
27 ноября 2008 года | N 300-ЗСО |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
Принят
Саратовской областной Думой
26 ноября 2008 года
(в ред. постановления
Правительства Саратовской области
от 09.09.2009 № 439-П)
Статья 1
Утвердить областную целевую программу
"Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008 - 2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
г. Саратов
27 ноября 2008 года
№ 300-ЗСО

Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Реформирование региональных финансов
Саратовской области на 2008 - 2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
(в ред. постановления
Правительства Саратовской области
от 09.09.2009 № 439-П)
Паспорт областной целевой программы
"Реформирование региональных финансов Саратовской области
на 2008 - 2010 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Реформирование
региональных финансов Саратовской области на 2008
- 2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки - постановление
Правительства Саратовской области
Программы от 25 марта 2008 г. № 127-П "О мерах по
реализации Закона Саратовской области "Об
областном бюджете на 2008 год"
Государственный заказчик - министерство финансов области
Основные разработчики - министерство финансов области, Автономная
Программы некоммерческая организация "Институт
реформирования общественных финансов" (г. Москва)
Цели и задачи Программы, - цели Программы:
важнейшие оценочные совершенствование системы предоставления
показатели государственных услуг физическим и юридическим
лицам;
развитие практики применения среднесрочного
бюджетирования, ориентированного на результат;
совершенствование межбюджетных отношений и
повышение качества управления муниципальными
финансами;
повышение качества финансового менеджмента.
Задачи Программы:
создание системы учета потребности в объемах,
инфраструктуре предоставления и качестве
государственных услуг юридическим и физическим
лицам;
стандартизация государственных услуг юридическим
и физическим лицам;
создание предпосылок для развития новых форм
оказания государственных услуг юридическим и
физическим лицам;
формирование и реализация государственных заданий
на предоставление государственных услуг
юридическим и физическим лицам;
совершенствование процедуры формирования и
реализации ведомственных и долгосрочных целевых
программ;
внедрение среднесрочного финансового
планирования;
формирование порядка планирования бюджетных
ассигнований;
внедрение объективных и прозрачных механизмов
распределения финансовой помощи;
формализация процедур предоставления бюджетных
кредитов местным бюджетам;
стимулирование реформирования муниципальных
финансов;
организация мониторинга качества управления
общественными финансами и платежеспособности
муниципальных образований;
повышение качества финансового менеджмента
главных распорядителей средств областного
бюджета;
оптимизация процесса планирования и
финансирования временных кассовых разрывов;
снижение и ликвидация просроченной кредиторской
задолженности бюджетных учреждений и
государственных унитарных предприятий;
создание формализованной методики оценки
финансовых последствий предоставляемых льгот по
уплате налогов и сборов;
повышение эффективности использования
государственной собственности области;
внедрение формализованных процедур управления
государственным долгом области, принятия долговых
обязательств, их рефинансирования.
Важнейшие оценочные показатели:
отклонение потребности в предоставлении
государственных услуг юридическим и физическим
лицам в последнем отчетном году отличается не
более чем на 15 процентов от фактически
предоставленных данных услуг;
все предоставляемые государственные услуги
юридическим и физическим лицам в последнем
отчетном году и (или) текущем финансовом году
имеют требования к качеству предоставления;
доля государственных услуг юридическим и
физическим лицам, предоставляемых организациями
иных, за исключением бюджетных учреждений,
организационно-правовых форм, составляет не менее
20 процентов от общего объема предоставляемых
соответствующих услуг;
80 процентов фактически предоставленных в
соответствии с государственными заданиями
государственных услуг юридическим и физическим
лицам за последний отчетный год соответствуют
установленным требованиям к качеству
предоставления услуг;
объем бюджетных расходов, предусмотренных на
реализацию действующих ведомственных и (или)
долгосрочных целевых программ, составляет не
менее 50 процентов от общего объема непроцентных
расходов областного бюджета;
реализована процедура утверждения проекта
областного бюджета на очередной финансовый год и
плановый период;
отклонение фактической бюджетной обеспеченности
муниципального района (городского округа),
имеющего самый низкий уровень бюджетной
обеспеченности, и муниципального района
(городского округа), имеющего самый высокий
уровень бюджетной обеспеченности, составляет не
более двух раз;
отсутствует просроченная задолженность по
предоставленным местным бюджетам бюджетным
кредитам;
муниципальными образованиями - получателями
субсидий на реформирование муниципальных финансов
сформированы трехлетние бюджеты на очередной
финансовый год и плановый период, состоящие не
менее чем на 30 процентов из расходов на
реализацию ведомственных и (или) долгосрочных
целевых программ;
средняя по муниципальным образованиям области
оценка качества управления финансами и
платежеспособности муниципальных образований за
последний отчетный год увеличена в сравнении с
предыдущим финансовым годом;
средняя по главным распорядителям средств
областного бюджета оценка качества финансового
менеджмента за последний отчетный год увеличена в
сравнении с предыдущим финансовым годом;
просроченная задолженность по средствам,
привлекаемым на покрытие временных кассовых
разрывов, отсутствует;
результаты мониторинга кредиторской задолженности
бюджетных учреждений и государственных унитарных
предприятий, в том числе просроченной,
публикуются в печатных СМИ и (или) на сайте
Правительства области;
объем налоговых льгот составляет менее пяти
процентов налоговых доходов областного бюджета;
не менее 90 процентов государственных унитарных
предприятий и организаций, доли уставного
капитала в которых принадлежат Саратовской
области, удовлетворяют критериям сохранения их в
государственной собственности области;
все операции по долговым обязательствам полностью
соответствуют установленной процедуре.
Сроки и этапы реализации - 2008 - 2010 годы, в том числе:
Программы I этап: с даты вступления в силу настоящего
Закона по 30 июня 2009 года;
II этап: с 1 июля 2009 года по 30 июня 2010 года
Исполнители основных - министерство финансов области, министерство
мероприятий экономического развития и торговли области,
комитет по управлению имуществом области, главные
распорядители средств областного бюджета
Объем общий объем финансирования Программы составляет
и источники 198,206 млн. рублей, в том числе за счет средств
исполнения областного бюджета - 39,689 млн. рублей,
федерального бюджета (прогнозно) - 158,517 млн.
рублей <*>
,
в том числе по годам:
в 2009 году - 76,706 млн. рублей, из них из
областного бюджета - 15,389 млн. рублей;
в 2010 году - 121,500 млн. рублей, из них из
областного бюджета - 24,300 млн. рублей
(в ред. постановления
Правительства Саратовской области от 09.09.2009
№ 439-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Ожидаемые конечные - повышение качества управления региональными и
результаты реализации муниципальными финансами Саратовской области
Программы
Система организации - контроль за исполнением Программы осуществляет
контроля за исполнением министерство финансов области совместно с
Программы министерством экономического развития и торговли
области
Дополнительные основания - постановление Правительства Российской
для разработки Программы Федерации от 12 декабря 2007 г. № 859 "Об
утверждении Положения о предоставлении в 2008 -
2009 годах субсидий на реформирование
региональных и муниципальных финансов";
распоряжение Правительства Российской Федерации
от 3 апреля 2006 г. № 467-р "Концепция повышения
эффективности межбюджетных отношений и качества
управления государственными и муниципальными
финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008
годах";
приказ Министерства финансов Российской Федерации
от 24 августа 2004 г. № 238 "Вопросы
распределения субсидий на реформирование
региональных и муниципальных финансов";
приказ Министерства финансов Российской Федерации
от 19 сентября 2008 г. № 453 "О проведении в 2008
году отбора субъектов Российской Федерации для
распределения субсидий на реформирование
региональных финансов"
--------------------------------
<*> Объем субсидий из федерального бюджета и общий объем финансирования Программы могут быть уточнены после утверждения объема субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных финансов на 2010 год, а также по результатам оценки Министерством финансов Российской Федерации выполнения этапов Программы.
(сноска в ред. постановления
Правительства Саратовской области от 09.09.2009 № 439-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)

1. Концепция областной целевой программы
"Реформирование региональных финансов Саратовской области
на 2008 - 2010 годы"
1.1. Обоснование необходимости реформирования системы
региональных финансов Саратовской области
Органы государственной власти Саратовской области в целях повышения эффективности и качества управления региональными финансами на территории области проводят целенаправленную политику, связанную с внедрением на региональном уровне основных направлений проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Этот процесс носит планомерный характер и осуществляется в соответствии с целями и задачами по управлению региональными финансами, определенными на федеральном уровне.
Основные направления в области бюджетной политики изложены в таких директивных документах федерального уровня, как бюджетные послания Президента Российской Федерации, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, и Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р.
Саратовская область уже имеет успешный опыт реформирования региональных финансов. Так, в 2002 году область на конкурсной основе стала одним из субъектов Российской Федерации - получателей субсидий из Фонда реформирования региональных финансов. В результате реализации программы
реформирования системы управления финансами Саратовской области, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 17 июля 2002 г. № 70-2932, была создана основанная на казначейской технологии система предварительного контроля исполнения областного и местных бюджетов, упорядочена система межбюджетных отношений, внедрены в практику работы отдельные элементы управления по результатам, в том числе методика оценки результативности и эффективности расходов областного бюджета, разработаны и реализованы мероприятия по развитию налоговой базы и совершенствованию системы управления государственным имуществом области, системы управления государственным долгом, начат процесс по предоставлению доступа негосударственных поставщиков на рынок государственных услуг.
Совершенствование системы региональных финансов было продолжено и после завершения вышеуказанной программы, был реализован ряд мероприятий, направленных на создание новой организации бюджетного процесса и более детальное внедрение инструментов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат. В области систематически составляется реестр расходных обязательств области и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, оценивается правовая обоснованность расходов областного бюджета.
Проведена большая работа по разработке и внедрению объективных и прозрачных механизмов распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, результатом стало формирование и внедрение новой системы межбюджетных отношений.
В целях обеспечения стабильности, предсказуемости и преемственности политики органов государственной власти области важным достижением стало внедрение новых подходов к среднесрочному бюджетному планированию с разработкой и утверждением наряду с принятием областного бюджета на очередной финансовый год среднесрочного финансового плана.
Проводятся мероприятия по определению критериев и показателей оценки докладов субъектов бюджетного планирования для достижения целевых значений показателей результативности и эффективности оказания государственных услуг, используемых в процессе бюджетного планирования. Совершенствуется нормативная база и механизм разработки и реализации целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета.
Кроме того, в рамках административной реформы была начата работа по упорядочению функций органов государственной власти области, формированию перечня государственных услуг, их стандартизации и регламентации. Продолжается реализация мероприятий по противодействию коррупции, повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти области.
Процессы реформирования общественных финансов в области осуществляются в тесном взаимодействии органов государственной власти области с органами местного самоуправления.
Вместе с тем существует необходимость решения ряда проблем в сфере региональных финансов, связанных с учетом потребности и повышением качества предоставляемых государственных услуг, реструктуризацией бюджетного сектора и развития новых форм оказания государственных услуг, организацией мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и качества управления финансами муниципальных образований области, стимулированием процессов реформирования на местном уровне. Кроме того, актуальность реформирования повышается в связи с вступлением в силу федерального законодательства, устанавливающего новые требования к качеству управления государственными и муниципальными финансами.
В условиях финансового кризиса, увеличивающего степень неопределенности в развитии финансово-экономической системы, повышение финансовой устойчивости региона становится одним из приоритетных направлений стратегического развития области. В этих условиях первоочередное значение приобретает внедрение передовых методов управления, современных технологий контроля, оценки и мониторинга, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию механизмов среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики, созданию эффективной системы государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Решение проблем возможно путем оптимизации финансово-экономической системы региона и перевода ее на качественно новый уровень управления в рамках программных мероприятий, представляющих собой комплексный план действий органов государственной власти области по реформированию региональных финансов и созданию стимулов для более качественного управления муниципальными финансами.
Система целей и задач социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу, в том числе в сфере общественных финансов, определена проектом Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2009 - 2011 годы). В соответствии с ним результатом налоговой политики, проводимой Правительством области, должно стать формирование достаточного объема финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств области. Для достижения данного результата необходимо:
дальнейшее совершенствование законодательства области по региональным налогам;
реформирование системы имущественного налогообложения, разработка и реализация мероприятий, необходимых для введения налога на недвижимость;
стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;
расширение налогооблагаемой базы за счет создания благоприятных условий для эффективного хозяйствования налогоплательщиков, сокращения теневого оборота, легализации заработной платы и повышения официальных доходов работающего населения, снижения масштабов уклонения от налогообложения;
создание нормативной правовой базы поселений по местным налогам;
]]>│ │унитарных предприятий, в том│ │ │ │
│ │числе просроченной │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│73 │Публикация в печатных СМИ и│ до 30 июня │министерство информации │ публикация │
│ │(или) сети "Интернет"│ 2010 года │ и печати области, │ │
│ │информации о состоянии│ │ министерство финансов │ │
│ │кредиторской задолженности│ │ области │ │
│ │бюджетных учреждений и│ │ │ │
│ │государственных унитарных│ │ │ │
│ │предприятий, в том числе│ │ │ │
│ │просроченной │ │ │ │
├───┴───────────────────────────────┴────────────┴────────────────────────┴──────────────┤
│ Мероприятие 15. "Создание формализованной методики оценки финансовых │
│ последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов" │
├───┬───────────────────────────────┬────────────┬────────────────────────┬──────────────┤
│74 │Оценка объема налоговых льгот│ ежегодно │ министерство финансов │аналитическая │
│ │по каждому виду льгот за│ до 30 июня │ области │ записка, │
│ │последний отчетный год и│ │ │ табличные │
│ │текущий финансовый год │ │ │ материалы │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│75 │Утверждение порядка ежегодной│до 31 марта │ министерство финансов │постановление │
│ │оценки бюджетной и социальной│ 2009 года │ области, министерство │Правительства │
│ │эффективности предоставляемых│ │экономического развития │ области │
│ │(планируемых к предоставлению)│ │ и торговли области, │ │
│ │налоговых льгот │ │ министерство │ │
│ │ │ │инвестиционной политики │ │
│ │ │ │ области │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│76 │Утверждение запрета на│ до 30 июня │ министерство финансов │ закон │
│ │предоставление и пролонгацию│ 2009 года │ области │ Саратовской │
│ │налоговых льгот при низкой│ │ │ области │
│ │оценке бюджетной и социальной│ │ │ │
│ │эффективности │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│77 │Ежегодная публикация в печатных│ ежегодно │министерство информации │ публикация │
│ │СМИ и (или) сети "Интернет"│ │ и печати области, │ │
│ │данных об объемах│ │ министерство финансов │ │
│ │предоставляемых налоговых льгот│ │ области, министерство │ │
│ │и оценки их эффективности │ │экономического развития │ │
│ │ │ │ и торговли области │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│78 │Достижение состояния, при│ до 30 июня │ министерство финансов │аналитическая │
│ │котором объем налоговых льгот│ 2010 года │ области │ записка, │
│ │составляет менее пяти процентов│ │ │ табличные │
│ │налоговых доходов областного│ │ │ материалы │
│ │бюджета за последний отчетный│ │ │ │
│ │год │ │ │ │
├───┴───────────────────────────────┴────────────┴────────────────────────┴──────────────┤
│ Мероприятие 16. "Повышение эффективности использования государственной │
│ собственности области" │
├───┬───────────────────────────────┬────────────┬────────────────────────┬──────────────┤
│79 │Оценка результатов деятельности│ ежегодно │ комитет по управлению │аналитическая │
│ │государственных унитарных│ до 30 июня │ имуществом области, │ записка, │
│ │предприятий и организаций, доли│ │ министерство │ табличные │
│ │уставного капитала в которых│ │экономического развития │ материалы │
│ │принадлежат области, в│ │ и торговли области │ │
│ │сравнении с результатами│ │ │ │
│ │деятельности частных│ │ │ │
│ │предприятий за три последние│ │ │ │
│ │отчетных года и текущий│ │ │ │
│ │финансовый год │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│80 │Установление системы критериев│до 31 марта │ комитет по управлению │ закон │
│ │для сохранения государственных│ 2009 года │ имуществом области │ Саратовской │
│ │унитарных предприятий и долей│ │ │ области │
│ │области в уставных капиталах│ │ │ │
│ │организаций │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│81 │Публикация в печатных СМИ и│ до 30 июня │министерство информации │ публикация │
│ │(или) сети "Интернет" реестров│ 2010 года │ и печати области, │ │
│ │и результатов деятельности│ │ комитет по управлению │ │
│ │государственных унитарных│ │ имуществом области, │ │
│ │предприятий и организаций, доли│ │ министерство финансов │ │
│ │уставного капитала в которых│ │ области │ │
│ │принадлежат области │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│82 │Достижение состояния, при│ до 30 июня │ комитет по управлению │аналитическая │
│ │котором не менее 90 процентов│ 2010 года │ имуществом области │ записка, │
│ │государственных унитарных│ │ │ табличные │
│ │предприятий и организаций, доли│ │ │ материалы │
│ │уставного капитала в которых│ │ │ │
│ │принадлежат области,│ │ │ │
│ │удовлетворяют установленным│ │ │ │
│ │критериям (за 2009 год) │ │ │ │
├───┴───────────────────────────────┴────────────┴────────────────────────┴──────────────┤
│ Мероприятие 17. "Внедрение формализованных процедур управления │
│ государственным долгом области, принятия долговых обязательств, │
│ их рефинансирования" │
├───┬───────────────────────────────┬────────────┬────────────────────────┬──────────────┤
│83 │Оценка действующих долговых│ ежегодно │ министерство финансов │аналитическая │
│ │обязательств, в том числе с│ до 30 июня │ области │ записка, │
│ │группировкой по видам│ │ │ табличные │
│ │заимствований, срокам их│ │ │ материалы │
│ │погашения, за последние три│ │ │ │
│ │отчетных года и текущий│ │ │ │
│ │финансовый год │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│84 │Утверждение методики расчета│ до 31 мая │ министерство финансов │постановление │
│ │объема возможного привлечения│ 2009 года │ области │Правительства │
│ │новых долговых обязательств с│ │ │ области │
│ │учетом их влияния на долговую│ │ │ │
│ │нагрузку (долговую емкость)│ │ │ │
│ │областного бюджета │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│85 │Публикация в печатных СМИ и│до 30 апреля│министерство информации │ публикация │
│ │(или) сети "Интернет" сведений│ 2010 года │ и печати области, │ │
│ │о долговых обязательствах, в│ │ министерство финансов │ │
│ │том числе по видам обязательств│ │ области │ │
│ │и срокам их погашения (за 2009│ │ │ │
│ │год) │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼────────────┼────────────────────────┼──────────────┤
│86 │Достижение состояния, при│ до 30 июня │ министерство финансов │аналитическая │
│ │котором все операции по│ 2010 года │ области │ записка, │
│ │долговым обязательствам в│ │ │ табличные │
│ │последнем отчетном году и│ │ │ материалы │
│ │текущем финансовом году│ │ │ │
│ │полностью соответствуют│ │ │ │
│ │установленной процедуре │ │ │ │
└───┴───────────────────────────────┴────────────┴────────────────────────┴──────────────┘

4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет в сумме 198,206 млн. рублей.
(в ред. постановления
Правительства Саратовской области от 09.09.2009 № 439-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Реализацию Программы планируется осуществлять за счет двух основных источников: субсидий на реформирование региональных финансов из федерального бюджета в сумме 158,517 млн. рублей (прогнозно), в том числе на 1-й этап - 61,317 млн. рублей и на 2-й этап - 97,2 млн. рублей, и средств областного бюджета в общей сумме 39,689 млн. рублей, исходя из необходимости софинансирования не менее 20 процентов расходов по каждому мероприятию, связанному с реализацией Программы.
(часть вторая в ред. постановления
Правительства Саратовской области от 09.09.2009 № 439-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)

Объем финансирования Программы
(млн. рублей)
┌────────────────────────────────────────┬─────────┬────────────┬─────────┐
│ Источник │ Всего │ I этап │ II этап │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┤
│Субсидии на реформирование региональных │ 158,517 │ 61,317 │ 97,200 │
│финансов (прогнозно) │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┤
│Средства областного бюджета │ 39,689 │ 15,389 │ 24,300 │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┤
│ Итого: │ 198,206 │ 76,706 │ 121,500 │
└────────────────────────────────────────┴─────────┴────────────┴─────────┘
(таблица в ред. постановления
Правительства Саратовской области от 09.09.2009 № 439-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Прогнозный объем финансирования Программы подлежит уточнению в зависимости от принятых на федеральном уровне решений о результатах отбора в 2008 году субъектов Российской Федерации на получение субсидий и распределении средств из федерального бюджета.
В случае невыделения Саратовской области субсидий на реформирование региональных финансов из федерального бюджета реализация программных мероприятий будет осуществляться в объеме, пропорциональном объему средств, предусмотренных в областном бюджете.

План использования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на софинансирование мероприятий Программы (далее - план финансирования Программы) разрабатывается в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации и утверждается Правительством области.
Основные направления финансирования определяются с учетом комплексного характера Программы исходя из необходимости создания базовых условий для достижения целей и реализации задач, поставленных Программой, а именно: повышение квалификации и уровня технической оснащенности органов государственной власти области, создание единого информационного пространства и обеспечение публичности мероприятий Программы в СМИ и сети "Интернет". Учитывая особую важность введения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предполагается выделение субсидий на проведение реформ в финансово-бюджетной сфере муниципальных образований. В таблице 4
дается обоснование основных направлений финансирования расходов на реализацию Программы.
Таблица 4
Обоснование основных направлений финансирования расходов
на реализацию Программы
┌───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Направления финансирования │ Обоснование │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Внедрение новых информационных и│Повышение публичности власти,│
│телекоммуникационных технологий,│прозрачности процедур принятия│
│совершенствование и модернизация│решений невозможно осуществить без│
│автоматизированной системы│применения новых информационных и│
│управления бюджетным процессом,│телекоммуникационных технологий,│
│повышение уровня технической│позволяющих организовать не только│
│оснащенности органов│информирование населения, но и│
│государственной власти области и│включение граждан непосредственно в│
│подведомственных им государственных│процесс принятия решений. │
│учреждений │Выделение средств на приобретение│
│ │компьютеров и оргтехники обусловлено│
│ │необходимостью модернизации│
│ │финансово-бюджетных и экономических│
│ │служб отраслевых министерств и│
│ │финансовых органов муниципальных│
│ │образований. Выполнение поставленных│
│ │Программой задач и развитие рынка│
│ │услуг требует должного и современного│
│ │технического и программно-│
│ │технологического обеспечения │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Предоставление субсидий на│Стимулирование реформирования системы│
│реформирование муниципальных│управления общественными финансами на│
│финансов │уровне муниципальных образований│
│ │посредством предоставления субсидий│
│ │позволит существенно ускорить реформу│
│ │в финансово-бюджетной сфере│
│ │муниципальных образований │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Повышение профессионального уровня│Повышение эффективности деятельности│
│государственных гражданских и│власти невозможно осуществить без│
│муниципальных служащих, работников│высококвалифицированных кадров. С│
│бюджетных учреждений │учетом этого расходы на подготовку│
│ │кадров обусловлены необходимостью│
│ │повышения квалификации│
│ │государственных гражданских и│
│ │муниципальных служащих по вопросам│
│ │государственного управления и│
│ │профессиональной деятельности │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Консультационные услуги и│Высокая текущая нагрузка на│
│проведение научно-исследовательских│сотрудников Правительства области,│
│работ │наличие ограничений по численности│
│ │обосновывают необходимость│
│ │привлечения к работам по Программе│
│ │сторонних организаций -│
│ │консультационных компаний.│
│ │Привлекаемые консультанты должны│
│ │иметь опыт проведения реформ в сфере│
│ │общественных финансов, что создаст│
│ │оптимальные условия по выполнению│
│ │Программы │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Повышение информационной│Повышение эффективности деятельности│
│доступности, обеспечение│власти непосредственно связано с│
│публичности мероприятий Программы │публичностью деятельности власти, что│
│ │достигается за счет публикации в СМИ│
│ │и сети "Интернет" нормативных│
│ │правовых актов и аналитических│
│ │материалов. Активному включению│
│ │населения в процесс разработки│
│ │нормативных правовых актов будет│
│ │служить публикация их проектов в сети│
│ │"Интернет" │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Управление Программой, в том числе│В целях мотивации к достижению│
│материальное стимулирование│результатов, постоянного поддержания│
│участников реализации Программы │заинтересованности государственных│
│ │гражданских служащих в качественном│
│ │выполнении работ будет осуществляться│
│ │материальное стимулирование│
│ │участников реализации программных│
│ │мероприятий │
└───────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
С учетом вышеизложенного указанные средства планируется использовать по направлению "Реализация Программы реформирования", предусмотренному приложением 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 г. № 238, в том числе на:
внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий, совершенствование и модернизацию автоматизированной системы управления бюджетным процессом, повышение уровня технической оснащенности органов государственной власти области и подведомственных им государственных учреждений;
предоставление субсидий на реформирование муниципальных финансов;
повышение профессионального уровня государственных гражданских и муниципальных служащих, работников бюджетных учреждений;
консультационные услуги и проведение научно-исследовательских работ;
повышение информационной доступности, обеспечение публичности мероприятий Программы;
управление Программой, в том числе материальное стимулирование участников реализации Программы;
другие расходы, предусмотренные пунктом 21 указанного приложения.
Поэтапный план финансирования Программы должен учитывать сроки реализации мероприятий. Расходы на первом этапе Программы будут связаны преимущественно с созданием условий для реализации мероприятий Программы и направлены на разработку нормативных правовых актов, приобретение технических средств и программного обеспечения, повышение квалификации кадров, обеспечение публичности проводимых реформ.
Расходы второго этапа связаны непосредственно с реализацией основных положений Программы: реструктуризацией сети бюджетных учреждений, завершением работ по внедрению программного обеспечения и его сопровождению, а также с публикацией в СМИ и сети "Интернет" материалов Программы.
Для повышения финансовой заинтересованности органов местного самоуправления и поддержки программ реформирования муниципальных финансов выделение субсидий муниципальным образованиям предполагается осуществлять в два этапа: по результатам проведения конкурса и итогам реализации программных мероприятий.
Оценка эффективности расходов по Программе строится на соотнесении их объема с ожидаемым бюджетным эффектом от реализации программных мероприятий и приведена в разделе 6
"Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей Программы и ее результативность".
5. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Постановлением
Правительства Саратовской области от 25 марта 2008 г. № 127-П "О мерах по реализации Закона Саратовской области "Об областном бюджете на 2008 год" утвержден план мероприятий по реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса области.
В соответствии с приказом министерства финансов области от 29 апреля 2008 г. № 296 общую координацию работ и методическое руководство по реализации программных мероприятий осуществляет отдел реформирования бюджетного процесса бюджетного управления министерства финансов области.
Уполномоченным органом по координации работы органов исполнительной власти области по реализации Программы является министерство финансов области (постановление
Правительства Саратовской области от 10 ноября 2008 г. № 432-П "О межведомственной рабочей группе по разработке и контролю за реализацией Программы реформирования региональных финансов Саратовской области на 2008 - 2010 годы").
Перечень
программных мероприятий представлен в третьем разделе Программы и обеспечивает комплексный подход и координацию работы всех исполнителей Программы.
В целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления в соответствии с постановлением
Правительства области от 10 ноября 2008 г. № 432-П создан координационный орган - межведомственная рабочая группа по разработке и контролю за реализацией Программы реформирования региональных финансов Саратовской области на 2008 - 2010 годы (далее - рабочая группа).
В состав рабочей группы вошли:
заместитель Председателя Правительства области, председатель межведомственной рабочей группы;
министр финансов области, заместитель председателя межведомственной рабочей группы;
референт отдела реформирования бюджетного процесса бюджетного управления министерства финансов области, секретарь межведомственной рабочей группы;
члены межведомственной рабочей группы - представители органов государственной власти области.
Председатель рабочей группы руководит деятельностью рабочей группы, проводит ее заседания, осуществляет общий контроль за реализацией принятых на заседаниях решений.
Основной задачей рабочей группы является рассмотрение вопросов, связанных с реализацией Программы.
Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом
(Основным Законом) Саратовской области, иными правовыми актами Саратовской области, а также Положением
о межведомственной рабочей группе.
Рабочая группа осуществляет следующие функции:
разработка предложений в план законопроектных работ с целью реализации направлений реформирования, предусмотренных Программой;
сопровождение и контроль эффективности проводимых мероприятий, а также оперативная оценка хода выполнения Программы;
рассмотрение проектов нормативных правовых актов и других материалов, полученных в ходе реализации Программы;
обеспечение информирования общественности о ходе реализации мероприятий Программы, а также обратной связи для определения эффективности проводимых мероприятий и подготовки предложений о возможной их корректировке;
внесение предложений о включении в проект закона области об областном бюджете расходов, связанных с реализацией Программы;
подготовка материалов для представления отчетов о реализации Программы в Министерство финансов Российской Федерации.
Организационная схема управления Программой предполагает вовлечение в процесс реализации Программы представителей областной Думы, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений и иных заинтересованных организаций и предприятий.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке министерством финансов области, министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением
Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 г. № 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
(в ред. постановления
Правительства Саратовской области от 09.09.2009 № 439-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Для обеспечения контроля за выполнением мероприятий Программы исполнительные органы государственной власти области, ответственные за реализацию тех или иных мероприятий Программы, в установленные перечнем программных мероприятий сроки будут представлять в министерство финансов области отчеты о выполнении мероприятий Программы.
Председатель рабочей группы будет регулярно докладывать о ходе выполнения Программы Губернатору области.
В рамках реализации Программы будет обеспечено публичное раскрытие информации о планах, условиях и результатах реализации программных мероприятий. Это обеспечит контроль за реализацией Программы со стороны общества, повысит ответственность исполнительных органов государственной власти области за принятые решения.
В целях мотивации к достижению результатов, постоянного поддержания заинтересованности государственных гражданских служащих в качественном выполнении работ материальное стимулирование будет осуществляться на регулярной основе по результатам реализации мероприятий.
6. Оценка эффективности реализации Программы
с перечнем целевых показателей и индикаторов,
характеризующих уровень достижения целей Программы
и ее результативность
Важным показателем эффективности реализации Программы является изменение балльной оценки качества управления финансами Саратовской области, рассчитанной в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. № 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов" для целей проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации.
Оценка исходного состояния системы управления общественными финансами Саратовской области (по состоянию на 1 июля 2008 года) составляет 17,6 балла.
В результате реализации первого этапа Программы планируется, что оценка системы управления общественными финансами Саратовской области (по состоянию на 1 июля 2009 года) составит 54,4 балла.
В результате реализации Программы планируется, что оценка системы управления общественными финансами Саратовской области (по состоянию на 1 июля 2010 года) составит 97,8 балла из 100 возможных.
Экономический эффект от реализации Программы будет получен за счет:
повышения качества предоставления государственных услуг юридическим и физическим лицам, в том числе за счет создания системы учета потребности в предоставляемых услугах, установления требований к качеству государственных услуг;
расширения практики применения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в том числе за счет более полного использования инструментов программно-целевого планирования;
совершенствования межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами, в том числе путем реформирования муниципальных финансов;
улучшения качества финансового менеджмента, в том числе за счет повышения уровня профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих и технической модернизации рабочего процесса.
Бюджетный эффект от реализации Программы будет выражаться в:
увеличении доходной базы областного бюджета за счет использования долговой политики для привлечения инвестиционных ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов, повышения эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики, сокращения объема предоставляемых налоговых льгот;
сокращении неэффективных бюджетных расходов, кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий области.
Структурный эффект от реализации Программы состоит в:
более эффективном использовании бюджетных средств вследствие повышения самостоятельности и заинтересованности субъектов бюджетного процесса в достижении результатов;
сокращении количества государственных бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетной сфере;
увеличении доли инвестиционных расходов бюджета области;
снижении риска выпадения доходов и его негативного воздействия на обслуживание долговых обязательств;
повышении уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов органов государственной власти области и органов местного самоуправления, специалистов, занятых в общественном секторе.
Планируется, что в целом эффект от реализации Программы составит 400 - 450 млн. рублей, что существенно превышает расходы на ее реализацию.