Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2009 г. № А54-2698/2009-С18

(извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратился Сасовский межрайонный прокурор (далее - заявитель, орган прокуратуры) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ретро" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа.
Представитель органа прокуратуры в судебное заседание не явился.
Представители общества сослались на малозначительность выявленного правонарушения, отсутствие общественной безопасности, а также на устранение недостатков, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: Сасовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов аптечными учреждениями на территории Сасовского района Рязанской области.
В ходе проверки в отношении ООО "Ретро", прокуратурой было установлено, что общество осуществляет фармацевтическую деятельность:
- на основании лицензии от 19.02.2009 № ЛО-62-02-000067 в аптеке, расположенной по адресу: Рязанская область; в аптечном пункте по адресу: Рязанская область;
- на основании лицензии от 21.09.2006 № 99-02-011744 в аптечном пункте по адресу: Рязанская область; в аптечном пункте по адресу: Рязанская область; в аптечном пункте по адресу: Рязанская область.
Аптечный пункт по адресу: Рязанская область расположен в одноэтажной пристройке к зданию магазина ООО "Ретро" и имеет отдельный вход. Вход в аптечный пункт осуществляется непосредственно с уровня земли. Вход в аптечный пункт на пути движения инвалидов имеет пороги высотой более 0,025 м и не отмечен специальными значками или символами о доступности входа для инвалидов.
Аптечный пункт по адресу: Рязанская область расположен в одноэтажной пристройке к зданию магазина ООО "Ретро" и имеет отдельный вход. Вход в аптечный пункт осуществляется посредством лестничного марша. Входная площадка приподнята над уровнем земли на высоту более одного метра. Входная лестница имеет один поручень, пандус отсутствует. Вход в аптечный пункт на пути движения инвалидов имеет пороги высотой более 0,025 м и не отмечен специальными значками или символами о доступности входа для инвалидов.
Аптечный пункт по адресу: Рязанская область расположен на первом этаже двухэтажного здания торгового центра ООО "Ретро" в торговом зале. Отдельного входа не имеет. Входная площадка магазина приподнята над уровнем земли на высоту более 30 сантиметров. Входная лестница здания имеет широкие ступени, поручни и пандус отсутствуют. Вход из магазина в помещении аптечного пункта на пути движения инвалидов препятствий не имеет.
Указанные нарушения подтверждаются актами от 07.05.2009 обследования обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения - аптечным пунктам ООО "Ретро" и объяснением ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства муниципального образования - городской округ город Сасово Ш.
Директор ООО "Ретро" Р. в своем объяснении от 27.05.2009, пояснил, что признал состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, при этом указал, что выявленные нарушения будут устранены в ближайшее время.
По результатам рассмотрения материалов проверки, Сасовским межрайонным прокурором Рязанской области принято Постановление от 27.05.2009 о возбуждении в отношении ООО "Ретро" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вынесено в присутствии директора общества.
Указанные выше обстоятельства, послужили основанием для обращения прокурора в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Ретро" к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей общества, Арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона № 128-ФЗ).
В силу подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно пункту 3.1 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
При этом суд считает, что положения пункта 3.1 Правил предусматривают именно обязанность по оборудованию входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Данный вывод следует из буквального толкования содержания пункта 3.1 Правил, а именно, из толкования слов "следует предусмотреть возможность входа (выхода)". Данное словосочетание указывает на обязательность в любом случае предусмотреть возможность входа (выхода) определенной группе населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входов помещений, содержатся в нормативном документе по строительному - СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Пунктами 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.
Согласно подпунктам 3.29, 3.30, 3.32 СНиП 35-01-2001, максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 градусов. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
В силу пунктов 1, 7 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.
Следовательно, требования названного нормативного документа в области строительства - СНиП 35-01-2001 являются обязательными для исполнения, поскольку обеспечивают доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Кроме того, статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также определено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Как установлено судом и не оспаривается обществом, на момент проверки вход в помещение аптечных пунктов, расположенных по адресам: Рязанская область, Рязанская область, Рязанская область не был оборудован для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения пандусом и поручнями. Указанный факт подтверждается актами от 07.05.2009, а также объяснениями директора общества.
Таким образом, ООО "Ретро" не обеспечило беспрепятственный доступ инвалидов в аптечный пункт по адресу: Рязанская область; аптечный пункт по адресу: Рязанская область; аптечный пункт по адресу: Рязанская область, и, следовательно, нарушило условия и требования, предъявляемые при лицензировании фармацевтической деятельности.
Учитывая, что факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден представленными в материалы дела документами и не оспаривается обществом, Арбитражный суд считает, что в действиях общества с ограниченной ответственностью "Ретро" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в материалы дела представлены документы (в том числе акты выполненных работ), свидетельствующие об обустройстве бетонной стяжки и пандуса в перечисленных выше аптечных пунктах - 08.05.2009.
Данное обстоятельство свидетельствует об оперативном устранении обществом выявленного в ходе проверки правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 № 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административной ответственности" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае. При этом формальный состав правонарушения не исключает возможности применения к нему критериев малозначительности.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд, исследовав в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, установив в действиях ООО "Ретро" состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о его малозначительности, поскольку в дело не представлено доказательств об обращении граждан по поводу невозможности входа в помещение аптечного пункта для маломобильных групп населения и о невозможности в связи с этим реализовать свое право на пользование услугами ООО "Ретро".
Административное правонарушение совершено обществом впервые.
Доказательств того, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу для охраняемых законом общественных отношений - административным органом не представлено.
Кроме того, суд учитывает устранение обществом нарушений в короткий срок, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
С учетом изложенного, Арбитражный суд считает возможным применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить ООО "Ретро" от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований прокурора Сасовского межрайонного прокурора Рязанской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ретро" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Освободить общество с ограниченной ответственностью "Ретро", расположенное по адресу: Рязанская область от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ретро" прекратить.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru