Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2009 г. по делу № А44-2146/2009

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главы крестьянского хозяйства С. к Администрации Новгородского района Новгородской области о признании незаконным действий Администрации,

установил:

Глава крестьянского хозяйства С. (далее - Заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Главы Администрации Новгородского района, выразившихся в отказе предоставить земельный участок в аренду.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал ходатайство об уточнении заявленного требования, сделанное в предварительном судебном заседании, просил признать незаконным действия Администрации Новгородского муниципального района (далее - Администрация), выразившиеся в письменном отказе предоставить в аренду земельный участок для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства от 12.05.2009 года № 2340. Полагал, что действия Администрации противоречат статье 12 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статье 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с которыми органы местного самоуправления обязаны выделять земли для расширения крестьянского хозяйства, и части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, которая содержит исчерпывающий перечень случаев, когда может быть отказано в предоставлении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Представитель Администрации в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что на основании муниципального контракта от 23.04.2009 года № 260, заключенного между Администрацией Ракомского сельского поселения и ОАО "Институт Новгородгражданпроект", ведутся работы по разработке проекта генерального плана Ракомского сельского поселения, которым планируется предусмотреть расширение границ д. Старое Ракомо путем включения земельного участка площадью 360 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта в целях его расширения и дальнейшего предоставления земельных участков гражданам. Заявитель претендует на часть данного участка. Дополнительно сообщила, что постановлением Администрации Новгородского муниципального района от 16.06.2009 года № 801 приостановлено распоряжение земельным участком с кадастровым номером 53:11:1400105:294, площадью 360 000 кв. м (36 га), из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного у д. Старое Ракомо, на период разработки проекта генерального плана Ракомского сельского поселения. В соответствии с пунктом 2 данного постановления его действие распространено на отношения, возникшие с 01.01.2009 года.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании дважды объявлялся перерыв до 24 июля 2009 года с целью урегулирования спора в досудебном порядке.
После перерыва представители сторон поддержали изложенные ранее позиции, сообщив о невозможности урегулирования спора и заключении мирового соглашения.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
12.11.1996 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого Соколов Алексей Геннадьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 01.01.2004 года (л. д. 15).
24 апреля 2009 года Заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка площадью 20 га в долгосрочную аренду, находящегося напротив (через дорогу) от участка, принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству с кадастровым номером 53:11:1400105:0056 (л. д. 8).
Администрация, рассмотрев заявление, 12 мая 2009 года направило в адрес Заявителя ответ № 2340, в котором сообщило о планируемом включении испрашиваемого земельного участка площадью 20 га, расположенного в д. Старое Ракомо, с левой стороны автодороги Юрьево - Сергово, в состав д. Старое Ракомо для ее дальнейшего развития в соответствии с разрабатываемым Генеральным планом Ракомского сельского поселения.
Заявитель не согласился с ответом Администрации и обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2006 № 70, уполномоченным органом местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков является Администрация Новгородского муниципального района.
Таким образом, Администрация обладает полномочиями на распоряжение испрашиваемым земельным участком.
Оспариваемый ответ Администрации от 12.05.2009 года № 2340 не содержит прямого указания на отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. Однако, исходя из пояснений представителя Администрации, смысла, содержащегося в ответе Администрации, предоставление земельного участка ни в момент обращения Заявителя, ни в будущем Администрацией не предполагается, поскольку земельный участок планируется включить в границы деревни Старое Ракомо с изменением категории земли - земли населенных пунктов.
В соответствии со статьями 71 и 72 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно статьей 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок, часть которого испрашивается Заявителем для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства, поставлен на кадастровый учет и относится к землям сельскохозяйственного назначения, входящим в фонд перераспределения земель (л. д. 20 - 27).
Статьей 81 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 указанной статьи определено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как следует из имеющегося в материалах дела заявления Главы крестьянского хозяйства С. от 24.04.2009 года (л. д. 8), в последнем отсутствует срок аренды, обоснование размеров предоставляемого земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), а также соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства, либо указание на то, что фермерское хозяйство создано одним гражданином.
Статьей 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан и юридических лиц приобрести в собственность или в аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 22 Земельного кодекса установлено, что изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ определены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков, в том числе перечислены земельные участки, изъятые из оборота. При этом пунктом 6 данной статьи оборот земель сельскохозяйственного назначения отнесен регулированием к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статьями 9 и 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Анализируя вышеперечисленные нормы законодательства, можно сделать вывод о том, что изъятие из оборота земельного участка может являться основанием отказа в предоставлении земельного участка в аренду для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующее.
В соответствии с основными понятиями, данными в статье 1 Градостроительного кодекса РФ, под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая, в том числе, в виде территориального планирования, которое означает планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как указано в статье 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе генеральные планы поселений и только они могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
При этом, Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" определено, что документы территориального планирования, к которым относится и генеральный план поселения, должны быть утверждены до 01.01.2010 года.
Статьями 83 и 84 Земельного кодекса РФ к землям населенных пунктов отнесены земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах поселения.
Таким образом, только после утверждения в установленном порядке Генерального плана поселения, изменяющего границы населенного пункта, должен быть поставлен вопрос о переводе земли сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, а именно статьями 23 и 24, подготовка генеральных планов поселений осуществляется применительно ко всем территориям поселений.
Подготовка генерального плана поселения может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения.
Генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Градостроительным кодексом РФ предусмотрена длительная процедура подготовки, принятии и утверждения генерального плана поселения, включающая в себя разработку проекта, обязательное его согласование в установленных статьей 25 Градостроительного кодекса РФ случаях, официальное опубликование проекта не менее чем за три месяца до дня его утверждения представительным органом муниципального образования, проведение публичных слушаний по проекту генерального плана и непосредственное утверждение проекта генерального плана представительным органом муниципального образования с его последующим официальным опубликованием.
Следует также отметить, что в соответствии со статьями 3 и 8 Областного закона от 11.11.2005 № 559-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Новгородской области" под населенным пунктом понимается часть территории в составе поселения, района, и как территориальная единица, имеющая официальное географическое наименование, установленный законодательством соответствующий статус (категорию), сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы, являющаяся местом жительства и (или) местом пребывания людей. При этом, под сельским населенным пунктом понимается населенный пункт (село, деревня, поселок, хутор, местечко и другие виды сельских населенных пунктов), не отнесенный к категории городских населенных пунктов, жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством.
Установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется в порядке, установленном статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Анализируя приведенные нормы, распоряжение земельными участками, предполагаемыми для включения в состав населенного пункта, в этот период может привести к нарушению принципов осуществления градостроительной деятельности и местного самоуправления.
Как подтверждается материалами дела, постановлением Администрации Ракомского сельского поселения от 10.03.2009 года № 20, с учетом изменений внесенных постановлением от 08.04.2009 № 36 (л. д. 33 - 34), принято решение о подготовке проекта генерального плана Ракомского сельского поселения. Во исполнение принятого постановления между Администрацией Ракомского сельского поселения и ОАО "Институт Новгородгражданпроект" заключен муниципальный контракт № 260 от 23.04.2009 года (л. д. 16 - 19), предметом которого является выполнение работ по подготовке проекта генерального плана Ракомского сельского поселения в 2009 году в соответствии с заданием на разработку проекта генерального плана. Пунктом 3.1 муниципального контракта установлен срок выполнения работ до 01.11.2009 года.
В качестве задач, определенных в задании на разработку проекта генерального плана Ракомского сельского поселения, являющемся приложением № 1 к муниципальному контракту, указаны следующие: "выявление проблем градостроительного развития территории поселения, внесение изменений в действующий генеральный план, обеспечивающих решение этих проблем на основании анализа параметров муниципальной среды, существующих ресурсов жизнеобеспечения, а также отдельных принятых градостроительных решений.".
Как следует из информации, представленной разработчиком Генерального плана Ракомского сельского поселения, ОАО "Институт Новгородгражданпроект", земельный участок площадью 360 000 кв. м, часть которого испрашивается Заявителем, планируется проектом генерального плана Ракомского сельского поселения включить в границы населенного пункта деревни Старое Ракомо в целях ее расширения (л. д. 35).
Администрацией Новгородского муниципального района 16 июня 2009 года принято постановление № 801 (л. д. 60), опубликованное в газете "Звезда" 19.06.2009 года, в соответствии с которым распоряжение земельным участком с кадастровым номером 53:11:1400105:294 площадью 360 000 кв. м из земель сельскохозяйственного значения приостановлено на период разработки проекта генерального плана Ракомского сельского поселения.
Следовательно, предоставление Заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства, планируемого для включения в территорию населенного пункта - деревни Старое Ракомо в соответствии с проектом генерального плана поселения, в настоящее время невозможно.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы, оценив представленные по делу доказательства, суд полагает заявленные требования Главы крестьянского хозяйства С. не подлежащими удовлетворению, поскольку действия Администрации, выразившиеся в письменном отказе предоставить в аренду земельный участок для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства от 12.05.2009 года № 2340, не противоречат статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и части 4 статье 28 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в случае уплаты ее в большем размере. Заявителем уплачено 2000 рублей государственной пошлины, в то время как подлежит уплате 100 рублей государственной пошлины.
Таким образом, государственная пошлина в размере 1900 рублей подлежит возврату Заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Главы крестьянского хозяйства С. к Администрации Новгородского района Новгородской области о признании незаконными действия Администрации, выразившееся в письменном отказе предоставить в аренду земельный участок для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства от 12.05.2009 года № 2340, отказать в связи с неустановлением несоответствий статье 28 Земельного кодекса РФ, статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

2. Возвратить Главе крестьянского хозяйства С. из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1900 рублей, оплаченную по квитанции от 19.05.2009 года № 77.

3. Справку на возврат государственной пошлины выдать по вступлении настоящего решения в законную силу.

4. Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный Апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья
М.С.КИСЕЛЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru