Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Архангельская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2008 г. по делу № А05-1496/2008

Резолютивная часть решения объявлена 8 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2008 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Трубиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Трубиной Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная коммерческая фирма "Архоптторг"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску
о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, выразившегося в неисключении открытого акционерного общества "Акционерная коммерческая фирма "Архоптторг" из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке
при участии в заседании представителей:
от заявителя Горохов И.В. - по доверенности от 01.02.2008
от ИФНС Маркова Т.В. - по доверенности от 14.12.2007

установил:

открытым акционерным обществом "Акционерная коммерческая фирма "Архоптторг" заявлено требование о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, выразившегося в непринятии мер к исключению из Единого государственного реестра юридических лиц открытого акционерного общества "Акционерная коммерческая фирма "Архоптторг".
Заинтересованное лицо с заявленным требованием не согласно.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил:
18.03.1997 управлением по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мэрии города Архангельска зарегистрировано открытое акционерное общество "Акционерная коммерческая фирма "Архоптторг".
31.12.2002 Инспекцией МНС России по г. Архангельску в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об открытом акционерном обществе "Акционерная коммерческая фирма "Архоптторг" за основным государственным номером 1022900547757.
07.11.2007 ОАО "АКФ "Архоптторг" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Архангельску с просьбой принять решение об исключении акционерного общества из Единого государственного реестра юридических лиц на основании статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Ответ на указанное обращение Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Архангельску не был дан.
Заявленное требование мотивировано тем, что имеются все признаки недействующего юридического лица и основания для его исключения из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Заинтересованное лицо, не соглашаясь с заявленным требованием, ссылается на отсутствие нарушения норм действующего гражданского законодательства в отказе исключить ОАО "АКФ "Архоптторг" из ЕГРЮЛ, а также на наличие у регистрирующего органа права, а не обязанности осуществлять деятельность по исключению из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц в административном порядке.
Проверив обоснованность доводов заявителя, возражений заинтересованного лица, оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способы защиты гражданских прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лица, осуществляющего предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 № 83-ФЗ) регламентируется порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Из положений статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ следует, что регистрирующий орган вправе, а не обязан исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ при условии наличия всех признаков недействующего лица, перечисленных в названной норме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Из материалов дела следует, что в ОАО "АКФ "Архоптторг" имеется единоличный исполнительный орган - генеральный директор и учредитель акционерного общества, которые не лишены возможности принять решение о добровольной ликвидации юридического лица.
Со стороны регистрирующего органа не допущено нарушений норм статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности бездействием регистрирующего органа суду не представлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Акционерная коммерческая фирма "Архоптторг" о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску отказать.
Оспариваемое заявителем бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску проверено судом на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области в месячный срок с момента его принятия.

Судья
Н.Ю.ТРУБИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru