Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кабардино-Балкарская республика


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 20 марта 2008 г. № 189

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОМ МОНИТОРИНГЕ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: возможно, имеется в виду Постановление Правительства КБР от 03.03.2008 № 42-ПП "О Комплексном проекте модернизации образования Кабардино-Балкарской Республики в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

В целях развития образования в Кабардино-Балкарской Республике и на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2008 № 61 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", Распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2008 № 44-ПП "О Комплексном проекте модернизации образования Кабардино-Балкарской Республики в рамках приоритетного национального проекта "Образование" приказываю:
1. Утвердить Положение о республиканской системе оценки качества образования Кабардино-Балкарской Республики (приложение № 1).
2. Утвердить Положение о региональном мониторинге качества образования Кабардино-Балкарской Республики (приложение № 2).
3. Руководителю департамента по надзору и контролю в сфере образования МОН КБР Джаппуевой Т.Б. довести настоящий Приказ до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр
С.Х.ШХАГАПСОЕВ





Приложение 1
к Приказу
Министерства образования и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 20 марта 2008 г. № 189

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Общие положения

1.1. Положение о республиканской системе оценки качества образования (далее - Положение) устанавливает единые требования при реализации республиканской системы оценки качества образования (далее - РСОКО) на территории Кабардино-Балкарской Республики.
1.2. Деятельность РСОКО строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
1.3. Положение распространяется на органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, имеющие подведомственные образовательные учреждения, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения всех типов и видов, расположенные на территории Кабардино-Балкарской Республики и имеющие государственную аккредитацию, за исключением федеральных государственных образовательных учреждений.
1.4. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективность деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования РСОКО

2.1. РСОКО создается с целью обеспечения контроля качества образования, совершенствования управления им, а также предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о качестве образования в Кабардино-Балкарской Республике.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
1) формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования в Кабардино-Балкарской Республике, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в регионе;
2) получение объективной информации о состоянии качества образования в Кабардино-Балкарской Республике, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
3) установление эффективной обратной связи между различными участниками образовательного процесса, в том числе - органами управления образованием;
4) обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
5) принятие обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления образованием.
2.3. Основные функции РСОКО:
1) организационно-методическое сопровождение оценочных процедур качества образования;
2) экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития системы образования;
3) информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования различных уровней;
4) разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
5) содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
6) содействие в подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
Функционирование РСОКО основывается на принципах профессионализма, объективности, гласности, прозрачности, периодичности, преемственности, подотчетности, непрерывности развития и интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования.

3. Организационная структура системы оценки качества
образования Кабардино-Балкарской Республики

3.1. Организационная структура системы оценки качества образования включает:
1) Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики;
2) государственное учреждение "Республиканский центр контроля качества образования";
3) муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
4) образовательные учреждения и организации, расположенные на территории Кабардино-Балкарской Республики, за исключением федеральных государственных образовательных учреждений;
5) общественные институты.
3.2. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики:
1) осуществляет государственную политику в сфере образования в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, дополнительного образования, а также среднего и высшего профессионального образования в рамках своей компетенции;
2) анализирует состояние и тенденции развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики; разрабатывает и ежегодно представляет доклад о состоянии системы образования в Кабардино-Балкарской Республике Правительству Кабардино-Балкарской Республики;
3) обеспечивает сбор, обработку, анализ информации, предусмотренной регламентом государственной статистической отчетности в сфере образования;
4) осуществляет в пределах своей компетенции лицензирование на право ведения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений и организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики;
5) организует и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений в установленном законодательством порядке;
6) организует проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики;
7) организует и осуществляет контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством;
8) организует информационное и научно-методическое обеспечение системы качества образования в Кабардино-Балкарской Республике;
9) создает научные, общественные и другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для обеспечения общественной оценки качества образования (в том числе Государственную экзаменационную комиссию, Главную аттестационную комиссию, Государственную аккредитационную комиссию);
10) осуществляет надзор и контроль в сфере образования, исполнение государственных образовательных стандартов в аккредитованных образовательных учреждениях;
11) осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования;
12) утверждает комплекс показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Кабардино-Балкарской Республике;
13) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
14) обеспечивает гласность и коллегиальность принятия управленческих решений в области оценки качества образования;
15) обеспечивает научное, методическое, кадровое, информационное и организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе лицензированию и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров, надзорно-контрольной деятельности Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики;
16) разрабатывает методики оценивания качества образования, систему показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики и рекомендации по развитию систем оценки качества образования образовательных учреждений;
17) организует систему мониторинга качества образования на территории Кабардино-Балкарской Республики, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития системы образования в Кабардино-Балкарской Республике, анализирует результаты оценки качества образования, формулирует предложения по принятию управленческих решений на их основе;
18) координирует содержание обучения управленческих кадров системы образования в области стратегического, программно-целевого, проектного управления, государственно-общественного управления в системе образования.
3.3. Государственное учреждение "Республиканский центр контроля качества образования":
3.3.1. Осуществляет на территории Кабардино-Балкарской Республики информационно-технологическое обеспечение и сопровождение:
- разработки и внедрения в практику высокоэффективных технологий и методик измерений в области образования, оценки качества образования, единого государственного экзамена в Кабардино-Балкарской Республике и других мероприятий в области образования с использованием измерительных технологий;
- стандартизированных процедур оценки уровня подготовленности обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников;
- разработки контрольных измерительных материалов, в том числе для оценки уровня подготовки обучающихся в системе основного, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования; математических и статистических методов, программно-инструментальных и программно-педагогических средств обработки тестовых материалов и интерпретации результатов тестирования, научной организации тестового контроля знаний.
3.3.2. Обеспечивает создание единого информационного пространства и электронного документооборота системы образования Кабардино-Балкарской Республики.
3.3.3. Осуществляет администрирование республиканских баз данных:
- сведения об обучающихся и условиях образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики;
- аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- контрольных измерительных материалов;
- результатов педагогических измерений, мониторинга и оценки качества образования, в том числе ЕГЭ;
3.3.4. Оказывает услуги органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, негосударственным и ведомственным образовательным учреждениям, ведомствам и организациям:
- внедрения и использования высокоэффективных технологий и методик измерений качества образования;
- оценки уровня подготовки обучающихся в период промежуточной аттестации с использованием измерительных технологий;
- разработки и внедрения программного обеспечения.
3.3.5. Обеспечивает информационную поддержку работы Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, органов управления образованием, образовательных учреждений в части подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ:
- обеспечивает информационное взаимодействие Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики с федеральными организациями, ответственными за проведение ЕГЭ;
- обеспечивает организационно-технологическое сопровождение проведения ЕГЭ на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- готовит аналитическую информацию об итогах организации и проведения ЕГЭ в Кабардино-Балкарской Республике;
- обеспечивает информационную безопасность проведения ЕГЭ.
3.4. Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования на территории управленческих муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики:
3.4.1. Осуществляют информационно-технологическое обеспечение и сопровождение:
- внедрения в практику технологий и методик измерений в области образования, оценки качества образования, ЕГЭ и других мероприятий в области образования с использованием измерительных технологий;
- стандартизированных процедур оценки уровня подготовленности обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников;
- разработки контрольных измерительных материалов, в том числе для оценки уровня подготовки обучающихся в системе основного, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования; математических и статистических методов, программно-инструментальных и программно-педагогических средств обработки тестовых материалов и интерпретации результатов тестирования, научной организации тестового контроля знаний.
3.4.2. Обеспечивают:
- создание единого информационного пространства и электронного документооборота системы образования Кабардино-Балкарской Республики;
- проведение в муниципальных образованиях управленческого округа, государственных образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики мониторинговых исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в образовательных учреждениях;
- организационные условия и методическое сопровождение функционирования сети "Образование" на территории Кабардино-Балкарской Республики, локальных вычислительных сетей государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- сбор информации муниципальному району или городскому округу для формирования региональных баз данных и другой информации для ГУ РЦККО;
- координацию деятельности информационно-методических центров муниципальных районов и городских округов.
3.4.3. Оказывают услуги органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, государственным образовательным учреждениям Кабардино-Балкарской Республики по вопросам:
- внедрения и использования технологий и методик измерений оценки качества образования, единого государственного экзамена;
- оценки уровня подготовки обучающихся в период промежуточной аттестации с использованием измерительных технологий;
- внедрения программного обеспечения.
3.4.4. Осуществляют взаимодействие с государственными образовательными учреждениями Кабардино-Балкарской Республики, муниципальными информационными центрами по вопросам информационно-технологического сопровождения экспертной деятельности.
3.4.5. В период подготовки и проведения ЕГЭ выполняют организационные функции в муниципальных районах и городских округах Кабардино-Балкарской Республики.
3.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
3.5.1. Разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы муниципального образования, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования.
3.5.2. Обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях.
3.5.3. Обеспечивают проведение подготовки специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, работников муниципальных образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур.
3.5.4. Участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Кабардино-Балкарской Республики.
3.5.5. Организуют систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют качество образования на муниципальном уровне, в том числе в разрезе системы оценки качества образования в муниципальных образовательных учреждениях.
3.5.6. Определяют способы организации информационных потоков для пользователей системы образования Кабардино-Балкарской Республики на муниципальном уровне.
3.5.7. Обеспечивают предоставление информации в соответствии с регламентами информационного обмена о качестве образования, в том числе для принятия решения о распределении стимулирующей надбавки заработной платы руководителям муниципальных образовательных учреждений.
3.5.8. Осуществляют ресурсную поддержку функционирования муниципальной системы оценки качества образования.
3.6. Образовательные учреждения:
3.6.1. Разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения.
3.6.2. Участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Кабардино-Балкарской Республики.
3.6.3. Обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования.
3.6.4. Организуют:
- систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
- изучение и предоставление информации по запросам основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения.
3.6.5. Обеспечивают:
- предоставление информации в соответствии с регламентами информационного обмена о качестве образования, в том числе для принятия решения о распределении стимулирующей надбавки заработной платы работникам образовательного учреждения;
- развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения на основе образовательной программы;
- информирование населения посредством предоставления ежегодного публичного отчета о состоянии образования в образовательном учреждении.
3.7. Общественные институты:
3.7.1. Содействуют:
- определению стратегических направлений развития системы образования в Кабардино-Балкарской Республике;
- реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы оценки качества образования;
- реализации принципа общественного участия в управлении образованием в Кабардино-Балкарской Республике.
3.7.2. Осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в Кабардино-Балкарской Республике в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, участия в работе экспертных групп, экспертных комиссий.
3.7.3. Принимают участие:
- в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Кабардино-Балкарской Республики;
- в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Кабардино-Балкарской Республики.
3.7.4. Участвуют в работе советов образовательных учреждений (управляющих, попечительских советов и т.д.), органов государственно-общественного управления муниципальных образований.

4. Организация и технология оценки качества образования

4.1. Предусматривается четыре уровня организации оценивания:
- индивидуальный уровень (оценка учебных достижений учащихся, динамика показателей их здоровья);
- уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
- муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития образовательных учреждений);
- республиканский уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных систем).
4.2. Оценка качества образования осуществляется посредством:
- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом;

]]>
- организационных структур, выполняющих функции по организации, проведению оценочных процедур, аналитической обработке и представлению информации потребителям;
- общественной экспертизы качества образования, организуемой силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов.
4.3. Объектами РСОКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, деятельность педагогов, образовательные программы, деятельность образовательных учреждений, муниципальных систем образования и системы образования республики в целом.
4.4. РСОКО включает следующие компоненты:
- система сбора и первичной обработки данных;
- система анализа и оценки качества образования;
- система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
Деятельность по реализации каждого компонента регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами.
4.5. Реализация РСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и оценки качества образования:
- государственной (итоговой) аттестации выпускников;
- мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
- аттестации педагогических и руководящих работников;
- лицензирования образовательной деятельности;
- государственной аккредитации образовательных учреждений;
- статистических (государственных и ведомственных) и социологических исследований;
- контроля и надзора в сфере образования.
4.6. Оценка качества образования в республике проводится по инициативе:
- федерального государственного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;
- государственных органов исполнительной власти республики;
- органов местного самоуправления;
- образовательных учреждений;
- общественных и профессиональных объединений, физических лиц.
4.7. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.
4.8. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса).
4.9. Номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
4.10. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
4.11. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
4.12. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.
4.13. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
4.14. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.
4.15. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
4.16. Доступ к получению информации в рамках РСОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование республиканской информационной системы образования.

5. Общественная и профессиональная
экспертиза качества образования

5.1. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
5.2. РСОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования.
5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает:
- соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в конкретном образовательном учреждении, социальным ожиданиям и интересам общества;
- формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием;
- развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.
5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
- качество образования, включая учебные и внеучебные достижения обучающихся;
- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся, обеспечиваемый конкретным образовательным учреждением;
- условия, созданные в образовательном учреждении в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья обучающихся.
5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает:
- соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, современным тенденциям развития образования;
- формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся.
5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:
- качество образовательных программ, учебников, учебных и учебно-методических материалов;
- эффективность управления образовательными системами (образовательным учреждением, муниципальной системой образования, республиканской системой образования), в том числе - в финансово-экономической сфере;
- условия, созданные в образовательном учреждении в целях стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических работников, повышения их профессионального мастерства;
- условия, созданные для реализации программ дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся.
5.7. Доведение информации о результатах оценки качества образования до общественности осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов на республиканском и муниципальном уровне.





Приложение 2
к Приказу
Министерства образования и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 20 марта 2008 г. № 189

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОМ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Положение о региональном мониторинге качества образования КБР (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ "Об образовании" с изменениями и дополнениями, "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года" (приложение к Приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2005 года № 178 "Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года"; нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедур контроля качества образования.
Настоящее Положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее - мониторинг) на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Положение распространяется на все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом Министерства образования и науки КБР (далее - Министерство).

1. Общие положения

1.1. Мониторинг качества образования является одной из форм контроля за реализацией государственной политики, выполнением требований действующего законодательства Российской Федерации и КБР в области образования и проводится с целью получения объективной информации о состоянии отрасли и предупреждения негативных тенденций в ее развитии.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
1.2. В Положении используется следующая терминология:
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или несоответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
Мониторинг качества образования - целенаправленное, непрерывное, целостное, разностороннее, специально организованное изучение качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса.
1.3. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования:
- качество результата;
- качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.);
- качество процессов.
1.4. Ориентация мониторинга на основные аспекты качества образования предполагает иерархичность структуры, где главенствующее положение занимает качество результата образовательного процесса (или уровень образовательных достижений обучающихся). Результат образовательного процесса определяется качеством самого процесса и качеством условий, необходимых для его реализации.
1.5. Реализация мониторинга осуществляется в рамках функционирования региональной оценки качества образования (далее - РСОКО). Проведение мониторинга взаимосвязано с процедурами контроля и оценки качества образования (государственная аккредитация образовательных учреждений, государственная (итоговая) аттестация выпускников, контрольно-инспекционная деятельность, аттестация педагогических и руководящих работников). Обобщение и анализ получаемой информации в процессе реализации данных процедур осуществляется по показателям качества образования.
1.6. Для построения системы показателей и параметров мониторинга используются показатели и параметры РСОКО.
1.7. Основными принципами реализации мониторинга являются иерархичность построения мониторинга, объективность получаемой информации, сравнимость и сопоставимость результатов, полученных в ходе мониторинга, прогностичность и целевое назначение.
1.8. Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники образовательных учреждений, учащиеся и их родители, представители общественности и др.
1.9. Доступ к получению информации в рамках мониторинга определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование региональной информационной системы образования.

2. Цели и задачи мониторинга

2.1. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в регионе, создания информационных условий для повышения эффективности управления региональной системой образования.
2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
систематическое получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса, о состоянии и развитии региональной системы образования в целом;
систематизация, анализ и оценка полученной информации;
повышение оперативности и доступности информации, оптимизация информационных потоков;
выявление изменений, происходящих в системе образования и факторов, вызывающих эти изменения;
прогнозирование развития региональной системы образования, предупреждение негативных тенденций;
совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники.

3. Объекты мониторинга

3.1. Объектами мониторинга являются:
субъекты образовательной деятельности:
условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические и др.);
организация (контингент и его дифференциация, режим работы, расписание и др.);
содержание (цели, образовательные и учебные программы, планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.);
результаты (текущие и итоговые, творческая деятельность, состояние здоровья, готовность к продолжению образования и др.).

4. Основные направления и виды мониторинга

4.1. Мониторинг региональной системы образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от его целей, уровня осуществления и обследуемого объекта. Порядок реализации различных направлений мониторинга регламентируется нормативными правовыми документами, утвержденными Министерством.
4.2. К основным направлениям мониторинга относятся:
соответствие сети учебных заведений потребностям населения, динамика ее развития;
реализация конституционных прав граждан на получение доступного, качественного образования;
обеспеченность учебных заведений педагогическими кадрами, их качественный состав, состояние работы с руководящими и педагогическими кадрами и повышение их квалификации;
соответствие учебно-методического обеспечения учебных заведений современным требованиям;
состояние материально-технической базы учебных заведений и ее соответствие требованиям к организации учебно-воспитательного процесса;
организация управленческой и финансово-хозяйственной деятельности;
результативность воспитательной работы;
организация работы со способными и одаренными учащимися.

5. Организация и технология мониторинга

5.1. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители.
5.2. Мониторинг представляет собой трехуровневую иерархическую структуру и включает в себя региональный, муниципальный уровни и уровень образовательного учреждения.
5.3. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня. Региональный мониторинг определяет показатели и параметры построения муниципального, а муниципальный, соответственно, мониторинга на уровне образовательного учреждения.
5.4. Форма, направления, процедура проведения и технология регионального мониторинга определяются Министерством и утверждаются приказом.
5.5. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.
5.6. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.
5.7. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных.
5.8. К методам проведения мониторинга относятся:
- наблюдение;
- анализ и самоанализ;
- тестирование;
- анкетирование;
- проведение контрольно-оценочных и других квалификационных работ;
- экспертная оценка и др.
5.9. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
- определение и обоснование объекта мониторинга;
- сбор данных, используемых для мониторинга;
- структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
- обработка полученных данных в ходе мониторинга;
- анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
- подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
- распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5.9. В технологии анализа полученных данных в рамках мониторинга применяются методы описательной статистической обработки.
5.10. В процессе мониторинга оцениваются собираемые данные по совокупности показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования.
5.11. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
5.12. В отношении характеристик, которые практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.
5.13. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (справочные материалы, базы данных, аналитические записки и т.д.), в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Указанные материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции управления образования.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5.15. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, а также за использование данных мониторинга, их обработку, анализ результатов.
5.16. Результаты мониторинга являются основанием для принятия обоснованных решений на разных уровнях управления образованием.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru