Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2009 г. № 905-п

О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ"
НА 2010 - 2011 ГОДЫ

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", решением совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в Центральном федеральном округе от 18 июня 2009 года и постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 № 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2010 - 2011 годы.

2. Управлению Правительства области по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями (Фролов Э.Я.) совместно с антинаркотической комиссией в Ярославской области в срок до 1 октября 2009 года разработать проект областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2010 - 2011 годы.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Ковальчука В.Н.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ





Утверждена
постановлением
Правительства области
от 11.09.2009 № 905-п

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И
ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ" НА 2010 - 2011 ГОДЫ

I. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Разработка областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2010 - 2011 годы (далее - Программа) вызвана необходимостью осуществления мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению - явлениям, представляющим серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку, а также безопасности региона. Эффективно бороться со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом можно только комплексно, используя для этого весь арсенал воспитательных, профилактических, медицинских и правоохранительных мер.
Действующая областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2008 - 2009 годы и ранее реализованные антинаркотические программы позволили в последние годы стабилизировать ситуацию с потреблением наркотиков на относительно невысоком уровне.
Число зарегистрированных лиц с диагнозом "наркомания" в расчете на 100 тысяч человек населения:

+--------------------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦                          ¦  2006 г.  ¦  2007 г. ¦  2008 г.  ¦I полугодие¦
¦                          ¦           ¦          ¦           ¦  2009 г.  ¦
+--------------------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦Ярославская область       ¦     97    ¦    104   ¦     94    ¦     80    ¦
+--------------------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦Центральный федеральный   ¦    154    ¦    164   ¦           ¦           ¦
¦округ                     ¦           ¦          ¦           ¦           ¦
+--------------------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦Российская Федерация      ¦    246    ¦    251   ¦    252    ¦           ¦
+--------------------------+-----------+----------+-----------+-----------+

В целом ситуация по области более благоприятная, чем в среднем по Центральному федеральному округу, чему в значительной мере способствует реализация программных мероприятий. Количество смертельных исходов от передозировки наркотиков в течение последних пяти лет невелико и колеблется в пределах от 14 до 27 случаев (по итогам 2008 года - 27, за 6 месяцев 2009 года - 13). Число лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, снизилось в 6,2 раза. В 2,4 раза уменьшилось количество потребителей наркотиков с пагубными последствиями и на 72 процента - число ВИЧ-инфицированных, употребляющих наркотики. По результатам мониторинга наркоситуации, проводимого управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области, общее число состоящих на учете лиц с диагнозом "наркомания" за последние пять лет уменьшилось на 18,6 процента (с 1289 в 2003 году до 1049 в I полугодии 2009 года).
Анализ следственной и судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, итоги деятельности органов исполнительной власти, принимающих участие в противодействии наркопотреблению, указывают на возросшую результативность правоохранительной составляющей противодействия наркотизации региона. В период с 2003 по 2008 годы в 2,4 раза возросло количество ежегодно выявляемых правоохранительными органами области преступлений, связанных с незаконным оборотом психоактивных веществ (с 653 до 1538), и в шесть раз - количество изъятых наркотиков (с 23,2 кг до 141,4 кг).
В то же время отмечаются некоторые отрицательные характеристики наркоситуации, связанные прежде всего с влиянием на нее ряда социально-экономических и иных факторов. Высокий уровень экономического развития и доходов населения Ярославской области, увеличение миграционных потоков из стран Закавказья и Средней Азии, через территории которых проходят основные наркотрафики, развитая транспортная инфраструктура региона делают его привлекательным для наркосбытчиков.
Правоохранительными органами все чаще выявляются факты незаконного оборота синтетических препаратов. Интерес наркосбытчиков к ним обусловлен модой в молодежной среде, относительно высокой их ценой, позволяющей получить большую прибыль, а также простотой их синтеза, относительной доступностью приобретения необходимого для приготовления сырья, реактивов и оборудования, возможностью размещения подпольных лабораторий прямо в жилых и иных подсобных помещениях. За последние 3 года на территории области выявлена и пресечена деятельность 3 лабораторий по изготовлению синтетических наркотиков. Особую озабоченность вызывают наркопритоны, оказывающие существенное влияние на уровень наркотизации населения и являющиеся одним из главных звеньев распространения наркотиков, вовлечения в их потребление молодежи. Всего с 2003 по I полугодие 2009 года на территории области правоохранительными органами пресечена деятельность 114 наркопритонов.
Таким образом, анализ наркотической ситуации в Ярославской области позволяет сделать вывод, что к ее сильным сторонам относятся:
- удаленность Ярославской области от стран Среднеазиатского региона, являющихся основными поставщиками нелегальных наркотиков;
- климатические условия, не позволяющие культивировать в открытом грунте сорта конопли и мака с высоким содержанием наркотических веществ;
- наличие региональной нормативно-правовой базы в сфере профилактики и противодействия немедицинскому потреблению наркотиков;
- наличие положительного опыта деятельности антинаркотической комиссии в Ярославской области в предыдущие годы;
- наличие субъектов профилактики и специального правоохранительного органа, в компетенцию которого входит предупреждение и пресечение наркопреступлений;
- значительный опыт правоохранительных органов в выявлении преступлений, связанных с незаконным оборотом психоактивных веществ;
- система оказания наркологической помощи населению;
- действующая на территории региона система ранней диагностики и выявления наркопотребителей;
- широкий охват учебных заведений антинаркотическими профилактическими мероприятиями;
- значительное количество акций, пропагандирующих здоровый образ жизни, особенно среди подростков и молодежи;
- антинаркотическая пропагандистская кампания в средствах массовой информации.
К слабым сторонам относятся:
- увеличение миграционных потоков из стран Закавказья и Средней Азии, через территории которых проходят основные наркотрафики;
- географическая близость к столице, где отмечается высокий уровень немедицинского потребления наркотиков и их оборота;
- развитая транспортная инфраструктура как фактор, способствующий ввозу наркотиков на территорию региона и их транзиту;
- недостаточное материально-техническое обеспечение наркологической службы;
- слабое финансовое обеспечение реализации антинаркотических профилактических мероприятий, что снижает их эффективность;
- отсутствие специализированных антинаркотических профилактических региональных средств массовой информации;
- влияние молодежной наркотической субкультуры как элемента модного поведения в среде подростков.
В сфере противодействия немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту имеются следующие возможности:
- активная поддержка федерального центра, осуществляемая в ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту";
- готовность муниципальных образований области всемерно содействовать и участвовать в мероприятиях по борьбе с незаконным наркопотреблением и оборотом наркотиков.
Угрозами развития негативных тенденций являются:
- прозрачность границ в Центрально-Азиатском регионе и крайне низкий уровень жизни населения бывших среднеазиатских республик СССР, что может привести к значительной активизации поставок афганских наркотиков во внутренние области России через территории Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и Казахстана;
- бедность и социальная неустроенность части населения Российской Федерации в условиях мирового экономического кризиса как один из факторов приобщения граждан к наркопотреблению;
- растущая социальная дезадаптация молодежи, проявляющаяся в неудовлетворенности жизнью и желании отвлечься от проблем, в том числе при помощи употребления психоактивных веществ;
- вовлечение лиц, потерявших устойчивые источники дохода, в незаконную торговлю наркотиками;
- появляющиеся на "черном рынке" новые модификации нелегальных наркотиков.
Для решения имеющихся проблем необходимы целенаправленные скоординированные действия Правительства области и других субъектов профилактики незаконного наркопотребления и оборота посредством реализации мероприятий в рамках Программы.
На ход выполнения и эффективность реализации Программы существенное влияние будет оказывать совокупность факторов внутреннего и внешнего характера.
В зависимости от этих факторов возможны три сценария выполнения Программы: оптимистический, реалистический и пессимистический.
Оптимистический характер предполагает, что:
- политическая обстановка в стране и регионе стабильная;
- экономическая ситуация в стране и регионе благоприятная;
- социальная напряженность в обществе относительно низкая.
В этом случае гарантировано эффективное проведение и выполнение программных мероприятий в срок и в полном объеме, что позволит достичь поставленной программной цели.
При реалистическом (наиболее вероятном) сценарии внешние факторы соответствуют текущему моменту в политической, экономической и социальной сферах общества.
В данном случае существуют в основном удовлетворительные условия для успешной реализации Программы. В то же время отдельные программные мероприятия могут быть выполнены не в полном объеме, что приведет к снижению эффективности реализации этих мероприятий и Программы в целом.
Пессимистический сценарий предполагает наличие неблагоприятных внешних факторов для осуществления Программы: дефицит финансирования, непопулярность и непринятие населением отдельных мероприятий, затягивание сроков реализации мероприятий, пассивность и неэффективность действий субъектов профилактики, в том числе и правоохранительных структур.
Очевидно, что в таких условиях Программа не может быть реализована в полном объеме, а эффективность ее реализации будет невысокой.
Так как проблема может быть решена только совокупными усилиями органов исполнительной власти региона и всеми субъектами антинаркотической деятельности, необходима тесная межотраслевая координация действий в рамках программно-целевого метода планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями областного бюджета. Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях комплексного решения проблемы: профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечении и реабилитации больных наркоманией, пресечении незаконного оборота наркотиков. Одновременное сосредоточение усилий на всех этих направлениях позволит получить устойчивый положительный эффект. Реализация каждого отдельно взятого направления окажется более затратной по сравнению с комплексным подходом. Решением совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в Центральном федеральном округе от 18 июня 2009 года Правительству Ярославской области рекомендовано разработать и принять региональную антинаркотическую программу.

II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ИСПОЛНИТЕЛИ И СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы направлена на достижение стратегической цели - улучшение состояния здоровья населения Ярославской области.
Цель Программы - сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории области.
Задачи Программы:
- развитие целостной системы профилактики наркопотребления, включающей образовательные и досуговые учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительные органы, общественные объединения и движения;
- поддержка и развитие системы государственной и негосударственной деятельности в области профилактики наркозависимости, реализация антинаркотической пропаганды;
- обеспечение населения области квалифицированной информацией по проблемам наркомании;
- совершенствование системы раннего выявления, лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
- создание условий для подготовки и переподготовки специалистов, занимающихся проблемами наркомании;
- обеспечение проведения комплексных мероприятий, направленных на пресечение незаконного оборота наркотиков;
- укрепление материально-технической базы учреждений и организаций, принимающих участие в реализации Программы.
Предполагаемые сроки реализации Программы - 2010 - 2011 годы.
Куратор Программы - первый заместитель Губернатора области, курирующий вопросы взаимодействия с правоохранительными органами, организацию работы общественных объединений правоохранительной направленности и межведомственных комиссий в сфере профилактики незаконного наркопотребления.
Ответственный исполнитель Программы - управление Правительства области по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями.
Исполнители мероприятий Программы - департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент по делам молодежи Ярославской области, департамент культуры Ярославской области, департамент по физкультуре и спорту Ярославской области, департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области.
Участники Программы - управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области, Управление внутренних дел по Ярославской области, управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ярославской области, управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ярославской области, Северное управление внутренних дел на транспорте, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.

III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, определенных системой программных мероприятий, путем выделения целевых бюджетных ассигнований исполнителям мероприятий Программы, субсидий - муниципальным районам и городским округам области.
Выделенные средства будут направлены на подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере профилактики наркомании и наркологов; проведение мониторинговых исследований по выявлению подростков "группы риска"; осуществление целевых молодежных акций и антинаркотических проектов; обеспечение деятельности специализированных учреждений психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей, склонных к немедицинскому потреблению психоактивных веществ; приобретение спортивного оборудования для реализации дополнительных образовательных программ как альтернативы асоциальному поведению; укрепление материально-технической базы наркологической службы и подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

IV. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЪЕМАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного и местного бюджетов.

Предполагаемые объемы финансирования

+------------------------+-----------+------------------------------------+
¦ Наименование ресурсов  ¦  Единица  ¦             Потребность            ¦
¦                        ¦ измерения +-----------+------------------------+
¦                        ¦           ¦   всего   ¦  в том числе по годам  ¦
¦                        ¦           ¦           +------------+-----------+
¦                        ¦           ¦           ¦    2010    ¦    2011   ¦
+------------------------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦Финансовые ресурсы:     ¦ тыс. руб. ¦           ¦            ¦           ¦
+------------------------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦- областной бюджет      ¦ тыс. руб. ¦    53120  ¦    25405   ¦    27715  ¦
+------------------------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦- местные бюджеты       ¦ тыс. руб. ¦     3500  ¦     2000   ¦     1500  ¦
+------------------------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦Итого:                  ¦ тыс. руб. ¦    56620  ¦    27405   ¦    29215  ¦
+------------------------+-----------+-----------+------------+-----------+

V. ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРОГРАММУ

Мероприятия Программы реализуются на территории всех муниципальных образований Ярославской области.

VI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Программы позволит:
- обеспечить нормативно-правовое регулирование организации профилактики потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- добиться позитивного изменения ситуации, связанной с незаконным потреблением наркотиков;
- добиться снижения уровня первичной заболеваемости наркоманией;
- обеспечить население квалифицированной информацией по проблемам наркомании;
- повысить профессиональные навыки специалистов системы учреждений образования, здравоохранения, других субъектов антинаркотической деятельности;
- повысить эффективность государственной системы профилактики преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам.
Результатом реализации мероприятий Программы станет дальнейшее совершенствование единой системы формирования позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к немедицинскому потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни большинством молодежи.
В социальной сфере реализация программных мероприятий позволит создать благоприятные условия для возвращения к нормальной жизни и трудоустройства лиц, прошедших лечение и реабилитацию, что будет способствовать моральному и физическому оздоровлению населения области.

Программа ориентирована на достижение следующих показателей:

+-------------------------+------------+-----------------+----------------+
¦ Наименование показателя ¦  Базовый   ¦  Относительное  ¦ Относительное  ¦
¦      (индикатора)       ¦ показатель ¦    снижение     ¦    снижение    ¦
¦                         ¦ 2009 года  ¦показателя в 2010¦  показателя в  ¦
¦                         ¦    <*>     ¦году по отношению¦  2011 году по  ¦
¦                         ¦            ¦к базовому уровню¦   отношению к  ¦
¦                         ¦            ¦    2009 года    ¦ базовому уровню¦
¦                         ¦            ¦                 ¦    2009 года   ¦
+-------------------------+------------+-----------------+----------------+
¦Уровень первичной        ¦            ¦       0,73      ¦       0,65     ¦
¦заболеваемости           ¦            ¦                 ¦                ¦
¦наркоманией среди        ¦            ¦                 ¦                ¦
¦населения Ярославской    ¦            ¦                 ¦                ¦
¦области (число случаев   ¦            ¦                 ¦                ¦
¦на 10 тысяч населения)   ¦            ¦                 ¦                ¦
+-------------------------+------------+-----------------+----------------+
¦Снижение уровня          ¦            ¦      12,5       ¦      12,3      ¦
¦наркотизации населения   ¦            ¦                 ¦                ¦
¦(число лиц, состоящих    ¦            ¦                 ¦                ¦
¦под наблюдением с        ¦            ¦                 ¦                ¦
¦диагнозом "наркомания" и ¦            ¦                 ¦                ¦
¦допускающих немедицинское¦            ¦                 ¦                ¦
¦употребление наркотиков, ¦            ¦                 ¦                ¦
¦на 10 тысяч населения)   ¦            ¦                 ¦                ¦
+-------------------------+------------+-----------------+----------------+
¦Увеличение количества    ¦            ¦      95         ¦     100        ¦
¦школ и учреждений        ¦            ¦                 ¦                ¦
¦начального               ¦            ¦                 ¦                ¦
¦профессионального        ¦            ¦                 ¦                ¦
¦образования, реализующих ¦            ¦                 ¦                ¦
¦комплексные программы по ¦            ¦                 ¦                ¦
¦профилактике потребления ¦            ¦                 ¦                ¦
¦психоактивных веществ (в ¦            ¦                 ¦                ¦
¦процентах к предыдущему  ¦            ¦                 ¦                ¦
¦году)                    ¦            ¦                 ¦                ¦
+-------------------------+------------+-----------------+----------------+

--------------------------------
<*> Базовый показатель в абсолютных цифрах определяется на основании статистических данных по окончании 2009 года.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru