ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2009 г. № 07-18/2009-027
Дата оглашения решения: 17 июля 2009 г. г. Иваново
Дата изготовления решения: 20 июля 2009 г.
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии Боровков А.В., руководитель управления,
члены Комиссии:
- Колбашова Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
- Горева Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы, рассмотрев дело № 07-18/2009-027, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовой услуги в оконном проеме магазина "Мото & Вело техника",
в отсутствие представителей лица (ИП, <...>), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, установила:
При мониторинге наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в г. Иваново на ул. Лежневская, д. 169, расположен магазин "Мото & Вело техника", в оконном проеме которого размещена реклама следующего содержания: "Кредит. Велосипеды, мототехника, бензопилы".
В рассматриваемой рекламе размещена информация о возможности покупки товара в кредит (финансовая услуга) без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита.
Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Ивановским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 30 июня 2009 года возбуждено дело № 07-18/2009-027 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о товарах, реализуемых в магазине "Мото & Вело техника" (ул. Лежневская, д. 169), принадлежащем ИП <...>, и предлагаемой финансовой услуге, распространяемая в оконном проеме магазина, содержит рекламный характер, исходя из следующих присутствующих в ней признаков рекламы:
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- распространена с помощью средств стабильного территориального размещения (в оконном проеме магазина, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Лежневская, д. 169);
- направлена на привлечение внимания к товарам, реализуемым в магазине "Мото & Вело техника" (велосипеды, мототехника, бензопилы), к финансовой услуге по предоставлению кредита на покупку товаров в данном магазине; призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что упоминание о кредите в рекламе направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся товаром (в данном случае велосипедами, мототехникой, бензопилами), к возможности покупки товара в кредит. Такое упоминание способствует тому, чтобы потенциальные клиенты воспользовались услугой по предоставлению кредита.
Следовательно, указанная реклама направлена на привлечение внимания не только к товару и его продавцу, но и к финансовой услуге по предоставлению кредита, реализация которой способствует реализации непосредственно самого товара.
Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: магазину "Мото & Вело техника" и реализуемому им товару, а также к финансовой услуге по предоставлению кредита на покупку товаров.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.
В рассматриваемом случае данное обстоятельство подтверждается и тем, что ИП <...> заключил договоры о сотрудничестве с такими финансовыми организациями, как "<...>" (ООО) - (договор № <...>), "<...>" (ООО) - (соглашение <...>). Рассматриваемые договоры устанавливают порядок взаимодействия сторон при реализации кредитной программы.
Таким образом, в размещенной рекламе должно было быть указано наименование финансовых организаций, осуществляющих предоставление кредита, чего сделано не было. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно части 6 и части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ИП <...>
ИП <...> или его представители на рассмотрение дела № 07-18/2009-027, возбужденного по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, не явились. ИП <...> был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением № 15252803 о вручении заказного письма. Ходатайства об отложении рассмотрения дела № 07-18/2009-027, возбужденного по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, от ИП <...> не поступало.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовой услуги - кредита, размещенную в оконном проеме магазина "Мото & Вело техника", принадлежащего ИП <...>, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП предписание
о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ИП <...>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
А.В.БОРОВКОВ
Члены Комиссии
Н.В.ГОРЕВА
Е.В.КОЛБАШОВА