Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 10 марта 2004 г. № 150

В рамках мероприятий по улучшению здоровья населения, профилактики основных неинфекционных заболеваний, в целях массового охвата населения пропагандой здорового образа жизни и во исполнение приказа № 455 от 23.09.2003 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации", отраслевой "Программы развития сестринского дела в Российской Федерации" № 4 от 09.01.2001 приказываю:
1. Утвердить типовое положение о "Школах пациентов" отделений общей врачебной (семейной) практики (Приложение 1).
2. Организовать на базе отделений общей врачебной (семейной) практики "Школы пациентов".
2.2. При организации "Школ пациентов" руководствоваться типовым положением о "Школах пациентов" отделений общей врачебной (семейной) практики.
3. Методическое руководство по организации "Школ пациентов" возложить на отдел медицинской профилактики ГУЗ "Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника Управления кадровой политики МЗ ЧР Ронжину Л.Г.

Министр
Н.СУСЛОНОВА





Приложение № 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Чувашской республики
от 10.03.2004 № 150

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О "ШКОЛАХ ПАЦИЕНТОВ" ОТДЕЛЕНИЙ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ
(СЕМЕЙНОЙ) ПРАКТИКИ

I. Общие положения

1.1. "Школа пациентов" организуется в составе отделения общей врачебной (семейной) практики.
1.2. "Школу пациента" возглавляет врач, имеющий соответствующую специальность и подготовку в области гигиенического обучения и воспитания, опыт организаторской работы и навыки лекторского мастерства. Работу с пациентами в Школе проводит непосредственно средний медицинский персонал в счет времени, выделенного на профилактические мероприятия (4 часа в месяц).
1.3. "Школа пациента" осуществляет свою деятельность на основании плана занятий, утвержденного заведующим отделением общей врачебной (семейной) практики, согласованного с отделом медицинской профилактики при сдаче статистической отчетности.
1.4. Кабинет, где проводятся занятия, укомплектовывается оборудованием и инвентарем в соответствии с объемом и характером деятельности.

II. Основные цели и задачи

2.1. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.
2.2. Обучение больных правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждение в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача.
2.3. Подробное обучение больных правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам правильного питания.

III. Ожидаемые результаты

3.1. Снижение количества больных с тяжелыми формами заболеваний и осложнений и смертности от них.
3.2. Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.
3.3. Улучшение качества жизни больного и выработка у больного правильного отношения к своей болезни и лечению.

IV. Принципы организации обучения

4.1. Оснащение: отдельный кабинет, оборудованный наглядными пособиями, методической литературой, видеоаппаратурой и приборами для самоконтроля.
4.2. Формирование групп обучающихся: целесообразно создавать группы до 5 человек, подобранных с учетом стадии заболевания, возраста пациентов.
4.3. Программа информации: должна включать в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, меры борьбы с болезнью, предупреждения прогрессирования заболевания и его осложнений.
Обязательный информационный минимум должен содержать:
а) ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию больного);
б) обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого больного в борьбе с болезнью;
в) разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающихся принципов экстренной взаимопомощи;
г) гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:
- режима труда и отдыха;
- физической активности;
- правильного питания и основ диетотерапии;
- необходимости отказа от вредных привычек и методов борьбы с ними;
- устранения перегрузок и стрессовых ситуаций.

Построение занятий

Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7 - 10 мин). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.
Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.
К своей работе рекомендуется привлекать врачей смежных специальностей (психологов, инструкторов ЛФК, диетологов, социальных работников и т.д.).
При проведении занятий рекомендуется вести журнал учета работы "Школы пациентов" по указанному образцу:

Рекомендуемый журнал учета работы "Школы пациентов"

+---+---------------------------+-----------------------------------------+
¦ № ¦     Ф.И.О. слушателей     ¦  Номер занятия, отметка о присутствии   ¦
¦п/п¦                           +------+------+------+------+------+------+
¦   ¦                           ¦  № 1 ¦  № 2 ¦  № 3 ¦  № 4 ¦  № 5 ¦  № 6 ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ 1.¦                           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ 2.¦                           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ 3.¦                           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ 4.¦                           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+

Названия тем выносятся на первую страницу журнала, где фиксируется предполагаемый объем знаний и практических навыков.
Контроль качества занятий проводится по результатам анкетирования до начала и после занятий.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru