Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область

О применении документа см. примечание в

Справке
14 ноября 2008 годаN 681-118


ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ
ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
29 октября 2008 года

(в ред. ЗАКОНА Санкт-Петербурга от 05.10.2009 № 429-84)

Настоящий Закон Санкт-Петербурга принят в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее - муниципальные советы) и в соответствии с федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга определяет порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов (далее - выборы), а также устанавливает гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах

Депутаты муниципальных советов (далее - депутаты) избираются гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах внутригородского муниципального образования (далее - муниципальное образование), на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах

1. Законодательство о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон, иные федеральные законы, Устав Санкт-Петербурга, настоящий Закон Санкт-Петербурга и иные законы Санкт-Петербурга.
2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, используются в тех же значениях, что и в Федеральном законе.
3. Исчисление сроков, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется в соответствии с порядком исчисления сроков, предусмотренном статьей 11.1 Федерального закона.

Статья 3. Право гражданина избирать и быть избранным в депутаты

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, имеет право избирать депутатов. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом и достигший на день голосования 21 года.
3. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Не имеет права быть избранным депутатом гражданин Российской Федерации:
а) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и(или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
б) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
в) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
г) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 статьи 76 Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного срока полномочий муниципального совета муниципального образования, в который назначены выборы.
5. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.
6. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.
7. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.
8. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан.
9. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными на выборах, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 4. Территория, на которой проводятся выборы

Выборы проводятся на территории соответствующего муниципального образования, границы которого определяются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга".

Статья 5. Назначение выборов

Выборы назначаются в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом.

Статья 6. Избирательные системы при проведении выборов

(в ред. Закона СПб от 05.10.2009 № 429-84)
(см. текст в предыдущей редакции)

Выборы проводятся в соответствии с уставами соответствующих муниципальных образований на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам или на основе мажоритарной избирательной системы по многомандатным избирательным округам, при которой избранным считается кандидат в депутаты (далее - кандидат), набравший установленное настоящим Законом Санкт-Петербурга большинство голосов.

Глава 2. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 7. Составление списков избирателей

1. В целях реализации прав избирателей соответствующей избирательной комиссией муниципального образования составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
2. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах, то в списки избирателей при проведении выборов в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, не подпадающие под действие пункта 3 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга и постоянно проживающие на территории соответствующего избирательного округа.
4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом Санкт-Петербурга, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения для голосования на выборах (далее - открепительное удостоверение). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иными законами, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на выборах.
6. Сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет руководитель уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга. Сведения об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным должностным лицом в избирательную комиссию муниципального образования сразу после назначения дня голосования.
7. Список избирателей составляется избирательной комиссией муниципального образования, в том числе с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным должностным лицом.
Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.
8. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении избирательной комиссией муниципального образования факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах избирательная комиссия муниципального образования до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
9. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за полученный им избирательный бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных и для проставления подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень избирателю.
10. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь избирательной комиссии муниципального образования, составившей список. На избирательных участках, образованных в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей подписывают председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями избирательной комиссии муниципального образования и участковой избирательной комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой избирательной комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией муниципального образования.
11. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым избирательным комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя.
12. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
13. Участковая избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
14. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в окружную избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих избирательных комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, а также в базе данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка избирателей, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи.
15. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через окружную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка.
16. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 8. Образование избирательных округов

1. Для проведения выборов образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа.
2. Одномандатные или многомандатные избирательные округа образуются в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом.
3. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных или многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим муниципальным советом, избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
4. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом избирательном округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

Статья 9. Образование избирательных участков

1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.
2. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования руководителем уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, избирательной комиссией муниципального образования в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом избирательном участке. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
3. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. В труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией муниципального образования по согласованию с руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.
5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
6. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы руководителем уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
7. Указанные в пункте 6 настоящей статьи сведения об избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, подлежат обнародованию избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за один день до дня голосования.
(п. 7 в ред. Закона СПб от 05.10.2009 № 429-84)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава 4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 10. Система и статус избирательных комиссий

1. При подготовке и проведении выборов действуют следующие избирательные комиссии:
Санкт-Петербургская избирательная комиссия;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Избирательной комиссией, организующей выборы, является избирательная комиссия муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью окружных избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов.
3. Избирательная комиссия муниципального образования является вышестоящей избирательной комиссией по отношению к окружным избирательным комиссиям и участковым избирательным комиссиям.
4. Окружная избирательная комиссия является вышестоящей избирательной комиссией по отношению к участковым избирательным комиссиям, созданным в границах соответствующего избирательного округа.
5. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, этот кандидат должен быть незамедлительно оповещен о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
6. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 5 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. Указанные органы в соответствии с законом обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
7. В случае нарушения кандидатом Федерального закона окружная избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
8. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах.
9. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
10. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам и законам Санкт-Петербурга либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или в соответствии с федеральным законом судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено.
11. Решение избирательной комиссии муниципального образования, противоречащее федеральным законам и законам Санкт-Петербурга либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене Санкт-Петербургской избирательной комиссией или судом. При этом Санкт-Петербургская избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией муниципального образования, решение которой было отменено.
12. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
13. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в переделах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.
14. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
15. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, являющейся юридическим лицом, осуществляется из средств местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели нормативным правовым актом муниципального совета о местном бюджете на очередной финансовый год.
16. Избирательная комиссия муниципального образования представляет отчеты об использовании средств местного бюджета, выделенных на обеспечение ее деятельности, проведение выборов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
17. Органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, подведомственные им (учрежденные ими) государственные и муниципальные учреждения обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для работы избирательных комиссий, организации голосования, а также для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать предоставляемые помещения электро-, тепло- и водоснабжением, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое и иное оборудование.
18. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и(или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
19. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание, и(или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном законом, избирателей, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций.
20. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.

Статья 11. Общие условия формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий

1. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, иных общественных объединений.
2. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга право внесения предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Санкт-Петербурга последнего созыва.
3. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной избирательной комиссии.
4. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии.
5. Орган, назначающий в состав избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой избирательной комиссии.
6. Если уполномоченные на то федеральным законом органы местного самоуправления, избирательные комиссии не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный настоящим Законом Санкт-Петербурга, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган местного самоуправления, либо если соответствующая избирательная комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального образования назначается Санкт-Петербургской избирательной комиссией, иной избирательной комиссии - вышестоящей избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.

Статья 12. Порядок формирования и полномочия Санкт-Петербургской избирательной комиссии

Санкт-Петербургская избирательная комиссия формируется и участвует в выборах в соответствии с федеральными законами, Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 года № 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии", настоящим Законом Санкт-Петербурга, иными законами Санкт-Петербурга.

Статья 13. Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муниципального образования

1. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти-одиннадцати членов с правом решающего голоса.
2. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется соответствующим муниципальным советом на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 11 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
3. Муниципальный совет обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.
4. Муниципальный совет обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
5. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.
6. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, в которой участвует данная избирательная комиссия муниципального образования, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов.
7. Муниципальный совет не позднее чем за 40 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования публикует в средствах массовой информации сообщение о сроке и порядке внесения предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования. Период, в течение которого муниципальный совет принимает предложения по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования, составляет один месяц. Муниципальный совет принимает решение о назначении членов избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за пять дней до окончания срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования. Информация о новом составе избирательной комиссии муниципального образования подлежит официальному опубликованию в течение десяти дней со дня формирования данной избирательной комиссии муниципального образования.
8. В течение двух дней со дня формирования избирательной комиссии муниципального образования муниципальный совет доводит до сведения Санкт-Петербургской избирательной комиссии информацию о новом составе избирательной комиссии муниципального образования, включая фамилии, имена, отчества членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, а также информацию о дате рождения и уровне образования каждого из них. Избирательная комиссия муниципального образования незамедлительно доводит до сведения Санкт-Петербургской избирательной комиссии информацию о принятии решения об освобождении от должности председателя избирательной комиссии муниципального образования.
(в ред. Закона СПб от 05.10.2009 № 429-84)

]]>
4. При использовании в ходе выборов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (отдельных ее технических средств) данные об участии избирателей в выборах, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования "Интернет". Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям законодательства о выборах.

Глава 10. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ

Статья 60. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации

1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд в соответствии с подсудностью, установленной Федеральным законом.
2. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.
3. Решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной федеральным законом.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, об итогах голосования, о результатах выборов, или иное решение избирательной комиссии.
5. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую избирательную комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей избирательной комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
6. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию. Санкт-Петербургская избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
7. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, Санкт-Петербургскую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
8. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую избирательную комиссию эта избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы избирательная комиссия прекращает ее рассмотрение.
9. По запросам избирательных комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.
10. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.
11. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
12. При рассмотрении избирательной комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда избирательной комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан, на заседание избирательной комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Статья 61. Основания для аннулирования регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата

1. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется избирательной комиссией муниципального образования в случае нарушения требования пункта 11 статьи 28 настоящего Закона Санкт-Петербурга. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.
2. Регистрация кандидата аннулируется решением окружной избирательной комиссии на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 28 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в связи со смертью кандидата.
3. Регистрация кандидата аннулируется окружной избирательной комиссией в случае утраты им пассивного избирательного права.
4. Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, аннулируется окружной избирательной комиссией на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения. Регистрация кандидата, выдвинутого иным общественным объединением, аннулируется окружной избирательной комиссией на основании решения соответствующего должностного лица или органа о приостановлении деятельности общественного объединения (если это решение не обжаловано или не признано судом незаконным) либо в случае ликвидации общественного объединения.
5. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 60 настоящего Закона Санкт-Петербурга, по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных законом.
6. Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 62. Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения закона, регламентирующего проведение выборов, окружная избирательная комиссия до определения ею результатов выборов может отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
2. После определения результатов выборов окружной избирательной комиссией решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и(или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и(или) сводную таблицу данная избирательная комиссия информирует избирательную комиссию муниципального образования. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и(или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая данные протокол и(или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и(или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
3. Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.
4. Основания для отмены судом решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования, решения окружной избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов устанавливаются Федеральным законом.
5. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
6. В случае признания итогов голосования на избирательном участке недействительными после составления окружной избирательной комиссией протокола о результатах выборов окружная избирательная комиссия обязана составить новый протокол о результатах выборов с отметкой: "Повторный".
7. На основании протоколов избирательных комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления окружной избирательной комиссией протокола о результатах выборов и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные окружной избирательной комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Статья 63. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

Ответственность за нарушение законодательства о выборах устанавливается федеральными законами.

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 64. Вступление в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга

1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившими силу:
Закон Санкт-Петербурга от 10 декабря 2003 года № 734-110 "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге";
подпункт 6 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 30 ноября 2005 года № 634-89 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге";
Закон Санкт-Петербурга от 14 декабря 2005 года № 704-107 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге";
пункт 2 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 года № 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии";
статью 3 Закона Санкт-Петербурга от 11 апреля 2007 года № 162-29 "Об осуществлении некоторых избирательных действий при проведении выборов и референдумов в Санкт-Петербурге и внесении изменений в законодательные акты Санкт-Петербурга о выборах и референдумах";
Закон Санкт-Петербурга от 10 сентября 2008 года № 526-91 "О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге".

Статья 65. Переходные положения

1. Подпункт "в" пункта 4 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга применяется только в связи с административными правонарушениями, совершенными после дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
2. Подпункт "г" пункта 4 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга применяется только в связи с действиями граждан, осуществляемыми после дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Санкт-Петербург
14 ноября 2008 года
№ 681-118





ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Закону Санкт-Петербурга
"О выборах депутатов
муниципальных советов
внутригородских муниципальных
образований Санкт-Петербурга"
от 29.10.2008 № 681-118

                              ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
              В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ
    МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
             _________________________________________________

___________________________________________________________________________
  (фамилия, имя, отчество кандидата, дата и место рождения, образование,
___________________________________________________________________________
           основное место работы или службы, занимаемая должность
  (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий),
___________________________________________________________________________
                          адрес места жительства,
___________________________________________________________________________
 вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или
          код органа, выдавшего данный документ, дата его выдачи,
___________________________________________________________________________
   сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство
  иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения)

┌───┬──────────┬─────────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────┐
│ № │ Фамилия, │Год рождения │   Адрес  │  Серия и  │   Дата   │ Подпись  │
│п/п│   имя,   │ избирателя  │   места  │   номер   │ внесения │избирателя│
│   │ отчество │ (в возрасте │жительства│ паспорта  │  подписи │          │
│   │избирателя│  18 лет на  │избирателя│избирателя │избирателя│          │
│   │          │    день     │          │    или    │          │          │
│   │          │голосования -│          │документа, │          │          │
│   │          │дополнительно│          │заменяющего│          │          │
│   │          │день и месяц │          │паспорт, и │          │          │
│   │          │  рождения)  │          │ дата его  │          │          │
│   │          │             │          │  выдачи   │          │          │
├───┼──────────┼─────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┤
│   │          │             │          │           │          │          │
├───┼──────────┼─────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┤
│   │          │             │          │           │          │          │
├───┼──────────┼─────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┤
│   │          │             │          │           │          │          │
└───┴──────────┴─────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────┘

    Подписной лист удостоверяю:
___________________________________________________________________________
 (фамилия, имя, отчество кандидата, подпись кандидата и дата ее внесения)

    Подписной лист удостоверяю:
___________________________________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения,
___________________________________________________________________________
  серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт,
          лица, собиравшего подписи избирателей, наименование или
                  код органа, выдавшего данный документ)
___________________________________________________________________________
     (подпись лица, собиравшего подписи избирателей, и дата ее внесения)





ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Закону Санкт-Петербурга
"О выборах депутатов
муниципальных советов
внутригородских муниципальных
образований Санкт-Петербурга"
от 29.10.2008 № 681-118

КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ ДАННЫХ,
ВНЕСЕННЫХ В ПРОТОКОЛ ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ
(ЧИСЛАМИ ОБОЗНАЧЕНЫ СТРОКИ ПРОТОКОЛА ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ,
ПРОНУМЕРОВАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 53 НАСТОЯЩЕГО
ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

1 больше или равно 3 + 4
2 равно 3 + 4 + 5 + 14 - 15
6 + 7 равно 8 + 9
10 равно 11 + 13.

При голосовании по одномандатному избирательному округу:
9 равно 16 + все последующие строки.

При голосовании по многомандатному избирательному округу:
9, умноженное на количество депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в соответствующем многомандатном избирательном округе, больше или равно 16 + все последующие строки.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru