АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2009 г. по делу № А29-881/2009
(извлечение)
24 марта 2009 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
25 марта 2009 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз", г. Вуктыл
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми, г. Ухта
о признании недействительным решения № 10637 от 16.12.2008 г.
при участии в заседании:
от заявителя: Б. - по доверенности от 17.10.2008 г.
от ответчика: Я. - по доверенности № 05-14 от 27.02.2009 г.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Вуктылжилкомхоз" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке № 110637 от 16.12.2008 г.
Межрайонная Инспекция ФНС № 3 по РК требования МУП "Вуктылжилкомхоз" не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.03.2008 г. по делу № А29-1671/2008 было принято к производству заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции ФНС № 3 по РК о признании МУП "Вуктылжилкомхоз" несостоятельным (банкротом)
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.05.2008 г. по делу № А29-1671/2008 в отношении МУП "Вуктылжилкомхоз" введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 09.10.2008 г. по делу № А29-1671/2008 в отношении МУП "Вуктылжилкомхоз" введена процедура банкротства - внешнее управление.
В связи с наличием у МУП "Вуктылжилкомхоз" неисполненных обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость и пени за несвоевременную уплату налога Межрайонной Инспекцией ФНС № 3 по РК в адрес налогоплательщика 02.12.2008 г. было направлено требование № 38410 от 26.11.2008 г.
Так как требование не исполнено Межрайонной Инспекцией ФНС № 3 по РК было принято решение № 7993 от 16.12.2008 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках, на основании которого в Дополнительный офис № 6269/094 Коми отделения Сберегательного банка РФ, где у МУП "Вуктылжилкомхоз" открыт расчетный счет, были направлены инкассовые поручения N№ 11136, 11137 от 16.12.2008 г.
С целью обеспечения исполнения вышеуказанного решения на основании статьи 76 Налогового кодекса РФ Межрайонной Инспекцией ФНС № 3 по РК 16.12.2008 г. было принято решение № 10637 о приостановлении операций по счетам МУП "Вуктылжилкомхоз" в Ухтинском филиале Газпромбанка (ОАО).
Не согласившись с указанным решением налогового органа, МУП "Вуктылжилкомхоз" обжаловало их в судебном порядке, указав на то, что принятие указанных решений противоречит требованиям пункта 1 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и нарушает права должника, в отношении которого введена процедура банкротства - внешнее управление, на распоряжение денежными средствами.
Возражая против заявленных требований, Межрайонная Инспекция ФНС № 3 по РК указывает на то, что оспариваемое решение было принято с целью обеспечения исполнения текущих требований по обязательным платежам, которые подлежат удовлетворению вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса РФ признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации установлен статьей 49 Налогового кодекса РФ, согласно пункту 1 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что реализация предоставленного налоговым органам права на принудительное взыскание налогов должна осуществляться с соблюдением прав других кредиторов, а в случае недостаточности у ликвидируемой организации денежных средств, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 65 Гражданского кодекса РФ основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).
Исходя из вышеизложенного, к налогоплательщикам, в отношении которых арбитражным судом введена процедура банкротства, нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок взыскания налогов, пени и штрафов, а также принятия мер, направленных на обеспечение исполнения решения о взыскании налогов, к числу которых относится приостановление операций по счетам в банке (пункт 1 статьи 72, пункт 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ), подлежат применению с учетом положений Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)".
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 296-ФЗ от 30.12.2008 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей в 2008 году и подлежащей применению к спорным правоотношениям) с даты введения внешнего управления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве).
Поскольку в силу пункта 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ денежные средства относятся к движимому имуществу, в силу пункта 1 статьи 94 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. с даты введения внешнего управления, несмотря на наличие текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве, налоговый орган не вправе принимать решения, ограничивающие право должника распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами.
Кроме того, следует отметить, что, если обязательство по уплате налога на добавленную стоимость, с целью обеспечения исполнения которого Инспекцией принято оспариваемое решение, действительно является текущим и подлежит удовлетворению вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, то часть обязательств по уплате пеней текущими не являются (начислены на недоимку по налогу, образовавшуюся до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом)).
Таким образом, решение Межрайонной Инспекции ФНС № 3 по РК о приостановлении операций по счетам МУП "Вуктылжилкомхоз" в банке, было принято с нарушением требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", нормы которого должны учитываться при взыскании с налогоплательщика, в отношении которого в установленном порядке возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), налогов, пеней и штрафов, а также при принятии мер, направленных на обеспечение исполнения решения о взыскании налога или сбора, и нарушают права должника, в отношении которого введена процедура банкротства - внешнее управление, на распоряжение денежными средствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Заявление Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз" удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке № 10637 от 16.12.2008 г.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми