Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2009 г. по делу № А71-6265/2009-А24

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе председательствующего судьи Кудрявцева М.Н.,
судей Коковихиной Т.С., Глухова Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кудрявцевым М.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Удмуртской Республики, гор. Ижевск,
к Дебесскому районному Совету депутатов Удмуртской Республики, с. Дебесы,
о признании недействующим в части нормативного правового акта,
в судебном заседании приняли участие представители
Прокурора УР: Русских И.Ю., старший помощник Прокурора УР, служебное удостоверение,
ответчика: не явился, извещен (уведомлен. за № 20371 о вручении 25.06.2009 г.).
Прокурор Удмуртской Республики (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд УР в интересах государства и общества с заявлением о признании недействующими подпунктов 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 пункта 3.1, пункта 3.2 Положения о порядке сдачи в аренду нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Дебесского района, утвержденного решением Дебесского районного Совета депутатов УР от 26 июля 2001 г. № 39, противоречащими ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
В основание требований по заявлению прокурор указал, что указанные нормы муниципального правового акта противоречат федеральному законодательству, а именно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", и нарушают права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дебесский районный Совет депутатов Удмуртской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений по существу спора не представил. Дело в соответствии с ч. 2 ст. 194 АПК РФ рассмотрено в отсутствие муниципального органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В судебном заседании установлено:
Дебесским районным Советом депутатов УР 26 июля 2001 года принято решение № 39 "Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Дебесского района" (далее по тексту - Положение).
Пунктом 3.1 раздела 3 Положения установлено, что нежилые помещения (здания) могут быть предоставлены в аренду целевым назначением без проведения коммерческого конкурса:
- муниципальным предприятиям и учреждениям, не подлежащим приватизации;
- бюджетным организациям;
- организациям, имеющим в своем составе более пятидесяти процентов инвалидов;
- иным предприятиям и организациям, чья деятельность связана с выполнением работ или оказанием услуг по реализации районных целевых программ развития;
- при обмене нежилых помещений;
- при необходимом капитальном ремонте и реконструкции нежилого помещения;
- расположенные в малых населенных пунктах (к малым населенным пунктам не относятся районный центр и центры сельских администраций).
Согласно п. 3.2 Положения в прямую аренду целевым назначением могут быть сданы имущество и производственные площади муниципальных предприятий и их структурных подразделений предприятиям, производящим и перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию.
Прокурор УР, полагая, что указанные нормы Положения не соответствуют федеральному законодательству, обратился в арбитражный суд в интересах государства и общества с заявлением о признании их недействующими.
Оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения прокурора, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", введенной Федеральным законом от 30.06.2008 г. № 108-ФЗ, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением:
1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;
3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Данный перечень исключительных случаев является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность предоставления в аренду нежилых зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности по самостоятельному усмотрению органов местного самоуправления без проведения конкурсов или аукционов для решения социальных и иных вопросов.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 53 данного Федерального закона до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Более того, согласно ст. 2 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов. Это означает, что органы местного самоуправления не вправе принимать нормы и правила в сфере ограничения конкуренции, в том числе в части определения круга субъектов, которым могут передаваться во владение и пользование объекты нежилого фонда.
Законом о конкуренции предусмотрено проведение конкурсных процедур как наиболее оптимального способа обеспечения равного доступа субъектов предпринимательской деятельности на право аренды муниципального имущества.
Оспариваемым положениями пункта 3.1 и пункта 3.2 Положения, утвержденного Дебесским районным Советом депутатов УР 26 июля 2001 года, ограничиваются права субъектов предпринимательской деятельности, поскольку этими нормами установлены субъективные критерии предоставления муниципального имущества в аренду.
Противоречие вышеуказанных пунктов Положения закону является основанием для признания их недействующими со дня вступления в противоречие с федеральным законом, имеющим высшую юридическую силу.
В силу ст. 333.37 НК РФ прокурор и орган местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены, в связи с чем госпошлина взысканию в бюджет не подлежит.
Руководствуясь ст. 167 - 170, ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд УР

решил:

1. Признать недействующими подпункты 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 пункта 3.1 и пункт 3.2 Положения о порядке сдачи в аренду нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности Дебесского района, утвержденного решением Дебесского районного Совета депутатов УР от 26 июля 2001 г. № 39, противоречащими ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
2. Решение вступает в силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в месячный срок со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
М.Н.КУДРЯВЦЕВ

Судьи
Т.С.КОКОВИХИНА
Л.Ю.ГЛУХОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru