Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Архангельская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2008 г. по делу № А05-4049/2008

Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2008 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2008 года.
Арбитражный суд Архангельской области
в составе судьи Козьминой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Козьминой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июня 2008 года дело по заявлению открытого акционерного общества "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота"
к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску
о признании недействительным решения № 15-23/51 от 16.01.2008,
при участии в заседании представителей:
от заявителя - Антонова П.В.,
от ответчика - не явились, извещен 28.05.2008,

установил:

открытое акционерное общество "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - налоговый орган) № 15-23/51 от 16.01.2008 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за июль 2007 года в сумме 41581 рубль.
Налоговый орган с заявленным требованием не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
Открытое акционерное общество "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота" зарегистрировано в статусе юридического лица 04.02.1997, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032900001815.
Общество 20.08.2007 представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за июль 2007 года, в которой к возмещению из бюджета заявлено 1 475 268 рублей НДС.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленной декларации, в ходе которой установил, что завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в сумме 41581 рубль. В разделе 9 декларации "Операции, не подлежащие налогообложению" по коду 1010239 заявлена стоимость реализованных услуг по предоставлению в пользование жилых помещений - за проживание в общежитии на сумму 231 004 рубля, по счетам-фактурам: № 722 от 31.07.2007 на сумму 24750 рублей ООО "АПК "Любовское"; № 723 от 31.07.2007 на сумму 1800 рублей ООО "Беломорская сплавная компания"; № 724 от 31.07.2007 на сумму 2750 рублей ФГУП "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник"; № 725 от 31.07.2007 на сумму 8100 рублей ОАО "Северное речное пароходство"; № 726 от 31.07.2007 на сумму 11000 рублей ООО "СТК "Мишарин"; № 727 от 31.07.2007 на сумму 9108 рублей ООО "Прибой"; № 728 от 31.07.2007 на сумму 13750 рублей ОАО "Архангельский Речной порт"; № 729 от 31.07.2007 на сумму 31454 рубля ОАО "Пристань Великий Устюг"; № 730 от 31.07.2007 на сумму 1283 рубля ООО "Электросвязьмонтаж"; № 814 от 31.07.2007 на сумму 127009 рублей (покупатель не указан). Указанное освобождение от налогообложения, по мнению налогового органа, применено Обществом неправомерно, так как освобождение реализации услуг по предоставлению жилья в общежитиях от налогообложения НДС отменено с 01.01.2004 Федеральным законом № 118-ФЗ от 05.08.2000. Кроме этого, счет-фактура от 31.07.2007 № 814 на сумму 127009 рублей не может являться документом, подтверждающим льготу, так как не содержит сведений о покупателе (кому оказаны услуги) и выставлен за проживание в общежитии, а не за наем жилого помещения.
Результаты проверки налоговый орган отразил в акте камеральной проверки от 19.11.2007 № 15-23/2045. Общество представило возражения по акту камеральной проверки.
Рассмотрев материалы проверки и возражения Общества, налоговый орган 16.01.2008 принял решение № 15-23/51, которым отказал в привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); уменьшил предъявленный к возмещению из бюджета НДС за июль 2007 года на 41581 рубль.
Общество 31.01.2008 обратилось в Управление ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с апелляционной жалобой на решение инспекции ФНС по г. Архангельску № 15-23/51 от 16.01.2008. Решением от 25.03.2008 № 19-10а/04690 решение инспекции ФНС по г. Архангельску от 16.01.2008 № 15-23/51 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Общество с решением налогового органа № 15-23/51 от 16.01.2008 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета НДС за июль 2007 года в сумме 41581 рубль не согласно на основании следующего: Общество не предоставляло и не предоставляет в аренду жилые помещения каким-либо юридическим лицам; Обществом заключены договоры с юридическими лицами на оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде; в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не облагаются НДС.
Не согласившись с решением от 16.01.2008 № 15-23/51, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета НДС за июль 2007 года в сумме 41581 рубль.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 149 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции, введенной в действие с 01.01.2004) не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
До 01.01.2004 от обложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях, за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду (статья 27 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").
Следовательно, операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности подлежали освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость как до 01.01.2004, так и после указанной даты.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятий "жилое помещение" и "жилищный фонд", поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ подлежат применению институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации.
Как следует из статей 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005) и статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующего с 01.03.2005), общежития относятся к жилищному фонду.
Согласно пункту 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В пункте 3 названной статьи предусмотрено разделение жилищного фонда в зависимости от целей использования.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения в общежитиях.
Статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, юридическим лицам - на основании договора аренды или иного договора. При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Порядок предоставления общежитий в пользование и документального оформления такого предоставления определен в главе 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в постановлении Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 № 328 "Об утверждении примерного положения об общежитиях".
В силу части 3 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Согласно пункту 12 раздела III Примерного положения об общежитиях проживающие в общежитии рабочие, служащие, студенты, учащиеся, а также другие граждане имеют право, помимо прочего, требовать обеспечения мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем.
Таким образом, спорная льгота в рассматриваемый период - июль 2007 года - распространялась на предоставление в пользование помещений в общежитии.
Из положений указанных норм усматривается, что необходимым условием для применения спорной льготы является предоставление налогоплательщиком в пользование помещений, относящихся к жилому фонду. Каких-либо иных условий применения этой льготы действующее законодательство о налогах и сборах не содержит.
В подтверждение факта оказания услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитии, Общество в материалы дела представило договоры, заключенные с: ООО "АПК "Любовское", ООО "Беломорская сплавная компания", ФГУП "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник", ОАО "Северное речное пароходство", ООО "СТК "Мишарин", ООО "Прибой", ОАО "Архангельский Речной порт", ОАО "Пристань Великий Устюг", счета-фактуры и акты оказания услуг к этим договорам.
Оплата оказанных услуг произведена их получателями без НДС, что следует из представленных в материалы дела счетов-фактур, книги продаж за период с 01.07.2007 по 31.07.2007, актов оказания услуг. Общество не исчисляло НДС с полученной выручки и не предъявляло налог к уплате.
Факт использования помещения именно физическими лицами (работниками организаций, с которыми у Общества имелись договорные отношения) налоговым органом не опровергнуто. Обществом в материалы дела представлены договоры с физическими лицами, копии приходных кассовых ордеров на оплату услуг за проживание в общежитии. Таким образом, Обществом документально подтверждено предоставление услуг проживания в общежитии физическим лицам.
При таких обстоятельствах Общество правомерно в июле 2007 года воспользовалось указанной льготой по НДС при освобождении от налогообложения выручки, поступившей от оказания названных услуг.
В оспариваемом решении также указано, что счет-фактура от 31.07.2007 № 814 на сумму 127009 рублей не может являться документом, подтверждающим льготу, так как не содержит сведений о покупателе (кому оказаны услуги) и выставлен за проживание в общежитии, а не за использование жилого помещения.
Согласно материалам дела Общество оформило счет-фактуру от 31.07.2007 № 814 на сумму 127009 рублей без НДС "за проживание в общежитии в июле 2007 г.".
Покупатель, его ИНН и адрес в счете-фактуре не указаны. К счету-фактуре прилагается список лиц, проживавших в общежитии в июле 2007 года.
В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ; счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Общество не предъявляет по указанному счету-фактуре НДС к вычету, либо к возмещению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 утверждены "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила). Согласно пункту 16 Правил продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению). В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ), в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
По спорной операции у Общества возникает обязанность по исчислению НДС, однако фактически налог уплате не подлежит в связи с тем, что она (операция) освобождена от налогообложения, то есть по этой операции установлена льгота. Таким образом, Общество должно выставить счет-фактуру для того, чтобы своевременно отразить операцию в книге продаж, как это предусмотрено указанными Правилами.
В данном случае счет-фактура от 31.07.2007 № 814 не выставлялся конкретному покупателю, не мог быть оплачен, объект налогообложения отсутствовал, поэтому этот документ не влечет правовых последствий, в том числе и обязательств по уплате налога. Ссылка в решении на то, что указанный счет-фактура не подтверждает право на льготу, установленную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не соответствует налоговому законодательству и не может служить основанием для начисления НДС.
При таких обстоятельствах требование Общества о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 16.01.2008 № 15-23/51 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за июль 2007 года в сумме 41581 рубля подлежит удовлетворению.
Общество при обращении в арбитражный суд уплатило 2000 рублей государственной пошлины. Заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В соответствии с первым абзацем пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах с налогового органа подлежат взысканию 2000 рублей в пользу Общества в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей заявления в арбитражный суд.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску от 16.01.2008 № 15-23/51 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за июль 2007 года в сумме 41581 рубль, как не соответствующее в этой части подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Архангельску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота" в установленном законом порядке.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в пользу открытого акционерного общества "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота" 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей заявления в арбитражный суд.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья
С.В.КОЗЬМИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru