Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2009 г. № 1550-П

О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - важная часть функционирования экономической системы Российской Федерации, позволяющая эффективно использовать средства бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развивать конкуренцию, предотвращать коррупцию и другие злоупотребления.
В связи с этим обеспечение эффективности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд является первостепенной государственной задачей.
Положения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) - это нормы прямого действия. В связи с чем необходимо обеспечить выполнение всех норм Федерального закона на практике.
Основными факторами, определяющими эффективное размещение заказа, являются своевременное планирование, выбор наиболее оптимального способа размещения заказа, формирование обоснованной начальной (максимальной) цены контракта и высокий уровень взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа на размещение заказа. Ошибочные действия по каждому из указанных факторов влекут за собой неэффективное расходование средств. Ключевым звеном, ответственным за организацию на должном уровне необходимой системы работы, являются государственные и муниципальные заказчики.
Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края на осуществление функций по размещению государственного заказа Краснодарского края путем проведения торгов в форме конкурсов или аукционов является Управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края.
За 2007 и 2008 годы и первое полугодие 2009 года в целях эффективного размещения государственного заказа Краснодарского края проведено 11547 результативных торгов (определен победитель или единственный участник конкурса (аукциона), которому присужден контракт) с общей начальной (максимальной) ценой контрактов 86682,1 миллиона рублей. По итогам торгов цена контрактов составила 85178,3 миллиона рублей, в том числе с единственным участником торгов - 47415,0 миллиона рублей, или более 50 процентов от общей стоимости контрактов.
Соответственно, экономия бюджетных и внебюджетных средств в результате проведенных процедур в сумме 1503,8 миллиона рублей составила лишь 1,7 процента от начальной (максимальной) цены контрактов.
Так, в 2007 году Управлением по закупкам для государственных нужд Краснодарского края проведено 4468 результативных торгов на общую сумму 35761,6 миллиона рублей. Стоимость контрактов определена в сумме 34918,1 миллиона рублей, в том числе в сумме 23685,1 миллиона рублей - с единственным участником торгов. Экономия финансовых средств за счет проведения торгов составила 2,4 процента от начальной (максимальной) цены контрактов.
В 2008 году по 5637 проведенным результативным торгам на общую сумму 43033,6 миллиона рублей стоимость контрактов составила 42551,4 миллиона рублей, из которых стоимость контрактов с единственным участником торгов - 18438,8 миллиона рублей. Сумма сэкономленных бюджетных и внебюджетных средств составила 482,2 миллиона рублей, или только 1,1 процента от начальной (максимальной) цены контрактов.
В первом полугодии 2009 года проведены 1442 результативные процедуры торгов с начальной (максимальной) ценой контрактов в сумме 7886,9 миллиона рублей. По итогам торгов стоимость контрактов определена в сумме 7708,8 миллиона рублей, в том числе с единственным участником торгов - 5290,7 миллиона рублей. Экономический эффект составил 2,3 процента от начальной (максимальной) цены проводимых торгов.
Наименьшая экономия бюджетных и внебюджетных средств сложилась по итогам проведения торгов на выполнение работ по объектам дорожного хозяйства и по строительным подрядным работам и составила, соответственно, лишь 0,9 и 1,5 процента от начальной (максимальной) стоимости торгов.
С 2007 года Управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края осуществляет проведение совместных торгов по одноименным товарам, работам и услугам для государственных нужд Краснодарского края и муниципальных нужд.
Органам исполнительной власти Краснодарского края, курирующим выполнение краевых целевых программ, такая форма проведения торгов удобна, так как является инструментом контроля за целевым, рациональным и своевременным размещением муниципальными структурами заказов, финансируемых за счет субвенций (субсидий) из краевого бюджета.
Вместе с тем по проведенным Управлением по закупкам для государственных нужд Краснодарского края в 2008 году согласно заявкам муниципальных заказчиков совместным торгам на сумму 721,0 миллиона рублей, экономия финансовых средств составила 14,0 миллиона рублей, или только 2,0 процента от начальной (максимальной) цены контрактов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края на осуществление контроля, координации и методического регулирования в сфере формирования, размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Краснодарского края является Управление экономики и целевых программ Краснодарского края.
В 2007 году указанным органом исполнительной власти проведено 12 плановых проверок государственных заказчиков, в 2008 году - 13 проверок, в первом полугодии 2009 года - 9 проверок.
Основными нарушениями, устанавливаемыми в ходе проверок, являются несоблюдение сроков заключения государственных контрактов, несвоевременное представление сведений в уполномоченный орган на ведение реестра государственных контрактов, нарушение процедур размещения заказа путем проведения запроса котировок. Кроме того, большинством государственных заказчиков не выполняются требования Федерального закона о доле размещения государственного заказа у субъектов малого предпринимательства.
Вышеуказанные данные свидетельствуют о необходимости усиления проводимой в крае работы по методическому обеспечению размещения государственного заказа, организации эффективного проведения процедуры торгов и контролю за соответствием размещения заказа требованиям Федерального закона.
Сложнее ситуация с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Структура органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказа, различна, единое понимание организации выполнения всех требований Федерального закона отсутствует, официальные сайты муниципальных образований не содержат всей необходимой информации, реестры муниципальных контрактов ведутся с нарушением требований Федерального закона, содержание извещений о проведении торгов, формирование лотов не всегда соответствуют нормам законодательства Российской Федерации.
Комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям в рамках проведения научно-практических конференций по обеспечению экономических основ местного самоуправления изучены документы ряда муниципальных образований по размещению муниципального заказа, в частности, на поставку продовольственной группы товаров. Помимо нарушений, связанных с содержанием извещений о проведении торгов, отсутствием информации на официальных сайтах муниципальных образований, установлено, что на отдельных территориях в состав одного лота включаются технологически не связанные между собой и не взаимозаменяемые виды продукции, что является недопустимым в соответствии с нормами Федерального закона и антимонопольного законодательства Российской Федерации и приводит к ограничению конкуренции.
Фактически сегодня все органы местного самоуправления в Краснодарском крае по своему усмотрению осуществляют толкование норм Федерального закона и определяют порядок и правильность своих действий по организации размещения муниципального заказа, уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края оказывают недостаточное влияние на сложившуюся ситуацию.
Контроль за размещением муниципального заказа практически отсутствует. Так, по состоянию на 1 июля 2009 года уполномоченными на проведение контроля за размещением заказов органами местного самоуправления совсем не осуществляются определенные Федеральным законом действия в следующих муниципальных образованиях: город-курорт Анапа, Апшеронский район, Брюховецкий район, Кореновский район, Красноармейский район, Крымский район, Тбилисский район, Усть-Лабинский район.
По итогам первого полугодия 2009 года суммарный экономический эффект, достигнутый при размещении муниципального заказа посредством проведения торгов и запросов котировок, составил 1175,1 миллиона рублей, или 9,5 процента от начальной (максимальной) цены контрактов. Существенное отличие показателей экономии бюджетных и внебюджетных средств в результате проведения определенных Федеральным законом действий, составившее в разрезе муниципальных образований края от 1,0 до 38,0 процента, в первую очередь свидетельствует о необоснованном завышении начальной (максимальной) цены контрактов и различном уровне обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.
По информации Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, уполномоченного осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в крае увеличивается количество поступающих жалоб на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченных органов и комиссий при размещении заказа. Так, если в 2007 году указанным контролирующим органом было рассмотрено 208 жалоб участников размещения государственного и муниципального заказа, из которых 78 жалоб признаны обоснованными, то в 2008 году - уже 305 жалоб, из которых 95 жалоб признаны обоснованными, а за первое полугодие 2009 года - 333 жалобы, из них 89 жалоб являются обоснованными. Кроме того, за указанный период в Управление экономики и целевых программ Краснодарского края поступило 37 жалоб, из которых 18 жалоб признаны обоснованными. Отмечается рост возбужденных и рассмотренных дел об административных правонарушениях при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. С 2007 года сумма штрафов по вынесенным постановлениям об административных правонарушениях составила 6,57 миллиона рублей.
На протяжении всего срока действия Федерального закона основным критерием оценки деятельности государственных и муниципальных заказчиков для уполномоченных органов исполнительной власти Краснодарского края являлось максимальное обеспечение размещения заказа путем проведения торгов. Вместе с тем действительными критериями оценки работы заказчиков должны являться соблюдение всех требований и достижение целей, определенных Федеральным законом. Сегодня ситуация начинает меняться. В настоящее время совместная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления в Краснодарском крае направлена на эффективное применение норм Федерального закона. Кроме того, практика применения Федерального закона свидетельствует о необходимости разработки предложений по совершенствованию отдельных положений данного нормативного правового акта и внесения соответствующих законодательных инициатив.
В целях безусловного выполнения на территории Краснодарского края требований Федерального закона, максимально эффективного размещения государственного заказа Краснодарского края и муниципального заказа Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Рекомендовать государственным заказчикам Краснодарского края осуществлять своевременное планирование размещения заказа, выбор оптимального способа размещения заказа, формирование обоснованной начальной (максимальной) цены контракта и другие действия, направленные на эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств.
2. Рекомендовать муниципальным заказчикам Краснодарского края в срок до 1 ноября 2009 года:
обеспечить ведение реестров муниципальных контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона;
привести в соответствие с требованиями Федерального закона размещаемые на официальных сайтах муниципальных образований и публикуемые в официальных печатных изданиях сведения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае обеспечить проведение уполномоченными органами на осуществление контроля за размещением муниципального заказа предусмотренных нормами Федерального закона проверок.
4. Государственным заказчикам и муниципальным заказчикам Краснодарского края для расширения возможностей участия сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд обеспечить выполнение норм Федерального закона и антимонопольного законодательства Российской Федерации и не допускать включения в состав одного лота технологически не связанных между собой и не взаимозаменяемых видов продукции продовольственной группы товаров.
5. Рекомендовать Управлению экономики и целевых программ Краснодарского края и Управлению по закупкам для государственных нужд Краснодарского края:
в срок до 1 ноября 2009 года систематизировать и представить в комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям предложения по внесению изменений в положения Федерального закона;
в срок до 1 декабря 2009 года совместно с комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям разработать необходимые для эффективного применения государственными и муниципальными заказчиками Краснодарского края норм Федерального закона методические материалы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям.

Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru