Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ненецкий АО


АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2009 г. № 162-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В соответствии со статьями 7, 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 закона Ненецкого автономного округа от 26.10.2006 № 778-ОЗ "О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Ненецкого автономного округа и порядке внесения в нее изменений" Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую схему территориального планирования Ненецкого автономного округа.
2. Настоящее постановление в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Ненецкого автономного округа
И.Г.ФЕДОРОВ





СХЕМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Общие положения

1. Схема территориального планирования Ненецкого автономного округа разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 8 статьи 14).
2. Содержанием настоящего тома являются положения о территориальном планировании (основные положения проектных решений) Схемы территориального планирования Ненецкого автономного округа.
3. Схема территориального планирования разработана в соответствии с целями и задачами развития Ненецкого автономного округа, определенными в основополагающих документах Администрации округа.
4. В схеме территориального планирования Ненецкого автономного округа учтены ограничения использования территории, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Проектные решения схемы являются основанием для разработки последующих стадий градостроительного проектирования (схем территориального планирования муниципальных образований, генеральных планов городов и сельских поселений), а также схем развития транспортной и инженерной инфраструктуры.
6. Схема разработана на следующие периоды реализации:
- расчетный срок - 2025 год;
- первая очередь - 2015 год;
- исходный год - 01.01.2006.

1. Цели и задачи территориального планирования

Главная цель территориального планирования округа заключена в создании предпосылок повышения эффективности управления развитием территории округа за счет принятия градостроительных решений, которые будут способствовать:
- улучшению условий жизнедеятельности населения округа, улучшению экологической обстановки, эффективному развитию инженерной, транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, сохранению историко-культурного и природного наследия, обеспечению устойчивого градостроительного развития округа;
- решению стратегических проблем и оперативных вопросов планирования развития округа с учетом особенностей и проблем пространственной организации его территории;
- взаимному согласованию интересов округа в сфере градостроительной деятельности с соответствующими интересами муниципальных образований в округе, интересами соседних субъектов Российской Федерации, соседних государств и Российской Федерации в целом;
- градостроительному регулированию использования территории округа и связанной с ней недвижимости административно-правовыми и экономическими способами;
- в конечном счете - достижению устойчивого развития территории округа на основе его согласованного планирования на всех территориальных уровнях управления с учетом охраны среды жизнедеятельности для существующего и будущих поколений и обеспечения благоприятных условий социального и экономического развития общества.
Главными принципами и современными подходами, которыми руководствовались авторы данной работы, являются следующие:
- все процессы прогнозирования пространственного развития построены не на директивных методах, а на принципах самоорганизующихся систем. На этих принципах рассматриваются главные проблемы территории, соответственно основным подсистемам - природа, население, хозяйство, инфраструктура с последующей интеграцией в планировочную структуру и функциональное зонирование территории;
- основные характерные черты работы - гибкость, отсутствие сковывающей определенности, свободы маневра, диверсифицированный подход при решении главных вопросов территориального развития: поиска новых площадок под градостроительное освоение, развития рекреационных систем, новый этап развития транспортных и инженерных инфраструктур;
- реализовать градостроительный проект в условиях рыночной экономики намного сложнее, чем в условиях государственной собственности на землю и недвижимость. Прежде всего это связано с необходимостью диверсифицированного подхода практически ко всем проектным предложениям, т.е. любое проектное предложение должно иметь множество возможностей интерпретации и вариации его на следующих стадиях проектирования.
Основными задачами, решаемыми в проекте, являются следующие:
- обеспечение возможности устойчивого развития округа в условиях жесткой конкуренции за ресурсы как в масштабе региона, так и в контексте международного разделения труда;
- ориентация на внутренние ресурсы, а также на современный природный, экономический и социальный потенциалы;
- формирование транспортного каркаса округа, связывающего основные районы округа в опорный градостроительный организм и обеспечивающего свободный выход в систему международных транспортных коридоров;
- комплексное решение экологических проблем, связанных с нейтрализацией последствий антропогенной деятельности и экспериментов над природой.
При разработке Схемы территориального планирования авторским коллективом учитывались особенности, присущие рассматриваемой в проекте территории:
- наличие ресурсов стратегического назначения (на территории НАО сосредоточены огромные ресурсы углеводородного сырья, место округа в системе регионов России определяется специализацией на добыче нефти; это единственный регион в России, где имеются подготовленные большие запасы улеводородного сырья);
- сырьевая направленность экономики;
- экспортная ориентация и экстерриториальное использование добываемого сырья;
- конфликтность в природопользовании;
- инвестиционная привлекательность территории;
- возрастающее участие иностранного капитала;
- экстремальность условий жизнедеятельности;
- экологическая уязвимость природных систем и необходимость их сохранения и поддержания в связи с нарастающими темпами нефтедобычи;
- проблема сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренного малочисленного народа округа - ненецкого.
Представленная Схема территориального планирования Ненецкого автономного округа является общерегиональным базовым документом и должна стать основой для разработки градостроительных документов всех уровней, которые не должны противоречить общим принципам, заложенным в Схеме.
Авторский коллектив выражает глубокую благодарность за помощь в работе начальнику Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа Шмелеву Сергею Борисовичу, начальнику отдела строительства Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Канюкову Михаилу Александровичу, советнику губернатора Ненецкого округа Гетману Андрею Владимировичу.

2. Перечень мероприятий по территориальному планированию,
последовательность их выполнения

2.1. Проектная планировочная организация и функциональное
зонирование территории Ненецкого автономного округа

Основными задачами проектной организации территории являются:
- динамичное развитие Ненецкого автономного округа;
- развитие транспортного каркаса, связанного с укреплением внешних связей и внутренних окружных связей;
- сохранение природной среды и улучшение экологической ситуации;
- гармоничное развитие территории округа, предусматривающее уравновешенность между природным ландшафтом и урбанизированной территорией, прежде всего зоной промышленного освоения месторождений;
- развитие социальной инфраструктуры;
- сохранение традиционного образа жизни коренного населения.

Планировочная организация

На территории Ненецкого автономного округа можно выделить три района:
- центральный район - район активного промышленного освоения;
- западный и восточный районы - территории традиционного природопользования и природоохранного использования.
В центральном районе сосредоточено 2/3 населения округа, которое расположено вдоль основной оси расселения - р. Печоры. Центром округа является г. Нарьян-Мар. Кроме того, в этом районе можно выделить несколько осей вахтового расселения, связанного с освоением Тимано-Печорской провинции.
В западном районе основной системой расселения является Несско-Нижнепешская. Помимо нее в районе имеются отдельные поселения, расположенные на побережье Баренцева моря. Наиболее перспективным из них является п. Индига. Поселок Индига и прилегающая к нему территория являются зоной активного градостроительного освоения.
Территория западного района относится к зоне с ограниченной хозяйственной деятельностью. В этой зоне сохраняется традиционное природопользование, а также организуются несколько новых заказников и национальных парков. В западный район входит и о. Колгуев. Промышленная зона занимает небольшую территорию. Расположена она южнее п. Выучейского и тяготеет к трассе новой железной дороги. Выделение промышленной зоны в этом районе связано с разработкой твердых полезных ископаемых.
Восточный район также относится к зоне с ограниченной хозяйственной деятельностью. Здесь тоже расположено несколько заказников, но более мелких, чем в западном районе. В перспективе в восточном районе возможна организация производственной зоны, которая будет связана с добычей угля и цветных металлов. Восточный район самый малочисленный по населению. Основной населенный пункт - пгт Амдерма. В перспективе со строительством железной дороги будет развиваться и пос. Усть-Кара.
На основании проектной системы расселения НАО выделяются основные центры развития. Опорным центром является г. Нарьян-Мар и пгт Искателей. Подцентрами являются пос. Амдерма и пос. Индига, кроме того, выделяются подрайонные центры - села Несь и Ниж. Пеша.
В центральной зоне Ненецкого автономного округа, где идет активное промышленное освоение территории, выделяются промышленные подцентры - Варандей, Харьягинский и Дресвянка.

Развитие транспортного каркаса

Основными планировочными осями на территории НАО являются:
- водные оси - р. Печора;
- сухопутные оси:
- автомобильная ось Усинск - Мезень;
- железная дорога Ухта - Индига;
- железная дорога Воркута - Амдерма;
- второстепенные оси:
- зимники Харьягинск - Варандей;
- зимник от основной трассы до порта Дресвянка;
- автодорога п. Белушье - Волковская.
Кроме транспортных осей транспортный каркас территории составляет система портов и портопунктов, а также аэропортов и вертолетных площадок.
Развитие транспортной инфраструктуры округа позволит более эффективно использовать экономический потенциал, укрепить связи с центральной частью России. Развитие транспортного каркаса укрепит позиции России в Арктическом бассейне.

Сохранение природной среды
и улучшение экологической ситуации

Природный каркас округа составляют леса, реки и озера, территория тундры. Особенностью территории НАО является то, что ее экосистема характеризуется как малоустойчивая. В ближайшие годы в НАО будут активно осваиваться месторождения полезных ископаемых, что приведет к усилению негативного воздействия на территорию. Поэтому в округе должны неукоснительно соблюдаться природоохранные принципы - жесткий контроль за промышленными объектами, развитие и увеличение природоохранных территорий. В проекте значительно увеличиваются площади особо охраняемых природных территорий. Предлагается организация нескольких национальных парков, орнитологических заказников, заповедников. В проекте предусматриваются улучшение и обеспечение инженерной инфраструктурой населенных пунктов округа. Сельскохозяйственные территории занимают в округе большие территории и имеют огромную ценность. Ключевой отраслью сельского хозяйства округа, обеспечившей 94% всей производственной сельхозпродукции, является животноводство. Основная отрасль животноводства - оленеводство, имеющее особое значение для НАО и его коренного населения. На перспективу количество земель, используемых для нужд сельского хозяйства, сохраняется.

Функциональное зонирование территории

Зонирование территории разработано на основе проектной планировочной организации территории округа в соответствии с природно-экологическим каркасом, структурой расселения и размещением мест приложениями труда, природоохранными объектами и т.д. Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности, для которого предназначена территория.
В проекте выделяются следующие функциональные зоны.
1. Зона активного градостроительного назначения, в том числе подзоны:
- жилой застройки;
- промышленной застройки.
Жилищное строительство предусматривается осуществлять преимущественно в границах существующих городских и сельских поселений. В соответствии с прогнозным расчетом общий объем жилищного строительства увеличивается в два раза. Основной объем жилищного строительства предусматривается в г. Нарьян-Маре, р.п. Искателей, пос. Индига.
Зоны промышленного назначения приурочены к месторождениям полезных ископаемых. Территории преимущественного промышленного освоения увеличатся порядка 2000 га.
2. Зона преимущественного сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственные земли. Зона охватывает практически 94% всей территории округа.
3. Зоны преимущественного рекреационного назначения - территории любительского промысла. К зоне любительского промысла относится охота и рыбалка. К территориям, благоприятным для развития спортивной и любительской охоты, относятся п-ов Канин, побережье Мезенской губы и Чешской губы до пос. Индига, о. Колгуев, пойма р. Печоры, п-ов Югорский. Любительское рыболовство может развиваться практически на всех реках округа.
4. Зона с особыми условиями использования включает:
- государственный зоологический заказник;
- государственный природный заповедник;
- заповедники;
- комплексные заказники;
- природные парки;
- музей-заповедник;
- памятники природы;
- территории традиционного природопользования.
В настоящее время общая площадь ООПТ составляет 6,6% от общей площади округа, в которую входят 9 особо охраняемых территорий и 2 памятника природы. К особо охраняемым территориям приравниваются территории с традиционным природопользованием, которые составляют 37,5% от общей площади округа. Этих территорий недостаточно для улучшения экологической ситуации в округе и для поддержания природного каркаса. В процессе разработки проекта выявлена необходимость организации ряда дополнительных участков охраняемых территорий как особо ценных объектов природного каркаса. Эти территории необходимо сохранить и использовать в научно-познавательных и рекреационных целях.
В проекте предлагается организация:
- двух федеральных природных парков "Северный Тиман" и "Югорский";
- 12 региональных особо охраняемых территорий, 4 заказника: "Яжмо-Несинский", "Колгуевский", "Вашуткинский", "Падимейский, "Озера Съерты";
- 3 комплексных заказника: "Канин камень", "Святой Нос", "Хайпудырский".
Проектом предлагается региональному природному заказнику "Вайгач" придать статус ООПТ федерального значения.
Итого территории ООПТ увеличатся и будут составлять 14,6% от площади округа.
5. Зона с регламентируемой хозяйственной деятельность, в которую входят:
- зоны ограниченной хозяйственной деятельности;
- охранные зоны заповедников;
- зоны подлета самолетов;
- санитарно-защитные зоны;
- участки радиационного загрязнения;
- пограничная зона.
6. Земли лесного фонда. Лесистость округа составляет 10%, наиболее лесистые районы - это южная часть западного района и центральная часть восточного района. Все леса имеют природоохранное значение и полностью сохраняются.
7. Зона транспорта и инженерной инфраструктуры включает следующие линейные объекты:
- трассы федеральных, региональных автодорог, железнодорожные магистрали;
- магистральные нефтепроводы, газопроводы и зимники.

2.2. Расселение

Территория Ненецкого автономного округа является исконной землей проживания ненцев, которые относятся к так называемой тундровой группе. За тысячи лет обитания народы региона создали яркую и самобытную культуру, максимально приспособленную к природным условиям суровой Арктики.
Типы и формы расселения на территории Ненецкого автономного округа сформировались в результате процессов территориального разделения труда, происходящих в специфических самобытных условиях территории. Именно природные условия и уровень социально-экономического развития определили характер расселения на территории НАО, его специфику.
В системе расселения Северо-Западного Федерального округа территория НАО относится к сырьевому типу расселения, на территории которого сосредоточена основная ресурсно-сырьевая база СЗФО.
Территория округа относится к территории проживания коренных малочисленных народов Севера с традиционным промысловым направлением хозяйства - отсюда дисперсный характер размещения сельских населенных пунктов вне основной планировочной оси округа - р. Печоры.
В состав системы расселения НАО входит два городских поселения: единственный город НАО - г. Нарьян-Мар, рабочий поселок Искателей и 42 сельских населенных пункта. Кроме того, система расселения дополняется временными населенными пунктами - вахтовыми поселками. Базовыми вахтовыми поселками освоения нефтегазового комплекса являются п. Варандей и п. Харьягинский.

Развитие системы расселения на перспективу

На перспективу проектом предлагается формирование системы расселения исходя из пространственных акцентов экономического развития территории, устойчивого развития региона с учетом взаимных интересов: институтов власти, сохранения окружающей природной среды, нефтегазовой промышленности и коренного населения. В данном сценарии на процессы расселения будут оказывать влияние как внешние, так и внутренние факторы развития территории.
Внешние факторы: дальнейшее освоение ресурсной базы округа и активное подключение к экспортно-сырьевым коридорам России будет способствовать формированию новых коридоров развития округа, связанных с разработкой новых месторождений и развитием транспортной инфраструктуры, в том числе активизацией Северного морского пути. Значительное развитие получат как транспортно-распределительные центры населенные пункты Варандей, Индига, Амдерма.
В случае реализации предложений проекта по диверсифицикации экономики округа и комплексному освоению минерально-сырьевых ресурсов, в том числе твердых полезных ископаемых, возможны следующие сценарии развития системы расселения:
- на побережье Баренцева моря возможна организация новых населенных пунктов, связанных с переработкой углеводородного сырья в районе бывшего населенного пункта Сенгейский;
- потенциальная портовая и перевалочная функция Амдермы создает все условия для размещения здесь современного перерабатывающего горнорудного комплекса по переработке месторождений твердых полезных ископаемых, ориентированного как на внутренние, так и внешние грузопотоки;
- дальнейшее формирование полосы временного расселения - вахтовых поселков в направлении п. Харьягинский - Варандей, Харьягинский - портопункт Вангурей; граница с Республикой Коми - Нарьян-Мар, граница с Республикой Коми - Хайпудырская губа с прохождением через сырьевые провинции твердых полезных ископаемых.
При данном сценарии развития возникает необходимость предупреждения риска снижения устойчивости для системы сельского расселения, сформированной на предыдущем этапе развития, в первую очередь коренного населения малочисленных народов севера в связи с форсированным освоением нефтегазовых месторождений. Сохранение условий развития традиционных отраслей хозяйствования: охоты, рыболовства, оленеводства - как основы существования сельских населенных пунктов.
Внутренние факторы развития - возрождение этнокультурных традиций и ценностей является основным потенциалом развития сельских населенных пунктов, залогом их способности к самоорганизации, формированию зон воспроизводства и развития на территории округа. Для этого необходимо:
- сохранение специализации населенных пунктов как центров развития традиционных отраслей, в первую очередь оленеводства: пос. Усть-Кара, Бугрино, с. Красное, п. Хонгурей, п. Индига, п. Выучейский, п. Хорей-Вер, п. Харута, п. Каратайка;
- переход к взаимоувязанной системе расселения. Значительное усиление получит планировочная ось в направлении Несь-Ома - Нижняя Пеша - Великивисочное - Нарьян-Мар, которая усиливается строительством новой автомобильной дороги из Архангельской области. Населенные пункты с. Несь и п. Нижняя Пеша в случае их целевого развития будут формироваться как новые подрайонные центры обслуживания западной части округа;
- на перспективу сложившаяся система расселения сохранит свою основную структуру, произойдет типологическая реконструкция структуры расселения на базе сельских населенных пунктов. У населенных пунктов, связанных с традиционными видами деятельности, Шойна, Волонга, Индига появится новая функция - обслуживание туристко-рекреационного комплекса. Базовым центром обслуживания туристов предлагается г. Нарьян-Мар;
- дальнейшее усиление назначения г. Нарьян-Мара как центра окружной системы расселения, усиление его системообразующей роли при формировании сложившейся местной системы расселения путем расширения связей с прилегающими территориями. Дальнейшее развитие его промышленного и социально-культурного потенциала, усиление значения как важного транспортно-распределительного узла, базового центра освоения группы нефтегазовых месторождений Тимано-Печорской провинции путем создания инфраструктуры обслуживания и частичного расселения части трудящихся. Развитие туристической функции города как центра этнографического туризма Заполярья. Необходимо усиление роли как коммерческого и торгового центра, научно-образовательного центра постиндустриального общества;
- районный центр р.п. Искателей будет продолжать развиваться как современный, административный, социально-культурный, деловой центр района. Проектом предлагается усиление административной, деловой и торговой функций районного центра, формирование современной архитектурной среды поселка с организацией деловой зоны, общественного центра с современной инфраструктурой.

2.3. Развитие производства

2.3.1. Промышленность

Промышленность НАО занимает наибольший удельный вес среди отраслей хозяйства округа (около 76% от общего объема ВРП и 35% всех занятых в экономике). Ее особенностью является исключительно ресурсная направленность, т.к. около 98% из общего объема отгруженной округом продукции приходится на добычу УВС.
Богатые запасы топливно-энергетических полезных ископаемых, на которых основываются нефтедобывающие производства, определяют стратегическое значение НАО в системе общероссийской экономики. Общий объем добытой в 2006 г. нефти занял 2,7% от общероссийского показателя (4-е место среди субъектов РФ) и 50% от добычи по Северо-Западному федеральному округу. Около половины бюджетных поступлений в НАО составляют платежи от пользования природными ресурсами.
Помимо нефти, которая является главным видом производимой в округе продукции, промышленность НАО выпускает следующие основные виды продукции: добывающие производства - газ; пищепереработка - мясные изделия, молоко, хлеб, рыбная продукция, пиво; прочие обрабатывающие производства - обувь и одежда из кожи, меха и меховые изделия, пиломатериалы. Среди обрабатывающих производств наибольший удельный вес (83%) занимают пищеперерабатывающие производства. В целом они развиты слабо и работают в основном на привозном сырье.
К числу наиболее острых современных проблем, характерных для промышленных организаций округа, относятся: высокая себестоимость производимой продукции, монохарактер структуры промышленных производств, высокая степень физического износа основных фондов в промышленности, медленный процесс реформирования предприятий, неэффективное управление, неблагоприятная институциональная среда, неразвитость и противоречивость правовой базы, слабая проработка инвестиционных предложений.
Современное размещение промышленных предприятий, за исключением объектов нефтедобывающей промышленности, тяготеет к г. Нарьян-Мару и р.п. Искателей.

Основные направления развития промышленности НАО

Дальнейшее развитие промышленности большей частью связано с развитием нефтегазодобывающей отрасли, хотя мононаправленность экономики делает регион уязвимым к внешним воздействиям. Современная жизнедеятельность округа должна обеспечить устойчивое развитие территории в будущем, после истощения нефтяных скважин, и существует необходимость устранения исключительной зависимости от условий развития топливно-энергетического комплекса, доминирующего в экономике.
Таким образом, основными направлениями дальнейшего развития промышленности НАО являются развитие нефтегазодобывающего комплекса и формирование альтернативных производств.

1. Перспективы развития нефтегазового комплекса

Перспективы нефтедобычи. Хотя существующие нефтетранспортные мощности ограничивают добычу сырья на уровне 22 - 25 млн. тн, на перспективу данным проектом выделяется несколько сценариев развития нефтедобычи. При разном уровне интенсивности проведения геологоразведочных работ, введения новых объектов транспортной инфраструктуры и различных внешних факторах уровень добычи углеводородного сырья может развиваться по трем вариантам.
В соответствии с пессимистическим сценарием объем добываемой нефти составит к 2015 г. около 25 млн. тн, а затем после небольшого прироста начнет падать и на расчетный срок составит 23 млн. тн. Оптимистический сценарий предусматривает увеличение объемов добываемой нефти до 35 млн. тн в 2015 г. и до 40 млн. тн к расчетному строку. В максимальный вариант включены все группы запасов и делается допущение, что нет ограничений по транспорту.
Наиболее вероятным сценарием представляется усредненный вариант, в соответствии с которым ежегодные объемы добываемой нефти достигнут 32 млн. тн на 1 очередь, продержатся на уровне 34 млн. тн на расчетный срок и далее начнут падать.
Перспективы переработки. В настоящее время округ производит порядка 13 млн. тн углеводородного сырья в год, и объемы добычи на расчетный срок увеличатся более чем в два раза. Вместе с тем переработка добываемого сырья на территории округа практически не производится. Однако в настоящее время строительство нефтеперерабатывающего завода на территории округа является трудноосуществимым, т.к. слишком велика северная составляющая в затратах на строительство и эксплуатацию такого завода, отсутствует необходимая для развития такого производства законодательная база, а также существуют ограничения экологического характера. Со временем при условии решения вышеуказанных проблем размещение НПЗ на территории НАО возможно (в районе пос. Индига), но только за пределами расчетного срока.
В то же время на территории НАО на побережье Баренцева моря в районе Кумжинского месторождения (пос. Сенгейский) планируется строительство газохимического комплекса. Данное предприятие наряду с производством сжиженного газа и синтетической нефти решает экологическую проблему месторождения. Проект находится в стадии разработки и мощность завода пока еще не определена.

2. Перспективы развития альтернативных производств

Альтернативой развития нефтегазового комплекса и сопутствующих отраслей на данной территории является развитие внутренне ориентированных производств, основанных на местных ресурсах - продукции оленеводства, рыболовства, лесных ресурсах и художественных промыслах. Также перспективным является освоение богатых месторождений твердых полезных ископаемых.
Перспективы развития добычи твердых полезных ископаемых. Значительные ресурсы, наличие особо дефицитных видов полезных ископаемых, динамично развивающийся нефтегазодобывающий комплекс, экономическое развитие соседних регионов как возможных потребителей минерального сырья определяют неизбежную перспективу промышленной подготовки и освоения месторождений твердых полезных ископаемых. Данные месторождения и перспективные на их открытие площади распределены по территории неравномерно, и важной задачей становится геолого-экономическое районирование, геолого-промышленная фрагментация территории. Освоение месторождений должно происходить комплексно в местах скопления разнообразных твердых полезных ископаемых. На территории НАО находится 4 таких района: Большеземельский, Югорский, Карский, Северотиманско-Канинский.
Территория Большеземельского района характеризуется наличием высококачественных коксующихся углей, богата месторождениями строительных материалов. В далекой перспективе могут осваиваться запасы горючих сланцев, и территория может стать центром добычи твердых полезных ископаемых.
Югорский район характеризуется высокими перспективами на флюорит, металлы и ювелирное сырье, стройматериалы. На базе Амдерминского месторождения целесообразно возрождение добычи оптического и технического флюорита, которая велась на территории ранее. Территория обладает высоким энергетическим, транспортным, инфраструктурным потенциалом. Основным преимуществом этой территории является ее близкое расположение к потребителю - местам строительства объектов нефтяного и транспортного сектора. Кроме того, размещение здесь производств снимет социальную напряженность в близлежащих населенных пунктах.
Наиболее высокие перспективы территории Карского района определяются марганцем и баритом. В связи с низкой транспортной доступностью и тяжелыми экономическими условиями освоение может осуществляться со стороны г. Воркуты.
Состояние сырьевой базы Северотиманско-Канинского района оценивается перспективно на редкие элементы, металлические полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. В случае выхода к Индиге грузовых и нефтетранспортных магистралей минерально-сырьевая база этого района может выйти на уровень практического решения. Наличие высокого транспортного потенциала, близость к территории интенсивного жилищного строительства делает эту площадку перспективной на развитие промышленности строительных материалов.
Перспективы развития пищевой промышленности. Пищевая промышленность НАО должна развиваться в двух направлениях: обеспечение промышленной переработкой местного сырья и обеспечение растущих потребностей населения в продукции, производимой из привозного сырья.
Основным механизмом решения проблем в агропромышленном комплексе могут стать вертикально интегрированные компании как в Нарьян-Маре, так и в малых селах. Формирование подобной системы может происходить вокруг существующих предприятий: по мясу - вокруг ОАО "Мясокомбинат", по молоку - вокруг ОАО "Вита". Налаживание между смежными отраслями устойчивых производственных связей будет способствовать формированию территориальных кластеров, которые помимо более экономного расходования ресурсов позволят наладить выпуск новой, возможно, уникальной продукции.
Для дальнейшего развития мясопереработки в НАО потребуется модернизация перерабатывающих мощностей, углубление переработки, расширение ассортимента продукции. Реализация окружной целевой программы "Развитие оленеводства в Ненецком автономном округе на 2008 - 2012 годы" позволит повысить эффективность производства, обеспечит продовольственную безопасность, создаст дополнительные рабочие места. На расчетный срок потребление мяса в округе должно соответствовать рациональной норме (86 кг), однако в перспективе, как и сейчас, округ останется дефицитным по мясу и будет продолжать завозить продукцию из других регионов.
Основная задача молочной промышленности НАО - разнообразить ассортимент, одновременно создавая в селах необходимую инфраструктуру минипереработки и транспортировки, что отчасти позволит решить задачу самообеспечения. Модернизация производства, расширение ассортимента продукции создадут реальную основу для перехода на самоокупаемость.
Основными направлениями развития существующего в НАО хлебозавода будет расширение ассортимента, в особенности кондитерских изделий.
Главной задачей развития рыбного производства на перспективу является увеличение объема производства, расширение ассортимента производимой продукции. В связи с этим представляется целесообразным построить на территории НАО рыбоперерабатывающий завод мощностью 300 - 500 тн. Основной упор необходимо сделать на переработке морских видов рыб, т.к. именно среди этих видов наблюдается наименьшая выработка квот.
Перспективы развития прочих производств. Динамично развивающаяся нефтедобыча определяет возможность развития промышленности в смежных и комплексирующих отраслях. В связи с этим перспективным является создание и развитие в округе предприятий нефтехимической промышленности, цветной и черной металлургии, машиностроения (ремонт и сервисное обслуживание), промышленности строительных материалов. Это позволит сосредоточить основную часть технологических цепочек в пределах региона или всего Северо-Запада.
Перспективы лесоперерабатывающего производства связаны с восстановлением сырьевого канала и выходом объема импорта древесины на уровень 1990 г. - около 130 тыс. м3 круглого леса.
Учитывая достаточно высокую перспективность туристического и рекреационного направления в НАО, в округе будет продолжать развиваться кожевенное и меховое производство (одежда, обувь, шкуры), а также производство сувенирной продукции (аксессуары, оленьи рога, предметы быта и украшения).
Также на территории НАО целесообразно возобновить производство сырья для фармацевтической промышленности, основываясь на продукции оленеводства.
Общим направлением для всех производств НАО, основанных на местных ресурсах, является упор на экологичность промышленной продукции, а особенностью отдельных товаров является их экзотичность.
На расчетный срок наибольшую долю по-прежнему будет занимать добыча полезных ископаемых, хотя она и уменьшится до 93%. Нефтедобыча по-прежнему останется производством федерального значения. До 1,6% увеличатся объемы обрабатывающей промышленности, т.к. основной задачей развития округа является укрепление производств, ориентированных на обеспечение жизнедеятельности населения НАО. Наибольшего увеличения (с 1,1% до 5,4%) занимаемой доли достигнет производство электроэнергии. Данный прогноз соотносится с основными показателями долгосрочного прогноза социально-экономического развития НАО на период до 2020 г.
Т.о., в перспективе развитие промышленности округа будет происходить за счет:
- ежегодного увеличения объемов добычи топливно-сырьевых ресурсов (УВС);
- вовлечения в хозяйственный оборот новых минерально-сырьевых ресурсов (твердых полезных ископаемых);
- более комплексного использования сырья и более рационального размещения предприятий добывающих производств;
- реконструкции и расширения действующих предприятий, внедрения наиболее совершенных технологий и оборудования;
- строительства новых цехов, организации новых производств;
- организации единых технологических цепочек во взаимосвязанных отраслях хозяйствования и формирования кластеров на основе взаимовыгодных производств;
- дальнейшего развития рыбной промышленности, чему способствует приморское положение территории округа;
- ускоренного развития промышленности строительных материалов;
- строительства новых предприятий (завод по производству синтетической нефти в районе Кумжинского месторождения, установки по производству щебня в районе пос. Амдерма, новые объекты обустройства нефтяных месторождений, завод по переработке рыбы).

2.3.2. Сельское хозяйство

Округ имеет благоприятные условия для развития традиционной отрасли коренного населения - оленеводства. Регион входит в зону устойчивого развития оленеводства. Оленьи пастбища составляют около 80% территории НАО.
При рациональном ведении отрасли: землеустройство оленьих пастбищ, совершенствование системы выпаса и содержания оленей, совершенствование племенной работы и пр., поголовье оленей стабилизируется и сохранится. В дальнейшем планируется увеличение поголовья оленей до 170 тыс. голов к 2010 году и до 175 тыс. голов на расчетный срок - 2025 г.
Развитие молочного скотоводства и овощеводства защищенного грунта необходимо для снабжения населения округа молоком, мясом, овощами. В перспективе предполагается обеспечить население НАО на 100% цельным молоком и овощами защищенного грунта, молочными продуктами на 36% и мясом на 55%.

2.4. Население

Численность постоянного населения НАО на 01.01.07 составила: 41,9 тыс. чел., в т.ч. городское - 26,8 тыс. чел. (64,3%) и сельское 15,5 тыс. чел. (35,7%).
В целом численность населения с 01.01.1990 по 01.01.2007 снизилась на 10 тыс. чел., в т.ч. коэффициент естественного прироста населения составил 1,1%, коэффициент механического притока населения в округ - 1,8%, при этом:
- естественная убыль населения непрерывно повышалась - с 6 тыс. чел. в 1990 г. до 23 тыс. чел. в 2006 г.;
- до 2004 г. имелось постоянное положительное сальдо миграции. Уменьшение численности населения округа происходит за счет оттока населения. Это сальдо достигло максимума в 1993 - 1994 гг. - до 27 тыс. чел. в год, но к 2006 г. стало отрицательным - 1,8 тыс. чел.

Прогноз перспективной численности населения

]]>
Содержание химических веществ в пластовых водах в сотни и тысячи раз превышает ПДК этих веществ при сбросе в водоемы: нефть - 300 - 1000 мг/л (ПДК - 0,05), магний - 620 - 3405 (40), литий - 10 - 100 (0,08), кальций - 1800 - 22000 (180), натрий - 5300 - 62900 (120) и другие. Загрязнение поверхностных вод является длительным и может охватывать значительные территории, поскольку они разносятся водотоками на значительные расстояния, благодаря таянию снегов загрязненные площади увеличиваются многократно. При фильтрации воды, загрязненной нефтью и нефтепродуктами, происходит интенсивное накопление их в водопоглощающих породах, загрязняя подземные воды.
Кроме загрязнения на промыслах происходит загрязнение водоемов от сброса производственных и коммунально-бытовых сточных вод в населенных пунктах.
В черте города существенный вклад в загрязнение протоки Городецкий Шар (правый рукав р. Печоры), ее притоков и водоемов вносят предприятия, расположенные в г. Нарьян-Маре. При этом следует учесть, что приток свежей воды в меженный период в протоку резко сокращается и ее водность обусловлена исключительно притоком с собственного водосбора и сбросом недостаточно очищенных сточных вод с организованных источников.
Значительный объем загрязняющих веществ поступает во внутригородские водотоки и водоемы с дождевыми и талыми водами с прилегающих неблагоустроенных территорий города. С этими водами в реки и озера города поступают взвешенные вещества, нефтепродукты органические и биогенные вещества, микрофлора, ионы тяжелых металлов. Содержание загрязняющих веществ в поверхностном стоке с городских территорий, по данным экспериментальных исследований, на полигонах других городов может составлять от 10 до 1000 мг/л.
В п. Амдерма располагается второй по объему перевозок после Нарьян-Мара морской порт. В связи с отсутствием причальных стенок погрузо-разгрузочные работы, операции, в том числе и перекачка нефтепродуктов, происходят на рейде порта, и естественно случаются неоднократные аварии - разрывы нефтеперекачивающих шлангов, утечка нефти с танкеров и наземных емкостей, слив за борт подсланевых вод с грузовых теплоходов.
В 16 поселочных центрах муниципальных образований с населением от 350 до 1950 человек, а также в двух десятках деревень с населением от 30 до 370 человек отсутствуют централизованные канализационные системы. Поэтому в этих населенных пунктах хозяйственно-бытовые и промышленные стоки от небольших предприятий сбрасываются непосредственно на рельеф местности или в ближайшие водоемы.
Однако основную специфику существующего загрязнения определяет особенность промышленного освоения бассейна р. Печоры - его нацеленность на добычу и переработку углеводородного сырья. Загрязняющие вещества, попадающие в водоем, в конечном итоге накапливаются в донных отложениях и представляют собой дополнительную опасность для окружающей среды. В условиях речной системы токсиканты сносятся вниз по течению, аккумулируясь в застойных зонах и устьевой части реки. Результаты анализа донных отложений показывают устойчивую тенденцию накопления ряда микроэлементов (мышьяк, ртуть, марганец, хром, стронций и т.д.) и нефтепродуктов в верхних слоях. Наиболее выражены эти процессы в нижнем течении реки (губы Коровинская и Голодная). Здесь отмечаются самые высокие концентрации нефтепродуктов. Рассчитанные коэффициенты загрязнения и экологической опасности показывают, что загрязненные донные отложения могут быть источниками вторичного загрязнения природных систем на протяжении длительного времени.
Результаты статистической обработки многолетней режимной информации, полученной Государственной сетью наблюдений за качеством поверхностных вод на реках НАО, показали, что содержание загрязняющих веществ в водной среде часто превышает допустимые концентрации в десятки раз.
Государственный мониторинг поверхностных водных объектов на территории Ненецкого автономного округа осуществляется Северным УГМС. Многолетние наблюдения проводятся на устьевом участке р. Печоры в створах 38 км выше г. Нарьян-Мара и 1 км ниже г. Нарьян-Мара.
Река Печора, протока Городецкий Шар и другие водоемы города относятся к грязным и очень грязным водоемам от 4 до 6 класса.
По данным отчета "Разработка программы обеспечения экологической безопасности деятельности предприятий нефтегазового комплекса на территории НАО и реализация ее первого этапа" (Центр независимой экологической экспертизы Санкт-Петербургского Научного центра РАН), на территории расположения существующих промыслов и районов разведки нефтегазовых месторождений большое количество рек в значительной степени загрязнено:
- IV класс "загрязненная" - р. Воркута;
- V класс "грязная" - Пеша, Сулла, Сойма, Нерута (Колокольная губа), все протоки р. Печоры, Шапкина, Лая, Черная, Урерьяха, Нерута, Адзьва, Море-Ю, Хоседа;
- VI класс "очень грязная"- Хильчук, Колва.

Морская среда

Загрязняющие вещества поступают в прибрежный район Печорского моря с морскими течениями из Северной Атлантики и Карского моря, со стороны р. Печоры, других более мелких рек и с трансграничными воздушными потоками. Содержание тяжелых металлов в морских водах на порядок ниже, чем во многих фоновых водоемах.
Интегральные оценки загрязненности водных масс Печорского моря, рассчитанные на основе ИЗВ, показывают, что для него типичны "чистые воды".

Охрана подземных вод

Опорная государственная и территориальная наблюдательные сети подземных вод на территории Ненецкого АО отсутствуют. Муниципальная наблюдательная сеть представлена 19 пунктами наблюдений (скважины). Объектная наблюдательная сеть представлена 6 пунктами наблюдений (скважины). Мониторинг осуществляется предприятиями - недропользователями и включает в себя систематические наблюдения за дебитом, уровнем, качеством воды, учет количества отбираемой воды. Для уровня и дебита наблюдения (замеры) выполняются с частотой не реже одного раза в месяц, для отбора проб воды на химический и микробиологический анализы - не реже одного раза в год. Учет количества отбираемой воды ведется постоянно.
Обеспечение населения питьевой водой нормального качества является в НАО одной из главных социально-гигиенических проблем.
Состояние с использованием подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения в округе неудовлетворительное: часть жилого фонда города и п. Искателей, а также сельские населенные пункты округа не имеют централизованного водоснабжения; эксплуатируется первый от поверхности, незащищенный водоносный горизонт; эксплуатация производится мелкими водозаборами (скважины, колодцы), работающими на неутвержденных запасах; в сельской местности водозаборы, как правило, не оборудованы зонами санитарной охраны. Городской водозабор "Озерный" имеет ограждение по границе ЗСО и строгий пропускной режим в ЗСО.
При установлении недропользователям границ ЗСО Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ненецкому автономному округу руководствуется СанПиН 2.1.4.1110-02.
Очагами загрязнения подземных вод являются полигоны (поля падения) отделяющихся частей ракет-носителей с баками неотработанного ракетного топлива. Полигоны расположены в Малоземельской тундре, наиболее уязвим из которых полигон "Нарьян-Мар", расположенный в районе, откуда берут начало многие реки (Сойма, Седуяха, истоки оз. Голодная губа), впадающие в р. Печору.
На территории Ненецкого автономного округа потенциальными и фактическими источниками загрязнения подземных вод по-прежнему являются городские и поселковые свалки хозяйственно-бытовых и производственных отходов. Расположение водозабора "Озерный" вблизи городской свалки требует изучения ее влияния на эксплуатируемый подземный горизонт.


Нумерация дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.9. Мероприятия по охране окружающей среды

Территории Ненецкого автономного округа подвергаются довольно интенсивному воздействию антропогенных факторов, таких как геологоразведочные работы на нефть и газ в пределах Печорской нефтегазоносной провинции, аварии на буровых и нефтепроводах, локальные разливы нефтепродуктов при завозе топлива, на складах ГСМ, отделяемые части ракетоносителей, запускаемых с космодрома Плесецк и т.д. Все это приводит к возникновению экологических проблем той или иной степени сложности.
В округе сложилась неблагоприятная обстановка с вывозом металлолома. В результате деятельности геологических организаций, дислокации воинских частей на территории округа скопилось десятки тысяч тонн металлолома, негативно влияющего на окружающую среду. Вывоз его в настоящее время невозможен по ряду причин, главная из которых - высокие транспортные тарифы.
На территории округа имеется ряд районов, где происходит падение первых ступеней ракет-носителей (ОЧРН), запускаемых с Плесецкого космодрома. Помимо захламления земель "космическим мусором" происходит загрязнение экосистемы токсичными компонентами остатков ракетного топлива. Это может привести к крайне негативным последствиям для окружающей среды и отрицательно сказаться на здоровье населения.
Бурение скважин оказывает на окружающую среду целый ряд негативных воздействий. На этапе строительства скважин к ним относятся образование огромного количества дорог-времянок в тундре и лесотундре, уничтожение растительности и снятие почвенного слоя, уплотнение снега, отсыпка грунтов на буровых площадках. На этапе бурения к ним присоединяются накопление шламов, сброс сточных вод в близлежащие озера.
На территории Ненецкого автономного округа находится более 900 законсервированных скважин.
Из-за длительного простоя на некоторых из них появились осложнения, характер которых сводится к появлению межколонных и внутриколонных давлений, приводящих к опасным самоизливам нефти и конденсата, которые в конечном итоге могут привести к открытому газонефтяному фонтанированию, что создаст прямую угрозу экологической безопасности региона.
В результате ранее проведенных геологоразведочных работ выведены из сельскохозяйственного использования более 1500 га земель, представляющих на данный момент захламленные металлолом, мусором, пятнами нефтепродуктов участки, рекультивация которых не проводится из-за отсутствия средств.
Освоение нефтяных и газовых месторождений привело к уже заметному накоплению в природных компонентах целого ряда загрязняющих веществ: нефтяных углеводородов, фенолов, окислов азота, тяжелых металлов и т.п.
Интенсивно происходит накопление бенз/а/пирена в ряду: почва - растения - грызуны - хищники. Анализ тканей и органов млекопитающих показывает аккумуляцию этого канцерогена в кишечнике, печени и почках животных.
Еще одной проблемой является Кумжинское месторождение. Авария на скважине № 9 Кумжинской площади 28 ноября 1980 г., когда произошло открытое фонтанирование газа, продолжавшееся 6 лет, нанесла огромный ущерб нагульным площадям сиговых рыб. В процессе устранения последствий аварии протока Малый Гусинец была с двух сторон перекрыта отсыпными песчано-гравийными дамбами, огораживающими грифон.
Выход газа со дна грифон наблюдается до настоящего времени.
Данные по содержанию углеводородов в поверхностных водах грифона, полученные в 2006 г. (Полярная Академия, Росприроднадзор по НАО), показали превышение рыбохозяйственных значений ПДК по нефтепродуктам максимум в 2 - 3 раза, что значительно ниже величин, приводимых в предшествующие годы (отчеты ВНИГРИ, СБНЭ и др.).
Для предотвращения экологического бедствия предусматривается вовлечение в эксплуатацию запасов Кумжинского месторождения с учетом экологических ограничений и восстановлением природной обстановки на территории лицензионного участка.

Воздушный бассейн

Мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна территорий городских и сельских поселений Ненецкого автономного округа сводятся к следующему:
- создание естественного кондиционера вокруг жилых образований путем озеленения территории поселков и максимального сохранения существующих лесных насаждений;
- ограничение дальнейшего развития вредных производств и вынос предприятий из жилой зоны;
- установление санитарно-защитных зон от источников загрязнения (котельные, животноводческие фермы и т.п.);
- применение в котельных более совершенной технологии сжигания топлива и очистки выбросов.
Мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна Ненецкого автономного округа по нефтегазовому промышленному комплексу сводятся к решению проблемы утилизации попутного газа путем строительства объектов утилизации свободного и попутно добываемого нефтяного газа (завод по сжижению газа на побережье Баренцева моря в районе п. Топседа).
Мероприятия по уменьшению воздействия автотранспорта на воздушный бассейн.
Вклад в общее загрязнение воздушного бассейна выбросов от индивидуального автомобильного транспорта несущественен. Но в городских и сельских поселениях узкие улицы с очень низким уровнем благоустройства дорожной сети способствуют формированию вдоль дорог зон дискомфорта от воздействия автотранспорта. Поэтому можно порекомендовать дополнительное озеленение вдоль автомобильных дорог.

Мероприятия по рациональному обращению
с промышленными отходами

Необходима рекультивация территорий, где ранее проводились геологоразведочные работы, так, в результате их проведения выведено из сельскохозяйственного использования более 1500 га земель, представляющих на данный момент захламленные металлоломом, мусором, пятнами нефтепродуктов участки. Сейчас рекультивация не проводится из-за отсутствия средств.
Остается нерешенной проблема с отходами ракетно-космической промышленности: необходим вывоз отделяющихся частей ракетоносителей, запускаемых с Плесецкого космодрома (в 1990 г. проводились работы по очистке территории от остатков ракетоносителей, но в 1991 г. были прекращены и не проводятся до настоящего времени).
Для решения проблемы утилизации прежде всего необходимо провести изучение и получить ясное представление о том, сколько и какие отходы уже накоплены на территории Ненецкого автономного округа, сколько их будет образовываться и в каких местах. Наличие такого анализа позволит двигаться вперед в решении проблемы. На сегодняшний день подробной информации представлено не было.

Мероприятия по ТБО

Организация санитарной очистки поселков от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом определяются конкретными условиями, из которых основными являются:
- численность населения;
- уровень благоустройства жилищного фонда;
- состояние и перспектива развития жилой застройки;
- экономические возможности;
- наличие удобных транспортных связей.
Численность населения является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта обезвреживания.
Для Нарьян-Мара ОАО НПК "Механобр-техника" в 2005 году был разработан проект завода по переработке твердых коммунальных отходов. Производительность проектируемого предприятия составляет 100 тыс. м3 в год (20 тыс. т в год) по перерабатываемым твердым коммунальным отходам (ТКО).
Технологический процесс предусматривает комплексную переработку ТКО с получением нескольких видов вторичной продукции, которая может быть реализована непосредственно в г. Нарьян-Маре: изоляционного строительного материала (эковаты), полимернаполненных строительных изделий, дробленого стекла (материал для строительства и улучшения качества местных бетонных изделий). Кроме того, предусматривается отбор наиболее ценной утильной фракции - алюминиевых банок с запрессовкой и реализацией по мере накопления. Неутилизируемая часть ТКО сжигается совместно с отходами лечебно-профилактических учреждений и отработанными маслами, с утилизацией вторичного тепла. Ртутьсодержащие лампы складируются на полигоне и по мере накопления вывозятся для демеркуризации (г. Северодвинск, Р. Коми).
По проекту имеются два варианта размещения предприятия:
по варианту 1 завод по переработке твердых отходов располагается на специально зарезервированной с этой целью территории проектирующегося полигона для захоронения ТКО ("мусоросортировочный комплекс" полигона) (полигон твердых бытовых отходов в г. Нарьян-Маре. Рабочий проект - СПб, ОПКТБ "Экоинж", т. 1);
по варианту 2 предлагается разместить основные мощности завода в помещении котельной, расположенной на территории тепличного хозяйства "Солнышко", находящейся в неудовлетворительном состоянии и планирующейся к реконструкции. Это позволит заменить избыточную (в 4 раза) тепловую энергию котельной, используемую для обогрева тепличного хозяйства, вторичным теплом, получаемым за счет термической утилизации отходов. Цеха производства вторичной продукции (эковаты, полимернаполненных изделий) располагаются во вновь строящихся прилегающих зданиях.
Ниже приведена схема обращения с отходами производства и потребления города Нарьян-Мара и пос. Искателей (по материалам проекта ОАО НПК "Механобр-техника").

Генеральная схема
обращения с отходами производства и потребления
г. Нарьян-Мара и пос. Искателей

Генеральная схема не приводится.


В крупных поселках, у которых налажена транспортная связь с Нарьян-Маром, целесообразно разместить мусоронакопительные станции. Ниже представлена схема обращения с отходами для таких поселков.

+-------------------------+   +-------------------+   +-------------------+
¦Отходы жилищного сектора,+-->¦Мусоронакопительная+-->¦    Сортировка     ¦
¦организаций и учреждений ¦   ¦     станция       ¦   ¦                   ¦
+-------------------------+   +-------------------+   +---+-----------+---+
                                                          ¦           ¦
                                       +------------------+           ¦
                                       ¦                              ¦
                                      \/                             \/
                              +-------------------+   +-------------------+
                              ¦   Стекло, ПЭТФ,   ¦   ¦  Неутилизируемая  ¦
                              ¦ пластик, картон,  ¦   ¦       часть       ¦
                              ¦ бумага, алюминий  ¦   ¦                   ¦
                              +--------+----------+   +---------------+---+
                                       ¦                              ¦
                                      \/                             \/
                              +-------------------+   +-------------------+
                              ¦ Мусороперерабаты- ¦   ¦                   ¦
                              ¦   вающий завод    ¦   ¦    Прессование    ¦
                              ¦   в Нарьян-Маре   ¦   ¦                   ¦
                              +-------------------+   +---------------+---+
                                                                      ¦
                                                                     \/
                                                      +-------------------+
                                                      ¦    Захоронение    ¦
                                                      ¦     на свалке     ¦
                                                      +-------------------+

Для поселков, расположенных далеко от Нарьян-Мара, схема, предложенная выше, не рентабельна вследствие отсутствия удобных и недорогих транспортных связей, поэтому для таких населенных пунктов предложено проводить прессование отходов с последующим захоронением на свалке.

Основные мероприятия по охране водных
ресурсов от загрязнения

Проблемы загрязнения водных объектов подразделяются на две группы:
- загрязнения сбросами сточных вод населенных пунктов и несоблюдение водоохранных мероприятий в водоохранных зонах и на водосборных бассейнах;
- загрязнение водных объектов в результате интенсивного развития нефтегазового комплекса.
Для снижения негативного воздействия на состояние р. Печоры и ее притоков в населенных пунктах необходима реконструкция и модернизация городских и локальных очистных сооружений с более полным изъятием биогенных веществ. В связи с резким снижением поступления свежей воды в протоку Городецкий Шар с вышерасположенного участка р. Печоры в меженные периоды необходимо рассмотреть вопрос о переносе выпуска сточных вод городских очистных сооружений в район рукава Большая Печора или обеспечить более глубокую очистку сточных вод от биогенных веществ. В Нарьян-Маре начато осуществление работ по расширению и реконструкции головных канализационных очистных сооружений и на стадии инженерного проекта строительство канализационных очистных сооружений микрорайона Качгорт в г. Нарьян-Маре.
На настоящий момент проводятся работы по реконструкции и расширению городских очистных сооружений КОС-1 до 5 тыс. м3, которые предполагают доочистку сточных вод на установке нитриденитрификации.
В связи с неэффективностью технологической схемы ОАО "Печорский рыбокомбинат" принято решение о строительстве новых ОС мощностью 1200 м3/сутки (срок реализации 2007 год).
Генеральным планом города предусмотрены организация и очистка поверхностного стока, понижение уровня грунтовых вод.
Для группы предприятий, расположенных достаточно компактно, следует предусмотреть общие для каждого промышленного узла очистные сооружения дождевой канализации, строящиеся при долевом участии каждого предприятия.
Городским службам (ЦГСЭН, Управлению коммунального хозяйства) необходимо выдать технические условия предприятиям, сбрасывающим неочищенные дождевые стоки в водоемы, на проектирование и строительство локальных очистных сооружений дождевой канализации с последующим подключением к городским сетям или самостоятельным выпускам в водоприемник.
Для охраны подземных вод от загрязнения необходимо:
- обязательная герметизация оголовка всех эксплуатируемых и резервных скважин;
- организация вокруг каждой скважины зоны строгого режима - I пояса ЗСО;
- вынос из II пояса ЗСО всех потенциальных источников химического загрязнения. В пределах ЗСО не допускается размещение свалок, скотомогильников и других источников загрязнения;
- систематическое выполнение бактериологических и химических анализов воды, подаваемой потребителю;
- в связи с тем, что водозабор "Озерный" расположен вблизи городской свалки, требуется изучение ее влияния на эксплуатируемый водоносный горизонт.
Большой объем работ по канализованию населенных пунктов должен быть осуществлен на всей территории округа.
Подробно этот вопрос освещен в специальном разделе "Водоотведение".
Комплекс мероприятий по охране от загрязнения на нефтепромыслах на основании исследований, проведенных Центром независимой экологической экспертизы Санкт-Петербургского научного центра РАН в 2001 г. ("Разработка программы обеспечения экологической безопасности деятельности предприятий нефтегазового комплекса на территории НАО и реализация ее первого этапа"), включает использование современных технологий бурения, очистки циркулирующего раствора, очистки растворов перед выпуском в водоемы, сбор хозяйственно-бытовых стоков в выгребные ямы и захоронение их, тщательная многоступенчатая очистка пластовых вод, предотвращение аварий на нефтепромыслах и при транспортировке нефти и газа.

Организация водоохранных полос

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 12.04.2006 и одобренным Советом Федерации 26.05.2006, для сохранения водного объекта от загрязнения и заиления устанавливаются водоохранные зоны (ВЗ), имеющие особый режим хозяйственной деятельности.
Ширина ВЗ устанавливается в зависимости от длины реки:
- до 10 км - в размере 50 м;
- от 10 км до 50 км - в размере 100 м;
- от 50 км и более - в размере 200 м;
- в пределах НАО водоохранные зоны шириной 200 м должны быть установлены на 160 водных объектах, а шириной 100 м - на 1600.
Контроль над соблюдением режима хозяйственного использования в ВЗ осуществляет Управление Росприроднадзора по НАО при плановых проверках предприятий. Сложность при проверке нефтяных и газовых компаний заключается в том, что они достаточно удалены и до них можно добраться только на вертолете.

3. Предложения по реализации схемы территориального
планирования Ненецкого автономного округа

Разработка Схемы территориального планирования Ненецкого автономного округа как общерегионального градостроительного документа предполагает и соответствующие механизмы ее реализации.
Система механизмов, регламентирующих и обеспечивающих градостроительную деятельность (и в т.ч. реализацию Схемы), включает в себя:
- правовое обеспечение;
- экономический механизм реализации;
- организационный механизм реализации;
- информационное обеспечение;
- научное обеспечение;
- проектное обеспечение;
- кадровое обеспечение.
Система включает механизмы как федерального, так и регионального уровней.
К механизмам федерального уровня относятся: нормативно-правовые документы федерального уровня, стратегические, прогнозные и программные документы социально-экономического развития Российской Федерации, градостроительные документы, определяющие градостроительную политику на территории Российской Федерации, а также национальные проекты.
Главными директивными документами федерального уровня являются следующие:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Лесной кодекс Российской Федерации;
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
- федеральные целевые программы (ФЦП) и подпрограммы:
- Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России до 2010 года";
- "Национальная программа модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года";
- "Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года";
- Федеральная целевая программа "Мировой океан" 2002 год;
- "Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы";
- Федеральная программа "Стабилизация и развитие северного оленеводства и повышение эффективности производства на основе внедрения современных технологий до 2010 г. в Российской Федерации".
К механизмам регионального уровня относятся: нормативно-правовые, стратегические и прогнозные документы регионального уровня, комплексные и целевые программы социально-экономического развития округа, программы развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы, градостроительные документы разного уровня и характера, крупные инвестиционные проекты, наличие организационных структур по реализации Схемы и других градостроительных документов, проведение мониторинга их реализации.
Основным программным документом Ненецкого автономного округа на ближайший период является "Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2020 года. (Ненецкий автономный округ)".
Кроме того, реализуется ряд целевых окружных и ведомственных программ:
- окружная целевая программа "Развитие образования в Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 гг.";
- окружная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и технического характера, обеспечение пожарной безопасности на водных объектах в НАО на 2007 - 2010 гг.";
- окружная целевая программа "Развитие северного оленеводства в Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 гг.";
- окружная целевая программа "Сохранение и развитие культуры в Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 гг.";
- окружная целевая программа "Развитие физкультуры и спорта";
- окружная целевая программа "Дети Ненецкого автономного округа";
- окружная целевая программа "Развитие здравоохранения Ненецкого автономного округа";
- окружная целевая программа "Переселение жителей Ненецкого автономного округа из ветхого и аварийного фонда на 2006 - 2010 гг.";
- окружная целевая программа "Поддержка малого предпринимательства на территории Ненецкого автономного округа 2006 - 2009 гг.";
- окружная целевая программа "Развитие телекоммуникационных услуг, телевизионного и радиовещания в населенных пунктах Ненецкого автономного округа на 2006 - 2009 гг.";
- окружная целевая программа "Чистая вода" на период 2008 - 2010 гг.;
- окружная целевая программа "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2004 - 2022 годы";
- окружная целевая программа "Развитие молочного животноводства в Ненецком автономном округе на 2008 - 2012 годы";
- мероприятия по предоставлению субсидий на улучшение жилищных условий в рамках закона округа от 05.07.05 № 602-ОЗ "Программа мероприятий целевого бюджетного фонда поддержки и развития малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа на 2006 год";
- муниципальная целевая программа "Сохранение и развитие культуры муниципального района "Заполярный район" на 2007 - 2010 гг.";
- окружная целевая программа "Социальное развитие села Ненецкого автономного округа на период до 2010 года";
- Положение о финансовой помощи гражданам на строительство индивидуальных жилых домов, закон Ненецкого автономного округа от 26.12.05 № 652-ОЗ;
- окружная целевая программа "Строительство и реконструкция автомобильных дорог в Ненецком автономном округе 2008 - 2020 годы" и др.
Для реализации проектных предложений Схемы территориального планирования целесообразно разработать ряд окружных законодательных и нормативных правовых актов по градостроительной деятельности:
- постановления о придании соответствующего статуса проектируемым заказникам;
- градостроительный кадастр и систему градостроительного мониторинга территории округа;
- инвестиционный паспорт округа;
- территориальные строительные нормы и правила застройки;
- специальные отраслевые схемы:
- схему организации рекреационно-туристического комплекса на территории Ненецкого автономного округа;
- комплексную специализированную Схему охраны окружающей природной среды (после проведения специальных работ);
- специальные проекты:
- генеральные планы населенных пунктов;
- проекты планировки населенных пунктов и зоны отдыха "Пым-Ва-Шор";
- проекты охранных зон памятников истории и культуры;
- историко-культурный план территории округа;
- проекты водоохранных зон крупных рек.
Кроме того, для реализации проектных предложений по развитию сельского хозяйства необходимо предусмотреть восстановление производственной инфраструктуры (снабженческо-заготовительные и др. обслуживающие объекты) разного территориального уровня.
Для реализации Схемы территориального планирования следует также:
- провести паспортизацию памятников истории и культуры;
- организовать мониторинг:
- градостроительный;
- санитарно-экологический;
- состояния и использования объектов историко-культурного наследия;
- состояния и использования особо охраняемых природных территорий.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru