Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Архангельская область

title>Решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2008 № А05-680/2008 Суд отказал в удовлетворении иска о признании совместного исключительного права фирмы как акционера ликвидируемого ЗАО на результат интеллектуальной деятельности - территориальную сметно-нормативную базу в строительстве субъекта РФ в печатном и электронном виде, поскольку данная база разработана ФГУП и в рассматриваемый период ЗАО не вносило в нее какие-либо изменения или дополнения, зарегистрированные в установленном порядке, в связи с чем у ЗАО отсутствует исключительное право на указанную базу данных.


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2008 г. по делу № А05-680/2008

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 4 апреля 2008 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Трубиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Трубиной Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Центр экономики и ценообразования в строительстве"
к ответчику закрытому акционерному обществу "Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве по Архангельской области"
с привлечением третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, - общества с ограниченной ответственностью "Фирма СОФТ-М"
о признании совместного исключительного права на результат интеллектуальной деятельности
при участии представителей:
от истца Киселев Д.В. - генеральный директор (протокол общего собрания участников от 06.05.2002), Познанская Н.А. - по доверенности от 14.01.2008
от ответчика Швецова В.В. - по доверенности от 18.09.2007, Васильева Е.М. - по доверенности от 05.02.2008
от третьего лица Иванов И.А. - генеральный директор (протокол общего собрания участников от 23.04.1997)

установил:

обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Центр экономики и ценообразования в строительстве" заявлено требование о признании его совместного исключительного права на результат интеллектуальной деятельности закрытого акционерного общества "Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве по Архангельской области" - ТСНБ-2001 Архангельской области в печатном и электронном виде.
На основании статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца и общества с ограниченной ответственностью "Фирма СОФТ-М" определением от 14.02.2008 судом привлечено к участию в деле третьим лицом, заявляющим самостоятельное требование на предмет спора, общество с ограниченной ответственностью "Фирма СОФТ-М". ООО "Фирма СОФТ-М" заявило требование о признании его совместного исключительного права на результат интеллектуальной деятельности закрытого акционерного общества "Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве по Архангельской области" - ТСНБ-2001 Архангельской области в печатном и электронном виде.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.03.2008 истец и третье лицо, заявляющее самостоятельное требование на предмет спора, уточнили формулировки заявленных исковых требований, просят признать совместное исключительное право общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Центр экономики и ценообразования в строительстве" образования в строительстве" и общества с ограниченной ответственностью "Фирма СОФТ-М" на результат интеллектуальной деятельности закрытого акционерного общества "Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве по Архангельской области" - ТСНБ-2001 Архангельской области в электронном виде, созданный ЗАО "Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве по Архангельской области" в период с 01.04.2005 по 31.10.2007.
Право на предъявление иска обосновано тем, что ООО Научно-производственная фирма "Центр экономики и ценообразования в строительстве" и ООО "Фирма СОФТ-М" являются акционерами ЗАО "Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве по Архангельской области" владеющими соответственно 25 и 60 обыкновенными именными акциями акционерного общества, что составляет 5
Ответчик исковые требования не признает.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил:
12.11.2003 ЗАО "Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве по Архангельской области" и областное государственное учреждение "Управление капитального строительства по Архангельской области" заключили договор № 1, согласно которому ОГУ "УКС АО" передало ЗАО "АрхРЦЦС" эксклюзивные права по распространению Территориальной сметной нормативной базы 2001 года для Архангельской области (далее - ТСНБ-2001), включающей сборники территориальных единичных расценок (ТЕР), технические части, указания по применению сборников, официальные дополнения и иные материалы, входящие в состав ТСНБ-2001, в едином формате Госстроя России для передачи нормативно-сметной информации (ЕФНСИ Госстроя России).
В соответствии с разделом 2 договора № 1 от 12.11.2003 ОГУ "УКС АО" обязалось обеспечивать ЗАО "АрхРЦЦС" необходимой информацией по ТСНБ-2001, передавать все части и компоненты ТСНБ-2001 по мере регистрации ее в Госстрое России, нести ответственность за содержание ТСНБ-2001 в едином формате Госстроя России (ЕФНСИ). ЗАО "АрхРЦЦС" обязалось оказывать услуги пользователям по предоставлению ТСНБ-2001 в формате ЕФНСИ Госстроя России, либо в формате специализированного программного продукта, вести регистрацию всех предоставленных пользователям ТСНБ-2001.
В приложении № 1 к договору № 1 от 12.11.2003 стороны определили стоимость ТСНБ-2001 в печатном и электронном видах и порядок распределения средств от ее реализации. Пунктом 4.1 договора установлено, что взаиморасчеты производятся сторонами на основании отчетов ЗАО "АрхРЦЦС" о распространении ТСНБ-2001.
Перечень сборников территориальных единичных расценок для Архангельской области, территориальных сборников средних сметных цен, переданных в ЗАО "АрхРЦЦС" при заключении договора, перечислен в приложении № 2 к договору № 1 от 12.11.2003.
В соответствии с сопроводительным письмом № 563 от 12.11.2003 ОГУ "УКС АО" на основании договора № 1 от 12.11.2003 передало ЗАО "АрхРЦЦС" диск, содержащий электронный вариант Территориальной сметной нормативной базы 2001 года Архангельской области для ее распространения в печатном и электронном виде.
31.03.2005 ОГУ "УКС АО" и ЗАО "АрхРЦЦС" подписали акт приема-передачи выполненных работ по договору № 1 от 12.11.2003, в котором ОГУ "УКС АО" подтвердило, что ЗАО "АрхРЦЦС" выполнило свои обязательства по распространению ТСНБ-2001 и обеспечению свободного доступа предприятиям строительного комплекса и другим предприятиям, учреждениям и организациям к использованию ТСНБ-2001.
31.03.2005 сторонами подписано соглашение о расторжении договора № 1 от 12.11.2003.
01.09.2004 Департамент строительства и архитектуры администрации Архангельской области и ЗАО "АрхРЦЦС" заключили соглашение об основных направлениях сотрудничества для формирования и развития региональной нормативной базы по ценообразованию в строительстве в рамках общей концепции и методических документов Госстроя России, для организации информационно-разъяснительной работы, практическому применению территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 соглашения от 01.09.2004 Департамент обязался содействовать ЗАО "АрхРЦЦС" во внедрении территориальной сметно-нормативной базы ценообразования, а ЗАО "АрхРЦЦС" обязалось осуществлять стоимостной мониторинг цен на строительные материалы, строительные машины и механизмы, трудозатраты по видам строительных работ по Архангельской области и ежеквартально представлять в департамент для согласования, рассчитывать индексы удорожания к сметным ценам на строительно-монтажные и другие виды работ, формировать и развивать региональную нормативную базу по ценообразованию в строительстве в рамках общей концепции и методических документов Госстроя.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с расторжением договора № 1 от 12.11.2003 с 01.04.2005 ответчиком утрачено право на распространение ТСНБ-2001 в печатном и электронном виде. По мнению истца и третьего лица, соглашение от 01.09.2004 не предоставляло ответчику прав на распространение ТСНБ-2001 и действовало до 31.12.2004. Истец и третье лицо считают, что ТСНБ-2001 Архангельской области в электронном виде, распространяемая ответчиком с 01.04.2005, создана ответчиком в рамках уставной деятельности акционерного общества на основе электронной базы данных переданной ему по договору № 1 от 12.11.2003. По мнению истца и третьего лица, электронная база данных созданная ответчиком является результатом его интеллектуальной деятельности и самостоятельным объектом авторских прав в соответствии с пунктом 2 статьи 1295 и статьи 1333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому ответчик обладает исключительным правом на эту базу данных. Истец и третье лицо полагают, что они совместно со всеми акционерами ответчика являются правообладателями ТСНБ-2001 Архангельской области в электронном виде, созданной ответчиком, и при ликвидации ответчика имеют совместное исключительное право на указанный результат его интеллектуальной деятельности.
Ответчик в возражениях на иск указал, что Территориальная сметная нормативная база в строительстве (ТСНБ-2001) разработана по заказу администрации Архангельской области Федеральным государственным унитарным предприятием по капитальному строительству и проектированию "Инвестстройпроект" в электронном виде и введена в действие на территории Архангельской области с 01.01.2004, что правообладателем указанной базы является администрация Архангельской области, и что право на распространение базы в электронном и печатном видах было предоставлено ответчику договором № 1 от 12.11.2003 и соглашением от 01.09.2004. По утверждению ответчика он не создавал электронного варианта ТСНБ-2001 Архангельской области после 01.04.2005, никогда не изменял и не дополнял существующую базу, в связи с чем, ТСНБ-2001 никогда не являлась результатом его интеллектуальной деятельности, не числится в бухгалтерском учете акционерного общества как нематериальный актив. Ответчик считает, что ни акционерное общество, ни его акционеры не имеют никаких прав на ТСНБ-2001 Архангельской области.
Проверив обоснованность доводов истца, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, возражений ответчика, оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
На основании постановления Госстроя России № 18-15 от 11.02.1998 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве", приказа Госстроя России № 229 от 16.10.2000 "О порядке регистрации Госстроем России сборников сметных норм и цен, разработанных в связи с переходом на новую сметно-нормативную базу с 1 января 2001 года", постановления Госстроя России № 16 от 08.04.2002 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" по заказу администрации Архангельской области в лице ОГУ "Управление капитального строительства по Архангельской области" Федеральным государственным унитарным предприятием по капитальному строительству и проектированию "Инвестстройпроект" была разработана Территориальная сметная нормативная база в строительстве Архангельской области (ТСНБ-2001) и зарегистрирована в Госстрое России.
Постановлением Главы администрации Архангельской области от 27.02.2004 № 42 "О введении в действие новой территориальной сметно-нормативной базы в строительстве (ТСНБ-2001)" с 01.01.2004 на территории Архангельской области введена в действие новая территориальная сметно-нормативная база в строительстве (ТСНБ-2001) согласно прилагаемому к постановлению перечню сборников.
Постановлением Главы администрации Архангельской области от 20.04.2005 № 75 "О внесении дополнения в Перечень сборников территориальной сметно-нормативной базы в строительстве (ТСНБ-2001)" дополнен раздел 1 Перечня сборников территориальной сметно-нормативной базы в строительстве (ТСНБ-2001), введенной в действие постановлением Главы администрации Архангельской области от 27.02.2004 № 42, сборником территориальных единичных расценок ТЕР 81-02-27-2001 Автомобильные дороги, в связи с его регистрацией Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 17.12.2004.
Факт законного владения администрацией Архангельской области результатом интеллектуальной деятельности - Территориальной сметной нормативной базой в строительстве Архангельской области (ТСНБ-2001), подтверждается материалами дела. На балансе областного государственного учреждения "Дирекция областного заказчика-застройщика" с 30.12.2005 числятся затраты на мероприятия по переходу на новую сметно-нормативную базу в строительстве в связи с реорганизацией ОГУ "Управление капитального строительства по Архангельской области".
С целью информационного обеспечения строительного комплекса Архангельской области и создания системы внедрения ТСНБ-2001 Архангельской области эксклюзивные права по ее распространению ОГУ "Управление капитального строительства по Архангельской области" передало ЗАО "АрхРЦЦС" по договору № 1 от 12.11.2003.
На основании договора № 1 от 12.11.2003 ЗАО "АрхРЦЦС" изготовило печатные сборники территориальных единичных расценок для определения стоимости строительства в Архангельской области с электронного варианта ТСНБ-2001 Архангельской области и производило распространение базы в печатном и в электронном видах.
В судебном заседании установлено, что после расторжения 31.03.2005 договора № 1 от 12.11.2003 диск, содержащий электронный вариант Территориальной сметной нормативной базы 2001 года Архангельской области, ЗАО "АрхРЦЦС" не возвращало ОГУ "Управление капитального строительства по Архангельской области".
После 31.03.2005 право на распространение ТСНБ-2001, являющейся собственностью администрации Архангельской области, было предоставлено ЗАО "АрхРЦЦС" соглашением от 01.09.2004 об основных направлениях сотрудничества, заключенным с Департаментом строительства и архитектуры администрации Архангельской области.
Доводы истца о том, что указанное соглашение не предоставляет ответчику прав на распространение ТСНБ-2001 Архангельской области и действовало только до 31.12.2004 не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего спора.
Разделом 4 соглашения от 01.09.2004 установлено, что срок его действия определен до 31.12.2004, но может быть продлен по взаимному согласию сторон. Предложение о пролонгации соглашения заинтересованная сторона обязана письменно направить другой стороне не позднее, чем в 30-дневный срок.
Письмом № 215 от 30.11.2004 ЗАО "АрхРЦЦС" предложило пролонгировать соглашение от 01.09.2004. Из представленной в материалы дела переписки ЗАО "АрхРЦЦС" и Департамента строительства и архитектуры администрации Архангельской области следует, что соглашение от 01.09.2004 сторонами исполнялось в течение 2005, 2006, 2007 годов.
При толковании условий соглашения от 01.09.2004 в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом приняты во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, а также действительная общая воля сторон с учетом цели договора. Указанные в тексте соглашения предмет, цель, обязанности сторон, а также их последующая переписка по вопросам исполнения условий соглашения свидетельствуют о том, что стороны осуществляли сотрудничество по практическому внедрению территориальной сметно-нормативной базы ценообразования.
Довод истца о том, что после 31.03.2005, учитывая свободный доступ к ТСНБ-2001 Архангельской области и на ее основе, ответчиком была создана ТСНБ-2001 в электронном виде, также не нашел своего подтверждения.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1333 Гражданского кодекса Российской Федерации изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. Изготовителю базы данных принадлежат: исключительное право изготовителя базы данных; право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
На основании пункта 1 статьи 1296 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.
Действующими нормативными правовыми актами четко регламентирован порядок создания территориальных сметно-нормативных баз ценообразования в строительстве, внесения в них изменений и дополнений, регистрации и введения в действие.
Согласно пункту 1 Порядка регистрации Госстроем России территориальных и отраслевых сборников сметных норм и цен, разработанных в связи с переходом на новые сметные нормы и цены в строительстве на территории Российской Федерации с 1 января 2001 года, утвержденного приказом Госстроя России от 16.10.2000 № 229, территориальные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, сборники единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, отраслевые сборники специализированных видов строительства (далее - территориальные и отраслевые сборники) разрабатываются соответственно администрациями субъектов Российской федерации и заинтересованными организациями, согласовываются, утверждаются в установленном порядке и вводятся в действие после регистрации их Госстроем России.
Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что территориальные сборники должны представляться на регистрацию руководством администрации субъекта Российской Федерации, а отраслевые - руководством соответствующего ведомства, корпорации, акционерного общества, компании и т.д.
Из материалов дела следует, что на всех сборниках территориальных единичных расценок для определения стоимости строительства в Архангельской области, составляющих ТСНБ-2001 Архангельской области, указано, что они разработаны Федеральным государственным унитарным предприятием по капитальному строительству и проектированию "Инвестстройпроект", зарегистрированы в Госстрое России, приняты и введены в действие постановлениями администрации Архангельской области. Доказательств наличия в электронном или печатном варианте ТСНБ-2001 Архангельской области, распространяемой ответчиком после 31.03.2005, каких-либо изменений или дополнений зарегистрированных и введенных в действие в установленном порядке, а также доказательств, что база данных, распространяемая ответчиком после 31.03.2005, чем-либо отличается от базы данных ранее созданной ФГУП по капитальному строительству и проектированию "Инвестстройпроект" суду не представлено.
Из бухгалтерских балансов ЗАО "АрхРЦЦС" за 2004, 2005 годы, промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса на 24.12.2007 следует, что на балансе общества не числится никаких нематериальных активов.
Истцом не представлено суду никаких доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком были получены какие-либо распоряжения от администрации Архангельской области по разработке изменений или дополнений в ТСНБ-2001, что ответчиком по своей инициативе когда-либо давалось задание работникам акционерного общества по изготовлению базы данных - ТСНБ-2001 Архангельской области, что работники ответчика в силу своих трудовых обязанностей в какой-либо период времени изготовили такую базу или какие-либо изменения и дополнения к ней, что за указанную работу ответчиком производилась оплата, что после 31.03.2005 такая база кем-либо представлялась в Госстрой России для регистрации, что ответчик где-либо на экземплярах базы данных в печатном или электронном виде указал свое наименование в качестве ее изготовителя.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает, что ЗАО "АрхРЦЦС" не имеет исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности - ТСНБ-2001 Архангельской области. Следовательно, отсутствует такое право и у его акционеров.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на истца и третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области в месячный срок с момента его принятия.

Судья
Н.Ю.ТРУБИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru