Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2009 г. по делу № А29-881/2009

(извлечение)

24 марта 2009 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
25 марта 2009 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз", г. Вуктыл
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми, г. Ухта
о признании недействительным решения № 10637 от 16.12.2008 г.
при участии в заседании:
от заявителя: Б. - по доверенности от 17.10.2008 г.
от ответчика: Я. - по доверенности № 05-14 от 27.02.2009 г.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Вуктылжилкомхоз" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке № 110637 от 16.12.2008 г.
Межрайонная Инспекция ФНС № 3 по РК требования МУП "Вуктылжилкомхоз" не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.03.2008 г. по делу № А29-1671/2008 было принято к производству заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции ФНС № 3 по РК о признании МУП "Вуктылжилкомхоз" несостоятельным (банкротом)
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.05.2008 г. по делу № А29-1671/2008 в отношении МУП "Вуктылжилкомхоз" введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 09.10.2008 г. по делу № А29-1671/2008 в отношении МУП "Вуктылжилкомхоз" введена процедура банкротства - внешнее управление.
В связи с наличием у МУП "Вуктылжилкомхоз" неисполненных обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость и пени за несвоевременную уплату налога Межрайонной Инспекцией ФНС № 3 по РК в адрес налогоплательщика 02.12.2008 г. было направлено требование № 38410 от 26.11.2008 г.
Так как требование не исполнено Межрайонной Инспекцией ФНС № 3 по РК было принято решение № 7993 от 16.12.2008 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках, на основании которого в Дополнительный офис № 6269/094 Коми отделения Сберегательного банка РФ, где у МУП "Вуктылжилкомхоз" открыт расчетный счет, были направлены инкассовые поручения N№ 11136, 11137 от 16.12.2008 г.
С целью обеспечения исполнения вышеуказанного решения на основании статьи 76 Налогового кодекса РФ Межрайонной Инспекцией ФНС № 3 по РК 16.12.2008 г. было принято решение № 10637 о приостановлении операций по счетам МУП "Вуктылжилкомхоз" в Ухтинском филиале Газпромбанка (ОАО).
Не согласившись с указанным решением налогового органа, МУП "Вуктылжилкомхоз" обжаловало их в судебном порядке, указав на то, что принятие указанных решений противоречит требованиям пункта 1 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и нарушает права должника, в отношении которого введена процедура банкротства - внешнее управление, на распоряжение денежными средствами.
Возражая против заявленных требований, Межрайонная Инспекция ФНС № 3 по РК указывает на то, что оспариваемое решение было принято с целью обеспечения исполнения текущих требований по обязательным платежам, которые подлежат удовлетворению вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса РФ признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации установлен статьей 49 Налогового кодекса РФ, согласно пункту 1 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что реализация предоставленного налоговым органам права на принудительное взыскание налогов должна осуществляться с соблюдением прав других кредиторов, а в случае недостаточности у ликвидируемой организации денежных средств, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 65 Гражданского кодекса РФ основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).
Исходя из вышеизложенного, к налогоплательщикам, в отношении которых арбитражным судом введена процедура банкротства, нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок взыскания налогов, пени и штрафов, а также принятия мер, направленных на обеспечение исполнения решения о взыскании налогов, к числу которых относится приостановление операций по счетам в банке (пункт 1 статьи 72, пункт 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ), подлежат применению с учетом положений Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)".
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 296-ФЗ от 30.12.2008 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей в 2008 году и подлежащей применению к спорным правоотношениям) с даты введения внешнего управления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве).
Поскольку в силу пункта 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ денежные средства относятся к движимому имуществу, в силу пункта 1 статьи 94 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. с даты введения внешнего управления, несмотря на наличие текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве, налоговый орган не вправе принимать решения, ограничивающие право должника распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами.
Кроме того, следует отметить, что, если обязательство по уплате налога на добавленную стоимость, с целью обеспечения исполнения которого Инспекцией принято оспариваемое решение, действительно является текущим и подлежит удовлетворению вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, то часть обязательств по уплате пеней текущими не являются (начислены на недоимку по налогу, образовавшуюся до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом)).
Таким образом, решение Межрайонной Инспекции ФНС № 3 по РК о приостановлении операций по счетам МУП "Вуктылжилкомхоз" в банке, было принято с нарушением требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", нормы которого должны учитываться при взыскании с налогоплательщика, в отношении которого в установленном порядке возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), налогов, пеней и штрафов, а также при принятии мер, направленных на обеспечение исполнения решения о взыскании налога или сбора, и нарушают права должника, в отношении которого введена процедура банкротства - внешнее управление, на распоряжение денежными средствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявление Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз" удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке № 10637 от 16.12.2008 г.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru