Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Архангельская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2008 г. по делу № А05-735/2008

Резолютивная часть решения принята и оглашена 17 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2008 года.
Арбитражный суд Архангельской области
в составе: судьи Ипаева С.Г., ведущего протокол судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Регрус"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску
третье лицо - Закрытое акционерное общество "Архангельский завод технических спиртов"
о признании недействительным решения № 14-23/1577 от 20.12.2007
при участии
от заявителя - Колтовой Б.А., по доверенности от 24.01.2008 г.
от ответчика - Попова Ю.Н., по доверенности от 14.12.2007 г.
от третьего лица - Семенова Г.Н., доверенность от 29.02.2008

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Регрус" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску № 14-23/1577 от 20.12.2007 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за май 2007 года сумме 47 474 руб.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, по основаниям изложенными в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, ООО "Регрус" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года. В данной декларации заявлен к возмещению из бюджета налог в сумме 176836 руб. В целях подтверждения правильности исчисления налога на добавленную стоимость, налоговая инспекция направила в адрес общества требование № 15-23/4525 от 09.08.2007 о представлении документов необходимых для проведения камеральной проверки: книги продаж; книги покупок; журнала полученных и выставленных счетов-фактур; счетов-фактур; накладных; актов выполненных работ (услуг); регистров бухгалтерского учета (карточки по счетам - 01, 10, 41, 60, 62); платежных поручений.
На основании представленных документов налоговой инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года. По результатам проверки составлен акт № 14-23/3017 и вынесено решение № 14-23/1577 от 20.12.2007. Согласно решению, налоговый орган по результатам проверки признал неправомерным предъявление налога на добавленную стоимость за май 2007 года в сумме 47474 руб. и уменьшил на эту сумму налог, подлежащий возмещению из бюджета.
Основанием для отказа в применении налогового вычета по налогу и уменьшение суммы налога подлежащей возмещению из бюджета послужило то, что общество не представило накладную по форме ТОРГ-12. Представленная обществом накладная по форме М-15 применяется для учета отпуска материальных ценностей со складов подразделениями своей организации и является внутренним документом складского учета поставщика. Накладная по форме М-15 не является документом для оприходования материалов у покупателя при осуществлении торговой операции, эта накладная не содержит адреса, номеров телефонов, банковских реквизитов. По мнению инспекции, первичные документы, составленные с нарушением установленных требований не могут являться основанием для оприходования товарно-материальных ценностей и основанием для принятия налоговых вычетов. Иных нарушений для отказа в представлении налогового вычета по налогу и возмещению налога из бюджета, оспариваемое решение не содержит. На основании этих доводов налоговая инспекция уменьшила сумму налога на добавленную стоимость подлежащую возмещению из бюджета на 47474 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Регрус" не согласившись с ненормативным актом налогового органа в части уменьшения суммы налога на добавленную стоимость подлежащей возмещению из бюджета за май 2007 года в размере 47474 руб., обжаловало решение инспекции в арбитражный суд и просит признать его недействительным.
В обоснование своих доводов общество ссылается на соблюдение положений статей 169, 172 НК РФ, устанавливающих порядок предъявления налога на добавленную стоимость к вычету. В доказательство понесенных расходов и уплату налога на добавленную стоимость поставщику, Общество представило в налоговую инспекцию договор поставки нефтепродуктов № 523 от 15.12.2006 заключенного с ЗАО "Архангельский завод технических спиртов", счет-фактуру № 00000361 31.05.2007 (НДС 47474 руб.), книгу покупок, документы подтверждающие оплату поставленного товара, документы подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость поставщику, накладную № 47 от 31.05.2007 "на отпуск материалов на сторону". С учетом замечаний по оформлению накладной № 47 от 31.05.2007, Общество представило с возражениями на акт проверки исправленную накладную.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Согласно статье 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода в виде разницы между общей суммой налога, исчисленной в виде соответствующей налоговой ставке процентной доли налоговой базы, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса. В том случае, когда по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке статьи 176 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в установленном порядке, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). Основанием предоставления налоговых вычетов в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ являются счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик обязан представить счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ и доказать факт принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг). Документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения этой обязанности, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, при которых наступают налоговые последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно статье 9 названного Закона первичными документами признаются оправдательные документы, подтверждающие хозяйственную деятельность организации.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичных учетных документов, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 9 названного Закона.
Первичные учетные документы должны содержать такие обязательные реквизиты, как наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30.10.97 № 71а как унифицированная форма первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве, утверждена типовая межотраслевая форма № М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону".
Согласно названному постановлению, накладная на отпуск материалов на сторону (форма М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Таким образом, накладная по форме М-15 применяется также и при отпуске материальных ценностей сторонним организациям и содержит все реквизиты предусмотренные законодательством о бухгалтерском учете, а именно: наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
При этом следует отметить, что в случае передачи (реализации) материалов приобретенных для собственного потребления сторонним организациям, такая реализация оформляется путем составления накладной по форме М-15, поскольку передаются материалы приобретенные для собственного потребления.
Кроме того, учет и оприходование поступивших материалов у покупателей, регулируется разделом 2 "Учет материалов" Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н.
В соответствии с пунктом 44 раздела 2 Методических указаний № 119н, на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.). При этом организация самостоятельно устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц.
Перечень документов установленных пунктом 44 раздела 2 Методических указаний № 119н на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, не является закрытым.
Следовательно, на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация поставщик (грузоотправитель) может передать расчетные документы: платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и накладные на отпуск материалов на сторону, т.е. третьим лицам.
Согласно пункту 49 раздела 2 Методических указаний № 119н порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами. Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).
В рассматриваемом случае из представленных документов и пояснений третьего лица видно, что ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" приобретает топочный мазут для собственного потребления, т.е. для производства теплоэлектроэнергии, так как не подключен к городской теплоцентрали. В бухгалтерском учете, приобретенный мазут отражается как материал, приобретенный для собственного потребления и отражается на счете 10-3 "Топливо".
15.12.2006 ООО "Регрус" заключило с ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" договор поставки нефтепродуктов № 523. На поставленный мазут ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" выставило в адрес ООО "Регрус" счет-фактуру № 00000361 от 31.05.2007 на сумму 311220 руб. (в т.ч. НДС 47474 руб. 24 коп.)
Отпуск мазута производился путем перекачки нефтепродуктов из емкостей для хранения нефтепродуктов в емкости, арендованные ООО "Регрус" у ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" и расположенные на территории последнего, договор аренды от 09.02.2007 № 1/1.
Передача мазута по счету-фактуре № 00000361 от 31.05.2007, осуществлялась на основании доверенности № 00000014 от 01.02.2007 и оформлена накладной № 47 от 31.05.2007 по форме М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону". Прием мазута оформлен приходным ордером № 00000033 от 31.05.2007 по форме М-4.
Факт реализации мазута, отражен ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" в книге продаж и бухгалтерском учете предприятия, что подтверждается представленными выписками из журнала-ордера по счету 62.1 по субконто, выпиской из журнала проводок, бухгалтерской справкой № 00000256 от 21.08.2007. Оплата товара подтверждается уведомлением о проведении зачета, уплата налога на добавленную стоимость подтверждается платежным поручением № 110 от 22.08.2207. С операции по реализации мазута ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" исчислен налог на добавленную стоимость.
На основании договора поставки № 523 от 15.12.2006, счета-фактуры № 00000361 от 31.05.2007, накладной № 47 от 31.05.2007 по форме М-15 на отпуск материалов на сторону, приходного ордера № 00000033 от 31.05.2007 по форме М-4, ООО "Регрус" приняло к учету мазут и предъявило налог на добавленную стоимость в сумме 47474 руб. 24 коп. к вычету. Факт приобретения мазута отражен в бухгалтерском учете Общества, что подтверждается представленной книгой покупок, выпиской из журнала проводок, по счетам 41.1 и счету 60.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает, что обществом доказан факт приобретения мазута и правомерность заявленного налога к возмещению из бюджета.
При этом суд отклоняет доводы налогового органа об уменьшении налога на добавленную стоимость к возмещению, на том основании, что Общество не представило накладную по форме ТОРГ-12.
Операции по реализации товаров приобретенных предприятиями как товар, для последующей перепродажи (реализации), в соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.98 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" оформляются путем составления товарной накладной по форме ТОРГ-12. В соответствии с планом счетов, товары, приобретенные для перепродажи отражаются на счете 41 "Товары".
В случае передачи (реализации) материалов приобретенных для собственного потребления, сторонним организациям то в соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30.10.97 № 71а "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве", такая передача оформляется путем составления накладной по форме М-15, поскольку передаются материалы, приобретенные для собственного потребления.
Действующим законодательством о бухгалтерском учете, не предусмотрено составление двух накладных по формам М-15 и ТОРГ-12, на передачу материалов приобретенных для собственного потребления, третьим лицам.
В рассматриваемом случае из представленных документов следует, что ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" приобрело мазут для собственного потребления, для производства теплоэнергии.
Представитель третьего лица ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" пояснил в судебном заседании, что ООО "Регрус" обращалось с просьбой оформить передачу мазута по счету-фактуре № 00000361 от 31.05.2007, путем составления накладной по форме ТОРГ-12. Однако обществу было отказано, так как действующим законодательством не предусмотрено составление двух накладных на передачу одних и тех же материалов.
Суд отклоняет доводы налогового органа об уменьшении налога на добавленную стоимость к возмещению, на том основании, что реквизиты, указываемые в накладной по форме ТОРГ-12 не соответствуют реквизитам, указываемым в накладной по форме М-15.
В представленной накладной № 47 от 31.05.2007 на отпуск материалов на сторону указаны наименование поставщика и получателя, указано наименование товара и объем поставки, указан стоимость товара и указан размер налога на добавленную стоимость, накладная подписана должностными лицами предприятия передавшего и получившего товар.
В соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 года № 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (с изменениями от 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999 года, 29 декабря 2000 года, 6 апреля 2001 года, 28 января 2002 года, 21 января 2003 года) для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению, применяются доверенности формы № М-2.
Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц. В доверенности указываются все необходимые реквизиты поставщика и получателя организации.
Представленная в материалы дела доверенность № 00000014 от 01.02.2007 содержит все необходимые реквизиты поставщика и покупателя (адреса, ИНН, КПП, банковские реквизиты, наименование товара, ссылку на договор № 523 от 15.12.2006).
В представленном договоре поставке № 523 от 15.12.2006, также указаны все необходимые реквизиты сторон.
Ссылка налогового органа на пункт 100 Методических указаний по бухгалтерскому учету № 119-н, для правомерности отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, несостоятельна.
Пункт 100 раздел 5 "Учет отпуска материалов на производство и другие цели, контроль за их использованием. Внутренним перемещением", регламентирует порядок учета материалов внутри предприятия и не определяет порядок передачи материалов на сторону, т.е. третьи лицам.
Порядок учета материалов поступивших на предприятие регламентируется разделом 2 "Учет материалов" Методических указаний по бухгалтерскому учету № 119-н.
В соответствии с пунктами 42, 43, 48, 49 раздела 2 "Учет материалов" Методических указаний по бухгалтерскому учету № 119-н, на основании договора поставки № 523 от 15.12.2006, счета-фактуры № 00000361 от 31.05.2007, накладной № 47 от 31.05.2007 по форме М-15 на отпуск материалов на сторону, приходного ордера № 00000033 от 31.05.2007 по форме М-4, ООО "Регрус", правомерно приняло к учету мазут и предъявило налог на добавленную стоимость в сумме 47474 руб. 24 коп. к вычету.
Доводы налогового органа изложенные в отзыве на заявление о правомерности уменьшения налога на добавленную стоимость к вычету по оспариваемому эпизоду, на том основании, что ООО "Регрус" не доказало факт доставки мазута, поскольку не представило товарно-транспортную накладную по форме ТТН-1, несостоятелен, по следующим основаниям.
Товарно-транспортная накладная (далее - ТТН), форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (форма № 1-Т), является основным перевозочным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. При этом обязанность по оформлению ТТН возникает у грузоотправителя только в случае осуществления перевозки товаров силами автотранспортной организации по договору перевозки груза (разд. 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, п. 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР 08.01.1969 № 12).
Таким образом, если доставка товаров осуществляется транспортом поставщика или покупателя (самовывоз) без привлечения автотранспортной организации, составления ТТН, не требуется.
В рассматриваемом случае доставка мазута из емкостей ЗАО "Архангельский завод технических спиртов" осуществлялась путем перекачки мазута по трубопроводу в арендованные ООО "Регрус" емкости, принадлежащее поставщику и расположенные на одной территории.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 20.12.2007 № 14-23/1577 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за май 2007 года в сумме 47 474 руб., как не соответствующее законодательству о налогах и сборах.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Регрус".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску в пользу общества с ограниченной ответственностью "Регрус" уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
С.Г.ИПАЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru