Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2009 г. № 1542

О ПОДГОТОВКЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ
СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ НА 2010 ГОД

Заслушав информацию начальника управления социальных программ и семейной политики Администрации города В.Г. Сурова о положении семьи и детей в городе Нижний Тагил по итогам 2008 года, в целях подготовки плана мероприятий по улучшению положения семьи и детей на 2010 год с учетом существующей социально-экономической ситуации в городе, руководствуясь статьей 26 Устава города Нижний Тагил, постановляю:
1. Принять к сведению Информацию об основных положениях и выводах доклада "О положении семьи и детей в городе Нижний Тагил по итогам 2008 года" (Приложение).
2. Руководителям структурных подразделений Администрации города И.А. Вахрушеву, В.И. Капкану, А.В. Козлову, Г.А. Колбину, А.В. Малахову, В.В. Миненко, В.Г. Пыриной, В.Г. Ромашину, А.В. Савиной, Т.В. Сащенко, А.В. Соложнину, Д.В. Язовских в срок до 1 ноября 2009 года подготовить и представить в управление социальных программ и семейной политики Администрации города предложения в план мероприятий по улучшению положения семьи и детей на 2010 год с учетом существующей социально-экономической ситуации в городе в рамках комплексной программы демографического развития города Нижний Тагил на период до 2015 года "Тагильская семья".
3. Управлению социальных программ и семейной политики Администрации города в срок до 1 декабря 2009 года подготовить план мероприятий по улучшению положения семьи и детей города Нижний Тагил на 2010 год.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по социальным вопросам В.В. Погудина.
Срок контроля - 15 февраля 2010 года.

Глава города
В.П.ИСАЕВА





Приложение
к Постановлению
Администрации города
от 3 сентября 2009 г. № 1542

ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ И ВЫВОДАХ ДОКЛАДА
"О ПОЛОЖЕНИИ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ
ПО ИТОГАМ 2008 ГОДА"

Доклад "О положении семьи и детей в городе Нижний Тагил" подготовлен во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 02.02.2009 № 74-УГ, Постановления Главы города Нижний Тагил от 03.06.2008 № 454, Постановления Администрации города Нижний Тагил от 03.03.2009 № 213.
В Докладе о положении семьи и детей в городе Нижний Тагил представлены итоги реализации комплексной программы демографического развития города на период до 2015 года "Тагильская семья" за 2008 год. В реализации данной Программы задействованы структуры государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют мониторинг и подготовку информационно-аналитических материалов.
Наиболее проблемные вопросы демографической политики - рождаемость и смертность населения.
Демографическая ситуация в городе по итогам 2008 года характеризуется следующими показателями.
Рождаемость населения за 2008 год в абсолютной величине, по оперативным данным, превышает уровень 2007 года на 659 человек. Коэффициент рождаемости (число родившихся живыми на 1 тысячу населения) за прошедший год составил 11,97, за 2007 год - 10,19 промилле.
Несмотря на увеличение рождаемости, естественное движение населения, по-прежнему, имеет отрицательное сальдо: смертность населения превышает рождаемость, что вы видите на диаграмме. Превышение смертности над рождаемостью приводит к естественной убыли населения, однако, сохраняется положительная динамика к снижению и стабилизации темпов естественной убыли населения. За прошедший 2008 год естественная убыль населения составила 1,2 тысячи человек, что на 0,4 тысячи человек меньше, чем за 2007 год.
В динамике превышение смертности над рождаемостью снизилось с 1,7 раз за 2003 - 2005 годы до 1,27 по оперативным данным 2008 года.
В структуре смертности по возрастным группам отмечается снижение на 1% доли умерших в трудоспособном возрасте, а также снижение показателей младенческой и детской смертности.
В таблице вы видите данные за 2006 - 2008 годы об основных причинах смертности населения.
В 2008 году болезни системы кровообращения составляли 55,3% от общей численности смертельных случаев;
- злокачественные новообразования - 16,2%;
- травмы и отравления - 9,97%;
- инфекционные болезни - 3,2%;
- самоубийства - 2,3%.

ПРИЧИНЫ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

+---------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦               ¦ Единица ¦   2006 год    ¦   2007 год    ¦   2008 год    ¦
¦               ¦измерения¦(на 01.01.2007)¦(на 01.01.2008)¦(на 01.01.2009)¦
+---------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦Болезни системы¦человек  ¦     3196      ¦     3158      ¦     3160      ¦
¦кровообращения ¦         ¦               ¦               ¦               ¦
+---------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦Самоубийства   ¦человек  ¦      100      ¦      141      ¦      116      ¦
+---------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦Травмы и       ¦человек  ¦      752      ¦      685      ¦      570      ¦
¦отравления     ¦         ¦               ¦               ¦               ¦
+---------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦Злокачественные¦человек  ¦      889      ¦      871      ¦      924      ¦
¦новообразования¦         ¦               ¦               ¦               ¦
+---------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦Инфекционные   ¦человек  ¦      146      ¦      181      ¦      185      ¦
¦болезни        ¦         ¦               ¦               ¦               ¦
+---------------+---------+---------------+---------------+---------------+

Необходимо отметить снижение показателя смертности от травм, отравлений и самоубийств.
Наблюдается дальнейшее снижение доли трудоспособного населения в структуре жителей города. На 1 января 2009 года оно составляло 64% от общей численности населения города. По итогам 2007 года трудоспособное население составляло 64,2%. Данное снижение приводит к увеличению демографической нагрузки на население трудоспособного возраста: на 1000 жителей трудоспособного возраста, по итогам 2008 года, приходится 562,2 лиц нетрудоспособного возраста. В 2007 году данный показатель составлял 557,6 человек.
В настоящее время, как по России, так и по Свердловской области и нашему городу, наблюдается снижение числа зарегистрированных бракосочетаний. В Нижнем Тагиле по итогам 2008 года оно составило 108 единиц.
В представленной таблице вы видите статистику браков и разводов за последние 3 года.

БРАКИ И РАЗВОДЫ

+----------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦                ¦ Единица ¦   2006 год    ¦   2007 год    ¦   2008 год    ¦
¦                ¦измерения¦(на 01.01.2007)¦(на 01.01.2008)¦(на 01.01.2009)¦
+----------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦зарегистрировано¦единиц   ¦     3232      ¦     3530      ¦     3422      ¦
¦браков          ¦         ¦               ¦               ¦               ¦
+----------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦зарегистрировано¦единиц   ¦     1661      ¦     1879      ¦     1937      ¦
¦разводов        ¦         ¦               ¦               ¦               ¦
+----------------+---------+---------------+---------------+---------------+
¦разводов на 1000¦единиц   ¦      514      ¦      532      ¦      566      ¦
¦браков          ¦         ¦               ¦               ¦               ¦
+----------------+---------+---------------+---------------+---------------+

Как видно из таблицы, число разводов увеличилось на 3,1%. По итогам года имеем 566 разводов на 1000 бракосочетаний.
Таким образом, пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и традиций необходимо ставить на первое место.
Если рассмотреть структуру семей, сложившуюся на территории города по итогам 2008 года, то можно выделить следующие категории семей:
1) Молодая семья.
Молодая семья требует особого внимания со стороны государства, так как именно в ней заложен потенциал сохранения и развития нашего общества.
В программах, принятых на территории города Нижний Тагил, разработаны меры, направленные на повышение престижа крепкой, благополучной семьи, семейных ценностей, семейного здорового образа жизни, ответственного родительства, возрождения и развития родовой культуры семьи, семейных традиций, решения демографических проблем.
Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет 26,3% от общей численности населения города Нижний Тагил.
Сегодня все больше молодых людей сталкиваются с проблемой выбора профессии и поиском работы. Несмотря на имеющийся диплом об образовании и полученную профессию, многие из них остаются не востребованы экономикой.
Удельный вес безработной молодежи в возрасте 16 - 29 лет в численности зарегистрированных безработных продолжал оставаться достаточно высоким и на 1 января 2009 года составил 40,1%. Год назад он составлял 36,2%.
Становлению молодых семей не способствует совместное проживание с родителями одного из супругов или аренда жилого помещения, которая, при низких доходах и наличии детей, ставит семью на грань выживания. Поэтому проблема обеспечения жильем является одной из самых острых. В целях обеспечения жильем молодых семей принята муниципальная целевая программа "Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил (2007 - 2010 годы)".
За 2008 год получили субсидии 92 молодых семьи. Всего на 1 января 2009 года за период действия Программы получили субсидии 120 молодых семей.
2) В структуре семей выделим еще одну категорию - многодетную семью. По итогам 2008 года наблюдается увеличение на 72 многодетных семьи в сравнении с 2007 годом. Необходимо отметить, что рост числа многодетных семей наблюдается в течение ряда лет. Так, в 2005 году на территории города проживало 688 многодетных семей, дальнейший рост числа многодетных семей представлен на графике.
3) Одна из категорий семей, нуждающихся в поддержке государства и муниципалитета - семья, воспитывающая ребенка-инвалида. На территории города проживает 1381 такая семья. В течение трех последних лет наблюдалось снижение количества данной категории семей, что вы видите на представленной диаграмме.
4) Нуждается в поддержке и замещающая, семья. Это семья, воспитывающая ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. По итогам 2008 года число опекунских семей уменьшилось, зато количество детей, проживающих в них, возросло на 62 ребенка или на 6,6%.
Данные таблицы демонстрируют численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Как видно из таблицы, на 1 января 2009 года в 9 приемных семьях воспитывается 31 ребенок. Получила развитие и семейная воспитательная группа: в 7 семьях воспитываются 14 детей.
Всего на территории города проживают 1605 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 65,5% из них охвачено семейными формами воспитания.

+--------------------------------------------+--------+--------+-------+
¦                                            ¦  2006  ¦  2007  ¦ 2008  ¦
+--------------------------------------------+--------+--------+-------+
¦Численность детей, находящихся под опекой и ¦ 949    ¦ 945    ¦1007   ¦
¦попечительством, человек                    ¦        ¦        ¦       ¦
+--------------------------------------------+--------+--------+-------+
¦Численность детей в приемных семьях, человек¦  24    ¦  21    ¦  31   ¦
+--------------------------------------------+--------+--------+-------+
¦Численность детей в семейных воспитательных ¦   -    ¦   2    ¦  14   ¦
¦группах, человек                            ¦        ¦        ¦       ¦
+--------------------------------------------+--------+--------+-------+
¦Общая численность детей-сирот и детей,      ¦1686    ¦1603    ¦1605   ¦
¦оставшихся без попечения родителей, человек ¦        ¦        ¦       ¦
+--------------------------------------------+--------+--------+-------+
¦Охват семейными формами воспитания, %       ¦  58,4  ¦  60,46 ¦  65,5 ¦
+--------------------------------------------+--------+--------+-------+

В 2008 году впервые отмечено снижение числа семей, находящихся в социально-опасном положении.
Как видно из таблицы, уменьшение составило 30%.

+-----------------------------+------------+------------+----------+
¦         Показатель          ¦  2007 год  ¦  2008 год  ¦  Вывод   ¦
+-----------------------------+------------+------------+----------+
¦Количество семей, находящихся¦2563 семьи  ¦1814 семей  ¦Уменьшение¦
¦                             ¦            ¦            ¦на 30%    ¦
¦в социально опасном положении¦            ¦            ¦          ¦
+-----------------------------+------------+------------+----------+
¦Численность выявленных       ¦247 детей   ¦229 детей   ¦Уменьшение¦
¦безнадзорных детей           ¦            ¦            ¦на 8,3%   ¦
+-----------------------------+------------+------------+----------+
¦Семья матери-одиночки        ¦4294 ребенка¦3494 ребенка¦Уменьшение¦
¦                             ¦            ¦            ¦на 18,6%  ¦
+-----------------------------+------------+------------+----------+

Наблюдается и уменьшение на 8,3% численности выявленных безнадзорных детей.
По итогам 2008 года значительно снизилась численность детей, воспитываемых одинокими матерями: уменьшение составило 18,6%.
Действующая система государственных пособий и выплат семьям в совокупности с другими мерами социальной поддержки обеспечивают материальную поддержку данных категорий семей, что очень важно в период низкого уровня жизни семей и особенно молодых, воспитывающих детей.
Муниципалитет, в свою очередь, также реализует дополнительные меры поддержки семей, в первую очередь, наиболее уязвимых, через систему пособий и муниципальной помощи.
Город оказывает большую поддержку инвалидам - как детям, так и взрослым. С 2004 года дети-инвалиды получают единовременное пособие, в 2008 году оно составило 2 тысячи рублей. Сумма выплат семьям, воспитывающим детей-инвалидов, составила 2 миллиона 800 тысяч рублей.
Взрослые инвалиды получают социальную помощь на проведение зубопротезирования, диагностику, дорогостоящие лекарства. В 2008 году на данные выплаты выделено 2,5 миллиона рублей, помощь получили 346 инвалидов.
Ежемесячное пособие выплачивается инвалидам с инсулинозависимой формой диабета, инвалидам, находящимся на программном гемодиализе. В 2008 году помощь получали 104 человека.
С целью поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с 2003 года в трех районах города организовано питание безнадзорных детей. Ежедневно дети получают талоны на питание на сумму 55 рублей. Несовершеннолетних не только кормят, но и работники государственных учреждений социальной защиты населения оказывают им необходимую помощь в решении проблем. В 2008 году 495 детей обратились за помощью в пункты бесплатного питания.
Поддержка молодой семьи выражается в установлении муниципального пособия на рождение второго и последующих детей. Размер пособия на рождение второго ребенка составляет 5 тысяч рублей, на третьего и последующих детей - 6 тысяч.
В 2008 году пособие выплачено на рождение 1307 детей.
С 2007 года присуждается премия Главы города Нижний Тагил для поощрения родителей "За успехи в семейном воспитании". Премия является высшей степенью общественного признания семей, внесших социально значимый вклад в развитие города Нижний Тагил, являющихся примером для жителей города в воспитании детей. Выплата премии приурочена к Международному Дню семьи.
С 1998 года по 2007 год в структуре Администрации города функционировало управление опеки, попечительства, усыновления и защиты прав несовершеннолетних. Внимание города к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не ослабло в связи с передачей функций по опеке и попечительству государственным органам власти.
С 2004 года Глава города ежегодно вручает награды победителям городского конкурса замещающих семей "Чужих детей не бывает". Результатом конкурса и акций по пропаганде семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения, становится ежегодный вывод данной категории детей из учреждений государственного воспитания на воспитание в семью.
С 1999 года выплачивается ежемесячная стипендия Главы города студентам высших и средних профессиональных учебных заведений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008-2009 учебном году стипендию получали 227 студентов, в 1999 - 2000 учебном году - 59.
Как же все эти выплаты сказались на основных показателях уровня жизни населения?
В 2008 году выплаты пособий и социальной помощи населению возросли на 10% и составили свыше 2,1 миллиарда рублей.
Номинальные денежные доходы населения, в целом по городу, увеличились по сравнению с 2007 годом на 26%. Номинальные среднемесячные денежные доходы на душу населения в 2008 году больше уровня 2007 года на 26,4% в действующих ценах.
В структуре денежных доходов населения доля оплаты труда работников составила 70,1% от общих доходов. К уровню 2007 года объем средств, направленных на оплату труда, увеличился более, чем на 6,3 миллиарда рублей.
Номинальные среднемесячные доходы населения, сложившиеся в 2008 году, превысили величину прожиточного минимума в расчете на душу населения в 2,3 раза.
Более подробные данные вы найдете в Докладе о положении семьи и детей. Данная информация была представлена управлением по экономике и ценовой политике Администрации города.
На территории города проживают 66500 детей в возрасте от 0 до 18 лет. Как видно из таблицы, около 16 тысяч детей в 2008 году посещали учреждения дошкольного образования.

+----------------------------------------------------------------+
¦    Численность детей, посещающих дошкольные образовательные    ¦
¦                           учреждения                           ¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦год                         ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦в муниципальных ДОУ         ¦6715 ¦7510 ¦7865 ¦8121 ¦8247 ¦11787¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦в ведомственных ДОУ         ¦6959 ¦6873 ¦7133 ¦7400 ¦7462 ¦4140 ¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦всего детей, посещающих ДОУ ¦13674¦14383¦14998¦15521¦15709¦15927¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

Всего в системе образования 187 учреждений, реализующих программы дошкольного, общего, дополнительного образования, в том числе - 70 общеобразовательных учреждений с контингентом учащихся 29968 человек, 17 учреждений дополнительного образования с контингентом 20 870 человек.
Система дополнительного образования детей и подростков в области физической культуры и спорта представлена 17 муниципальными и ведомственными детско-юношескими спортивными школами, в которых занималось в 2008 году 12330 детей и подростков.
Воспитанники детско-юношеских спортивных школ успешно выступают на республиканских и международных соревнованиях. В целях материального поощрения ведущих спортсменов установлены 20 именных стипендий Главы города - 15 по олимпийским и 5 по не олимпийским видам спорта за высокие спортивные результаты, показанные на соревнованиях высокого уровня.
Все вышесказанное - небольшая часть информации, характеризующей положение семьи и детей города Нижний Тагил, представленной государственными и муниципальными органами, в рамках выполнения Комплексной программы демографического развития города на период до 2015 года "Тагильская семья".
Достижение цели Программы "Тагильская семья" решается посредством реализации задач по обеспечению условий, способствующих укреплению семьи и рождению детей. Эти задачи вы можете видеть на слайде. Среди них:
1) повышение престижа семьи, проведение идеологических мероприятий, направленных на поддержку семьи с детьми, пропаганду семейных ценностей и традиций;
2) проведение работы по формированию негативного отношения у населения к употреблению спиртных напитков, токсических и наркотических веществ;
3) формирование ценностей социальной среды для расширения круга тагильчан, вовлеченных в деятельность общественных организаций;
4) реализация программ по улучшению жилищных условий семей;
5) разработка мер по улучшению здоровья семьи как одного из наиболее значимых ресурсов общества;
6) реализация мер по созданию комфортных условий для жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; обеспечение межведомственного взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с целью использования ресурсов различных ведомств для решения вопросов комплексной реабилитации детей данной категории;
7) обеспечение доступности дошкольного образования; качества общего и дополнительного образования;
8) развитие физкультурно-оздоровительной деятельности по месту жительства, на предприятиях и организациях; повышение уровня профессиональной компетентности тренеров-преподавателей учреждений физкультурно-спортивного направления;
9) обеспечение доступности культурных услуг, их разнообразия и высокого качества, а также возможностей для развития творческого потенциала семей с детьми;
10) координация деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на предупреждение социального сиротства, защиту прав и интересов семей и детей;
11) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реализация мер по раннему выявлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказанию им помощи с целью сохранения семьи для ребенка;
Приоритетной задачей на данном этапе остается защита наиболее уязвимых семей через муниципальную систему пособий и льгот.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru