Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2009 г. по делу № А43-4293-/2008-42-127

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2009 года,
полный текст решения изготовлен 3 июля 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Кабанова Владимира Петровича,
при ведении протокола судьей Кабановым В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление Приволжской транспортной прокуратуры
о признании недействительным распоряжения администрации Кстовского района Нижегородской области от 17.04.2003 № 761-р "О предоставлении земельного участка, расположенного в промышленной зоне Кстовского района для строительства товарно-сырьевой базы сжиженных углеводородных газов ОАО "Сибур-Нефтехим",
при участии представителей:
От Приволжской транспортной прокуратуры - Софронов А.В. (доверенность от 14.10.2009 г.);
От администрации Кстовского района Нижегородской области - Шабалина В.И. (доверенность от 19.02.2009 г.);
От открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - Бычков И.П. (доверенность от 14.11.2007 г.);
От открытого акционерного общества "Сибур-Нефтехим" - Ларионова Т.Е. (доверенность от 19.12.2008 г.);
От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области - не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Приволжская транспортная прокуратура (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации Кстовского района Нижегородской области (далее - администрация) от 17.04.2003 № 761-р "О предоставлении земельного участка, расположенного в промышленной зоне Кстовского района, для строительства товарно-сырьевой базы сжиженных углеводородных газов открытому акционерному обществу "Сибур-Нефтехим".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2008, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008, в удовлетворении предъявленного требования отказано. Суд сделал вывод о том, что рассматриваемое заявление прокурора поступило за пределами установленного законом срока на обращение в суд. Уважительных причин, повлекших пропущенный срок подачи заявления, суд не установил.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 февраля 2009 г. вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено в Арбитражный суд Нижегородской области для рассмотрения по существу.
Кассационная инстанции посчитала ошибочным и противоречащим обстоятельствам и материалам дела вывод суда первой инстанции о том, что прокурор, выступающий в интересах Российской Федерации, пропустил срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал ранее предъявленные требования, указав, что оспариваемое распоряжение не соответствует основополагающим нормам гражданского законодательства, поскольку органам местного самоуправления не предоставлено полномочий по распоряжению землями железнодорожного транспорта, отнесенными к федеральной собственности Российской Федерации. Оспариваемый акт нарушает права и законные интересы Российской Федерации по распоряжению указанными земельными участками и создает препятствия для осуществления экономической деятельностью ОАО "РЖД".
Представители заинтересованных лиц, а именно, администрации Кстовского района Нижегородской области, ОАО "Сибур-Нефтехим" с доводами представителя прокуратуры не согласились по основаниям, указанным в отзывах.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и ОАО "РЖД" в представленных отзывах, а также в судебном заседании изложили мнение о законности и обоснованности предъявленного требования.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения рассматриваемого спора.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением администрации от 17.04.2003 № 761-р "О предоставлении земельного участка, расположенного в промышленной зоне Кстовского района для строительства товарно-сырьевой базы сжиженных углеводородных газов ОАО "Сибур-Нефтехим", указанной организации предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок общей площадью 107 699 кв. м.
В последующем, полагая, что администрация Кстовского района Нижегородской области, неправомерно издала распорядительный акт - распоряжение от 17.04.2003 № 761-р, которым предоставила ОАО "Сибур-Нефтехим" земельный участок в аренду для строительства, прокуратура обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии со статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В связи с указанной нормой, и выводом, содержащимся в постановлении кассационной инстанции, суд не рассматривает доводы сторон относительно пропуска установленного законом срока на обращение в суд.
Статья 61 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 16 того же Кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, установлены статьей 3 названного Закона (нормы законодательства указаны в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения).
В соответствии с данной нормой, в частности, основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ землями железнодорожного транспорта являются:
- земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;
- полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно пункта 4 ст. 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
ОАО "РЖД" является собственником объектов недвижимого имущества железнодорожной станции Зелецино Кстовского района Нижегородской области, входящих в состав сооружения - комплекса: сооружений и объектов по направлению "Ройка - Зелецино". Право собственности ОАО "РЖД" на указанные объекты подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 52-01/55-18/2003-4 от 10.03.2004 и свидетельством о государственной регистрации права серия 52-АА № 807330 от 10.03.2004.
По мнению суда, факт наличия на спорном земельном участке площадью 107699 кв. м объекта недвижимого имущества - железнодорожного станционного пути № 36 (от стрелки № 169 до стрелки № 130), принадлежащем ОАО "РЖД" на праве собственности, подтверждается следующими доказательствами:
- актом установления и согласования границ земельного участка площадью 107 699 кв. м из которого следует, что на спорном земельном участке расположено полотно железной дороги;
- схемой станции Зелецино, составленной по материалам изысканий, выполненных институтом "Уралжелдорпроект" в июле - октябре 1994 г.;
- техническим паспортом, выданным филиалом по Кстовскому району ФГУП "Ростехинвентаризация" 17.02.2004 г;
- топографическими картами по состоянию на 1982 г., составленными Экспедицией № 129 предприятия № 7 Главного управления геодезии и картографии (ныне - Верхневолжское окружное управление геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии);
- а также письмами заинтересованных лиц (ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Горьковской железной дороги и ОАО "Сибур-Нефтехим").
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит исключительно собственнику имущества.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, которым был предоставлен земельный участок ОАО "Сибур-Нефтехим", нарушает права и законные интересы Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как собственника земельного участка, на котором расположен железнодорожный станционный путь № 36.
На основании изложенного, поскольку орган местного самоуправления при принятии распоряжения вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий и распорядился частью земельного участка, находящегося в федеральной собственности, изданный администрацией Кстовского района ненормативный правовой акт - распоряжение от 17.04.2003 № 761-р "О предоставлении земельного участка, расположенного в промышленной зоне Кстовского района для строительства товарно-сырьевой базы сжиженных углеводородных газов ОАО "Сибур-Нефтехим" не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации.
В связи с вышеизложенными нормами действующего законодательства, доводы представителей администрации Кстовского района Нижегородской области и ОАО "Сибур-Нефтехим" подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Распоряжение главы администрации Кстовского района Нижегородской области от 17.04.2003 г. № 761-р "О предоставлении земельного участка, расположенного в промышленной зоне Кстовского района для строительства товарно-сырьевой базы сжиженных углеводородных газов ОАО "Сибур-Нефтехим" признать недействительным.
2. Решение вступает в законную силу по истечении 30 дней с момента принятия, если не будет подана апелляционная жалоба в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья
В.П.КАБАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru