 │        │       │           │       │
│   │субъектов инновационного │      │        │       │           │       │
│   │предпринимательства      │      │        │       │           │       │
│   │региональных кластеров и │      │        │       │           │       │
│   │парка высоких технологий │      │        │       │           │       │
├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│4. │Развитие системы         │2010 -│8415000 │515000 │    600    │7300000│
│   │финансовой поддержки     │ 2013 │        │       │           │       │
│   │субъектов инновационного │      │        │       │           │       │
│   │предпринимательства      │      │        │       │           │       │
│   │региональных кластеров и │      │        │       │           │       │
│   │парка высоких технологий │      │        │       │           │       │
├───┴─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│   Итого:                    │2010 -│10404000│1004000│  2100000  │7300000│
│                             │ 2013 │        │       │           │       │
└─────────────────────────────┴──────┴────────┴───────┴───────────┴───────┘

В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа достигнутых результатов.
С целью привлечения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий настоящей Программы планируется участие в конкурсах, проводимых в рамках федеральных целевых программ по развитию инновационной деятельности.

VI. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения

Управление реализацией Программы осуществляется на основе системного подхода, предполагающего комплексность, конкурсность, делегирование функций, взаимодействие и координацию деятельности всех субъектов, заинтересованных в развитии инфраструктуры инновационной деятельности в области.
Управление и контроль за исполнением конкретных мероприятий Программы возлагаются на министерство промышленности и энергетики области.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация Программы позволит:
создать в Саратовской области эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую формирование "цепочки" потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе: идея - опытный образец (технология) - инвестиционный проект - внедрение;
повысить конкурентоспособность продукции (работ, услуг) организаций Саратовской области за счет использования передовых наукоемких технологий;
обеспечить концентрацию материальных и интеллектуальных ресурсов на решении проблем ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики, снижение себестоимости проводимых научных исследований, повышение их конкурентоспособности по экономическим показателям;
содействовать развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, укреплению материально-технологической базы исследований научных организаций, вузов;
повысить экономическую эффективность инвестиций в инновационные проекты за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения проектов;
развить научно-технологическую базу основных промышленных предприятий;
привлечь не менее 3 млрд. рублей из внебюджетных источников на реализацию инновационных проектов в интересах развития области;
обеспечить экономику Саратовской области квалифицированными специалистами в сфере создания и управления инновационным бизнесом: к 2013 году не менее 300 человек, вовлечь не менее 3 образовательных учреждений в учебный процесс, связанный с подготовкой специалистов в сфере инновационной деятельности;
увеличить объем научно-технических работ не менее чем на 10 процентов ежегодно.

Основные индикаторы реализации мероприятий Программы
в 2009 - 2015 годах

┌───┬────────────────┬────┬──────┬──────┬───────┬───────┬─────┬─────┬─────┐
│ № │   Показатели   │Ед. │ 2009 │ 2010 │ 2011  │ 2012  │2013 │2014 │2015 │
│п/п│                │изм.│ год  │ год  │  год  │  год  │ год │ год │ год │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│1. │Число           │ед. │  55  │  63  │   75  │   87  │   95│  100│  110│
│   │организаций,    │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │осуществляющих  │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационную   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │деятельность    │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│2. │Затраты на      │млн.│1700  │2500  │ 3500  │ 4000  │ 5000│ 5900│ 6700│
│   │технологические │руб.│      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновации в     │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │отчетном году   │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│3. │Объем           │млн.│8000  │9000  │11500  │15100  │18300│21500│25700│
│   │отгруженных     │руб.│      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационных   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │товаров, работ, │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │услуг           │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационно-   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │активными       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │предприятиями   │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│4. │Удельный вес    │ %  │   9,0│  11,0│   13,5│   14,6│   18│   25│   32│
│   │инновационной   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │продукции в     │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │общем объеме    │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │отгруженной     │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │продукции       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационно-   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │активными       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │предприятиями   │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│5. │Количество      │ед. │   -  │  20  │   30  │   40  │   50│   70│   85│
│   │инновационных   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │проектов, по    │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │которым         │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │предполагается  │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │оказать         │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │бюджетную       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │поддержку       │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│6. │Количество      │чел.│   -  │ 100  │  300  │  400  │  500│  800│  900│
│   │созданных       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │высокоопла-     │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │чиваемых рабочих│    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │мест            │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│7. │Прибыль от      │млн.│   -  │ 950  │ 1380  │ 2265  │ 3660│ 4300│ 5140│
│   │реализации      │руб.│      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационных   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │товаров, работ, │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │услуг           │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационно-   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │активными       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │предприятиями   │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│8. │Налоговые       │млн.│   -  │ 541  │  833,3│ 1250  │ 1667│ 2300│ 3800│
│   │поступления в   │руб.│      │      │       │       │     │     │     │
│   │областной бюджет│    │      │      │       │       │     │     │     │
└───┴────────────────┴────┴──────┴──────┴───────┴───────┴─────┴─────┴─────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru