МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 10 марта 2004 г. № 150
В рамках мероприятий по улучшению здоровья населения, профилактики основных неинфекционных заболеваний, в целях массового охвата населения пропагандой здорового образа жизни и во исполнение приказа № 455 от 23.09.2003 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации", отраслевой "Программы развития сестринского дела в Российской Федерации" № 4 от 09.01.2001 приказываю:
1. Утвердить типовое положение
о "Школах пациентов" отделений общей врачебной (семейной) практики (Приложение 1).
2. Организовать на базе отделений общей врачебной (семейной) практики "Школы пациентов".
2.2. При организации "Школ пациентов" руководствоваться типовым положением о "Школах пациентов" отделений общей врачебной (семейной) практики.
3. Методическое руководство по организации "Школ пациентов" возложить на отдел медицинской профилактики ГУЗ "Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника Управления кадровой политики МЗ ЧР Ронжину Л.Г.
Министр
Н.СУСЛОНОВА
Приложение № 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Чувашской республики
от 10.03.2004 № 150
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О "ШКОЛАХ ПАЦИЕНТОВ" ОТДЕЛЕНИЙ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ
(СЕМЕЙНОЙ) ПРАКТИКИ
I. Общие положения
1.1. "Школа пациентов" организуется в составе отделения общей врачебной (семейной) практики.
1.2. "Школу пациента" возглавляет врач, имеющий соответствующую специальность и подготовку в области гигиенического обучения и воспитания, опыт организаторской работы и навыки лекторского мастерства. Работу с пациентами в Школе проводит непосредственно средний медицинский персонал в счет времени, выделенного на профилактические мероприятия (4 часа в месяц).
1.3. "Школа пациента" осуществляет свою деятельность на основании плана занятий, утвержденного заведующим отделением общей врачебной (семейной) практики, согласованного с отделом медицинской профилактики при сдаче статистической отчетности.
1.4. Кабинет, где проводятся занятия, укомплектовывается оборудованием и инвентарем в соответствии с объемом и характером деятельности.
II. Основные цели и задачи
2.1. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.
2.2. Обучение больных правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждение в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача.
2.3. Подробное обучение больных правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам правильного питания.
III. Ожидаемые результаты
3.1. Снижение количества больных с тяжелыми формами заболеваний и осложнений и смертности от них.
3.2. Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.
3.3. Улучшение качества жизни больного и выработка у больного правильного отношения к своей болезни и лечению.
IV. Принципы организации обучения
4.1. Оснащение: отдельный кабинет, оборудованный наглядными пособиями, методической литературой, видеоаппаратурой и приборами для самоконтроля.
4.2. Формирование групп обучающихся: целесообразно создавать группы до 5 человек, подобранных с учетом стадии заболевания, возраста пациентов.
4.3. Программа информации: должна включать в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, меры борьбы с болезнью, предупреждения прогрессирования заболевания и его осложнений.
Обязательный информационный минимум должен содержать:
а) ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию больного);
б) обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого больного в борьбе с болезнью;
в) разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающихся принципов экстренной взаимопомощи;
г) гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:
- режима труда и отдыха;
- физической активности;
- правильного питания и основ диетотерапии;
- необходимости отказа от вредных привычек и методов борьбы с ними;
- устранения перегрузок и стрессовых ситуаций.
Построение занятий
Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7 - 10 мин). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.
Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.
К своей работе рекомендуется привлекать врачей смежных специальностей (психологов, инструкторов ЛФК, диетологов, социальных работников и т.д.).
При проведении занятий рекомендуется вести журнал учета работы "Школы пациентов" по указанному образцу:
Рекомендуемый журнал учета работы "Школы пациентов"
+---+---------------------------+-----------------------------------------+
¦ № ¦ Ф.И.О. слушателей ¦ Номер занятия, отметка о присутствии ¦
¦п/п¦ +------+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ № 1 ¦ № 2 ¦ № 3 ¦ № 4 ¦ № 5 ¦ № 6 ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ 1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ 2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ 3.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ 4.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+------+------+------+------+------+------+
Названия тем выносятся на первую страницу журнала, где фиксируется предполагаемый объем знаний и практических навыков.
Контроль качества занятий проводится по результатам анкетирования до начала и после занятий.