Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2009 г. № 370

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2020 ГОДА

В связи с корректировкой основных параметров и приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года.
2. Представить Президенту Республики Башкортостан Стратегию социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года.
3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года № 400 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года".
4. Контроль за ходом выполнения Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.С.САРБАЕВ





Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 30 сентября 2009 г. № 370

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2020 ГОДА

Содержание

Паспорт Стратегии
Введение
1. Стратегический анализ уровня устойчивого развития Республики Башкортостан
1.1. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан
1.2. Конкурентные преимущества экономики Республики Башкортостан
1.3. Сценарные условия развития хозяйственного комплекса
2. Цели, задачи, приоритеты и основные этапы Стратегии
3. Основные тенденции и ориентиры развития видов экономической деятельности
3.1. Промышленное производство
3.1.1. Добыча полезных ископаемых
3.1.2. Обрабатывающие производства
3.1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
3.2. Строительный комплекс
3.3. Транспорт и связь
3.4. Жилищно-коммунальное хозяйство
3.5. Агропромышленный комплекс
3.6. Потребительский рынок
3.7. Малое и среднее предпринимательство
3.8. Инновационная и научно-техническая сфера
3.9. Внешнеэкономическая деятельность и межрегиональное сотрудничество
3.10. Развитие территорий
3.11. Бюджетная сфера
3.12. Развитие банковского сектора
3.13. Природопользование и охрана окружающей среды
4. Основные направления развития социальной сферы Республики Башкортостан
4.1. Уровень жизни, денежные доходы, социальная поддержка населения
4.2. Образование
4.3. Здравоохранение
4.4. Демография
4.5. Культура и национальная политика
4.6. Молодежная политика, спорт и туризм
5. Механизм реализации Стратегии
5.1. Основные инвестиционные проекты Республики Башкортостан
5.2. Реализация приоритетных национальных проектов в Республике Башкортостан
5.3. Федеральные и республиканские целевые программы
6. Мониторинг выполнения Стратегии
7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Заключение

Паспорт Стратегии

Наименование Стратегии    Стратегия    социально-экономического    развития
                          Республики Башкортостан до 2020 года

Основания для разработки  Постановление      Правительства       Республики
Стратегии                 Башкортостан   от   20  марта 2006 года № 67  "Об
                          итогах  работы   промышленности,   строительства,
                          транспорта, связи  и  социальной сферы Республики
                          Башкортостан за 2005 год и задачах на 2006 год";
                          Перечень    поручений    Президента    Российской
                          Федерации по  итогам  заседания  Государственного
                          Совета  Российской  Федерации  от 19 декабря 2007
                          года

Разработчик Стратегии     Правительство Республики Башкортостан

Цели и задачи Стратегии   Цели:
                          устойчивое    функционирование    и      развитие
                          хозяйственного комплекса Республики Башкортостан,
                          обеспечивающего   повышение   качества      жизни
                          населения до уровня наиболее развитых стран;
                          позиционирование   Башкортостана   как   опорного
                          региона России

                          Задачи:
                          эффективное   использование   природно-ресурсного
                          потенциала;
                          формирование   инновационной   модели   экономики
                          Башкортостана;
                          ускоренное   развитие    приоритетных       видов
                          экономической деятельности республики;
                          эффективное   межрегиональное   сотрудничество  и
                          кооперация;
                          повышение качества жизни населения

Сроки и этапы реализации  2006 - 2020 годы, в три этапа:
Стратегии                 I этап - 2006 - 2010 годы:
                          обеспечение      высоких      темпов   социально-
                          экономического развития;
                          накопление инновационных ресурсов;
                          II этап - 2011 - 2015 годы:
                          реализация    инновационной    модели   экономики
                          Башкортостана;
                          формирование    межрегиональных    кластеров    в
                          приоритетных видах экономической деятельности;
                          III этап - 2016 - 2020 годы:
                          эффективная         реализация       накопленного
                          экономического потенциала республики;
                          достижение Башкортостаном передовых позиций среди
                          регионов   России    по    основным    параметрам
                          социального развития

Источники финансирования  Федеральный бюджет;
Стратегии                 бюджет Республики Башкортостан;
                          бюджеты муниципальных образований;
                          собственные средства предприятий;
                          привлекаемые инвестиции

Система   контроля    за  Общее   руководство  за   реализацией   Стратегии
реализацией Стратегии     и контроль за  ходом  ее  выполнения осуществляет
                          Правительство Республики Башкортостан;
                          финансовый  контроль  за  целевым   и эффективным
                          использованием  средств  федерального  бюджета  и
                          бюджета    Республики Башкортостан осуществляется
                          государственными   заказчиками    и      главными
                          распорядителями бюджетных средств

Ожидаемые     результаты  В 2020 году по сравнению с 2007 годом:
реализации Стратегии      рост валового регионального продукта в 2,3 раза;
                          рост   объема   промышленного  производства в 2,3
                          раза;
                          рост объема валовой продукции сельского хозяйства
                          в 1,9 раза;
                          рост реальных   располагаемых   денежных  доходов
                          населения - в 3,2 раза;
                          ввод в действие   до 2020 года 25 - 30 млн. кв. м
                          жилья;
                          увеличение       объемов       наукоемкой       и
                          высокотехнологичной продукции - до 30%;
                          сокращение уровня бедности - до 4,5%;
                          средняя продолжительность жизни - до 75 лет.

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Башкортостан в 2006 году была разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года № 400 и Межведомственным советом при Министерстве регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 19 декабря 2007 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено внести уточнения в принятые стратегии развития субъектов Российской Федерации в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
На основании предложений министерств и ведомств республики разработана новая редакция Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 (далее - Стратегия), в которой учтены основные параметры развития и приоритетные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
Стратегия является неотъемлемой частью сложившейся целостной системы управления социально-экономическими процессами в республике, основанной на взаимодополняющих методах долгосрочного, среднесрочного прогнозирования и программирования.
В Стратегии учтен опыт и результаты реализации Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года "Башкортостан - путь в XXI век: природа, народ, экономика, государство", федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года", среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан, программ социально-экономического развития городов и районов на 2001 - 2005 годы.
В Стратегии представлена система приоритетов и целевых ориентиров развития, сформированных на основе предложений министерств, ведомств, государственных комитетов, администраций муниципальных районов и городских округов, предприятий и организаций, обеспечивающих устойчивое и поступательное развитие реального сектора экономики и социальной сферы и на этой основе повышение качества жизни населения до уровня наиболее развитых стран.
Стратегия предполагает постоянный мониторинг хода ее реализации, поэтапную корректировку по мере достижения целевых ориентиров с учетом происходящих значительных изменений внешних и внутренних условий и факторов развития.
Стратегия разработана в соответствии с основными положениями законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан, действующих концепций и программ Российской Федерации и Республики Башкортостан, в том числе:
приоритетных национальных проектов Российской Федерации (эффективное сельское хозяйство; современное здравоохранение; качественное образование; доступное и комфортное жилье);
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
Энергетической стратегии России на период до 2020 года;
Концепции федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года";
Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года;
Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
Закона Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах";
Закона Республики Башкортостан "О государственном прогнозировании социально-экономического развития Республики Башкортостан";
Программы социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2010 года;
Концепции долгосрочной стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2015 года;
комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы";
Концепции инвестопроводящей системы в Республике Башкортостан на период до 2015 года;
Республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2008 - 2010 годы;
Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан до 2010 года;
Стратегии развития строительной отрасли Республики Башкортостан до 2010 года;
Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования Республики Башкортостан до 2020 года;
проекта развития транспортной инфраструктуры Республики Башкортостан до 2020 года.
Реализация Стратегии предусматривает целенаправленную и скоординированную деятельность Правительства Республики Башкортостан, министерств, ведомств, государственных комитетов, администраций муниципальных районов и городских округов, предприятий и организаций республики по выполнению ее основных положений и решению поставленных в ней задач.

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1.1. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан

Общие сведения

Территория Республики Башкортостан - 143,6 тыс. кв. км (0,8% территории Российской Федерации).
Количество муниципальных образований - 1019.
Столица Республики Башкортостан - город Уфа. Численность населения в городе Уфе составляет 1036,8 тыс. человек. К крупным городам относятся г. Стерлитамак (265,5 тыс. человек), г. Салават (157 тыс. человек), г. Нефтекамск (129,3 тыс. человек с подчиненными населенными пунктами) и г. Октябрьский (107,8 тыс. человек).
Республика Башкортостан входит в состав Приволжского федерального округа.
Башкортостан расположен на Южном Урале, на стыке Европы и Азии.
Граничит на севере - с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке - с Челябинской областью, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областью, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской Республикой.
Удобное транспортно-географическое положение, богатые природные ресурсы, высокоразвитые промышленность, сельское хозяйство и строительный комплекс, динамично развивающиеся финансово-кредитная и научно-техническая сферы, политическая и межнациональная стабильность обеспечивают Республике Башкортостан одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации.

Население

Население республики составляет 4,06 млн. человек (2,8% населения Российской Федерации), из которых 59,6% приходится на жителей городов и поселков городского типа.
Плотность населения республики - 28,4 чел./кв. км, что превышает среднее значение по России (8,3 чел./кв. км) более чем в 3 раза.
Трудоспособное население республики (женщины от 16 до 55 лет и мужчины от 16 до 60 лет) составляет около 2,55 млн. человек. Численность экономически активного населения - 2,019 млн. человек (49,7% от общей численности населения Башкортостана).
Башкортостан - многонациональная республика, где проживают представители более ста наций и народностей. Наиболее многочисленные из них - русские, башкиры и татары.
Государственными языками Республики Башкортостан являются русский и башкирский.
Преобладающими религиями на территории республики являются христианство и ислам. В Башкортостане находится Центральное духовное управление мусульман России.

Природные ресурсы

Республика Башкортостан - один из наиболее богатых полезными ископаемыми регионов России. Число месторождений минеральных ресурсов превышает три тысячи.
Недра республики располагают достаточными запасами минерального сырья для обеспечения потребностей топливно-энергетического комплекса, нефтехимических и химических производств, агропромышленного комплекса, черной и цветной металлургии, стекольного и керамического производств.
Земельный фонд республики составляет 14,3 млн. га. Наибольший удельный вес в структуре земель республики приходится на сельскохозяйственные угодья. Основные сельскохозяйственные районы республики расположены в умеренно теплой агроклиматической зоне: черноземы Башкортостана являются одними из лучших в России. Площадь сельскохозяйственных угодий - более 7 млн. га.
Башкортостан обладает и значительными запасами лесных ресурсов. Общая площадь земель лесного фонда Башкортостана оценивается в 6,2 млн. га.
Общие запасы древесины в лесах республики оцениваются в 759,3 млн. куб. м. Преобладают береза, хвойные породы, дуб, клен, сосредоточены самые обширные в стране площади липы - "царицы" медоносной растительности. В лесах республики выделены государственные природные заказники, памятники природы, заповедники. Природные парки расположены на площади более 1 млн. га.
Республика Башкортостан обладает значительным запасом водных ресурсов. Около 13000 рек общей протяженностью свыше 57 тыс. км и более 2700 озер, прудов и водохранилищ общей площадью 427 кв. км украшают природу Башкортостана. Реки являются составной частью единой водной транспортной системы европейской части России, обеспечивающей доступ к портам Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. На территории республики функционируют более 120 водохранилищ, наиболее крупными из них являются Павловское, Нугушское, Кармановское и Юмагузинское.
Чистый воздух горных и степных районов, источники различных по составу и свойствам целебных минеральных вод, лечебные грязи ставят Башкортостан в ряд крупных здравниц России. Санатории "Янган-Тау", "Зеленая роща", "Красноусольск", "Юматово" (с единственной в стране кумысолечебницей), "Якты-Куль", "Ассы", дом отдыха "Сосновый бор" - крупнейшие курорты Республики Башкортостан, которые по своим уникальным природным факторам не имеют аналогов. Широкая сеть туристических баз обеспечивает разнообразные виды отдыха: конно-верховой, горнолыжный, пеший туризм, сплав по рекам на плотах, катамаранах, байдарках.

Экономика

Среди субъектов Российской Федерации экономика Республики Башкортостан выделяется разнообразной структурой, включающей развитые промышленный и строительный комплексы, сельское хозяйство, современные финансово-кредитные и научно-технические институты.
Республика входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по основным макроэкономическим показателям, занимая 3-е место по объему производства продукции сельского хозяйства, 6-е место - по вводу в действие жилых домов, 7-е место - по объемам платных услуг населению и работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", 8-е место - по объему инвестиций в основной капитал.
Республика Башкортостан обладает устойчивой и управляемой финансовой системой, основу которой составляют высокий уровень собираемости налогов, эффективное управление государственными финансами.
В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающий по переработке нефтяного сырья, производству автомобильных бензинов и дизельного топлива 1-е место среди регионов России. Нефтеперерабатывающий комплекс республики является самым крупным в Европе. Основной объем выпускаемых нефтепродуктов конкурентоспособен не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Глубина переработки исходного сырья достигает уровня 80% при среднероссийском значении около 72%.
В Республике Башкортостан производится более половины общероссийского объема кальцинированной соды, около половины бутиловых и изобутиловых спиртов, пятая часть каустической соды и средств химической защиты растений.
На протяжении многих лет республика является одной из основных рудных баз в сфере добычи медно-колчеданных руд России. Разведанные месторождения "Юбилейное" и "Подольское" относятся к числу крупнейших на Урале.
Республика Башкортостан проводит активную политику установления и развития экономических, научно-технических и культурных связей с регионами Российской Федерации. Межрегиональное сотрудничество является важным фактором экономического развития республики. Башкортостан поддерживает торгово-экономические отношения с 81 субъектом Российской Федерации, из них с 51 субъектом - на договорной основе.
2007 год ознаменован событием огромной важности - празднованием добровольного вхождения Башкирии в состав России. Юбилейный год стал дополнительным импульсом для социально-экономических преобразований, проводимых в республике, заложил прочную основу будущего устойчивого экономического роста.
В 2007 году Республика Башкортостан достигла высоких темпов роста как в экономической, так и социальной сферах (таблица 1).
Валовой региональный продукт республики увеличился в 2007 году в рыночных ценах относительно 2006 года на 8,2% при среднегодовом темпе роста за 1999 - 2006 годы около 6,5%.
Оборот организаций по всем видам экономической деятельности в республике в 2007 году увеличился на 26,5% и достиг 1 трлн. 357 млрд. рублей.
Индекс промышленного производства по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды составил 107,0%, превысив среднероссийское значение на 0,7 процентного пункта.
Наибольший вклад в обеспечение роста промышленного производства республики внесли предприятия обрабатывающих видов экономической деятельности. При индексе производства 108,9% их доля в общем объеме отгруженной промышленной продукции составила 75,5%. Наиболее динамично развивалось производство транспортных средств и оборудования, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство.
В 2007 году сохранилась тенденция опережающего роста секторов промышленности, производящих конечную продукцию по сравнению с производством сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов. Доля производства товаров конечного потребления в структуре промышленности увеличилась в действующих ценах с 17,4% в 2005 году до 19,5% в 2007 году.
В 2007 году объем отгруженной инновационной продукции по отношению к 2006 году увеличился в 1,5 раза и составил 17,1 млрд. рублей. Основная часть инновационно-активных предприятий представлена в машиностроительном комплексе, химическом производстве и нефтепереработке.
Объем продукции сельского хозяйства в 2007 году составил 83,7 млрд. рублей и увеличился по отношению к предыдущему году на 3,1%, в том числе растениеводства - на 2,2%, животноводства - на 3,9%.
Транспортная система республики развивалась в соответствии с возрастающими потребностями экономики. Грузооборот по всем видам транспорта составил 209,8 млрд. тонно-км и вырос на 2,7%, пассажирооборот - 8,7 млрд. пасс.-км, увеличившись на 0,8%. Улучшалась транспортная инфраструктура. Введено 110,7 км автомобильных дорог с твердым покрытием и 17 мостов протяженностью 1,3 тыс. пог. м.
Продолжали интенсивно развиваться современные информационные технологии и связь. Объем доходов, полученных всеми предприятиями связи, действующими на территории республики, составил свыше 17,5 млрд. рублей и вырос в фактически действовавших ценах на 27,7%.
В 2007 году в Республике Башкортостан насчитывалось 23,3 тыс. малых предприятий, что на 13,8% больше, чем в прошлом году. В этом секторе занято более 20% трудовых ресурсов республики. Темпы прироста объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на малых предприятиях в 2007 году почти в 2 раза превысили аналогичный показатель крупных и средних предприятий республики. Ими отгружено товаров, по оценке, на сумму 105 млрд. рублей.
В 2007 году на территории республики собрано платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 227,9 млрд. рублей, что на 8,8% больше, чем в 2006 году. Из них в федеральный бюджет перечислено 66,0%, в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - 34,0%. Консолидированный бюджет Республики Башкортостан на 1 января 2008 года исполнен по доходам в сумме 92,6 млрд. рублей, по расходам - 91,9 млрд. рублей.
В 2007 году в экономику республики вложено 148 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Прирост составил 20,1% - это самое высокое значение за последние семь лет. Основной фактор роста - реализация масштабных инвестиционных проектов в рамках подготовки празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. В течение года в республике активно велись работы по реализации ряда крупных инвестиционных проектов. В рамках расширяющегося международного и межрегионального сотрудничества реализуются крупные инвестиционные проекты по выпуску автобусов, троллейбусов, газотурбинных приводов, разработке месторождений полезных ископаемых, и ряд других.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", превысил 79 млрд. рублей с ростом более чем в 1,2 раза. Продолжено наращивание объемов жилищного строительства. Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" позволила в 2007 году ввести в действие жилых домов общей площадью 1856,8 тыс. кв. м, что на 8,9% больше, чем в предыдущем году.
Активизации социально-экономических процессов в республике способствовала реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года". За период ее реализации с 2003 по 2007 год из федерального бюджета поступило 34,1 млрд. рублей, из бюджета Республики Башкортостан - 34,6 млрд. рублей, привлечено внебюджетных средств около 109 млрд. рублей.
Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2007 год увеличились по сравнению с предыдущим годом на 13,6%, в то время как в целом по России только на 10,4%. Реальная заработная плата за 2007 год выросла на 16,8%. Значительное увеличение доходов населения обусловило рост на потребительском рынке. Оборот розничной торговли вырос по отношению к предыдущему году на 26,7% и составил в 2007 году 323,4 млрд. рублей. Платных услуг населению оказано на 94,4 млрд. рублей, что на 14,5% больше уровня 2006 года.
Благодаря созданию достойных условий для жизни населения улучшилась демографическая ситуация. В 2007 году рождаемость повысилась на 13,2% при снижении смертности на 0,7%. Естественная убыль населения сократилась в 2,6 раза. Показатель естественной убыли населения на 1 тыс. человек стал самым низким значением за последние девять лет. С учетом положительного сальдо миграции, составившего 5433 человека, республика впервые за последние годы вышла на положительную динамику численности населения. По предварительной оценке, прирост населения с учетом миграции составил почти 1,5 тыс. человек.

Таблица 1

ДИНАМИКА
показателей социально-экономического
развития Республики Башкортостан

                                                     (% к предыдущему году)
+-----------------+-----------------------------------------------------------+
¦  Наименование   ¦                           Годы                            ¦
¦   показателя    +-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦                 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦   2007    ¦
¦                 +-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦                 ¦                       РБ                      ¦ РБ  ¦ РФ  ¦
+-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Индекс           ¦139,2¦121,6¦117,4¦114,7¦111,1¦114,3¦110,9¦108,9¦112,6¦111,9¦
¦потребительских  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦

]]>
Устойчивое и эффективное функционирование инновационной модели экономики, экономический рост в реальном секторе обеспечат развитие социальной сферы как одного из важнейших условий достижения главных целей реализации Стратегии - повышение качества и уровня жизни населения, достижение Башкортостаном передовых позиций среди регионов России по основным параметрам социального развития, позиционирование Республики Башкортостан как опорного региона России.

5.1. Основные инвестиционные проекты Республики Башкортостан

В Республике Башкортостан будут реализованы следующие инвестиционные проекты:
1) разработка и организация производства универсального колесного трактора среднего класса с учетом сборочного производства базовой модели "Толпар" и тракторов других моделей и классов тяги в режиме SKD/CKD.
Проект предполагает реализацию двух направлений.
Первое направление - организация сборочного производства различных видов сельскохозяйственной техники в режиме SKD/CKD.
Данное направление предполагается реализовать с помощью привлечения "технического партнера" - компании, обладающей компетенцией разработчика и производителя сельхозтехники, на условиях осуществления сборки из готовых машинокомплектов с последующей локализацией производства.
В перспективе рассматривается вопрос организации в республике производства широкой гаммы навесного оборудования для сельскохозяйственной техники.
Второе направление - организация производства универсального колесного трактора среднего класса "Толпар".
Разработку трактора осуществляет компания "AVL List GmbH" (Австрия). На тракторе планируется устанавливать двигатель ЯМЗ-536 производства ОАО "ЯМЗ" (Группа "ГАЗ"). Объемы капиталовложений в организацию производства данного колесного трактора:
2006 год - 0,7 млн. евро;
2007 год - 14,5 млн. евро;
2008 год - 57,6 млн. евро;
2009 год - 63 млн. евро;
2010 год - 67,1 млн. евро;
2011 год - 45,3 млн. евро.
Объем производства при выходе на проектную мощность - 4000 тракторов в год.
Срок окупаемости - 5 - 7 лет.
Производство комплектующих для трактора планируется разместить на республиканских предприятиях: ОАО "МК "Витязь", ФГУП УАП "Гидравлика", ОАО "НефАЗ", ОАО "МЗ "Искра", ОАО "Стерлитамак-М.Т.Е.". К началу серийного производства степень локализации производства комплектующих должна достигнуть 75%.
Для подготовки персонала будут привлекаться высшие учебные заведения Республики Башкортостан.
В результате реализации проекта будет создано 750 новых рабочих мест;
2) организация производства газоперекачивающих агрегатов мощностью 20 МВт.
Повышение мощности привода АЛ-31СТ до 20 МВт позволит при реконструкции компрессорных станций, оснащенных приводами 10 МВт, устанавливать взамен двух старых агрегатов один новый, снизить расход топливного газа и избежать значительных переделок трубных шлейфов.
В ОАО "Газпром" эксплуатируется около 700 агрегатов типа ГТК-10 мощностью 10 МВт.
Проект реализуется на материально-технической базе ОАО "УМПО" совместно с ФГУП НИИ "Мотор".
Общая сумма инвестиций - 330,5 млн. рублей.
Объем производства за 2009 - 2018 годы - 185 штук.
Срок окупаемости - 4 года 2 месяца;
3) организация производства вспомогательных газотурбинных двигателей нового поколения и малоразмерной энергетической газотурбинной установки (МЭГТУ) на базе ФГУП УАП "Гидравлика".
Проект предполагает прежде всего организацию серийного производства вспомогательных газотурбинных двигателей (далее - ВГТД) - маршевых двигателей для запуска основных двигателей самолетов.
ВГТД предназначены для использования как на гражданских, так и на военных самолетах. Двигатели удовлетворяют всем требованиям евростандартов (по экологичности, шумоизоляции и т.д.).
Малоразмерная энергетическая газотурбинная установка (далее - МЭГТУ) предназначена для производства электроэнергии и может использоваться как для личных потребностей (в фермерских хозяйствах), так и в промышленности. Мощность одной установки - 300 кВт. В зависимости от необходимости количество установок может варьироваться от 1 до 100 штук. МЭГТУ обладает высоким уровнем эффективности: КПД = 30 - 35%, имеет небольшие габаритные размеры и малый вес.
Организатор проекта - ФГУП УАП "Гидравлика".
Участники проекта - ОАО "НЛП "Аэросила" (г. Ступино), ЗАО "Кросна-мотор" (г. Москва), СКВ "Турбина" (г. Челябинск), УГАТУ.
Срок реализации - 2007 - 2011 годы.
Общий объем инвестиций - 600 млн. рублей.
Срок окупаемости - 6 - 7 лет.
Объем производства газотурбинных двигателей - 40 - 90 штук в год;
малоразмерных энергетических газотурбинных установок - от 40 до 300 штук;
4) организация производства универсальных малолитражных двигателей внутреннего сгорания и мототехники на их базе.
Проект предполагает организацию на территории Башкортостана сборочного производства 4-х типов малолитражных двигателей внутреннего сгорания, а также широкий ассортимент техники на их базе (мотоблока, сенокосилки, снегоуборщика, мини-электростанции и т.д.)
Мощность двигателей - 4,7 л.с. и 8 л.с. Производство комплектующих для двигателя планируется осуществлять на машиностроительных предприятиях Республики Башкортостан.
Разработчиком новых двигателей является австрийская компания "AVL List GmbH".
Срок реализации проекта - 2006 - 2010 годы.
Общий объем инвестиций - 2,7 млрд. рублей;
5) создание модельного ряда троллейбусов нового поколения с низким уровнем пола.
Проект предполагает организацию производства модельного ряда троллейбусов нового поколения с пониженным уровнем пола.
Основные преимущества новых моделей троллейбусов: применение энергосберегающих технологий, повышенная надежность и безопасность, использование отечественного материала, улучшенные потребительские качества (облегченный кузов, пониженный уровень пола, улучшенный дизайн).
Организатор проекта - ОАО "Башкирский троллейбусный завод".
Реализация проекта будет осуществляться ОАО "БТЗ" при участии ОАО "НефАЗ".
Срок реализации - 2008 - 2010 годы.
Общий объем инвестиций - 135,5 млн. рублей, в том числе НИОКР - 10 млн. рублей, развитие производства - 125,5 млн. рублей.
Срок окупаемости - 3 года.
В результате реализации проекта будет создано 90 новых рабочих мест;
6) строительство завода по производству стального проката.
Проект предполагает организацию в г. Янауле производства стального проката.
Предполагаемые дополнительные объемы производства - 650 тыс. тонн стальной заготовки в год (около 6,5 млрд. рублей).
Период реализации проекта - 2007 - 2009 годы.
Объем капиталовложений - 380 млн. долларов США.
Срок окупаемости - 6 лет.
Инвестор - ООО "УГМК-Холдинг".
Создание нового металлургического производства позволит не только увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, но и создать дополнительные рабочие места (до 1000 мест), повысить загрузку транспортных предприятий;
7) реконструкция литейного производства в ОАО "Салаватнефтемаш";
Проект предполагает организацию литейного производства по производству стального литья мощностью 8000 тонн в год.
Срок реализации - 2008 - 2009 годы.
Участник проекта: ОАО "Салаватнефтемаш".
Общий объем инвестиций - 1200 млн. рублей.
Количество новых рабочих мест - 380 человек;
8) организация производства ламинированных древесностружечных плит на базе комплексной переработки низкосортной древесины.
Реализация проекта производства ламинированных древесностружечных плит на базе комплексной переработки низкосортной древесины позволит утилизировать вышеуказанные ресурсы, улучшить экологию, создать дополнительные рабочие места, увеличить налоговые поступления.
Предполагаемый объем производства:
смолы - 20 тыс. тонн для пленки, 50 тыс. тонн для ДСП;
импрегнирование - 2 линии по 20 млн. кв. м;
ламинирование - 4 линии по 5 млн. кв. м;
производство ДСП - 150 тыс. куб. м.
Объем товарной продукции: производство смол - 25 млн. долларов США; импрегнирование - 20 млн. долларов США; ламинирование - 18 млн. долларов США; производство ДСП - 37 млн. долларов США.
Срок окупаемости: производство смол - 1,2 года; импрегнирование - 1,2 года; ламинирование - 2 года; производство ДСП - 6 лет.
Общие расходы на строительство и оборудование - 145 млн. долларов США.
Ожидаемая ежегодная общая прибыль - 50,75 млн. долларов США.
Срок окупаемости проекта в целом - 2,9 года.
Планируемая общая занятость - 1200 человек.
Предполагаемое место, где будет реализован проект, - Аскинский район (70 - 100 га).
Сроки реализации - 2007 - 2009 годы;
9) строительство завода по производству древесно-волокнистых плит средней плотности.
Проект предполагает организацию производства древесноволокнистых плит средней плотности из сырья (перестойной древесины) прилегающих районов.
Проектная мощность завода - 160 тыс. куб. м плит МДФ в год.
В соответствии с ТЭО ориентировочная стоимость комплекса составит 72 - 82 млн. евро, в том числе оборудование - 32 млн. евро.
Строительство и ввод планируется произвести в три этапа:
первый год - 60%, или 96 тыс. куб. м плит;
второй год - 80%, или 128 тыс. куб. м плит;
третий год - 100%, или 160 тыс. куб. м в год.
Поставщики оборудования - шведская фирма "Саундс Дефибратор", производящая плиты толщиной от 3,2 до 19 мм, и немецкая фирма "Зимпелькамп" с широким ассортиментом плит толщиной от 3 до 38 мм. Фирму поставщика определит тендер.
Размещение завода - г. Мелеуз.
Строительство завода предполагает:
40% объема инвестиций - доля Республики Башкортостан;
60% объема инвестиций - привлеченные средства;
10) строительство лесоперерабатывающего комплекса "Экобумпром" с целлюлозно-бумажным комбинатом.
Проект предусматривает строительство лесоперерабатывающего комплекса "Экобумпром", включающего в себя целлюлозно-бумажный комбинат.
Продуктами производства комплекса будут микрокристаллическая целлюлоза, бумажно-картонная продукция, древесноволокнистые плиты, алкидный лак - основа, жидкие предельные углеводороды, модификации талового масла и др.
Потребители: Россия, Финляндия, Германия, Швеция, Польша и др.
Генеральными проектировщиками и разработчиками предполагаемого проекта целлюлозно-бумажного комбината будут ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт бумаги", ЗАО "ГИПРОБУМ".
Предполагается строительство целлюлозного производства с использованием новых технологий и мощностью 450 тыс. тонн в год целлюлозы, в том числе 200 тыс. тонн в год по варке хвойной, 250 тыс. тонн в год по варке лиственной.
Численность работающего персонала - 5000 - 6000 человек.
Общая потребность средств - 2300 млн. долларов США.
Сроки строительства - 2007 - 2010 годы.
С 2011 года объем продукции составит 550 млн. долларов в год.
Финансирование проекта - зарубежные инвесторы.
Срок окупаемости - 7 лет от начала плановой производительности.
Место расположения предприятия - Белорецкий район;
11) создание производства с полным циклом переработки древесины;
Проект предполагает организацию производства по переработке древесины с получением современного конструкционного материала - клееной древесины, а также оцилиндрованного бревна, погонажных и иных изделий.
Объем производства составит:
клееной древесины - 40 тыс. куб. м в год;
оцилиндрованных бревен для домостроения - 20 тыс. куб. м в год;
погонажных изделий - 20 тыс. куб. м в год;
прочих изделий (щепа, пеллеты, поддоны, полуфабрикат для фанерных комбинатов) - 30 тыс. куб. м в год.
Общий объем выпускаемой продукции - 110 тыс. куб. м.
Объем инвестиций в строительство и приобретение оборудования - 2,1 млрд. рублей.
Налоговые отчисления - 355 млн. рублей в год.
Количество новых рабочих мест - порядка 300.
Срок окупаемости - 5 лет.
Предполагаемый объем лесозаготовок составит 180 тыс. куб. м хвойной древесины и 180 тыс. куб. м в год лиственных пород.
Основной задачей инвестиционного проекта является увеличение глубины переработки древесины.
Место расположения производства - г. Благовещенск.
Инвестор - ООО "Лесопромышленная компания "Селена";
12) создание производства с полным циклом переработки древесины "Российское малоэтажное жилищное строительство".
Проект предполагает строительство трех взаимосвязанных заводов по заготовке древесины, производству цементно-древесноволокнистых плит (ЦДП) и цементно-древесноволокнистых элементов (ЦДЭ), строительству малоэтажного жилья.
Для обеспечения реализации проекта создано ЗАО "РСХ Холдинг".
Объем инвестиций в строительство и закупку оборудования - 1,85 млрд. рублей.
Количество новых рабочих мест - 1100.
Срок окупаемости - 4 - 6 лет.
Мощность предприятия - 2100000 ЦДП.
Чистая прибыль - от 127,2 млн. рублей в 2010 году до 742,2 млн. рублей в 2014 году.
Планируется строительство 435 домов в 2010 году, 920 домов в 2011 году 1000 - 1100 домов в 2012 году.
Освоение расчетной лесосеки - 600 тыс. куб. м в год.
Основной задачей инвестиционного проекта является увеличение глубины переработки древесины.
Место расположения производства - с. Красноусольский.
Инвесторы - Russian forest Industry ApS, Russian Wood Industry ApS и Russian Building Industry ApS (Дания);
13) создание производства по глубокой переработке древесины.
Проект предполагает эффективное освоение лесных ресурсов любого качества с превращением их в большеформатную фанеру повышенной отделки и специального назначения (шлифованная, ламинированная, кашированная, специальная).
Объем инвестиций - 1,62 млрд. рублей.
Годовой объем продаж - 2,45 млрд. рублей.
Вовлекаемый в оборот лесной фонд - 900 тыс. куб. м в год.
Срок окупаемости проекта - 56 месяцев.
Количество новых рабочих мест - 950.
Место расположения производства - г. Уфа.
Инвестор - ООО "Башкирская лесопромышленная компания";
14) разработка медно-цинковых руд месторождения "Юбилейное".
Проект предусматривает разработку карьера "Юбилейное" (Хайбуллинский район).
Проект будет финансироваться в объеме 1,7 млрд. рублей металлургической компанией ОАО "УГМК-Холдинг".
Срок реализации проекта - 2006 - 2025 год (ограничен сроком лицензии на разработку месторождения "Юбилейное").
Срок окупаемости - 11 лет.
Объем добычи составит 700 тыс. тонн руды в год, дополнительно будет создано 600 рабочих мест.
Объем бюджетных поступлений - 42 млн. рублей ежегодно;
15) строительство золотоизвлекательного производства на ОАО "Хайбуллинская горная компания".
На сегодняшний день на борту карьера "Юбилейный" (Хайбуллинский район) складировано 300 тыс. тонн золотосодержащей бурожелезняковой руды.
Проект предусматривает строительство опытно-промышленной установки участка кучного выщелачивания золота из бурожелезняковых руд.
Начало проекта - 1 июня 2006 года. Запуск установки в работу запланирован на январь 2007 года.
ОАО "УГМК-Холдинг" намерено инвестировать в проект 130 млн. рублей.
Срок окупаемости - 2 года.
Дополнительно будет создано 28 рабочих мест.
Объем бюджетных поступлений составит ориентировочно 20 млн. рублей ежегодно;
16) создание мультикомплекса по производству биоэтанола.
Строительство завода по выработке биоэтанола в системе ОАО "Башспирт" с объемом производства до 56,8 тыс. тонн готовой продукции в год (при плотности биоэтанола 0,789 кг/л) потребует инвестиций в сумме 2,5 млрд. рублей.
Объем производства побочной продукции: сухая барда (DDGS) - 78 тыс. тонн, углекислый газ - 70 тыс. тонн.
Для обеспечения загрузки производственных мощностей потребуется 200 тыс. тонн зерна в год. В стоимостном выражении объем выпуска продукции составит более 1,5 млрд. рублей в год.
Переработка побочных продуктов при производстве биоэтанола (спиртовой барды в сухие корма) будет способствовать улучшению кормовой базы животноводства. Годовой объем производства сухой барды (DDGS) составит около 270 млн. рублей;
17) строительство завода по выпуску сверхмощных трансформаторов в Уфимском районе.
Срок ввода завода по выпуску сверхмощных трансформаторов (от 2,5 до 125 МВА) - 2009 год.
Выход на проектную мощность - второе полугодие 2009 года.
Объем инвестиций - 4,5 млрд. рублей.
Объем производства в год - 27 млн. кВА.
Количество создаваемых рабочих мест - около 1500 человек.
Участники проекта:
Республика Башкортостан;
ОАО "Электрозавод" - фиксирование и разработка проекта;
18) ввод на проектную мощность стеклотарного завода ООО "Русджам-Уфа".
Сроки реализации проекта:
1-я очередь - май 2006 года;
2-я очередь - май 2007 года.
Объем инвестиций - более 2,1 млрд. рублей.
Объем производства - более 600 млн. стеклянных бутылок в год.
Участник проекта - турецкая компания "Anadoly Cam Sanayii A.S.";
19) строительство завода по производству керамической плитки.
Проект реализуется в рамках Протокола о намерениях между Правительством Республики Башкортостан и группой компании "Ласселсбергер".
Завод будет являться одним из крупнейших и наиболее современных в Европе. Его планируется построить в 2008 году. В первую очередь будет создана общая инфраструктура завода - транспортное обеспечение, электро- и газоснабжение, а также организовано производство мощностью 10 млн. кв. м керамической плитки в год к концу 2007 года.
Общая сумма инвестиций 130 млн. евро.
Объем производства - 20 млн. кв. м керамической плитки в год.
Дополнительно будет создано 400 рабочих мест.
Размещение завода - Уфимский район;
20) создание центра по техническому обслуживанию воздушных судов западного производства и международного грузового терминала (г. Уфа).
Сроки реализации проекта: 2009 - 2013 годы.
Участники проекта: ОАО "Международный аэропорт "Уфа", Bedek Aviation Group (Израиль).
Объем инвестиций - 2,66 млрд. рублей.
Обслуживание до 40 воздушных судов в год.
Площадь:
577 тыс. кв. м - под строительство центра технического обслуживания воздушных судов и международного грузового терминала;
450 тыс. кв. м - под строительство объектов социально-бытового значения.
Создание 500 новых рабочих мест;
21) инфраструктурное обеспечение развития производственно-технологического комплекса на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Проект направлен на комплексное развитие территории города Уфы: улучшение транспортной инфраструктуры, системы энергообеспечения, расширение и реконструкция инженерно-коммунальных сетей, развитие промышленно-торгового сектора экономики, создание условий для увеличения объемов жилищного строительства.
В рамках проекта планируется строительство автодорог, соединяющих две трассы федерального значения - М5 и М7, что позволит уменьшить поток транзитного транспорта, проходящий через город (более 42 тысяч машин в день).
В целях ликвидации имеющегося в городе дефицита энергии планируется строительство теплоэлектростанций.
Общий объем финансирования инвестиционного проекта - 298 млрд. рублей за счет всех источников финансирования;
22) мегапроект "Золотое кольцо Башкортостана".
Мегапроект создания современной инфраструктуры туризма на Южном Урале - взаимосвязанная система заповедников и природных парков, горных, водных, биологических, археологических, исторических, этнографических, религиозных, культурных, санаторно-курортных и спортивных объектов, охватывающая весь Южный Урал и обеспечивающая:
увеличение потока туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья;
доведение туристского сервиса до европейского уровня.
Основные параметры проекта:
протяженность - более 1,5 тыс. км, площадь - около 100 тыс. кв. км.
Составные звенья - 7 основных туристических центров, обладающих специализацией и самодостаточностью.
Стоимость проекта - 260 млн. долларов США.
Проект входит в состав опорных туристических центров России в рамках разработанной программы "Туристические центры России" на 2006 - 2008 годы.

5.2. Реализация приоритетных национальных проектов
в Республике Башкортостан

В целях обеспечения эффективной работы по реализации в Республике Башкортостан приоритетных национальных проектов принят Указ Президента Республики Башкортостан от 6 февраля 2006 года № УП-65 "О мерах по реализации в Республике Башкортостан приоритетных национальных проектов".
С 2008 года сельскохозяйственные товаропроизводители республики всех форм собственности являются участниками реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы по следующим направлениям:
а) создание условий для устойчивого развития сельских территорий:
повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
б) создание общих условий функционирования сельского хозяйства:
поддержание почвенного плодородия;
создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики;
в) развитие приоритетных направлений сельского хозяйства:
приоритетное развитие животноводства;
поддержка племенного животноводства;
развитие табунного коневодства;
развитие овцеводства и козоводства;
развитие пчеловодства;
проведение противоэпизоотических мероприятий;
поддержка элитного семеноводства;
производство рапса;
закладка многолетних насаждений;
г) достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства:
повышение доступности кредитов;
повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;
снижение рисков в сельском хозяйстве.
Актуальным для республики является приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", основными направлениями которого являются:
повышение доступности жилья для всех категорий граждан;
увеличение объемов жилищного строительства и достижение средней обеспеченности жильем общей площадью 25 кв. м на человека к 2015 году и 28 кв. м - к 2020 году;
модернизация коммунальной инфраструктуры;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным;
увеличение объемов ипотечного кредитования.
Основными направлениями приоритетного национального проекта "Здравоохранение" являются:
формирование здорового образа жизни;
развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;
повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
совершенствование медицинской помощи матерям и детям;
осуществление денежных выплат работникам участковой сети (врачам - в размере 10 тысяч рублей, медицинским сестрам - 5 тысяч рублей);
формирование реестра участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики и медицинских сестер участковой службы;
осуществление доплаты медперсоналу служб скорой медицинской помощи и фельдшерам сельских фельдшерско-акушерских пунктов;
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинической службы путем оснащения диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом;
развитие профилактического здравоохранения;
обеспечение населения Республики Башкортостан высокотехнологичными видами медицинской помощи;
строительство и реконструкция больничного комплекса республики.
В целом реализация национального проекта в сфере здравоохранения позволит приблизиться к основным показателям состояния здоровья населения, отвечающим пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.
Реализация национального проекта "Образование" осуществляется по следующим направлениям:
выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в государственных и муниципальных общеобразовательных школах;
поддержка в виде грантов учреждений профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;
поощрение на конкурсной основе лучших учителей;
совершенствование организации школьного питания;
развитие дистанционного образования детей-инвалидов, использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов;
создание сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;
информатизация образования, повышение эффективности использования интернет-ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, оснащение школ компьютерными классами;
государственная поддержка способной и талантливой молодежи;
поставка школьных автобусов и учебного оборудования для общеобразовательных учреждений;
развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста.
Реализация приоритетных направлений развития республиканской системы образования на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики.

5.3. Федеральные и республиканские целевые программы

В настоящее время целевые программы являются наиболее отработанным механизмом в реализации государственной экономической политики.
Одним из основных инструментов привлечения средств федерального бюджета в экономику и социальную сферу республики являются федеральные целевые программы.
Республика Башкортостан в 2007 году принимала участие в реализации 39 федеральных целевых программ и подпрограмм. По кругу решаемых задач федеральные целевые программы сгруппированы по следующим разделам: "Развитие инфраструктуры", "Новое поколение", "Реформирование правосудия", "Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды", "Новая экономика" и "Региональный паритет".
Кроме того, в республике реализуются 93 республиканские программы, в том числе 33 республиканские целевые программы.
Республиканские целевые программы финансируются из бюджета Республики Башкортостан по статье расходов "Республиканские целевые программы".
Особое место в механизме реализации Стратегии занимает применение программно-целевого метода управления, использование которого предполагает:
соответствие программ поставленным стратегическим целям и задачам;
ориентацию целевых программ на устойчивое развитие, повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности;
внедрение индикативных методов планирования и управления в республике;
проведение мониторинга, анализа и прогнозирования влияния различных факторов на реализацию Стратегии, развитие экономической и социальной ситуации в регионе;
корректировку республиканских программ развития в зависимости от изменений ситуации во внешней и внутренней среде;
активизацию внутренних факторов развития республики в условиях ограниченности ресурсов.
Для максимально эффективной реализации Стратегии необходимо дальнейшее совершенствование механизмов формирования и реализации целевых программ, уточнение нормативной правовой базы, регламентирующей порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ.
Эффективность целевых программ будет значительно повышена при их укрупнении и объединении в единые программные комплексы (блоки) с учетом выделенных основных стратегических направлений социально-экономического развития республики.
Переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования обеспечит прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами.
В целях повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами предусматривается разработка и реализация ведомственных целевых программ - основной формы реализации программно-целевого метода государственного регулирования.

6. МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ

Цель мониторинга Стратегии - оперативное обеспечение органов государственной власти полной и адекватной информацией о ходе ее реализации для принятия эффективных управленческих решений, необходимых для достижения намеченных целей.
Мониторинг призван обеспечить сопоставимый анализ фактических и целевых показателей Стратегии, корректную оценку влияния результатов реализации на социально-экономические процессы.
Эффективность мониторинга требует решения следующих задач:
обеспечение постоянного контроля за реализацией Стратегии в целом и ее отдельных направлений, сопоставление фактических значений с намеченными темпами и ориентирами развития;
выявление отклонений социально-экономических показателей от намеченного уровня, анализ причин отклонений и оценка их влияния на возможность достижения целевых ориентиров;
формирование рекомендаций по корректировке существующих мер по обеспечению необходимых темпов экономического роста.
Структура мониторинга Стратегии состоит из трех взаимосвязанных подсистем:
оценка изменений внешних условий и факторов (внешней среды), которая проводится в целях изучения и последующего учета;
анализ хода и эффективности реализации намеченных мероприятий (среднесрочных программ, в том числе инвестиционных проектов, целевых и территориальных программ), соответствия сроков реализации, объемов и условий их финансирования;
оценка общих результатов реализации Стратегии, выработка рекомендаций по корректировке мероприятий и сроков их выполнения, обеспечивающих достижение намеченных конечных целей и решение поставленных задач.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Стратегия представляет собой систему приоритетов, целевых ориентиров и мер по их достижению, обеспечивающих устойчивое и поступательное развитие хозяйственного комплекса и на этой основе поэтапное повышение качества жизни населения до уровня наиболее развитых стран.
Реализация Стратегии предполагает развитие и повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса республики, характеризующегося следующими стратегическими ориентирами:
рост валового регионального продукта в 2,3 раза;
рост объема промышленного производства в 2,3 раза;
рост объема валовой продукции сельского хозяйства в 1,9 раза;
ввод в действие до 2020 года 25 - 30 млн. кв. м жилья;
увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции к 2020 году до 30%;
рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 3,2 раза;
сокращение уровня бедности до 4,5%;
обеспечение средней продолжительности жизни до 75 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор временного периода до 2020 года обусловлен, с одной стороны, реализацией важнейших инвестиционных проектов, которые носят долгосрочный характер, поэтому меньший горизонт программирования не позволит адекватно определить перспективы развития, с другой стороны, необходимостью обеспечения прозрачности и стабильности государственной политики.
Хозяйственный комплекс республики рассматривается не только как целостный объект развития, но и как множество взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и взаимодополняющих друг друга. Охвачены все уровни управления и хозяйственных отношений, определяющих качество и темпы социально-экономического развития республики.
В Стратегии отражен взвешенный подход к оценке существующих проблем развития ключевых видов экономической деятельности республики, результатом которого стали два сценария развития: инерционный сценарий предполагает сохранение существующих препятствий для развития, инновационный - их преодоление.
В Стратегии определены конкретные стратегические цели, задачи, ориентиры и предполагается реализация сценария интенсивного развития республики через формирование инновационной модели, что соответствует стратегическому курсу России.
При разработке Стратегии использовались современные методы экономического анализа факторов внутренней среды и экспертной оценки факторов внешнего окружения, оценки конкурентных позиций, позволившие определить базовый стратегический вектор развития хозяйственного комплекса республики.
При формировании Стратегии реализован подход, включающий оценку потенциала каждого вида экономической деятельности в контексте общемировых и общенациональных тенденций развития, что особенно оправданно для хозяйственного комплекса республики, вовлеченного во внешнеэкономические связи.
Стратегия предусматривает сохранение высоких темпов экономического роста. Вместе с тем учитывается и то, что устойчивое экономическое развитие - это не просто увеличение масштабов экономики, а качественное совершенствование продуктов и факторов производства, переход общества и экономики на новые уровни своего развития.
Республика Башкортостан, опираясь на сложившееся стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса, накопленный свой и мировой опыт, имеет реальную возможность реализовать и приумножить своей потенциал, укрепить лидирующие позиции среди регионов России и обеспечить достойную жизнь своим гражданам.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru