Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ПЕНЗЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2008 г. по делу № 2-791/08

8 июля 2008 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Селиверстова А.В.
при секретаре Мартыновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Пензы о признании недействующим постановления главы администрации г. Пензы от 28 февраля 2008 г. № 237 "Об органах местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия Пензенской области по опеке и попечительству",

установил:

прокурор Ленинского района г. Пензы обратился в суд с названным заявлением, указав, что постановлением главы администрации г. Пензы от 28.02.2008 г. № 237 управление образования г. Пензы, администрации районов г. Пензы определены органами, осуществляющими государственные полномочия Пензенской области по опеки и попечительству, социальное управление г. Пензы - органом, осуществляющим государственные полномочия по попечительству в форме патронажа над дееспособными гражданами. Данное постановление противоречит требованиям законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от. 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Статьей 9.1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по опеке и попечительству:
1) опека и попечительство над несовершеннолетними;
2) опека над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;
3) попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
4) попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами;
5) назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье в соответствии с Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года № 683-ЗПО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье";
6) назначение и оплата труда приемных родителей (единственного приемного родителя) за воспитание каждого приемного ребенка в соответствии с Законом Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1193-ЗПО "Об оплате труда приемных родителей".
В силу ч. 1 и 3 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу требования ст. 43 ФЗ № 131-ФЗ глава местной администрации наделен полномочиями по изданию постановлений по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 34 Устава г. Пензы иные органы местного самоуправления (администрации районов, управления, комитеты) - органы, образуемые по отраслевому и территориальному принципам и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными настоящим Уставом. К таким органам отнесены в том числе управление образования г. Пензы, социальное управление г. Пензы, администрации районов г. Пензы.
Осуществление отдельных государственных полномочий в случае их передачи федеральными законами и законами Пензенской области пунктом 1.57 части 1 статьи 33 Устава г. Пензы относится к компетенции администрации г. Пензы.
В связи с чем, прокурор Ленинского района г. Пензы просит суд признать постановление главы администрации г. Пензы от 28 февраля 2008 г. № 237 "Об органах местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия Пензенской области по опеке и попечительству" недействующим с момента опубликования (с 05.03.2008 г.).
В судебном заседании помощник прокурора Мищенко Н.В., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала и пояснила обстоятельства, изложенные в заявлении, просила заявление удовлетворить.
Представитель администрации г. Пензы Кочетова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требования не согласилась. При этом пояснила, что в соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления. В статье 34 данного закона закреплено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 18 Устава города Пензы структуру органов местного самоуправления города Пензы составляют Пензенская городская Дума - представительный орган города Пензы, глава муниципального образования - высшее должностное лицо города Пензы, избираемое Пензенской городской Думой из своего состава и исполняющее полномочия председателя Пензенской городской Думы, администрация города Пензы - исполнительно-распорядительный орган города Пензы, а также иные органы местного самоуправления. В статье 19 Устава г. Пензы дается перечень органов местного самоуправления города Пензы, в который входят администрации Железнодорожного, Ленинского, Октябрьского и Первомайского районов, Управление образования г. Пензы, Социальное управление г. Пензы. Данные организации до вступления в силу ФЗ от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", закрепившего, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляли данные полномочия. Статьей 9.1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по опеке и попечительству. Согласно ст. 43 ФЗ № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. В целях реализации вышеуказанного Закона главой администрации г. Пензы было издано постановление от 28.02.2008 г. № 237, в котором определены органы, осуществляющие, полномочия по опеки и попечительству. Постановление главы администрации г. Пензы от 28 февраля 2008 г. № 237 фактически применялось, на основании данного акта были реализованы права граждан и организаций. Просила отказать в удовлетворении заявления.
Представитель администрации Октябрьского района г. Пензы Мирясова И.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель администрации Железнодорожного района г. Пензы Толстова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель Управления образования г. Пензы Моисеева А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель администрации Первомайского района г. Пензы в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Ленинского района г. Пензы в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Социального управления г. Пензы в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что пунктами 1 - 3 постановления главы администрации г. Пензы "Об органах местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия Пензенской области по опеке и попечительству" от 28.02.2008 г. № 237 постановлено:
1. Определить Управление образования города Пензы органом, осуществляющим государственные полномочия Пензенской области по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, по назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье в соответствии с Законом Пензенской области от 02.11.2004 № 683-ЗПО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье", по назначению и оплате труда приемных родителей (единственного приемного родителя) за воспитание каждого приемного ребенка в соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1193-ЗПО "Об оплате труда приемных родителей".
2. Определить Социальное управление города Пензы органом, осуществляющим государственные полномочия Пензенской области по попечительству в форме патронажа над дееспособными гражданами.
3. Определить администрации районов города Пензы органами, осуществляющими государственные полномочия Пензенской области по опеке над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, по попечительству над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Указанное постановление опубликовано в газете "Пензенский городской вестник" № 8 05.03.2008 г.
Администрация Ленинского района г. Пензы действует на основании Положения об администрации Ленинского района г. Пензы, утвержденного постановлением главы администрации города от 27.10.2006 г. № 1266.
Согласно п. 1.1 Положения об администрации Ленинского района г. Пензы администрация Ленинского района города Пензы (именуемая далее - Администрация района) является иным органом местного самоуправления, образуемым по территориальному принципу и обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными Уставом города Пензы.
В соответствии с п. 2.28 Положения об администрации Ленинского района г. Пензы в компетенции Администрации района города Пензы находится решение вопросов опеки и попечительства лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными на основании решений судов, в соответствии с законодательством.
Администрация Первомайского района г. Пензы действует на основании Положения об администрации Первомайского района г. Пензы, утвержденного постановлением главы администрации города от 27.04.2006 г. № 397.
Согласно п. 1.1 Положения об администрации Первомайского района г. Пензы Администрация Первомайского района города Пензы (именуемая далее - Администрация района) является иным органом местного самоуправления, образуемым по территориальному принципу и обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными Уставом города Пензы.
В соответствии с п. 2 п. 2.27 Положения об администрации Первомайского района г. Пензы в компетенции Администрации района города Пензы находится решение вопросов опеки и попечительства лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными на основании решений судов, в соответствии с законодательством.
Администрация Железнодорожного района г. Пензы действует на основании Положения об администрации Железнодорожного района г. Пензы, утвержденного постановлением главы администрации города от 13.06.2006 г. № 601.
Согласно п. 1.1 Положения об администрации Железнодорожного района г. Пензы Администрация Железнодорожного района города Пензы (именуемая далее - Администрация района) является иным органом местного самоуправления, образуемым по территориальному принципу и обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными Уставом города Пензы.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "п. 2 п. 2. Положения" имеются в виду слова "пп. 2.27 п. 2 Положения".

В соответствии с п. 2 п. 2. Положения об администрации Железнодорожного района г. Пензы в компетенции Администрации района города Пензы находится решение вопросов опеки и попечительства лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными на основании решений судов, в соответствии с законодательством.
Администрация Октябрьского района г. Пензы действует на основании Положения об администрации Октябрьского района г. Пензы, утвержденного постановлением главы администрации города от 26.10.2006 г. № 1263.
Согласно п. 1.1 Положения об администрации Октябрьского района г. Пензы Администрация Октябрьского района города Пензы (именуемая далее - Администрация района) является иным органом местного самоуправления, образуемым по территориальному принципу и обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными Уставом города Пензы.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "п. 2, 28 Положения" имеются в виду слова "2.28 Положения".

В соответствии с п. 2, 28 Положения об администрации Октябрьского района г. Пензы в компетенции Администрации района находится решение вопросов опеки и попечительства лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными на основании решений судов, в соответствии с законодательством.
Социальное управление г. Пензы действует на основании Положения о Социальном управлении города Пензы, утвержденного постановлением главы администрации г. Пензы от 07.04.2006 г. № 318.
Согласно п. 1.1 Положения о Социальном управлении г. Пензы Социальное управление города Пензы (далее по тексту - Управление) - иной орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия местного значения и переданные в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения, а также полномочия по организации данных видов работ.
В соответствии с п. 3 пп. 3.1, 3.8, 3.9, 3.12, 3.14, 3.15, 3.16, 3.31 Положения о Социальном управлении г. Пензы функциями Управления являются:
3.1. Выявление граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством, оформление и выдача соответствующих документов, удостоверяющих право на меры социальной поддержки, учет указанных лиц, ведение на них персональных дел и автоматизированной базы данных.
3.8. Организация работы по возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

]]>
3.9. Контроль целевого использования средств, выделенных на реализацию социальных программ, своевременности выплаты назначенных пособий, компенсаций предприятиями связи, банковскими учреждениями, достоверности сведений, представляемых организациями-поставщиками мер социальной поддержки в натуральной форме, достоверности представляемых гражданами сведений о доходах семьи для получения мер социальной поддержки в различных формах.
3.12. Участие в организации формирования на территории города доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; содействие инвалидам в реализации индивидуальных программ реабилитации; содействие трудоустройству инвалидов.
3.14. Планирование работы в городе по предоставлению социальных услуг, согласно гарантированному государством перечню, развитие дополнительных социальных услуг помимо гарантированного государством перечня социальных услуг, исходя из анализа потребностей населения.
3.15. Осуществление контроля за организацией социального обслуживания семей с детьми, граждан пожилого возраста и инвалидов в подведомственных муниципальных учреждениях в соответствии с действующим законодательством.
3.16. Организация и контроль работы расположенных на территории города подведомственных муниципальных учреждений социального обслуживании населения.
3.31. Оказание материальной помощи малообеспеченным гражданам, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, финансовой помощи общественным организациям ветеранов, инвалидов, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов и другим организациям, объединяющим малоимущие, незащищенные категории населения, в пределах имеющихся средств.
Управление образования г. Пензы действует на основании Положения об управлении образования города Пензы, утвержденного постановлением главы администрации г. Пензы от 30.03.2006 г. № 283.
Согласно п 1.1 Положения об управлении образования г. Пензы Управление образования города Пензы (в дальнейшем - Управление) является иным органом местного самоуправления, возглавляемым начальником Управления.
В соответствии с п. 2.1 Положения об управлении образования г. Пензы основными задачами Управления являются:
1) осуществление единой политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства, необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
2) реализация кадровой политики в сфере образования;
3) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования;
4) оценка качества учебно-воспитательного процесса в муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях на территории города Пензы;
5) информатизация сферы образования.
Согласно Постановлению главы администрации г. Пензы от 29 декабря 2007 г. № 1644 пункт 2.2.13 Управление образования г. Пензы было вправе осуществлять отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области, однако, постановлением главы администрации г. Пензы от 11 апреля 2008 г. № 474 данный пункт исключен.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ):
1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 19 данного Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 9.1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по опеке и попечительству:
1) опека и попечительство над несовершеннолетними;
2) опека над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;
3) попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
4) попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами;
5) назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье в соответствии с Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года № 683-ЗПО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье";
6) назначение и оплата труда приемных родителей (единственного приемного родителя) за воспитание каждого приемного ребенка в соответствии с Законом Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1193-ЗПО "Об оплате труда приемных родителей".
Данные полномочия не отнесены к вопросам местного значения, предусмотренным ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных - государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 6 ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ предусмотрено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.57 части 1 статьи 33 Устава г. Пензы, введенного в действие Решением Пензенской городской Думы от 09.12.2005 № 260-17/4, к компетенции администрации г. Пензы отнесено осуществление отдельных государственных полномочий в случае их передачи федеральными законами и законами Пензенской области.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Устава г. Пензы (в ред. Решения Пензенской городской Думы от 09.12.2005 № 260-17/4) (часть первая в ред. Решения Пензенской городской Думы от самоуправления (администрации районов, управления, комитеты) - органы, образуемые по отраслевому и территориальному принципам и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными настоящим Уставом.
Иные органы местного самоуправления осуществляют координацию и контроль за деятельностью подведомственных муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Иными органами местного самоуправления города Пензы являются:
Администрация Железнодорожного района города Пензы;
Администрация Ленинского района города Пензы;
Администрация Октябрьского района города Пензы;
Администрация Первомайского района города Пензы;
Главное управление градостроительства и архитектуры города Пензы;
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы;
Финансовое управление города Пензы;
Управление здравоохранения города Пензы;
Управление образования города Пензы;
Социальное управление города Пензы;
Управление культуры города Пензы;
Управление транспорта и связи города Пензы;
Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы;
Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы.
Анализируя вышеприведенные правовые нормы в их совокупности суд приходит к выводу о том, что постановление главы администрации г. Пензы от 28 февраля 2008 г. № 237 противоречит статьям 37, 43 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункту 1.57 части 1 статьи 33, статье 34 Устава г. Пензы, поскольку, осуществление отдельных государственных полномочий в случае их передачи федеральными законами и законами Пензенской области отнесено к компетенции администрации г. Пензы.
В связи с этим, суд считает, что глава администрации г. Пензы, принимая указанное постановление, превысил свои полномочия, наделив иные органы местного самоуправления в лице администраций Железнодорожного, Ленинского, Октябрьского, Первомайского районов города Пензы, Управления образования г. Пензы, Социального управления г. Пензы государственными "полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, по назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье в соответствии с Законом Пензенской области от 02.11.2004 № 683-ЗПО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье", по назначению и оплате труда приемных родителей (единственного приемного родителя) за воспитание каждого приемного ребенка в соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1193-ЗПО "Об оплате труда приемных родителей", по попечительству в форме патронажа над дееспособными гражданами, по опеке над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, по попечительству над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика администрации г. Пензы о том, что оспариваемое постановление принято законно, согласно Положений администраций Железнодорожного, Ленинского, Октябрьского, Первомайского районов города Пензы, Управления образования г. Пензы, Социального управления г. Пензы в компетенцию данных органов входит осуществление переданных им функций по вышеизложенным основаниям.
Кроме того, суд учитывает, что осуществление отдельных государственных полномочий ни Уставом г. Пензы, ни Положениями данных органов не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление прокурора Ленинского района г. Пензы о признании недействующим постановления главы администрации г. Пензы от 28 февраля 2008 г. № 237 "Об органах местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия Пензенской области по опеке и попечительству" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя срок, с которого оспариваемое постановление признается недействующим, суд исходит из следующего.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании установлено, что постановление главы администрации г. Пензы от 28 февраля 2008 г. № 237 фактически применялось, на основании данного акта были реализованы права граждан и организаций, что не отрицалось в ходе судебного заседания лицами, участвующими в деле, в связи с чем, суд находит возможным признать данное постановление как противоречащее закону недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Ленинского района г. Пензы о признании недействующим постановления главы администрации г. Пензы от 28 февраля 2008 г. № 237 "Об органах местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия Пензенской области по опеке и попечительству" удовлетворить.
Признать постановление главы администрации г. Пензы от 28 февраля 2008 г. № 237 "Об органах местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия Пензенской области по опеке и попечительству" недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 18 июля 2008 г.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru